Научная статья на тему 'СОПРОВОЖДЕНИЕ ШКОЛ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)'

СОПРОВОЖДЕНИЕ ШКОЛ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЫ С НИЗКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ / ИНДЕКС СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / «ЗОНА РИСКА» / ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урусмамбетова Лаура Адамовна

В статье рассмотрены вопросы повышения качества образования в школах с низкими образовательными результатами и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Проанализирован опыт работы со школами данной категории в Кабардино-Балкарской Республике на региональном и муниципальных уровнях. Рассмотрены проблемы идентификации данных школ, выделен ряд критериев и рассмотрен диагностический инструментарий по их выявлению, проанализирована динамика количества школ с низкими результатами в Кабардино-Балкарской Республике с 2017 по 2020 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Урусмамбетова Лаура Адамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT OF SCHOOLS IN UNFAVORABLE SOCIAL CONDITIONS (ON THE EXAMPLE OF THE KABARDINO-BALKAR REPUBLIC)

The article deals with the issues of improving the quality of educational services in schools with low educational results and schools operating in unfavorable social conditions. The experience of working with schools of this category in the Kabardino-Balkar Republic at the regional and municipal levels is analyzed. The problems of identifying these schools are considered, a number of criteria are identified and diagnostic tools for their identification are considered, the dynamics of the number of schools with low results in the Kabardino-Balkar Republic from 2017 to 2020 is analyzed.

Текст научной работы на тему «СОПРОВОЖДЕНИЕ ШКОЛ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)»

социум и межнациональная культура. - № 10 (88). - 2015. - С. 15-20.

Л. А. Урусмамбетова

УДК 13.00.01

СОПРОВОЖДЕНИЕ ШКОЛ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ)

опросы качества образования являются приоритетными в образовательной стратегии государства. Аспекты повышения качества образования в школах с низкими образовательными результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, стали особенно востребованными в связи с реализацией государственной образовательной стратегии, обозначенной в Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы.

Различные взгляды на данную проблему изложены в трудах современных отечественных ученых. Так, Д. Ф. Ильясов, В. Н. Кес-пиков, М. И. Солодкова, Т. А. Данельченко, О. А. Ильясова исследовали вопросы идентификации общеобразовательных организаций, осуществляющих деятельность в неблагоприятных социальных условиях [4]. В таком же ракурсе написана статья Г. Б. Корне-това о моделях поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях [5]. Вопросам улучшения образовательных результатов в школах посвящены

работы И. Акерена, М. Барбера и М. Мурашееда [1; 2]. Контекстуализации результатов, выравниванию условий при анализе достижений и вопросам оказания адресной поддержки школ с низкими результатами посвящены работы А. В. Ильина и М. А. Пинской [3; 6].

Результаты анализа литературных источников свидетельствует о том, что вопросы повышения качества образования в школах с низкими результатами рассмотрены с разных позиций, однако остаются неосвещенными такие элементы, как региональный опыт работы, диагностический инструментарий выделения школ данной категории и др. Кроме того, дискуссионными остаются вопросы идентификации, критериальной составляющей образовательных организаций, которые могут войти в категорию школ с низкими результатами, поэтому данная статья является актуальной и своевременной.

Мнение ученых по вопросам влияния социального окружения школы на качество образовательных результатов расходятся. Последние исследования установили, что неблагоприятные социальные условия не всегда являются причиной низких образовательных результатов [4]. Низкие образовательные результаты могут быть следствием неэффективной управленческой стратегии или недостаточно квалифицированного уровня подготовки педагогического состава образовательной организации. Возможно, существуют риски в недостаточных компетенциях по использованию психолого-педагогических знаний в образовательном процессе школ данной категории, поэтому сложные социальные условия образовательной организации необходимо рассматривать как «зону риска» для снижения образовательных результатов.

