Научная статья на тему 'СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ «КОНЦЕПЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ 2017-2022 ГГ.'

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ «КОНЦЕПЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ 2017-2022 ГГ. Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
174
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ / ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гац Ирэн Юрьевна

Цель исследования - представить педагогической общественности научно систематизированную информацию, связанную с воплощением идей Концепции преподавания русского языка и литературы в России. Назначение обзора заключается в обобщении актуальной педагогической и лингвометодической информации. Научная новизна отражена в обновлении данных за истекшее пятилетие о деятельности содружества специалистов в области языкового и филологического образования в нашей стране. Полученные результаты подтвердили целесообразность, жизнеспособность «Плана мероприятий по основным направлениям реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Гац Ирэн Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT OF THE ACTIVITY PLAN FOR “THE CONCEPT OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE IN THE RUSSIAN FEDERATION”: AN ANALYTICAL REVIEW OF 2017-2022 ACADEMIC MATERIALS

The study aims to present scientifically systematised information related to the implementation of the ideas of the Concept of Teaching the Russian Language and Literature in Russia to the pedagogical community. The purpose of the review is to summarise relevant pedagogical and linguistic-methodological information. Scientific novelty lies in updating data on the activities of the association of specialists in the field of language and philological education in our country for the past five years. The results of the study have confirmed the practicability and viability of “The Activity Plan for the Main Areas of Implementation of the Concept of Teaching the Russian Language and Literature in the Russian Federation”.

Текст научной работы на тему «СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ «КОНЦЕПЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ 2017-2022 ГГ.»

rponnOTQ Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice

2022. Том 15. Выпуск 3. С. 759-767 | 2022. Volume 15. Issue 3. P. 759-767

ISSN 1997-2911 (print) Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru

RU

Сопровождение плана мероприятий «Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации»: аналитический обзор научных материалов 2017-2022 гг.

Гац И. Ю.

Аннотация. Цель исследования - представить педагогической общественности научно систематизированную информацию, связанную с воплощением идей Концепции преподавания русского языка и литературы в России. Назначение обзора заключается в обобщении актуальной педагогической и лингвометодической информации. Научная новизна отражена в обновлении данных за истекшее пятилетие о деятельности содружества специалистов в области языкового и филологического образования в нашей стране. Полученные результаты подтвердили целесообразность, жизнеспособность «Плана мероприятий по основным направлениям реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации».

EN

Support of the Activity Plan for "The Concept of Teaching the Russian Language and Literature in the Russian Federation": An Analytical Review of 2017-2022 Academic Materials

Gats I. Y.

Abstract. The study aims to present scientifically systematised information related to the implementation of the ideas of the Concept of Teaching the Russian Language and Literature in Russia to the pedagogical community. The purpose of the review is to summarise relevant pedagogical and linguistic-methodological information. Scientific novelty lies in updating data on the activities of the association of specialists in the field of language and philological education in our country for the past five years. The results of the study have confirmed the practicability and viability of "The Activity Plan for the Main Areas of Implementation of the Concept of Teaching the Russian Language and Literature in the Russian Federation".

Введение

Современные специалисты в предметной области «Филология» нуждаются в квалифицированной подаче оперативной информации, в сведениях, которые отражают конкретные педагогические события. Настоящий обзор отражает профессиональный опыт автора как федерального эксперта в сфере образования. Он представлен в форме аналитического обзора научных материалов и является частью фундаментального изучения качества исполнения Плана мероприятий по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы, проводимого с различных позиций на основе метода экспертного оценивания (Концепция преподавания..., 2016). Данное экспертное заключение подготовлено в рамках реализации проекта «Организационное, методическое и экспертное сопровождение Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации» Института стратегии развития образования Российской академии образования.

Актуальность исследования, проведенного автором статьи, связывается с обобщением востребованной информации, которая может быть использована на предварительном этапе последующих психолого-педагогических разработок.

Объектом экспертного оценивания является План мероприятий по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 года № 637-р (29 июля 2016 г. № ДЛ-13/08вн). Экспертному анализу были подвергнуты пять модулей плана, а именно: «Общесистемные мероприятия»; «Общее образование»; «Дополнительное профессиональное образование, высшее образование»; «Дополнительное образование, популяризация

Обзорная статья (review) | https://doi.org/10.30853/phil20220115

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

русского языка и литературы»; «Мониторинг и контроль реализации Концепции». В силу сложности, много-аспектности и масштабности объекта экспертизы базой оценки последнего служат научные и экспериментальные результаты, которые прошли апробацию. Иными словами, анализируются отдельные позиции плана мероприятий, доступные для оценивания экспертом.

Цель экспертизы указанного плана по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы -определение степени его соответствия стратегии филологического образования в России. Среди задач настоящей экспертизы плана мероприятий:

- обоснование необходимости внесения в план мероприятий по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы изменений и дополнений с учетом задач, поставленных в национальном проекте «Образование»;

- оценка содержания и форм организационного и методического сопровождения концепции;

- определение уровня и качества использования информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов в преподавании русского языка и литературы.

