УДК 37.032.5
Ковалева О.В.
студент 2 курса магистратуры Институт физики, технологии и информационных систем Московский педагогический государственный университет
(г. Москва, Россия)
Ковалева А.А.
студент 2 курса магистратуры Институт физики, технологии и информационных систем Московский педагогический государственный университет
(г. Москва, Россия)
СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ КРУЖКА «РОБОТОТЕХНИКА» ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТЕХНОЛАБО» МБОУ СШ №10 Г.О.ЧЕХОВ,
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ)
Аннотация: в настоящее время значимое место в развитии современного мира занимают роботы. Это явление обусловлено повышением престижа технических профессий, поэтому сейчас современное образование нацелено прежде всего на развитие творческой личности обучающихся, а не только на овладение ими определенных знаний и навыков. Сегодня в системе дополнительного образования данной направленности наряду с традиционным конструированием и моделированием становятся соревновательная робототехника и проектное робототехническое творчество, чему способствует техническое оснащение образовательного процесса специальными конструкторскими наборами и программным обеспечением к ним. Важным аспектом движения вперед в выбранном направлении служит демонстрация знаний, умений и навыков посредством участия в специализированных выставках, конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях различного уровня. В статье рассмотрен один из педагогических методов
формирования творческих способностей у обучающихся на примере работы кружков технической направленности. Метод соревнования является важнейшим инструментом организации деятельности в образовании. Приведены примеры применения соревновательного метода во внеурочной работе школьного робототехнического кружка. Показано, что эффективность применения данного метода повышается при условии активного участия обучающихся в разноплановых мероприятиях направления технического творчества.
Ключевые слова: дополнительное образование, творческие способности, техническая направленность, робототехника, соревновательный метод, робототехнический проект.
Современный мир демонстрирует активное взаимодействие техники, производства и науки, что обуславливает резкое возрастание значения творческой активности человека и ее проявлений во всех сферах жизни. Активное внедрение технического обучения на всех ступенях образования подтверждает заинтересованность нашей страны в будущих специалистах, инженерных кадрах. Ростки творческого потенциала важно приметить еще в раннем возрасте ребенка и далее не просто поддерживать, но и развивать. На достижение данной национальной цели Российской Федерации, определенной Президентом России Владимиром Путиным, — обеспечение возможности самореализации и развития талантов направлен национальный проект «Образование» [6].
На территории нашей страны с 2019 года запущен Федеральный проект «Успех каждого ребенка», который направлен на создание и работу системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодежи. В рамках проекта ведется работа по обеспечению равного доступа детей к актуальным и востребованным программам дополнительного образования, выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации обучающихся. [6]. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена, в том числе, на формирование и развитие творческих способностей обучающихся. [5]
Целью проекта является повышение охвата дополнительным образованием до 80% всех детей. В рамках данного проекта всем детям, достигшим пятилетнего возраста и до 18 лет, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, выдается субсидия в виде сертификата, за счет которого законный представитель обучающегося до 14 лет или сам обучающийся старше 14 лет может получать дополнительное образование в организациях, прошедших специальную аккредитацию по определенным программам, предварительно проходящим две стадии проверки: на муниципальном и на региональном уровнях. Только по программе, прошедшей специальные процедуры может реализовываться в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» дополнительное образование.
В образовательном учреждении Московской области средняя школа №2 10 г. о. Чехов, в которой в течение последних трех лет активно реализуется данный проект в рамках внеурочной деятельности. В процессе работы было создано 45 программ различной направленности, на базе которых были созданы кружки и объединения, в том числе школьное объединение технической направленности «ТехноЛабо», включающее кружки «Робототехника», «Юный конструктор», «Легоконструирование», «ИнфоЗнайка», «Кодеры», «Скретчеры», «3Б -моделирование» и другие. В данном объединении занимается около 90 детей в возрасте от 5 до 12 лет [1].
Одна из задач объединений поддерживать интерес к техническому творчеству и развивать творческий потенциал каждого ребенка. Этому способствует наличие методической поддержки и материально-технической базы ОУ, которая включает в себя современные образовательные разно уровневые робототехнические наборы, 3Э - принтер, техническое оснащение учебного заведения (ноутбуки, программное обеспечение, интерактивные доски).
Рис.1. Занятие кружка «Робототехника»
Последовательное и целенаправленное освоение данных программ не должно ограничиваться только занятиями. Важным аспектом движения вперед в выбранном направлении служит демонстрация знаний, умений и навыков посредством участия в выставках, конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях различных уровней.
Одним из значимых направлений развития современной техносреды является робототехника. Образовательные возможности робототехники как технической инновации чрезвычайно высоки. В настоящее время в системе дополнительного образования развивается соревновательная робототехника и проектное робототехническое творчество [4]. Участие в соревнованиях развивает непрерывное совершенствование необходимых навыков, укрепляет личностные качества характера, такие как самостоятельность, организованность, любознательность, целенаправленность, изобретательность, инициативность. Наравне с этим укрепляются такие качества как чувство товарищества, общительность, ответственность, коммуникабельность, которые необходимы при работе в команде. Повышается степень требовательности к другим, выявляется потребность во взаимовыручке и взаимопомощи. Соперничество, борьба, конкуренция естественные спутники соревновательного метода и всегда выступают главными двигателями для совершенствования, помогают развиваться личности, активизирует человеческие силы. Конкуренция как основной фактор прогресса дает стимул для инноваций. Основное преимущество
конкуренции заключается не в победе, а в увеличении эффективности, заставляет личность самосовершенствоваться. Потребность в достижениях у обучающихся напрямую действует на стремление улучшить свой продукт и представить для оценки другим.
