Научная статья на тему 'Соразмерность преступлений и наказаний в области государственных закупок: проблемы и перспективы'

Соразмерность преступлений и наказаний в области государственных закупок: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
государственные закупки / коррупция / уголовная ответственность / соразмерность наказания / нецелевое расходование бюджетных средств / контрактная система / зарубежный опыт / совершенствование законодательства / public procurement / corruption / criminal liability / proportionality of punishment / misuse of budget funds / contractual system / foreign experience / legislative improvement

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мария Михайловна Исаичева

Статья посвящена анализу проблемы соразмерности преступлений и наказаний в сфере государственных закупок в Российской Федерации. Рассматриваются основные категории правонарушений, характерные для данной области, включая преступления, непосредственно связанные с процедурами госзакупок, коррупционные деяния и нецелевое расходование бюджетных средств. Анализируются особенности уголовно-правового регулирования, в том числе недавно введенные статьи УК РФ 200.4 и 200.5. Исследуются актуальные статистические данные по коррупционным преступлениям. Обсуждаются недостатки существующей системы госзакупок, создающие условия для противоправной деятельности. Проводится сравнительный анализ с зарубежным опытом регулирования госзакупок на примере США и Германии. Предлагаются меры по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики, включая разработку специального постановления Пленума Верховного Суда РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мария Михайловна Исаичева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Proportionality of crimes and punishments in the field of public procurement: problems and prospects

The article is dedicated to analyzing the issue of proportionality of crimes and punishments in the sphere of public procurement in the Russian Federation. It examines the main categories of offenses characteristic of this area, including crimes directly related to public procurement procedures, corrupt acts, and misuse of budget funds. The features of criminal law regulation are analyzed, including the recently introduced articles 200.4 and 200.5 of the Criminal Code of the Russian Federation. Current statistical data on corruption crimes are investigated. The shortcomings of the existing public procurement system, which create conditions for illegal activities, are discussed. A comparative analysis is conducted with foreign experience in public procurement regulation based on examples from the USA and Germany. Measures for improving legislation and law enforcement practices are proposed, including the development of a special resolution by the Plenary Session of the Supreme Court of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Соразмерность преступлений и наказаний в области государственных закупок: проблемы и перспективы»

Закон и право. 2024. № 10. С. 204-209. Law and legislation. 2024;(10):204-209.

Научная статья УДК 343

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-204-209 EDN: https://elibrary.ru/ODEWNZ

NIION: 1997-0063-10/24-526 MOSURED: 77/27-001-2024-10-726

Соразмерность преступлений и наказаний в области государственных закупок: проблемы и перспективы

Мария Михайловна Исаичева

Омская академия МВД России, Омск, Россия, flor_mari@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы соразмерности преступлений и наказаний в сфере государственных закупок в Российской Федерации. Рассматриваются основные категории правонарушений, характерные для данной области, включая преступления, непосредственно связанные с процедурами госзакупок, коррупционные деяния и нецелевое расходование бюджетных средств.

Анализируются особенности уголовно-правового регулирования, в том числе недавно введенные статьи УК РФ 200.4 и 200.5. Исследуются актуальные статистические данные по коррупционным преступлениям. Обсуждаются недостатки существующей системы госзакупок, создающие условия для противоправной деятельности. Проводится сравнительный анализ с зарубежным опытом регулирования госзакупок на примере США и Германии.

Предлагаются меры по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики, включая разработку специального постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Ключевые слова: государственные закупки, коррупция, уголовная ответственность, соразмерность наказания, нецелевое расходование бюджетных средств, контрактная система, зарубежный опыт, совершенствование законодательства.

Для цитирования: Исаичева М.М. Соразмерность преступлений и наказаний в области государственных закупок: проблемы и перспективы // Закон и право. 2024. № 10. С. 204—209. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2024-10-204-209 ББЫ: https://elibrary.ru/ODEWNZ

Original article

Proportionality of crimes and punishments in the field of public procurement: problems and prospects

Maria M. Isaicheva

Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk, Russia, flor_mari@mail.ru

Abstract. The article is dedicated to analyzing the issue of proportionality of crimes and punishments in the sphere of public procurement in the Russian Federation. It examines the main categories of offenses characteristic of this area, including crimes directly related to public procurement procedures, corrupt acts, and misuse of budget funds.

