Научная статья на тему 'Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями посредством компьютерных технологий'

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями посредством компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
189
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кашапова Любовь Дмитриевна, Сытина Ирина Дмитриевна, Егорова Елена Анатольевна

В статье раскрывается опыт целенаправленного комплексного логопедического воздействия, основанного на использовании компьютерных технологий, позволяющий значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кашапова Любовь Дмитриевна, Сытина Ирина Дмитриевна, Егорова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями посредством компьютерных технологий»

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями

посредством компьютерных технологий

Кашапова Любовь Дмитриевна (lubowdk@yandex.ru),

Сытина Ирина Дмитриевна (syira@inbox.ru), Егорова Елена Анатольевна (elena-672005@yandex.ru)

МОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого-медико-социального сопровождения № 85», г. Набережные Челны

Аннотация

В статье раскрывается опыт целенаправленного комплексного логопедического воздействия, основанного на использовании компьютерных технологий, позволяющий значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Одним из основных направлений информатизации образования является использование новых информационных технологий (НИТ), позволяющих повысить эффективность коррекционно-образо-вательного процесса, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития. Оптимальное сочетание компьютерных и традиционных методов определяют эффективность использования НИТ в коррекционной работе.

Использование компьютерных средств в коррекционном процессе помогает специалистам более полно реализовать активную позицию деятельности ребенка при взаимодействии с взрослым. Создание системы приемов компьютерно-опосредованного воздействия позволяет повысить мотивацию, обеспечить психологический комфорт на занятиях, способствует развитию всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики, познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания, формирует личность ребенка в целом. Положительный эмоциональный фон способствует повышению показателей уровня развития детей.

В своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения, мы используем текстовый редактор Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel, специализированные или адаптированные ком -пьютерные программы («Игры для Тигры», «Учимся правильно говорить», развивающие программы психологического центра «Адалин» для детей от 4 до 7 лет, «Баба-Яга учит читать», «Компьютерная фонетическая лаборатория «Русский язык»).

В работе с заикающимися и детьми с дизартрическими расстройствами применяем программно-аппаратный комплекс «Волна» (научно-производственная фирма «Амалтея», г. Санкт-Петербург) для обучения диафрагмальному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции с использованием технологии функционального биоуправления (ФБУ).

Компьютерная программа «Учимся правильно говорить» (ресурс разработан в рамках кон -курса НФПК «Разработка Информационных источников сложной структуры (ИИСС) для системы общего образования» поставщик ресурса ЗАО «Новый Диск») применяется нами для коррекцион-но-развивающей работы с дошкольниками. Данное пособие является образовательным ресурсом для индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию фонематического слуха, темпо-ритми-ческой стороны речи, лексико-грамматического строя речи, связной речи и включает в себя следующие разделы:

1. Неречевые звуки.

2. Звукоподражание.

3. Речевые звуки.

4. Развитие связной речи.

Экспериментальные задания во всех разделах представлены в двух режимах: «Изучение» и «Задание». В каждом задании предусматривается несколько уровней сложности, что позволяет учителю-логопеду осуществлять дифференцированный подход в процессе коррекционно-развивающей работы.

Так, например, при работе с заданием «Музыканты» в режиме «Изучение» дети получают инструкцию: «Найди все музыкальные инструменты на экране. Назови их. Выбери инструмент и послушай, как он звучит». Таким образом, дети соотносят звучание с изображением предмета.

Переходя в режим «Задание», дети получают инструкцию: «Послушай внимательно и запомни, какие инструменты звучали. Потом выдели инструменты в последовательности их звучания». Если

86

ИТО Марий Эл -2010

задание выполнено неверно, звучит голос диктора «Попробуй еще раз». При правильном выполнении задания - поощрение:

1-й, 2-й уровень: звучит один музыкальный инструмент;

3-й уровень: два музыкальных инструмента и т. д.

Раздел «Неречевые звуки» представлен видеорядом, состоящим из серии тематических и сюжетных иллюстраций и экспериментальных заданий, которые можно использовать при изучении лексических тем «Профессии», «Транспорт», «Наш дом», «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Учитель-логопед, используя представленные иллюстрации, может проводить лексическую работу по уточнению, расширению и закреплению словарного запаса детей и грамматического строя речи.

Раздел «Звукоподражание» представлен видеорядом, состоящим из серии тематических и сюжетных иллюстраций и экспериментальных заданий, которые можно использовать при изучении лексических тем «Домашние животные», «Птицы», «Домашние птицы», «Моя семья». Учитель-логопед, используя представленные иллюстрации, может проводить лексическую работу по уточнению, расширению и закреплению словарного запаса детей и грамматического строя речи.

В разделе представлены следующие экспериментальные задания: «Кто живет рядом с нами», «Скотный двор», «Птичий двор», «Голоса».

