Научная статья на тему 'Сопротивление злу в принципах толерантности и ненасилия…'

Сопротивление злу в принципах толерантности и ненасилия… Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
160
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сопротивление злу в принципах толерантности и ненасилия…»

© 2007 г. С.И. Кузина

СОПРОТИВЛЕНИЕ ЗЛУ В ПРИНЦИПАХ ТОЛЕРАНТНОСТИ И НЕНАСИЛИЯ

Проблема регуляции совместного сосуществования людей в мире становится в настоящее время все более острой в связи с растущим валом насилия, экстремизма и различных форм нетерпимости. Толерантность и ненасилие являются необходимым условием выживания человечества при современном уровне средств уничтожения.

Современные ученые определяют толерантность как «.. .терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, мнениям, идеям, верованиям и т.п.» [1, с. 30]. В. А. Лекторский считает, что толерантность как уважение к чужой позиции должна сочетаться с установкой «на взаимное изменение позиций в результате критического диалога» [1, с. 11]. Только при взаимной критике взглядов плюрализм и толерантность будут способствовать развитию культуры, философии и познания.

Английский исследователь П.П. Николсон дает следующее определение: «Толерантность есть добродетель воздержания от употребления силы для вмешательства во мнения или действия другого, хотя бы они и отклонились в чем-то важном от мнения или действия субъекта толерантности и последний не был бы морально согласен с ним» [2, с. 131]. Он подчеркивает важность проявления толерантности к мнению в отличие от действий на основе этого мнения, например фашистского или расистского толка. Таким образом, толерантность имеет четко очерченные границы. Там, где начинается зло, она заканчивается и начинается нетерпимость, проявляющая силу или насилие в сопротивлении злу. Таким образом, позиции толерантности допускают применение насилия в отличие от моральной программы наиболее последовательного сторонника ненасилия - Л.Н. Толстого, который не признавал никаких форм насилия - ни со стороны преступников, ни стороны легитимной власти. Как считает А.А. Гусейнов, именно морализующий абсолютизм «непротивленцев злу насилием» - основная причина того, что идеи ненасилия сегодня, в начале XXI в., находят в обществе «почти так же мало отклика, как и две с половиной тысячи лет назад, когда они возникли» [3, с. 35].

Главный оппонент Л.Н. Толстого философ И. А. Ильин писал о практической несостоятельности, утопизме идей ненасилия: «Отвергающие меч настаивают на том, что путь меча есть неправедный путь. Это верно - в смысле абсолютной нравственной оценки; это неверно - в смысле указания практического исхода» [4, с. 338], так как непротивление злу в реальной жизни означает примирение с существованием социальной несправедливости, пассивно-малодушное отстранение от творимых кем-то злых деяний, предательства, преступлений. «Да, путь меча есть неправедный путь; но нет такого духовного закона, что идущий через неправедность идет к греху.. Если бы было так, то все люди, как постоянно идущие через неправедность и даже через грех, были бы обречены на безысходную

гибель, и грех нагромождался бы на грех, и неодолимое бремя его тянуло бы человека в бездну. Нет, жизненная мудрость состоит не в мнительном праведни-чании, а в том, чтобы в меру необходимости мужественно вступать в неправедность, идя через нее, но не к ней, вступая в нее, чтобы уйти из нее» [4, с. 34].

И. А. Ильин считает, что, прибегнув к ответному насилию, «взяв в руки меч» в борьбе со злом, человек проявляет душевный героизм, добровольно взяв на себя грех насилия, сознательно и убежденно принимает неправедность и ответственность за нее. (Возможно, действительно Иуда был лучшим учеником Христа, взяв на себя вечный грех предательства. Иначе, как бы мир узнал о Христе?)

Казалось бы, вот положительный ответ на вопрос, может ли добрая цель быть достигнута злыми, неправедными средствами. Но концепция великого философа даже спустя десятилетия встречает возражения оппонентов. Ж. Госс однозначно считает: «Если мы будем использовать ответное насилие в борьбе с несправедливостью, мы лишь включимся в бесконечную спираль насилия.. Победа, достигнутая неправедными средствами, является мнимой: она увеличивает и продлевает насилие» [5, с. 21].

Принципы ненасилия прежде всего обращены к доброму началу в человеке, их цель - усиление и культивирование нравственности. Можно уничтожить расистов и фашистов, но их идеи не умрут вместе с ними, потому что могут остаться в умах и душах единомышленников. И задача состоит в том, чтобы преодолеть несправедливость в настроениях людей путем их нравственного и духовного изменения. Только таким путем будут спасены и жертвы, и палачи.

Принципы ненасильственной коммуникации предполагают следующие подходы:

1. Все люди равны в своем достоинстве и имеют право на уважение своих взглядов, верований, позиций, интересов.

2. Каждый способен к развитию, изменению своих взглядов, позиций, диалогу и компромиссу. Такое доверие к человеку является основой ненасильственных действий.

3. К чужому мировоззрению необходимо подходить аналитически, одновременно допуская критику собственных взглядов.

4. Бороться со злом в людях, не теряя любви к ним.

5. В отношениях с оппонентами необходима открытость поведения, честность, отсутствие скрытых намерений, хитрости, коварства и т.п.

Как видно из анализа принципов толерантности и ненасилия, они совпадают по основным позициям. Совпадают и декларируемые сторонниками обеих концепций возможные линии поведения человека при столкновении с насильственно поддерживаемой социальной несправедливостью. Однозначно осуждаются пассивность, малодушие, трусость, капитуляция, безразличие, и признается

практически более эффективным и нравственно более достойным ответное насилие - активное неприятие насилия, борьба с ним. Ответное насилие, даже будучи неправедным по своей природе, лучше, чем покорность.

