Научная статья на тему 'СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ КАК ПЕРИОД В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА'

СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ КАК ПЕРИОД В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
8654
561
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ / ESTATE-REPRESENTATIVE MONARCHY / ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ / ZEMSKY SOBOR / ПРИКАЗЫ / ГОСУДАРСТВО / STATE / ФЕОДАЛЫ / FEUDAL LORDS AND PEASANTS / КРЕСТЬЯНЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воробьев С.В.

В статье проанализированы особенности сословно-представительной монархии в России. Показаны особенности эволюции государственного аппарата и правовое положение населения в данный период. Подчеркнута важная роль земских соборов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSAND REPRESENTATIVE MONARCHYAS THE PERIOD IN THE HISTORYOF THE DOMESTIC STATE AND THE RIGHT

The paper analyzes the features of a class-representative monarchy in Russia. The features of the evolution of the state apparatus and the legal status of the population in a given period. The important roleof the Zemsky Sobor.

Текст научной работы на тему «СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ КАК ПЕРИОД В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

С.В. ВОРОБЬЕВ, соискатель Московского городского педагогического университета

СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ КАК ПЕРИОД В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

В статье проанализированы особенности сословно-пред-ставительной монархии в России. Показаны особенности эволюции государственного аппарата и правовое положение населения в данный период. Подчеркнута важная роль земских соборов.

Ключевые слова: сословно-пред-ставительная монархия, земские соборы, приказы, государство, феодалы, крестьяне.

S.V. VOROBYEV, competitor of the Moscow city pedagogical university

CLASS AND REPRESENTATIVE MONARCHY AS THE PERIOD IN THE HISTORY OF THE DOMESTIC STATE AND THE RIGHT

The paper analyzes the features of a class-representative monarchy in Russia. The features of the evolution of the state apparatus and the legal status of the population in a given period. The important role of the Zemsky Sobor.

Keywords: estate-representative monarchy, the Zemsky Sobor, state, feudal lords and peasants.

Развитие права неразрывно связано с общим характером государственной эволюции в тот или иной период. Именно общественный и государственный строй, а также экономика страны определяют, в конечном счете, появление тех или иных правовых норм.

Новый период в истории русского государства, который в отечественной историографии традиционно называется периодом сословно-представительной монархии, начинается с середины ХУ1 в1.

Сословно-представительная монархия - это форма правления, при которой власть государя в определенной степени ограничена наличием какого-либо органа сословного представительства. Через этот орган власть имеет возможность обращаться к обществу и узнавать об общественных запросах.

Сословиями, как известно, называются большие группы людей, которые имеют определенные обязанности и права, передающиеся по наследству. В России все сословия, или классы, были обязаны служить государству и отличались одно от другого лишь характером возложенных на них повинностей2. В пе-

1 Отдельные авторы высказывали мнение, что период сословно-представитель-ной монархии начинается еще при Иване III (см., напр. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991). Мы придерживаемся традиционной точки зрения по данному вопросу.

2 Проценко Ю.Л. Сословно-представи-тельная монархия в России (середина ХУ1 - середина ХУ11 века): Учебное пособие. Волгоград, 2003. С.5.

риод сословно-представительной монархии государственная власть в борьбе за централизацию и против сепаратистских устремлений опирается не только на господствующие сословия (бояр, духовенства, дворян), но и верхушки городского населения. Царская власть была вынуждена обращаться за помощью к городской знати, в первую очередь к купцам, богатым ремесленникам, так как без их поддержки (прежде всего финансовой) было невозможно ни дальнейшее укрепление государственного аппарата, ни усиление репрессивной политики, ни проведение активной внешнеполитической деятельности. При этом главной опорой царя в данный период продолжало оставаться дворянство.

Таким образом, характерная черта сословно-представительной монархии — активное взаимодействие монархии с основными сословиями общества, при этом само наличие сословий может рассматриваться как типичный признак феодализма. По мнению члена-корреспондента АН ССР Н.Н. Покровского, в этот период «система власти базировалась не на единственном понятии «государство», а на двух понятиях — «государство» и «общество», на продуманной системе не только прямой, но и обратной связи между ними... Сословный строй феодальных государств. предполагал членение самих сословий на отдельные, чаще всего самоуправляющиеся структуры. Именно через них человек средневековья включался во всю систе-

му сословно-представительного го-сударства»3.