Раздел «Речевые звуки» представлен мультимедийными играми-заданиями двух типов. К первому типу относятся задания «Услышь звук У», «Услышь звук А» и т. д.

Ко второму типу заданий относятся задания «Определи место звука У в слове», «Помести картинки в ящики (в корзины, распредели по домикам). Звуки «А, У», «А, У, О», «С, Сь» и т. д.

Учитель-логопед может оказать ребенку определенный вид помощи в зависимости от затруднений ребенка (сконцентрировать внимание, обратить внимание на артикуляцию звука и т. д.).

Четвертый раздел «Развитие связной речи» представлен мультимедийными играми-заданиями двух типов.

К первому типу заданий относятся игры «Слово-действие», «Подбери действия», «Слово-признак», «Подбери признаки» и «Составляем рассказ-описание».

Ко второму типу заданий относится игра-задание «Перескажи рассказ».

В первом типе заданий представлено несколько вариантов заданий. Так, например, в игре-задании «Слово-действие» перед каждым из вариантов заданий звучит инструкция: «Оживи картинку. Подбери к предмету действие. Составь предложение из двух слов».

Игра-задание «Перескажи рассказ» (второй тип) ориентирована на работу с серией картинок и обучению пересказу небольшого рассказа с опорой на картинки. В игре представлены четыре набора картинок и четыре рассказа. Логопед может выбирать рассказы в зависимости от уровня речевого развития детей и изучаемой лексической темы. На экране представлен ряд картинок. Детям дается инструкция: «Рассмотри картинки. Послушай рассказ. Расставь картинки в последовательности рассказа. Перескажи рассказ с опорой на картинку».

Компьютерная фонетическая лаборатория «Русский язык» (авторы программы Руденко-Моргун Ольга Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка № 3 факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин РУДН, Дунаева Лариса Анатольевна, доктор педагогических наук, доцент филологического факультета МГУ, Архангельская Алла Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка № 3 факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин РУДН) адресована иностранным учащимся, изучающим русский язык, однако, с успехом применяется нами в практике учителя-логопеда. Программа позволяет познакомить детей с артикуляцией звуков, с особенностями ударения и его реализации в различных типах слов, с основными типами интонационных конструкций. В программе заложены основы техники письма, базирующейся на знании правил русской графики и орфографии, прививаются первичные навыки во всех видах речевой деятельности.

В работе с детьми мы применяем следующие электронные интерактивные средства:

1. Визуализации на основе использования средств мультимедиа и гипертекста:

- рисунки и анимации: схемы речевого аппарата, схемы интонационных конструкций, ритмические модели;

- средства языкового моделирования - осциллограммы, снабженные системой педагогических инструментов контроля произношения учащихся;

- гипертекстовые иллюстрированные справочные материалы по русской фонетике и грамматике. 2. Электронные средства контроля;

- система оценки произношения;

- система оценки заданий.

Являясь электронным средством обучения фонетике, программа органично взаимодействует с традиционными средствами, но дополняет их и усиливает воздействие на ребенка.

Методика

Традиционная Инновационная

Логопед артикулирует нужный звук (если необходимо, объясняет или показывает на таблице положение органов речи), ребенок повторяет Аналогичные функции логопеда выполняет компьютер (звуковая демонстрация произнесения звука, анимированная схема положения внешних и внутренних органов речи, осциллограмма для самоконтроля, оценка качества произнесения звука учащимся)

Ребенок прослушивает образец (слово или предложение) и повторяет При использовании компьютера логопед записывает произнесенный ребенком звук и оценивает правильность произнесения

Логопед произносит слова с похожими, близкими по артикуляции звуками; ребенок должен вычленить требуемый звук Аналогичные функции логопеда выполняет компьютер. Ребенок вычленяет требуемый звук и получает оценку в режиме обратной связи

Логопед, на этапе автоматизации, называет звук, слог, слово, фразу, а ребенок произносит их На экране выделяется буква либо слог, дается образец произнесения, а ребенок повторяет их, получая оценку в режиме обратной связи

В своей практике мы используем следующие ресурсы «Компьютерной фонетической лаборатории»:

Звук и буква. Основная тема - нормативное произношение звуков. Ребенок наблюдает за движением органов речи при артикуляции звуков, узнает различительные признаки гласных и согласных звуков, учится произносить звуки в изолированном положении и в слогах, знакомится с буквенными обозначениями звуков.

Раздел предназначен для отработки произношения звуков, тренировки фонематического слуха, для знакомства со звукобуквенными соответствиями. Снабжен осциллограммой, выходом в статьи Справочника, комментирующими и иллюстрирующими артикуляцию каждого звука, выходом в экран оценки правильности произношения. Активизация микрофона на осциллограмме: запись звука + изображение на осциллограмме (произношение пользователя). Анимированное изображение органов речи выполняет роль зрительной наглядности при постановке звуков. Сопровождает презентацию каждого звука. На экране речевой аппарат, а при его активизации - звук + анимация.

