Научная статья на тему 'Сопоставление моделей реализации поликультурного компонента содержания общего музыкального образования России и Китая'

Сопоставление моделей реализации поликультурного компонента содержания общего музыкального образования России и Китая Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательные технологии / технологии модульного обучения / технологии гуманитарного образования / формы образовательных технологий / интеллектуальные технологии / материализованные технологии / educational technologies / modular learning technologies / humanities education technologies / forms of educational technologies / intelligent technologies / materialized technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чэнь Ин

В статье раскрываются особенности, характерные для расширения российско-китайских отношений, что обусловило увеличение контингента иностранных обучающихся в вузах РФ. Данный факт соотносится с необходимостью освоения будущими учителями музыки Китая содержания музыкального образования в контексте сравнительной педагогики страны проживания и страны обучения, и в том числе, отдельных компонентов содержания музыкального образования, важнейшим из которых рассматривается поликультурный. Анализируя психолого-педагогическую литературу, автор актуализирует двуединство решаемых таким образом задач – глобальных и региональных, рассматривая под категорией регион отдельные страны: РФ и КНР. Подобное видение в статье обретает характер концептуальности, поскольку тенденция усиления российско-китайских отношений естественным образом создает условия для освоения сравнительной педагогики музыкального образования не только для студентов Китая, обучающихся в России, но и для российских студентов, получающих опыт межкультурной коммуникации в совместном обучении с будущими учителями музыки КНР. Сопоставляя в этой связи характерные образовательные технологии обучения китайских студентов в вузах России, автор интегрирует подходы исследователей РФ и КНР, предлагая для освоения поликультурного компонента в содержании общего музыкального образования рассматриваемых стран технологии модульного обучения, гуманитарного образования в интеллектуальной и материализованной формах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чэнь Ин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARISON OF MODELS FOR IMPLEMENTING THE MULTICULTURAL COMPONENT OF THE CONTENT OF GENERAL MUSIC EDUCATION IN RUSSIA AND CHINA

The article reveals the features characteristic of the expansion of Russian-Chinese relations, which led to an increase in the contingent of foreign students in Russian universities. This fact correlates with the need for future Chinese music teachers to master the content of music education in the context of comparative pedagogy of the country of residence and the country of study, including individual components of the content of music education, the most important of which is considered multicultural. Analyzing the psychological and pedagogical literature, the author actualizes the duality of the tasks solved in this way – global and regional, considering individual countries under the category of region: the Russian Federation and the People’s Republic of China. Such a vision in the article acquires the character of conceptuality, since the trend of strengthening Russian-Chinese relations naturally creates conditions for mastering the comparative pedagogy of music education not only for Chinese students studying in Russia, but also for Russian students who gain experience in intercultural communication in co-education with future Chinese music teachers. In this regard, comparing the characteristic educational technologies of teaching Chinese students in Russian universities, the author integrates the approaches of researchers from the Russian Federation and the People’s Republic of China, offering technologies of modular learning, humanitarian education in intellectual and materialized forms for the development of a multicultural component in the content of general music education in the countries under consideration.

Текст научной работы на тему «Сопоставление моделей реализации поликультурного компонента содержания общего музыкального образования России и Китая»

Сопоставление моделей реализации поликультурного компонента содержания общего музыкального образования России и Китая

Чэнь Ин,

аспират, Институт изящных искусств МПГУ E-mail: 99704070@qq.com

В статье раскрываются особенности, характерные для расширения российско-китайских отношений, что обусловило увеличение контингента иностранных обучающихся в вузах РФ. Данный факт соотносится с необходимостью освоения будущими учителями музыки Китая содержания музыкального образования в контексте сравнительной педагогики страны проживания и страны обучения, и в том числе, отдельных компонентов содержания музыкального образования, важнейшим из которых рассматривается поликультурный. Анализируя психолого-педагогическую литературу, автор актуализирует двуединство решаемых таким образом задач - глобальных и региональных, рассматривая под категорией регион отдельные страны: РФ и КНР. Подобное видение в статье обретает характер концептуальности, поскольку тенденция усиления российско-китайских отношений естественным образом создает условия для освоения сравнительной педагогики музыкального образования не только для студентов Китая, обучающихся в России, но и для российских студентов, получающих опыт межкультурной коммуникации в совместном обучении с будущими учителями музыки КНР. Сопоставляя в этой связи характерные образовательные технологии обучения китайских студентов в вузах России, автор интегрирует подходы исследователей РФ и КНР, предлагая для освоения поликультурного компонента в содержании общего музыкального образования рассматриваемых стран технологии модульного обучения, гуманитарного образования в интеллектуальной и материализованной формах.

