Кратковременная память необходима для того, чтобы удерживать в сознании слова и словосочетания в течение того времени, которое необходимо реципиенту для осмысления фразы или законченного фрагмента. Чем лучше развита кратковременная память, тем больше величина единицы восприятия. А если информация воспринимается более крупными блоками, то на переработку ее требуется меньше времени и процесс звуковосприя-тия становится более успешным.
Отбор слов происходит в долговременной памяти, благодаря которой осуществляется сличение поступающих речевых сигналов со стереотипами, хранящимися в сознании. В зависимости от того, существуют ли в долговременной памяти те или иные образцы речи, лингвистическая информация воспринимается как знакомая или незнакомая. Таким образом, от количества слов и грамматических конструкций, которые хранятся в долговременной памяти, зависит умение ориентироваться в той области, к которой относится телесообщение.
Для успешного обучения восприятию аудиовизуальной информации необходимо подключение долговременной памяти, поэтому важна семантическая близость воспринимаемых эле-
ментов с уже изученными. Слова и речевые образцы, сгруппированные по определенным признакам, запоминаются значительно легче и прочнее, чем случайный материал. Поэтому важно объединение нескольких кино- или ТВ-материалов единой тематикой, по возможности предоставление материала, соответствующего изученной или изучаемой лексической теме, а также предоставление озвученных речевых образцов.
В отличие от других речевых механизмов долговременная память формируется не специальными упражнениями, а всем предшествующим опытом реципиента. Поэтому о долговременной памяти можно говорить только применительно к продвинутому этапу обучения.
На основе анализа многочисленных исследований психологами условий восприятия речи, сопровождаемой экранным контекстом, мы попробовали составить схему, которая, как нам кажется, отражает сложный механизм телеаудирования.
Итак, аудиовизуальное восприятие - это адекватное репродуцирование, продуцирование и адекватная эмоциональная реакция.
Схема звуко-зрительного восприятия такова:
Звуко-зрительное продуцирование 4
подключение слуховой - 4 зрительной ассоциативной памяти 4
получение вербальной информации сравнение 4 получение вербальной ( в виде надписей) и невербальной информации
с моделями, хранящимися в долговременной памяти 4 44
Выделение основной (связанной с темой) и дополнительной (связанной с коммуникацией) информации 44 44 44
подключение эмотивной реакции 4
подключение артикуляционно-моторной памяти 4
репродуктивно-продуктивная реакция
Литература
1. Азимов Э.Л. Словарь методических терминов (Теория и практика преподавания языков) / Э.Л. Азимов, А.И. Щукин. -СПб.: «Златоуст», 1999. - Электронная версия «Gramota.ru», 2002.
2. Бахтин М.М. Марксизм и философия языка. - М., 1998.
3. Ефимова Н.Н. Художественно-эстетический анализ зву-
кового пространства в телерадиовещании / Диссертация на соискание ученой степени доктора искусствоведческих наук. - М., 2000.
4. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
5. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: «Русский язык», 1989.
УДК 371.01: 100.3 ББК 74.202: 87.21
СОПРЯЖЕНИЕ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ МАТЕРИИ С.М. Похлебаев, доктор педагогических наук, доцент Челябинского государственного педагогического университета, (351) 263-57-81
О.С. Похлебаева, учитель биологии и химии МОУ СОШ № 150 г. Челябинска, (351) 795-85-42
Дано философское и естественно-научное обоснование сущности сопряжения как важнейшей стороны взаимодействия. Осмысление и понимание сопряжения как фундаментального принципа организации и развития материи позволяет спроецировать его на образовательную область и рассматривать в качестве важнейшего методологического средства обучения.
Ключевые слова: атрибуты материи, взаимодействие, сопряжение, методология, обучение.
CONJUGATION AS A FUNDAMENTAL PRINCIPLE OF MATTER ORGANIZATION AND DEVELOPMENT
Pokhlebaev S.M., Pokhlebaeva O.S.
Philosophical and natural-science substantiation of conjugation essence as an important part of interaction is provided. Comprehension and understanding of conjugation as a fundamental principle of matter organization and development enables to project it into the educational field and consider as the most essential methodological educational tool.
Keywords: attributes of matter, interaction, conjugation, methodology, education.
