Научная статья на тему 'Сопровождение выбора скреперов с учетом рационального маршрута движения'

Сопровождение выбора скреперов с учетом рационального маршрута движения Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
197
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫБОРА СКРЕПЕРА / ИНЖИНИРИНГ / МАРШРУТ ДВИЖЕНИЯ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / СУПРОВіД ВИБОРУ СКРЕПЕРА / іНЖИНіРИНГ / МАРШРУТ РУХУ / ПРОДУКТИВНіСТЬ / ENGINEERING / PRODUCTIVITY / ROUTE OF MOTION / ACCOMPANIMENT OF CHOICE OF DRAGSHOVEL

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Хмара Л.А., Кононов С.И.

Представлено сопровождение выбора скрепера с учетом технологии и организации строительного производства при выполнении земляных работ. Разработана математическая модель и алгоритм, позволяющие осуществлять более точный, усовершенствованный подход, методом перебора полученных результатов, используя компьютерное моделирование возможных ситуаций и их дальнейший анализ. Выбор парка скреперов производим по удельным показателям: материалоемкости, энергоемкости, обобщенному показателю материалоемкости и энергоемкости, суммарной стоимости выполняемых работ с учетом конструктивных особенностей земляного сооружения и эффективного маршрута перемещения скреперов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Accompaniment of choice of dragshovel taking into account rational route of motion

In the article accompaniment of choice of dragshovel is presented taking into account technology and organization of a build production at implementation of earthmovings. There is a mathematical model and algorithm, which was developed to allow carrying out more exact, improved approach by the method of selection from the got results, using the computer design of possible situations and their further analysis. The choice of park of dragshovels is conducted by specific indexes, such as resource-demanding, power-hungryness, generalized index of resource-demanding and power-hungriness, total cost of executable works taking into account the structural features of earthen building and effective route of moving of dragshovels.

Текст научной работы на тему «Сопровождение выбора скреперов с учетом рационального маршрута движения»

УДК 69-5.624.1

СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫБОРА СКРЕПЕРОВ С УЧЕТОМ РАЦИОНАЛЬНОГО

МАРШРУТА ДВИЖЕНИЯ

Л. А. Хмара, д. т. н., проф., С. И. Кононов, к. т. н.* * Запорожский строительный колледж

Ключевые слова: сопровождение выбора скрепера, инжиниринг, маршрут движения, производительность

Постановка проблемы. В настоящее время актуальным является вопрос выбора эффективной технологии и организации производства земляных работ скрепером, с учетом: использования конструктивных особенностей земляного сооружения, выбора маршрута перемещаемого груза и эффективного выбора скрепера или парка скреперов. Все эти требования должны обеспечить выполнение заданного объема работ за отведенный промежуток времени с минимальными финансовыми затратами.

Цель исследования. Повысить эффективность строительства при ведении земляных работ за счет рационального маршрута движения парка скреперов.

Основной материал. В мировой практике принято привлекать к строительному процессу инжиниринговые компании. Участие специалистов данного профиля в сопровождении строительства, ремонта, реконструкции или возведении объекта «с нуля» направлено на защиту прав заказчика, важнейшим из которых считается получение желаемого качества строительных работ при рациональном использовании вложенных в них средств.

Главной задачей инжиниринга - научно-технологического сопровождения - является обеспечение решения организационно технологических проблем с минимальным риском ошибок, связанных с проектированием и выполнением комплекса земляных работ с помощью скреперов.

Комплекс инжиниринговых услуг включает в себя множество аспектов: консультационный инжиниринг (проектирование объектов, разработка проектно-сметной документации, разработка планов строительства, контроль проведения работ); технический инжиниринг (предоставление заказчику необходимых для строительства объекта технологий); строительный инжиниринг (все работы по строительству различных объектов, в том числе поставка и монтаж технического оборудования, сдача объекта в эксплуатацию и так далее). Необходимо признать, что к сожалению, заказчик вспоминает об инжиниринге только тогда, когда сталкивается с откровенным строительным или проектным браком [11]. Поэтому главной задачей строительного инжиниринга является контроль над соблюдением технологий выполнения работ, требований нормативных документов, сроков начала и окончания строительства, соответствием стоимости строительства по утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации.