Ключевые слова: образовательные технологии, технологии модульного обучения, технологии гуманитарного образования, формы образовательных технологий; интеллектуальные технологии, материализованные технологии.

о с

CJ

Введение

В настоящее время в условиях расширения российско-китайских отношений данностью дня стало увеличение контингента иностранных обучающихся в вузах РФ. Данная тенденция обуславливает возможность для будущих учителей музыки Китая осваивать содержание музыкального образования в контексте сравнительной педагогики страны проживания и страны обучения, и в том числе, отдельных компонентов, важнейшим из которых рассматривается поликультурный.

Литературный обзор трудов российских исследователей по рассматриваемой проблеме

Подобное видение созвучно концепции Н.Ф. Талызиной, определяющей двуединство задач:

- глобальных, созвучных проблемам глобализации образования, что подчиняет себе государственную и национальную принадлежность;

- региональных, базирующихся на специфических особенностях отдельных государств [1].

Подобное видение мы считаем концептуально важным, поскольку тенденция усиления российско-китайских отношений естественным образом создает условия для освоения сравнительной педагогики музыкального образования не только для студентов Китая, но и России.

Решение названных Н.Ф. Талызиной задач возможно при реализации в профессиональной подготовке учителей музыки комплекса образовательных технологий. Одной из таковых мы рассматриваем технологию модульного обучения, которая в РФ рассмотрена в трудах Н.В. Бордовской [2], В.В. Гузеева [3], Н.Е. Качуры [4], Т.И. Шамовой [5-7] и др.

Так, Т.И. Шамова характеризует модульное обучение, как построение учебного процесса посредством самодостаточных содержательных блоков информации, адекватных цепочке умственных действий познавательной деятельности - от восприятия до систематизации.

Профессиональную позицию Т.И. Шамовой, разработанную исследователем для общего образования, дополняет теория исследователя Н.Е. Качуры, направленная на организацию учебного процесса в вузе. По мнению данного исследователя моделирование учебного курса образовательной программы должно позиционироваться, как интеграция отдельных дидактических структур, одновременно рассматриваемых как «банк информации» и как «методическое руководство по его применению» [4].

Такое понимание технологии модульного обучения близко теории О.И. Мезенцевой, убежденной в том, что технология модульного обучения помогает систематизировать учебный материал в соответствии с дидактическими блоками (темами учебной дисциплины) [8].

Рассмотрим возможности адаптации общепедагогической теории технологии модульного обучения в педагогике музыкального образования. Так, освоение студентами музыкальных факультетов университетов поликультурного компонента общего музыкального образования России и Китая в аспекте сравнительной педагогики предполагает ряд модулей:

- методологическая основа поликультурного компонента содержания общего музыкального образования России и Китая;

- вариативные модели реализации поликультурного компонента содержания общего музыкального образования России и Китая;

- возможность экстраполяции в собственную профессиональную деятельность позитивного опыта по реализации поликультурного компонента содержания общего музыкального образования России и Китая.

Технология модульного обучения в освоении будущими учителями музыки поликультурного компонента общего музыкального образования России и Китая в аспекте сравнительной педагогики позволяет не только структурировать содержание спецкурса, но и контролировать успешность формируемых у учителей музыки компетенций в ходе выполнения практических заданий:

- конспектирование первоисточников (Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии и Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Закона об образовании РФ (гл. 14, ст. 105-107); Концепции этному-зыкального образования РФ Т.И. Баклановой, Л.В. Ершовой, Т.Я. Шпикаловой); «''Конвенция о культурном разнообразии" и национальная позиция Китая» Фан Цзуинь»;

- конспектирование поликультурного компонента содержания музыкально-педагогических концепций российских авторов - В.В. Алеева, Т.И. Баклановой, Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой; Л.В. Школяр и педагогов-музыкантов КНР Вэй Хуан, Гуань Цзяньхуа, Дэн Лань, Лин Лин, Ли На, Ма Да, Ту Юньлин;

- аннотирование докладов ведущих педагогов-музыкантов России и Китая на международных конференциях ^МЕ по вопросам поликультурного подхода к музыкальному образованию;

- разработка предложений по экстраполяции российского опыта реализации поликультурного компонента содержания общего музыкального образования в учреждениях КНР / разработка предложений по экстраполяции китайского опыта реализации поликультурного компонента программ «Музыка» в учреждениях РФ Технология модульного обучения зарекомендовала себя в учебном процессе и в настоящее вре-

мя не является инновационным явлением. Между тем, как отмечает В.И. Мареев, современная подготовка педагога в вузе критически использует наследие прошлого, имея прогностическую направленность.

