Научная статья на тему 'Соснина Т. Н. Стоимость: историко-методологическое исследование. Учебное пособие. Самара: Самарский научный центр РАН, 2005. 396 с'

Соснина Т. Н. Стоимость: историко-методологическое исследование. Учебное пособие. Самара: Самарский научный центр РАН, 2005. 396 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соснина Т. Н. Стоимость: историко-методологическое исследование. Учебное пособие. Самара: Самарский научный центр РАН, 2005. 396 с»

В МИРЕ КНИГ

Соснина Т.Н.

Стоимость: историко-методологическое исследование. Учебное пособие.

Самара: Самарский научный центр РАН, 2005. 396 с.

Актуальность изучения проблемы стоимости и стоимостных отношений обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, тем, что в настоящее время в экономической науке происходит переосмысление методологии научных исследований, связанное с необходимостью выбора приемлемого языка экономических теорий и базовых моделей для анализа специфической российской действительности. Как показала десятилетняя практика, копирование западных образцов не дает ожидаемых результатов, а зачастую наносит непоправимый вред экономике. В сложившихся условиях, по мнению Сосниной Т.Н., целесообразно проведение историко-методологического исследования прошлых эпох и народов с акцентом на выявление интегральных качеств феномена стоимости-ценности. Аргументом в пользу такого прочтения автор называет то обстоятельство, что феномен стоимости на протяжении всей истории человеческой мысли выступал своеобразным катализатором, образуя проблемные зоны, где решались злободневные социально-экономические проблемы теории и практики. В своей работе автор использовал феномен стоимости, чтобы осмыслить современную ситуацию с учетом уроков прошлого.

Своевременным и важным аспектом рецензируемой работы является обращение автора к проблемам образования.

В экономическом образовании на постсоветском пространстве произошло вытеснение из вузовских учебных курсов политической экономии в пользу "Экономикс". В начале 90-х гг. прошлого века возобладало мнение, что именно "Экономикс" позволит достаточно быстро адаптироваться к ситуации переходного периода и подготовить полноценные кадры экономистов-практиков. Однако, вскоре обнаружилась теоретическая и практическая несостоятельность современ-

ных рыночных теорий для решения новых проблем экономики. На повестку дня встал вопрос о возрождении политической экономии и в преподавании, и в научных исследованиях. Но единства в этом вопросе о статусе экономической теории (политической экономии) нет до сих пор. По мнению автора пособия, наиболее приемлемым является вариант, предусматривающий изучение разных концепций: кейнсианских, марксистских, неоклассических, институциональных и др. Следует согласиться с автором, что в основе новой модели преподавания экономической теории должна лежать совокупность научных концепций, методов, подходов, с помощью которых возможно всестороннее осмысление современной хозяйственной теории и практики.

В пособии затрагивается еще одна важная проблема, связанная с экологической ситуацией во все мире и в России, в частности. Экономисты предпринимают попытки решения эколого-экономических проблем в нескольких направлениях. Автор анализирует эти направления и обосновывает трехкрите-риальную концепцию стоимости, где наряду с органическим синтезом теории трудовой стоимости и теории предельной полезности, рассматривается третья составляющая стоимости, которая до сих пор не оценена по достоинству - стоимость экологическая (биосферная).

Работу можно назвать уникальной и по многим другим причинам. Так, учебное пособие выделяет логика изложения материала. Весь материал учебного пособия скомпонован в четырех главах, а также содержит четыре приложения. Каждая глава представляет собой компоновку всего материала таким образом, что он является целостной системой знаний по данной проблеме. Главы состоят из трех частей: содержания, вопросов для размышления и контроля и библио-

графического списка. Приложения имеют самодостаточную ценность, содержат обширную информацию о вариантах трактовок стоимостных отношений, о монографических изданиях и журнальных статьях.

В содержательной части главы автор объективно и беспристрастно отбирает и формирует теоретический материал, опираясь на широкий спектр отечественных и зарубежных изданий. При этом автор не ставит задачу только представить существующие точки зрения и направления в экономической науке. Весь текст сопровождается комментариями, по которым можно судить о позиции самого автора. В конце главы делаются выводы из анализа представленного теоретического материала. Подобное изложение материала позволяет сориентироваться в профессиональном информационном поле, осмыслить разнообразие подходов к анализу экономических реалий и выработать собственную позицию.