Важной задачей в реализации адресной поддержки школ с низкими образовательными результатами является идентификация образовательных организаций из зоны риска для того, чтобы в дальнейшем минимизировать возможность попадания в данную категорию. Необходимым обстоятельством при реализации адресной поддержки является выбор результативной стратегии сопровожде-

ния данных образовательных организаций. В связи с этим необходимо учитывать существующий опыт работы, в том числе региональный, по использованию механизмов повышения качества образования. Этим и обусловлена актуальность темы.

Целью статьи является анализ регионального опыта сопровождения школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

В Кабардино-Балкарской Республике проект поддержки школ с низкими результатами реализуется с 2017 г. В качестве оператора реализации мероприятий по работе со школами с низкими результатами определен ГБУ ДПО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников» Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики. Оператором проекта проводится систематическая работа со школами данной категории: ежегодно проводится комплексное исследование образовательных организаций Кабардино-Балкарской Республики с целью их идентификации, разрабатывается нормативная база, утверждаются дорожные карты, налаживается работа по реализации мероприятий программы, формируются рабочие группы, обеспечивается информационно-методическое сопровождение проекта. В ходе реализации проекта стало понятно, что перечень школ с низкими результатами является неоднородным и необходимо расширить список критериев для идентификации школ данной категории [3]. С этой целью разработан расширенный перечень критериев для углубленной диагностики и отбора в группы школ с низкими результатами и школ из зоны риска. В качестве критериев выявления школ с низкими результатами и показывающих отрицательную динамику образовательных результатов используются следующие показатели: сравнение результатов НИКО и ЕГЭ, НИКО и ОГЭ, ОГЭ и ЕГЭ по годам, участие учащихся образовательной организации в олимпиадах и конкурсах, динамика движения контингента в старшей

школе, динамика продолжения обучения выпускников школы, сравнительные показатели и др.

Кроме того, использование метода корел-ляции по индексу массовых низких и высоких результатов позволяет выявить долю участников оценочных процедур, которые показывают недостоверные результаты. Формирование системной аналитической основы для развития эффективных механизмов комплексного мониторинга качества общего образования, опирающейся на массив данных о результатах процедур оценки качества образовательных результатов, позволяет выделить список школ, объединенных в общую группу образовательных организаций, показывающих низкие результаты обучения.

При идентификации школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, выделен ряд критериев, определяющих их отнесение к тому или иному типу. В состав критериев включены уровень социального и экономического благополучия школы, показатели кадрового обеспечения школы, показатели материально-технических и финансовых ресурсов школы и др.

Расширение критериев для отбора общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами на территории Кабардино-Балкарской Республики является причиной увеличения количества школ данной категории (рис. 1.).

Рис. 1. Динамика количества школ с низкими результатами в Кабардино-Балкарской Республике с 2017 по 2020 гг.

202//2 ■

Исходя из данных рис. 1, видно, что количество школ, которые относятся к школам с низкими результатами, в Кабардино-Балкарской Республике увеличивается. Данный факт объясняется расширением перечня критериев, которыми идентифицируют школы данной категории. Если в 2017 г. рассматривались лишь образовательные результаты, такие как данные всероссийских проверочных работ, результаты итоговых аттестаций и др., то в дальнейшем к критериальной базе были присоединены показатели по выявлению школ из «зоны риска». К дополнительным критериям добавлены позиции по выявлению уровня недостоверности образовательных результатов, демонстрирующие отрицательную динамику по результатам обучения, и показатели по выявлению уровня социального неблагополучия, такие как доля обучающихся из неполных семей; доля обучающихся из семей, где оба родителя имеют высшее образование; доля обучающихся, состоящих на внутришкольном учете и др. Данные показатели сводятся к индексу социального благополучия школ республики, что позволяет выделить школы, находящиеся в сложных социальных условиях, в «зону риска» и мониторинга их работы со стороны муниципалитетов.

