Научная статья на тему '«СОРАБОТНИЧЕСТВО ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ НЕОЯЗЫЧЕСКИХ КУЛЬТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА МАТЕРИАЛАХ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)»'

«СОРАБОТНИЧЕСТВО ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ НЕОЯЗЫЧЕСКИХ КУЛЬТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА МАТЕРИАЛАХ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН О СВОБОДЕ СОВЕСТИ / НЕОЯЗЫЧНИКИ-ИНГЛИНГИ / АЛЕКСАНДР ХИНЕВИЧ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козлов Виталий Сергеевич

Статья посвящена взаимодействию Русской Православной Церкви и Российского государства в противодействии распространению неоязыческих культов на территории Омского региона, а так же в деревне Окунево, Муромцевского района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION BETWEEN THE CHURCH AND THE STATE IN COMBATTING THE SPREAD OF NEO-PAGAN CULTS IN MODERN RUSSIA (BASED ON THE MATERIALS OF THE OMSK REGION)

The article is devoted to the cooperation of the Russian Orthodox Church and the state in combatting the spread of neo-pagan cults in the Omsk region, as well as in the village of Okunevo in the Muromtsevo district

Текст научной работы на тему ««СОРАБОТНИЧЕСТВО ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ НЕОЯЗЫЧЕСКИХ КУЛЬТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА МАТЕРИАЛАХ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)»»

ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Иерей Виталий Сергеевич Козлов «Соработничество Церкви и государства в противодействии распространения неоязыческих культов в современной России (на материалах Омской области)»

УДК 261.7

СОРАБОТНИЧЕСТВО ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ РАСПРОСТРАНЕНИЮ НЕОЯЗЫЧЕСКИХ КУЛЬТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА МАТЕРИАЛАХ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)

Иерей Виталий Сергеевич Козлов,

магистрант Омской духовной семинарии

Аннотация. Статья посвящена взаимодействию Русской Православной Церкви и Российского государства в противодействии распространению неоязыческих культов на территории Омского региона, а так же в деревне Окунево, Муромцевского района.

Ключевые слова: закон о свободе совести, неоязычники-инглинги, Александр Хиневич.

COOPERATION BETWEEN THE CHURCH AND THE STATE IN COMBATTING THE SPREAD OF NEO-PAGAN CULTS IN MODERN RUSSIA (BASED ON THE MATERIALS OF THE OMSK REGION)

Priest Vitaliy Sergeevich Kozlov,

мaster's student of the Omsk Theological Seminary

Abstract: The article is devoted to the cooperation of the Russian Orthodox Church and the state in combatting the spread of neo-pagan cults in the Omsk region, as well as in the village of Okunevo in the Muromtsevo district. bywords: the law on freedom of conscience, neo-Pagans-Inglings, A. Khinevich.

Wjji

акон «О свободе совести и религиозных организациях», принятый 1 октября 1990 г., существенным образом изменил всю религиозную ситуацию в стране. После многих десятилетий господства атеистической идеологии этим нормативным документом были введены нормы, по сути, спровоцировавшие бум новых религиозных движений и повального интереса ими со стороны населения.

Среди прочих новых религиозных групп и движений в России начало расти количество организаций неоязыческого толка. Одним из первых неоязыческих организаций стало движение инглиизма, основанное в Омске в 1991 г. «пионером оккультного бума» - Александром Хиневичем [2, c. 57]. Позднее это движение трансформировалось в «Древнерусскую инглиистическую церковь», а затем - в «Древнерусскую инглиистическую церковь православных староверов-инглингов».

Принятый в 1997 г. новый федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» сменил в части регулирования деятельности религиозных организаций одноименный закон от 1990 г. Однако уже многие исследователи отмечали

№ 1 (10), 2021

либеральность этого нормативного документа, нормы которого способствовали все большему возрастанию псевдорелигиозного бума.

Вместе с тем, уже к концу 1990-х гг. обозначились некоторые негативные моменты, присущие идеологии современных неоязычников, на которые государство в лице своих правоохранительных органов было вынуждено обратить внимание. Так, было обращено внимание на символику неоязычников, которая содержала фрагменты гностицизма, Кабалы, теософии, а также нацизма.

