Научная статья на тему 'Состав административного правонарушения в области дорожного движения'

Состав административного правонарушения в области дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2966
414
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРОТИВОПРАВНОЕ ДЕЙСТВИЕ / БЕЗДЕЙСТВИЕ / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНСТРУКТИВНАЯ СТРУКТУРА / СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ / КОНСТРУИРУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Синцина С.В., Чумакова Н.И.

Определение элементов состава административного правонарушения способствует реализации задач законодательства об административных правонарушениях по защите общественных отношений, а в данном случае защите жизни и здоровья граждан, и соответственно предупреждению административных правонарушений в области дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состав административного правонарушения в области дорожного движения»

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ, ред. от 30.12.2015.

4. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ, ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015.

5. «Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме», принят 09.12.1988 Резолюцией 43/173 на 43-ей сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. - Нью-Йорк. - 1992. - С. 319-323.

6. Приказ МВД России от 30 апреля 2012 г. № 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан».

7. Приказ МВД России от 26.02.2002 г. № 174 дсп. «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей системы ОВД дел Российской Федерации».

8. Приказ МВД РФ от 02.04.2004 N 215 (ред. от 30.08.2006) «О мерах по совершенствованию деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел» (вместе с «Инструкцией по организации деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел», «Типовым штатным расписанием центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.08.2004 № 5964).

9. Постановление Правительства РФ от 15.10.2003 № 627 (ред. от 26.11.2013) «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц».

СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

© Синцина С.В.*, Чумакова Н.И.*

Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань

Определение элементов состава административного правонарушения способствует реализации задач законодательства об административных правонарушениях по защите общественных отношений, а в

* Старший преподаватель кафедры «Конституционное и административное право», магистр юриспруденции.

* Студент 4 курса Юридического факультета.

данном случае защите жизни и здоровья граждан, и соответственно предупреждению административных правонарушений в области дорожного движения.

Ключевые слова: правонарушение, юридическая ответственность, административная ответственность, противоправное действие, бездействие, дорожное движение, транспортное средство, общественные отношения, конструктивная структура, состав административного правонарушения, конструирующие признаки.

В современном Российском законодательстве административное правонарушение понимается как противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность [9]. Данное понятие имеет свое закрепление в ст. 2.1 КоАП РФ.

Однако необходимо отметить, что в юридической науке огромное внимание уделяется дефиниции правонарушения и соответственно конструкции юридического состава правонарушения.

Так, например, В.Л. Кулапов представил следующее определение правонарушения: правонарушение представляет собой виновное противоправное действие или бездействие лица, причиняющее определенный вред отдельным лицам, обществу, государству [16].

По мнению В.Н. Хропанюка, правонарушение понимается как виновное поведение праводееспособного индивида, которое находится в противоречии с предписаниями норм права, а также причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность [17].

Административное правонарушение встречается во многих сферах деятельности субъектов административного права, в том числе и в области дорожного движения [4]. В свою очередь, под дорожным движением, понимают совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог [18].

Необходимо отметить тот факт, что административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения регламентируется главой 12 КоАП РФ, которая является одной из наиболее часто изменяемых и дополняемых глав Особенной Части Кодекса. Так неоднократно усиливалась ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных данной главой. Это, прежде всего, связано с тем, что большинство административных правонарушений в области дорожного движения являются общественно опасными и создают угрозу жизни и здоровью, как водителей так и окружающих субъектов (объектов).

Примечательным является тот факт, что аварийность на дорогах обусловлена рядом факторов, к которым относятся следующие: низкое качество отечественных автомобилей, высокая стоимость ремонта (запасных частей),

плохое качество дорог, недостаточный водительский стаж, не качественный бензин, и несоблюдение требований по безопасности дорожного движения населением (в том числе пешеходами). Однако основной причиной дорожно-транспортных происшествий является нарушение водителями Правил дорожного движения [3].

Помимо того, Правительством РФ была утверждена Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» [15], нацеленная на сокращение числа лиц. Погибших в результате дорожно-транспортных происшествий и дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.

В 2006 г. с целью реализации программы в Государственную думу РФ был представлен проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в КоАП РФ, предусматривающий повышенную административную ответственность в области дорожного движения [15].

На наш взгляд, данным законом существенно усилена административная ответственность за правонарушения в области дорожного движения, гл. 12 КоАП РФ дополнена новыми составами административных правонарушений, а именно, установлена ответственность за управление транспортными средствами лицами в состоянии опьянения, не имеющими права управления транспортными средствами или лишенными такого права, за отказ от прохождения ими медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также за пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, и за другие правонарушения. Кроме того, введена новая мера обеспечения производства - освидетельствование на состояние опьянения, изменены правила задержания транспортного средства.