В условиях рыночных отношений становится очевидно, что без грамотного научно-технологического сопровождения выбора технологии и организации для выполнения земляных работ [9; 10], повышения объемов производства, эффективного применения используемого парка машин, а иногда и удержания своих позиций на рынке, невозможно. В связи с этим особое внимание уделяется разработке проекта организации строительства (ПОС) и проекта производства работ (ППР) в соответствии с конструктивными, организационно-технологическими условиями [3; 7] и объёмно-планировочным решением применительно к условиям каждого разрабатываемого объекта [2; 6].

В своей работе мы предлагаем производить воздушную цифровую съемку объекта, с дальнейшей обработкой полученной информации, представив её в формализованном виде с учетом широкого спектра инженерно-геодезических работ с привязкой к заданному объекту. Для этих целей на первом этапе необходимо подобрать оптимальный маршрут передвижения скрепера или парка скреперов, с учетом выполнения широкого спектра инженерно-геодезических, картографических, земельно-кадастровых работ, и комплект машин, который позволил бы эффективно осуществить поставленные задачи с минимальной стоимостью выполняемых работ. Для этих целей производят топографо-геодезические работы на открытой местности в условиях городской застройки, с помощью воздушной съемки выполняют крупномасштабные топографические съемки (1 : 500 - 1 : 5000) местности или же наземными методами современными электронными приборами (триангуляция, трилатарация,

полигонометрия, геометрическое нивелирование). Измерения и закладка геодезических пунктов производятся с помощью высокоточного геодезического оборудования и строительной техники в соответствии с инструкциями и нормативами.

На основании результатов топографических съемок создается топографический план местности - картографическое изображение элементов ситуации и рельефа местности, ее планировки, существующих зданий и сооружений с техническими характеристиками. Данные результаты цифровой съемки проходят камеральную обработку данных - происходит это с помощью современного программного обеспечения. Использование полевого кодирования объектов съемки существенно минимизирует временные затраты на последующую камеральную обработку. Обработку цифровой информации можно производить, используя как узкоспециальные программы, так и программы визуализации данных (Geosoft, Surfer и др.), а выполнение камеральных и тематических работ - с использованием программного пакета Micromine (Майкромайн).

Кроме названых программ очень эффективным является использование GPS навигации, которая позволяет определять наиболее оптимальный маршрут перемещения скрепера (рис. 1).

Маршрут 1

1

Рис. 1. Выбор рационального маршрута перемещения скрепера: 1 - место набора грунта скрепером; 2 - место выгрузки грунта скрепером; 3 - наиболее оптимальный маршрут перемещения скрепера; 4 - городская застройка

Маршрут движения для каждого случая следует выбирать с учетом местных условий так, чтобы пути движения были наименьшими [14]. Разработанная модель методом сравнения и перебора полученных значений выбирать наиболее эффективный парк машин. Модель даёт более точный, усовершенствованный подход при выборе парка машин, учитывая следующие показатели: конструктивные особенности земляного сооружения; расстояния, на которое перемещается грунт; климатические, геологические условия (рельеф местности, физико-механические свойства грунта и его состояние); сосредоточенность; производительность; продолжительность выполнения работ; объем работ; эффективность рабочего органа, уровень сложности производства земляных работ.

Разработанная модель позволяет осуществлять выбор как одного, так и парка скреперов методом перебора полученных результатов по ряду показателей, наиболее отвечающих условию: П ^ max, G ^ min, N ^ min, Gyd ^ min, Nyd ^ min, nNG ^ min, Суд ^ min, ЛС ^ min. Определяем эксплуатационную производительность парка скреперов по формуле, записанной в таблице 1, алгоритм сопровождения выбора скрепера с учетом технологии и организации строительного производства, при выполнении земляных работ - см. рисунок 2. Полученные показатели суммируем в пределах заданного парка. Представленные данные в формализованном виде вводятся в разработанный программный продукт (рис. 3 - 10).