К элементам новизны можно отнести наличие в главах вопросов для размышления и контроля, что позволяет не только активизировать деятельность студентов путем организации круглых столов, дискуссий, но и гуманизировать педагогическое воздействие, обеспечивая студенту режим свободного развития. Библиографические списки представлены самыми последними разработками российский и зарубежных авторов, причем ни в одном списке работы не повторяются, т.е приведен богатейший перечень источников. Таким образом, говоря о содержании и структуре пособия, следует отметить, что автор, ориентируясь на новые тенденции в экономическом образовании, сумел реализовать методические подходы, позволяющие организовать самостоятельную исследовательскую работу студентов по дисциплине "экономическая теория".

Рассматривая в первой главе пособия вопросы, связанные с кризисом экономической теории и науки и образования, автор справедливо отмечает, что в настоящее время общественное сознание и экономическая наука существенно отстают от происходящих в России, да и в Беларуси глобальных перемен. Состояние экономической науки таково, что

она не в состоянии выполнять свою основную задачу - адекватно и правдиво объяснять происходящие в экономике процессы и явления. Трансформация экономики в данный период предполагает активную роль государства для становления цивилизованного рынка и предпринимательской среды. Западные рецепты реформирования, как показала практика, далеко не всегда "срабатывают" эффективно. Сегодня Россия, Беларусь и другие постсоветские страны также нуждаются в экономической теории, которая на основе критического анализа лучших достижений экономических школ и с учетом особенностей развития национальной экономики сумела бы предложить фундаментальные основы эффективной трансформации экономики. Следует признать, что пока такой теории на постсоветском пространстве и в мире нет. В этой же главе автор акцентирует внимание на проблемах отечественного образования с учетом кризисного состояния мировой экономической науки и задач российской высшей школы. На наш взгляд, проблемы, поднятые автором весьма актуальны. Кризис в понимании статуса экономической теории в обеспечении реальной жизнедеятельности общества и видении перспективного развития затронул и сферу образованиия. Так, современные российские и белорусские учебники по экономической теории зачастую просто описывают стандартные и универсальные теории и модели рыночной экономики. Даже самые хорошие учебники, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь для изучения студентами экономических специальностей, не содержат необходимых, как мы считаем, разделов: "Собственность в экономической системе общества", "Экономические аспекты интеграции", "Стоимость оценки природно-производственного потенциала", "Экологизация экономики" и др.

На наш взгляд, период накопления знаний по заимствованным зарубежным учебникам прошел. Наступил новый этап в развитии экономического образования, который заключается в том, чтобы использовать экономическую теорию для оценки состояния и перспектив развития экономики наших стран.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 8, №2, 2006

Нас, как и автора, волнует ситуация с образовательными программами по экономике. Существующие типовые программы не предусматривают изучения таких тем, как проблемы "ценность-стоимость". Отрицание марксизма как экономической концепции привело к тому, что было выброшено рациональное ее ядро - учение о стоимости, что, конечно, привело к обеднению теоретико-методологического потенциала экономического образования. Мы солидарны с автором в том, что необходимо использовать все лучшее, что было присуще советской экономической мысли прошлого и настоящего с учетом как теоретической, так и практической ее составляющей.

Во второй главе пособия системно изложены доклассический, классический и современный этапы развития экономической мысли. При их рассмотрении автор ориентируется на базовый параметр - учение о стоимости-ценности.

Третья глава посвящена современным трактовкам теории стоимости и цены. Рассматривается экономического учение Дж. Кейнса и его последователей, неоклассические доктрины, институционализм, современные интерпретации марксистской теории стоимости в исследованиях западных экономистов и социологов, экономические исследования на рубеже ХХ-ХХ1 вв. После рассмотрения каждого направления автор делает четкие комментарии о сути данного учения и о заслугах представителей данного направления экономической мысли, что позволяет легче ориентироваться в довольно обширном информационном поле. Весьма важным и современным, на наш взгляд, является изучение автором современных концепций марксистской теории стоимости. В экономической науке и обществе наблюдается возрождение интереса к марксизму. Данный интерес основывается на вынужденном признании несостоятельности теории предельной полезности и отказа от неоклассической модели экономического анализа. Главной стала применяемая западными учеными тактика "нового" прочтения теории трудовой стоимости. На страницах российских экономичес-

ких журналов за 2004-2005 гг. также ведется ожесточенная полемика о роли основных положений марксизма применительно к современным условиям. Автор вполне оправданно предлагает ознакомиться с выступлениями участников круглого стола "Марксово наследие и современная экономическая наука", по-новому взглянуть на теорию трудовой и прибавочной стоимости и выработать собственную позицию.