Возникающее в дорожном движении общественные отношения, имеют свою конструктивную структуру состава административного правонарушения, включающую в себя следующие конструирующие признаки: объект, объективную сторону субъект, субъективную сторону.

Под объектом административных правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения безопасности дорожного движения и установленный порядок эксплуатации транспортных средств [4].

В соответствии с ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП административная ответственность предусмотрена в отношении собственников (владельцев) транспортных средств. Транспортным средством (ч. 1 примечания к ст. 12.1 КоАП РФ) [12] считается автомототранспортное средство с рабочим двигателем объемом более 50 кубических сантиметров, а также максимальной скоростью не менее 50 километров в час (п. 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18) [14].

Однако на наш взгляд необходимо акцентировать внимание на том, что ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ предусматривает освобождение от административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств в случаях подтверждения данных о том, что в момент совершения правонарушения транспортное средство находилось в пользовании или владении другого лица, а также к моменту совершения правонарушения выбыло из обладания собственников (владельцев) в результате противоправных действий других лиц.

Касаемо такого конструктивного элемента состава административного правонарушения, как объективная сторона, которая выступает выражением внешней стороны конкретного противоправного деяния, посягающего на общественные отношения [2]. Посредством объективной стороны правоприменитель осуществляет первоначальную правовую идентификацию административного правонарушения по отнесению его к конкретному виду. Кроме того, объективная сторона административного правонарушения характеризуется системой законодательных норм и правил, регулируемых административно-правовыми средствами и юридически значимыми признаками, важным внешним проявлением которых является деяния [13].

Нельзя не сказать о том, что объективную сторону состава административного правонарушения в области дорожного движения составляют противоправные деяния (действия, бездействия) виновного лица, связанные с нарушением правил дорожного движения, эксплуатации транспортных средств, технических правил ремонта и содержания дорог Технические правила ремонта, а также содержания автомобильных дорог.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» дорожное движение есть совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Данный Закон устанавливает основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения: приоритет жизни, здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно административного законодательства РФ субъектами административного правонарушения могут выступать как физические, так и юридические лица [7].

В КоАП РФ регламентировано, что субъекты административного правонарушения должны быть носителями административной правоспособности, а также административной дееспособности.

Под субъектами дорожного движения понимается, лицо, совершившее общественно опасное деяние в области дорожного движения и способное

нести административную ответственность (обладающее административной деликтоспособностью), а именно: пешеходов, водителей легковых, грузовых, тихоходных транспортных средств, маршрутных такси, тягачей, мотоциклов, мопедов, велосипедисты а т.ж лиц, осуществляющих контроль в области правил дорожного движения, а именно инспекторов дорожно-транспортной службы.

В свою очередь, субъекты в дорожном движении можно подразделить на три группы, общие, особые и специальные. Общими субъектами являются вменяемые физические лица, достигшие возраста административной ответственности (с 16-летнего возраста), совершившее административное правонарушение в области дорожного движения. Под специальным субъектом в сфере дорожного движения, следует понимать две группы субъектов, такие как: 1) лица, выполняющие профессиональные функции, например инспекторы дорожно-транспортной службы, лица, контролирующие состояние водителей перед выпуском на маршрут, и т.д.; 2) лица, которым предоставлено специальное право, разрешение или лицензия (например, водители ТС).

Однако, наиболее распространенным специальным субъектом правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, является водитель. В Правилах дорожного движения, водителем признают лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, а также погонщика, ведущего по дороге вьючных верховых животных или стадо. По смыслу ст. 12.7 КоАП водителем следует считать лицо, непосредственно управляющее транспортным средством, вне зависимости от того, получено ли им право на управление транспортными средствами, лишено оно его или нет.

То, что касается возраста, по достижении которого наступает административная ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения, то он четко определен ст. 2.3 КоАП РФ: административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что удостоверения на право управления автомобилями, троллейбусами и трамваями могут получить лица, достигшие 18 лет, а мотоциклами, мотороллерами, мопедами и мотоколясками - 16 лет.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов, как известно, несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах, но за нарушение правил дорожного движения эти лица несут административную ответственность на общих основаниях [6]. Также следует подчеркнуть, что к указанным выше лицам могут быть применены все виды административных наказаний, предусмотренные соответствующими санкциями, за исключением администра-

тивного ареста (органы или должностные лица, которым предоставлено право назначать административные наказания, вправе вместо этого передать материалы о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности).

Помимо общей и специальной группы существует и особая группа, которая может включать в себя, субъектов, обладающих специальным правом, например водители-инвалиды, а также несовершеннолетние, инвалиды 1-2 группы, беременные женщины, лица имеющие статус депутата, судьи, прокурора, военнослужащего и др. [18].

