Научная статья на тему 'Сопоставление различных персонифицированных дефиниций искусства арборскульптуры'

Сопоставление различных персонифицированных дефиниций искусства арборскульптуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
150
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО АРБОРСКУЛЬПТУРЫ / "POOKTRE" / "ТRADSKULPTERING" / "ФОРМОВО-ДЕКОРАТИВНОЕ САДОВОДСТВО" / БИОНИКА / СКУЛЬПТУРЫ ИЗ РАСТУЩИХ ("ЖИВЫХ") ДЕРЕВЬЕВ / "ВЫРАЩИВАНИЕ" СКУЛЬПТУР ИЗ ДЕРЕВЬЕВ / THE ART OF ARBORSCULPTURE / "TRADSKULPTERING" / "ORNAMENTAL GARDENING" / BIONICS / SCULPTURES OF GROWING ("LOST") TREES / "GROWING" SCULPTURES OF TREES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Смолина Олеся Олеговна

В архитектуре и ландшафтном дизайне зафиксировано несколько трактовок искусства арборскульптуры. В связи с этим анализируется данное понятие, впервые введенное в США, рассматриваются различные трактовки, применяемые в Австралии и Швеции, сопоставляется конгениальное понятие «формово-декоративное садоводство», используемое в России. Арборскульптура рассматривается как искусство и техника. Выявляются первоисточники упоминания искусства арборскульптуры и исследуется впервые «выращенный» арборскульптурный объект пешеходный мост в Индии, ставший отправной точкой в истории формирования арборскульптурных объектов. © Смолина О. О., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COMPARISON OF VARIOUS DEFINITIONS OF PERSONALIZED ART ARBORSCULPTURE

In architecture and landscape design fixed the problem of fragmentation of different personal senses of art arborsculpture. In this regard, the author analyzes this concept, first introduced in the United States, examines the various interpretations applied in Australia and Sweden, is mapped to a congenial concept of ornamental gardening used in Russia. Arborsculpture is considered as an art and technique. Identifies the original sources of the art of arborsculpture and is considered the first «variations» arborsculpture object is a pedestrian bridge in India, that became a starting point in the history of the formation arborsculpture objects.

Текст научной работы на тему «Сопоставление различных персонифицированных дефиниций искусства арборскульптуры»

УДК 712.03

СМОЛИНА О. О.

Сопоставление различных персонифицированных дефиниций искусства арборскульптуры

В архитектуре и ландшафтном дизайне зафиксировано несколько трактовок искусства арборскульптуры. В связи с этим анализируется данное понятие, впервые введенное в США, рассматриваются различные трактовки, применяемые в Австралии и Швеции, сопоставляется конгениальное понятие «формово-декоративное садоводство», используемое в России. Арборскульптура рассматривается как искусство и техника. Выявляются первоисточники упоминания искусства арборскульптуры и исследуется впервые «выращенный» арборскульптурный объект — пешеходный мост в Индии, ставший отправной точкой в истории формирования арборскульптурных объектов.

Ключевые слова: искусство арборскульптуры, «Роок1те», «Тгас15ки1р1еппд», «формо-во-декоративное садоводство», бионика, скульптуры из растущих («живых») деревьев, «выращивание» скульптур из деревьев.

SMOLINA O. O.

A COMPARISON OF VARIOUS DEFINITIONS OF PERSONALIZED ART ARBORSCULPTURE

In architecture and landscape design fixed the problem of fragmentation of different personal senses of art arborsculpture. In this regard, the author analyzes this concept, first introduced in the United States, examines the various interpretations applied in Australia and Sweden, is mapped to a congenial concept of ornamental gardening used in Russia. Arborsculpture is considered as an art and technique. Identifies the original sources of the art of arborsculpture and is considered the first «variations» arborsculpture object is a pedestrian bridge in India, that became a starting point in the history oftheformation arborsculpture objects.

Keywords: the art of arborsculpture, «Pooktre«Tradskulptering», «ornamental gardening*, bionics, sculptures of growing C«Lost») trees, «growing» sculptures of trees.

Смолина

Олеся

Олеговна

кандидат архитектуры, старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет»

e-mail: [email protected]

Введение

Арборскульптура как искусство формирования («выращивания») из растущих древесных растений различных архитектурно-художест-венных форм в практике отечественных архитекторов, ландшафтных дизайнеров, урбанистов встречается все чаще. В ближайшее десятилетие прогнозируется активное ее внедрение в формате бионических элементов благоустройства (малых архитектурных форм и объектов городской среды), а также в качестве элементов функционального дизайна и мебели [7]. Однако в научной литературе (в том числе, зарубежной) зафиксированы разные трактовки понятия искусства арборскульптуры. Цель исследования: сопоставить различные персонифицированные смыслы искусства арборскульптуры, сконцентрированные как в России, так и в различных странах Европы, Азии, Австралии и США.

