Научная статья на тему 'SOS из пучины. Некоторые аспекты спасения подводников затонувших и аварийных лодок'

SOS из пучины. Некоторые аспекты спасения подводников затонувших и аварийных лодок Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
248
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Поливанов Валерий Тимофеевич

В рамках рубрики «Личность и история» публикуются главы из книги известного ученого и подводника, контр-адмирала Валерия Тимофеевича Поливанова, посвященной теории и практике спасения моряков затонувших и аварийных подводных лодок. Продолжение. Начало: Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2012. – № 1 (41). – С. 227–239.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOS FROM THE DEPTH. SOME ASPECTS OF RESCUING OF SUBMARINERS FROM THE SUNK SUBMARINES AND IN CASE OF EMERGENCY

The continuance. The beginning: Scientific Letters of Russian customs academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov. – 2012. – № 1 (41). – P. 227–239.

Текст научной работы на тему «SOS из пучины. Некоторые аспекты спасения подводников затонувших и аварийных лодок»

SOS ИЗ ПУЧИНЫ.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СПАСЕНИЯ ПОДВОДНИКОВ ЗАТОНУВШИХ И АВАРИЙНЫХ ЛОДОК1

Поливанов В.Т.

Некоторые факторы риска, влияющие на подводников

Подводная служба справедливо считается опасной. Каким же опасностям, воздействию каких факторов, угрожающих их безопасности, подвергаются подводники под водой вообще и в аварийной обстановке в частности? Их можно объединить в несколько групп. Одну из этих групп представляют факторы, обусловленные с повышенным давлением воды и воздуха, по сравнению с атмосферным, другая связана с накоплением в воздушной среде обитания углекислоты и других вредных примесей, от чего атмосфера в лодке или в изолированном отсеке становится непригодной для дыхания. В следующую группу можно выделить факторы, вызванные переохлаждением, в отдельную группу следует объединить те факторы, которые связаны с пожаро- и взрывобезопасностью и другими экстремальными явлениями. Среди всех групп нет более важных или менее опасных, все они в равной степени опасны и важны. В то же время есть группа факторов, которые действуют на лодке всегда, в любой обстановке, их нельзя ощутить физически, но им подвластны все, это - психологические факторы.

Психологические факторы

Погружение из надводного положения в морскую пучину, даже на борту самой современной подводной лодки, переносит подводника за грань обычной для него обстановки в экстремальные условия, каковыми являются пребывание не только на значительных глубинах, но и продолжительное время, исчисляемое порой месяцами. Это, прежде всего, связано с опасностью для жизни, поэтому вызывает у каждого подводника - от матроса до командира - психологический отклик. Среди других психологических факторов наиболее сильным в этих условиях является резкое повышение внутренней готовности встретиться с опасностью, активизация всех духовных сил, чувства ответственности и долга. Быстрая смена обстановки требует от каждого подводника в условиях плавания высокого профессионального мастерства, умения быстро анализировать обстановку, не теряться в любых условиях, какими бы неожиданными, сложными и безвыходными они порой ни казались. Перефразируя известного классика, можно сказать, что

* К

Он

О

к к

л

в

о

Е Т К

с

1 Продолжение. Начало: Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2012. - № 1 (41). - С. 227-239.

подводное плавание есть постоянная опасность, в ней нет ни одной минуты, когда бы подводник не был окружен опасностями. Психологический фактор опасности всегда присутствует в подсознании подводника, независимо от того, какой бы деятельностью он ни занимался. Даже те, кто проплавал на подводных лодках десятки лет, спят очень чутким сном, сквозь который они чувствуют и реагируют на любой дифферент или крен лодки, не говоря уже о более значительных маневрах. Причем эти ощущения не сопровождаются полным просыпанием. Такой чуткий сон, или полусон, не что иное, как проявление состояния психологического напряжения подводника.

Оценивая воздействие опасности, необходимо особо подчеркнуть, что она далеко не всегда вызывает напряженность, тревогу, неуверенность, страх. Опасность у большинства подводников повышает собранность, мобилизует силы, ускоряет реакции, обостряет восприятие мысли, то есть психологически сказывается положительно. Такая реакция, безусловно, характерна прежде всего для опытных подводников. У малоопытных даже незначительное усложнение обстановки, например, резкое увеличение дифферента может вызвать тревогу, возбужденность, суетливость, растерянность и тому подобное. В такой обстановке они повышенно восприимчивы ко всему, что может даже косвенно характеризовать отклонение от нормы в состоянии лодки, поведении старших товарищей, в выражении их глаз, интонации голосов, передающих информацию и приказания по боевой трансляции с ГКП и многое другое.

Фактор опасности подчеркивает особое значение на подводной лодке положительного психологического примера. Если рядом с молодым подводником находятся сдержанные, уверенные в своих действиях сослуживцы, то и он спокоен, действует четко. Если же он видит рядом растерянные, испуганные лица, дрожащие руки, слышит истеричные выкрики вместо обычных спокойных распоряжений и докладов, то его психологическое состояние подвергается серьезным испытаниям. Капитан 3 ранга Заварин В., участник аварии на атомной подводной лодке «К-19» в 1972 году, позже писал: «Авария была тяжелой, и многие из нас испытывали и чувство страха. Были и минуты растерянности. Но в каждом отсеке находились офицеры, мичманы, старшины, сумевшие возглавить людей в борьбе за живучесть, своими знаниями, спокойствием, личным примером психологически поддержать товарищей. Рядом с ними подводники обретали уверенность и побеждали страх».

Особенностью деятельности подводников в море может быть и психологический фон, на котором она протекает. Последние десятилетия подводные

Атомоход после вертикального всплытия во льдах Арктики

лодки всё чаше совершают дальние продолжительные походы, в которых их экипажи действуют не в спокойной размеренной учебной обстановке, а при огромном напряжении физических и моральных сил, острых переживаниях, дефиците времени, отсутствии условий для нормального отдыха, в состоянии большой усталости, а порой и изнурения. Современные подводные лодки и в мирное время выполняют боевые задачи, находясь на боевом патрулировании в определенных районах Мирового океана, как правило, с ядерным оружием на борту, в состоянии готовности к немедленному его применению по приказанию. В таких боевых походах сильнее, чем в обычных, на подводника воздействуют условия обитаемости и морские факторы. Кроме того, каждый день и каждый час боевого похода требуют от подводника большого психологического напряжения, готовности с получением условного сигнала, немедленно начать фактические боевые действия.

