Научная статья на тему 'СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ И ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТУДЕНЧЕСКОМ ХОККЕЕ'

СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ И ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТУДЕНЧЕСКОМ ХОККЕЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ ХОККЕЙ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОРЕВНОВАНИЯ ПО ХОККЕЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крутских В.В., Захаров А.А.

Цель исследования - на основе анализа организации соревновательной и тренировочной деятельности в студенческом хоккее выявить оптимальные возможности в формировании студенческих команд. Методика и организация исследования. В качестве базы для исследования взят Чемпионат студенческой хоккейной лиги сезона 2022/2023. Анализ тренировочной и соревновательной деятельности проводился в аспекте определения оптимальных подходов к тренировочной деятельности в студенческом хоккее, выявления основных проблем в формировании студенческих команд. Результаты исследования и выводы. Отмечается, что тренировочная деятельность в студенческом хоккее, как правило, зависит от образовательного процесса. Соответственно в рамках студенческого спорта должно соблюдаться гармоничное сочетание учебной и внеучебной (физкультурно-массовой, спортивной и оздоровительной) работы. Все игроки студенческих хоккейных команд являются студентами очной формы обучения, предусматривающей периоды промежуточной аттестации. В это время не проводятся соревнования, а тренировочный процесс сокращается, чтобы студенты могли сдать и закрыть сессию. Тем не менее тренеры команд стараются поддерживать форму игроков во время таких перерывов. В настоящее время для совершенствования тренировочной деятельности студентов-спортсменов реализованы разработки в области тестирования профессиональных навыков, физических качеств спортсменов, методики проведения отбора и селекции игроков по уровням профессиональной подготовленности для распределения игроков и формирования клубных и сборных команд всех возрастов в зависимости от вида предстоящего соревнования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крутских В.В., Захаров А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE AND TRAINING ACTIVITIES IN STUDENT HOCKEY

Objective of the study was to identify the optimal opportunities in the formation of student teams based on the analysis of the organization of competitive and training activities in student hockey. Methods and structure of the study. The Championship of the Student Hockey League of the 2022/2023 season was taken as the basis for the study. The analysis of training and competitive activities was carried out in the aspect of determining the optimal approaches to training activities in student hockey, identifying the main problems in the formation of student teams. Results and conclusions. It is noted that training activities in student hockey, as a rule, depend on the educational process. Accordingly, within the framework of student sports, a harmonious combination of educational and extracurricular (physical culture, sports and recreation) work should be observed. All players on student hockey teams are full-time students, with periods of intermediate assessment. At this time, there are no competitions, and the training process is reduced so that students can pass and close the session. However, team coaches try to keep the players in shape during these breaks. Currently, in order to improve the training activities of student athletes, developments have been implemented in the field of testing professional skills, physical qualities of athletes, methods for selecting and selecting players according to the levels of professional readiness for distributing players and forming club and national teams of all ages, depending on the type of upcoming competition.

Текст научной работы на тему «СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ И ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТУДЕНЧЕСКОМ ХОККЕЕ»

СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ И ТРЕНИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТУДЕНЧЕСКОМ ХОККЕЕ

УДК/UDC 796.962

Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Крутских1

А.А. Захаров1

1Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Цель исследования - на основе анализа организации соревновательной и тренировочной деятельности в студенческом хоккее выявить оптимальные возможности в формировании студенческих команд.

Методика и организация исследования. В качестве базы для исследования взят Чемпионат студенческой хоккейной лиги сезона 2022/2023. Анализ тренировочной и соревновательной деятельности проводился в аспекте определения оптимальных подходов к тренировочной деятельности в студенческом хоккее, выявления основных проблем в формировании студенческих команд.

Результаты исследования и выводы. Отмечается, что тренировочная деятельность в студенческом хоккее, как правило, зависит от образовательного процесса. Соответственно в рамках студенческого спорта должно соблюдаться гармоничное сочетание учебной и внеучебной (физкультурно-массовой, спортивной и оздоровительной) работы. Все игроки студенческих хоккейных команд являются студентами очной формы обучения, предусматривающей периоды промежуточной аттестации. В это время не проводятся соревнования, а тренировочный процесс сокращается, чтобы студенты могли сдать и закрыть сессию. Тем не менее тренеры команд стараются поддерживать форму игроков во время таких перерывов. В настоящее время для совершенствования тренировочной деятельности студентов-спортсменов реализованы разработки в области тестирования профессиональных навыков, физических качеств спортсменов, методики проведения отбора и селекции игроков по уровням профессиональной подготовленности для распределения игроков и формирования клубных и сборных команд всех возрастов в зависимости от вида предстоящего соревнования.

Ключевые слова: студенческий хоккей, студенческий спорт, тренировочная деятельность, соревнования по хоккею.