Данные о методике исследования

На основании анализа литературных источников, интернет-ресурсов, результатов науч-

ных разработок и проектных решений, семантической апробации предмета исследования, применения совокупности методов, включая системный, комплексный подход к изучению, были выявлены различные персонифицированные смыслы искусства арборскульптуры следующих авторов: Richard Reames, Peter Cook и Becky Northey, Johah Ask, Лев Платонович Симиренко.

Анализ полученных данных

Арборскульптура как техника «выращивания» и формирования стволов древесных растений, автор Р. Риме (Richard Reames), США, 2005 г.

В 2005 г. Ричард Риме впервые вводит понятие арборскульптуры в учебном пособии •«Арборскульптура — решение для маленькой планеты» («Arborsculpture Solutions for a Small Planet»): «Арборскульптура (Arborsculpture, от лат. arbour — дерево) — это техника "выращивания" и формирования стволов древесных растений путем прививки, изгиба, обрезки (под-

52

) Смолина О. О., 2018

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 1 | 2018

резки) и обрамления древесных стволов и/или "выращивания" формы (при помощи опалубки)» [9].

Возникает вопрос: «Арборскульптуру по смысловому наполнению следует понимать как технику или как искусство?»

Объекты арборскульптуры в любой из категорий практического использования, будь то элементы открытых пространств — это малые архитектурные формы, к примеру, скамья, беседка и др., или это элементы городской среды: остановочные павильоны, детский или спортивный игровой комплекс, кемпинги и т.д., или элементы закрытых пространств, к примеру: мебель, скульптура и т.д., обладают неповторимым художественным образом. Форма, которая придается древесному растению по мере формирования из него объекта арборскульптуры, отражает его функциональное и эстетическое назначение.

Бионика (биомиметика) как наука определяет формы живой природы и рационально использует их в технике, формируя промышленные аналоги. Арборскульптура — это природный объект (в частности, элемент озеленения), внешнюю форму ствола или кроны которого гуманно корректируют для дополнительного функционального наполнения объектов городской среды, интерьеров, не трансформируя при этом основную структуру древесного растения. Следовательно, арборскульптурные объекты являются не подобием живого организма, а самими живыми организмами. В этом смысле арборскульптуру следует понимать как искусство гуманной коррекции стволов растущих элементов озеленения (деревьев, кустарников, комнатных растений).

Понятие «техника арборскульптуры» подразумевает технический процесс формирования арборскульптурных объектов, заключающийся в:

1 моделировании основных габаритных размеров арборскульптурных объектов;

2 выборе элементов озеленения, приспособленных к необычным условиям произрастания с возможностью гуманной коррекции роста;

3 подборе метода формирования (постепенный, мгновенный) и гуманных технических приемов выращивания, базовых и альтернативных;

4 расчете сроков и стоимости моделирования архитек-турно-художественных форм бионических объектов и др.

Понятие «техника арборскульптуры» является более узким и входит в общее понятие «искусство арборскульптуры». Следует уточнить на основании изложенного, что арборскульптура — это искусство формирования бионических объектов, нацеленное на функционально-эстетическое и объемно-пространственное наполнение общественных пространств.

В некоторых источниках можно наблюдать следующее написание: «арбоскулыггура». Полагаем, что следует считать данное употребление неверным, так как в оригинальной версии термина используется соединение двух слов: arbour — от лат. «дерево», sculpture — от лат. «скульптура». В результате получаем: arboursculpture — арборскульптура.

Можно согласиться с автором, утверждающим, что «первым известным проявлением арборскульптуры является изображение Иоханна Перреала под названием "Nature Objects to the Alchemist's Errors" ("Объекты природы в ошибках алхимика"), датированное 1516 г. И. Пер-реал — французский алхимик и живописец, путешествующий по всей Европе. Картина является миниатюрной по размеру, всего 7,1 х 5,2 дюйма. Это была иллюстрация, сопровождающая текст одного из величайших произведений литературы XIII в. Романы де ла Роза, который обсуждал способность природы говорить. На картине

Иллюстрация 1. Первое известное проявление искусства арборскульптуры — картина И. Перреала «Nature Objects to the Alchemist's Errors». 1516 r. URL: https://www.niceartgallery. com/Jean-Perreal/The-Alchemist-Talking-with-Nature.html

изображен ангел, сидящий на фигуре из сформированного дерева. Руки ангела сложены, и он наказывает алхимика, который не рад ему...» [6] (Иллюстрация 1).

«Pooktre» как искусство управления формой растущих деревьев, авторы П. Кук (Peter Cook) и Б. Норти (Becky Norfhey), Австралия, 2010 г.