Но для сторонников ненасилия программной стала третья линия поведения в ситуации социальной несправедливости - путь активного ненасильственного сопротивления злу. При этом, как пишет А. А. Гусейнов, «важно подчеркнуть следующее: эти три линии поведения образуют восходящий ряд и с прагматической, и аксиологической точек зрения. И по критерию эффективности, и по критерию ценности противонасилие выше пассивности, ненасилие выше противонасилия. Ненасилие, следовательно, представляет собой постнасильственную стадию в борьбе за социальную справедливость. В отличие от пассивности, являющейся позицией человека, который не поднялся, не дорос до ответного насилия, оно представляет собой способ поведения человека, который перерос насильственный способ решения проблемы. Перерос и духовно, так как в противовес насилию, всегда предполагающему разделение людей на две неравноправные касты - "своих" и "чужих", "добрых" и "злых" и т.д., оно исходит из метафизической святости каждого человека, и душевно, так как требует большего мужества, чем то, которое требуется для преодоления физического ("животного") страха. Для любви нужно больше кругозора и больше мужества, чем для кровной мести, дуэли или иной физической расправы с "врагом"» [3, с. 39].

Как явствует из вышеприведенной цитаты, для концепции ненасилия однозначно отрицательным является ответ на вопрос, возможно ли неправедными средствами - обманом, террором, военными действиями - и другими насильственными способами добиться мира, любви, лучшей жизни, социальной справедливости. Используя насилие по отношению к врагу, мы даем ему возможность и моральное право ответить тем же. Умножая таким образом насилие, мы, используя спортивную терминологию, продолжаем «играть на чужом поле» - поле зла. Ненасилие же разрывает цепь зла, переведя борьбу на другие внутренние основания.

Человеческая история состоялась благодаря тому, что в целом ненасилие все-таки преобладало над насилием, иначе мы бы уже не существовали как цивилизация. Но уровень и объем средств массового уничтожения достиг критической отметки. И момент перехода этого Рубикона зависит только от одного фактора - умственных и духовно-нравственных возможностей человечества.

Возможно, кто-то объявляет идею ненасилия очередной утопией XXI в., не представляя, как внушить обычным людям, чтобы они возлюбили врагов своих. Но вот что писал об этой сложной задаче Мартин Лютер Кинг: «Заповедь "любите врагов ваших" всегда была, пожалуй, самой трудной из всех заповедей Христа. Некоторые люди искренне верили, что в реальной жизни она невыполнима. Легко любить тех, кто любит тебя, но как любить тех, кто, тайно или явно, старается возобладать над тобой? Другие, например философ Ницше, утверждали, что призыв Иисуса возлюбить врагов свидетельствует о том, что христианская мо-

раль - удел слабых и трусливых, а не сильных и смелых. Иисус - это оторванный от реальной жизни идеалист, говорят они.

Несмотря на подобные острые вопросы и непрекращающиеся возражения, эта заповедь Иисуса приобретает для нас все возрастающее значение. Вереница беспорядков и восстаний напомнила нам о том, что путь современного человека лежит по дороге, имя которой - Ненависть, и ведет она нас к гибели и осуждению на вечные муки. Заповедь "любите врагов ваших" - это не благочестивое пожелание мечтателя-утописта, а абсолютное условие нашего выживания. Любовь даже к врагам - вот ключ к решению всех существующих в нашем мире проблем. И Иисус - это не оторванный от жизни идеалист, он - трезвый реалист» [6, с. 66].

Теоретические обоснования ненасилия подтверждаются известными примерами его практического применения. Случаи гражданского неповиновения, несотрудничества, неучастия как выражения протеста против социальной несправедливости дают основания считать ненасилие не только эффективным средством политической борьбы, но и путем преобразования мира.

Ненасилие предполагает определенную философию, мировоззрение, жизненную этику. Основной целью ненасилия и толерантности в современном разнообразном и противоречивом мире является достижение взаимопонимания, что гораздо важнее и сложнее, чем просто отказ от взаимного применения силы, что, собственно, не снимает противоречий, а продолжает поддерживать противостояние.

Ненасилие и толерантность являются в первую очередь моральными принципами, антиподами воинственности, и успех их утверждения в большой степени зависит от массовости их приверженцев. Организация сторонников ненасильственного движения требует кропотливой работы, внутренней дисциплинированности, терпения в отличие от революционных наскоков при применении силы, требует ответственности и продуманной тактики. Приверженец ненасилия приглашает оппонента к открытому диалогу и искренности в отношениях, так как он борется не только против несправедливости, но и за оппонента, за его потенциальные человечность и нравственность. Он никогда не забывает, что не существует абсолютного добра и абсолютного зла, что в каждом добром человеке есть частица зла, а в каждом злом - частица добра.

Ненасилие ориентировано на сотрудничество. Участники ненасильственных акций заявляют свой протест позитивным образом, беря на себя ответственность за происходящие в обществе процессы. Надеяться на гармоничное решение всех возможных конфликтов только мирными способами было бы наивно, поэтому ненасилие требует большого самоограничения, взаимодействия, толерантности, согласия, взаимного учета интересов.

Литература

1. Толерантность и полисубъектная социальность: Материалы конференции. Екатеринбург, 18 - 19 апр. 2001 г. Екатеринбург, 2001.

Николсон П.П. Толерантность как моральный идеал // Толерантность. Вестник Уральского межрегионального института общественных наук. 2001. № 1.

Гусейнов А.А. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. № 6.

4. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. М., 2005.

5. Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993.

6. Кинг М.Л. Любите врагов ваших // Вопросы философии. 1992. № 3.

Ростовский институт иностранных языков

14 февраля 2006 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.