Научная статья на тему 'Сопряжение информационных потоков при внедрении инновации в общеобразовательном учреждении'

Сопряжение информационных потоков при внедрении инновации в общеобразовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
188
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОТОК / ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ / ПЕТЛЯ КАЧЕСТВА / СОПРЯЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ / INNOVATION INTRODUCTION PROCESS / INFORMATION FLOW / OBJECTIVE TREE / QUALITY LOOP / CONNECTION OF INFORMATION FLOWS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сибирев Валерий Вадимович

В данной статье приводится классификация и описывается сопряжение информационных потоков, возникающих при внедрении инновации в общеобразовательном учреждении. Проектирование информационных потоков позволит рационализовать и оптимизировать управленческую деятельность, работу с информацией в процессе внедрения инновации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Connection of Information Flows While Introducing Innovations in a General Education Institution

This article gives the classification and describes the connection of information flows which appear while introducing innovations in a general education institution. Information flows design will make it possible to rationalize and optimize management activity and work with the information in a process of innovation introduction.

Текст научной работы на тему «Сопряжение информационных потоков при внедрении инновации в общеобразовательном учреждении»

УДК 371 ББК 74.24

Сибирев Валерий Вадимович аспирант г. Ульяновск Sibiryov Valery Vadimovich

Post-graduate

Ulyanovsk

Сопряжение информационных потоков при внедрении инновации в общеобразовательном учреждении Connection of Information Flows While Introducing Innovations in a General Education Institution

В данной статье приводится классификация и описывается сопряжение информационных потоков, возникающих при внедрении инновации в общеобразовательном учреждении. Проектирование информационных потоков позволит рационализовать и оптимизировать управленческую деятельность, работу с информацией в процессе внедрения инновации.

This article gives the classification and describes the connection of information flows which appear while introducing innovations in a general education institution. Information flows design will make it possible to rationalize and optimize management activity and work with the information in a process of innovation introduction.

Ключевые слова: процесс внедрения инновации, информационный поток, дерево целей, петля качества, сопряжение информационных потоков.

Key words: innovation introduction process, information flow, objective tree, quality loop, connection of information flows.

Один из путей повышения качества образовательного процесса - внедрение инновационных проектов в общеобразовательных учреждениях. Важную роль при внедрении инновации играет управление информацией. Формирование информационных потоков влияет на эффективность управленческой деятельности.

Вопросы инновационного развития школы изучались в работах

B. Ф. Взятышева, А. В. Лоренсова, А. Я. Наина, А. А. Орлова, В. П. Панасюка,

C. Д. Полякова, М. М. Поташника, Л. И. Романковой, П. И. Третьякова,

О. Г. Хомерики, Т. И. Шамовой, В. Е. Шукшунова и др.

Оптимизация информационно-аналитической деятельности в управлении школой рассматривалась в работах Ю. К. Бабанского, А. Е. Капто, Ю. А. Конаржевского, В. С. Лазарева, Д. Ш. Матроса, А. М. Моисеева,

М. М. Поташника, В. П. Симонова, А. И. Севрука, В. С. Татьянченко,

Т. И. Шамовой и др. Информационная модель школы строилась в работах Ю. Ю. Барановой, Е. Н. Богданова, К. П. Волокитина, Л. В. Жилиной, Е. А. Тюриной, В. В. Хабина и др.

В данной работе на основе процессного, системного и синергетического подходов изучается система «процесс внедрения инновации» (ПВИ), являющаяся подсистемой системы управления общеобразовательного учреждения. Элементы изучаемой системы - процессы по внедрению инновации, точнее, информация о них, отраженная в каком-либо отчете. Выделим основные виды информационных потоков (ИП), возникающие при внедрении инновации в общеобразовательном учреждении (ОУ).

ИП1. Информационные потоки, имеющие вид деревьев: вербальное дерево целей, критериальное дерево целей, дерево результатов внедрения инновации, дерево эффективности работы организационной структуры, курирующей инновацию.

Процесс внедрения инновации начинается с формирования вербального, а затем критериального деревьев целей. Ветви дерева целей разделены на иерархические уровни (мега-, макро-, микро-) в соответствии с делением любого вида деятельности на стратегический, функциональный, операционный. Метод перспективного планирования с построением деревьев целей широко распространен в современном менеджменте. Обзор литературы на данную тему приводится Б. Г. Литваком [2].

