Научная статья на тему 'Сословное самоуправление городов России до реформы городского самоуправления 1870г'

Сословное самоуправление городов России до реформы городского самоуправления 1870г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
462
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / ГОРОД / CITY / СОСЛОВИЯ / ESTATE / САМОУПРАВЛЕНИЕ / GOVERNMENT / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕФОРМЫ / LAW REFORM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Даноян Валерий Левович

В статье изучается эволюция сословного гороского самоуправления России с XVI века до проведения городской реформы 1870г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines the evolution of the birth of the city self-government of Russia with the XVI century until the 1870 reform of the city.

Текст научной работы на тему «Сословное самоуправление городов России до реформы городского самоуправления 1870г»

истории России и Польши и географии Российской империи и Царства Польского [6, 329].

Дальнейшая жизнь С.Д. Эльмановича связана с преподавательской деятельностью в Польше: учитель в Плоцке, затем в 1896 году директор гимназии в городе Холм, затем в 1900 году директор Варшавской 6й мужской гимназии, директор Варшавской 3й женской гимназии, директор Варшавской учительской семинарии. Присваиваются все более высокие чины, следуют награды орденами: Св. Анны третьей степени, Св. Станислава второй степени, Св. Анны второй степени.

С.Д. Эльманович первым браком был женат на Наталье Ивановне Мау, которая умерла (предположительно) в 1881 году. Его второй женой стала классная дама Плоцкой женской гимназии Вера Михайловна Грушецкая. Дети С.Д. Эльмановича: Сергей Спиридонович (1872-1937) - выпускник математического факультета Санкт-Петербургского университета, военный инженер в крепости Осовец, где в то время - перед Первой мировой войной - проводились крупные фортификационные работы, репрессирован в 1937 году; Наталья Спиридоновна (1874 - 1926), в замужестве Калюжная - учительница французского языка; Ольга Спиридоновна (1886- ок. 1942), окончила С.-Петербургские высшие женские (Бестужевские) курсы: в 1909 году - группа филологии, в 1911 году - группа философии, работала в библиотеке Бестужевки, затем в Москве учительницей французского языка и переводчицей; Анастасия Спиридоновна (1888 - ?), в замужестве Георгиевская, как и старшая сестра - выпускница Бестужевки, эмигрировала с дочерью вначале в Прагу, затем, вероятно, в Сербию; Михаил Спиридонович, родился после 1890 года, выпускник Варшавского университета, юрист, работал в Москве.

В 1914 году военные действия заставили С.Д. Эльма-

новича покинуть Варшаву. Вначале он перебирается в Бо-гуслав под Киевом, где жила в то время его старшая дочь. Последние сведения о Спиридоне Дмитриевиче связаны с Полтавой и относятся к 1916-1918 годам. Дата смерти неизвестна.

Прошло более ста лет после выхода в свет перевода «Законов Ману», первое издание давно превратилось в библиографическую редкость. После тщательной проверки и переработки перевод С.Д. Эльмановича был переиздан Г.Ф.Ильиным [1] и в настоящее время продолжает изучаться специалистами как один из наиболее важных исторических источников, содержащий ценные сведения о древнеиндийском обществе.

Список литературы:

1.Государственный архив Смоленской области (ГАСО). -Ф.48. Оп.1. Д.2160.

2. Законы Ману / Пер. С.Д.Эльмановича, провер. и испр. Г.Ф.Ильиным; [Предисл.Г.Ф.Ильина]. - М.: Наука : На-уч.-изд. Центр «Ладомир», 1992.-359 с.

3. Императорский С.Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования. Сост. В.В. Григорьев. - СПб, 1870 Стр. LXШ - LXIV

4. Смоленские епархиальные ведомости. - Смоленск, 1876, №9, стр. 284

5. Список служащих в Варшавском учебном округе. -Варшава, 1916. - С.17

6. Список чиновников и преподавателей Варшавского учебного округа. - Варшава, 1872. - С. 329

7. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). - Ф. 14. Оп.5. Д. 3140

8.С.Д.Эльманович. Законы Ману. Перевод с санскритского. -СПб., 1913

СОСЛОВНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ ГОРОДОВ РОССИИ ДО РЕФОРМЫ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 1870Г.