COMPETITIVE AND TRAINING ACTIVITIES IN STUDENT HOCKEY

PhD, Associate Professor V.V. Krutskikh1 A.A. Zakharov1

'Russian University of Sport (SCOLIPE), Moscow Abstract

Objective of the study was to identify the optimal opportunities in the formation of student teams based on the analysis of the organization of competitive and training activities in student hockey.

Methods and structure of the study. The Championship of the Student Hockey League of the 2022/2023 season was taken as the basis for the study. The analysis of training and competitive activities was carried out in the aspect of determining the optimal approaches to training activities in student hockey, identifying the main problems in the formation of student teams.

Results and conclusions. It is noted that training activities in student hockey, as a rule, depend on the educational process. Accordingly, within the framework of student sports, a harmonious combination of educational and extracurricular (physical culture, sports and recreation) work should be observed. All players on student hockey teams are full-time students, with periods of intermediate assessment. At this time, there are no competitions, and the training process is reduced so that students can pass and close the session. However, team coaches try to keep the players in shape during these breaks. Currently, in order to improve the training activities of student athletes, developments have been implemented in the field of testing professional skills, physical qualities of athletes, methods for selecting and selecting players according to the levels of professional readiness for distributing players and forming club and national teams of all ages, depending on the type of upcoming competition.

Keywords: student hockey, student sports, training activities, hockey competitions.

Введение. Тенденции развития спорта, в особенности студенческого, в нашей стране включают в себя предоставление возможности совместить профессиональный спорт и обучение в образовательных организациях высшего образования, после окончания которых спортсмен не теряет полученных в спортивной школе навыков и может стать частью национальных сборных. Одним из мотивов будущих студентов-спортсменов для поступления в вузы является возможность заниматься спортом во время учебы. В этой связи актуализируются вопросы, связанные с изучением организации студенческого спорта.

Цель исследования - на основе анализа организации соревновательной и тренировочной деятельности в студенческом хоккее выявить оптимальные возможности в формировании студенческих команд.

Методика и организация исследования. В качестве базы для исследования взят Чемпионат студенческой хоккейной лиги сезона 2022/2023. Анализ трениро-

вочной и соревновательной деятельности проводился в аспекте определения оптимальных подходов к тренировочной деятельности в студенческом хоккее, выявления основных проблем в формировании студенческих команд.

Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время в России организацией, занимающейся развитием студенческого хоккея, является Студенческая хоккейная лига (далее - СХЛ). В компетенции данной организации входит массовое внедрение и распространение студенческого хоккея по всей России, привлечение новых университетов к участию, популяризация студенческого хоккея без отрыва от основной задачи студента - учебы. Аналогов вышеупомянутой организации в России не существует. Поэтому за основу рассмотрения соревновательной деятельности в студенческом хоккее в России взята именно она.

В рамках сезона на территории России проходят два полноценных соревновательных процесса - Чемпионат

СХЛ [4] и Первенство СХЛ, и еще несколько показательных (турниров). В Чемпионате СХЛ принимают участие наиболее сильные коллективы, способные показывать практически профессиональный уровень хоккея. Также немаловажным фактором является наличие у команды (университета) возможности набрать полную лавку игроков - студентов образовательного учреждения, включая всего пять легионеров, которые служат усилением.

Также для участия в Чемпионате СХЛ командам следует понимать необходимость выездов на гостевые матчи в рамках дивизиона. В сезоне 2022/2023 в Чемпионате СХЛ приняла участие 21 команда из 17 регионов Российской Федерации.

Традиционно наиболее активными участниками являются представители Москвы и Челябинской области, выставляющие по две-три команды-участницы. В этом сезоне, по сравнению с предыдущими, уменьшилось количество представителей культурной столицы (с 2 до 1).

Соревнования регулярного Чемпионата СХЛ, как упоминалось ранее, разбиты на дивизионы. В сезоне 2022/2023 было четыре дивизиона: Запад, Центр, Урал, Сибирь. Состав дивизионов представлен в табл. 2 [3]. Внутри каждого дивизиона согласно регламенту проведения соревнований и календарю соревнований проходили по два матча на «домашней» площадке, потом такие же сдвоенные матчи проходили у этой же пары на гостевой площадке. Таким образом по итогу каждая команда за время регулярного чемпионата, длящегося с октября по март, сыграла 16-20 матчей (в зависимости от состава дивизиона).

Как следует из таблицы, дивизионы разделены по территориальному принципу для облегчения доступности на гостевые игры. После прохождения регулярного чемпионата начинается стадия плей-офф, в которую в этом сезоне выходили команды, занявшие 1-4-е места в своих группах. Игры ХА проходят по перекрестному принципу между соседними дивизионами (Запад-Центр, Урал-Сибирь): 1А-4Б, 2А-3Б и т.д. Из дивизиона Урал и Центр в следующую стадию плей-офф по итогам прошедшего сезона вышли по три команды, в то время как Запад и Сибирь выпустили лишь по одной.