Прославленный подводник Герой Советского Союза контр-адмирал Ко-лышкин И.А. писал: «С чем сравнить боевой поход подводной лодки? Это недели ежедневного, ежеминутного, неослабного напряжения, постоянного ожидания неведомой опасности, напряжения внимания, собранности, терпения в поиске... На всём протяжении похода подводники не чувствуют настоящей нервной разрядки - она наступает только с возвращением в базу. Весь поход - это чередование большого напряжения с предельно большим. И главное - напряжения длительного».

Нетрудно понять значение этого фактора в условиях современных многомесячных походов, особенно для экипажей тех атомных подводных лодок, маршруты которых пролегают подо льдами арктического бассейна. Когда лодка идет подо льдами, психологическая напряженность экипажа на порядок выше, чем при плавании под чистой поверхностью, так как каждый на лодке четко понимает, что в случае острой необходимости её аварийное всплытие в кратчайшее время невозможно. Для этого необходимо искать подходящую полынью или участок тонкого льда, который можно проломить корпусом лодки при положительной её плавучести, или образовывать для этих целей полынью выстреливанием торпеды с последующим её взрывом у нижней кромки льда на определенном удалении от лодки. Да и само вертикальное всплытие в полынье является сложным и продолжительным маневром. А если на лодке в это время бушует пожар или сложилась иная экстремальная обстановка? По этим причинам и возникает психологический фактор повышенной опасности.

Нетрудно понять значение этого фактора в условиях современных многомесячных походов, особенно для экипажей тех атомных подводных лодок, маршруты которых пролегают подо льдами арктического бассейна. Когда лодка идет подо льдами, психологическая напряженность экипажа на порядок выше, чем при плавании под чистой поверхностью, так как каждый на лодке четко понимает, что в случае острой необходимости её аварийное всплытие в кратчайшее время невозможно. Для этого необходимо искать подходящую полынью или

Карта похода атомной подводной лодки на Северном Полюсе

участок тонкого льда, который можно проломить корпусом лодки при положительной её плавучести, или образовывать для этих целей полынью выстреливанием торпеды с последующим её взрывом у нижней кромки льда на определенном удалении от лодки. Да и само вертикальное всплытие в полынье является сложным и продолжительным маневром. А если на лодке в это время бушует пожар или сложилась иная экстремальная обстановка? По этим причинам и возникает психологический фактор повышенной опасности.

На фоне таких неблагоприятных условий плавания подводникам необходима высокая психологическая устойчивость, чтобы обеспечить предельно четкие и умелые практические действия, полностью исключить предпосылки каких-либо ошибок, промахов, неточностей. По собственному опыту автор свидетельствует, что при плавании подо льдами подводники становятся значительно более собранными, сосредоточенными, даже их лица обретают более серьезное выражение, а отсечные остряки и балагуры приберегают свои шутки до лучших времен. Но когда лодка выходит из-подо льда, настроение людей резко меняется. Спадает повышенная психологическая напряженность, многих охватывает радостное возбуждение, снова появляются шутки, дружеские остроты, у многих меняется выражение лица. Люди начинают просто много говорить, как будто стараются компенсировать ту вынужденную молчаливость, которой они придерживались при подледном плавании.

Уместно отметить и такой психологический фактор, который связан с удалением подводной лодки от базы, от родных берегов. Ему чаще всего подвергнут не весь экипаж, а прежде всего командование лодки, штурман, вахтенные офицеры и другие категории должностных лиц, которые знают место лодки в Мировом океане. В мыслях они постоянно помнят об этом и связывают с реальной возможностью получения помощи со стороны в случае аварийных обстоятельств. Об этом не говорят вслух, не делятся в разговорах с сослуживцами, тем более с подчиненными, но эти мысли постоянно присутствуют, особенно в дальних походах.

Бесследно для психики и нервной системы подводников такие плавания не проходят, особенно если эти нагрузки носят продолжительный характер, что нередко встречается в наши дни. Так, например, некоторые командиры атомных ракетных крейсеров стратегического назначения Северного флота: А.В. Ольховиков, Ю.Н. Репин, И.Е. Ковалев, В.М. Фурсов и многие другие суммарно провели на боевом патрулировании подо льдами Арктики по нескольку сот суток. Этот список можно продолжить, но справедливым будет

подчеркнуть, что такие плавания - далеко не рядовое дело. Касаясь этой темы, адмирал флота В.Н. Чернавин писал: «Среди отважного племени мореходов здесь, в Арктике, сложилась порода особого склада - ледовые капитаны. Это те, кто со времен «Ермака», «Вайгача» и «Таймыра» водил свои суда сквозь ледяные поля, не столько плывя, сколько раздвигая и круша застывшую воду. Почетную когорту северопроходцев пополнили «подледные командиры».

Они уходили под воду, а затем ещё и под лед. Это значит, что степень привычного риска удваивалась вместе с мерой ответственности. И разве не скажешь о них, подводниках Арктики, что все они дважды моряки, вдвое мужественные, вдвое отважные?»

Чувство повышенной опасности также неизбежно возникает у каждого подводника, оказавшегося в аварийной обстановке, независимо от причин её возникновения.

К числу отрицательных психологических явлений, влияющих на поведение и действия подводников в опасных ситуациях, относится, например, обострение чувства самосохранения. По мнению психологов, само по себе, это - закономерная реакция человека, как живого существа, на любую угрозу его безопасности. Выражается она в волнении, тревоге, страхе, обострении оборонительных реакций, защитных действий и тому подобное. В обстановке реальной угрозы жизни инстинкт самосохранения стремится полностью овладеть психикой человека, подчинить все его действия одному - защите от опасности. Диапазон проявления влияния опасности на инстинкт самосохранения весьма широк. Это влияние может проявляться в снижении способности правильного мышления, сообразительности, дрожании рук и ног, изменении голоса (срыв на фальцет, заикание), грубых ошибках в действиях (не то переключил, нарушил последовательность), заторможенном осознании получаемых команд, потере самоконтроля, иногда в сумеречном состоянии сознания, бессмысленных действиях, оцепенении и даже потере рассудка. Проводимые на подводных лодках, учебно-тренировочных станциях (УТС) занятия и тренировки по борьбе с пожарами и поступлением воды, выходы через торпедные аппараты и погружения в тренировочные бассейны, башни преследуют, помимо задач выработки практических навыков, психологическую закалку подводников, выработку у них способности стойко выдерживать психологический груз опасности. Это очень важный вид подготовки, ибо, если в море возникнет реальная опасность в боевой или аварийной обстановке, в каждом подводнике будет происходить нелегкая борьба двух мотивов - долга и самосохранения. Волнения, страх могут возникнуть у любого человека, но их сила, роль в деятельности психики и влияние на поведение людей различны. Известный подводник-североморец Герой Советского Союза капитан 2 ранга Г.И. Щедрин писал: «Мужество - это преодоление страха, победа чувства долга над инстинктом самосохранения».