Даноян Валерий Левович

Канд.ист. наук, доцент, Московский технологический университет (МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ), доцент кафедры

«История»

АННОТАЦИЯ

В статье изучается эволюция сословного гороского самоуправления России с XVI века до проведения городской реформы 1870г.

ABSTRACT

This article examines the evolution of the birth of the city self-government of Russia with the XVI century until the 1870 reform of the city.

Ключевые слова: государство, город, сословия, самоуправление, законодательство, реформы.

Keywords: State, city, estate, government, law reform.

В Московском государстве существовали элементы городского самоуправления, введенные еще Судебником Ивана IV[15]. В XVII веке в городах, существовали выборные учреждения — так называемые земские избы во главе с выборным земским старостой из числа «лучших людей», а также с целовальниками при нем. Делопроизводство земского старосты и целовальников вел выборный земский дьяк. Сначала они избирались на сходах горожан на неопределенный срок, а затем на 1—2 года. В обязанности земских изб входили, во-первых, расклад и сбор государевой подати («оку-

па», то есть откупа от кормления), во-вторых, разбор гражданских и мелких уголовных дел (крупные разбирались в губной избе). Земские избы ведали городской землей и землей подгородской, изъятой у владельцев или вымороченной, следили за соблюдением казенных монополий, наблюдали за состоянием мер и весов и ведали некоторыми другими городскими делами[8].

Наряду с земской избой существовало еще два органа самоуправления: таможенная и кабацкая избы с выборными головами и целовальниками. Таможенному голове подчиня-

лись все таможни города и уезда, во главе которых стояли выборные целовальники, а кабацкому голове — целовальники, державшие на откупе кабаки и кружечные дворы. Надзор за деятельностью таможенного и кабацкого голов осуществлял воевода[6.С68-69].

Присвоение приказными дьяками в Москве и воеводами на местах собираемых с населения податей, причем присвоение легальное, не считавшееся воровством, шло вразрез с интересами складывавшегося при царе Алексее Михайловиче абсолютистского государства. Указом Петра I от 30 января 1699 года [9.С596] «положено было изъять всех посадских людей из ведения воевод и подьячих и предоставить их во всех их расправных, челобитных и купецких делах ведению их собственных бурмистров» [9.С598.]. Каждая сотня избирала бурмистра «из людей добрых и верных», «быть тем выборным бурмистрам у тех дел и сборов переменяясь погодно, а из них по одному человеку быть в первых, сидеть по месяцу президентом» [9.С598]. Бурмистры решали дела в особом учреждении — земской избе. Причем земская изба подчинялась не местным властям, а находившейся в Москве Бурмистерской палате (в том же году переименована в Ратушу) [9.С598]. Указ Петра I 1699 года положил конец существовавшему полтора столетия земскому управлению. Посадское население было выведено из-под власти воевод. Горожане стали выбирать органы самоуправления. Вводилось выборное и коллегиальное управление горо-дом[1.С161-163].

Однако если земские старосты были представителями городской общины и нередко выступали в защиту ее экономических интересов, то бурмистры представляли чисто государственные интересы, точнее, финансовые интересы государства. Главной задачей земских изб объявлялся сбор государственных доходов. Служба бурмистров была сословным тяглом, исполнением тяжких, а нередко и опасных обязанностей: за недобор сборов им грозило «лишение животов» и «батоги нещадные».

Не представляя интересов посадского населения, ратуши не пользовались его поддержкой, а в деятельности бурмистров появилось «нерадение и воровство[11.С353-354.]».

После создания в 1708 году губерний бурмистерские избы превратились в подчиненные губернаторам финансовые и фискальные учреждения. Но в 1718 году Петр I восстановил самостоятельность и права местного сословного управления, создав «магистры градские» по образцу рижского и ревельского.