а ^

s

ч

а

о к

о а

2 ад

у

о

а ^

Л t

где V - геометрическая вместимость ковша скрепера, м ; Тц - время цикла, с; ин, игр, ир, их.х -соответствующие скорости движения, км/ч; ^пов - время одного поворота за цикл, с; п1 - число поворотов за цикл; к - максимальная глубина резания, м; Ь - ширина резания, м; в - средняя толщина слоя отсыпки, м; а - ширина полосы резания, м; Кн - коэффициент наполнения ковша; Кв -коэффициент использования скрепера по времени; Кс - коэффициент использования скрепера в зависимости от времени года; КР - коэффициент разрыхления грунта; Кэ - коэффициент, учитывающий эффективность комбинированных методов интенсификации воздействия на грунт; пмч - количество машино-часов; Сэк - стоимость эксплуатации 1 машино-часа, грн.

Рис. 2. Алгоритм сопровождения выбора скрепера с учетом технологии и организации строительного производства при выполнении земляных работ

0 - объем работ, мЗ | 12000

Тр - время работ, ч | 170

Дальность перемещения грунта,м 800

Грунты I У

Растительный грунт

Коэффициент разрыхления грунта 1,30

Плотность грунта, кг/мЗ 1500

Тип грунта 1 1

Назад | Очистить Применить |

<D

Рис. 3. Главный интерфейс программы: 1 - кнопка ввода исходных данных

Рис. 4. Ввод данных по объекту: 3 - числовые значения по выбранному объекту

*1

Ввод данных для:

Коэффициенты

*I

Коэффициенты

Кб- использование скрепера по времени 0..80Ц

Кн- коэффициент наполнения 1,00_J

Кс-использование скрепера в зависимости от р времени года 1

п - количество поворотов | 12

1п- время на переключение передач, с 8

Стоимость эксплуатации 1 маш.-часа. грн 147,00

_ Коэффициенты машин Бульдозер |

Рис. 5. Выбор ведущей машины: 2 - выбор скрепера

Рис. 6. Технические характеристики и коэффициенты: 4 - числовые значения по коэффициентам и техническим параметрам скрепера

Рис. 7. Интерфейс выбора скреперов с технической характеристикой: 5 - база данных по выбранным скреперам; 6 - кнопка редактирования; 7 - список выбранных скреперов; 8 - созданные парки скреперов; 9 - кнопки управления программой; 10 - значение коэффициента эффективности комбинированных методов интенсификации воздействия на грунт; 11 - техническая

характеристика скрепера

Рис. 8. Редактирование и добавление в базу данных машин: 12 - база данных по скреперам; 13 - техническая информация по выбранной машине; 14 - кнопки управления

Рис. расчета выбранного кнопки

9.

Интерфейс параметров парка: 15 -обработки

информации для

построения гистограмм; 16 - результаты расчета выбранных машин

Сравнение парков скреперов

Название парка

Парк №2 Парк №3 Парк №4

Машины вводящие в парк

ДЗ-11

дз-11

ДЗ-11 ДЗ-11

127,27

20,11

2417,87

Суммарный показатель параметров парка П

Ида 13 уа ПИй

Мощность Стоимость 1мЗ Стоимость эксплуатации

12315,00

632,00

17,03

204323,10

©

Название парка

Парк № 1 Парк № 2 Парк № 3

631Е серия II Ё31Е серия || Д3-13 Д3-13

Суммарный показатель параметров парка

Машины входящие в парк

п 171.78

Ида 29,49

Б уд 3547.36

ПШЗ 26718.40

Мощность 1258.00

Стоимость 1 мЗ 21.88

Стоимость эксплуатации 262574.20

Рис. 10. Интерфейс сравнения параметров выбранных парков скреперов: 17 - название парка; 18 - машины, входящие в парк; 19 - суммарный показатель параметров парков скреперов; 20 - эффективное цветовое выделение параметров парка; 21 - техническая

характеристика выбранного парка

Рассмотрим научное сопровождение парков скреперов на этапе их выбора, основываясь на показателях: Оуд, Ыуд, Суд, ЕС, дополненных исходными данными - фактом

продолжительности выполнения работ - Тр, объемом работ - Q, эффективным маршрутом перемещения грунта - Ь, конструктивными особенностями земляного сооружения, представленного в формализованном виде через геометрические параметры для идентификации под технические характеристики парка машин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходные данные по объекту предоставлены заказчиком. Движение скреперов

осуществляется с учетом местных условий и выбранного маршрута, который бы обеспечивал наименьшие пути движения парка скреперов [1]. Исходные данные по паркам скреперов -рисунки 4, 6, 7, таблица 2.