В период сословно-представи-тельной монархии Россия оставалась феодальным государством, основой экономики было сельское хозяйство. Важным фактором хозяйственного развития был рост и значительное укрепление феодальной земельной собственности поместных и вотчинных землевладельцев за счет как освоения заброшенных, так и пожалований дворцовых и черносошных земель. Развитие феодального землевладения вело к постепенному слиянию двух его форм — поместий и вотчин.

Тенденция к постепенному слиянию двух форм феодального землевладения характеризовалось заметным включением феодальных владений в систему товарно-денежных отношений. Крупнейшие феодалы, помимо сельского хозяйства, приобщались к промышленному предпринимательству, торговле и ростовщичеству. Возникает новая форма производства — мануфактура. Начинает складываться единый всероссийский рынок.

В отношениях в сельском хозяйстве немаловажную роль играло дальнейшее закрепощение крестьянства, которое юридически выражалось в отмене Юрьева дня4 и ус-

3 Покровский Н.Н. От редактора // Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск: Наука, 1991. С.6.

4 Юрьев день - установленный Судебником 1497 г. единый срок возможного крестьянского перехода от одного помещика к другому с выплатой «пожилого» (26 ноября).

тановлении так называемых «урочных лет», впоследствии тоже отмененных (1649г.). Установление Юрьева дня именно в конце осени имело принципиальное значение: только после сбора урожая крестьянин имел возможность, во-первых, выплатить пожилое, во-вторых, отвлечься на некоторое время от сельскохозяйственных работ.

На наш взгляд, представляется неверным доминировавшее в советской исторической литературе негативное отношение к установлению в Судебнике 1497г. единого времени крестьянского перехода. Наоборот, законодательное закрепление Юрьева дня внесло порядок в разнобой существовавших местных обычаев и желаний феодалов. Фактически, Судебник закрепил законодательно то, что уже сложилось на практике.

Сословно-представительная монархия как форма феодального государства характеризуется следующими чертами:

Ликвидируется вассалитет, вассалы превращаются в подданных великого князя;

Важную роль играет Боярская Дума, в которую входят представители боярства, дворянства и чиновничества;

Важнейшие вопросы решаются на земских соборах, которые представляют интересы основных сословий;

Дворцово-вотчинная система управления заменяется системой приказов;

Система кормления заменяется системой губного и земского самоуправления.

Служилые люди в период сослов-но-представительной монархии оформляются в сложную и четкую иерархию чинов, обязанных государству службой в обмен на право владеть землей и крестьянами. «Они делились на чины думные (бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки), московские (стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы), и городовые (дворяне выборные, дворяне и дети боярские дворовые, , дворяне и дети боярские го-родовые)»5.

В европейских странах монархия с сословным представительством возникает в период зрелого феодализма. В Англии органом сословного представительства стал парламент, во Франции - Генеральные штаты, в Испании - кортесы, в Польше и Чехии — сейм, в Германии — рейхстаг, в Швеции — риксдаг6. В России органом сословного представительства стали земские соборы.

В отличие от соответствующих органов в европейских странах, земские соборы не были постоянным учреждением, не имели определенной законом компетенции. Они не обеспечивали прав и интересов всего народа. Роль третьего сословия была гораздо слабее по сравнению с аналогичными учреждениями западноевропейских стран. Фактически земские соборы не ограничивали, как представительные учреждения Европы, а укрепляли власть монарха.

5 Буганов В.И. Россия в ХУ11 столетии. М., 1989. С.74.

6 См.: Пашенцев Д.А. История государ-

ства и права России. М.: Эксмо, 2010.

Крупнейший исследователь истории земских соборов Л.В. Черепнин насчитал 57 соборов7 . Не исключено, что их было больше. Как правило, на соборах присутствовали представители духовенства, боярства, дворянства, дьячества и купечества. Сохранились данные о составе собора 1566 г.: от Боярской думы 30 человек, от духовенства 32 человека, дьяков и приказных — 33 человека, дворян — 20 человек, торговых людей — 75 человек.

По мнению Л.В.Черепнина, земские соборы условно можно разделить на четыре группы: 1)созванные царем, 2)созванные царем по инициативе сословий, 3)созванные сословиями или по их инициативе в отсутствие царя, 4)избирательные на царство. Большинство соборов принадлежит к первой группе.

