С. А. Ускова
(Санкт-Петербург)
СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК БАЗОВАЯ КАТЕГОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
В статье анализируется возможность рассмотрения понятия «сопровождение» как одной из базовых категорий современной педагогики. На основе категориального анализа выявлены сущностные характеристики и сформулировано определение данного понятия как особого гуманистически - ориентированного педагогического процесса
Понятие «сопровождение» появилось в педагогической науке в девяностых годах двадцатого века. Оно активно использовалось для обозначения сущности зарубежных пси-холого-педагогических практик, представляющих собой недирективные способы работы с индивидуальностью, самостью, субъект-ностью человека, таких как фасилитация, су-первизия, тьюторство, коучинг. В эти же годы появились педагогика поддержки (О. С. Газ-ман [3]] и теория педагогического сопровождения (Е. И. Казакова[6]), в которых обосновывалась необходимость сопровождения (поддержки, помощи, со-действия, создания условий] самоопределения, саморазвития, становления субъектности воспитанников. Чуть позднее появились исследования, посвященные сопровождению самоопределения и саморазвития студентов (С. В. Гринь, А. Р. Му-расова, С. Ф. Шляпина) и педагогов (Л. Г. Та-рита, Т. Г. Малюшина, И. В. Хромова, С. В. Кир-дянкина]. Растущая частота использования понятия «сопровождение» в педагогической науке при описании разнообразных педагогических процессов, направленных на разные категории учащихся, студентов, педагогов, родителей и осуществляемых различными специалистами (учителями, воспитателями, тьюторами, методистами] породила необходимость систематизации в понимании и применении данного понятия.
В рамках данной статьи попытаемся доказать, что сопровождение является базовой категорией современной педагогики. Для этого воспользуемся методом категориального анализа, который позволяет структурировать в рамках единой системы весь спектр понятий и категорий, используемых в конкретной науке. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов отмечают, что «в понятийном
аппарате конкретной науки можно выделить одно, центральное, понятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук» [1]. В педагогике в качестве основной категории рассматривается понятие «педагогический процесс». В структуре педагогического процесса исследователи (Ю. К. Бабанский, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин] выделяют такие компоненты как педагог, учащийся, цели, содержание, средства и результат. Основные виды педагогических процессов: образование, воспитание, обучение представлены в педагогической науке базовыми педагогическими категориями. Сопровождение как педагогическое понятие представляло отдельные компоненты базовых педагогических процессов: стратегию, методику, технологию воспитания, обучения, образования.
В связи с этим сопровождение представляет собой особый, получивший широкое распространение, педагогический процесс и, соответственно, может относится к базовой категории современной педагогики.
В последние годы педагогическое сопровождение выделяется исследователями (Е. А. Александрова, Т. Н. Сапожникова, М. В. Шакурова и др.] в отдельный вид педагогического процесса, несущий особый педагогический смысл и принципиально отличающийся от воспитания, обучения, образования. Сущность и своеобразие сопровождения связывают с оказанием помощи различным участникам педагогических процессов в саморазвитии и осуществлении самостоятельных действий. М. В. Шакурова видит своеобразие процесса педагогического сопровождения в его направленности на саморазвитие личности и его «вспомогательного характера» по отношению к самобытию человека. Это не процесс
формирования и развития личности, а, по мнению М. В. Шакуровой, «вспомогательный процесс становления и развития социокультурной идентичности личности, имеющий конкретные задачи и обеспечивающий основной процесс необходимыми ресурсами и структурами» [15, с. 11].
В докторском исследовании Т. Н. Сапожни-ковой педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников рассматривается как особый двухсторонний педагогический процесс, одна сторона направлена «на создание условий для расширения опыта взаимодействия с социальными ценностями», а другая на «формирование рефлексивно-прогностических способностей» [10, с. 9].
По мнению Л. Г. Тариты [13], процесс сопровождения личностного развития выступает определенной альтернативой стратегии «направляемого» развития. «В этом плане возникновение сопровождения как особого педагогического процесса продиктовано рядом обстоятельств:
- общей гуманистической концепцией образования;
- ориентацией на развитие личности и общества как самоценности образования;
- опорой на внутренний потенциал развития любой системы;
- осознанием новой сущности методов индивидуализации и дифференциации в образовании как методов, отстаивающих право личности на выбор наиболее целесообразного пути развития» [16, с. 27].
Этот подход соответствует нашему пониманию сопровождения: педагогическое сопровождение в современной педагогической реальности представляет собой особый гуманистически - ориентированный педагогический процесс оказания помощи в саморазвитии и самодеятельности. Соответственно, мы можем констатировать, что понятие, обозначающее подобный процесс, является базовой педагогической категорией.