Таблица 2

Исходные данные по имеющимся паркам скреперов [4; 12; 13].

№ Модель Мощность, К, кВт Общая масса, О, кг Модернизация рабочего органа Кэ Вмести мость ковша, 3 м ь, м ь, м Ун, км/ч Угр, км/ч

Парк № 1

1 ДЗ-11 158 19 000 Базовый рабочий орган 1,00 9,00 0,50 2,72 6,00 14,00

2 ДЗ-11 158 19 000 ДНСК + элеватор 1,20 9,00 0,50 2,72 6,00 14,00

3 ДЗ-11 158 19 000 ДНСК + наклон боковых стенок 1,30 9,00 0,50 2,72 6,00 14,00

4 ДЗ-11 158 19 000 ВСН + газовоздушная смазка 1,32 9,00 0,50 2,72 6,00 14,00

Парк № 2

1 ДЗ-32 158 22 000 Базовый рабочий орган 1,00 10,00 0,50 2,90 6,00 14,00

2 ДЗ-32 158 22 000 ДНСК + элеватор 1,20 10,00 0,50 2,90 6,00 14,00

3 627Б 246 37 060 ДНСК + элеватор 1,20 10,70 0,33 3,02 4,00 15,00

4 627Б 246 37 060 Базовый рабочий орган 1,00 10,70 0,33 3,02 4,00 15,00

Парк № 3

1 621Б 246 32 090 Базовый рабочий орган 1,00 10,70 0,52 3,02 5,00 14,00

2 621Б 246 32090 ДНСК + элеватор 1,20 10,70 0,52 3,02 5,00 14,00

3 627Б 246 37 060 Базовый рабочий орган 1,00 10,70 0,33 3,02 4,00 15,00

4 627Б 246 37 060 ДНСК + элеватор 1,20 10,70 0,33 3,02 4,00 15,00

Парк № 4

1 631Е серия II 365 44 210,00 Базовый рабочий орган 1,00 16,10 0,48 3,51 5,00 12,00

2 6 31Е серия II 365 44 210,00 ДНСК + наклон боковых стенок 1,30 16,10 0,48 3,51 5,00 12,00

3 ДЗ-13 264 31 500,00 Базовый рабочий орган 1,00 15,00 0,5 2,85 5,00 12,50

4 ДЗ-13 264 31 500,00 ДНСК + элеватор 1,20 15,00 0,5 2,85 5,00 12,50

Таблица 3

Коэффициент, учитывающий эффективность комбинированных методов интенсификации

воздействия на грунт

№ п/ п Конструкция рабочего органа скрепера Значение коэффициента, Кэ

1 Базовый рабочий орган 1,00

2 Скрепер с ВСН + газовоздушная смазка 1,3 - 1,34

3 Скрепер с ДНСК + наклон боковых стенок 1,3

4 Скрепер с ДНСК + элеватор 1,15 - 1,25

5 Скрепер с ДНСК + газовоздушная смазка 1,25 - 1,28

6 Скрепер с ДНСК 1,092 - 1,218

7 Ковш скрепера с ВСН 1,2 - 1,25

Примечание: ДНСК - двухножевая система копания; ВСН - выступающий средний нож [1; 2].

Из данной таблицы видно влияние коэффициента Кэ на производительность, удельный показатель энергоёмкости и материалоемкости, а также обобщенный показатель материалоемкости и энергоемкости.

Результаты сравнительного анализа рассматриваемых парков скреперов заносим в таблицу 4. Проведенные исследования и анализ рассматриваемых парков позволяют утверждать, что сопровождение на этапе выбора эффективного парка целесообразно осуществлять по многокритериальной оценке, методом перебора полученных значений материалоемкости, энергоемкости, обобщенного показателя материалоемкости и энергоемкости, суммарной стоимости выполнения работ, стоимости 1 м3, дополненных конструктивными особенностями земляного сооружения, представленного в формализованном виде через геометрические параметры для идентификации под технические характеристики парка машин.

Полученные результаты расчетов мы занесли в таблицу 4. Так, из четырех выбранных парков скреперов наиболее эффективным по стоимостным показателям является парк № 1. Экономия от суммарной стоимости при выборе данного парка скреперов составляет от 24 504,9 до 58 251,1 грн.