По указу от 16 января 1721 года[12.С292] функции бур-мистерских изб перешли к новым учреждениям — городовым магистратам. «При определении магистратов смотреть, чтоб число особ в магистратах по величине города было, в городах первой части один президент и четыре человека бургомистров, во второй один президент и три человека бургомистров, в третьей и четвёртой части по два, а в прочих городах по одному бургомистру и придать к ним ко всякому бургомистру ратманов (советников) в больших городах по два человека» [12.С292-293]. Выбирались они не из всего населения города, а из «граждан первостатейных, добрых, пожиточных и умных» [12.С292].

С этого времени все управление городом перешло к магистрату, то есть он не только решал чисто городские и финансовые дела, но и руководил судом и полицией. Давая городам самостоятельную судебную и полицейскую власть, Петр I «ставил городскую общину в независимое положе-

ние от правительственных властей в деле заведывания собственными интересами» [13.С355.].

После смерти Петра I власть магистрата была значительно сокращена в пользу губернатора. Магистрат был переименован в ратушу и подчинен губернатору. Через 20 лет, в 1743 году, магистраты были восстановлены, но ведали они главным образом финансовыми делами: сбором податей, кабацкой, соляной и таможенной службами. Однако, и в этих вопросах магистрат не был вполне самостоятельным: судебный вердикт магистрата можно было обжаловать у губернатора. Приходно-расходные ведомости магистрата, как и ранее ратуши, утверждались губернской канцелярией, направляемые в Главный магистрат рапорты обязательно должен был подписывать и губернатор.

По проведённой Екатериной II губернской реформе 1775 года, созданные при Петре I городские магистраты, получили функции суда для горожан и в этой роли просуществовали десять лет, до введения в действие «Жалованной грамоты городам» [6.С113,122.].

При Екатерине II была проведена обширная и самая глубокая реформа городского самоуправления по сравнению со всеми предшествующими. Реформа была провозглашена «Грамотой на права и выгоды городам Российской империи» от 21 апреля 1785 года [3]. В 14 главах грамоты было 178 статей. Ее в 1770—1785 годах подготовили специальные комиссии и Сенат на основе традиционных юридических норм России и европейских городских статутов: прусских, шведских и прибалтийских, основанных на магдебургском праве [7.С5-6.]. По аналогии с подписанной императрицей в том же году «Жалованной грамотой дворянству» в литературе этот законодательный акт называют «Жалованной грамотой городам», так как городам действительно был пожалован ряд юридических прав, расширивших их особый статус по сравнению с сельским населением. Каждой городской думе жаловался один экземпляр грамоты. Как свободные граждане, горожане наряду с дворянами и, в отличие от крестьян, давали присягу «в сохранении ненарушимо подданнической верности к особе императорского величества». Горожане несут «мещанские подати, службы и тягости», даже если они и не записаны в мещанское сословие, но занимаются «торгом, ремеслом или промыслом». Однако: «Власть имеющие места или лица да не налагают на город новых податей или служб, или тягостей». Жители города, составляющие городскую общину (общество), признаются юридическим лицом и имеют право самоуправления: «городовым обывателям каждого города жалуется дозволение собираться в том городе и составить общество градское, и пользоваться ниже писанными правами и выгодами» [11^x5,7,10,29].

За городским обществом закреплялись отведенные городу по «межевой инструкции» и законным актам «земли, сады, поля, пастьбы, луга, реки, рыбные ловли, леса, рощи, кустарники, пустые места, мельницы водяные или ветряные, все, оные вообще и каждое порознь ненарушимо иметь и оным пользоваться мирно и вечно на основании законов как внутри города, так и вне оного» [11^x2].

