Научная статья на тему 'СОПРОВОЖДЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМАНД В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ'

СОПРОВОЖДЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМАНД В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / СОПРОВОЖДЕНИЕ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Надежда Олеговна

Представлена система сопровождения территориальных методических служб, реализуемая в Краснодарском крае. Охарактеризованы основные её блоки: 1) диагностический, который определяет направление и содержание действий по сопровождению; 2) деятельностный, который содержит мероприятия по созданию условий для успешной работы сопровождаемых команд; 3) мотивационный, направленный на поддержание их активности; 4) мониторинговый, посвящённый оценке эффективности сопровождения. Описание каждого блока сопровождается примерами его реализации в 2021 году. Сделан вывод об эффективности процесса сопровождения методических команд в рамках специально построенной региональной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлева Надежда Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT OF METHODICAL TEAMS IN THE EDUCATION SYSTEM OF THE KRASNODAR REGION

The system of support of territorial methodical teams, implemented in the Krasnodar Territory, is presented. Its main blocks are characterized: 1) diagnostic, which determines the direction and content of support actions; 2) activity, which contains measures to create conditions for the successful work of the accompanied teams; 3) motivational, aimed at maintaining their activity; 4) monitoring, dedicated to assessing the effectiveness of support. The description of each block is accompanied by examples of its implementation in 2021. A conclusion is made about the effectiveness of the process of supporting methodological teams within the framework of a specially constructed regional system.

Текст научной работы на тему «СОПРОВОЖДЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМАНД В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА. 2022. № 2(6). С. 10-19. Pedagogical perspective. 2022; 2(6): 10-19.

Научная статья УДК 37.078

https://doi.org/10.55523/27822559_2022_2(6)_10

СОПРОВОЖДЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМАНД В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Н.О. Яковлева®

Институт развития образования Краснодарского края, Краснодар, Россия, noyakovleva@mail.ru ®

Аннотация. Представлена система сопровождения территориальных методических служб, реализуемая в Краснодарском крае. Охарактеризованы основные её блоки: 1) диагностический, который определяет направление и содержание действий по сопровождению; 2) деятельностный, который содержит мероприятия по созданию условий для успешной работы сопровождаемых команд; 3) мотивационный, направленный на поддержание их активности; 4) мониторинговый, посвящённый оценке эффективности сопровождения. Описание каждого блока сопровождается примерами его реализации в 2021 году. Сделан вывод об эффективности процесса сопровождения методических команд в рамках специально построенной региональной системы.

Ключевые слова: территориальная методическая служба, сопровождение, научно-методическое сопровождение

Для цитирования: Яковлева Н.О. Сопровождение методических команд в системе образования Краснодарского края // Педагогическая перспектива. 2022. № 2(6). С. 10-19. https://doi.org/ 10.55523/27822559_2022_2(6)_10

SUPPORT OF METHODICAL TEAMS IN THE EDUCATION SYSTEM OF THE KRASNODAR REGION

N.O. Yakovleva®

Institute for the Development of Education of the Krasnodar Region, Krasnodar, Russia, noyakovleva@mail.ru ®

Abstract. The system of support of territorial methodical teams, implemented in the Krasnodar Territory, is presented. Its main blocks are characterized: 1) diagnostic, which determines the direction and content of support actions; 2) activity, which contains measures to create conditions for the successful work of the accompanied teams; 3) motivational, aimed at maintaining their activity; 4) monitoring, dedicated to assessing the effectiveness of support. The description of each block is accompanied by examples of its implementation in 2021. A conclusion is made about the effectiveness of the process of supporting methodological teams within the framework of a specially constructed regional system. Keywords: territorial methodical service, support, scientific and methodological support For citation: Yakovleva N.O. Support of methodical teams in the education system of the Krasnodar Region. Pedagogical perspective. 2022; 2(6): 10-19. (In Russ.). https://doi.org/10.55523/27822559_2022_2(6)_10

Неослабевающее внимание государства и общества к проблемам качества образования определяет высокую динамичность происходящих изменений в современной образовательной системе. Это повышает уровень требо-

ваний к педагогическим работникам и управленческим кадрам в плане способности быстро реагировать на вызовы времени, мотивации к профессиональному росту и самосовершенствованию. При этом очевидно, что наличие соот-

10

Яковлева Н.О., 2022 ©

ветствующей помощи и поддержки способствует более комфортному и эффективному решению этих задач.