Нельзя не обратить внимание на существование такой категории субъектов, являющихся, наиболее опасными для остальных участников дорожного движения, а именно лиц, находящиеся в нетрезвом состоянии.

Под нетрезвым состоянием, принято понимать наличие у водителя транспортного средства уровня алкоголя в крови, превышающего допустимые нормы предусмотренные Постановлением Правительства РФ № 475 от 26 июня 2008 года и ФЗ № 169 от 23 июня 2010 г. «О безопасности дорожного движения» [15], которые на сегодняшний день составляют 0,3 промилле или 0.15 на литр выдыхаемого воздуха.

Следовательно лицо находящиеся в нетрезвом состоянии, являющиеся субъектом дорожного движения, обладающее специальным статусам, а именно находящимся при исполнении в рамках своих служебных полномочий или являющейся водителем транспортного средства, подлежит обязательному медицинскому освидетельствованию и ответственности предусмотренной административным или уголовным законодательством, в зависимости от причиненного его действиями вреда [11].

Таким образом, административное правонарушение в области дорожного движения, лицами, находящимися в нетрезвом состоянии, является противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность в качестве штрафа (определенный КоАП РФ), а также лишение водительского удостоверения на основании решения суда. Однако она не может быть возложена на лицо, если в его действиях (бездействии) нет вины [5].

Субъективную сторону административного правонарушения составляет внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которого выступают: цель, мотив, вина.

Следует на наш взгляд акцентировать внимание на том, что цель и мотивы совершения административного правонарушения подлежат: доказыванию по делу об административном правонарушении; учету при определе-

нии меры и вида административной ответственности; анализу при изучении причин совершения правонарушения [13].

На наш взгляд, следует согласиться, многими учеными юристами, что центральным элементом субъективной стороны состава административного правонарушения - вина. В соответствии со ст. 2.1. КоАП РФ единственным основанием наступления административной ответственности является совершение физическим или юридическим лицом административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическо-право-выми признаками (противоправность, наказуемость), и соответственно виновность.

Виновность физических и юридических лиц выражается в морально-этическом и психическом отношении конкретного лица к совершаемому им деянию и его последствиям. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ для того, чтобы признать лицо виновным в совершении административного правонарушения, необходимо доказать, что юридическое лицо или его должностные лица могли, но не приняли всех мер, необходимых для обеспечения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность [2]. В этих целях государственный орган, которому подведомственны дела данной категории, вправе совершать определенные процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ.

Понятие «вины» представляет собой важнейший признак правонарушения и одинаково значимо в отношении преступления или административного проступка. При определении структуры вины субъекта административного права признак общественной опасности характеризуется понятием «вредные последствия», учитывая характер совершаемого деяния и наступивших либо наступающих последствий, присущих административному правонарушению [1].

Кроме того, следует сказать и о том, что вина может быть в форме умысла или наступившая в результате неосторожности, например в случае, когда субъект правонарушения сознает возможность наступления вредных последствий и желает их наступления. Примером может выступать ситуация, когда водитель автотранспорта движется на предельно высокой скорости и врезается при этом в заборное ограждение [17]. Неосторожность может выражаться в двух формах - самонадеянность и небрежность. Неосторожная вина при самонадеянности наступает вследствие предвидения субъектом правонарушения общественно опасных последствий своего поведения, но легкомысленно рассчитывает на возможность их предотвращения каким-либо образом. Например, пешеход, переходя дорогу в не положенном месте, и видя приближающийся транспорт, самонадеянно рассчитывал, что успеет перебежать дорогу. Пешеход явился субъектом правонарушения, повлекшего дорожно-транспортное происшествие [8]. Неосторожная вина при небрежности наступает вследствие не предвидения субъектом правона-

рушения общественно опасных последствий своего поведения, хотя может, и должно было их предвидеть в соответствии с деликтоспособностью [6]. Лишь с помощью субъективной стороны, возможно, провести грань различия между правонарушением как таковым и случаем, формально подпадающим под признаки общественно опасного деяния.

Итак, в субъективной стороне вина выступает важнейшим элементом правонарушения.

Особо хочется подчеркнуть, что Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Правила дорожного движения регулируют общественные отношения только в сфере дорожного движения, не распространяясь на иные виды движения (например, водное, воздушное и т.д.) [19].

Резюмируя все изложенное выше, необходимо сделать выводы о том, что:

1. Под дорожным правонарушением следует понимать создающее угрозу здоровью и безопасности граждан, сохранности транспортных средств, дорог и дорожных сооружений, безопасности дорожного движения и установленному порядку управления им общественно вредное, противоправное, виновное деяние (действие, бездействие), за которое КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

2. Элементами юридического состава административного правонарушения в области дорожного движения являются:

2.1. Объект административного правонарушения под которым, следует понимать противоправное деяние (как в форме действия, так и бездействия), регламентированное ст. 12.1 КоАП РФ.