Психологическая стойкость подводника базируется на многих составляющих компонентах, формирующих его морально-боевой потенциал. В то же время, наверное, справедливо будет отнести её к духовным качествам человека. Каждому по силам может оказаться различный психологический груз, и даже тщательный профессиональный отбор не гарантирует от ошибок. Психологическую стойкость человека можно проверить только в условиях реальных её испытаний. Например, в ВМС США на 3 894 180 человек личного состава с января 1942 года по 1 июля 1945 года было зарегистрировано 149 тыс. психических больных. Из них было уволено со службы 76 721 человек, что составило 32,4 % всех увольнений по медицинским показаниям в течение войны. Среди подводников нервно-психических заболеваний было сравнительно немного: на 25 тыс. человек - два случая. Американские специалисты объясняют это высоким качеством отбора людей для службы на подводных лодках, хорошей психологической подготовкой и организацией послепоходо-вого отдыха. В его процессе, помимо физического отдыха, в значительной степени имеет место и снятие психологической нагрузки.

В советском ВМФ в конце 1959 года приказом Министра Обороны был установлен обязательный 10-ти суточный санаторно-курортный отдых для экипажей подводных лодок, совершивших поход на боевую службу продолжительностью не менее 30 суток. В последующем, когда подводные лодки стали нести боевую службу по цикличному графику и продолжительностью, в основном, 60 суток, послепоходовый отдых офицерам и сверхсрочнослужащим продолжительностью 20 суток разрешалось проводить в санаториях вместе с женами и детьми. Такое решение было, безусловно, правильным, так как если матрос или старшина срочной службы за период пребывания в составе экипажа мог сходить в такие походы максимум 3 раза, то офицер и сверхсрочнослужащий за 15-20 лет выходили до 15-18 раз. Это годы под водой, в условиях постоянных стрессов, напряженности и всего того, о чём речь шла выше. Для здоровья многих из них такая напряженная служба бесследно не проходила. Даже у молодых подводников регистрировались отклонения в сердечно-сосудистой и нервной системах.

В условиях борьбы за живучесть, особенно на аварийной подводной лодке, если она к тому же потеряла плавучесть, легла на грунт и самостоятельно всплыть не может, а оставшиеся в живых члены экипажа готовятся к аварийному выходу на поверхность, все они всегда будут находиться в состоянии стресса (перенапряжения) - характерной отрицательной реакции психики в крайне сложной обстановке. Происходит активизация всех человеческих возможностей, внутреннее напряжение, возбужденность, которые, превышая всякие пределы, создают помехи нормальному протеканию психических процессов, нарушают их согласованность. Обострение чувства самосохранения и другие отрицательные психологические явления способствуют нарастанию внутреннего напряжения, как бы суммируясь в нем. Напряжение может перерасти в

Встреча подводников с полярником

перенапряжение, что чревато психологическими расстройствами, срывом деятельности психики с полной потерей боеспособности личным составом.

Одним из опаснейших психологических явлений на подводной лодке в аварийной обстановке может явиться паника - коллективное аффективное состояние людей с отрицательной направленностью. Появлению паники могут способствовать: крайне тяжелое, почти безнадежное положение подводной лодки, потеря руководства личным составом со стороны старших, полная изоляция людей в отсеке и отсутствие всякой связи с кем бы то ни было, наличие рядом тел погибших товарищей, мрак, холод, а иногда и присутствие возбудителя паники (например, человека с острым реактивным состоянием).

Не случайно говорят, что у ракетно-ядерного оружия пять поражающих факторов, пятым считают психологический. Этот фактор начинает работать среди экипажей атомных подводных лодок в случае возникновения на них радиационных аварий. В этих условиях наиболее сильное психологическое воздействие на экипаж оказывают: трудность защиты от проникающей радиации, необходимость продолжительного пребывания и работы в индивидуальных защитных средствах. Плохая информированность личного состава о радиационной обстановке в каждом отсеке также способствует возникновению психологической напряженности и распространению её среди экипажа.

Касаясь роли психологических факторов в успехе деятельности экипажей подводных лодок, нельзя умолчать о психологической совместимости. Экипаж - это большая семья, где есть младшие и старшие, между которыми четко распределены обязанности, и все её члены связаны между собой особыми, прочными узами. В решении поставленных лодке задач суммируются усилия всех членов экипажа. Тут всё делится поровну: радость победы, опасности и трудности, пространство и глоток воздуха. Подводная лодка побеждает коллективными усилиями, от каждого подводника зависит общий успех, если каждый глубоко осознает это и вкладывает все свои силы и умение в общее дело. Особую роль играет психологическая совместимость между подводниками на всех уровнях - в экипаже, как макроколлективе, в отсеках, на боевых постах и на командных пунктах, как микроколлективах. Когда с такой совместимостью нет никаких вопросов - это просто замечательно. Ведь в течение всего похода передвижение между отсеками ограничено. Подводник, как правило, находится в тех отсеках, где он несет вахту, и в которых ему определено место для сна и отдыха между вахтами. Иногда это совпадает в одном отсеке или, по возможности, в ближайших, что продиктовано

интересами скорейшего прибытия на боевой пост, безопасности, рациональным расходованием кислорода, а также рядом других важных обстоятельств. Таким образом, подводник в походе чаще всего общается с определенным узким кругом своих сослуживцев - ежедневно и постоянно в течение недели, месяца, двух месяцев, а иногда и более продолжительное время. А расписанный, к примеру, в первом отсеке подводник, где он и несет вахту, и отдыхает, за время всего похода может никогда не встретиться со своим товарищем из десятого отсека, если к тому же у них разные боевые смены несения вахты. И на протяжении всего похода у многих подводников общение, таким образом, вынужденно ограничивается кругом одних и тех же лиц. А ведь у каждого свой характер, темперамент, своя коммуникабельность, свой нрав, уживчивость и много других, присущих только ему индивидуальных особенностей. По мере увеличения продолжительности пребывания лодки в море у одних появляется апатия, у других - повышается раздражительность, резкость в выражениях, понижается терпимость, осознанная сдержанность. Подавляющее большинство подводников умело управляет своими эмоциями, рассудительно, с пониманием обстановки ведет себя с окружающими. Иными словами, они не допускают нервных, психологических срывов, держат, как принято говорить, себя в руках, и в микроколлективах тогда царит благоприятный психологический климат.