На наш взгляд, полноценное научно-методическое сопровождение педагогических и управленческих кадров должно иметь системный и многоуровневый характер. Кроме того, оно должно осуществляться как педагогическое сопровождение, под которым мы понимаем «педагогически целесообразную систему мер воздействия на процессы образовательной сферы, обеспечивающую снижение отклонений от оптимальной траектории их развёртывания» [1, с. 47].

Рассматривая в своих предыдущих исследованиях сопровождение как вид деятельности [1] и самостоятельный педагогический феномен [2], а также исследуя его современные виды [3], мы выделили основные сущностные характеристики, которые необходимо учитывать при практическом построении систем сопровождения. Прежде всего, «педагогическое сопровождение: 1) имеет деятельностную природу, предполагает проявление активности и влияния на сопровождаемое явление; 2) носит управленческий характер, связано с некоей заданной оптимальной траекторией, в соответствии с которой обеспечивает развёртывание сопровождаемого явления; 3) имеет индивидуальный характер, обладает содержательной адресностью, соответствующей сложившимся условиям и особенностям сопровождаемого явления; 4) функционирует в специально созданной среде, задающей оптимальные условия для существования сопровождаемого явления; 5) непрерывно при реализации, имеет начало и конец; 6) опирается на результаты мониторинговой диагностики, которые детерминируют наполнение действий педагога по сопровождению» [1, с. 47].

Вопросы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров активно

обсуждаются учёными и практиками. В частности, исследуются проблемы такого сопровождения на региональном уровне [4; 5; 6; 7; 8; 9 и др.].

В предыдущей статье [10] было представлено наше видение структуры региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, методологические подходы к её построению, принципы реализации, основные направления и виды деятельности. Там же было дано описание структуры и субъектов реализации такой системы в Краснодарском крае.

Практический опыт, накопленный во взаимодействии с территориальными методическими службами (далее -ТМС), показал, что очень важно организовывать не только сопровождение конкретных специалистов, но и сопровождение существующих либо вновь создаваемых методических команд.

При этом отличительными характеристиками сопровождения команды являются: 1) учёт индивидуальных особенностей каждого члена команды; 2) дополнительные усилия по формированию команды; 3) подготовка членов команды для их взаимозаменяемости, позволяющей создать плотный, работоспособный коллектив; 4) ориентация на создание коллективных продуктов, достижение совместных эффектов и т.д.

В Краснодарском крае сложилась целостная система сопровождения деятельности ТМС, которая реализуется Институтом развития образования (далее - Институт) (рис.).

Она включает четыре основных блока: 1) диагностический, который определяет направление и содержание действий по сопровождению; 2) деятельностный, который содержит мероприятия по созданию условий для успешной работы сопровождаемых команд; 3) мотивационный, направленный на поддержание их активности; 4) мониторинговый, посвящённый оценке эффективности сопровождения.

Диагностический блок

Самодиагностика

Оценка методических компетенций

Оценка

исследовательских компетенций

Оценка проектных компетенций

Оценка

управленческих компетенций

Оценка способности и готовности работать в команде

Ф

Деятельностный блок

Методический десант Проект «Движение вверх»

Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Вебинары по развитию

профессиональных

компетенций

Методический горизонт

Индивидуальный образовательный маршрут развития команды

Тема

Постер-сессия

X

Формирование сети

=Z=

Совместная разработка проблемы

-

Диссеминация опыта

Проект «Инновационный поиск»

Создание сети

Отчёт

zz:

Реализация проекта

ZS

о

Мониторинговый блок

Мониторинг эффективности методической деятельности

Мониторинг оказания методической помощи

Мониторинг

эффективности

сетевого

взаимодействия

методических

команд

Мотивационный блок

Конкурс Фестиваль Конкурс

муниципальных «От инновационных идей до «Лучшая методическая

методических команд методических пособий» практика»

Рисунок. Система сопровождения методических команд в системе образования

Краснодарского края

Дадим им более подробную характеристику, представив опыт реализации системы в 2021 году.