Главным источником, повествующим о деятельности земских соборов, являются так называемые соборные акты, представляющие собой своего рода протоколы заседаний обычно с приговором в конце. До нас дошли акты 1566, 1621, 1634 гг. — о войне с Польшей, 1616 г. — о русско-шведском перемирии, 1639 г. — о крымском хане, 1642 г. — о судьбе Азова, 1650 г. — о восстании в Пскове, 1651 и 1653 гг. — о воссоединении с Украиной и войне с Польшей. Акты ХУ11 века имеют одинаковую структуру. Они включают в себя следующие разделы: указ о созыве собора, доклад царя или дьяка от имени царя, перечень сословных групп и изложе-

7 См.: Черепнин Л.В. Земские соборы в истории русского государства. М., 1978.

ние их речей, царский указ на основе соборного решения.

Первый зафиксированный земский собор состоялся в 1549 г. На нем присутствовали члены Боярской думы, "освященный собор" во главе с митрополитом, дворецкие и казначеи, воеводы, дети боярские, московские дворяне и посадские люди. Собор принял ряд важных решений, расширивших права дворянства и одновременно ограничивших права бояр. В последующее время наиболее важные решения были приняты на земских соборах 1598 г. (утверждение царем Бориса Годунова), 1613 г. (избрание царем Михаила Романова), 1649 г. (принятие Соборного Уложения), 1653 г. (решение о присоединении Украины). Наиболее интенсивной была деятельность соборов в период правления Михаила Федоровича Романова (1613 - 1645). В этот период они собирались практически ежегодно. Собирали соборы, когда назревала опасность новой войны, когда государству требовались средства. Последний собор состоялся в 1684 г. Усиление власти монархи и переход к абсолютизму послужил причиной затухания и отмирания земских соборов. Земский собор не превратился в законодательное учреждение, парламент западного типа, он с самого начала был обречен на роль послушного орудия в руках самодержавия, выполняя, скорее, законосовещательные функции. Большая часть населения была полностью отстранена от участия в земских соборах.

Дальнейшей централизации государства в рассматриваемый период

способствовало расширение государственной территории. В 1552 г. была взята Казань. Затем к России присоединилась Башкирия. В 1556 г. была взята Астрахань. В 1557 г. Русскому государству присягнул глава Большой Ногайской Орды. Вся Волга стала теперь русской. Это был огромный успех Российского государства. Ликвидировались опасные очаги агрессии на Востоке. Кроме того, победа над Казанью и Астраханью открывала возможность освоения новых земель и развития торговли со странами Востока.

В 1654 г. Украина воссоединилась с Россией. Украина, находившаяся под властью Речи Посполитой, испытывала жестокий материальный, национальный и религиозный гнет. Ответом были многочисленные восстания против польских панов. Всенародный характер носила национально-освободительная война 1648-1654 гг., которую возглавил Богдан Хмельницкий.

1 октября 1653 г. Земский собор вынес решение о необходимости удовлетворить многократные просьбы Украины о принятии ее в состав России. Акт о воссоединении Украины с Россией был провозглашен Богданом Хмельницким 8 января 1654 г. в городе Переяславе на площади при большом стечении народа. Его старшины опрашивали всех присутствовавших народных представителей, и те ответили единодушным согласием.

В результате войны с Польшей (1654—1667 гг.) России были возвращены Смоленский и прилегающие западнорусские уезды. В XVII в. вся

Сибирь вошла в состав Российского государства. Границы России подошли к Крымскому ханству, Северному Кавказу, Казахстану, достигли побережья Тихого океана. По размерам своей территории, составу и численности населения Россия уже в XVII в. являлась крупнейшим в мире многонациональном государством.

Необходимость укрепиться на западных рубежах привела к началу Ливонской войны, которая стала неудачной. Очевидно, это сыграло важную роль в решении царя установить режим так называемой опричнины, которая была связана с террором против собственного населения и принесла в страну новые разрушения.

Правовое положение населения в период сословно-представительной монархии претерпело определенные изменения.

Основную массу населения составляло крестьянства, причем достаточно быстрыми темпами шел процесс его закрепощения.

Класс феодально-зависимых крестьян в рассматриваемый период делился на черносошных, или чер-нотяглых (государственных) и владельческих (дворцовых, монастырских, помещичьих). Черносошные крестьяне, осевшие на государственных землях, несли тягло (подати и повинности) в пользу государства. Однако черносошное землевладение сохранилось только на окраинах страны. В центральных районах основная масса государственных крестьян была закреплена за феодалами.