Показателем экспертной оценки избраны качественная характеристика отдельных свойств процесса реализации Концепции. Для предъявления результатов экспертной оценки были подвергнуты количественному и качественному анализу:

- официальные документы сайтов Министерства просвещения и Министерства высшего образования и науки Российской Федерации;

- официальные документы сайтов исполнителей мероприятий (Департамент государственной политики в сфере общего образования; Департамент государственной политики в сфере подготовки кадров и дополнительного профессионального образования; Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи; Рособрнадзор);

- официальные документы сайтов соисполнителей мероприятий (Российская академия образования; Российская академия наук; Институт русского языка имени В. В. Виноградова Российской академии наук; Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина; Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию; Федеральный институт развития образования; Федеральный институт педагогических измерений; Академия повышения квалификации профессиональной переподготовки работников образования; Русская школьная библиотечная ассоциация);

- документы сайтов региональных органов управления качеством образования (сайты Департамента образования Вологодской области; Департамента образования Ярославской области; Департамента общего образования Томской области; Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области; Комитета образования Курской области; Комитета по образованию Волгоградской области; Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области; Министерства образования и науки Республики Алтай; Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелия; Министерства образования и науки Челябинской области; Министерства образования Ставропольского края; Управления образования и науки Липецкой области);

- электронные ресурсы и массивы документов (среди которых «Интеллектуально-творческий потенциал России - национальная образовательная программа»; «Методисты - профессиональное сообщество педагогов»; «Московская электронная школа»; «Московский центр качества образования»; «Открытое образование - массовые открытые онлайн-курсы»; «Педагогическая платформа развития творческого потенциала учителя 21 века»; «Российская электронная школа»; «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации - приоритетный проект в сфере образования»; «Урок.РФ - педагогическое сообщество»; учебно-методический портал «УчМет»; образовательный портал «Учеба.Ру»; «Учительский портал - сообщество учителей-предметников»; «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"»; «Фестиваль педагогического мастерства: дистанционная волна»);

- открытые базы данных педагога и филолога-исследователя (портал «Единое окно доступа к информационным ресурсам», портал «Педсовет - персональный помощник педагога»; сайт «Педагогическая библиотека»; ЭБС «Научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского» Российской академии образования; портал «Открытая объединенная библиотека диссертаций при Российской государственной библиотеке»; ЭБС «Университетская библиотека онлайн»; ЭБС «ИВИС»; ЭБС "Znanium.com");

- учебно-методические пособия для учителей русского языка и литературы, размещенные на сайтах издательств («Просвещение», «Русское слово»; «Дрофа»; «Учитель»; «Мнемозина»; «Вентана-Граф»; «КАРО»; «ВАКО»; «Феникс»);

- серии вебинаров для учителей русского языка и литературы, размещенные на сайтах крупных учебных издательств, подобные ресурсу «Просвещение: видеолекции и вебинары»;

- научные публикации, размещенные в базе данных РИНЦ, которые отражают насущные вопросы языковой политики в Российской Федерации, стратегические положения и тактические аспекты преподавания русского языка и литературы (Александрова, Гостева, Добротина, 2020; Артамонова, Ушакова, 2019; Гостева, Добротина, Шамчикова, 2020; Дроздова, 2020; Киянова, Василенко, 2021; Скрябина, 2017; Соколова, Рябини-на, Восторгова и др., 2017; Язык и культура..., 2017; Языковая политика..., 2021);

- публикации, размещенные в научных журналах, ранжированных по индексу Science Index и входящих в ядро РИНЦ: «Вопросы образования», «Образование и наука», «Психологическая наука и образование», «Интеграция образования», "Science for Education Today", «Психолого-педагогические исследования», «Язык и культура»;

- публикации, размещенные в научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства высшего образования и науки Российской Федерации: «Вестник образования России»; «Мир русского слова»; «Отечественная и зарубежная педагогика»; «Педагогические измерения»; «Педагогическое образование и наука»; «Русская словесность»; «Русский язык в школе»; «Филологические науки. Вопросы теории и практики»; «Ценности и смыслы».

Методологической основой исследования стала теория научного познания. Внутренний анализ официального текста документа включал отбор конкретных дидактических фактов; логические приемы (сравнение позиций, сплошная выборка, случайная выборка, перекрестное сопоставление); контент-анализ; установление сопоставимости частей, блоков разделов плана.

Практическая значимость нашего исследования связывается с решением вопросов, которые возникают при подготовке различных педагогических, дидактических, лингвометодических исследований. Потребителями результатов поисково-описательной деятельности станут исследователи лингвометодических проблем, преподаватели вузовских дисциплин методического модуля образовательных программ высшего образования, аспиранты, бакалавры филологического факультета, магистранты программ направления «Педагогическое образование», учителя-словесники, специалисты в сфере качества образования.

Основная часть

На основе осуществленного анализа научных публикаций были выделены ключевые тезисы и позиции, представленные обобщенно в формате пяти микротем обзорной статьи.