Диагностический блок включает самодиагностику ТМС и диагностические мероприятия, организуемые Институтом развития образования.

Самодиагностика территориальных методических команд является значимым компонентом данного блока. Она проводится на основе анализа функциональных обязанностей и решаемых задач, выявленных профессиональных дефицитов специалистов, а также результатов мониторинга эффективности методической работы территориальных методических служб. По результатам самодиагностики Институту формулируется заявка на оказание оперативной помощи.

Кроме этого, проводятся диагностические исследования по оценке методических, исследовательских, проектных и др. компетенций. Они построены таким образом, чтобы все члены команды получили обратную связь. Это позволяет руководителю выявить уровень про-

фессиональных притязаний, возможностей и, что очень важно, объективно оценить степень психологической комфортности в коллективе.

Данные диагностики осуществляются по единой схеме. Оценка производится по четырём параметрам: 1) самодиагностика специалиста; 2) его оценка со стороны непосредственного руководителя; 3) тестирование по теоретическим основам проверяемых видов деятельности (методической, исследовательской, проектной и т.д.); 4) количество разработанных и/или проведённых мероприятий, исследований, проектов (в зависимости от конкретной диагностики). Каждый параметр оценивается с помощью специально разработанных опросов, включающих в среднем 15 заданий. При этом первые два параметра оцениваются по одинаковым анкетам, которые заполняют независимо друг от друга специалист и его руководитель. Это позволяет дополнительно к основным результатам оценить адекватность самооценки работника в конкретном виде профессиональной деятельности.

Полученные данные служат основанием для отнесения специалиста к одному из четырёх уровней (низкий, базовый, оптимальный, высокий) сфор-мированности проверяемой компетентности. Аналогично с использованием усреднённых данных по методической команде определяется уровень ТМС.

В 2021 году в каждом из этих диагностических исследований приняли участие от 300 до 460 специалистов ТМС из всех 44 муниципалитетов Краснодарского края. По результатам были определены профессиональные дефициты на уровне края, муниципалитета и отдельных специалистов, которые учитывались в дальнейшем при определении конкретных действий и плановых мероприятий по их сопровождению со стороны Института развития образования.

Диагностика управленческих компетенций проводится с помощью компьютерного тестирования в очном или дистанционном формате. По итогам диагностики выдаются персональные рекомендации и выстраивается индивидуальный образовательный маршрут команды. Сейчас ведётся разработка дополнительного диагностического протокола оценки способности и готовности каждого специалиста методической службы работать в команде, что позволит Институту более точно выстраивать программу сопровождения, а руководителю - организовать работу коллектива.

Комплексный анализ результатов проведённых диагностик позволяет увидеть целостную картину уровня профессиональной подготовленности ТМС в целом и отдельных специалистов в частности.

Деятельностный блок включает систему мероприятий по сопровождению методических команд края, проводимых Институтом развития образования. Основой для их планирования и реализации является выявленная в диагностическом блоке проблематика.

Так, с учётом зафиксированных в рамках самодиагностики профессио-

нальных дефицитов и содержания заявки от муниципалитета на оказание методической помощи составляются программы методического десанта «День Института развития образования». В частности, формируется коллектив специалистов по каждому направлению, определяются и согласовываются с муниципалитетами составы групп участников, дата выезда, набор раздаточных материалов и т.д. Это мероприятие всегда имеет комплексный характер и направлено на оказание помощи не только методическим, но и управленческим командам образовательных организаций, отдельным группам педагогов.

В 2021 году было проведено три таких мероприятия, в рамках которых обсуждались актуальные проблемы конкретного муниципалитета, были даны практические рекомендации по решению задач, отражённых в мотивирующем мониторинге Минпросвещения России, мониторинге эффективности муниципальных управленческих механизмов, программе профессионального роста педагогических и управленческих кадров и др. Также были рассмотрены проблемы выявления и методического сопровождения педагогических и руководящих работников школ с низкими образовательными результатами и их тьюторского сопровождения.