Стратегия формирования фундаментальных естественно- совокупность наших представлений о реальном мире. научных понятий и естественно-научного мышления во Даже краткий анализ содержания атрибутов материи позво-многом определяется пониманием принципов организа- ляет констатировать, что они диалектически связаны и взаимо-ции, функционирования и развития материи в целом. Философ- обусловлены: отражение зависит от взаимодействия, которое яв-ское определение понятия «материя» строится на основе системы ляется следствием и основным проявлением движения, а одно-атрибутов (неотъемлемых, существенных свойств объекта), рас- временно - и условием движения и взаимодействия, т.е. высту-крывающих ее сущность. Такими атрибутами материи выступа- пает в качестве источника дальнейшего развития объекта. Мате-ют движение, взаимодействие и отражение. Материя и ее атри- рия не может ни существовать без своих атрибутов, ни мыс-буты являются философскими абстракциями, формирующими литься. Поэтому движение, взаимодействие и отражение как
атрибуты материи играют ключевую роль для понимания сущности конкретных форм движения материи и их генетической связи, а как философские категории (наиболее общие понятия) они являются основой для формирования и развития фундаментальных естественно-научных понятий, естественно-научного мышления и научного мировоззрения.
Анализ генетических связей между различными формами движения материи позволил Ф. Энгельсу обнаружить, что с вещественной стороны каждая более сложная форма не заключает в себе ничего, кроме находящихся во взаимодействии материальных носителей ближайшей к ней более низкой и простой формы движения, из которой она возникает. Она лишь отличается внутренним взаимодействием носителей предыдущей формы, которые обеспечили новое качество последующей и, следовательно, вывели ее на более высокую ступень развития.
Все свойства тел производны от взаимодействий, являются результатом их внутренних структурных связей и внешних взаимодействий между собой, поэтому понятие «взаимодействие» находится в глубокой связи с понятием «структура». Под структурой понимают совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях [7, с. 1276].
Взаимодействие - это процесс взаимного влияния тел друг на друга путем переноса материи и движения, универсальная форма изменения состояний тел. Способность к взаимодействию определяет существование и структурную организацию всякой материальной системы, ее свойства, ее объединение, наряду с другими телами, в систему большего порядка. Без способности к взаимодействию материя не могла бы существовать [9, с. 65]. В этой связи Ф. Энгельс определял взаимодействие как конечную причину всего существующего, за которой нет других более фундаментальных определяющих свойств. Эту глубокую мысль он выразил краткой фразой: «Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать» [10, с. 199].
Таким образом, взаимодействие выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит соединение различных материальных элементов в системы, системную организацию материи, что обуславливает ее целостность. В силу универсальности взаимодействия осуществляется функциональная взаимосвязь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира. Именно взаимодействие определяет отношение причины и следствия между объектами, т. е. устанавливает генетические связи в системе, предопределяя развитие объектов. При развитии происходит изменение состояния объекта, обусловленное возникновением, трансформацией или исчезновением его элементов и связей в результате взаимодействия.
Категория «взаимодействие» является существенным методологическим принципом познания природных и общественных явлений. Любой объект может быть понят и определен лишь в системе отношений и взаимодействий с другими окружающими явлениями, их частями, сторонами и свойствами. Познание вещей означает познание их взаимодействия и само является результатом взаимодействия между субъектом и объектом. «Исследование особенностей этого взаимодействия, природы взаимодействующих систем, и субъекта прежде всего, является ключом к пониманию сущности мышления» [3, с. 160] (курсив наш).
В категориях диалектики тесно связаны объективное знание о соответствующей форме связи явлений (причинность, закон и другие) и форма мысли - познавательный прием, посредством которого постигается, осмысливается такая связь. И чем совершеннее понятийные средства, способы осознания определенных связей, тем успешнее может в принципе осуществляться их реальное открытие, истолкование. Одно предполагает другое. Философы говорят в связи с этим о единстве онтологического (объективного знания бытия) и гносеологического (познавательных приемов) смысла категорий [2, с. 109].
Продуманный и осознанный категориальный аппарат придает диалектическому мышлению как явлению культуры огромную силу, делает возможным познание, освоение, сознательное при-
менение диалектики при решении разнообразных теоретических и практических задач.
Взаимодействие, как уже было отмечено выше, не является однозначным процессом. В одних случаях воздействия между объектами приводят к их деградации, разрушению, снижению уровня организации, в других - к объединению, созданию более сложной системы, у которой возникает новое качество. Второй тип взаимодействия, по-видимому, можно охарактеризовать как сопряжение.