Первая половина XVI в. стала пе-

риодом постепенного развития процесса прикрепления чернотяглых крестьян к земле и усиления закрепощения владельческих крестьян. Бегство крестьян в конце XV в. имело массовый характер и привело к тому, что многие феодальные владения остались без рабочих рук. Возникла необходимость закрепления крестьянского населения за землевладельцами. Первоначально этой цели служили особые грамоты, которые выдавались великими князьями и закрепляли определенные группы крестьян.

Усиленное развитие феодального землевладения в XV—XVI вв., происходившее за счет захвата или раздачи дворянству издавна населенных крестьянством земель в собственность, дальнейшее развитие производительных сил вызвали невиданную ранее потребность землевладельцев в рабочих руках. Феодалы стали ограничивать переход крестьян, устанавливая невыгодные сроки выхода и обязанность уплаты всех долгов.

В 1581 г. в связи с переписью земель правительство издало Уложение, по которому выход и вывоз крестьян был запрещен «впредь до государева указа». Годы, когда выход был запрещен, назывались «заповедными». Таким, образом, Уложение отменило единственный в году срок перехода крестьян — Юрьев день. Беглых крестьян разыскивали и возвращали на свои старые места.

Законодательное введение в 1581 г. заповедных лет имело важное значение для обеспечения помещичьего землевладения рабочей силой

и было направлено на удовлетворение хозяйственных нужд дворянства. С исторической точки зрения - это закономерный результат социально-экономического развития русского государства. Наряду с другими мероприятиями 80—90-х годов XVI в, введение заповедных лет способствовало оформлению крепостного права в общегосударственном масштабе.

Основную массу городского населения составляли люди, жившие на землях, принадлежавших государству, так называемые черные сотни и слободы. Жители черных сотен и слобод различались между собой по роду промышленных занятий. Так, сотни состояли из купцов и ремесленников, приписанных ко двору и поставлявших во дворец различные товары или работавших на него. Указанные земли находились в пользовании всей посадской общины, которая сообща, платила за земли «тягло» - налог, раскладывавшийся на членов общины по числу дворов. Кроме тягла, посадские люди несли «подати всякие» и «оклады ратным людям, стрельцам», а также ряд натуральных повинностей в пользу наместника города. Размер налога определялся состоятельностью каждого хозяйства. Каждой сотней и слободой управляли выборные старосты8.

В период сословно-представи-тельной монархии система управления претерпела значительные изме-

8 Титкова С.С. Сословно-представи-тельная монархия в России: Учебное пособие. М.: ВЮЗИ, 1987. С.33.

нения. Они начались при Иване IV Грозном, который стал первым официальным царем (коронация состоялась в 1547 г.) В период его правления был проведен ряд важных государственных реформ. Необходимо отметить военную реформу (создание постоянного стрелецкого войска с огнестрельным оружием — пищалями), податную реформу (введение единой системы поземельного налогообложения), земскую реформу, ликвидировавшую, в основном, систему кормлений и т.д.

Большое значение имело создание центральных органов управления по ведомственному признаку -приказов. Разрядный приказ заведовал комплектованием армии и ее денежным содержанием, а также вел запись всех служилых людей в государстве и их жалованья. Он назначал ряд государственных чиновников: наместников, волостелей, послов, воевод, разбирал дела о местничестве. Поместный приказ заведовал государственными землями, раздаваемыми в поместья, выдавал акты на право владения землей, рассматривал споры служилых людей по земельным делам. Оружейный приказ заведовал изготовлением и хранением оружия. Важное значение в системе государственного управления имел Казенный приказ. Его главой являлся казначей, который ведал дипломатическими сношениями, холопьими, поместными, ямскими делами. Приказ Большого Дворца занимался снабжением царского двора всем необходимым, заведовал всеми дворцовыми имениями и руководил дворцовой службой. Разбойный при-

каз являлся высшей судебной инстанцией по уголовным делам, судил пойманных с поличным разбойников и тех, кого в повальном обыске назвали "лихими людьми", устраивал и содержал тюрьмы. Также известны Челобитный приказ, Конюшенный приказ, Ловчий приказ, Посольский приказ, Ямской приказ и некоторые другие.

Число приказов достигло 80, но постоянных было вдвое меньше, остальные возникали по мере надобности и затем исчезали. Четкое разделение функций между приказами по-прежнему отсутствовало. Одни ведали какой-либо отраслью управления в масштабе всей страны, другие могли заниматься теми же вопросами на определенной территории.