The features of criminal law regulation are analyzed, including the recently introduced articles 200.4 and 200.5 of the Criminal Code of the Russian Federation. Current statistical data on corruption crimes are investigated. The shortcomings of the existing public procurement system, which create conditions for illegal activities, are discussed. A comparative analysis is conducted with foreign experience in public procurement regulation based on examples from the USA and Germany.

Measures for improving legislation and law enforcement practices are proposed, including the development of a special resolution by the Plenary Session of the Supreme Court of the Russian Federation.

Keywords: public procurement, corruption, criminal liability, proportionality of punishment, misuse of budget funds, contractual system, foreign experience, legislative improvement.

For citation: Isaicheva M.M. Proportionality of crimes and punishments in the field of public procurement: problems and prospects // Law and legislation. 2024;(10):204—209. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-204-209 EDN: https://elibrary.ru/ODEWNZ

© Исаичева М.М. М., 2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

Я современной экономической науке система государственных закупок рассматри--■»^■вается как ключевой механизм аккумуляции и распределения ресурсов для реализации стратегических государственных задач. Данная система представляет собой многоаспектный институциональный комплекс, обеспечивающий концентрацию материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсов в приоритетных сферах государственной политики.

В условиях смешанной экономической модели государство выступает в качестве крупнейшего заказчика и потребителя продукции широкого спектра отраслей, что позволяет рассматривать государственный спрос как мощный инструмент макроэкономического регулирования. Посредством системы государственных закупок оказывается существенное влияние на динамику экономического развития, структурные пропорции народного хозяйства и стимулирование инновационной активности.

Совершенствование нормативно -правовой базы в сфере государственных закупок является перманентным процессом, отражающим изменения социально-экономических реалий. В этом контексте особого внимания заслуживает принятие весной 2018 г. Федерального закона № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [2]. Данный законодательный акт ознаменовал собой значимую веху в развитии правового регулирования сферы государственных закупок, введя в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) [1] две новые статьи — 200.4 и 200.5, вступившие в силу 4 мая 2018 г.

Имплементация указанных норм в уголовное законодательство свидетельствует о повышенном внимании государства к обеспечению законности и прозрачности процедур государственных закупок, а также о стремлении минимизировать риски злоупотреблений в данной сфере. Это, в свою очередь, призвано способствовать повышению эффективности использования бюджетных средств и оптимизации механизмов государственного регулирования экономики.

В рамках уголовного законодательства Российской Федерации предусмотрен комплекс мер уголовно-правового характера, направленных на противодействие коррупционным проявлениям в сфере государственных и муниципальных закупок. Данные меры, согласно законодательной концепции, распространяются на широкий круг

субъектов, включая должностных лиц заказчика и участников закупочных процедур [5].

К категории потенциальных субъектов ответственности со стороны заказчика относятся:

1) контрактные управляющие;

2) сотрудники контрактной службы;

3) члены комиссий по осуществлению закупок;

4) лица, осуществляющие приемку товаров, работ, услуг.

Степень и вид уголовной ответственности определяются правоприменительными органами на основе комплексного анализа обстоятельств дела, включая:

1) тяжесть совершенного правонарушения;

2) размер причиненного материального ущерба государственным интересам и бюджетной системе;

3) степень общественной опасности деяния.

Статья 200.4 Уголовного кодекса РФ устанавливает ответственность за злоупотребления в сфере закупок. Санкции по данной статье предусматривают:

1) штраф в размере до 200 тыс. руб.;

2) лишение свободы на срок до 3 лет.

Статья 200.5 УК РФ регламентирует ответственность за подкуп должностных лиц заказчика. Санкции включают:

1) штраф в размере до 500 тыс. руб.;

2) лишение свободы на срок до 3 лет с возможностью увеличения до 12 лет при наличии отягчающих обстоятельств, таких, как причинение крупного ущерба.