По итогам диагностики методических, исследовательских и проектных компетенций было проведено более 10 вебинаров по устранению выявленных дефицитов и развитию профессиональных компетенций: «Формирование проектной компетенции: сущность, содержание и технологии», «Разработка инновационного продукта», «Совершенствование сетевого взаимодействия», «Актуализация резервов и перспективы работы ТМС», «Переход школы в режим эффективного функционирования и развития: разработка программы», «Формирующее оценивание как инструмент эффективного

преподавания» и др. Кроме того, проводится цикл ежемесячных вебинаров под общим названием «Методический горизонт», который направлен на своевременное информирование широкой педагогической общественности о задачах и ключевых мероприятиях системы образования Краснодарского края, а также обмен продуктивным опытом, в том числе в области конкретных предметных методик.

В целом выявленная проблематика учитывается при подготовке и реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Результатом диагностики управленческих компетенций является построение индивидуального образовательного маршрута, который представляет собой перечень рекомендованных мероприятий федерального, краевого и муниципального уровней, направленных на устранение профессиональных дефицитов. В содержательном плане он носит избыточный характер по каждому уровню и позволяет педагогам сделать осознанный выбор способов собственного профессионального развития, гибко реагировать на возможные изменения в профессиональной деятельности и личных обстоятельствах.

Реализация индивидуального образовательного маршрута осуществляется в течение учебного года. Со стороны ответственного от муниципалитета и специалистов Института развития образования осуществляется научно-методическое сопровождение его выполнения, которое предусматривает следующие обязательные мероприятия: 1) индивидуальное консультирование и инструктажи педагогов и ответственных от муниципалитетов; 2) круглые столы, вебинары и т.п. по запросу муниципалитетов; 3) мониторинг выполнения индивидуальных образовательных маршрутов в персональном и муниципальном аспектах; 4) пролонгация индивидуальных образователь-

ных маршрутов в случае невыполнения тех или иных позиций.

Помимо тематических мероприятий, непосредственно определяемых результатами диагностического блока, очень важным является реализация краевых проектов, направленных на сопровождение методических команд. Основные из них - это «Движение вверх» и «Инновационный поиск».

Проект «Движение вверх» [11] является титульным для системы образования Краснодарского края и реализуется именно для муниципальных методических команд. Его концептуальная идея состоит в сетевой разработке актуальной проблемы и диссеминации накопленного продуктивного опыта.

Цель проекта - организация сетевых сообществ и коллективного наставничества для обеспечения условий непрерывного профессионального развития педагогов и выравнивания качества деятельности территориальных методических служб на основе распространения лучших методических практик и инновационного опыта.

В рамках проекта Институтом проводится постер-сессия, на которой все желающие методические команды представляют свои проекты, обосновывают их значимость и раскрывают содержание деятельности. При этом все участники голосуют за понравившиеся проекты, и к окончанию мероприятия формируется статистика предпочтений, на основе которой определяется первоначальный список сетей методических служб, готовых к совместной разработке каждой из проблем.

Формат мероприятия способствует появлению неформальных лидеров, осуществлению инновационных процессов краевой системы образования и росту профессионального мастерства ТМС.

Методическим службам, которые сформировали активную сеть, присваивается статус Лидера сетевого взаимодействия или Краевого ресурсного центра общего образования. Они состав-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ляют дорожную карту, обеспечивающую разработку заявленной проблемы и организуют совместную деятельность по её решению. Каждый участник сетевых мероприятий по результатам их проведения получает кейсовое задание для фиксации обратной связи, позволяющей оценить эффективность и значимость мероприятия для развития муниципальных систем образования.

Данная работа чрезвычайно продуктивна, поскольку позволяет не только получить новые знания по заданному направлению, но и обогатить коллективный опыт, дополнить краевой методический банк. Благодаря этому многие муниципальные мероприятия в последние годы вышли на уровень краевых или всероссийских. Это слёт молодых педагогов, уникальные конкурсы и олимпиады, конференции с международным участием, стажировки, консультационные центры и др.