2.2. Объективная сторона административного правонарушении в области дорожного движения, предусмотренная: 1) ч. 1 ст. 12.8 состоит в том, что виновный управляет транспортным средством (обладающим повышенной опасностью) в состоянии опьянения (различного характера); 2) ч. 2 ст. 12.8 состоит в том, что виновный передает (разрешает, либо допускает,) управление транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения; 3) ч. 3 ст. 12.8 (введена Законом № 210 от 24.07.07 г., вступила в законную силу с 01.01.08г., в свою очередь, содержание которой заключается в том, что виновный управляет транспортным средством (обладающее повышенной опасностью), находясь в состоянии опьянения и при этом не имеющим права управления транспортным средством (например, субъект был лишен такого права, либо не имел права); 4) ч. 4 ст. 12.8 состоит в том, что лицо, совершив административные правонарушения предусмотренные в ч. 1 и 2 ст. 12.8 (или хотя бы одно из них) повторно (или неоднократно) совершило (хотя еще не истек срок,

регламентированы в ст. 4; 5) такое же административное правонарушение.

2.3. Под субъектами данных административных правонарушений понимаются только водители, находящиеся в нетрезвом состоянии.

2.4. Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуется только прямым умыслом.

Таким образом, определение элементов состава административного правонарушения способствует реализации задач законодательства об административных правонарушениях по защите общественных отношений, а в данном случае защите жизни и здоровья граждан, и соответственно предупреждению административных правонарушений в области дорожного движения.

Однако, на данный момент в КоАП РФ, а именно в главе 12 посвященной административным правонарушениям не достаточно полно рассмотрены положения касающееся правонарушений лицами, находящимися в нетрезвом состоянии, что требует, на наш взгляд законодательного закрепления, то есть крайне необходима редакция или принятие отдельного закона, который в последствие поможет урегулировать проблемы возникающие в ходе реализации ФЗ «О безопасности дорожного движения» [20] и Постановления Правительства «Об утверждении освидетельствования лиц, находящихся в нетрезвом состоянии», так как на практике это не всегда является возможным и влечет за собой трагические последствия, вплоть до летальных исходов [16].

Список литературы:

1. Административное право России. Общая часть: Учебник для высших учебных заведений / под ред. П.И. Коннонова - М.: Издательская группа «Юрист», 2011. - 81 с.

2. Административное право / под ред. П.М. Ершова, Д.П. Звоненко, М.В. Иванов, А.Ю. Малубов, Г.Ю. Малубов. - М.: «Норма», 2011. - 332 с.

3. Административная ответственность / под. ред. Н.М. Конина. - М.: Норма, 2009. - 215 с.

4. Административное право России: учеб. пособие / Н.М. Конин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. - 256 с.

5. Административное правонарушение: понятие и состав: лекция / Л.И. Иванова. - М.: «Норма», 2000. - 27 с.

6. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - 3-е изд., пересмотр, и доп. - М.: Норма, 2008. - 151 с.

7. Белова Л.В. Вина юридического лица по административному праву // Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа -2007. - № 4. - 498 с. - СПС «Гарант». 2014.

8. Каплунов А.И. Особенности привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ст. 12.9 КоАП РФ, выяв-

ленные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи // Человек: преступление и наказание // СПС «Гарант». - 2014.

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2015) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - СПС «КонсультатнтПлюс». - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 29.01.2016).

10. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / А.Б. Агапов. - М.: «Статут», 2004. - 329 с.

11. Комментарий к КоАП / под ред. Ю.М. Козлова. - М.: Юристь, 2002. -147 с.

12. Организация дорожного движения: учебник для вузов / Г.И. Клин-ковштейн, М.Б. Афанасьев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 2007. -247 с.

13 . Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от

04.03.2005 (ред. от 23.06.2015) «Обзор судебной практике Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2005 года» [Электронный ресурс] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2005. - № 6. - СПС «КонсультатнтПлюс». - Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 29.01.2016).

14. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от

24.10.2006 № 18 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2006. - № 12. - СПС «КонсультатнтПлюс». -Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 29.01.2016).

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06. 2008 г. № 475 (в ред. от 18.11.2013г.) «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» // Российская газета. - 2008. - № 140. - СПС «Кон-сультатнтПлюс». - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 29.01.2016).

16. Теория государства и права / под ред. В.Л. Кулапова - М.: КноРус,

2014. - 384 с.

17. Теория государства и права / под ред. В.Н. Хропанюк. - М.: Омега-Л,

2015. - 239 с.

18. Технические средства организации дорожного движения: учебник / перераб. и доп. Ю.А. Кременец. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. - 245 с.

19. Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 14.10.2014 № 307-ФЗ) [Электронный ресурс]. -СПС «КонсультатнтПлюс». - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 29.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.