Во-первых, определено, что направления Плана мероприятий отражают требования Федеральных государственных образовательных стандартов (Гостева, Добротина, Шамчикова, 2020; Добротина, Гостева, 2021; Дро-нов, 2021; Дроздова, 2021; Кравцов, Музаев, 2018; Соколова, Рябинина, Восторгова и др., 2017). Установлено, что первый модуль плана «Общесистемные мероприятия», объединяющий три пункта, реализуется в виде конкретных событий, проектов и результатов деятельности значительного количества специалистов. Обратная связь осуществляется через органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов управления качеством образования. Следующий модуль - «Общее образование» - самый многочисленный по запланированным мероприятиям (19 пунктов). В нем детализируется, какие именно образовательные, экспертные, методические, кадровые процедуры, а также педагогические и методические события должны учитываться при составлении региональных программ в рамках Концепции преподавания русского языка и литературы (Александрова, Гостева, Добротина и др., 2017; Александрова, Гостева, Добротина, 2020; Асонова, Борусяк, Романичева, 2020; Бондаренко, 2017; Григорьев, Добротина, Осипова, 2020; Дроздова, 2021; Современные технологии..., 2020; Скрябина, 2017; Учитель для будущего., 2018; Соколова, Рябинина, Восторгова и др., 2017; Язык и культура., 2017).

На основе метода выборки, реализуемого посредством сплошной и случайной выборки официальных сайтов и ресурсов, в ходе экспертизы были приведены аргументы в пользу того, что:

1. образовательные организации, реализующие программы по уровням образования, разрабатывают и представляют широкой общественности конкретизирующие документы для воплощения идеологии Концепции внутри учреждений. Соответствующая информация отражает различные подходы к решению самых насущных проблем воспитания языковой личности школьника, филологического и лингвистического образования и воспитания молодого поколения от дошкольных лет до студенческого возраста;

2. региональные учебно-методические объединения учителей русского языка и литературы предоставляют стажировочные площадки по продвижению лучших педагогических практик обучения русскому языку и литературе, родному языку и родной литературе, в том числе технологий для преподавания языка и литературы в полиэтнических классах;

3. региональные ассоциации, образовательные организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования на 70-80 процентов выполняют план реализации Концепции преподавания русского языка и литературы.

Обновлен порядок организации экспертизы учебных изданий, сформулированы новые требования к учебникам, предоставлена возможность проводить экспертизу учебных пособий, усовершенствованы экспертные листы (Архипова, Лагунова, 2018; Дроздова, 2020; Гостева, Добротина, Шамчикова, 2020). В изменении требований к учебникам мы видим и причину изменений требований к проведению экспертизы учебников Российской Федерации (Александрова, Гостева, Добротина, 2020; Добротина, 2017; Скрябина, 2017; Соколова, Рябинина, Восторгова и др., 2017). Сегодня развернута система профессиональной экспертизы измерительных материалов по русскому языку и литературе, Россия активно принимает участие в сопоставительных исследованиях качества общего образования (TIMMS, PIRLS, PISA) по уровню развития функциональной грамотности, навыков чтения, по уровню овладения российскими школьниками коммуникативными навыками, речевыми умениями (Басюк, Ковалева, 2019; Кравцов, 2017; Кравцов, Музаев, 2018; Цыбулько, 2021).

В плане мероприятий как самостоятельная позиция выделено формирование системы отбора пособий по грамматике, словарей разных типов, филологических и лингвистических справочников (Левушкина, 2017; Елизарова, 2017; Загоровская, Маликовская, 2017; Никитина, Рогалева, 2021; Маликовская, 2019). Такую работу проводит Институт русского языка им. В. В. Виноградова, Лаборатория филологического образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, Русская школьная библиотечная организация (Беляева, Добротина, Критарова, 2019; Герасименко, 2021; Гольдберг, Иванов, 2019; Добротина, 2017;

Никитина, Рогалева, 2020; Новиков, 2019; Словарь языка..., 2018; Чердаков, 2020). В научных материалах педагогических форумов мы обнаруживаем специальные разделы - «Словари и современная языковая норма» (Текст культуры., 2017, с. 191-240). Авторский вклад в это направление реализации Концепции преподавания русского языка и литературы выразился в издании универсального словаря для школьников 5-11 классов (Гац, 2021).

Следующий модуль плана - «Дополнительное профессиональное образование, высшее образование» -объединяет восемь пунктов. Наибольшие трудности, которые возникли по объективным причинам, видим во внедрении системы диагностики профессиональных затруднений у учителей-словесников. Подобная система потребует не только детализации ее компонентов, не только участия учителей русского языка и литературы в ее создании, но и гласного обсуждения. Такая дискуссия станет своего рода профессиональной площадкой для обмена опытом и мастерством. Обсуждение системы диагностики одновременно разумно сочетать с программами повышения квалификации, интегрировать в подготовку специалистов, работающих в условиях многоязычия (Артамонова, Ушакова, 2019; Басюк, Ковалева, 2019; Головчин, 2019; Гостева, Кузнецова, Рябинина и др., 2019; Григорьев, Добротина, Осипова, 2020; Добротина, Гостева, 2021; Зинин, 2017; Зи-нина, Брага, 2017; Карнаух, 2018; Полежаева, Симкин, 2018; Рябинина, Чабан, 2019; Цыбулько, 2017; 2018; Чимитова, Дамбуева, Бреславская и др., 2021). Система подготовки и аттестации учителя-словесника находит свое воплощение в результатах, предъявляемых на ежегодном Педагогическом форуме, который организуется Российским обществом преподавателей русского языка и литературы и проходит под патронатом фонда «Русский мир» (Текст культуры., 2017).