Муниципальный уровень организации работы со школами с низкими результатами включает в себя адресную поддержку школ, стратегия которой зависит от кластера школ: со стабильно низкими результатами, демонстрирующими отрицательную динамику по результатам обучения, необъективными результатами обучения или находящимися в сложных социальных условиях. Муниципальные программы повышения качества в образовательных организациях с низкими результатами обучения направлены на достижение каждым ребенком высоких образовательных результатов и результатов духовно-нравственного развития. Образовательная стратегия должна находиться в единстве воспитания и обучения, урочной и внеурочной деятельности. Школа должна стать не только местом получения образования, но и центром социокультурной жизни микрорайона, реали-

зовывать образовательные проекты с вовлечением местного сообщества в целях преодоления социального неблагополучия [5].

В Кабардино-Балкарской Республике за 4 года реализации проекта по работе со школами с низкими результатами накоплен богатый опыт по улучшению их образовательных результатов. Для этого разработаны методические рекомендации по организации методической и кадровой поддержки школ на муниципальном уровне, проводятся диагностика профессиональных дефицитов учителей школ с низкими образовательными результатами, курсы повышения квалификации, межрегиональные научно-практические конференции, тренинги и вебинары, разрабатываются программы, анкеты, создаются сетевые пары образовательных организаций для обмена опытом, наполняется база видеоуроков, издаются сборники статей, проводится активная работа с родительской общественностью.

Результатом реализации данного направления программы является выравнивание образовательных результатов в школах данной категории, развитие сети образовательных учреждений, внедрение современных форм и технологий реализации образовательных программ общего образования, обеспечивающих их высокое качество и доступность, повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения, функционирующих в сложных социальных условиях путем распространения их результатов. В целом, за четыре года реализации данного направления в Кабардино-Балкарской Республике повысились результаты обучения выпускников образовательных организаций из категории школ «с низкими результатами обучения».

Показателем эффективности проводимых мероприятий является тот факт, что из 129 образовательных организаций с низкими образовательными результатами КБР, выявленных с 2017 по 2020 гг., наблюдается всего 3 случая повторного вхождения школ, что составляет 2,3 % от общего количества. Кроме того, во всех муниципалитетах региона (100 %), вовлеченных в реализацию проек-

та, разработаны и реализуются муниципальные программы повышения качества образования, а также внедрена комплексная модель учительского роста.

Таким образом, важным аспектом повышения качества региона является разработка критериев для идентификации образовательных организаций с низкими образовательными результатами и образовательных организаций, попадающих в зону риска. Внедрение механизма углубленной диагностики по выявлению школ данной категории позволяет региональным и муниципальным органам управления проводить комплексную работу по сопровождению школ данной категории и по оказанию им адресной поддержки. Стратегия адресной поддержки школам зависит от кластера идентификации образовательной организации, которую необходимо разрабатывать с учетом рисков и сильных сторон отдельно взятого муниципалитета.

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены вопросы повышения качества образования в школах с низкими образовательными результатами и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Проанализирован опыт работы со школами данной категории в Кабардино-Балкарской Республике на региональном и муниципальных уровнях. Рассмотрены проблемы идентификации данных школ, выделен ряд критериев и рассмотрен диагностический инструментарий по их выявлению, проанализирована динамика количества школ с низкими результатами в Кабардино-Балкарской Республике с 2017 по 2020 гг.

Ключевые слова: школы с низкими результатами, индекс социального благополучия, диагностический инструментарий, «зона риска», программа повышения качества образования.

SUMMARY

The article deals with the issues of improving the quality of educational services in schools with low educational results and schools operating in unfavorable social conditions. The experience of working with schools of this category in the Kabardino-Balkar Republic at the

regional and municipal levels is analyzed. The problems of identifying these schools are considered, a number of criteria are identified and diagnostic tools for their identification are considered, the dynamics of the number of schools with low results in the Kabardino-Balkar Republic from 2017 to 2020 is analyzed.

Key words: schools with low results, social well-being index, diagnostic tools, «risk zone», program for improving the quality of education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акерен И., Рахербоймер К., Кляйн Э. Д. Социальное происхождение и успех в учебе -эффективные школы в неблагоприятных со-циоэкономических условиях // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». - 2014. -№ 1 (33). - С. 7-13.