Но бывает и так, что психика какого-то человека оказывается неустойчивой к серьезным нагрузкам и не выдерживает длительных испытаний, иногда попадаются отдельные индивидуумы - обладатели просто неуживчивого характера. В условиях подводной лодки - это беда, так как даже незначительная отчужденность, взаимная непереносимость не останавливаются на каком-то уровне, а нарастают, как снежный ком. И никакими служебными, административными и тому подобными мерами это не поправить. В таком случае выход один - санировать такие микроколлективы, убирая из них источник раздражительности.

К факторам, оказывающим воздействие на психику подводника, можно также отнести грозные, необычные явления морской стихии (штормы, ураганы), порождаемую ими изнурительную качку, продолжительность больших нагрузок, накопление усталости, однообразие окружающей обстановки, ограниченность подвижности, скудность получаемой внешней информации и многое другое.

Выше перечислены лишь некоторые психологические явления, которые возможны в экипаже подводной лодки. Возникновение или преобладание отдельных из них обусловлено не только внешними факторами и условиями, в таком случае у всех членов экипажа лодки всегда наблюдались бы одни и те же эмоции. Однако на практике так не бывает. Внешний источник воздействия на экипаж один и тот же, а психологическая реакция каждого его члена индивидуальна, так как одна из основных закономерностей деятельности

психики человека заключается в том, что внешние причины действуют через его внутренние качества. Иначе говоря, результат воздействия внешних факторов всегда зависит прежде всего только от особенностей личности человека, выработанных у него качеств, его психологической подготовки, боевого мастерства, а также от его психического состояния в момент воздействия на него тех или иных внешних объективных факторов.

Психологическая устойчивость является одним из основных качеств, определяющих профессиональную пригодность человека для службы на подводных лодках.

Вода в прочном корпусе

Сама по себе подводная лодка - уникальный корабль по целому ряду характеристик, в том числе по плавучести. В подводном положении она находится во взвешенном состоянии и практически не имеет запаса плавучести, поэтому попадание внутрь прочного корпуса даже небольшого количества забортной воды делает её плавучесть отрицательной, и подводная лодка начинает погружаться. Правда, незначительную отрицательную плавучесть она может преодолеть за счет подъемной силы, создаваемой корпусом и горизонтальными рулями, хорошим ходом, для чего нужен надежный источник энергии. В надводном положении запас плавучести лодки, создаваемый балластными цистернами, также невелик.

Перед каждым выходом лодки в море её прочный корпус обязательно проверяется на герметичность. Тем не менее забортная вода порой находит пути проникновения внутрь лодки. Иногда к этому приводят: оплошность личного состава, обслуживающего механизмы, имеющие сообщения с забортным пространством; выход из строя всякого рода сальников, прокладок, уплотнителей на магистралях забортной воды; нарушение герметичности прочного корпуса при противодействии противника, ударах о грунт, посадках на мель, столкновениях с другими плавсредствами и другие. Если в таком случае не принимаются быстрые, решительные и эффективные меры по прекращению поступления забортной воды внутрь подводной лодки - трагическая развязка неизбежна.

Наряду с пожаром, забортная вода, проникая внутрь подводной лодки, становится для неё опаснейшим коварным врагом, об этом убедительно свидетельствует статистика. Так, в период между Первой и Второй мировыми войнами из общего числа затонувших в результате аварийных происшествий лодок, погибло в результате попадания воды внутрь прочного корпуса: итальянских - 66 %, французских и английских - 75 %, американских - 80 %, японских - 91 % подводных лодок.

Поступающая в нижнюю часть отсека лодки вода заполняет свободное пространство, вытесняя воздух к подволоку и спрессовывая его, создавая

так называемую «воздушную подушку», в которой давление, в конце концов, становится равным давлению поступающей в отсек воды. Таким образом, при интенсивном поступлении воды в аварийный отсек, находящиеся в нем подводники в течение нескольких мгновений могут оказаться в атмосфере с очень большим давлением. Его величина зависит от глубины, на которой это происходит. Если же вода поступает через неплотность в верхней части отсека, воздух из него свободно выдавливается через эту неплотность, «воздушная подушка» не образуется, и вода заполняет весь отсек полностью.

Наличие в затопленном отсеке «воздушной подушки» является спасительным условием для находящихся в нем подводников, поэтому они предпринимают меры не только к сохранению, а, если возможно, и к увеличению «воздушной подушки» путем подачи в отсек воздуха высокого давления из лодочных запасов. Из двух зол выбирается меньшее, так как легче находиться, хотя и под давлением, но в воздушной среде, чем под тем же давлением - в водной. При необходимости сжатый воздух используется для создания противодавления (встречного подпора), чтобы прекратить дальнейшее поступление воды через негерметичность прочного корпуса.

Если имеющимися в распоряжении личного состава средствами не удается устранить причины поступления воды, и она продолжает поступать в отсеки лодки, подводники без промедления надевают индивидуальные дыхательные аппараты. Но покинуть аварийный отсек они имеют право только по приказанию. В случае если люди оказались в сухом отсеке аварийной подводной лодки, и принято решение покинуть её и выходить на поверхность через боевую рубку, торпедные аппараты или спасательные люки, они сами заполняют их забортной водой до необходимого уровня для создания условий, обеспечивающих успешный выход.

Преднамеренное затопление отсека подводной лодки её экипажем может быть вызвано необходимостью погасить бушующий в отсеке крупный пожар, когда ликвидация его другими способами невозможна. Правда, прием воды внутрь лодки далеко не безопасен, так как это может ещё более усугубить аварийную обстановку, ибо затопленные механизмы и оборудование, размещённое в этих отсеках, как правило, выводятся из эксплуатации. Вода, проникая в распределительные электрические щиты и коробки, в механизмы, находящиеся под напряжением, вызывает короткое замыкание в электроцепях, что может стать причиной пожара. Затопленные отсеки всегда обесточиваются, и борьбу за живучесть в них приходится вести в темноте или при ограниченном аварийном освещении. Аварийная обстановка на подводной лодке может быть значительно ухудшена в случае попадания морской воды в аккумуляторную батарею, что влечет обильное выделение хлора. О последствиях таких нежелательных явлений будет сказано ниже.

Забортная вода, попадая внутрь корпуса лодки, полностью или частично затапливает её отсеки, тем самым уменьшая площади обитания экипажа. В таком случае подводники вынуждены концентрироваться на безопасных пространствах или в отсеках-убежищах, как правило, в стесненных условиях. Поэтому в таких местах воздух быстро насыщается вредными примесями и становится непригодным для нормального дыхания.