В ходе сбора эмпирических данных, изучения статистики отмечен некоторый рост количества студентов направления «Педагогическое образование» в условиях целевого обучения. При анализе доступных в сети статистических данных десяти университетов (Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта; Дальневосточный федеральный университет; Казанский (Приволжский) федеральный университет; Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского; Северный (Арктический) федеральный университет; Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова; Северо-Кавказский федеральный университет; Сибирский федеральный университет; Южный федеральный университет; Уральский федеральный университет), осуществляющих подготовку по профилям «Русский язык» и «Литература», мы установили увеличение количества таких обучающихся в среднем на 10-12 процентов. Очевидно, что выполнение этого мероприятия плана потребует более длительного времени. В процессе случайной выборки учреждений высшего образования не были обнаружены примеры, свидетельствующие о привлечении студентов направления «Педагогическое образование» профилей подготовки «Русский язык» и «Литература» к опыту профессионально ориентированной диагностики.

Во-вторых, проанализированные научные, научно-методические, методические, учебные материалы, а также статистические данные, предъявленные в открытых источниках исполнителями, свидетельствуют об активно действующей в современном обществе тенденции к попытке обосновать результаты обучения языку и литературе (Александрова, Гостева, Добротина и др., 2017; Александрова, Добротина, Гостева, 2019; Александрова, Добротина, Гостева и др., 2021; Архангельский, Новикова, 2021; Басюк, Ковалева, 2019; Головчин, 2019; Добротина, Осипова, 2021; Чабан, Рябинина, Ковалева и др., 2021). По сути, это рефлексия того, как именно поддерживаются организационно-педагогические условия для преподавания русского языка и литературы, насколько они стабильны, как воспитывается интерес обучающихся к лингвистическому и филологическому образованию как одной из базовых ценностей (Беляева, Добротина, Критарова, 2019; Герасименко, 2019; Загоровская, 2018; Подосинникова, 2021; Филологическая олимпиада..., 2015). Практический опыт педагогов-словесников, умело включающих культуроведческий, краеведческий материал в урочно-внеурочную деятельность, описывается в резюмирующих материалах, характеризующих содержание съездов, форумов, конференций для педагогов и исследователей (Язык и культура., 2017; Язык, общество, человек, 2021; Языковая политика., 2021; Языкознание для всех, 2021).

Модуль плана «Дополнительное образование, популяризация русского языка и литературы» предполагает всемерную поддержку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональными сообществами учителей-словесников, Российской академией образования, Федеральным институтом развития образования мероприятий просветительского характера, которые бы объединяли разные поколения изучением родных языков и совместным чтением художественных произведений. В рамках одного обзора невозможно охватить важные события, внутри которых солидаризируются государственные и общественные структуры. Всероссийские акции, олимпиады, конкурсы, творческие марафоны, тематические смены в общероссийских и региональных лагерях отдыха организуются во всех без исключения регионах страны (Альбрехт, 2019; Балашова, 2020; Гребенщиков, Захарова, 2021; Добротина, Осипова, 2021; Кирдянова, Трушки-на, 2019; Крисанова, 2021). Приведем отдельные примеры, которые отражают тенденцию, общую логику в поддержке просветительской деятельности в филологической области:

Международная научная олимпиада по русскому языку и культуре речи, Ижевск, 19.09 - 22.09.2018 г.;

Международная научно-практическая конференция «Русский язык и русская речь в XXI веке: проблемы и перспективы», Казань, 22.10 - 27.10.2020 г.;

Всероссийская научно-практическая конференция для студентов, магистрантов, педагогов и молодых ученых «Актуальные проблемы языка и культуры: традиции и инновации», Арзамас, 23.11.2020 г.;

Зимняя школа русского языка и культуры, Архангельск, 22.02 - 06.03.2021 г.;

Международная олимпиада по русскому языку «Великое русское слово» для школьников 1-11 классов, Москва, 12.04 - 17.04.2021 г.;

Всероссийская конференция преподавателей русского языка и литературы «ПедПросвет», Екатеринбург, 26.06 - 01.07.2021 г.;

Лаборатория лингвистических смыслов: Международный студенческий дистанционный конкурс декламации «Русское слово», Самара, 01.10 - 23.12.2021 г.;

Международный молодежный форум учителей русского и родных языков «НашЯзык.РУ» стран Каспийско-Черноморского региона и субъектов Северного Кавказа Российской Федерации, декабрь 2021 г.;

Международный конкурс «Очей очарованье: русский язык как средство изображения природной красоты России», Нижний Тагил, 05.11 - 22.12.2021 г.;

Всероссийская олимпиада «Высшая проба», русский язык и литература (проводит Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» с 1998 года по настоящее время);

Всероссийский конкурс сочинений «Без срока давности» (проходит в 2021/22 учебном году);

Евсевьевская открытая олимпиада школьников, русский язык и литература (проводит Мордовский государственный педагогический университет с 2019 года по настоящее время);