Законодателем также предусмотрены основания для освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших подкуп. Это возможно при соблюдении следующих условий:

1) активное содействие расследованию и раскрытию преступления;

2) наличие факта вымогательства предмета подкупа в отношении данного лица.

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. № 520-ФЗ [3] в УК РФ была имплементирована ст. 200.6, устанавливающая уголовную ответственность за предоставление заведомо ложного экспертного заключения в сфере государственных и муниципальных закупок. Данная новелла органично интегрируется в систему уголовно-правового регулирования и эффективно коррелирует с механизмом функционирования органов государственной власти.

Анализируя составы преступлений, предусмотренных статьями 200.4 и 200.5 УК РФ, следует отметить, что законодатель криминализировал деяния, совершаемые специальными

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 10-2024

субъектами, не обладающими статусом должностных лиц. Это работники контрактной службы, контрактные управляющие, члены закупочных комиссий и иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика.

Особенностью субъективной стороны данных преступлений является наличие корыстной или иной личной заинтересованности, что существенно сужает круг противоправных деяний, подпадающих под уголовно-правовую квалификацию.

Санкции за совершение преступления, предусмотренного ст. 200.4 УК РФ, характеризуются альтернативностью и включают штраф, принудительные работы и лишение свободы. Максимальный срок наказания в виде лишения свободы составляет 3 года, что позволяет отнести данное преступление к категории небольшой тяжести.

Представляется, что установленные законодателем меры наказания соразмерны общественной опасности деяния и позволяют дифференцированно подходить к назначению наказания с учетом конкретных обстоятельств дела и личности виновного. Вместе с тем с учетом потенциального масштаба ущерба, причиняемого бюджетной системе злоупотреблениями в сфере государственных закупок, возможно рассмотрение вопроса об ужесточении санкций за квалифицированные составы данного преступления.

Анализ нормативно-правовой базы позволяет констатировать, что введенные уголовно-правовые меры противодействия преступным посягательствам в системе государственных закупок органично интегрируются в структуру уголовного законодательства и эффективно коррелируют с механизмом функционирования органов государственной власти.

В контексте анализа системы государственных закупок Российской Федерации следует констатировать наличие ряда существенных недостатков, детерминирующих потенциальные риски криминализации данной сферы. К числу таковых относятся: недостаточная транспарентность и когерентность механизмов распределения бюджетных ассигнований, дефицит эффективных инструментов мониторинга соблюдения нормативных предписаний при размещении государственных заказов, а также комплекс проблем, связанных с информационно-технологическим обеспечением закупочных процедур.

Вышеуказанные факторы формируют благоприятную среду для противоправной деятельности в рассматриваемой области, что обусловли-

вает необходимость дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы и оптимизации правоприменительной практики.

Анализируя спектр преступных деяний, совершаемых в сфере государственных закупок, следует отметить, что он не ограничивается исключительно правонарушениями, непосредственно связанными с функционированием данной системы. В орбиту криминальной активности входят также деяния, имеющие опосредованное отношение к процессу осуществления государственных закупок [7].

В рамках настоящего исследования представляется целесообразным выделить три основные категории правонарушений, наиболее характерных для рассматриваемой сферы. Данная классификация позволит систематизировать типологию преступных посягательств и сформировать комплексное представление о криминогенной ситуации в области государственных закупок.

Первая категория охватывает преступления, непосредственно связанные с процедурами государственных заказов. Ключевым элементом данной группы является феномен «отката», представляющий собой противоправное предоставление исполнителем государственного контракта должностному лицу нелегитимного вознаграждения. Согласно исследованиям, проведенным в 2021 г., объем коррупционного рынка при госзакупках составил 6,6 трлн руб., что эквивалентно трети бюджета России. По расчетам экспертов, средний размер взятки для компании, претендующей на госконтракт, составляет 22,5% от его суммы [10].