Кроме этого, неоязычество становилось одним из инструментов радикально настроенных политических партий, например, РНЕ. В идеологии неоязычников прослеживались нотки национализма, шовинизма, пропагандировалась исключительность и величие своего народа.

Другими словами, в деятельности неоязычников 1990-х гг. уже усматривался состав преступлений экстремистской направленности, однако, в это время соответствующего закона принято еще не было, и поэтому неоязычники совершенного спокойно продолжали свою деятельность.

Единственным законным на тот момент способом приостановить деятельность отдельных, наиболее одиозных и опасных неоязыческих групп и движений, являлся отказ в государственной регистрации или перерегистрации религиозной организации. Одной из первых неоязыческих организаций, против которой была применена такая, вполне законная тактика, явилась организация Александра Хи-невича.

Зимой 2002 г. Министерство юстиции Российской Федерации отказало омским инглиингам в перерегистрации их религиозной организации. В обосновании отказа министерство ссылалось на экспертное заключение религиоведов М.П. Мчедлова и А.Г. Залужного, согласно которому в вероучении и религиозных символах инглиин-гов были усмотрены признаки экстремизма. Но поскольку соответствующего закона об экстремизме на тот момент в России не существовало, единственным юридическим способом реагирования на данные, указанные в религиоведческой экспертизе, являлся отказ в перерегистрации религиозной организации инглиингов.

Параллельно с инглиингами, на основании все той же религиоведческой экспертизы М.П. Мчедлова и А.Г. Залужного, в первичной регистрации или перерегистрации было отказано нескольким другим неоязыческим организациям. Со своей стороны некоторые группы неоязычников обжаловали отказ, подав иски в московский суд на Министерство юстиции, но в их удовлетворении было отказано.

Переломным моментом для современных российских неоязычников стало принятие в 2002 г. федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, благодаря которым появились статьи 282, 282.1 и 282.2, нормами которых устанавливалась уголовная ответственность за экстремистскую деятельность.

Вышедшие нормативно-правовые акты, по сути, делали невозможным функционирование многих неоязыческих групп и движений как осуществляющих экстремистскую деятельность. Однако это еще нужно было доказать.

После выхода федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» на региональном уровне неоязыческие организации и их деятельность стали предметом интереса со стороны Министерства юстиции и правоохранительных органов.

ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Иерей Виталий Сергеевич Козлов «Соработничество Церкви и государства в противодействии распространения неоязыческих культов в современной России (на материалах Омской области)»

Несмотря на отказ в перерегистрации, община омских неоязычников, возглавляемая А. Хиневичем, продолжала существовать, вести деятельность и проповедовать свое учение. В этой связи 11 июня 2003 года Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области обратилось в Омский областной суд с исковым заявлением о ликвидации Древнерусской Инглиистической церкви Православных Староверов-Инглиингов в связи с нарушениями последними федерального законодательства.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 федерального закона № 125-ФЗ от 26.09.1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях» запрещается создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

В ходе судебного заседания было установлено, что в вероучении инглиингов содержатся положения, прямо нарушающие Конституцию Российской Федерации (статьи 19 и 29), а также являющиеся проявлениями экстремистской деятельности, недопустимость которой отражена в соответствующем федеральном законе.

Наличие в атрибутике и обрядовой деятельности омских неоязычников свастики, по мнению суда, являлось нарушением федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Кроме того, было указано, что одним из элементов культовой практики являлось вскидывание вверх правой руки, имитирующей приветствие в фашистской Германии.

Апелляция А. Хиневича к тому, что свастика является древним символом, наличие которого можно встретить в раннем индуизме и славянском язычестве, судом была отклонена, поскольку в ходе судебного разбирательства была доказана идентичность изображений неоязыческой свастики и свастики, использовавшейся фашистами.

Стоит отметить, что в ходе рассмотрения дела судом была назначена религиоведческая экспертиза, производство которой было поручено специалистам кафедры истории и теории религии факультета теологии и мировых культур Омского государственного университета. Проведенная экспертиза подтвердила факты нарушения федерального законодательства со стороны омских неоязычников.