К настоящему времени прошло две «волны» проекта «Движение вверх» и в 2022 году запущена новая, принципиальным отличием которой является открытие Межрегиональных ресурсных центров, а также ориентация взаимодействия на проблемы, связанные не просто с профессиональным интересом конкретного муниципалитета, а с достижением показателей муниципальных управленческих механизмов, оцениваемых Федеральным институтом оценки качества образования. Такие контекстные изменения дали новый импульс развитию проекта. Уже можно констатировать наличие позитивной тенденции, проявляющейся в повышении активности его участников, усилении интереса к опыту муниципалитетов Краснодарского края и других регионов России.

Сегодня в рамках проекта 15 команд работают в статусе «Лидер сетевого взаимодействия», 8 - в статусе «Краевой ресурсный центр» и 3 - в статусе «Межрегиональный ресурсный центр». Подробная информация о реализации

проекта представлена на сайте http:// tms.iro23.ru/.

Проект «Инновационный поиск» нацелен на формирование и постоянное обогащение инновационной инфраструктуры края за счёт организаций, которым присвоен статус краевой инновационной площадки.

Основная его цель - формирование инновационного образовательного пространства края, популяризация инновационного опыта организаций системы образования в рамках реализации государственной программы Краснодарского края «Развитие образования». Ведущим направлением проекта является проведение образовательного конкурса «Инновационный поиск» и мероприятий по подготовке к нему.

В процессе участия в проекте организации проходят полный цикл создания и внедрения инновационного продукта: создание сети - защита проекта - реализация проекта - отчёт.

В 2022 году для муниципальных методических команд выделена отдельная система. Им предлагается представить проекты по наиболее актуальным номинациям, связанным с профессиональным ростом педагога в муниципалитете, сопровождением школ с низкими образовательными результатами, качеством образовательных результатов и образовательной деятельности, развитием управленческих команд и др.

Информация о деятельности краевых инновационных площадок размещается на информационном ресурсе Института развития образования http:// wiki.iro23.info/ в разделе «Инновационная деятельность».

Мотивационный блок играет особую роль в нашей системе. Очевидно, что наиболее эффективным является сопровождение, которое осуществляется на фоне активности сопровождаемых лиц. Чем более мотивированной будет команда методической службы, более отзывчивой к мероприятиям по сопровождению, тем результативнее взаимо-

действие и, как следствие, качественнее её работа. Очень хорошо, когда такой мотив у команды уже сформирован. Однако наш опыт показал, что большинство методических команд нуждается в целенаправленном стимулировании.

Основное содержание мотивацион-ного блока нашей системы составляют конкурсно-фестивальные мероприятия.

Целью конкурса муниципальных методических команд является обеспечение развития муниципальных методических систем, становление современной педагогической культуры.

В 2021 году он включал три этапа. На первом этапе участникам было предложено записать медиа-стажировку по одному из направлений деятельности ТМС и разработать к ней кейс. На втором и третьем этапах лучшие команды разрабатывали и защищали проекты по теме, предложенной организаторами, и представляли «домашнее задание» на публичное голосование. Обязательными условиями разработки проекта были: учёт специфики муниципалитета, наличие социально значимых эффектов, разработка формата уникального мероприятия.

В 2021 году в конкурсе участвовало 11 команд ТМС, которые в очном режиме разрабатывали проекты по темам: «Коммерциализация инновационной деятельности в муниципалитете», «Дидактическая безопасность муниципальной системы образования», «Медиа-продвижение результатов образовательной деятельности», «Межкультурное взаимодействие в многонациональной муниципальной системе образования» и др.

Конкурс «Лучшая методическая практика» предполагает представление текстового описания эффективного опыта муниципалитета, который размещается в специальном издании Института. В 2021 году в нём приняли участие 16 организаций, в том числе пять ТМС. Конкурс стабильно остаётся востребованным, описанные практики изучаются и используются в работе, размещают-

ся в открытом доступе на сайте проекта «Движение вверх» http://tms.iro23.ru/. Пять лучших практик были опубликованы в сборнике материалов конкурса, а их авторы представляли свой продуктивный опыт в рамках мероприятий августовского педагогического совета Краснодарского края.

На фестивале «От инновационных идей до методических пособий» ТМС представляют системы своей работы и методические продукты. Это массовое и очень красочное мероприятие, участие в котором престижно для методических команд. В 2021 году в нём участвовали 99 педагогических работников из 38 муниципалитетов края (в том числе, 25 педагогов из 11 муниципальных образований обобщили опыт работы на трёх презентационных площадках).