Питер Кук и Бекки Норти называют свои действия по изменению формы древесных растений «искусством управления формой растущих деревьев» («Pooktre»). Искусство «Pooktre» можно дифференцировать как одну из разновидностей искусства арборскульптуры, основной особенностью которой является не только формирование архитектурно-художественных форм из элементов озеленения по постепенному и мгновенному методу [8], но и разработка уникального корневого формирования, описанного в научной литературе [5]. Кроме того, особенностью искусства «Pooktre» является формирование из древесных растений архитектурно-художественных форм в виде фигур людей. Согласно классификатору практического использования объектов арборскульптуры данный вид следует определить как: категория — объект открытых пространств, подкатегории — малые архитектурные формы, подтип — скульптурные объекты (Иллюстрация 2).

П. Кук говорит: «...эмоциональный подъем, который я испытывал от мысли, что я могу "вырастить" человека (пусть и из дерева)1, эхом звучит во мне и по сей день» [6].

1 Примечание автора.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 1 | 2018

53

Архитектура

Иллюстрация 2. Искусство «Pooktre», особенностью которого является «выращивание» арборскульптурных объектов в форме фигур людей. URL: http://www.vashsad.ua/plants/dendrolog/articles/show/8255/

Иллюстрация 3. Пешеходный мост из каучукового фикуса. Черапуджи, Индия. Существует с XVI в. URL: http://www.rthvictoria.com/ wp-content/uploads/2015/02/11-most.jpg

Нами выявлено, что на территории США, Европы и Азии наиболее часто в научной литературе употребляется термин «арборскульптура». «Pooktre» — термин, который используется на территории зарождения этого вида деятельности, т.е. в Австралии. В источниках он представляется как отдельное искусство, однако по техническим особенностям формирования не отличается от искусства арборскульптуры. «Pooktre» в узком смысле можно трактовать как одну из разновидностей форм искусства арборскульптуры в виде скульптурных композиций, которые по конфигурации напоминают фигуры людей.

«Tradskulptering» как искусство сопричастности общества и природы, автор И. Аск (Johan Ask), Швеция, 2012 г.

Йохан Аск разрабатывает направление «Tradskulptering» («Скульптурные деревья») и рассматривает его как искусство намеренной трансформации древесных растений для эстетических или практических целей. Элементы озеленения по мере роста приобретают определенную форму (конфигурацию), которую арбор-скульптор наделяет особым значением, на эмоциональном и ментальном уровне [2].

По своей смысловой нагрузке «Trâdskulptering» и «Arboursculpture» — синонимичные понятия.

Формово-декоративное садоводство как способ получения высокой урожайности и декоративности плодовых деревьев автора Льва Платоновича Симиренко (Россия), 1887-1938 гг.

В России термин «арборскульптура» начал использоваться сравнительно недавно, ранее искусство формирования стволов древесных растений носило другое название — «формово-декоративное садоводство» — это «выращивание» плодовых деревьев на слаборослых подвоях в искусственных формах...» [10]. Плодовым деревьям придают форму, используя крепления стволов и ветвей деревьев к опорам — каркасам, решеткам, шпалерам и др.

Понятие «формово-декоративное садоводство», которое в 1887 г. в России было научно признано как одно из направлений ландшафтной архитектуры, можно считать прародителем искусства арборскульптуры. Мы полагаем, что в перспективе оно могло бы стать самым часто используемым в мире, так как данное искусство зародилось ранее остальных родственных ему искусств, и, конечно, активно развиваться. К сожалению, пока оно

54

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 1 | 2018

не получило широкого распространения. Существует несколько мест, где поддерживается форма ранее созданных плодовых культур — это «Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина РАН» в Москве [3] и несколько ботанических садов на территории Украины.

Впервые сформированный объект арборскульптуры Нами выявлено, что первым «выращенным» объектом арборскульптуры во всем мире является бионический пешеходный мост из каучукового фикуса, относящийся к XVI в., Индия, штат Мегхалая, г. Черапунджи, автор неизвестен [4] (Иллюстрация 3).

Заключение

Существует принципиальная разница в подходе к формированию бионических объектов в России и в странах Европы и Азии, Австралии и США. При создании многообразных архитектурно-художественных форм плодовых деревьев в России придерживались цели повышения урожайности («формово-декоративное садоводство»), а при создании объектов арборскульптуры в странах Европы и Азии, Австралии и США придерживаются целей функционально-эстетического наполнения общественных пространств.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что различные термины, рассмотренные в статье, по смысловой нагрузке близки друг к другу, их можно рассматривать как синонимы: «Pooktre», «Trädskulptering», искусство арборскульптуры. Выявлено, что на сегодняшний день в научной литературе понятие искусства арборскульптуры используют наиболее часто по сравнению с другими конгениальными понятиями, такими как: «Pooktre», «Trädskulptering», «формово-декоративное садоводство» — их употребление замечено в местах их зарождения.