Дереву критериев присуща «коллективная» природа вышележащих параметров по отношению к нижележащим. Параметры, характеризующие стратегическое планирование, более долгоживущие, чем параметры тактического и операционного планирования. Изменение вышележащих параметров влечет изменение нижележащих.

Дерево результатов повторяет структуру дерева критериев, показывает отклонение реальных результатов от плана. Мега- и макро-ветви дерева эффективности организационной структуры инновации повторяют структуру ветвей дерева целей, так как организационная структура курирует, в основном, мега- и

макро-уровни процессов. Движение информации в ИП1 происходит вертикально вверх и вниз.

ИП2. Информация о ресурсах, средах. Развитие ресурсов, сред влияет на процесс внедрения инновации. К средам относят финансовое обеспечение системы и показателей ее эффективности; материально-техническое обеспечение; условия (психофизические, санитарно-гигиенические, эстетические и социальные); библиотечное обеспечение, доступность компьютерных баз данных; информационно-коммуникационную сеть; научное обеспечение ОУ. Средовые параметры - сверхмедленные по сравнению с процессами жизненного цикла ОУ, поэтому при изучении ПВИ эти параметры будем считать постоянными.

ИП3. Информационно-коммуникативная сеть ОУ имеет вид грибницы, пронизывающей систему ОУ. Это одна из сред, включающая в себя информационные связи между основными участниками образовательного процесса; внешние связи; каналы связи; способы сбора данных; документацию, сообщения; средства теле- и радиокоммуникации, компьютерную технику; программное обеспечение. Её назначение - фиксация, хранение, накопление, обработка и передача информации. Автоматизация ИП3 улучшает функционирование управленческой системы.

ИП4. Информационный поток фактической информации, сопровождающей процесс жизненного цикла ОУ, например, процесс внедрения инновации.

ИП4 содержит фактическую информацию, используемую в процессе внедрения инновации; информацию, возникающую как результат процесса; информацию о характеристиках процесса. Пространственно-временное движение информации в ИП4 имеет вид цикла, называемого «петлей качества», расположенного на операционном уровне с входом и выходом на функциональном уровне. Проходя «петлю качества», новая фактическая информация инновации подвергается рецензированию, апробации, контрольным мероприятиям, экспертизе и корректировке.

Рассмотрим сопряжение информационных потоков первого и второго типов. Средовые компоненты по отношению к ПВИ являются долгоживущими

управляющими параметрами, то есть в иерархической пирамиде целей информация о средах занимает верхний внутренний этаж (рис. 1). Она управляет нижними этажами. Уровень среды делится на подуровни.

Цели, задачи, программа развития ОУ зависят от сред. Структура мегапараметров дерева целей отвечает общей структуре образовательного процесса. Мега-целями инновации будем считать, ссылаясь на исследования

В. П. Панасюка [3], развитие личности ученика, улучшение качественного состава и деятельности учителей, улучшение содержания образовательного процесса, его организации. При общей структуре мега-целей тактика и операционные способы достижения целей зависят от специфики ОУ, которую отразим в макро- и микро-параметрах. Оценивать, по мнению М. М. Поташника [6], нужно уровень достижения целей, которые отличаются в разных ОУ.

Каждый тип информационных потоков имеет свой вид обмена информацией с внешней средой. Деревья целей формируются под влиянием внешних воздействий и противоречий внутренних сред. Информация, внешняя и идущая от внутренних сред, является входной. Внешний выход информации - продолжение деревьев результатов вверх (рис. 1), при отчете руководства ОУ в выполнении поставленных целей перед органами управления образованием, перед потребителями. Внутренний выход информации деревьев целей - проекция целей инновации на все направления деятельности ОУ и, как следствие, преобразование внутренних сред.

Рассмотрим сопряжение информационных потоков первого и четвертого типов. Деревья целей и результатов снизу замыкаются в петлю посредством ИП4 (рис.2). Рисунок 2 согласуется со схемой петли качества образования П. И. Третьякова [5, с.17]. По дереву целей в ИП4 поступает целевая, плановая информация. По дереву результатов из информационного потока четвертого типа снизу вверх движется результатная информация, образуя интегральные критерии на каждом вышестоящем уровне и подвергаясь анализу. Точкам пересечения деревьев целей, результатов и ИП4 отвечает документация в виде оперативных планов и отчетов подразделений. Сверху деревья целей и результатов

замыкаются при сравнении идеальной и реальной картины. Механизмы, обеспечивающие движение информации по вертикальному замкнутому циклу, описаны в ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Это менеджмент ресурсов, ответственность руководства, «измерение, анализ, улучшение».

