Научная статья на тему 'Сопоставительные оценки имиджа директора школы'

Сопоставительные оценки имиджа директора школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
612
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шепель Виктор Михайлович

В статье автор отмечает, что занимаясь проблемой возвышения престижа управленческой деятельности директора школы, выявляя, какие факторы работают на создание его позитивного имиджа как руководителя, было проведено социологическое исследование, Его суть состояла в том, чтобы на основании полученной целевой информации провести сравнительный анализ мнений двух групп респондентов; директоров школ о своем имидже и педагогов об имидже директоров своих школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шепель Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сопоставительные оценки имиджа директора школы»

Очевидно, что протокол урока как инструмент самоанализа развивает профессионализм учителя. Вместе с тем, он является наиболее удачным инструментом и для внешнего эксперта, анализирующего деятельность педагога. На основе представленного материала эксперт может выявить не только результативность деятельности учителя на уроке, но и оценить множество других важных профессиональных качеств. Следовательно, электронный протокол урока в перспективе может стать важным инструментом в объективной оценке труда учителя.

Подведя итог можно уверенно утверждать, что электронный протокол урока является весьма перспективным инструментом улучшения практики образовательной деятельности. Дальнейшая доработка позволит запустить его в массовую практику.

УДК 378.0

В. М. Шепель

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ ИМИДЖА ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ

Эффективное управление школой, как специфического социального социума, немыслимо без привлекательного облика того, кто по должностному положению этим занимается. Руководитель школы является публичным деятелем, так как в своей работе он постоянно вступает в общение с четырьмя социальными группами: учащимися, педагогами, техническим персоналом и родителями. Кроме этого, ему необходимо поддерживать связь с общественностью своего региона.

Исходя из столь обширного и неординарного социального плацдарма, на котором работает директор школы, ему необходимо быть обаятельной и авторитетной личностью. Обладание названными характеристиками и их нравственно-профессиональная весомость имеет важное значение для утверждения общественного статуса директора школы. Общеизвестно, что без должного социального признания руководитель школы не может возглавлять образовательное учреждение. Таково одно из существенных отличий определения профессиональной пригодности руководителя школы как управленца.

Понимая это, многие руководители школ настоятельнее проявляют интерес к своему имиджу, как личностному инструментарию, с помощью которого они могут утвердиться в социальной среде, формировать доверительные отношения с детьми, родителями и работающим в школе персоналом.

В конечном итоге, обрести профессиональную репутацию и личный авторитет.

Занимаясь проблемой возвышения престижа управленческой деятельности директора школы, выявляя, какие факторы работают на создании его позитивного имиджа как руководителя, мною было проведено социологическое исследование. Его суть состояла в том, чтобы на основании полученной целевой информации провести сравнительный анализ мнений двух групп респондентов: директоров школ о своем имидже и педагогов об имидже директоров своих школ.

Какие данные социологического исследования оказались интересными и полезными для разработки практических рекомендаций в помощь директору школу по созданию позитивного имиджа?

Во-первых, полученные данные свидетельствовали о том, что директора школ проявляют склонность к завышению самооценки себя как профессиональных управленцев. Так 30% педагогов считают руководителей школ «посредственными» управленцами. Однако, только 2,7% директоров школ признали факт своей недостаточной подготовки в области профессионального управления..

Во-вторых, налицо расхождение мнений директоров школ и педагогов по двум таким нравственным показателям делового и личного общения как «справедливость» и «благородство». Так, 77,7% руководителей школ признали себя «справедливыми» и 52,7% - «благородными». Преподаватели оказались иного мнения: только 28,7% педагогов назвали своих руководителей «справедливыми» и 22,5% - «благородными».

Известно, что «выстроенность» делового общения во многом определяет жизнедеятельность школьного коллектива.

Как оценивают состояние общения в школах руководители и педагоги?

По мнению директоров школ, они постоянно общаются с педагогами -75%, однако, только 30% педагогов подтвердили это мнение своих руководителей. Если принять во внимание, что школа по своему формату - это компактное учреждение, а «Учительская» является местом постоянного сбора педагогов, то можно предположить, что руководители школ вопреки ожиданиям педагогов больше «засиживаются» в своих кабинетах и меньше уделяют времени «хождению в народ».

В-третьих, исследование выявило «болевую точку» в профессиональной компетентности руководителей школ - их недостаточную человековедчес-кую оснащенность. Конкретно это проявляется в том, что многие директора школ не владеют технологиями «конструирования» школьного коллектива, индивидуальной работы с учащимися, педагогами, родителями, стимулирования профессионального честолюбия, упреждения и разрешения конфликтов.