Среди распространенных нарушений закона представителями власти в области государственных заказов выделяются два основных типа: принятие незаконных выплат от компаний, выигравших тендеры и другие конкурсные процедуры, а также намеренное и неоправданное увеличение изначальной верхней границы стоимости договора при формировании закупочных документов.

Ко второй группе преступных посягательств относятся деяния, связанные с коррупцией. Изучение цифр, представленных Росстатом, указывает на неоднозначные тенденции в количестве выявленных коррупционных преступлений.

Согласно официальным данным за 2023 г., на территории РФ было обнаружено 29 642 случая коррупции, что демонстрирует рост на 11,8% по сравнению с предыдущим годом [8]. Эта статистика отражает сложную картину распростра-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

ненности коррупционных практик и эффективности мер по их выявлению в стране.

Особую обеспокоенность вызывает тенденция к систематизации коррупционных практик в органах государственной власти, что влечет за собой ряд негативных последствий: эрозию доверия населения к государственным институтам, препятствование реализации общественных интересов, нанесение ущерба международному сотрудничеству, а также деструктивное воздействие на социально-экономическую и инвестиционную политику государства.

Данная ситуация обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, усиления механизмов контроля и надзора в сфере государственных закупок, а также интенсификации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение коррупционных проявлений.

В рамках юридического анализа криминогенной ситуации в сфере государственных закупок целесообразно выделить три основные категории противоправных деяний:

I. Преступления, непосредственно связанные с процедурами государственных заказов.

Ключевым элементом данной категории является феномен «отката», представляющий собой неправомерное вознаграждение должностному лицу со стороны исполнителя государственного контракта. Согласно исследованиям, проведенным в 2021 г., объем коррупционного рынка при госзакупках составил 6,6 трлн руб., что эквивалентно трети бюджета России. По расчетам экспертов, средний размер взятки для компании, претендующей на госконтракт, составляет 22,5% от его суммы [10].

К наиболее распространенным формам противоправной деятельности в данной сфере относятся:

а) получение неправомерного вознаграждения от победителя закупочных процедур;

б) необоснованное завышение начальной (максимальной) цены контракта.

II. Преступления коррупционной направленности.

Анализ статистических данных Генеральной прокуратуры РФ демонстрирует тенденцию к снижению числа зарегистрированных коррупционных преступлений в последние годы.

По итогам 2022 г. было выявлено 29 518 таких преступлений, что на 11,5% меньше по сравнению с 2021 г. При этом наблюдается рост выявленных фактов получения взяток — их число увеличилось на 11,4% и составило 5340 случаев.

Также отмечается повышение среднего размера взятки — в 2022 г. он составил около 680 тыс. руб. по сравнению с 600 тыс. руб. годом ранее. Наиболее коррумпированными сферами остаются государственные закупки, строительство, здравоохранение и образование. Несмотря на общее снижение количества выявленных преступлений, ущерб от коррупции остается значительным — по оценкам экспертов, он составляет около 6,7 трлн руб. ежегодно [4].

Систематизация коррупционных практик в органах государственной власти влечет за собой ряд негативных последствий:

а) снижение доверия населения к государственным институтам;

б) препятствование реализации общественных интересов;

в) ущерб международному сотрудничеству и инвестиционному климату.

III. Нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.

Нецелевое расходование бюджетных ресурсов представляет собой одно из самых частых нарушений в сфере исполнения государственного бюджета. Согласно информации, предоставленной высшим органом финансового контроля России, в 2022 г. сумма средств, использованных не по назначению, достигла 1,6 млрд руб. Этот показатель демонстрирует существенное улучшение ситуации по сравнению с 2017 г., когда аналогичный параметр составлял 4,7 млрд руб. [6].

К данной категории преступлений также относятся:

а) нецелевое приобретение активов;

б) финансирование непредусмотренных бюджетом расходов.

Анализ статистики осложняется наличием противоречивых данных в официальных источниках. Согласно отчету Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2021 г. общее количество осужденных за взяточничество составило 7448 человек, из которых 1516 были осуждены за получение взятки, а 3860 — за ее дачу.