В связи со всем вышесказанным, судом было постановлено решение ликвидировать местную религиозную организацию «Древнерусская Инглиистическая церковь Православных Староверов-Инглиингов» за осуществление экстремистской деятельности.

Вместе с данной организацией этим же решением были также ликвидированы и две другие религиозные организации, имевшие отношение к инглиингам - Мужская духовная семинария (за ведение образовательной деятельности без соответствующей лицензии) и Асгардская Славянская община Духовного Управления Асгардской Веси Беловодья.

Пользуясь правом на обжалование принятого судебного решения, омские неоязычники подали апелляционную жалобу в коллегию по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации, которая была оставлена без удовлетворения.

Следует отметить, что ликвидация трех неоязыческих организаций в Омске имела правовой прецедент и положила начало ведению Федерального списка экстремистских организаций, чья деятельность законодательно была запрещена.

Также отметим, что ликвидация деятельности трех вышеперечисленных религиозных организаций инглиингов означала и запрет их последующей деятельности.

№ 1 (10), 2021

Однако А. Хиневич и его сторонники продолжали заниматься культовой практикой и проповедовать свое учение, в связи с чем им неоднократно выносились предупреждения о недопустимости нарушения закона.

После того, как в 2006 году А. Хиневич возродил в Омске неоязыческую общину, переиздал «Славяно-арийские веды», а летом 2007 года организовал празднование дня Перуна, правоохранительные органы вновь обратили внимание на его деятельность. Только на этот раз лидер омских неоязычников был привлечен к уголовной ответственности по статье 282.1 «Организация деятельности экстремистской организации».

Вновь по решению суда была назначена комплексная религиоведческая экспертиза, выводы которой усматривали признаки экстремизма в деятельности А. Хиневи-ча и его адептов. В итоге А. Хиневич получил условный срок, а все вновь открытые и зарегистрированные объединения инглингов были закрыты в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности.

В уже упоминавшемся ранее федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» впервые в истории российского права была введена норма, которая предполагала ведение Министерством юстиции Российской Федерации федерального списка экстремистских материалов. Признание различных материалов (аудио-, видео- и проч.) таковыми осуществлялось только на основании решения суда. Впервые этот список был обнародован в 2007 г. Интересно, что среди первых материалов, признанных экстремистскими, определенная часть таковых по своему происхождению являлась неоязыческими.

В 2015 г. этот список пополнился одним из главных неоязыческих текстов, бытование которого регулярно позволяло неоязыческим организациям Омска нарушать закон и заниматься деятельностью, квалифицируемой как экстремистская. Речь идет о «Славяно-арийских ведах».

Решением Центрального районного суда г. Омска от 2 ноября 2015 года этот текст был признан экстремистским с его последующим включением в соответствующий федеральный список. Согласно выводам экспертов, «Славяно-арийские веды» содержат ряд суждений, которые могут быть признаны содержащими признаки экстремизма [3].

Продолжая противостоять потенциальной угрозе, исходящей от так называемых новых религиозных движений, к которым относятся и неоязыческие организации, государство скорректировало федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях».

Ранее мы уже упоминали о том, что многие исследователи говорили о законе о свободе совести 1997 года как о достаточно либеральном законе, способствующем распространению различных сектантских объединений, представляющих угрозу как духовной, так и национальной безопасности. Возникшая в начале XXI века угроза религиозного экстремизма заставила отечественного законодателя пересмотреть основной закон в сфере регулирования государственно-конфессиональных отношений в сторону его ужесточения.

Так, в 2016 г. в федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» были внесены изменения, касающиеся установления порядка осуществления религиозными организациями и физическими лицами миссионерской деятельности. В указанный нормативно-правовой акт была введена Глава III.1, состоящая

ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Иерей Виталий Сергеевич Козлов «Соработничество Церкви и государства в противодействии распространения неоязыческих культов в современной России (на материалах Омской области)»

из двух статей - 24.1 и 24.2. Стоит отметить, что ранее в законодательстве о культах такой вид деятельности религиозных организаций отдельно никогда не выделялся.