Межрегиональная олимпиада Казанского (Приволжского) федерального университета (проходит с 2012 года по настоящее время);

Многопрофильная олимпиада школьников «Изумруд», русский язык и литература (проводит Уральский федеральный университет с 2015 года по настоящее время);

Московская филологическая олимпиада (проходит с 2016 года по настоящее время);

Школьная олимпиада «Океан знаний», русский язык (проводит Дальневосточный федеральный университет с 1996 года);

Олимпиада «Ломоносов», русский язык и литература (проводит Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова с 2005 года по настоящее время);

Олимпиада РГГУ для школьников, русский язык (проводит Российский государственный гуманитарный университет с 1996 года по настоящее время);

Открытая региональная межвузовская олимпиада школьников вузов Томской области (ОРМО), русский язык и литература (проводит Томский государственный университет с 2000 года по настоящее время);

Плехановская олимпиада школьников, русский язык (проводит Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова с 1992 года);

Филологическая олимпиада школьников Санкт-Петербургского государственного университета (проходит с 2015 года по настоящее время);

Международная научно-практическая конференция для школьников «Языкознание для всех» (проходит с 2000 года по настоящее время).

В-третьих, ресурсы профессиональных сообществ учителей русского языка и литературы содержат разноплановую информацию о том, как ведется поиск новых приемов в области обучения русского языка и литературы на основе анализа деятельности школьников, научно-исследовательской и практической деятельности студентов-филологов, на основе самоанализа профессиональной деятельности и открытого обсуждения методических вопросов. Созданы доступные площадки для живого и заинтересованного обсуждения непростых дидактических, методических, организационных, кадровых вопросов. Особое внимание уделяется общеучебным умениям, надпредметным навыкам, диагностике читательской грамотности школьников 5-11 классов (Басюк, Ковалева, 2019; Гостева, Кузнецова, Рябинина и др., 2019).

В-четвертых, разнообразные формы педагогической коммуникации в интернет-пространстве организуют новую социокультурную реальность, в которую вовлечены и интегрированы группы специалистов различных направлений, а учитель русского языка и литературы позиционирует себя как исследователь и экспериментатор (Бороненко, Кайсина, Федотова, 2018; Зорина, 2021; Пыстина, 2022; Федоров, Журавлева, Полякова, 2018). В сетевой форме он предъявляет результаты своей поисковой деятельности, демонстрирует свои творческие способности и амбиции. В сборниках научных материалов научно-практических конференций находят свое отражение результаты такой исследовательской деятельности и поисковой работы (Добротина, 2017; Современные технологии., 2020; Сотова, Карасева, 2017; Текст культуры., 2017; Учитель для будущего., 2018; Язык и культура., 2017; Языковая политика., 2021).

В-пятых, отмечены значительные изменения в информационно-коммуникационной поддержке преподавания и популяризации русского языка и литературы. Заметны шаги прогресса в цифровой среде лингвистического и филологического образования (Гостева, Добротина, Шамчикова, 2020; Елкина, 2020; Ерофеева, 2020; О государственной информационной системе., 2020; Васильевых, Гостева, 2018). Свободный доступ к информации общеобразовательного, общекультурного, предметного содержания на площадках Российской электронной школы и Московской электронной школы стал маркером повышенного интереса общества к системе обучения языку и литературе. Сайты научных подразделений, кафедр федеральных и региональных университетов демонстрируют высокий уровень развития отечественной лингвистической и филологической мысли. Цифровая образовательная среда объединяет школы и вузы, осуществляющие подготовку по направлению 44.03.01 (44.03.05) и 44.04.01 Педагогическое образование, в сетевые договоры и сетевые образовательные практики. Использование информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов в обучении русскому языку и литературе находится, полагаем, на уровне адаптации, пробных и корректировочных действий, которые зависят от убыстренного темпа внедрения технологий в образовательную систему.

На фоне положительной оценки выполнения Плана мероприятий по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации выскажем ряд предложений с учетом задач, поставленных в национальном проекте «Образование» (2021):

- развитие и популяризация общедоступных ресурсов в форме стажировочных площадок для обмена опытом учителей;

- внедрение единого федерального портала, посвященного дополнительному профессиональному образованию учителей русского языка и литературы, учитывающего методические потребности предметников по вопросам использования государственного языка Российской Федерации в условиях многоязычия;

- разработка методических рекомендаций для учителей русского языка и литературы по ведению цифровых учебных занятий, по использованию цифровых платформ, организации цифрового воспитательно-образовательного пространства;

- организационное сопровождение деятельности учебно-методических объединений с обязательным приглашением студентов-практикантов, обучающихся по целевому договору (направление подготовки «Педагогическое образование»);

- расширение практики сетевых договоров, заключенных между школой и вузом, для заинтересованного сотрудничества учебно-методических объединений словесников с бакалаврами и магистрантами направления подготовки «Педагогическое образование»;

- разработка контрольно-измерительных материалов для промежуточной и итоговой аттестации студентов направления подготовки «Педагогическое образование» профилей подготовки «Русский язык» и «Литература»;

- корреляция требований ФГОС с содержанием Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель))» в части «Модуль "Предметное обучение. Литература"»;

- организационное и методическое сопровождение мероприятий, направленных на повышение профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы, мотивирование учителей к участию в системе диагностики методической компетенции, поддержание системы диагностики.