«Градское общество» могло иметь собственность и получать доходы с недвижимого имущества. «Городу дозволяется, где удобно, на городских землях завести, построить и содержать мучные или пильные, или иные водяные или ветряные мельницы». На дорогах городской земли «дозволяется городу построить и содержать» харчевни и трактиры, либо сдавать их «в наем». Мещанам разрешалось «иметь и

пользоваться кораблеплаванием в привозе и отвозе товаров», а именитым гражданам «не запрещается иметь, заводить и содержать фабрики, заводы и всякие морские и речные суда». Посадским же не запрещалось иметь «торговые бани, харчевни и постоялые дворы», лавку при собственном доме, а также «продавать плоды, овощи и иные всякие мелочи» [11.Ст.18,19,136,141]. Всё это создавало условия для развития предпринимательства и торговли в городах.

По «Жалованной грамоте городам» самоуправление в них должно было организовываться следующим образом. Раз в три года губернатор должен был созывать собрание городского общества. Это «городское собрание» состояло из всех «городовых обывателей», которые достигли возраста 25 лет и имели капитал, проценты с которого составляли не менее 50 рублей ассигнациями (потом этот ценз был увеличен). Городское собрание избирало городского голову, бургомистров и ратманов в магистрат сроком на три года, а городского старосту и судей для губернского всесословного «словесного суда» на год. Для выборов «городские обыватели собираются по приказанию и дозволению генерал—губернатора или губернатора» [11.Ст.30-31.]. Право голоса имели далеко не все горожане. «Безкапитальный» и моложе 25 лет мещанин лишался права присутствовать на городском собрании и тем более «ни голоса иметь, ни выбран быть не может». Тот же мещанин, у которого есть капитал, но ниже ценза, на собрании «присутствовать может, но голоса не имеет», а избирать его на городские должности «обществу градскому запрещается» [11.Ст.49-51]. Правами и привилегиями городских обывателей не обладали низы городского общества [4.С.145-146].

Собрание формировало «распорядительный» орган самоуправления — «общую городскую думу», в которую входил городской голова и гласные от определенных в «Жалованной грамоте городам» шести категорий городского населения: «настоящих городских обывателей», имевших в городе недвижимость, гильдейского купечества, цеховых граждан, именитых граждан, от иногородних и иностранных гостей (купцов), приписанных к городу для торговой и промышленной деятельности, всех остальных посадских жителей. Каждый из этих разрядов граждан избирал гласного в исполнительный орган [11.Ст.156-157.].

Общая городская дума собиралась раз в год, а в перерывах городскими делами управлял исполнительный орган — «шестигласная дума». Шесть гласных в нее, по одному от каждой категории населения, избирала общая городская дума. Председателем шестигласной думы был городской голова [11.Ст.164-165.]. Шестигласная дума отчитывалась перед губернатором в своих доходах и расходах и была опутана ограничениями и властной опекой администрации [7.С.388].

Обязанности городской и шестигласной дум заключались официально в следующем: 1) доставление жителям пособия в прокормлении или в содержании; 2) охранение города от ссор и тяжб с соседними городами или селениями; 3) сохранение между жителями мира и спокойствия; 4) устранение всего, что противно порядку и благочинию, оставляя полиции то, что она должна делать; 5) поощрение привоза в город и продажу всего, что потребно для него; 6) наблюдение за прочностью городских зданий, устройство площадей, торгов, пристаней, амбаров и проч.; 7) попечение о приращении городских доходов и распространении заведений по списку общественного призрения; 8) разреше-

ние «сомнений и недоумений» по ремеслам и гильдиям [11. Ст.167].

Шестигласная дума должна была нести расходы на содержание магистрата, городских школ, на постройку и починку городских зданий [11.Ст. 152].

Заседания шестигласной думы должны были проходить в особом доме, принадлежащем городскому обществу. Строго определено было место гласных на лавках во время заседаний относительно сидящего на стуле по средине городского головы[11.Ст.166.]. Городская служба считалась почетной. Успешно прослужившие в ней «с похвалою» два выборных срока городские головы, бургомистры, члены магистрата и суда причислялись к категории именитых граждан и получали право покупать загородные дома и сады, ездить в карете, запряженной четверней (купцы первой гильдии могли запрягать в карету только пару лошадей, а второй—вообще на карету права не имели, ездили в коляске или санях с одной лошадью). Звание именитого гражданина сохранялось за сыном и внуком, причем последний мог ходатайствовать о причислении к дворянству [11.Ст.132-134.].