Статьей 24.1 определялось само понятие «миссионерская деятельность» и его содержание, уточнялся перечень мест, в которых такая деятельность могла осуществляться беспрепятственно.

Статья 24.2 определяла порядок осуществления миссионерской деятельности. Из особенностей порядка стоит отметить, что сама по себе миссионерская деятельность, согласно нормам, указанным в данной статье, имеет существенные ограничения, направленные, в первую очередь, на обеспечение религиозной безопасности, пресечение деятельности групп и движений экстремистского и террористического характера, а также религиозных организаций, относимых к числу новых религиозных движений.

В этой связи были наложены законодательные ограничения на деятельность миссионеров (например, деятельность по распространению вероучения исключительно на той территории, на которой зарегистрирована и осуществляет свою деятельность религиозная организация, которую представляют миссионеры; обязательное наличие при ведении миссионерской деятельности документа, подтверждающего личность и полномочия миссионера).

Несмотря на то, что данные законодательные изменения коснулись и православных организаций, тем не менее, они способствовали существенному уменьшению активности новых религиозных движений, включая неоязыческие.

Таким образом, как мы видим, государство в части противодействия современному неоязычеству предпринимает меры превентивной корректировки законодательства, а также в лице своих органов (правоохранительных) выявляет и пресекает противоправную деятельность групп и движений неоязыческого толка.

Еще за год до выхода Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», где неоязычество было указано как одно из самых опасных и деструктивных движений, в 1993 году омским предпринимателем Сергеем Саулиным близ деревни Окунево была построена часовня в честь Святого Михаила Архангела. В 2001 году ее освятил митрополит Омский и Тарский Феодосий. Это событие описывалось в СМИ, в том числе в православных изданиях Омской епархии. Миссионерская работа Русской Православной Церкви с неоязычниками на протяжении последующих одиннадцати лет практически не проводилась.

По сообщению настоятеля храма праведного Симеона Верхотурского, находящегося в селе Розовка, Омского района, иерея Иоанна Костюка, в 2012 году на этно-фестиваль «Солнцестояние - 2012» отправился «десант» священников Омской митрополии. Целью поездки стала миссионерская деятельность, где священнослужители проводили разъяснительные беседы с участниками фестиваля и говорили им об истинной Православной вере. Многие из участников форума являются крещеными православными христианами, но влекомые интересом к этнографии, приезжают и бездумно участвуют в языческих ритуалах. Эти люди «не воцерковленные и ищут свое место в духовной жизни среди буддистов и язычников» [4].

Священники два раза в день совершали молебен в часовне, построенной предпринимателем С.И. Саулиным с той целью, чтобы «дать ориентир ищущим... Это не будет синтез со всеми религиями, но не будет и противостояния. Все, кто захочет

№ 1 (10), 2021

найти для себя православие, его там найдут». «Это первый подобный многодневный «православный десант» в Окунево при поддержке молодежного и миссионерского отделов Омской и Тарской епархии», - сказал в интервью журналу отец Иоанн.

Кроме того, в 2012 году планировалось создать инициативную миссионерскую группу, которая постоянно будет работать с теми, кто приезжает в Окунево. Однако задуманное не осуществилось, потому что Решением Священного Синода от 6 июня 2012 года (журнал № 45) из состава Омской митрополии были выделены Исилькуль-ская, Калачинская и Тарская епархии. Так, деревня Окунево стала входить в состав новой Калачинской и Муромцевской епархии [5].

13 марта 2013 года глава Омской митрополии митрополит Владимир (Иким) открыл работу Всероссийской конференции «Россия и язычество: мифы и реальность» (6). Конференция проходила при государственной областной научной библиотеке имени А.С. Пушкина.

На пленарном заседании были заслушаны доклады священнослужителей разных епархий. Сотрудник Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Сергий Матюшин выразил позицию Святейшего Патриарха Кирилла, что в отношении к неоязычникам и людям других убеждений нельзя проявлять агрессивное отношение, но общаться с ними необходимо в форме честного и открытого диалога. Также следует молиться за отпавших от Христа ближних.