Единства в распределении дел между приказами не существовало. Вся эта громоздкая махина с трудом поддавалась контролю верховной власти. Выход она искала в организации приказов, поставленных над всеми другими приказами: Счетного, Тайного, Челобитенного; в передаче управления рядом приказов (например, Посольского и соединенными с ним учреждениями и т. д.) в руки одного начальника, обычно боярина.

Обычно боярин или окольничий стояли во главе наиболее важных и крупных приказов. Другие приказы возглавляли думные дворяне, стольники, дьяки.

В период сословно-представи-тельной монархии приказы стали монопольными органами центрального управления, совмещавшими административные и судебные функ-

ции9 . Отрицательной стороной приказного управления стали неразбериха в компетенции, мелочная опека сверху, волокита и взяточничество.

В семнадцатом столетии продолжали развиваться нормы, регламентирующие правовое положение населения. Происходило оформление служилых людей в соответствие с четкой иерархией. Они делились на думные, московские и городовые чины. К думным чинам относились бояре, окольничьи, думные дворяне и думные дьяки. К московским чинам относились стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы. К городовым чинам относились дворяне выборные, дворяне и дети боярские дворовые, дворяне и дети боярские городовые. В соответствие с заслугами и знатностью происхождения представители класса феодалов переходили из одного чина в другой. Постепенно происходит процесс от-граничивания дворянства от других категорий населения, превращения его в замкнутое сословие. Разница между поместьями и вотчинами свелась к минимуму. Дворянское землевладение возрастало. Дворяне активно отстаивали свои права, в том числе, требовали помощи государства в розыске беглых крестьян.

Большие земельные владения принадлежали высшему духовенству, однако государство стремилось проводить курс на ограничение церковного землевладения. Одновремен-

9 Михайлова Н.В. Традиции и инновации в постижении истории государства и права. М., 2009. С.73.

но с этим, ограничивались привилегии духовенства в области суда и управления.

Положение крестьян и холопов в рассматриваемый период продолжало ухудшаться. Частновладельческие крестьяне работали на барщине, платили натуральный и денежный оброк. Кроме того, они несли повинности в пользу казны.

Крепостные крестьяне подвергались суду и расправе со стороны своих владельцев, частым явлением были насилие, унижение, пытки и избиения. Помещики вмешивались в брачно-семейные отношения крестьян. Беглых крестьян ловили и возвращали владельцам.

Обедневшие крестьяне, разоренные бесконечными поборами, переходили в категорию бобылей. При этом они не несли повинностей, нередко нанимались на работу к другим крестьянам.

У крупных феодалов по-прежнему имелись и холопы, выполнявшие роль слуг, приказчиков, конюхов, сторожей, сапожников и т.д. К концу столетия окончательно произошло слияние холопов с крестьянами.

В целом, крестьянская запашка сокращалась, однако среди крестьян появлялись и отдельные зажиточные, которые добивались для себя привилегированного положения и даже переходили в категорию торговцев.

Положение государственных, или черносошных крестьян было лучше, чем у крепостных. Они не зависели от произвола помещиков, но платили налоги и несли повинности в пользу государства.

Рост городов приводил к росту посадского населения. Среди горожан выделялись богатые купцы, которые могли участвовать в земских соборах, в сборе налогов для государства и т.д. Самые богатые из них были неподсудны суду приказов, находясь в юрисдикции царского суда.

Посадское население стремилось бороться за свои права, подавать челобитные царю, выдвигать свою верхушку для участия в земских соборах.

Претерпела существенные изменения и сама система высшей государственной власти.

В январе 1547 г. произошло торжественное венчание Ивана IV на царство. Впервые московский великий князь наделялся титулом царя, что по тогдашним понятиям резко возвышало его над всей титулованной русской знатью и уравнивало в положении с западноевропейскими императорами. Этим же целям служила и государственная печать Ивана IV, на которой были выгравированы государственный герб России с орлом (наследие Византии), увенчанным царской короной, гербы земель и великих княжеств, входивших в состав государства, и полный титул первого царя.

Главе государства как наиболее крупному феодалу в стране, принадлежали, как и раньше, дворцовые и черносошные земли. Дворцовые земли — это личные земли царя и его семьи. Государственные принадлежали ему же, но уже как главе государства.

Опричнина серьезно подорвала княжёско-боярское землевладение,

она стала мощной военно-карательной организацией в руках царя, усилив его экономическую мощь. Разделив страну на земщину и опричнину, царь получил наиболее удобные земли, которые он использовал в качестве поместного фонда, что дало ему возможность привлекать на свою сторону дворянство, заинтересованное в централизации государства и усилении власти царя.