Литературный обзор трудов китайских ученых по рассматриваемой проблеме

В Китае технология модульного обучения представлена в трудах ряда исследователей [9], [10], [11]. Так, в представлении Хэ Кэкан модульный принцип реализуется на уровнях учебной поддержки и управления деятельностью обучающихся, учебных действий, оценки и рефлексии, сотрудничества и взаимообмена. Анализируя теорию Хэ Кэкан, несложно заметить обусловленность видения автором технологичности организации учебного процесса в органичной связи с социальными компетенциями.

В контексте темы нашего исследования данная обусловленность имеет непосредственное значение. В этой связи в организации процесса освоения студентами поликультурного компонента общего музыкального образования России и Китая в аспекте сравнительной педагогики технологию модульного обучения мы считаем необходимым сочетать с технологией гуманитарного образования. Аналогично утверждает китайский исследователь Ли Лилон, согласно идеям которого, природа технологии определяет двойные атрибуты [10] - интеллектуальные (нематериализованные) и материализованные. В этом профессиональная позиция Ли Лон созвучна мнению китайского педагога Инь Цзюньхуа, который аналогично утверждает факт существования материальных форм в виде медиапродуктов и абстрактных в виде научных знаний, функционирующих в практической деятельности.

Материализованной технологий для методического оснащения спецкурса освоения будущими учителями поликультурного компонента содержания общего музыкального образования России и Китая в аспекте сравнительной педагогики мы рассматриваем электронный образовательный ресурс «Поликультурный компонент содержания общего музыкального образования в аспекте сравнительной педагогики России и Китая».

Заключение

Таким образом, можно сделать ряд выводов:

1. Образовательные технологии организации процесса освоения будущими учителями поликультурного компонента содержания общего музыкального образования России и Китая в аспекте сравнительной педагогики должны соответствовать задачам, определяемым характером тенденций глобализации образования и одновременно национализации, утверждающей равноправие моделей поликультурного музыкального образования РФ и КНР.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

2. Исходя из теорий российских и китайских исследователей, в организации процесса освоения будущими учителями поликультурного компонента содержания общего музыкального образования России и Китая в аспекте сравнительной педагогики целесообразен комплекс технологий:

в интеллектуальной форме (концепция Ли Лон и Инь Цзюньхуа):

- технологии гуманитарного образования, актуализирующие значимость понимания другого, что в итоге способствует обеспечению расширения возможностей самореализации в многообразном мире (теория М.О. Гончаровой);

- технологии модульного обучения (теория Т.И Шамовой, В.В Гузеевым, Н.Е Качурой, М.О. Мезенцевой), позволяющие дидактически структурировать содержание спецкурса, направленного на формирование ряда компетенций в области поликультурного музыкального образования в контексте сравнительной педагогики РФ и КНР;

в материализованной форме медиатехнологий (концепция Ли Лон и Инь Цзюньхуа):

- технологии презентативных программ и тестовых (классификация С.П. Полозова), имеющие целью выявить уровень сформированности компетенций обучающихся (УК, ОПК, ПК) - базовый, пороговый и повышенный.

3. Электронный образовательный ресурс «Поликультурный компонент содержания общего музыкального образования в аспекте сравнительной педагогики России и Китая»:

- мотивирует интерес студентов к идеям сравнительной педагогики музыкального образования и международной деятельности;

- содержит когнитивный модуль, позволяющий будущим учителям музыки выявить общее и особенное в методологических подходах к пониманию сущности поликультурного компонента общего музыкального образования РФ и КНР;

- инициирует освоение будущими учителями РФ и КНР методических приёмов реализации поликультурного компонента общего музыкального образования в аспекте сравнительной педагогики, способствуя сопряжению решения глобальных и региональных задач в условиях развития высшего образования.

Литература

1. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений- М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288 С.

2. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2000. - 304 с.

3. Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996. - 112 с.

4. Качура, Н.Е. Модульное обучение как педагогическая технология: автореф. дис. канд. пед. наук /Н.Е. Качура //Тула, 2002. - 25 С.

5. Шамова, Модульное обучение: сущность, технология // Биология в школе. - 1994. - № 5. -с. 29-32.