В рамках фестиваля была организована выставка печатных изданий, представляющих исследовательский и инновационный опыт образовательных организаций (проекты, программы, разработки уроков, мероприятий и т.п.), в которой приняли участие 27 муниципальных образований края. Также была организована презентация творческих отчётов 22 краевых инновационных площадок в формате стендовых докладов и представления созданных инновационных продуктов.

По итогам фестиваля для специалистов системы образования, осуществляющих разработку методических продуктов и всех заинтересованных лиц, участвующих в инновационных процессах современной системы образования, издан сборник материалов, представляющий опыт работы образовательных организаций Краснодарского края, имеющих статус краевой инновационной площадки, по четырём направлениям: работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, повышение качества образования, работа с родителями дошкольников, организация профориентационной работы и внеучебной деятельности.

Мероприятия мотивационного блока в совокупности с адресным консультированием при подготовке и проведении конкурсно-фестивальных мероприятий не только стимулируют активность членов методических команд, но и позволяют решать задачи развития профессиональных компетенций.

Мониторинговый блок нашей системы сопровождения включает монито-ринги эффективности методической деятельности, оказания методической помощи и эффективности сетевого взаимодействия.

Целью мониторинга эффективности методической работы является оценка текущего состояния и результативности методической работы муниципальных образований Краснодарского края, обеспечение субъектов краевой образовательной системы актуальной, полной, достоверной и регулярно обновляемой информацией, необходимой для принятия управленческих решений на уровне региона и муниципалитета, анализа и прогноза повышения качества методического сопровождения педагогов.

Данная оценка осуществлялась по трём направлениям: 1) обеспеченность методической помощью; 2) поддержка молодых педагогов и реализация программ наставничества; 3) развитие и поддержка школьных методических объединений.

Содержание мониторинга, его критерии и показатели имели открытый характер: требования к его заполнению и параметры оценивания были предварительно опубликованы и представлены на вебинаре.

Мониторинговое исследование проводилось по типу самообследования специалистами ТМС своей деятельности за календарный год. Данные подтверждались или опровергались экспертной оценкой размещённых на сайтах документов, которая проводи-

лась Центром научно-методической и инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края. Мониторинг оказания методической помощи включал оценку пяти показателей: 1) идентификация потребности в методической помощи; 2) её планирование; 3) организация;

4) контроль оказания методической помощи; 5) количественные характеристики проведённых мероприятий.

Мониторинг эффективности сетевого взаимодействия включал пять направлений: 1) стратегическая направленность взаимодействия; 2) педагогическая целесообразность; 3) экономическая эффективность; 4) социальная значимость;

5) инновационные изменения.

Полученные в ходе мониторингов данные находят отражение в мероприятиях Института, программах сопровождения ТМС, замыкают цикл взаимодействия и переводят его на новый уровень.

Подводя итоги, отметим, что сопровождение муниципальных методических команд, конечно, происходит на фоне известных трудностей и рисков, в том числе связанных с дефицитом высококвалифицированных специалистов, ротацией кадров и их слабой мотивированностью. Для решения связанных с этим проблем создаётся избыточная профессионально-практическая среда, используются приёмы опережающей подготовки, учитываются индивидуальные потребности и возможности методических команд, привлекаются механизмы горизонтального кураторства. Несмотря на имеющиеся сложности, в Институте развития образования к настоящему времени накоплен опыт, позволяющий оказывать качественную помощь методическим службам и укреплять взаимодействие во благо развития системы образования Краснодарского края.

Список литературы

1. Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 4(263). С. 46-49.

2. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогический феномен // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 4. С. 74-83.

3. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Инновационные виды педагогического сопровождения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 8. С. 101-106.

4. Волобуева Т.Б. Исследование эффективности региональной модели научно-методического сопровождения инновационной деятельности муниципальных методических служб // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 4(37). С. 24-31.

5. Волобуева Т.Б. Методические службы в инновационном развитии: научно-методическое сопровождение // Педагогика и психология: теория и практика. 2019. № 3(15). С. 59-71.