Таблица 4

Выбор эффективного парка скреперов

№ Модель Модернизация рабочего органа Кэ Gуд, кг ч м3 Нуд, кВт ч м3 Пыо, кг кВт К В П, м /ч 3 им ом т1 сь еь ю £ гЧ ° См ¿С, грн

Парк № 1

1 ДЗ-11 Базовый рабочий орган 1,00 2 417,87 20,11 12 315 127,27 17,03 20 4323,1

2 ДЗ-11 ДНСК + элеватор 1,20

3 ДЗ-11 ДНСК + наклон боковых стенок 1,30

4 ДЗ-11 ВСН + газовоздушная смазка 1,32

Парк № 2

1 ДЗ-32 Базовый рабочий орган 1,00 3 695,93 25,24 25 328,4 130,64 19,07 228 828,0

2 ДЗ-32 ДНСК + элеватор 1,20

3 627Б ДНСК + элеватор 1,20

4 627Б Базовый рабочий орган 1,00

Продолжение таблицы 4

Парк № 3

1 621F Базовый рабочий орган 1,00 ск 0\

2 621F ДНСК + элеватор 1,20 <N Oy 0 in СП3 4 ,6 lO ЧО

3 627F Базовый рабочий орган 1,00 00 •t m m 41 <N 0, 2

4 627F ДНСК + элеватор 1,20 <N

Парк № 4

1 631E серия II Базовый рабочий орган 1,00 ЧО <N

2 631E серия II ДНСК + наклон боковых стенок 1,30 7, 3 29,49 00 чо 2 171,78 21,88 7 5 <N 6 <N

3 ДЗ-13 Базовый рабочий орган 1,00

4 ДЗ-13 ДНСК + элеватор 1,20

Разработанные математическая модель и алгоритм решения позволяют эффективно подобрать комплект скреперов с учетом эффективности комбинированных методов интенсификации воздействия на грунт под заданный объём работ в ограниченный промежуток времени с учетом технических и эксплуатационных параметров объекта. Это показала эффективность выбора парка машин методом перебора полученных результатов из имеющихся в наличии свободных машин и выбора эффективного парка, используя компьютерное моделирование возможных ситуаций и их дальнейший анализ.

В таблице 5 приведен выбор эффективной машины или парка машин по многокритериальной оценке, методом перебора полученных результатов для выполнения заданного технологического процесса с максимальной экономией материальных и энергетических ресурсов, состоящих из п-го количества машин, которые могут иметь i-е количество модернизаций как машины, так и её рабочего органа соблюдением условия: Gyd эф=

Gyömim Nydэф Nydmin ; Судэф Cyömin>nNG эф nNGmin; ЕС эф ЕС min.

Таблица 5

Выбор эффективной машины с максимальной экономией материальных

и энергетических ресурсов

о н е м и а

Я

Модернизация машины или рабочего органа

Номер машины

2

3

G

к

Ny к

С к

NG

П

к

т о

боа р

х ы н я

л м е з

я

л д

ы н и

ш а

1

G

'уд1.1,

G

'уд1.2,

G

'уд1.3,

Nyд1.1,

Суд1.1, nNG1.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЕС и

Nд1.2,

Суд1.2, nNG12,

ЕС 1.2

Nyöi.3.

Суд1.3, nNG1.3

ЕС1.3

G

уд2.1,

G

уд2.2,

G

уд2.3,

Nд2.1,

Суд2.1, nNG2.1

ЕС 2.1

Nд2.2,

Суд2.2, nNG2.2

ЕС 2.2

Nд2.3, Суд2.3, nNG2.3

ЕС 2.3

G

уд i.1,

G

уд i.2,

G

уд i.3,

Nд г.1,

Суд i. 1, nNG i.1

ЕС и

Nд i.2,

Суд i.2,

nNG i.2,

ЕС i.2

Nд г.3, Суд i.3, nNG i.3,

ЕС г.з

G

'уд 1.п,

Nyд 1. п, С

уд 1. п, nNG1. п, Е С1. п

G

уд2. п,

-^уд2. п Суд2. п, nNG2. п ЕС 2. п

G

уд i. п,

N

уд i. п, С

уд i. п, nNG i. п ЕС i. п

G

ф

ф

С

1

п

2

Исходя из этого, осуществляем подбор комплекта машин.