6. Шамова, Т.И. Модульное обучение. Теоретические основы, опыт, перспективы. Новосибирск: НГУ, 1994. - 127 С.

7. Шамова, Т.И., Давыденко, Т.М., Шибанова, Г.М. Управление образовательными системами. 4-е изд., стер. - М.: издательский центр «Академия», 2007. - 384 С.

8. Мезенцева О.И. Современные педагогические технологии: учебное пособие / О.И. Мезенцева; Министерство образования и науки Российской Федерации, Куйбышевский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет». - Новосибирск: Немо Пресс, 2018. - 140 с.

9. Ван Юнь. Открытые лекции «Современные образовательные технологии» / Юнь Ван // Современные образовательные технологии. -2010. - N 2. - С. 65-69.

10. Хэ Кэкан. О Стандартах компетенции образовательных технологий для учителей начальных и средних школ / Кэкан Хэ // Начальное и среднее образование в области информационных технологий. - 2005. - N 6. - С. 17-20.

11. Ли Лон. Система определения дисциплины образовательной технологии -- По теории и практике дисциплины образовательной технологии / Лон Ли // Исследование электрического образования. - 2003. - N9. - С. 3-8.

COMPARISON OF MODELS FOR IMPLEMENTING THE MULTICULTURAL COMPONENT OF THE CONTENT OF GENERAL MUSIC EDUCATION IN RUSSIA AND CHINA

Chen Ying

Institute of Fine Arts MPGU

The article reveals the features characteristic of the expansion of Russian-Chinese relations, which led to an increase in the contingent of foreign students in Russian universities. This fact correlates with the need for future Chinese music teachers to master the content of music education in the context of comparative pedagogy of the country of residence and the country of study, including individual components of the content of music education, the most important of which is considered multicultural. Analyzing the psychological and pedagogical literature, the author actualizes the duality of the tasks solved in this way - global and regional, considering individual countries under the category of region: the Russian Federation and the People's Republic of China. Such a vision in the article acquires the character of conceptuality, since the trend of strengthening Russian-Chinese relations naturally creates conditions for mastering the comparative pedagogy of music education not only for Chinese students studying in Russia, but also for Russian students who gain experience in intercultural communication in co-education with future Chinese music teachers. In this regard, comparing the characteristic educational technologies of teaching Chinese students in Russian universities, the author integrates the approaches of researchers from the Russian Federation and the People's Republic of China, offering technologies of modular learning, humanitarian education in intellectual and materialized forms for the development of a multicultural component in the content of general music education in the countries under consideration.

Keywords: educational technologies, modular learning technologies, humanities education technologies, forms of educational technologies; intelligent technologies, materialized technologies.

References

1. Talyzina N.F. Pedagogical psychology: Textbook. aid for students avg. ped. textbook institutions - M.: Publishing center "Academy", 1998. - 288 P.

2. Bordovskaya, N.V., Rean, A.A. Pedagogy. Textbook for universities - St. Petersburg: Peter, 2000. - 304 s.

3. Guzeev, V.V. Educational technology: from reception to philosophy. - M.: September, 1996. - 112 p.

4. Kachura, N.E. Modular learning as a pedagogical technology: abstract. dis. Ph.D. ped. Sciences /N.E. Kachura // Tula, 2002. -25 S.

5. Shamova, Modular learning: essence, technology // Biology at school. - 1994. - No. 5. - With. 29-32.

6. Shamova, T. I. Modular training. Theoretical foundations, experience, prospects. Novosibirsk: NSU, 1994. - 127 P.

7. Shamova, T.I., Davydenko, T.M., Shibanova, G.M. Management of educational systems. 4th ed., erased. - M.: publishing center "Academy", 2007. - 384 P.

8. Mezentseva O.I. Modern pedagogical technologies: textbook / O.I. Mezentseva; Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Kuibyshev branch of the federal state budgetary educational institution of higher education "Novosibirsk State Pedagogical University". - Novosibirsk: Nemo Press, 2018. - 140 p.

9. Wang Yun. Open lectures "Modern educational technologies" / Yun Wang // Modern educational technologies. - 2010. - N 2. -P. 65-69.

10. He Kekan. About the Standards of Competence of Educational Technologies for Teachers of Primary and Secondary Schools / Kekan He // Primary and secondary education in the field of information technology. - 2005. - N 6. - P. 17-20.

11. Li Lon. System for defining the discipline of educational technology — On the theory and practice of the discipline of educational technology / Lon Li // Research in electrical education. -2003. - N9. - P. 3-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.