Выводы

Проведенная экспертиза Плана мероприятий по реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации не выявила сущностных недостатков, которые бы негативно отразились на качестве реализации Концепции преподавания русского языка и литературы. Ее модули охватывают различные векторы воспитательно-образовательного пространства филологического образования в России. Полагаем, что содержанию и форме организационного и методического сопровождения Концепции может быть дана положительная оценка в связи с тем, что:

- план мероприятий в преобладающей своей части реализует Концепцию в воспитательно-образовательном процессе на различных уровнях: общего образования, дополнительного профессионального образования, высшего образования, а также в сфере популяризации русского языка и литературы;

- целевые, содержательные и технологические характеристики плана мероприятий обладают высокими научно-методическими, экспертными, технологическими качествами.

Считаем, что план мероприятий пригоден для реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации и поддается адаптивизации, так как отражает тренды в лингвистической подготовке и филологическом образовании в Российской Федерации. Он конкретизирует педагогические события и объединяет теоретические и прикладные исследования в рамках школьной предметной области «Филология». Цель разведывательного исследования достигнута. Аналитический обзор научных публикаций 2017-2022 гг. систематизировал передовую педагогическую информацию и актуальные данные, отражающие воплощение идей Концепции преподавания русского языка и литературы в России.

Источники | References

1. Александрова О. М., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н. Русский родной язык. Примерные рабочие программы. 5-9 классы: уч. пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2020.

2. Александрова О. М., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Васильевых И. П., Ускова И. В. Методические рекомендации «Формирование читательской грамотности учащихся основной школы» // Русский язык в школе. 2017. № 1.

3. Александрова О. М., Добротина И. Н., Гостева Ю. Н. Об особенностях преподавания предмета «Русский родной язык» в общеобразовательной школе // Вестник образования России. 2019. № 15.

4. Александрова О. М., Добротина И. Н., Гостева Ю. Н., Васильевых И. П. Рабочая программа по русскому языку для основной школы: основные лингводидактические подходы к отбору содержания // Образовательное пространство в информационную эпоху: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. (г. Москва, 8 июня 2021 г.). М., 2021.

5. Альбрехт Ф. Б. Язык как объект метаязыковой рефлексии (заметки на полях олимпиадных заданий) // Язык как материал словесности. XXII научные чтения. Литературный институт имени А. М. Горького / под ред. Т. Е. Никольской, Ю. М. Папян. Казань: Бук, 2019.

6. Артамонова Е. И., Ушакова О. С. Язык и культура речи в системе непрерывного образования // Педагогическое образование и наука. 2019. № 1.

7. Архангельский А. Н., Новикова А. А. Трансмедийный поворот в стратегиях обучения: нарративные практики на уроках литературы // Вопросы образования. 2021. № 2.

8. Архипова Е. В., Лагунова Л. В. Дискурс учебника русского языка в рамках коммуникативной парадигмы языкового образования XXI века // Русский язык в школе. 2018. Т. 79. № 8.

9. Асонова Е. А., Борусяк Л. Ф., Романичева Е. С. Литературное образование: мнения участников образовательных отношений // Вопросы образования. 2020. № 1.

10. Балашова Т. Ю. Оценивание результатов выполнения олимпиадных заданий по русскому языку для одаренных школьников 9-11 классов // Международный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. 2020. № 2 (28).

11. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Беляева Н. В., Добротина И. Н., Критарова Ж. Н. Предметы школьного филологического образования как важный фактор национального самоопределения // Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С. В. Ивановой. М., 2019.

13. Бондаренко М. А. Приемы формирования личностных результатов обучения на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2017. № 8.

14. Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С. Оценка медиакультуры учителя как компонента его квалификационного портрета // Образование и культура. 2018. Т. 20. № 4.

15. Васильевых И. П., Гостева Ю. Н. Развитие устной речи обучающихся как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции // Русская словесность. 2018. № 1.

16. Гац И. Ю. Универсальный словарь русского языка для школьников: более 5000 словарных статей. М.: Просвещение, 2021.

17. Герасименко Н. А. Русский язык как основа образования в России // Педагогическое образование и наука. 2019. № 1.

18. Герасименко Н. А. Русский язык: 25 лет в Международной академии наук педагогического образования // Педагогическое образование и наука. 2021. № 1.

19. Головчин М. А. Из опыта оценки читательской культуры школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 5 (78).

20. Гольдберг И. М., Иванов С. В. Словарь грамматических трудностей русского языка (5-11 классы). М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2019.

21. Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Шамчикова В. М. Научно-методическое сопровождение концепции преподавания русского языка и литературы с использованием цифровых образовательных ресурсов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1. № 1 (65).

22. Гостева Ю. Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т. Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61).

23. Гребенщиков Ю. Ю., Захарова М. В. Homo dicens: речь как действие (из опыта международной творческой олимпиады по русскому языку) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2021. № 9.