Анализируя развитие экономической науки на современном этапе, автор обращает внимание и на другие вопросы, по которым в обществе ведутся оживленные споры и дискуссии. Так, автор проводит анализ ценностных ориентиров современного социума, где отмечает, что научно-техническая революция вызвала к жизни новые проблемы, связанные, прежде всего, с необходимостью предотвращения третьей мировой войны и деградации окружающей среды. Оригинально рассматриваются "гуманистические" направления в экономической науке и проблемы трансформации рыночной экономики с учетом общечеловеческих критериев развития.

Вопрос о том, следует ли отражать в учебной литературе научные дискуссии, является спорным. Мы, как и автор пособия, считаем, что полемика должна отражаться, даже если точки зрения высказаны авторами, не получившими мировую известность. Студенты должны знать проблемы и противоречия, складывающиеся в реальной экономике и главные конкурирующие точки зрения на них.

В четвертой главе пособия представлены разработки теории ценности-стоимости в контексте экономических исследований конца ХХ - начала ХХ1 века, а также рассматривается экологическая составляющая в работах отечественных экономистов. Автор обращает внимание на новые проблемы, которые человечеству еще предстоит решить: одной из главных является экологическая ситуация в России и во всем мире. Но положение таково, что экологические реалии не "стыкуются" с экономической и социально-политической практикой, а экологический параметр ищет свою нишу в экономическом инструментарии. В работах российских ученых все

чаще звучит тревога относительно сложившихся оценок и возможности выхода на траекторию устойчивого эколого-экономическо-го развития только за счет рыночных механизмов. Традиционная модель экономического роста развитых стран исчерпала себя и не может быть признана в качестве образца. Что предлагает автор по разрешению данной проблемы? Соснина Т.Н. прибегает к испытанному и оправдавшему себя критерию - стоимости. На основе изучения интегральной природы стоимости автор приходит к выводу, с которым нельзя не согласиться. Автор утверждает, что в настоящее время рассмотрение теории стоимости как синтеза трудовой и полезной трактовок вне действия экологической составляющей, выхолащивая экономику, делает ее нереалистичной. Сложившаяся ситуация требует самого пристального внимания не только экологов, но и экономистов. Далее Соснина Т.Н. обосновывает целесообразность трансформации существующей двухкритериальной теории стоимости, основу которой составляет учет издержек по производству продуктов, и оценка ее полезности в трехкритериальную, где экологическая составляющая выполняет функцию ключевого критерия.

Учитывая профиль нашего университета, нас особенно заинтересовали работы автор, связанные со стоимостными оценками природно-производственного потенциала и экологизацией экономики. Успешное решение данных проблем имеет огромное практическое значение. Только один пример. В республике Беларусь, как и в других постсоциалистических странах, при осуществлении процессов разгосударствления и приватизации одной из сложных задач является денежная оценка факторов производства, особенно природных ресурсов. Так, вовлечению земли в рыночный оборот препятствует нерешенная проблема определения ее стоимости и адекватной цены. Кроме того, в СССР традиционно считалось, что природные блага должны использоваться бесплатно или по

минимальной шкале. Поэтому промышленные и сельскохозяйственные предприятия как использовали бесконтрольно средства производства природного происхождения, так и продолжают это делать, практически не отвечая за последствия. Каким образом следует выходить из сложившейся ситуации? Что предлагает современная экономическая наука? Ответы на заданные вопросы обозначены в четвертой главе данного пособия и других работах автора. Обоснование синкретичной трактовки феномена стоимости-ценности с учетом экономической, социальной, экологической ее составляющих будут изложены во второй части работы, публикация которой предполагается в 2006 году. Мы с нетерпением будем ждать выхода данной книги.

В заключение следует подчеркнуть, что представленная первая часть учебного пособия Сосниной Т.Н. "Стоимость: историко-методологическое и следование" является заметным вкладом в экономическое образование. Изучив учебное пособие, студенты освоят научный инструментарий экономической науки и получат первый опыт его применения в реальной жизни. Считаем, что в процессе подготовки специалистов разного профиля данное учебное пособие займет достойное место.

Полностью поддерживаем позицию автора по основным проблемам экономической науки и образования, изложенным в представленной работе.

Надеемся на плодотворное сотрудничество.

Отзыв обсужден и утвержден на заседании кафедры философии, социологии и экономики Международного государственного экологического университета имени А.Д. Сахарова (протокол № 3 от 27 октября 2005 г.).

© А.Б. Мискевич

Международн ый государственный экологический университета имени А.Д. Сахарова (Республика Беларусь)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.