«Среднего рода людям» или мещанам предписывалось иметь «трудолюбие и добронравие» [11.Ст.80.], но чёткого определения обязанностей городских жителей в документе нет. Наибольшая часть городских повинностей ложилась на низшие слои городского населения: ремесленников и посадских людей. Наиболее тяжким бременем для них были квартирная воинская повинность и налоги на содержание тюрем и острогов [4.С.213-214].

Большинство в думах принадлежало торгово-промышленным кругам. Основную роль в них играли сословия гильдейского купечества, ремесленников и посадских, заинтересованных в решении вопросов городской жизни и в развитии торговли и промышленности. Символом городского самоуправления становится городской герб.

В «Жалованной грамоте городам» нет чёткого разграничения функций думы и магистрата. Последний должен был исполнять «законные требования городской думы». И дума, и магистрат, «где соблюдение порядка и тишины того требуют, подают друг другу руку помощи» [11.Ст.178]. Магистраты ведали, прежде всего, уголовными и гражданскими делами купцов и мещан. Магистрат для сбора налогов составлял «окладные книги» на всех купцов и мещан при помощи «выборных окладчиков».

Другой важной функцией магистрата было причисление к сословиям мещан и купцов и представление в губернское правление сведений о них, собираемых при помощи купеческих, цеховых и посадских старост.

Шестигласная дума во главе с городским головой в отличие от магистрата вела все хозяйственные дела

«Жалованная грамота городам» вплоть до начала 70-х годов оставалась в силе и регулировала городское общественное управление. Однако, «некоторые её положения были фактически сведены на нет последующими законодательными актами, но при этом формально так и оставались не отменёнными, иные были перечёркнуты самой жизнью».

Действующее законодательство делило горожан на «обывателей вообще» и «обывателей в особенности» [14.Ст.493-494]. К обывателям вообще относились лица, «имевшие осёдлость в городе по рождению, по владению недвижимою собственностью, по торгу и промыслу, по отбываемым повинностям». К обывателям в особенности относились лица, носящие «общее наименование «граждан», которые состо-

ят из местного и иногороднего гильдейского купечества, почётных граждан, мещан или посадских ремесленников и людей рабочих. Права каждой из этих категорий в городских делах законодательством чётко определены не были. В городском управлении участвовали преимущественно лица первой категории, т.е. лица, приписанные к податному сословию, а многие владельцы недвижимого имущества в городах такого права не имели, например, иногородние владельцы фабричных заведений из мещан, владельцы домов из дворян, лиц духовного звания, разночинцев, сельских обывателей и иностранцев, не имевших звания почётных граждан» [2.комментарий к Ст.17, Ст.21-23.].

Неопределёнными были также функции и порядок деятельности «собрания городского общества» и «общей думы» по екатерининскому положению 1785 года. «Общая дума» зачастую даже не собиралась, а «приговоры» принимало собрание. В шестигласной думе не всегда были все шесть сословий, а лишь купцы и мещане. Причём эта дума не могла самостоятельно решать хозяйственные вопросы.

Но в «Жалованной грамоте городам» к «настоящим городским обывателям» относились владевшие недвижимою собственностью в городах дворяне. Критикуя это положение, исследователь русского дореформенного города, профессор И.И.Дитятин отмечал, что дворяне не являлись ведущей группой городского населения: «Основной тенденцией законодателя, сложившейся, очевидно, под напором действительности самой жизни, является желание разуметь под городским обществом в сущности совокупность трёх сословий торгово-промышленного населения города—ку-печеского, мещанского и цехового» [5^x144-148.].

В связи с упадком городского хозяйства из-за неустроенности управления им, Министерство внутренних дел в 1840-ые годы начало подготовительные работы по преобразованию городского общественного управления. В итоге они привели только к реформе общественного управления в столице империи [10.].