Рассмотрим связь ИП4 с некоторыми смежными системами. Наполнение ИП4 - тезаурус инновации, а также нецелевая фактическая информация, рожденная в процессе внедрения инновации. Эта информация рождается не в ИП4, не в системе управления ПВИ, а в смежных системах: «творческий рост учителя», «творческий рост ученика», «учитель-ученик» и т.д.

Если цель исследования - изучение процесса рождения фактической информации ПВИ, то синергетический принцип динамической иерархичности, описанный В. Г. Будановым [1, с.59], применим к смежным системам для описания взаимодействия их микро-, макро- и мега-уровней. Появление новой информации для внутреннего наблюдателя смежных систем - это процесс становления, называемый в синергетике кризисом. Ему присуща своя логика, специфика. Для внешнего наблюдателя, находящегося в ИП4, внутренняя динамика рождения новой информации в смежных системах недоступна. То, что в этих системах - процесс, для внешнего наблюдателя из ИП4 точка, называемая «точкой бифуркации», в которой, как при переключении выключателя, появляется новая информация.

Наполнение ИП4 - информация одного иерархического уровня: операционного уровня деревьев целей и результатов, она же - информация мега-уровня смежных систем. Время создания этой информации сопоставимо с годичным циклом ОУ, что также свидетельствует о принадлежности информации ИП4 одному иерархическому уровню.

Рассмотрим пересечение информационных потоков третьего и четвертого типов. Новая информация, появившаяся в ИП4, должна быть зафиксирована, сохранена, передана адресатам. Фиксация информации, представление её на разных видах носителей, хранение, накопление, передача - функции информа-

ционно-коммуникативной среды ОУ, т.е. ИП3. Оттуда же частично черпается тезаурус инновации.

Вход в ИП4 - на функциональном уровне дерева целей, выход - на функциональный уровень дерева результатов, далее обмен целевой информацией с внешней средой происходит по информационным каналам деревьев целей и результатов. Обмен ИП4 фактической информацией с внешней средой происходит посредством ИП3 через все точки системы.

При построении информационных потоков ПВИ формируется организационная структура инновации. При этом наблюдается классический пример синергетической самоорганизации. В работе автора [7] на основе принципа динамической иерархичности описан процесс сборки и конструкции в стадии становления системы ПВИ организационной структуры инновации.

Эта структура имеет потенциал исполнения более широких функций. Она может быть использована для обеспечения качества образовательного процесса. Система управления качеством в ОУ изучалась в работах М. П. Афанасьевой, Г. В. Гутник, И. С. Клейман, С. А. Козлова,

А. Н. Майорова, В. П. Панасюка, М. М. Поташника, А. И. Севрука,

С. А. Степанова, П. И. Третьякова и др.

Покажем, что функции системы управления качеством (СК ОУ), приводимые по работе [4] С. А. Степанова, реализуются при формировании и функционировании информационных потоков ПВИ.

1. Взаимодействие с внешней средой ОУ в сфере заказчиков и потребителей образовательных услуг реализуется при организации и поддержке внешних информационных потоков.

2. Реализация политики ОУ в области качества, планирование качества учебного процесса происходит с помощью деревьев целей и результатов.

3. Организация работ по улучшению качества осуществляется в соответствии с целями инновации и этапами формирования ИП4. Эффективность организационной работы СК ОУ отражена с помощью дерева внутренних характеристик СК ОУ.

4. Проектирование процесса предоставления образовательных услуг равносильно проектированию ИП4. Обучение и мотивация персонала в области управления качеством реализуется на определенных стадиях формирования дерева целей и на начальных этапах ИП4.

5. Проведение мониторинговых и контрольных операций качества рабочих процессов и их результатов планируется при построении дерева критериев, реализуется при формировании дерева результатов.

6. Контроль качества рабочих процессов производится вдоль всего ИП4. Обучение персонала, рецензирование, апробация, контрольные мероприятия, экспертиза, корректировка ведут к улучшению качества информации.