2. Барбер М., Мурашеед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах // Вопросы образования. - 2008. -№ 3.- С. 7-60.

3. Ильина А. В. [и др.]. Подходы к организации превентивной и адресной поддержки школ с низкими результатами обучения на муниципальном уровне [Электронный ресурс] // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 9. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/podhody-k-organizatsii-preventivnoy-i-adresnoy-podderzhki-shkol-s-nizkimi-rezultatami-obucheniya-na-munitsipalnom-urovne (дата обращения: 17.01.2021).

4. Ильясов Д. Ф. [и др.]. Идентификация общеобразовательных организаций, осуществляющих деятельность в неблагоприятных социальных условиях [Электронный ресурс] // Казанский педагогический журнал. - 2017. -№ 3 (122). - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/identifikatsiya-obscheobrazovatelnyh-organizatsiy-osuschestvlyayuschih-deyatelnost-v-neblagopriyatnyh-sotsialnyh-usloviyah (дата обращения: 16.01.2021).

5. Корнетов Г. Б. Модель поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях [Электронный ресурс] // Школьные технологии. - 2017. - № 5. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-

podderzhki-shkol-íunktsюmruyuscЫh-v-neЫagopriyatnyh-sotsialnyh-ustoviyah (дата обращения: 17.01.2021).

6. Пинская М. А. [и др.]. Выравнивание условий при анализе достижений школ: кон-текстуализация результатов: сборник материалов // Выравнивание шансов детей на качественное образование. - М.: НИУ ВШЭ, 2012. - С. 37-48.

М. Н. Сираева

УДК 378.14 (045)

РОЛЬ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА

бразованный и просвещенный человек с достаточно высоким уровнем интеллекта и культуры, готовый и способный к самостоятельному усваиванию и актуализации знаний, осуществлению отбора, систематизации и корректной интерпретации информации, становится сегодня основной ценностью современного общества, находящегося на постиндустриальном этапе развития.

Востребованность и актуальность данной стратегии подтверждается результатами исследований, проводимых в сфере образования рядом международных организаций и институтов, изучающих особенности систем образования в разных странах. В частности, данные, полученные ЮНЕСКО, свидетельствуют о том, что рост уровня образования в обществе призван обеспечить более эффективную ди-

намику рационализации, интернационализации и гуманитаризации образования, своевременное внедрение новых образовательных технологий, что, в свою очередь, является важнейшим двигателем технологического прогресса, способствует решению актуальных социально-экономических задач современного общества.

В процессе реформирования современной системы высшего образования в настоящее время четко выделяются два ключевых вектора.

Направление первого вектора задается на микроуровне и связано с новым подходом к оценке и мониторингу качества знаний, актуальными методами обучения и воспитания, современными подходами к приему абитуриентов и организации приемных кампаний, обновлением содержания образования, модернизацией учебных планов и основных образовательных программ. В данном контексте инновации находят свое отражение на уровне академической группы, курса отдельных учебных заведений. Второй вектор ориентирован на системный подход к нововведениям на макроуровне: разработка, внедрение, дополнение и корректировка новых стандартов качества, создание единой интегрированной системы контроля качества обучения, совершенствование технологии тестирования абитуриентов, внедрение технологий непрерывного обучения на рабочем месте, возможность получения второго (третьего) образования, прохождение профессиональной переподготовки, получение дополнительных квалификаций и др. [6].

Миссия образования, обусловленная актуализацией гуманитарной парадигмы, может быть сведена, прежде всего, к самопозиционированию, к осмыслению человеком своей роли, своего места в мире, к овладению способами взаимодействия с ним. Иными словами, речь идет о критерии восприятия образования как личностно-значимой ценности. При этом предполагается, что в процессе овладения способами взаимодействия с окружающей социокультурной средой должно происходить духовное обогащение, развитие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.