24. Григорьев А. В., Добротина И. Н., Осипова И. В. Об итогах регионального и заключительного этапов всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в 2019 году // Русский язык в школе. 2020. Т. 81. № 1.

25. Добротина И. Н. Международная научно-практическая конференция «Научно-методические идеи Н. М. Шанского в контексте современного филологического образования» // Русский язык в школе. 2017. № 12.

26. Добротина И. Н., Гостева Ю. Н. Вопросы обновления содержания и технологий обучения в контексте реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации // Литература в школе. 2021. № 1.

27. Добротина И. Н., Осипова И. В. О заданиях Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку: отбор содержания и требования к умениям // Русский язык в школе. 2021. № 6.

28. Дроздова О. Е. Метапредметное обучение русскому языку: новый этап научно-методического обеспечения // Мир русского слова. 2020. № 3.

29. Дроздова О. Е. Русский язык в школе: многообразие в реализации учебного предмета и метапредмета // Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам: сб. ст. IV Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. М.: МПГУ, 2021.

30. Дронов В. П. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: поиск национальной модели // Наука и школа. 2021. № 2.

31. Елизарова Е. Р. Словари Интернета как средство формирования лексикографической компетенции школьников // Русский язык в школе. 2017. № 9.

32. Елкина И. М. Современное онлайн- и офлайн-образование с позиции видения философии образования // Ценности и смыслы. 2020. № 6 (70).

33. Ерофеева В. С. Сравнительный анализ возможностей очного и дистанционного обучения при формировании компетенций в высшем профессиональном образовании // Педагогические измерения. 2020. № 1.

34. Загоровская О. В. Русский язык как хранилище русской культуры в аспекте проблем современной школьной лексикографии // Вторые Щеулинские чтения: мат. Всерос. науч. конф., посв. 90-летию профессора Василия Васильевича Щеулина. Липецк, 2018.

35. Загоровская О. В., Маликовская С. И. О задачах создания и концепции современного школьного нормативно-стилистического словаря синонимов русского языка // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (274).

36. Зинин С. А. Итоговый экзамен по литературе и методика преподавания предмета: стратегия «обратной связи» // Педагогические измерения. 2017. № 1.

37. Зинина Е. А., Брага Т. В. Организационные и методические подходы к проведению и анализу итогового сочинения в субъектах Российской Федерации // Педагогические измерения. 2017. № 2.

38. Зорина Н. В. Метод внимательного (медленного) чтения: теория и опыт практического применения // Язык и культура. 2021. № 55.

39. Карнаух Н. Л. Об опыте оценки итоговых сочинений в вузе: размышления и выводы // Педагогические измерения. 2018. № 1.

40. Кирдянова Л. В., Трушкина Ю. И. Инновационные формы методической подготовки студентов-филологов в педвузе к работе с одаренными детьми по русскому языку с учетом ФГОС ООО // Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10. № 1 (37).

41. Киянова О. Н., Василенко С. А. Языковая политика и вопросы гуманитарного образования // Языковая политика и вопросы гуманитарного образования: сб. V Междунар. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 25-27 марта 2021 г.) / под ред. Г. И. Канакиной, И. Г. Родионовой. Пенза, 2021.

42. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р. URL: http://static.government.ru/media/ files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf

43. Кравцов С. С. Участие Российской Федерации в международных сравнительных исследованиях качества образования // Педагогические измерения. 2017. № 2.

44. Кравцов С. С., Музаев А. А. Основные подходы к анализу результатов национальных исследований качества образования // Педагогические измерения. 2018. № 1.

45. Крисанова И. В. Подготовка к решению олимпиадных задач по истории русского языка // Моделирование и конструирование в образовательной среде: сб. мат. VI Всерос. (с международным участием) науч.-практ., методол. конф. для научно-педагогического сообщества / под ред. И. А. Артемьева, В. О. Белевцо-вой, И. П. Родионовой, М. М. Сабитовой. М., 2021.

46. Левушкина О. Н. Через словари - к слову и тексту (словарный урок в VIII классе) // Русский язык в школе. 2017. № 11.

47. Маликовская С. И. Трудности формирования словника современного школьного словаря синонимов русского языка // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий: мат. X Междунар. науч. конф. / науч. ред. А. Д. Черенкова. Воронеж, 2019.

48. Национальный проект «Образование». 2021. URL: https://edu.gov.ru/national-project

49. Никитина Т. Г., Рогалева Е. И. Практическая лексикография как сфера многоаспектной исследовательской деятельности обучающихся разных уровней (на материале словаря народных примет) // Русский язык в школе. 2020. Т. 81. № 4.

50. Никитина Т. Г., Рогалева Е. И. Фразеологический словарь в школе и дома: какой выбрать и как использовать // Русский язык в школе. 2021. № 5.

51. Новиков Вл. Словарь модных слов. Языковая картина современности. М.: Словари XXI века, 2019.

52. О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 г. № 1836. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/74822854

53. Подосинникова Р. В. Анализ типичных ошибок учащихся при выполнении олимпиадных заданий по русскому языку (на примере заданий 2019-2020 учебного года) в контексте работы с филологически одаренными детьми // Педагогический поиск. 2021. № 3.