Согласно информации, предоставленной Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в течение 2022 г. было выявлено свыше 3,5 млн случаев несоблюдения законодательства. Из этого количества более четверти пришлось на правонарушения экономического характера. Примечательно, что доля преступных деяний, связанных с государственными закупками, достигла 16,2% от совокупности экономических преступлений. Этот показатель демонстрирует

LAW & LEGISLATION • 10-2024

рост на 1,5% по сравнению с предшествующим годом, что свидетельствует о негативной динамике в данной сфере.

Согласно данным Transparency International, в 2022 г. Россия набрала 28 баллов в Индексе восприятия коррупции (ИВК), заняв 137-е место из 180 возможных. Это свидетельствует о незначительном ухудшении позиции страны по сравнению с предыдущими годами [9].

Данная ситуация обусловливает необходимость дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, усиления механизмов контроля в сфере государственных закупок, а также интенсификации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение коррупционных проявлений и нецелевого использования бюджетных средств.

В контексте международного опыта регулирования государственных закупок и противодействия нарушениям в данной сфере Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выделяет практику Соединенных Штатов Америки как одну из наиболее эффективных. Федеральная контрактная система (ФКС) США, функционирующая на протяжении девяти десятилетий, представляет собой комплексный механизм управления закупочной деятельностью на государственном уровне. В сравнительном аспекте следует отметить, что аналогичная система в Российской Федерации была имплемен-тирована лишь в 2014 г.

Законодательная основа Федеральной контрактной системы Соединенных Штатов Америки опирается на комплекс федеральных нормативных актов, которые детально регулируют весь цикл государственных закупок — от этапа планирования до завершения исполнения контрактов. Эти документы устанавливают порядок и правила осуществления закупочной деятельности на всех ключевых стадиях: формирования потребностей, проведения тендерных процедур и реализации заключенных соглашений по государственным заказам. Данный свод документов включает около 4300 нормативных положений и правил, что свидетельствует о высокой степени детализации и комплексности регулирования [12].

Другим примером развитой системы государственных закупок является опыт Федеративной Республики Германия. Особого внимания заслуживает немецкая система оспаривания результатов размещения государственных заказов, признанная одной из наиболее эффективных в мировой практике.

В рамках превентивных мер по противодействию коррупции в сфере государственных заку-

пок законодательство Германии предусматривает значительные штрафные санкции за взяточничество. Максимальный размер штрафа может достигать 10 млн евро, что свидетельствует о высокой степени ответственности за подобные правонарушения и служит серьезным сдерживающим фактором для потенциальных нарушителей.

Для обеспечения последовательности в судебной практике предлагается разработка специального постановления Пленума Верховного Суда РФ, охватывающего весь диапазон коррупционных действий в области государственных закупок. Это позволит стандартизировать применение уго -ловно-правовых норм в данной сфере.

Предлагаемая структура постановления включает следующие ключевые аспекты:

1. Систематизация практики применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок с акцентом на правовые аспекты закупочных процедур и распространенные нарушения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Детальное описание коррупционных проявлений на всех этапах закупочного процесса, включая заключение и исполнение контрактов. Особое внимание следует уделить специфике преступлений, совершаемых различными участниками процесса.

3. Подробное разъяснение особенностей квалификации преступлений в сфере закупок с указанием условий применения различных уголовно-правовых норм.

Изучение судебной практики выявило, что наиболее часто применяемыми статьями УК РФ в отношении нарушений в сфере закупок являются статьи 286, 285, 159, 290 и 204. Это указывает на необходимость усиления уголовной ответственности за данные преступления.

Таким образом, предлагаемое постановление призвано обеспечить комплексный подход к решению проблемы коррупции в сфере государственных закупок и способствовать формированию единообразной судебной практики.