Опричнина имела целью укрепить феодальный строй в форме централизованного самодержавного государства. Однако она могла дать лишь временный, неустойчивый эффект и привести к еще большему обострению противоречий10.

Опричнина истощила основную экономическую базу феодального государства — крестьянское хозяйство. Уже давно не было так тяжело положение крестьян и посадских людей, как в годы опричнины, когда государственные налоги и частновладельческие повинности на вотчинных и поместных землях возросли в несколько раз. Брошенные деревни, пустующие уезды, наполовину опустевшие города, нищета, голод — вот картина, характерная для России 70—80-х гг. XVI века.

Политика Ивана Грозного и его преемников привела к началу гражданской войны, которая осложнилась иностранной интервенцией. Данный период получил название «смутного времени» и фактически означал разрушение государственности, восста-

10 Проценко Ю.Л. Сословно-представи-тельная монархия в России (середина ХУТ - середина ХУП века). Волгоград, 2003. С.11.

новленной в ходе национально-освободительного движения русского народа.

После катастрофических событий начала XVII в. государственная власть в России была снова восстановлена в форме сословно-предста-вительной монархии, по-прежнему опиравшейся на Боярскую думу и Земские соборы. При этом ярко прослеживалась тенденция к усилению самодержавной власти, особенно характерная для периода правления Алексея Михайловича.

Царю принадлежала высшая законодательная, исполнительная, судебная и военная власть, хотя эта власть еще не была неограниченной. Важнейшие .вопросы внутренней и внешней политики царь должен был решать совместно с Боярской думой и Земскими соборами.

Таким образом, период сословно-представительной монархии представляет собой новый этап в развитии российского феодального государства. Его новизна с общественно-политической точки зрения проявилась в окончательном оформлении основных сословий феодального общества и повышению роли высших сословий в политической жизни страны. С точки зрения системы государственного управления, данный период шагнул далеко вперед. Появились сословно-представитель-ные учреждения — Земские соборы и Боярская Дума, участвовавшие в принятии важных государственных решений. Подверглась существенной модернизации система центрального управления, главную роль в которой стали играть приказы. На

местах были созданы губные учреждения, выполнявшие как административные, так и судебные функции.

Еще одной особенностью периода сословно-представительной монархии стало окончательное закрепощение крестьянства, составлявшего основную массу населения страны, и юридическое оформление крепостного права, которое в последующем на длительное время стало тормозом развития страны. Сословно-пред-ставительная монархия в России стала закономерным и прогрессивным этапом в развитии феодального общества и государства. В то же время, она отличалась от аналогичного периода в истории европейских государств, где полномочия сословно-представительных органов были более четко регламентированы в законодательстве, а их деятельность носила более регулярный характер.

Важным фактором развития государственности в период сословно-представительной монархии была деятельность земских соборов, которые в отдельные периоды решали крайне важные для государства вопросы: войны и мира, избрания царя и т.д.

Период сословно-представи-тельной монархии - это время усиленной борьбы за централизацию государства, в первую очередь, государственного аппарата. Эта борьба проходила в сложной обстановке, порой ставила государство на грань

разрушения. Одним из результатов централизации стало закрепощение крестьянства, составлявшего основную массу населения страны. Процессы централизации и закрепощения встречали естественное сопротивление со стороны, в первом случае, боярства, во втором случае, крестьянства. Это приводило к заговорам и крестьянским восстаниям. Следствием такой ситуации стало бурное развитие уголовного права, системы преступления и наказаний. Помимо этого, в экстраординарных случаях, таких, как опричнина, Смутное время, крестьянские восстания, законодательство отступало на второй план, открывая простор репрессиям, не опиравшимся на правовые нормы.

Библиографический список:

1. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск: Наука, 1991.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Буганов В.И. Россия в ХУП столетии. М., 1989.

3. Михайлова Н.В. Традиции и инновации в постижении истории государства и права. М., 2009.

4. Пашенцев Д.А. История государства и права России. М.: Эксмо, 2010.

5. Проценко Ю.Л. Сословно-представи-тельная монархия в России (середина XVI - середина XVII века): Учебное пособие. Волгоград, 2003.

6. Титкова С.С. Сословно-представи-тельная монархия в России: Учебное пособие. М.: ВЮЗИ, 1987.

7. Черепнин Л.В. Земские соборы в истории русского государства. М., 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.