6. Ильина А.В., Коптелов А.В., Машуков А.В. Особенности научно-методического сопровождения развития инновационной инфраструктуры общего образования Челябинской области // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. С. 61.

7. Куган Б.А., Криволапова Н.А. Научно-методическое сопровождение региональных инновационных проектов как условие развития системы образования // Методист. 2018. № 3. С. 3-7.

8. Фрицко Ж.С., Жижина И.В. Региональная модель научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Свердловской области // ИРО-ЭКСПРЕСС: Профессиональное развитие педагога: ресурсы, механизмы и маршруты: сб. ст. Екатеринбург: Институт развития образования, 2021. С. 5-10.

9. Шатных А.В. Региональная многоуровневая система методического сопровождения работников образования Курганской области (проект «Ступени роста») // Методист. 2018. № 3. С. 13-17.

10. Яковлева Н.О. Структура региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров // Педагогическая перспектива. 2021. № 3. С. 27-39.

11. Дунская Ю.А. Развитие кадрового потенциала краевой системы образования в условиях реализации инновационного проекта. Опыт Краснодарского края // Педагогическая перспектива.

2021. № 1. С. 51-58.

References

1. Yakovleva N.O. Support as a pedagogical activity. Vestnik Yuzhno-Uralskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovaniye. Pedagogicheskiye nauki. 2012; 4(263): 46-49. (In Russ.).

2. Yakovlev E.V. Yakovleva N.O. Support as a pedagogical phenomenon. Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyy aspekt. 2010; 4: 74-83. (In Russ.).

3. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Innovative types of pedagogical support. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogi-cheskogo universiteta. 2015; 8: 101-106. (In Russ.).

4. Volobueva T.B. Investigation of the effectiveness of the regional model of scientific and methodological support for the innovation activities of municipal methodological services. Nauchnoye obespecheniye sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. 2018; 4(37): 24-31. (In Russ.).

5. Volobueva T.B. Methodical services in innovative development: scientific and methodological support. Pedagogika i psikhologiya: teoriya i praktika. 2019; 3(15): 59-71. (In Russ.).

6. Ilyina A.V., Koptelov A.V., Mashukov A.V. Features of scientific and methodological support for the development of the innovative infrastructure of general education in the Chelyabinsk region. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. 2018; 4: 61. (In Russ.).

7. Kugan B.A., Krivolapova N.A. Scientific and methodological support of regional innovation projects as a condition for the development of the education system. Metodist. 2018; 3: 3-7. (In Russ.).

8. Fritsko Zh.S., Zhizhina I.V. Regional model of scientific and methodological support for teachers and management personnel of the Sverdlovsk region. In: IRO-EKSPRESS: Pro-fessionalnoye razvitiye pedagoga: resursy, mekhanizmy i marshruty: sb. st. Yekaterinburg: Institut razvitiya obrazovaniya, 2021; 5-10. (In Russ.).

9. Shatnykh A.V. Regional multi-level system of methodological support for educators in the Kurgan region (project «Steps of growth»). Metodist. 2018; 3: 13-17. (In Russ.).

10. Yakovleva N.O. The structure of the regional system of scientific and methodological support for teachers and management personnel. Pedagogical Perspective. 2021; 3: 27-39. (In Russ.).

11. Dunskaya Yu.A. Development of personnel potential of the regional education system in the context of the implementation of an innovative project. Experience of the Krasnodar Territory. Pedagogical Perspective. 2021; 1: 51-58.

Надежда Олеговна Яковлева - доктор педагогических наук, профессор, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, руководитель центра научно-методической и инновационной деятельности Института развития образования Краснодарского края.

Nadezhda O. Yakovleva - Doctor of Sciences (Education), Academic Title of Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education of the Russian Federation, Institute for the Development of Education of the Krasnodar Region, Center for Scientific-methodological and innovative activity, Head of the Center.

Статья принята в редакцию 11.04.2022; одобрена после рецензирования 20.04.2022; принята к публикации 25.04.2022.

The article was submitted 11.04.2022; approved after reviewing 20.04.2022; accepted for publication

Информация об авторе

Information about the author

25.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.