Современная педагогическая реальность многими исследователями рассматривается как полипарадигмальная (И. А. Колесникова, Г. Б. Корнетов, О. Г. Прикот, Е. А. Ямбург]. Это обстоятельство говорит о необходимости выделения смысла педагогического процесса в различных педагогических парадигмах, подходах.
С нашей точки зрения, полипарадигмаль-ность сопровождения связана с приоритет-
ным выбором саморазвития одного из начал человека. Психологи выделяют следующие начала в человеке, задающие противоречивую целостность человеческой природы: индивид, личность, субъект, индивидуальность (В. И. Слободчиков]. Всплеск интереса в российском обществе к индивидуальности человека в девяностые годы двадцатого века послужил основным фактором для расцвета психологии и педагогики индивидуальности. В рамках педагогики поддержки (О. С. Газ-ман] возникло и получило обоснование понятие педагогическое сопровождения самоопределения. Е. А. Александрова определяет педагогическое сопровождение как «тип педагогической деятельности, сущность которого состоит, как в превентивном процессе научения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, так и в перманентной готовности адекватно отреагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта» [1]. Таким образом, первый подход можно обозначить как сопровождение самоопределения и творческой деятельности индивидуальности человека.
Второй подход строится на приоритете субъектного начала в человеке, его можно обозначить как компетентностный, системно-деятельностный, направленный на помощь в решении проблем. Сопровождение есть помощь в достижении успеха и повышении качества самостоятельной деятельности сопровождаемого. Е. И. Казакова, определяет его как «метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных сложных ситуациях жизненного выбора» [6]. Таким образом, второй подход можно обозначить как сопровождение развития субъектности (успешности, компетентности) и качества продуктивной деятельности человека как субъекта бытия.
Третий подход связан с выделением в качестве приоритета личностное развитие человека. Сопровождение есть помощь в развитии личности (или отдельных качеств] сопровождаемого. Необходимость такой помощи возникает при возникновении проблем личностного развития (задержка в личностном развитии, развитие негативных личностных качеств, несформированность социально-значимых качеств], которые не могут быть решены в рамках определенного педа-
гогического процесса (к примеру, учителем в процессе обучения ученика]. Проблемы личностного развития учащихся возникают при сравнении уровня личностного развития с требованиями к личности ученика, предъявляемыми ему в образовательном процессе. В российской системе образования оказание подобной помощи является функциональной обязанностью школьного психолога. М. Р. Би-тянова, анализируя основные функции деятельности школьного психолога определяет сущность сопровождения как «создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия» [2, с. 20].
Таким образом, третий подход выделяет смысл сопровождения как процесса, способствующего личностному развитию (ценностносмысловой ориентации, определения системы отношений к себе, людям, миру) и межличностному взаимодействию в соответствии с социальными и педагогическими требованиями.
Четвертый подход связан с рассмотрением социально-педагогических аспектов сопровождения, с вопросами адаптации человека как индивида с ограниченными возможностями к внешним социальным требованиям. Сопровождение, в этом случае, рассматривается как помощь в решении проблем сопровождаемого. Т. В. Глазкова под педагогическим сопровождением развития личности понимает помощь «учащимся, испытывающим учебные трудности личностного, дистрессового характера, проявляющиеся в устойчивых негативных эмоциональных переживаниях, что вызывает затруднения и деформации развития личности этих учащихся» [4. с. 12]. Е. Н. Леонова рассматривает сопровождение как организацию педагогом «совместного с воспитанником поиска путей наиболее оптимального протекания адаптационного процесса, в результате которого происходит активизация механизмов совпадающего поведения» [8. с. 8]. И. А. Липский определяет социально-педагогическое сопровождение и рассматривает его как «циклическое непосредственное и опосредованное воздействие друг на друга в условиях социума с целью гармонизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии с этим социумом в определенном пространстве и во времени, в процессе которого происходит развитие ребенка» [9. с. 63]. М. И. Губанова в своем докторском исследовании рассматривает педаго-
гическое сопровождение как «содействие учащемуся в формировании: благоприятных условий социализации личности» [5, с. 9].
Таким образом, четвертый подход можно обозначить как сопровождение социальной адаптации индивида и самостоятельного выполнения им социальных норм и требований.
В связи с тем, что в человеке важно гармоническое развитие всех начал в условиях образовательного процесса имеют право на существование все выделенные подходы, а соответственно понимание категории «сопровождение» становится полипарадигмальным.
Значимость процесса сопровождения подтверждается его востребованностью в профессиональной деятельности разнообразных категорий специалистов. Анализ психологопедагогических исследований свидетельствует, что в качестве объекта сопровождения могут выступать как дети, учащиеся, студенты, так и воспитатели, учителя, социальные педагоги и т.д. Следует отметить, что понятие педагогическое сопровождение, прежде всего, относится к сопровождению учащихся.