7. Сбор и анализ информации о качестве образовательных услуг реализуется по информационным каналам деревьев целей и результатов.

8. Методическая и консультационная поддержка работ по внедрению методов управления качеством ведется на каждом этапе ИП4. Передача, хранение и распространение информации происходит посредством ИП3.

9. Разработка предупреждающих и корректирующих мероприятий, предложений по устранению несоответствий, повышению квалификации и мотивации персонала и т. д. сближает деревья целей и результатов.

10. Доведение до руководства выработанных предложений производится по каналам обратной связи информационно-коммуникативной среды.

Предлагаемая модель информационных потоков может быть положена в основу организационной структуры инновации. В модели, элементы которой -участники процесса или подразделения, велико число согласований между участниками. Информация передается через посредников, рассеивается, искажается, не доходит до места назначения. Избыточность информации в системе при дефиците её у получателя, запаздывание и искажение - системные проблемы такой модели.

При распределении ответственности, когда лицо или подразделение отвечает за организацию и функционирование информационного канала, уменьшается количество согласований, повышается оптимальность, эффективность ра-

боты с информацией. П. И. Третьяков описывает подобную структуру управления, называя её программно-целевой [5, с.245].

Организационная структура ПВИ с ответственностью, распределенной вдоль информационных потоков, минимизирует документооборот. Документация необходима, в частности, при передаче функций от одного подразделения другому. Если движение информации вдоль канала ИП курирует один человек или подразделение, то многие документы, связанные с передачей функций, становятся излишними.

Анализ документооборота ПВИ показывает, что основные документы ПВИ отвечают точкам ветвления деревьев целей и результатов и точкам пересечения информационных потоков разных типов. Это подтверждается анализом литературы с перечнем документации СК ОУ [4].

Следствиями неверного формирования информационных потоков являются возрастание бумажного потока, невозможность обработать разнородную информацию, трудности систематизации, анализа результатов, недостаточность информации с точки зрения управляющей стороны при избытке отчетности, формализм, отписки, бумажная симуляция деятельности и др. Предлагаемая модель ПВИ поможет рационализировать и оптимизировать работу с информацией в процессе внедрения инновации.

Библиографический список

1. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. -232 с.

2. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения. - М.: Дело, 2001. -392 с.

3. Панасюк В. П. Научные основы проектирования педагогических систем внутришко-льного управления качеством образовательного процесса. - СПб .-М.: 1997.-297 с.

4. Степанов С. А. Методические рекомендации для вузов и ссузов по проектированию и внедрению систем качества образовательных учреждений. / Под ред. С. А. Степанова -Санкт-Петербург: СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2005, -128 с.

5. Третьяков П. И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. - ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005. - 568 с.

6. Управление качеством образования. / Под ред. М. М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 448 с.

7. Сибирев В.В. Система управления качеством общеобразовательного учреждения в стадиях становления и бытия // Сб. материалов III Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск: ЦРНС -Издательство СИБПРИНТ, 2008. С. 122-127.

Bibliography

1. Budanov, V.G. Methodology of Synergetic in a Post-Nonclassical Science and in Education. - M.: LKI Publishing House, 2007 .- 232 p.

2. Litvak, B.G. Development of the Administrative Decision. - M.: Business, 2001.-392 p.

3. Panasyuk, V.P. Scientific Basis of Designing Pedagogical Quality Management Systems in Educational Process. - SPb.-M.: 1997. - 297 p.

4. Quality Management of Education. / Under Editorship of M.M. Potashnik. - M.: Pedagogical Society of Russia, 2006. - 448 p.

5. Stepanov, S.A. Methodical Recommendations on Designing and Introduction of Quality Management Systems at Educational Establishments for High Schools. / Under Editorship S.A. Stepanov - SPb.: SPbGETU "LETT, 2005. - 128 p.

6. Sibiryov, V.V. Quality Management System at Secondary Educational Establishment in Periods of Formation and Life // Materials of III All-Russia Scientific-Practical Conference. - Novosibirsk: SIBPRINT, 2008. - P. 122-127.

7. Tretyakov, P.I. Operational Quality Management of Education at School. Theory and Practice. New Technologies. - «Skriptory 2003» Publishing House, 2005. - 568 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.