Вывод. Проведенные исследования и анализ позволяют утверждать, что эффективное сопровождение машин для выполнения земляных работ целесообразно осуществлять по многокритериальной оценке методом перебора полученных результатов материалоемкости, энергоемкости, обобщенного показателя материалоемкости и энергоемкости, дополненных конструктивными особенностями земляного сооружения, представленного в формализованном виде через геометрические параметры для идентификации под технические характеристики машин для земляных работ. Разработанная методика дает более эффективный выбор парка скреперов за счет того, что учитываются: производительность, модернизация рабочего органа, эффективный маршрут движения парка скреперов, рельеф местности, физико-механические свойства грунта и его состояние.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Баловнев В. И. Интенсификация земляных работ в дорожном строительстве / В. И. Баловнев, Л. А. Хмара. - М. : Транспорт, 1983. - 184 с.

2. Баловнев В. И. Повышение производительности машин для земляных работ / В. И. Баловнев, Л. А. Хмара. - К. : Бущвельник, 1988. - 152 с.

3. Белоконь А. И. Выбор и обоснование строительных машин для реконструкции /

A. И. Белоконь. - Д. : ПГАСА, 1997. - 60 с.

4. Канторер С. Е. Методы обоснования эффективности применения машин в строительстве / С. Е. Канторер. - М. : 2-е издание, переработанное и дополненное, 1969. -295 с.

5. Канюка Н. С. Комплексная механизация трудоемкости работ в строительстве / Н. С. Канюка , А. В. Резуник, А. А. Новацкий. - К. : Бущвельник, 1977. - 256 с.

6. Кудрявцев Е. М. Комплексная механизация, автоматизация и механовооруженность строительства / Е. М. Кудрявцев - М. : - Стройиздат, 1989. - 246 с.

7. Тян Р. Б. Управлшня проектами: Навч. Поабник / Р. Б. Тян, Б. И. Холод,

B. А. Ткаченко. - Дшпропетр. акад. управл. бiзнесу та права, 2000. - 224 с.

8. Хмара Л. А. Выбор строительных машин из имеющегося парка (на примере скрепера) / Л. А. Хмара, С. И. Кононов // Прнич^ бущвельш, дорожш та мелюративш машини. - К. : КНУБА, 2009. - № 74. - С. 46 - 52.

9. Хмара Л. А. Сопровождение строительных машин на этапе их выбора из имеющегося парка (на примере экскаватора) / Л. А. Хмара, С. И. Кононов // Бущвництво Украши. - 2010. -№ 2. - С. 41 - 45.

10. Хмара Л. А. Сопровождение машин для земляных работ на этапе их выбора применительно к организации строительного производства / Л. А. Хмара, С. И. Кононов // Интерстроймех-2010. Мат. междунар. науч.-техн. конф. - Т. 2. - Белгород, 2010. - № 2. -

C.185 - 204.

11. Хмара Л. А. Методические рекомендации по инжинирингу организации технологических проектов производства земляных работ в строительстве / Л. А. Хмара, С. И. Кононов, П. Е. Уваров // Глав. ин. пробл. реконструкции, эксплуатации и инженерной защиты промышленных, жилых и гражданских объектов Академпромжилреконструкции Академии строительства Украины. - Луганск, 2010. - 36 с.

12. Холодов А. М. Землеройно-транспортные машины / А. М. Холодов, В. В. Ничке, Л. В. Назаров. - Харьков : Вища школа, 1982. - 192 с.

13. Caterpillar Эксплуатационные характеристики. Справочник. Издание 30, CAT ® Caterpillar Inc., Пеория, Иллинойс, США, 1999. - 620с.

14. Машини для земляних робгг / Л. А. Хмара, С. В. Кравець, В. В. Кчке, Л. В. Назаров та ш. // За ред. Л. А. Хмари та С. В. Кравця. - Рiвне - Дшпропетровськ - Харюв. - 2010. - 557 с.

15. Программа Copyright НПФ «АВК Созидатель» АВК-5 (5-2.8.0) Ресурсная стоимостная документация в инвесторских сметах, договорных ценах контрактов, производстве строительных работ. 1994 - 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.