Забортная вода в отсеках аварийной подводной лодки опасна ещё и тем, что она подвергает переохлаждению находящихся в ней подводников, так как вода на глубине всегда холодная.

Роковой холод

Ввиду того, что теплопроводность воды в 25 раз выше, чем воздуха, охлаждение организма человека в воде резко отличается от охлаждения в воздушной среде как по характеру, так и по срокам проявления физиологических изменений. После 30-ти минутного пребывания в воде, даже при её температуре +20 0С, температура тела понижается до +35-35,6 градусов, что может привести к ряду функциональных изменений в организме.

В воде, имеющей низкую температуру, потребление организмом кислорода резко возрастает. Так, например, при температуре воды +6 градусов человек потребляет 1,7 л кислорода в 1 мин, а при температуре воды +21° - всего 0,97 л. Человеческий организм не в состоянии долго бороться с охлаждением в воде, и вскоре его температура начинает понижаться, о чём сигнализируют появляющиеся признаки переохлаждения: спазм кровеносных сосудов кожи, судорожное подергивание мышц и ряд других физиологических изменений.

Теплопотери в организме происходят настолько интенсивно, что продолжительность жизни человека, находящегося в воде при температуре +5 градусов, не превышает 60-90 мин, в то время как пребывание на воздухе при температуре +4 градусов в течение 6 часов даже не изменяет температуры тела. В холодной воде у человека иногда уже через 15 минут наступает потеря сознания и смерть, которая связана с быстрой рефлекторной реакцией организма на такой сильный раздражитель нервной и сосудистой систем, каким является холодная вода.

Из различных литературных источников известно, что за годы Второй мировой войны из общего числа 62 114 спасенных на море, почти половина умерла от переохлаждения организма, связанного с пребыванием в холодной воде.

Как свидетельствует опыт, борьба за живучесть подводных лодок их экипажами в большинстве случаев проводилась в условиях затопленных отсеков, где личный состав подвергался переохлаждению и воздействию других вредных факторов. Так, например, из 286 аварий, происшедших в период с 1901 по 1937 год, вода поступала в прочный корпус лодок в 175 случаях. Длительное пребывание в воде подводников, выходящих с больших глубин на

поверхность, также существенно влияет на переохлаждение организма. В море прогреваются только верхние слои воды, а на глубине она всегда студеная.

Необходимо также подчеркнуть, что, выходя из аварийной лодки на поверхность, подводники используют для дыхания гелиокислородную смесь, теплопроводность которой в 6 раз больше теплопроводности воздуха, что в значительной мере также способствует переохлаждению их организмов.

Пребывание в полузатопленных или затопленных отсеках подводной лодки при повышенном давлении, а также продолжительное нахождение подводников, выходящих на поверхность «мокрым способом» в холодной воде, способствует возрастанию опасности возникновения у них простуды и кессонной болезни. Медицинская статистика свидетельствует о том, что из общего числа больных кессонной болезнью треть случаев приходится на заболевания, связанные с переохлаждением.

Суровые правила специфической подводной службы требуют от каждого подводника любой специальности без скидок на звания и должности в совершенстве знать устройство подводной лодки, владеть всеми практическими навыками борьбы за живучесть, чтобы в критическую минуту быть способным победить в поединке со смертью. Она всегда рядом с подводником - на расстоянии нескольких сантиметров, составляющих толщину прочного корпуса.

Проблемы давления

Общеизвестно, что вода имеет вес, который оказывает давление на поверхность погруженного в неё предмета. Единицей измерения этого давления является атмосфера (1 атм равна давлению водяного столба высотой 10 м на см2 находящейся под ним поверхности). С увеличением глубины давление воды возрастает.

Воздушная среда, окружающая Землю, также имеет вес и оказывает на её поверхность постоянное давление, равное 0,765 атм. Человек как существо, зародившееся в этой среде, просто не чувствует этого давления. Таким образом, на морской поверхности уже присутствует давление в 1 атм, поэтому абсолютное давление под водой на глубине 10 м будет равно 2 атм. В повседневной деятельности при нормальных условиях плавания подводники на любой глубине защищены от давления прочным корпусом лодки. В аварийной же обстановке, если нарушается герметичность корпуса, подводники лишаются этой зашиты, и опасные факторы давления начинают непосредственно воздействовать на их организмы. Забортная вода может быть принята в отсеки лодки и преднамеренно, когда возникает необходимость покидать аварийную лодку «мокрым» способом - через торпедные аппараты, боевую рубку, люки и тому подобное но в таком случае вода в них будет находиться под давлением, соответствующем глубине погружения лодки.

В таких условиях работали подводники-североморцы в зимнюю пору

Вредное воздействие давления воды основывается на общефизических законах и принципах. Как известно, ткани человеческого организма состоят из мельчайших клеток, которые наполнены жидкостью, на 80 % состоящей из воды. Благодаря малой сжимаемости жидкости, при давлении, соответствующем небольшим глубинам, доступным человеку в мягком гидрокомбинезоне, механическое воздействие давления на ткани человеческого тела не опасно, но только тем его частям, которые не имеют пустот (конечности). В то же время сжатие полостей, заполненных газами или воздухом, может привести к самым неприятным последствиям. При площади подвижной части грудной клетки и живота, равной у человека среднего роста 3000 см2, уже на глубине одного метра эти органы подвергаются давлению 3300 кг. При этом не следует забывать, что на поверхности на эти органы уже действует нагрузка 3000 кг, которую мы совершенно не ощущаем.

Для уравновешивания этой сжимающей внешней силы в легкие подводника, находящегося в «воздушной подушке» или в дыхательном аппарате, поступает воздух под давлением, равным давлению окружающей среды. Благодаря такому выравниванию давлений изнутри и снаружи, сжатие будут испытывать только сами стенки грудной клетки.

Хуже обстоит дело при сжатии воздуха, заполняющего среднее ухо и лобные пазухи. При быстром нарастании давления может наступить разрыв барабанных перепонок. Чтобы избежать этого, при нарастании давления делают глотательные движения. После пребывания некоторого времени на постоянной глубине давление в среднем ухе выравнивается с наружным. При быстром подъеме на поверхность и падении давления целостность барабанных перепонок сохраняется тем же способом, что и при погружении.