Суть реформы в Петербурге состояла в следующем. Для привлечения к участию в управлении городом неподатных слоёв населения было введено право его участия не по сословной принадлежности, а по имущественному состоянию. Избирательным правом пользовались достигшие 21 года мужчины с годовым доходом не менее 100 рублей серебром в год с недвижимого имущества, денежного капитала или товаров. Это позволяло придти к управлению городом представителям нарождавшейся торгово-промышленной буржуазии, но высокий имущественный ценз лишал права голоса большинство населения Петербурга. Из его более полумиллионного населения в 1862 году количество избирателей составило 7 тыс. человек.

К «городскому обществу» причислялись категории городского населения: 1-я—обладавшие недвижимой собственностью в городе потомственные дворяне, 2-я—обладавшие недвижимой собственностью в городе личные дворяне, почётные граждане и разночинцы, 3-я—купцы, 4-я—мещане, 5-я—цеховые ремесленники. Распорядительные функции были перенесены с «Собрания городского общества» на «Общую думу», которую составляли по 150 уполномоченных, избираемых от каждой из пяти категорий избирателей. «Шестигласную думу» заменил новый исполнительный ор-

ган—«распорядительная дума», которая состояла из городского головы, 12 избранных из числа гласных членов и лиц, назначенных правительством («членов от короны»). Городского голову избирали из числа дворян, почётных граждан и купцов первой гильдии. Он председательствовал в общей думе и был руководителем распорядительной думы. Организация городского управления по реформе 1846 года была шагом вперёд по сравнению с предшествующей, несмотря на её несовершенство: управление строилось на сочетании буржуазного и сословного начал.

На принципах, установленных Городовым положением 1846 года для Петербурга, в 1862 г. была проведена с некоторыми изменениями реформа городского общественного управления в Москве, а в 1863 г. в Одессе и Тифлисе, но на другие городаона распространена не была. В остальных городах реформа городского самоуправления была проведена 16 июня 1870 г.

Список литературы:

1.Вицын Александр. Краткий очерк управления в России от Петра Великого до издания общего учреждения министерств. Казань: Тип. губернского правления, 1855.С. 161— 163.

2.Городовое положение 1870 года. Комментарий к статье 17. С. 21—23.

3.Грамота на права и выгоды городам Российской империи. ПСЗ-!, Т. XXII. СПб., 1830. № 16188

4.Дитятин И. Городское самоуправление в России. Городское самоуправление до 1870. Ярославль, тип.Г.В.Фалька, 1877.С.145—146.

5.Дитятин И.И. Устройство и управление городов России. СПб.,1875.Т1.; Ярославль,1877.Т.П.С.144-148.

6.Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., Высшая школа, 1983. С.66— 68.

7.Кизеветтер А. А. Городовое положение Екатерины II 1875 г. М., 1909.С. 5—6.

8.Носов Н.Е. Становление сословно-представительных учреждений в России. Л. Наука, 1969.

9.Об учреждении бурмистерской палаты для ведомства всяких расправных дел между гостями и посадскими людьми, для управления казёнными сборами и градскими повинностями и об исключении гостей и посадских людей из ведомства воевод, и приказов. ПСЗ-! Т. Ш.СПб, 1830. № 1674., С. 596.

10.О новом положении об общественном управлении С.Петербурга. ПСЗ-П. Т. XXI. СПб., 1847. № 19721.

11. ПСЗ-! XXXII.

12.Регламент или устав главного магистра. ПСЗ-! Т. VI. СПб., 1830. № 3708 С. 292.

13.Романовский В.Е. Государственные учреждения древней и новой России. М., 1911. 353—354.

14.Свод законов. Т. IX. СПб., 1876. Ст. 493—494.

15.Судебник государя царя и великого князя Иоанна Васильевича и некоторые сего государя и ближних его преемников указы, собранные и примечаниями изъясненные покойным тайным советником и Астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым. Изд. П-е. М., Университетская тип. у Н.Новикова, 1786.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.