Слово. Дети осваивают произношение гласных и согласных звуков в сильной и слабой позициях; знакомятся со слогом, слогоделением и русским ударением, учатся определять ударный слог в слове и типы ритмических моделей слов, правильно произносить слова.

Фраза. Дети осваивают основные типы интонационных конструкций русского языка, учатся различать утвердительные и вопросительные предложения, различающиеся только интонацией.

Таким образом, целенаправленное комплексное логопедическое воздействие, основанное на использовании компьютерных технологий, позволяет нам значительно повысить эффективность коррекци-онно-образовательного процесса. Это достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития полисенсорного воздействия, использования интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации.

=10- Литература

1. Белобородова Е.Г., Горвиц Ю.М., Любимова М.М. Использование компьютерных игр для коррекции и развития речи у детей младшего возраста // Информационные технологии в образовании: сб. трудов участников IX Международной конференции-выставки. М.: МИФИ, 1999. Ч. III. С. 186-187.

88

ИТО Марий Эл -2010

2. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учебное пособие. М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.

3. Дробышев Ю.А., Ерлыченко С.Н. Возможности использования новых информационных технологий при обучении младших школьников // Информационные технологии в образовании: сб. трудов участников VIII Международной конференции-выставки. М.: МИФИ, 1998. С. 26-27.

Интерактивный аспект применения компьютерных технологий в обучении

Ким Владимир Сергеевич (vskim@mail.ru)

Уссурийский государственный педагогический институт (УГПИ), г. Уссурийск

Аннотация

В работе рассмотрены вопросы, которые должны найти свое решение при построении компьютерных программ учебного назначения. Проанализированы пути решения обозначенных проблем: использование WIMP-интерфейса, требования к построению информационных кадров с вербальной и невербальной составляющей, правила использования диагоналей кадра и размещения основных и простых топоном. Затронута также и проблема использования «монтажного эффекта» для усиления выразительности последовательности информационных кадров.

Компьютерные технологии находят все более широкое применение в современном учебном процессе, что порождает новые проблемы, требующие своего решения. Рассмотрим, в частности, проблему пользовательского интерфейса в обучающих программах.

При предъявлении информационных кадров компьютерной программой на экране монитора возникают вопросы, которые мы обсудим.

Что показать? На этот вопрос ответить, казалось бы, относительно легко. Это информационный материал по изучаемой (контролируемой) дидактической единице: тексты, чертежи, рисунки, фотографии, аудио- и видеоданные. Но не следует обманываться видимой простотой решения проблемы. Выбор наиболее оптимального информационного материала - чрезвычайно сложная задача, решение которой зависит от множества факторов - начиная от содержания Государственного стандарта по данной учебной дисциплине и кончая психофизиологическими характеристиками субъекта обучения. Всю эту проблематику мы оставим в стороне, поскольку данная статья посвящена другим вопросам. В рамках нашего рассмотрения будем считать, что нам известно - что следует предъявлять обучаемому на экране монитора. Единственное, что мы хотели отметить - этот вопрос надо ставить при разработке учебного программного обеспечения ЭВМ.

Как взаимодействовать? Второй вопрос обращает наше внимание на проблему пользовательского интерфейса. Пользователь должен работать в интерактивном режиме, в частности, иметь возможность вводить данные в систему (команды, запросы), достаточно комфортным для себя образом. Согласно А. Норманну, технологические процессы будут эффективны только в том случае, когда будут учтены особенности людей, персонала, участвующих в этих технологиях [11].

Пользовательский интерфейс можно конструировать, используя два подхода [1]. Согласно первому подходу пользователю необходимо изучить компьютерную систему, запомнить правила работы с ней. Согласно второму подходу, пользователю дается возможность использовать хорошо знакомую ему языковую среду и систему образов, а на компьютер возлагается задача поддержки пользователя с учетом особенностей его поведения в процессе взаимодействия. На практике используются компромиссные решения.

Большинство проблем разработки пользовательского интерфейса обусловлены тем, что программисты конструируют его неосознанно, интуитивно, а основное внимание уделяют проработке функционала компьютерной системы. В виду чрезвычайной важности, процесс разработки пользовательского интерфейса, его характеристики регламентирован различными стандартами [5].

В 80-х годах прошлого века в научно-исследовательском центре Xerox PARC были созданы графические интерфейсы пользователя (GUI), предназначенные для работы на растровых графических сетевых рабочих станциях. Эти интерфейсы принято обозначать аббревиатурой WIMP (Windows-Icons-Menus-Pointing device), что отражает задействованные интерактивные сущности: окна, пиктограммы, меню и позиционирующее устройство (обычно мышь) [10]. Легкость освоения WIMP-интерфейса, переносимость базовых интерфейсных операций между различными прикладными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.