Опрос зафиксировал, что по мнению педагогов директора школ часто принимают несправедливые решения, страдают низкой культурой речи, неизобретательны в общении с детьми и взрослыми.

Заслуживают внимания результаты опроса по поводу личностно-деловых качеств директоров школ.

К сожалению, руководители школ проявили завышенную самооценку своих личностно-деловых качеств. Например, если негативных личностно-деловых качеств директора школ обнаружили у себя в пределах чуть более 2%, то, по мнению педагогов, таковых качеств они у своих руководителях зафиксировали более 15% . То есть разница в оценке личностноделовых качеств директоров школ и их подчиненных составляет 7 раз. Поэтому можно предположить, что директора школ или не знают о своих личностных и профессиональных недостатках, или проявляют личную самоуверенность.

Известно, жизнедеятельность школы, как особого социума, во многом зависит от того, насколько в нем успешно решается проблема «комфортизации общения». Состояние морально-психологического климата в педагогическом коллектива и в каждом школьном классе во многом определяет отношение взрослых и детей к школе, к профессии, к учебе.

Мною было предложено провести социометрию по схеме «директор школы - друг,

директор школы - авторитет».

Оказалось, что многие директора школ склонны обольщаться в отношении дружеского расположения к себе педагогов. О чем свидетельствуют данные: 99,9% директоров школ считают, что педагоги обращаются к ним по вопросам, не связанным с работой. Этой точке зрения директоров школ противоречат данные опроса педагогов: 47,5%, педагогов утверждают, что у них нет желания советоваться с директором школы по вопросам, не относящимся к их профессиональной деятельности.

В этой связи обратим внимание на такой факт: известная в менеджменте формула «начальник - подчиненный» в школе не имеет жесткого субординационного значения. В школьном социуме общение директора школы реализуется по формуле «руководитель-коллега». Вот почему в этом социальном пространстве решающее значение имеют не субординационные, а коллегиальные и дружеские отношения между директором школы и педагогами. Такой стиль общения в школе продуктивен и соответствует целевому предназначению этого социума - бережное прикосновение к каждому его участнику.

Отрадно отметить, что по таким проблемам, как актуальность значения «эффекта личного обаяния», директора школ и педагоги продемонстрировали полное совпадение мнений. Обе группы респондентов дали почти одинаковую оценку одухотворяющего значения притягательного имиджа

директора школа: 45% учителей хотят видеть руководителя, владеющего технологией личного обаяния, и 47,2% руководителей школ полагают, что они прилагают усилия по достижению «эффекта личного обаяния».

Результаты социологического исследования выявили такой тревожный показатель как значительный разрыв между «желаемым» и «действительным» в профессиональной компетентности директора школы.

В этой связи подчеркну, что в образовательном учреждении, где работают интеллигентные люди, озабоченные своим профессиональным уровнем и личностной выразительностью, директор школы для педагогов и учащихся является «лицом» их образовательного учреждения. Вот почему важно директору школы всегда помнить, что престиж его должности - не гарантия его авторитета как руководителя. Поэтому, чем привлекательнее для педагогов и учащихся его личностные и профессиональные данные, тем он авторитетнее для них как личность, тем больше он получает признания как руководитель школы.

Настоятельно хочу привлечь внимание к данному положению?

Опрос показал, что 65% педагогов полагают, что руководитель школы должен владеть технологией упреждения и преодоления конфликтов, но только 19,4% руководителей школ считают, что они владеют этой технологией.

Еще один примечательный показатель: это отношение педагогов к возможному уходу их руководителя из школы. Безразличными к уходу директора школы с работы оказалось 11% педагогов, сожалеть будут 51,2% педагогов.

Данные факты заставляют серьезно подумать многих руководителей школ о том, каково отношение к ним их коллег-педагогов и что следует предпринимать для укрепления уз взаимной привязанности друг к другу?

Обобщая результаты данного социологического исследования, можно сделать ряд выводов.

Современный директор школы - это профессионал, эрудит, добросовестный работник. Однако, общаются с директором школы педагоги в основном по необходимости. Риторическим искусством значительное большинство (руководителей школ не владеет. Тревожно то, что 50% педагогов не имеют желания советоваться с руководителем по вопросам, не связанным с работой. Что свидетельствует о преобладании в педагогических коллективах формальных отношений с руководителями школ. Как отмечалось выше, преобладание формальных отношений в школьном коллективе противоестественно природе этого социума и его предназначению.