Список использованной литературы

1 Арбопластика — удивительные фигуры из живых деревьев [Электронный ресурс]. URL: http://www.vashsad. ua/plants/dendrolog/articles/show/8255/ (дата обращения: 14.12.2017).

2 Ask J. Tailored Trees — Tree Shaping in a Public Environment. 2012. Vol. 15. 23 p. [Impossible cities]. URL: http://stud.epsilon.slu.Se/4755/l/askJ_120903. pdf (дата обращения: 15.12.2017).

3 Демидов А. С. Главный ботанический сад им. Н. В. Цицина Российской академии наук (ГБС РАН) [Электронный ресурс]. URL: http://www.gbsad.ru/ (дата обращения: 19.12.2017).

4 Живые Мосты Черапунджи, Индия [Электронный ресурс]. URL: http://phototravelguide.ru/most/zhivye-mosty-cherapundzhi-indiya/ (дата обращения: 18.12.2017).

5 Cook P., Northey В. 3 Methods of Tree Shaping every aspiring tree shaper should be aware of — 1 stedition. Yangan: SharBrin, 2010.14 p. [Impossible cities]. URL: http://www.pooktre.eom/extra/3/methods.html (дата обращения: 12.12.2017).

6 Ковешников А. И., Ширяева Н. А., Ставцев М. А. История развития и методика формирования арбопла-стических скульптур в условиях городской среды // Vestnik OrelGAU. 2015. №2 (53). С. 36-44.

7 Мурашко О. О. Исторические тенденции ландшафтного дизайна — арборскульптура //Приволжский научный журнал. 2015. №3 (35). С. 178-183.

8 Мурашко О. О. Технические приемы формирования объектов арборскульптуры // Вестник ТГАСУ. 2015. №3. С. 34-45.

9 Reames R. Arborsculpture Solutions for a Small Planet/Arborsculpture. Impossible cities. URL: http:// www.arborsmith.com/how-to-grow-a-chair/ (дата обращения: 11.12.2017).

10 Шайтан И. М. Формово-декоративный плодовый сад. Киев: Наук, думка, 1968.152 с.

Spisok ispol'zovannoj literatury

1 Arboplastika — udivitel'nye figury iz zhivyh derev'ev [Electronic resource]. URL: http://www.vashsad.ua/pla nts/dendrolog/articles/show/8255/ (data obrashcheniya: 14.12.2017).

2 Ask J. Tailored Trees — Tree Shaping in a Public Environment. 2012. Vol. 15. 23 p. [Impossible cities]. URL: http://stud.epsilon.slu.Se/4755/l/askJ_120903. pdf (data obrashcheniya: 15.12.2017).

3 Demidov A.S. Glavnyj botanicheskij sad im. N. V. Cicina Rossijskoj akademii nauk (GBS RAN) [Electronic resource]. URL: http://www.gbsad.ru/(data obrashcheniya: 19.12.2017).

4 Zhivye Mosty Cherapundzhi, Indiya [Electronic resource], URL: http://phototravelguide.ru/most/zhivye-mosty-cherapundzhi-indiya/(data obrashcheniya: 18.12.2017).

5 Cook P., Northey B. 3 Methods of Tree Shaping every aspiring tree shaper should be aware of — 1 stedition. Yangan: SharBrin, 2010.14 p. [Impossible cities], URL: http://www.pooktre.eom/extra/3/methods.html (data obrashcheniya: 12.12.2017).

6 Koveshnikov A. I., Shiryaeva N. A., Stavcev M. A. Istoriya razvitiya i metodika formirovaniya arboplasticheskih skul'ptur v usloviyah gorodskoj sredy // Vestnik OrelGAU. 2015. №2 (53). S. 36-44.

7 Murashko О. O. Istoricheskie tendencii landshaftnogo dizajna — arborskul'ptura // Privolzhskij nauchnyj zhurnal. 2015. №3 (35). S. 178-183.

8 Murashko О. O. Tekhnicheskie priyomy formirovaniya ob'ektov arborskul'ptury // Vestnik TGASU. 2015. №3. S. 34-45.

9 Reames R. Arborsculpture Solutions for a Small Planet/Arborsculpture. Impossible citiesyu. URL: http:// www.arborsmith.com/how-to-grow-a-chair / (data obrashcheniya: 11.12.2017).

10 Shajtan I.M. Formovo-dekorativnyj plodovyj sad. Kiev: Naukova dumka, 1968.152 s.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ PAACH 1 | 2018

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.