Разработкой стратегии формирования научных понятий с древнейших времен занимались философы. Они понимали, что точное определение понятия, а следовательно, знание правил определения понятий имеет огромное значение во всех областях науки и практики. Первые попытки такого рода были предприняты древнегреческим философом-материалистом Демокритом (460-370 гг. до н.э.) в его трактате «О логике», древнегреческим философом-идеалистом Сократом (469-399 гг. до н.э.), опиравшимся на индукцию. Правильность определений он устанавливал на основе анализа отдельных случаев.
Платон (428-347 гг. до н.э.), развивая сократовскую индукцию, приходит к мысли, что понятие есть существенное в вещах, общее, показывающее принадлежность к общему роду. Он считал, что определение должно указывать на принадлежность к общему (роду) и на специфическое различие, которое отличает данную вещь от всех других вещей рода.
В последующем проблемой определения понятий занимались Аристотель (384-322 гг. до н.э.), Т. Гоббс (1588-1679) и другие философы.
Большое внимание определению понятий уделяли в своих работах основоположники материалистической диалектики. Так, Ф. Энгельс в своем знаменитом труде «Диалектика природы» отмечал: «Единичность, особенность, всеобщность - вот те три определения, в которых движется все «Учение о понятии». При этом восхождение от единичного к особенному и от особенного к всеобщему совершается не одним, а многими способами...» [10, с. 194].
В свою очередь В.И. Ленин писал: «Что значит дать «определение»? Это значит, прежде всего, подвести данное понятие под другое, более широкое» [4, с. 149].
Значительный вклад в решение данной проблемы внесли такие ученые, как А.С. Арсеньев, В.С. Библер, Б.М. Кедров. Они отмечали, что «определить понятие отнюдь не означает перечислить признаки предмета (эта операция совершается лишь с мертвым понятием, вынутым из теоретического контекста). Определить понятие означает развить его, включить в узловую линию понятийных превращений. Это означает, далее, определить его через «место» в системе понятий, в теоретической структуре» [1, с. 53].
Общая стратегия формирования понятий, разработанная философами, перенесена в образовательную область и конкретизирована на психологическом и дидактическом уровне Д.Н. Богоявленским, Н.М. Верзилиным, Е.К. Войшвилло, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, Е.Н. Кабановой-Меллер, Н.А. Менчинской, А.В. Усовой и др.
Особого внимания в последние годы заслуживают работы А.В. Усовой. На основе многолетних исследований автора и анализа результатов ранее выполненных исследований психологов и дидактов определены условия успешного формирования научных понятий у учащихся [8]. Проецируя диалектический подход на методику формирования понятий, А. В. Усова отмечает: «Определить понятие — значит подвести данное видовое понятие под ближайшее родовое понятие и указать его видовые отличия» [8, с. 38].
Опираясь на теоретико-методологические основы общей стратегии формирования понятий, разработанной видными философами, психологами и педагогами, можно констатировать, что в нашем теоретическом исследовании понятие «сопряжение» подведено под более общее фундаментальное понятие (категорию) «взаимодействие» и с этой точки зрения может иметь право на самостоятельное существование и использование.
В словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «сопряжен-
ный» трактуется как «взаимно связанный, непременно сопровождаемый чем-нибудь» [5, с. 650].
В такой интерпретации данное понятие весьма успешно используется в курсах физики, химии и биологии. Так, например, в курсе физики, в разделе «Оптика» вводится понятие «сопряженные точки». Это «две точки, которые по отношению к оптической системе являются объектом и его изображением. Вследствие обратимости световых лучей объект и изображение могут взаимно меняться местами. Понятие «сопряженные точки» строго применимо только к идеальным оптическим системам» [7, с. 1239].
В курсе химии существует понятие «сопряженные реакции». Это «химические реакции, которые протекают только при наличии хотя бы одного общего реагента, причем одна из реакций возбуждает или ускоряет другую [7].
Используя метод молекулярных орбиталей для изучения распределения электронной плотности и роли п-электронов у важнейших биологически активных веществ, Б. Пюльман и А. Пюльман пришли к заключению, что почти все высокомолекулярные соединения содержат сопряженные системы п-электронов. Они представляют собой длинную цепь (кольцо) с многократно чередующимися а- и п-связями. В результате эффекта сопряжения образуется общее электронное облако, которое охватывает одновременно большое число атомов, и молекула или часть ее действуют в ряде реакций (окисления, гидролиза) как одно целое. К таким веществам относятся NAD, FAD (ко-ферменты оксидоредуктаз), гемм и его производные, пуриновые и пиримидиновые основания, входящие в состав нуклеотидов DNK, RNK, АТР и др. [6]. Эти важнейшие биологические соединения играют ключевую роль в превращении вещества, энергии и информации во всех типах клеток, существующих на Земле.