Результаты исследования обозначили необходимость серьезной систематической работы по оказанию помощи директору школы по формированию привлекательного личного имиджа.

Современный руководитель образования должен уметь располагать к себе людей, правильно определять цели, находить пути их достижения. В этой связи актуализируется значение профессиональной подготовки директоров школ как управленцев, владеющих в обязательном порядке набором чело-вековедческих технологий и обладающих выразительным персональным имиджем.

Обаятельный личный имидж руководителя имеет особое значение в формате образовательного учреждения. Директор школ - это «Светило» для педагогов и учащихся, «Личность», обладающая неординарной человеческой притягательностью. Директор школ должен уметь «светиться» людям доброжелательностью, вызывать доверие и заряжать педагогов и учащихся оптимизмом, быть примером соблюдения здорового образа жизни.

В нашей жизни имеется немало примеров таких руководителей школ. Например, такой личностью была М. В. Финогенова - директор Удельнин-ской средней школы Раменского района. Будучи в преклонном возрасте, она являла собой облик эстетически привлекательного руководителя и блестящего профессионального управленца. Меня восхищал ее строгий синий костюм с пепельной белой блузой и кружевными манжетами. Но особенно удивляло ее «чутье» на талантливые кадры. Она сознательно создавала в школе неординарную «менталитетную среду», что доставляло ей по причине наличия в педагогическом коллективе десятка «буйных голов» немало проблем, но она бережно накапливала и разумно использовала этот мыслительный потенциал.

Сколько бы я ни общался с директором гимназии г. Щелково Р. М. Никитиной, постоянно учусь у нее. Она кладезь самых разнообразных знаний. Р. М. Никитина в буквальном смысле слова страдает «наукоманией». Поэтому ее гимназия - это многолетняя площадка научно-экспериментальной работы, в которой задействованы все педагоги гимназии, немалое количество профессиональных ученых Российской академии образования и ряда других научно-исследовательских учреждений. У Р. М. Никитиной обостренный вкус к инновациям. В ее гимназии была создана первая в стране «конфликтологическая служба», в составе которой педагоги, учащиеся, родители. В ее гимназии были введены факультативные занятия по таким инновационным учебным предметам, как имиджелогия, ортобиотика и конфликтология. Для меня педагогический коллектив гимназии стал ценным экспертом создаваемых мною новых направлений в гуманитарной сфере и в области менеджмента.

И добавлю, как всегда, личный имидж директора гимназии Р. М. Никитиной - безупречен.

В заключении своего размышления, сделаю ряд деловых предложений:

- создать «Галерею имиджевых руководителей образовательных учреждений»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОРТФОЛИО КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ...

- в педагогической прессе и по телевидению постоянно позиционировать таких имидж-персон.

- проводить ежегодные конкурсы «Имидж руководителя образовательного учреждения».

Лига профессиональных имиджмейкеров готова оказать для воплощения в жизнь этих предложений соответствующую помощь.

УДК 378.147.88

Г. П. Кашкорова

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОРТФОЛИО КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Студент в горах Спит на портфолио.

Самооценка повысилась.

Трудолюбивый, сознательный Студент собрал портфолио бережно.

Пригодится!

(Студенческие «хокку»)

Научно-исследовательская работа студентов предусмотрена учебным планом вузовской подготовки, осуществляется на протяжении ряда лет и имеет разные формы организации, определяемые, как правило, выпускающей кафедрой. На кафедре филологии Новосибирского государственного технического университета эта работа организуется в форме спецсеминаров (групп в 6-8 человек), работающих под руководством ведущих специалистов кафедры, и начинается в пятом семестре. В рамках проблематики спецсеминара студент работает над конкретной темой в течение двух-трёх лет, исследование вырастает в квалификационную работу бакалавра и специалиста. Организовать работу, достаточно протяжённую во времени, сочетающую коллективные и индивидуальные формы, работу, которая поддаётся мониторингу, целесообразно при помощи портфолио.

Портфолио - это не просто папка с различными студенческими работами, распечатками и ксерокопиями материалов; портфолио - это динамичная форма организации образовательной деятельности, портфолио - это всё ещё недооцениваемая возможность мониторинга такой сложной деятельности, как исследовательская. Портфолио - не только удобный инструмент обучения студентов в спецсеминаре, но и эффективная форма хранения и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.