В последнее десятилетие появилось большое количество научных работ, в которых анализируется сопровождение профессиональной педагогической дельности и подготовки к ней.
Например, сопровождение личностно-профессионального развития педагога в период его профессиональной адаптации анализирует Л. Н. Харавинина, опираясь на «целостную модель, основанную на личностно-ориентированном, деятельностно-ориентированном, компетентностном и вариативном подходах, общих и специальных принципах сопровождения; ориентированную на достижение результата - успешную адаптацию педагога к условиям новой профессиональной среды и повышение уровня его профессиональной компетентности» [14. с. 9].
В качестве объекта сопровождения в педагогике рассматриваются не только определенные учащиеся или педагоги, но и педагогические коллективы, социальные среды и т.д. И. П. Соловьевой рассмотрено и осуществлено научно-методическое сопровождение деятельности педагогического коллектива различных образовательных учреждений [12].
В сопровождении нуждаются люди различного возраста, любой профессии, оказавшиеся в различных жизненных ситуациях, имеющие различные отклонения в развитии и т.д.
Особо следует отметить универсальность сопровождения как педагогического процесса, осуществление которого может быть возложено на каждого педагогического работника, но при этом могут быть соответствующие специалисты в области педагогического сопровождения.
В педагогической науке выделена целая группа специалистов-профессионалов, чьим обязательным функционалом является осуществление сопровождения: тьютор, психолог, социальный педагог, валеолог, методист...
Т. М. Ковалева считает, что тьюторское сопровождение - это «педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося» [7. с. 8].
С нашей точки зрения, «сопровождение» является базовой педагогической категорией, так как является особым гуманистически ориентированным педагогическим процессом, направленным на оказание помощи
(поддержку, со-действие, сотрудничество, создания условий] реализуемую различными специалистами в работе с различными категориями участников педагогических процессов.
Сопровождение способствует:
- процессам самоопределения, становления и развития личности субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей];
- повышению качества самостоятельной деятельности субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей];
- решению педагогических задач по совершенствованию личности субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей];
- решению жизненных и профессиональных проблем субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей].
Анализ практики осуществления сопровождения показал, что наиболее неразработанным и требующим особых педагогических исследований, является процесс сопровождения повышения качества самостоятельной деятельности субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей].
Литература
1. Александрова Е. А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования // Институт системных исследований и координации социальных проектов : Библиотека : [сайт] [Электронный ресурс]. - URL: http://www. isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html
2. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М. : Совершенство, 1997. - 298 с. (Практическая психология в образовании).
3. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / Новые ценности образования : десять концепций и эссе. - М. : Инноватор, 1995. - С. 58-64. (Новые ценности образования / ред. Н. Б. Крылова ; Вып. 3).
4. Глазкова Т. В. Педагогическое сопровождение личностного развития учащихся в общеобразовательной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Иркутск, 2004. - 18 с.
5. Губанова М. И. Система формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению социального самоопределения старшеклассников : автореф. дис. . д-ра пед. наук :
13.00.08. - Кемерово, 2004. - 44 с.
6. Казакова Е. И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. - СПб, 1995. - 186 с.
7. Ковалева Т. М. Материалы курса «Основы тьюторского сопровождения в общем образовании» : лекции 1-4. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 56 с.
8. Леонова Е. Н. Педагогическое сопровождение процесса адаптации первокурсников вуза : автореф. дис. . канд. пед. наук :
13.00.01. - Хабаровск, 2010. - 25 с.
9. Липский И. А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания : сб. науч. тр. - Волгоград : Перемена, 2004. - С. 280-287.
10. Сапожникова Т. Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников : автореф. дис. . д-ра пед. наук. - Ярославль, 2010.
11. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
12. Соловьева И. П. Научно-методическое сопровождение деятельности педагогического коллектива как условие реализации личностного подхода : На примере системы образования Таймырского округа : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.01. -СПб., 2005. - 18 с.
13. Тарита Л. Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в управлении районной образовательной системой : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - СПб., 2000. - 21 с.
14. Харавинина Л. Н. Сопровождение личностно-профессионального развития молодого педагога : автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08. - Ярославль, 2011. - 23 с.
15. Шакурова М. В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01. - М., 2007. - 47 с.
16. Научно-методическое сопровождение персонала школы : педагогическое консультирование и супервизия : моногр. / М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко, В. О. Букетов, С. Н. Горычева, А. В. Петров, А. Г. Ширин / под ред. М. Н. Певзнера, О. М. Зайченко.
- В. Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого ; Ин-т образоват. маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. - 316 с.