Данная статистика незначительно меняется из года в год, но в начале каждого нового сезона практически с уверенностью можно назвать те команды, которые непременно примут участие в финальных состязаниях.

На данный момент многим регионам достаточно сложно выстроить систему студенческого хоккея внутри в связи с недостаточным количеством участников, а также сильным разбросом регионов между собой. В лидерах стоят, несомненно, Москва и Санкт-Петербург, где существуют свои полноценные постоянные студенческие лиги, а также Челябинская область, в которой достаточное количество студенческих команд, принимающих участие в Чемпионатах.

Для проведения соревнований каждая команда должна либо иметь свой собственный, на базе образовательного учреждения, «домашний» лед (так обычно закрывают данный вопрос университеты физической культуры и спорта), либо арендовать площадку для проведения матчей.

Тренировочная деятельность в студенческом хоккее, как правило, зависит от образовательного процесса.

Соответственно в рамках студенческого спорта должно соблюдаться гармоничное сочетание учебной и вне-учебной (физкультурно-массовой, спортивной и оздоровительной) работы [1, 2]. Все игроки студенческих хоккейных команд являются студентами очной формы обучения, предусматривающей периоды промежуточной аттестации. В это время не проводятся соревнования, а тренировочный процесс сокращается, чтобы студенты могли сдать и закрыть сессию. Тем не менее тренеры команд стараются поддерживать форму игроков во время таких перерывов.

В настоящее время для совершенствования тренировочной деятельности студентов-спортсменов реализованы следующие решения:

• разработаны наборы тестов по всем возрастным группам и уровням профессиональной подготовленности игроков. С 1-го по 4-й курс обучающиеся проходят тестирование, которое помогает определить их профессиональные навыки, а также динамику их совершенствования;

• разработаны методики проведения тестирования. В основе, соответственно, лежат физическая и физиологическая составляющие;

• разработаны методики проведения отбора и селекции игроков по уровням профессиональной подготовленности для распределения игроков и формирования клубных и сборных команд всех возрастов в зависимости от вида предстоящего соревнования. Так, например, в университетской команде РУС «ГЦОЛИФК» есть условное разделение на игроков: те, кто играет в Чемпионате СХЛ, и те, кто играет в Чемпионате Москвы. Основной костяк остается неизменным, но некоторые игроки могут быть взаимозаменяемы. Выводы. В студенческом возрасте происходит процесс

становления личности молодых людей, поэтому спорт как явление социальное приобретает дополнительную важность. Он способствует гармоничному развитию человека как личности. Поэтому при подготовке игроков и проведении соревнований и тренировок необходимо соблюсти «разностороннюю направленность», а также предусмотреть факт неразрывности образования, тренировок и соревнований. Учесть все моменты вместе - основана задача студенческого спорта. Хоккей и учеба должны быть взаимодополняющими процессами. Важно сформировать комплексную систему организации соревновательной, тренировочной и учебной деятельности, в которой студент получит возможность более полного развития личностных качеств. Соревновательная деятельность в настоящее время находится на пути развития и в дальнейшем, конечно, еще будет подвергаться изменениям. Но даже сейчас понятно, что в России подход Студенческой хоккейной лиги является оптимальным для проведения соревнований, как за счет разрозненности команд по огромной территории, так и за счет уровня команд.

Литература

1. Акимов Е. Диагностика функционального состояния в хоккейной практике / Е. Акимов, С. Илюков, 2016. - С. 13-14.

2. Вайнбергер Е.А. Программа спортивной подготовки по виду спорта - хоккей / Е.А. Вайнбергер, В.А. Молчанов, Л.Н. Сли-зовская // УралГУФК. - Челябинск, 2019. - С. 8-10.

3. Календарь студенческой хоккейной лиги сезона 2022/2023: - страница на официальном сайте. - Москва, 2019. URL: https://shlru.ru/calendar-page/ (дата обращения 08.04.2023).

Состав дивизионов Чемпионата СХЛ

Дивизион Запад Дивизион Центр Дивизион Урал Дивизион Сибирь

РЭУ (Москва) ТГУ (Тамбов) ЮУрГУ (Челябинск) ТИУ (Тюмень)

РУС ГЦОЛИФК (Москва) ННГУ (Нижний Новгород) УралГУФК (Челябинск) СФУ (Красноярск)

ЗФ РАНХиГС (Калининград) ПГУФКСиТ (Казань) МГТУ (Магнитогорск) НГАУ (Новосибирск)

МАДИ (Москва) СГУС (Смоленкск) УрФУ (Екатеринбург) СГИУ (Новокузнецк)

СПбПУ (Санкт-Петербург) ОрелГУ (Орел) ЧГАФКиС (Чайковский) ЮГУ (Ханты-Мансийск)

ОмГУ (Омск)

4. Студенческая хоккейная лига: официальный сайт. - Москва, 2019. - URL: https://shlru.ru/ (дата обращения 08.04.2023).