Вообще, при подъеме с глубины могут произойти большие неприятности, если будут нарушены установленные правила и порядок выполнения обязательных действий. Прежде всего, при быстром подъеме с глубины подводник рискует заболеть кессонной болезнью. Дело в том, что с увеличением глубины погружения и нарастанием давления увеличивается весовое количество воздуха, вдыхаемое за один вдох. Это следствие закона Бойля-Мариотта, по которому удельный вес газа прямо пропорционален давлению. Одновременно увеличивается количество воздуха, растворяемого в крови, которая разносит его из легких по всему телу, постепенно насыщая все ткани газами в большем количестве, чем при атмосферном давлении. Степень такого насыщения зависит от глубины погружения, времени пребывания на ней

и характера выполняемой работы. Таким образом, с увеличением давления окружающей среды прямо пропорционально увеличивается потребление воздуха. Если подводник на поверхности потребляет 8 л воздуха в 1 мин, то на глубине 100 м ему потребуется уже 80 л, а пребывание его на этой глубине в течение 10 мин потребует 800 л и так далее.

При подъеме на поверхность и падении давления происходит выделение избыточного воздуха из организма обратным путем - через легкие. При быстром подъеме пузырьки воздуха, состоящие, главным образом, из азота, выделяются прямо из крови. Это явление по своему характеру можно сравнить с выделением газов при открывании бутылки с шампанским, если вдруг резко снизить давление. Выделяемые из крови крупные пузырьки азота могут закупорить кровеносные сосуды (газовая эмболия) и нарушить кровообращение отдельных частей организма. Кроме того, увеличение общего объема крови вследствие насыщения её газовыми пузырьками может вызвать в разных частях тела растяжение или даже разрыв мелких кровеносных сосудов. В результате могут появиться головокружение, боли в суставах и мышцах, кожный зуд, в тяжелых случаях может наступить параличи отдельных органов, то есть появиться симптомы кессонной болезни.

Но кессонную болезнь можно предупредить: чтобы выделение азота из крови не было столь бурным, подъем замедляют, его производят с периодическими остановками. Продолжительность и глубины остановок определяют по специальным таблицам.

Характерно, что киты тоже дышат атмосферным воздухом, ныряя, они быстро меняют глубину, но не делают никаких остановок для выхода из их крови пузырьков сжатого воздуха. Однако киты не болеют кессонной болезнью. Объясняется это тем, что они под водой не вдыхают сжатый воздух, а пользуются запасом того воздуха в легких, который они вдохнули на поверхности, поэтому их ткани и кровь не перенасыщаются воздухом, а, следовательно, отсутствует и причина, вызывающая кессонную болезнь.

Действие углекислого газа на человеческий организм также прямо пропорционально давлению, при котором он вдыхается. Если, например, в подводной лодке, идущей на глубине 60 м, углекислый газ составляет 1 % и по каким-либо аварийным обстоятельствам отсек заполнится забортной водой, то в «воздушной подушке» содержание его станет эквивалентным 6 %-ой концентрации углекислоты на поверхности. Поэтому, при возникновении на лодке в подводном положении аварии, командир всегда стремится всплыть на поверхность, если позволяет надводная обстановка, или хотя бы уменьшить глубину погружения лодки. Угрозу отравления людей вредными газами можно снизить, помимо уменьшения глубины, также включением в индивидуальные дыхательные аппараты.

Нередко в аварийной подводной лодке возникает повышенное давление. Часто оно создается и самим экипажем как противодавление для

предотвращения поступления внутрь лодки забортной воды через нарушившуюся герметичность прочного корпуса, или же для выравнивания давления внутри лодки с забортным - при подготовке к выходу на поверхность личного состава через спасательные устройства. Поэтому, как только в аварийных отсеках давление начинает повышаться, подводники включаются в индивидуальные дыхательные аппараты, в которых дышат различными газовыми смесями в зависимости от давления.

На процесс дыхания подводника, находящегося на большой глубине, заметное влияние оказывает возрастающая плотность воздуха, которая увеличивает нагрузку на органы дыхания и дыхательные мышцы, вызывая значительное сопротивление дыханию. Через нос оно становится затруднительным из-за большого сопротивления воздуху при прохождении его через узкие носовые ходы, и подводнику в таком случае приходится дышать только ртом. При глубине погружения 150 м удельный вес воздуха в 16 раз больше атмосферного. При такой плотности он с большим трудом протекает и через узкие легочные пути. Высокое сопротивление дыханию вызывает изменение не только ритма частоты и глубины дыхания, но и приводит также к усталости дыхательных мышц, затрудняет работу сердечнососудистой системы, ухудшая кровообращение, что влечет снижение работоспособности и ухудшению общего состояния подводника.

В годы Второй мировой войны было применено оборудование, позволяющее водолазу спускаться в мягком скафандре на глубину до 180 м. Достижению такой глубины способствовало, главным образом, применение для дыхания гелио-кислородных смесей. В них гелий - нейтральный газ без цвета, запаха и вкуса - заменил азот воздуха. Благодаря тому, что гелий диффундирует быстрее и менее растворим в крови, он более приемлем для дыхания и вызывает меньше осложнений при подъеме на поверхность, хотя и не избавляет от опасности кессонной болезни.

Необходимо также отметить, что гелием разбавляют кислород для того, чтобы понизить его парциальное давление (произведение давления смеси на процентное содержание газа в смеси). Кислород при абсолютном давлении свыше 3 атм токсичен, поэтому процентное содержание кислорода в гелио-кислородной смеси подбирается таким, чтобы его парциальное давление не превышало опасного предела. Например, на глубине 200 м применяется гелио-кислородная смесь с 1,5 % содержанием кислорода, а с уменьшением глубины погружения содержание кислорода увеличивается.

Коварный огонь

Кто плавал на подводных лодках, знает, что даже самые тяжелые пожары, закончившиеся гибелью лодок, вместе со сгоревшими в них членами экипажа, как правило, всегда начинались с незначительного искрения,

безобидного тления или просто задымления. Как всякая авария на подводной лодке, пожар развивается стремительно и не прощает ни одного мгновения бездеятельности, растерянности. Расплата может наступить очень скорая и очень тяжелая. Поэтому, когда после сигнала аварийной тревоги по боевой трансляции в отсеках звучит: «Пожар в таком-то отсеке!», каждый подводник испытывает напряженный психологический посыл, так как отчетливо понимает, чем всё может закончиться.

Подводные лодки называют «стальными китами», поэтому, казалось бы, на них нечему гореть. Но на практике это далеко не так. На лодках имеется много оборудования и механизмов, которые горят весьма интенсивно, а ликвидировать их горение порой оказывается просто невозможно.

Основными причинами возгорания на подводных лодках зачастую являются неисправности в электрических трассах, в электрооборудовании, ошибки личного состава при его эксплуатации и обслуживании, концентрация взрывоопасной смеси, нарушения корабельных правил пожарной безопасности и прочее.