Метод соревнования относится к важным методам организации деятельности. В основе метода лежит сравнение свойств характера, степень развития определенного навыка, учет результатов проделанной работы. Применение метода соревнования в направлении робототехники естественно и способствует повышению эффективности учебного процесса и решению воспитательных задач, так как стимулирует развитие обучающихся в конкретных видах деятельности.
Рис.2. Участие в региональном фестивале проектных работ по моделированию, конструированию и робототехнике для обучающихся Центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» и «СозДатели»
В последние годы в дополнительном образовании Московской области направления робототехники, конструирования и цифровых технологий стремительно развиваются. Увеличивается количество площадок с организацией специальных мероприятий соревновательного характера для обмена опытом, демонстрации собственных разработок, общения единомышленников как среди обучающихся, так и среди педагогов и родителей. Ежегодно организуются соревнования, и количество участников растет.
_ Робослёт
Открытый региональный чемпионат по робототехнике и программированию
Рис.3. Участие в открытом региональном техническом чемпионате по робототехнике и программированию «Робослёт 2023» г. Серпухов
Для получения детьми соревновательного опыта педагогу самому нужно постоянно самосовершенствоваться, обмениваться опытом и применять новые подходы, к которым можно отнести проведение соревнований и представление проектов внутри объединения.
Один из важнейших приемов развития творческого потенциала - это подготовка и участие в научно-практических конференциях, в олимпиадах и конкурсах проектных работ по технологии, организация тематических экскурсий.
Рис.4. Участие в выставке 3Б моделей на «Робослёт 2023» г. Серпухов
Рис.5. Выездное занятие «Знакомство с ТЕХНОПАРКОМ МПГУ»
Здесь также актуальна идея объединения усилий не только детей и педагогов, но и родителей. Совместные интересы и совместное творчество детей и родителей дает свои плоды, родители видят, чем ребенок живет, в каком направлении он развивается, как расширяется его кругозор, как меняется его отношение к учебному процессу.
Рис.6. Участие детей и родителей в робобоях на «Робослёт 2023» г. Серпухов
В заключении отметим, что одним из важнейших приемов развития творческого потенциала - это подготовка и участие в научно-практических конференциях, в олимпиадах и конкурсах проектных работ по технологии в робототехническом направлении. Поддержка проектной деятельности обучающихся системой школьных, муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов и олимпиад по робототехнике является целесообразной, так как весомая часть школьников участвует в этих мероприятиях с энтузиазмом, и определенно заметен высокий уровень
командной активности, что стимулирует продолжение работы над робототехническими проектами [4]. Это еще один вектор, который показывает продуктивные результаты обучающихся, позволяющие стремиться к освоению новых вершин данного направления, способствует повышению мастерства, стимулирует на дальнейшее развитие технических навыков, мотивирует к увеличению активности в саморазвитии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Группы дополнительного образования [Электронный ресурс]: https: //sch 10. edumsko. ru/activity/additional_groups ;
2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Техническое моделирование (Робототехника) стартовый уровень [Электронный ресурс]: https://sch10.edumsko.ru/activity/additional_groups ;
3. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]: https: //edu. gov. ru/national-proj ect ;
4. Оспенникова, Е. В., & Ершов, М. Г. (2015). Образовательная робототехника как инновационная технология реализации политехнической направленности обучения физике в средней школе. Педагогическое образование в России, (3), 33-40.;
5. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467 (ред. от 21.04.2023) «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» ;
6. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]: https://edu.gov.ru/national-proj ect/proj ects/success/
Kovaleva O.V.
Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia)
Kovaleva A.A.
Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia)
COMPETITIVE METHOD AS TOOL FOR FORMATION OF CREATIVE ABILITIES & TECHNICAL SKILLS OF STUDENTS (ON EXAMPLE OF CIRCLE "ROBOTICS" OF "TECHNOLABO" SECONDARY SCHOOL NO. 10, CHEKHOV, MOSCOW REGION)
Abstract: currently, robots occupy a significant place in the development of the modern world. This phenomenon is due to the increasing prestige of technical professions, so now modern education is aimed primarily at developing the creative personality of students, and not only at mastering certain knowledge and skills. Today, in the system of additional education of this orientation, along with traditional design and modeling, competitive robotics and design robotics creativity are becoming, which is facilitated by the technical equipment of the educational process with special design kits and software for them. An important aspect of moving forward in the chosen direction is the demonstration of knowledge, skills and abilities through participation in specialized exhibitions, competitions, Olympiads, conferences, competitions of various levels. The article considers one of the pedagogical methods of forming students' creative abilities on the example of the work of technical circles.
Keywords: additional education, creativity, technical orientation, robotics, competitive method, robotics project.