Природа, таким образом, широко использует сопряжение как принцип эволюции вещества. Действие этого принципа имеет место во всех природных формах движения материи: физической, химической и биологической. Особенно важен этот принцип при возникновении новой формы движения материи, у которой возникает абсолютно новое качество. Именно эта характеристика «сопряжения» является отличительной чертой по отношению к родовому понятию «взаимодействие», которое отражает процесс взаимного влияния тел друг на друга путем переноса материи и движения, универсальную форму изменения состояний тел.
Подтверждением всеобщей значимости принципа сопряжения как организующего начала на самом высоком уровне является сама история «рождения» материалистической диалектики. И диалектика и материализм сами по себе являлись методологиями познания, однако их логическое сопряжение в единую методологическую систему позволило создать универсальный метод познания природы, общества и мышления.
Вышесказанное дает основание для утверждения, что понятие «сопряжение» может использоваться не только при характе-
ристике конкретных физических, химических и биологических явлений (в узком смысле), но и как категория, отражающая общий принцип организации материального мира.
Фундаментальное положение Ф. Энгельса о том, что «... законы мышления и законы природы необходимо согласуются между собой.» [10, с. 193], позволяет спроецировать «сопряжение» как фундаментальный принцип организации и развития материи в образовательную область и рассматривать его как важнейшую методологию формирования и развития естественнонаучных понятий.
Осмысление и понимание сущности сопряжения как важнейшей стороны взаимодействия дает основание для предположения, что данная категория может быть обоснована как важнейший дидактический принцип обучения и воспитания. Дидактические принципы, как правило, являются проекцией общих законов природы и тех философских категорий, через которые они выражаются. Например, такие дидактические принципы, как преемственность, системность, принцип развивающего обучения и др., выведены из философских законов и категорий, которые выражают универсальные формы человеческого мышления.
В процессе обучения необходимо сопрягать чувственные и интеллектуальные эмоции, чувственное и рациональное познание, эмпирическое и теоретическое, абстрактное и конкретное, содержание и форму, сущность и явление и т.д. Только в этом случае можно говорить о формировании диалектического стиля мышления и научного мировоззрения у учащихся и студентов в процессе изучения предметов естественно-научного цикла.
Литература
1. Арсеньев А.С. Анализ развивающегося понятия / А.С. Арсеньев, В.С. Библер, Б.М. Кедров. - М.: Наука, 1967.
2. Введение в философию: учеб. для вузов. - в 2 ч. / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989. - Ч. 2.
3. Копнин П.В. Диалектика, логика, наука. - М.: Наука, 1973.
4. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / Полн. собр. соч. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1980. - Т. 18.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка /под. ред. Н.Ю. Шведовой. - 18-е изд. - М.: Рус. яз., 1986.
6. Пюльман Б. Квантовая биохимия / Б. Пюльман, А. Пюльман. - М.: Мир, 1965.
7. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Сов. энцикл., 1985.
8. Усова. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. 2- изд., испр. - М.: Изд-во Ун-та РАО, 2007.
9. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. -М.: Политиздат, 1986.
10. Энгельс Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс. - М.: Политиздат, 1987.
УДК 373.1.02:372.8 ББК 22.1 Р20
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТОХАСТИКЕ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С.В. Щербатых, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и элементарной математики Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, 8(47467) 4-50-63, shcherserg@mail.ru
В статье изложены особенности реализации профессионально-прикладной направленности обучения стохастике, состоящие во включении в курс математики профильных классов профессионально-прикладных стохастических задач, обучении использованию метода математического моделирования при их решении.
Ключевые слова: стохастика, профессионально-прикладная направленность, профессионально-прикладная задача, математическое моделирование.
THE PECULIARITIES OF REALIZING PROFESSIONALLY-APPLIED TENDENCY OF TEACHING STOCHASTICS IN THE
CONDITIONS OF VARIOUS TYPES OF SECONDARY SCHOOLS
Shcherbatyh S.V.
The peculiarities of realizing professionally-applied tendency of teaching stochastics are described in article which presuppose introducing professionally-applied stochastic problems teaching the usage of the method of math modeling while solving them in the course of mathematics in classes of various types.
Keywords: stochastics, professionally-applied tendency, professionally-applied problem, math modeling.