Список источников

1. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 (в ред. от 08.08.2024) // http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 19.09.2024)

2. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 23.04.2018 № 99-ФЗ // http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 19.09.2024)

3. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и ста-

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

тью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 27.12.2018 № 520-ФЗ // http:// www.consultant.ru/ (Дата обращения: 19.09.2024)

4. Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов выступил с докладом в Совете Федерации // URL: https://epp.genproc. gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=94616909 (Дата обращения: 19.09.2024)

5. Äoлuнкo В.И. Уголовно-правовое противодействие нарушениям в сфере муниципальных или государственных закупок товаров, услуг и работ // Вестник Академии Следственного комитета РФ. 2022. № 1 (31). С. 69-75. DOI: 10. 54217/2588-0136.2022.31.1.009

6. Карагина Ä- О. Конструирование санкций за квалифицированные составы нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов // Актуальные проблемы рос. права. 2023. № 7. С. 124—133.

7. Литвиненко А.Н. Система государственных закупок: проблемы и инструменты реагирования // Вестник Моск. ун-ета МВД России. 2024. № 1. С. 197—203. DOI: 10.24412/2073-0454-2024-1197-203. EDN: GRMSCH

8. Показатели преступности // Генеральная прокуратура Российской Федерации: Портал правовой статистики // URL: http://crimestat.ru/ offenses_map (Дата обращения: 19.09.2024)

9. Россия в Индексе восприятия коррупции — 2023 // URL: https://ti-russia.org/blog/cpi_2023/ (Дата обращения: 19.09.2024)

10. Эксперты оценили средний размер откатов при госзакупках. // РБК [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/20/12/ 2021/61bc5d059a794770833e7b51 (дата обращения: 02.06.2023).

11. Part 1 — Federal Acquisition Regulations System // Acquisition.gov // URL: https://www. acquisition.gov/far/part-1 (Дата обращения: 19.09.2024)

References

1. The Criminal Code of the Russian Federation dated 13.06.1996 (as amended. from 08.08.2024) // http://www.consultant.ru / (Accessed: 19.09.2024)

2. Federal Law «On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Article 151 of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation» dated 23.04.2018 № 99-FZ // http:// www.consultant.ru / (Accessed: 19.09.2024)

3. Federal Law «On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Article 151 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation» dated 12/27/2018 № 520-FZ // http:// www.consultant.ru / (Accessed: 19.09.2024)

4. Prosecutor General of the Russian Federation Igor Krasnov made a report to the Federation Council // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=94616909 (Accessed: 19.09.2024)

5. Dolinko V.I. Criminal law counteraction to violations in the field of municipal or public procurement of goods, services and works / / Bulletin of the Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation. 2022. № 1 (31). Pp. 69—75. DOI: 10.54217/2588-0136.2022.31.1.009

6. Kargina D. O. Designing sanctions for qualified personnel of inappropriate allocation of budgetary funds and funds of state extra-budgetary funds // Actual problems of Russian law. 2023. № 7. Pp. 124—133.

7. Litvinenko A.N. The system of state orders: problems and tools of implementation // Bulletin of Moscow. The Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024. № 1. Pp. 197—203. DOI: 10.24412/2073-04542024-1-197-203. EDN: GRMSCH

8. Prestige indicators // Prosecutor General's Office of the Russian Federation: Portal of legal statistics // URL: http://crimestat.ru/offenses_map (Accessed: 19.09.2024)

9. Russia in the Corruption Perception Index — 2023 // URL: https://ti-russia.org/blog/cpi_2023/ (Accessed: 19.09.2024)

10. Farkhutdinova Yu.A Features of concluding a state contract with a single supplier, contractor, contractor // Legal rese12. arches. 2018. № 5. Pp. 7—13.

11. Part 1 — Federal Acquisition Regulations System // Acquisition.gov // URL: https://www. acquisition.gov/far/part-1 (Accessed: 19.09.2024)

Информация об авторе

Исаичева М.М. — старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел

Статья поступила в редакцию 04.08.2024; одобрена после рецензирования 08.09.2024; принята к публикации 14.09.2024.

Information about the author

Isaicheva M.M. — senior lecturer of the department administrative law and administrative activities of internal affairs bodies

The article was submitted 04.08.2024; approved after reviewing 08.09.2024; accepted for publication 14.09.2024.

LAW & LEGISLATION • 10-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.