Своим опытом работы в деревне Окунево поделился настоятель храма святых Новомучеников и исповедников Российских иерей Александр Лемешко. Батюшка рассказал о миссионерской работе, которую проводила группа священнослужителей летом 2012 года в деревне Окунево. По наблюдениям отца Александра, участники, приехавшие на этнофестиваль, легко вступают в диалог с представителями Русской Православной Церкви, и были настроены доброжелательно.

«Это обычные русские люди, которые ищут чего-то духовного, исторического, интересного. Там есть искренние люди, честные в своих убеждениях», - сказал священник [7]. Отец Александр в своем докладе также отметил, что у большинства наших соотечественников не имеется твердого духовного стержня, поэтому приехав в Окунево, участники фестиваля могут сначала пойти к бабаджистам, потом принимать участие в языческих ритуалах, а затем прийти на молебен в часовню. Поэтому с такими людьми необходимо говорить о нашей Православной вере, пытаться понять их мотивы.

Ведущий круглого стола епископ Калачинский и Муромцевский Петр (Мансуров) в своем докладе высказал свою личную точку зрения к современным неоязыческим ритуалам и практикам. Отец владыки являлся участником Великой Отечественной войны, и не понаслышке ему знакомы нацизм и фашизм, для победы над которыми были принесены многие жертвы русского народа. В северных селах имеются огромные обелиски, где написаны сотни фамилий людей, павших за свою Родину. И вот если бы сейчас участники войны встали и увидели, что тысячи людей ежегодно собираются в Окунево, где в середине на древке размещена свастика, то были бы очень этому удивлены. Для русского народа, который миллионами гиб от рук нацистов, свастика говорит о фашизме.

Епископ Петр заметил, что «...ни один раз он и духовенство Калачинской епархии встречались с неоязычниками, проживающими в Окунево. Беседа всегда была дружественной, потому что стоит сделать различие между человеком и грехом - че-

ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Иерей Виталий Сергеевич Козлов «Соработничество Церкви и государства в противодействии распространения неоязыческих культов в современной России (на материалах Омской области)»

ловека необходимо пожалеть, а грех нужно осудить. Поэтому, когда священнослужители епархии высказывают свое мнение о неоязычниках, они выступают не против людей, а против идеи, которая может развратить человека» [8].

В 2013 году епископ Петр предпринял попытку перевезти часовню Святого Архангела Михаила в другое место Калачинской епархии. Однако против этих действий Преосвященного владыки восстала инициативная группа, которая письменно обратилась к Святейшему Патриарху Кириллу и Председателю законодательного собрания Омской области, депутату по Муромцевскому району В.А. Варнавскому. В скором времени Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский владыка Варсонофий направил данное письмо для ознакомления епископу Петру, а г-н Варнавский написал письмо митрополиту Омскому и Таврическому Владимиру с просьбой вмешаться в ситуацию и решить ее в пользу заявительницы. Так, часовня осталась на прежнем месте - рядом с бабаджистской дхуньей и неоязыческим коловратом.

По благословению епископа Петра в Окунево в 2014 году был построен и освящен храм Сошествия Святого Духа на апостолов . Староста храма раба Божия Галина Мануйленко рассказывает, что она работала на заводе в городе, но в лихие 1990-е годы их завод обанкротился, и бывшие работники стали помогать друг другу - давали вещи, продукты питания. Однажды они решили переехать жить в сельскую местность и в 1995 году обосновались в деревне Окунево, чтобы возделывать землю и вместе молиться Богу. Потом решили построить храм, который вскоре был воздвигнут и освящен. Храм является миссионерским. Православные решили, что воевать с сектантами не следует, а нужно их убеждать в правильности Православной веры. Многие, слушая прихожан храма Сошествия Святого Духа, обращаются в христианство и приходят креститься. В то же время староста замечает, что были случаи, когда неоязычники вели себя агрессивно по отношению к православным, но в настоящее время такие ситуации не повторяются, хотя бывают и недопонимания.