На советских дизель-электрических и первых атомных подводных лодках применялись специальные пластины регенерации воздуха, которые, поглощая углекислый газ, выделяли кислород. Они хорошо себя зарекомендовали по основному предназначению, но в то же время у них был существенный недостаток: от попадания на них масла, в том числе и гидравлики, они воспламенялись, а температура их горения была выше 3000°. Причем, их горение практически ничем погасить было невозможно, так как содержавшееся в их составе вещество, выделяющее кислород, поддерживало горение пластин в любой среде - воде, песке и тому подобное. Эта особенность пластин регенерации, к сожалению, явилась причиной многих тяжелых происшествий, унесших жизни многих людей.

Если возгорание на подводной лодке немедленно не ликвидировать, оно очень быстро примет угрожающие масштабы и непредсказуемые последствия. Пожар на лодке опасен по всем своим параметрам, в том числе и тем, что возникающая в процессе его высокая температура, накаляя межотсечные переборки, разрушает сальниковые вводы, резиновые прокладки и муфты, проходящих через них кабельных трасс, систем и трубопроводов. В результате переборки становятся негерметичными, и угарный газ, возникающий при горении, проникает в смежные отсеки. При очень высокой температуре горения во время пожара могут перегореть магистрали, в том числе и сообщающиеся с забортным пространством расположенные на них запоры и устройства. На первых советских атомных подводных лодках в прочном корпусе имелось более сотни отверстий различного назначения, каждое из которых имело соответствующее уплотнение. В нормальных условиях герметичность обеспечивалась, но при пожаре, если возникала высокая температура, иногда эти уплотнения деформировались, становились хрупкими, порой просто рассыпались. Это приводило, в конце концов, к поступлению забортной воды

в прочный корпус, лодка постепенно теряла плавучесть и в итоге тонула. В истории подводного плавания таких печальных страниц немало.

По беспристрастным и немилосердным законам суровой подводной службы никто не имеет права самостоятельно, без приказания покинуть аварийный отсек, чтобы не создать условия для распространения воды или пожара в смежные отсеки. Это требование записано в ряде документов, регламентирующих службу на подводных лодках. Один из методов борьбы с пожаром на подводной лодке предусматривает полную герметизацию аварийного отсека, так как считается, что пожар погаснет и самостоятельно, когда в воздушной среде отсека сгорит весь кислород. Так, иногда, спасение лодки или хотя бы части её экипажа достигается ценой жизни сгоревших в огне аварийного отсека подводников. О таких примерах будет рассказано ниже.

Эффективные меры против пожара на лодке чаще всего могут быть приняты и из смежных отсеков, хотя их перечень ограничен; аварийный отсек можно обесточить или затопить. После больших пожаров на первых советских атомных подводных лодках, приведших в том числе и к трагическому финалу, в советском флоте была внедрена система объемного пожаротушения ЛОХ. На практике она оказалась эффективной, хотя и имела ряд недостатков.

Отравленный воздух

Весьма опасным фактором, которому подвергается подводник, находящийся в аварийной подводной лодке, является не соответствующий норме химический состав воздуха, используемый для дыхания, так как для нормального функционирования человеческий организм постоянно должен потреблять кислород. В процессе дыхания он непрерывно доставляется кровью из легких в ткани и клетки организма для окислительных процессов, в результате которых богатые энергией вещества, содержащиеся в клетках тела, распадаются, высвобождая скрытую в них энергию, идущую на поддержание жизни человека. При этом образуется углекислота, которая удаляется из организма при выдохе в виде углекислого газа. При дыхании в легких происходит частичная замена воздуха. Если вдыхаемый воздух содержит 20,9 % кислорода и 0,03 % углекислого газа, имеет влажность 40-60 %, то выдыхаемый содержит уже 16,5 % кислорода, а углекислого газа - 4-6 % при влажности 80-90 %. Количество азота при вдохе и выдохе остается почти неизменным. Углекислый газ, так же как и кислород, не имеет запаха, вкуса и цвета.

Не существует нормы потребления человеком кислорода и выделения углекислого газа. Это зависит от физической нагрузки, нервного состояния, напряженности и тому подобное. В покое потребление кислорода человеком составляет 350 мл за 1 мин, при физической нагрузке - до 4,5-5 л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если человек находится в герметичном помещении, воздух в котором не регенерируется, то через определенное время в помещении снизится процентное

содержание кислорода, а углекислого газа - возрастет. В конце концов, атмосфера станет абсолютно непригодной для дыхания, и человек погибнет. Время безопасного пребывания в таком помещении зависит от его объема, количества находящихся в нем людей и характера выполняемой ими работы. Такими герметичными помещениями всегда являются отсеки подводной лодки, находящейся в подводном положении, с той лишь особенностью, что в них некоторое время может проводиться очищение воздуха от углекислого газа.

При погружении подводной лодки из надводного положения в её прочном корпусе углекислый газ, как правило, отсутствует. Хотя поступление свежего воздуха в неё прекращается, и атмосфера в отсеках начинает постепенно ухудшаться, первые несколько часов она продолжает оставаться вполне приемлемой для безопасного дыхания.

В подводном положении на лодках регулярно с периодичностью один час проводится газоанализ воздуха стационарными установками или переносными приборами. При достижении концентрации углекислого газа 1,51,7 % вводятся в действие средства регенерации воздуха, которые очищают его от углекислоты, насыщая кислородом.

Проблемы обеспечения экипажей лодок воздухом для дыхания привлекали внимание их конструкторов во все времена. Ещё в 1620 году Корнелиус Ван-Дреббель первым применил кислород на своей примитивной подводной лодке. Позже для освежения воздуха внутри лодки Шильдер и Бауэр применили вентиляционные трубы. Впервые регенерация воздуха была осуществлена на лодке Джевецкого в 1879 году. Специальный насос, приводимый в действие от гребного вала, прогонял загрязненный воздух через фильтр с едким натрием, в котором поглощался углекислый газ. По мере необходимости в атмосферу лодки добавлялся кислород. Главной целью Джевецкого было продлить время пребывания лодки в подводном положении.

В начале XX века, на заре становления подводных сил России, когда ещё отсутствовали приборы для газового анализа воздуха, в Либаве - первой базе подводников на Балтике - можно было наблюдать, как следовавшая на лодку из береговых казарм команда несла несколько клеток, в которых находились белые мыши. Считалось, что эти животные наиболее чувствительны к углекислому газу и своим беспокойным поведением могут своевременно предупредить подводников о повышении его концентрации в воздушной среде подлодки.