References

1. Akimov E., Ilyukov S. Diagnostika funktsionalnogo sostoyaniya v khokkeynoy praktike [Diagnostics of the functional state in hockey practice]. 2016. pp. 13-14.

2. Weinberger E.A., Molchanov V.A., Slizovskaya L.N. Programma sportivnoy podgotovki po vidu sporta - khokkey [The program of sports training for the sport - hockey]. UralGUFK. Chelyabinsk, 2019. pp. 8-10.

3. Kalendar studencheskoy khokkeynoy ligi sezona 2022/2023 [Calendar of the student hockey league for the season 2022/2023]. Official website. Moscow, 2019. Available at: https:// shlru.ru/calendar-page/ (date of access: 04.08.2023).

4. Studencheskaya khokkeynaya liga [Student hockey league]. Official website. Moscow, 2019. Available at: https://shlru.ru/ (date of access: 04.08.2023).

И Информация для связи с автором: kruts-vladislav@yandex.ru Поступила в редакцию 15.05.2023 г.

УЧЕНЫЕ - ПРАКТИКАМ

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

УДК/UDC 796.853.2

М.Н. Рабаданов1

'Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Ключевые слова: координационные способности, вольная борьба, подготовительный этап, умение сохранять устойчивость.

Цель исследования - научно обосновать и разработать методику воспитания координационных способностей борцов вольного стиля на этапе начальной подготовки.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент был построен вокруг методики на основе применения средств и методов из сложнокоор-динационных видов спорта. Различные проявления данных способностей оценивались тестированием, которое включало в себя шесть тестовых заданий. В ходе эксперимента испытуемые в количестве 20 человек были разделены на две группы, экспериментальную и контрольную. Занятия в экспериментальной группе проводились по экспериментальной методике, основанной на применении средств из сложнокоординационных видов спорта, КС уделяли в среднем 20-30 минут от общей продолжительности тренировочного занятия.

На первом этапе проводился анализ литературы по вопросам применения в вольной борьбе средств и методов воспитания способности поддерживать равновесие.

Второй этап был посвящен тестированию, в котором приняли участие 20 спортсменов. Тестирование включало в себя два тестовых задания на сохранение устойчивости (по Витковски 3, 2003 и пробы Ромберга). Было проведено четыре тестовых замера: в начале эксперимента, в конце и два замера в ходе эксперимента, что позволило проследить динамику изменения показателей координационных способностей.

На третьем этапе (сентябрь 2020 г. - апрель 2021 г.) был проведен педагогический эксперимент, который был построен вокруг методики воспитания координа-

ционных способностей, основанной на применении средств и методов из сложнокоординационных видов спорта. В рамках данной методики координационной тренировке уделялось в среднем от 20 до 30 минут от общей продолжительности тренировочного занятия.

Четвертый этап был направлен на обработку полученных результатов и формулировку выводов.

Результаты исследования и их обсуждение. Сравнительный анализ полученных в ходе эксперимента данных указывает на следующее: в сохранении динамического равновесия в контрольной группе прирост составил 6,5%, в экспериментальной - 25%; в сохранении статического равновесия: в контрольной группе - 9,8%, в экспериментальной - 103,2%.

Вывод. Были изучены основные подходы совершенствования способности поддерживать равновесие в тренировочном процессе борцов вольного стиля на этапе начальной подготовки. Разработана методика воспитания координационных способностей борцов вольного стиля на этапе начальной подготовки, основанная на применении в учебно-тренировочном процессе борцов средств и методов из сложнокоординационных видов спорта. Доказана эффективность применения экспериментальной методики.

Литература

1. Абдулхаков М.Р. Бороться, чтобы побеждать / М.Р. Абдулха-ков, А.А. Трапезников. - Москва: Просвещение, 1990. - 254 с.

2. Агафонов Э.В. Техника борьбы / Э.В. Агафонов О.Г. Мешал-кин. - Красноярск, 1999. - 152 с.

3. Лях В.И. Определение координационных способностей с помощью тестов // Физическая культура в школе. - 1988. -№ 12. - С. 56-59.

4. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Физкультура и Спорт, 2008. - 544 с.

И Информация для связи с автором: magabutri93@mail.ru

Поступила в редакцию 12.05.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.