В связи со всем вышесказанным приходится, с сожалением, констатировать тот факт, что все мероприятия, описанные выше в данном параграфе по противодействию современному неоязычеству, со стороны Русской Православной Церкви в нашем регионе были единственными.

Но в то же время радует, что в последние годы в Калачинской епархии епископом Петром разрабатывается епархиальная историко-краеведческая программа для школьников «Люби и знай свой край», которая направлена на развитие у детей и молодежи знаний о родном крае, его истории, религии, географии, природе, что должно способствовать воспитанию у них чувства патриотизма и уважения к опыту наших предков. Важным направлением Епархия считает и организацию ежегодных молодежных миссионерских походов на байдарках по реке Тара под руководством правящего архиерея. Поход проходит весной и в конце лета, его маршрут строится таким образом, чтобы он пролегал и по местам расположенным в районе языческого капища в деревне Окунево.

Участники похода везут с собою съемный походный храм, в котором духовенством совершаются вечерние богослужения и Божественные литургии. Это дает возможность жителям прилегающих поселков, не имеющих возможности посещать православные храмы Муромцевского района, участвовать в Таинствах Исповеди и

№ 1 (10), 2021

святого Причастия, обсуждать с духовенством насущные вопросы, в том числе и связанные с неоязычеством [1, с. 21].

За последние несколько лет никаких других более-менее крупных и системных мероприятий в Омской области по противодействию деятельности неоязычников не проводилось. Следует к тому же учесть и тот факт, что не хватает грамотных священнослужителей, которые могли бы вести такую работу.

Это не может не вызывать разочарования, поскольку отсутствие какой-либо активной и планомерной деятельности в данном направлении лишь способствует количественному возрастанию неоязыческих организаций в Омске и Омской области. Например, в регионе за последние несколько лет появился ряд новых неоязыческих групп, таких как «Ведара», «Славянская Община Староверов-Семейников» и др.

В этой связи хочется выразить надежду, что опасность и деструктивность современного неоязычества будет воспринята как реальная духовная угроза, что приведет к активизации миссионерской работы со стороны Русской Православной Церкви в отношении таких движений.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архив Епархиального управления Калачинской и Муромцевской епархии. Отчет о жизни и деятельности Калачинской епархии в 2020 году.

2. Яшин В. Б. «Церковь православных староверов-инглингов» как пример неоязыческого культа // В. А. Шнирельман (ред.). Неоязычество на просторах Евразии. М.: Библейско-богословский институт, 2001. С. 56-67.

3. Решение по делу 2-561/2015 (2-7275/2014;) ~ М-7490/2014. - [Электронный ресурс]. URL: https://rospravosudie.com/court-centralnyj-rajonnyj-sud-g-omska-omskaya-oblast-s/act-565324587/ (дата обращения: 08.03.2021).

4. Вегенер К. Православная Церковь взялась за Окунёво // Бизнес. Культура. 2012. № 5. - С.18-22.

5. Решения Священного Синода Русской Православной Церкви // ЖМП. 2012. № 6. - С. 8-9.

6. Митрополит Владимир открыл работу Всероссийской конференции «Россия и язычество: мифы и реальность». [Электронный ресурс]. URL: http://omsk-eparhiya.ru/ news/mitropolit-vladimir-otkryil-rabotu-vs/ (дата обращения: 14.03.2021).

7. Петрова Н.Н. Конференция «Россия и язычество: мифы и реальность» // Омские епархиальные ведомости, 2013. № 3. - С. 4.

8. Цит. по: Петр, епископ Калачинский и Муромцевский. «Мы выступаем не против людей, а против идеи, которая может развратить человека». - [Электронный ресурс]. URL: http://omsk-eparhiya.ru/news/episkop-petr-myi-vyistupaem-ne-protiv-l/ (дата обращения: 14.03.2021).

9. Интервью старосты храма Галины Мануйленко // Оператор - еп. Калачинский Петр, корр. - иер. Виталий Козлов. Дата - 01.06.2015. https://www.youtube.com/ watch?time_continue=185&v=wBNSy-Tqxww (дата обращения: 12.03.2021).

Рецензент: доктор философских наук, профессор Зайцев Павел Леонидович.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.