54. Полежаева М. В., Симкин В. Н. Разработка подходов к оцениванию итогового сочинения образовательными организациями высшего образования // Педагогические измерения. 2018. № 1.

55. Пыстина О. В. Языковая игра как способ реализации прецедентного феномена в региональном коммуникативном медиапространстве // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 1.

56. Рябинина Л. А., Чабан Т. Ю. Мониторинг читательской грамотности: региональный опыт // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61).

57. Скрябина О. А. Методы и приемы открытия нового знания на уроке русского языка // Русский язык в школе. 2017. № 5.

58. Словарь языка интернета.ги / под ред. М. А. Кронгауза. М.: Словари XXI века, 2018.

59. Современные технологии в преподавании русского языка: сб. мат. Междунар. науч.-практ. конф. к 60-летию кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета (г. Москва, 2-3 октября 2020 г.) / отв. ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко; сост. О. Н. Левушкина, О. Е. Дроздова, А. Ю. Устинов. М.: МПГУ, 2020.

60. Соколова О. В., Рябинина Л. А., Восторгова Е. В., Новлянская З. Н., Асонова Е. А. ФГОС: обновление содержания образования. Обновление содержания основного общего образования. Русский язык. Литература. М.: Авторский клуб, 2017.

61. Сотова И. А., Карасева Д. С. Всероссийская научно-практическая конференция «Русская речевая культура: теория и практика филологического образования в школе и в вузе» (XII Ушаковские чтения) // Русский язык в школе. 2017. № 6.

62. Текст культуры и культура текста: мат. IV Междунар. педагогического форума (г. Сочи, 16-17 октября 2017 г.) / под ред. Л. А. Вербицкой, С. И. Богданова, О. Е. Дроздовой, А. В. Коротышева, Т. В. Кортавы, Ю. В. Меньшиковой, Т. П. Млечко, Р. Ф. Мухаметшиной, В. М. Шаклеина, М. С. Шишкова. СПб.: Общество преподавателей русского языка и литературы, 2017.

63. Учитель для будущего: язык, культура, личность: к 200-летию со дня рождения Ф. И. Буслаева / отв. ред. В. Д. Янченко; сост. и науч. ред. А. Д. Дейкина, А. Ю. Устинов, В. Д. Янченко. М.: МПГУ, 2018.

64. Федоров О. Д., Журавлева О. Н., Полякова Т. Н. Образовательные стратегемы проектирования дополнительных профессиональных программ для педагогов: выбор приоритетов // Вопросы образования. 2018. № 2.

65. Филологическая олимпиада в системе гуманитарного образования школьников / под ред. О. В. Коротун, А. В. Ляпиной. Омск, 2015.

66. Цыбулько И. П. Концептоцентрический сверхтекст как основа разработки этических задач в контрольных измерительных материалах государственной итоговой аттестации по русскому языку // Педагогические измерения. 2018. № 1.

67. Цыбулько И. П. Новая модель контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по русскому языку // Педагогические измерения. 2021. № 2.

68. Цыбулько И. П. Устная часть государственной итоговой аттестации по русскому языку как педагогическое явление // Педагогические измерения. 2017. № 1.

69. Чабан Т. Ю., Рябинина Л. А., Ковалева Г. С., Сидорова Г. А., Баранова В. Ю. Как российские 15-летние учащиеся справляются с традиционными и новыми читательскими задачами (на основе анализа результатов PISA-2018) // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 2. № 5 (79).

70. Чердаков Д. Н. Новый лингвистический энциклопедический словарь для школьников // Journal of Applied Linguistics and Lexicography. 2020. Т. 2. № 1.

71. Чимитова Д. К., Дамбуева А. Б., Бреславская Т. С., Найданова О. Б. Диагностика грамотности чтения: региональный опыт и результаты // Педагогические измерения. 2021. № 2.

72. Язык и культура региона как составляющие образовательного пространства: сб. мат. II Междунар. науч.-практ. конф. (г. Белгород, 18-20 мая 2017 г.) / отв. ред. Т. Ф. Новикова. Белгород: Эпицентр, 2017.

73. Язык, общество, человек: мат. VII Междунар. педагогического форума (г. Санкт-Петербург, г. Москва, 4-7 декабря 2020 года). СПб., 2021.

74. Языковая политика и вопросы гуманитарного образования: сб. науч. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. (г. Пенза, 25-27 марта 2021 г.) / под ред. Г. И. Канакиной, И. Г. Родионовой. Пенза, 2021.

75. Языкознание для всех: ежегодная научно-практическая конференция. 2021. URL: https://www.sites.google.com/ mpgu.edu/logos2021/главная

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Гац Ирэн Юрьевна1, д. пед. н., доц. 1 Московский государственный областной университет

Gats Iren Yurievna1, Dr 1 Moscow State Regional University

1 iju.gats@mgou.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 30.01.2022; опубликовано (published): 31.03.2022.

Ключевые слова (keywords): Концепция преподавания русского языка и литературы; языковое образование; филологическое образование; аналитический обзор; The Concept of Teaching the Russian Language and Literature; language education; philological education; analytical review.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.