Каждый подводник за один час выдыхает около 25 л углекислого газа, токсичное действие которого начинается при достижении его

Подводная лодка «Акула», 1911 г. Погибла в 1916 г. на Балтике. Обстоятельства не известны.

концентрации в лодке 2 и более процентов. Чаще всего, на стадии начального кислородного голодания, человек этого не замечает.

Если по каким-либо причинам в аварийной подводной лодке не удается поддерживать газовый состав воздуха в безопасных пределах, то обстановка может сложиться далеко не простая. Когда содержание углекислого газа внутри лодки достигает 3-4 %, отмечается изменение функциональной способности центральной нервной системы подводников. У них наблюдается нарушение мышления и рассудка, нарушения вестибулярного аппарата, головная боль, шум в ушах. Поэтому содержание 3 % углекислого газа внутри подводной лодки является критической величиной, при достижении которой необходимо всеми возможными средствами уменьшить его. При увеличении содержания углекислого газа до 10 % умственная и физическая работоспособность людей резко падает, появляются боли в сердце, тошнота и рвота. Такое же состояние наступает при длительном дыхании отравленным воздухом даже с более низким содержанием углекислого газа. Если отсеки аварийной подводной лодки долго невозможно провентилировать или если дышать воздухом, содержащим 20 % углекислого газа, люди сначала теряют сознание, а затем умирают от кислородного голодания и удушья. Интенсивность загрязнения воздуха аварийной подводной лодки зависит, как уже отмечалось, от объема отсека, числа находящихся в нем людей и характера выполняемой ими работы (подводник, занятый тяжелой работой больше потребляет кислорода и больше выделяет углекислого газа). Американские подводники уже на протяжении многих лет пользуются в этих целях следующей формулой: Х=0,04 СЖ, где X - время для повышения содержания углекислого газа от О до 3 %; С - внутренний объем отсека или всей лодки, заполненный воздухом; N - количество находящихся в отсеке или всей лодке людей.

Если на затонувшей лодке обстановка складывается таким образом, что экипаж должен ей покинуть, он, как правило, концентрируется в отсеках-убежищах, которые находятся в носовой и кормовой оконечностях лодки. Они имеют спасательные или входные люки, оборудованные сверху комингс-площадками для приема спасательного колокола, под люками имеются тубусы, обеспечивающие выход людей при частично затопленном отсеке. Для выхода из этих отсеков могут быть использованы торпедные аппараты. Поэтому в таких отсеках может сосредоточиться много людей, что, безусловно, окажет значительное влияние на интенсивность насыщения этих отсеков углекислым газом.

На чистоте воздуха в аварийной лодке также сказываются всякого рода взрывы, пожары, возгорания, о чём уже было сказано выше. В атмосфере аварийной лодки может появиться хлор, если морская вода попадет в аккумуляторную батарею, где она вызовет химическую реакцию при контакте с пластинами и серной кислотой в её элементах. Этот удушающий газ вызывает сильное раздражение слизистой оболочки глаз и носоглотки, у человека начинается надсадный кашель, что влечет значительные затруднения в использовании защитных дыхательных аппаратов. Хлор смертелен лишь при

Подводная лодка «Акула», 1985 г. (Из фонда музея подводных сил им. Маринеско А.И.)

значительных концентрациях, но отравившийся хлором может ощущать последствия этого отравления на протяжении всей жизни (о таком отравлении лейтенантом Гарсоевым будет рассказано ниже). Аккумуляторная батарея также может явиться источником водорода, который выделяется в значительном количестве при её зарядке и в первые часы после окончания этой операции. При возрастании его концентрации до 4 % и соединении с кислородом образуется взрывоопасная (гремучая) смесь, которая может взорваться от небольшой искры в электрическом переключателе или электродвигателе. В нормальных условиях эксплуатации водород выводится из подводной лодки специальной вентиляционной системой в атмосферу. На атомных подводных лодках водород принудительно циркулирует по замкнутому контуру, проходя через специальные электропечи, где он сгорает (печи дожигания). Скопление взрывоопасной смеси и взрыв могут произойти на лодке, если на ней авария случилась во время зарядки аккумуляторной батареи или вскоре после этого, особенно если лодка лишена возможности вентилировать батарею.

Азот также может оказать вредное воздействие на организм человека при определенных условиях. Начиная с глубины 50-60 м азот, воздействуя на кору головного мозга, вызывает опьянение. Существует индивидуальная чувствительность к токсическому действию азота, а также доказано, что при повышенном давлении он становится наркотиком. Изобретатель акваланга француз Кусто писал, что уже с глубины 30 метров у него наблюдалось головокружение, после которого наступал необыкновенный подъем духа, когда все препятствия кажутся легко преодолимыми. Затем наступала вялость и сонливость. У некоторых людей азотное опьянение вызывает обморочное состояние и может привести к летальному исходу. Азотный наркоз, как правило, проявляется в виде состояния беспричинной веселости, общего возбуждения, нарушении координации движений, слуховых и зрительных галлюцинаций. Если подводники в аварийной лодке под давлением выше 6 атм в течение 10-20 мин дышат отсечным воздухом, возникает опасность азотного наркоза. Под его воздействием они могут допустить какие-нибудь необдуманные поступки, в том числе нарушить правила пользования изолирующим снаряжением, что явится причиной несчастных случаев. Чтобы освободиться от вредных последствий вдыхания азота, казалось бы, следовало исключить его из состава газовой смеси, используемой для дыхания под водой, то есть перейти на чистый кислород, который действительно необходим человеку. Но организм человека не приспособлен к длительному вдыханию чистого кислорода. Продолжительное его вдыхание даже при атмосферном давлении

может вызвать воспаление легких. При абсолютном же давлении 3 атм кислород токсичен. Если пользоваться чистым кислородом при спуске на глубину более 20 м, может возникнуть кислородное отравление, которое также может угрожать подводнику при определенных условиях. Признаками кислородного отравления являются: замедление пульса и дыхания, повышение артериального давления, онемение ногтевых фаланг, а в дальнейшем и кистей рук, частые мелкие судорожные подергивания мышц лица, верхних и нижних конечностей, туловища, переходящие затем в общие судороги.

Все перечисленные выше факторы в определенной мере преодолимы у хорошо отработанного и сплаванного экипажа, действия которого - особенно при борьбе за живучесть лодки - действительно доведены до автоматизма. Вместе с тем, каждым подводником строго соблюдаются эксплуатационные инструкции, правила использования аварийно-спасательного имущества и спасательных средств подводной лодки.

Продолжение - в № 3(43)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.