Научная статья на тему 'Сопоставительная характеристика сформированности компонентов личностной физической культуры абитуриентов и студентов первого курса военных вузов'

Сопоставительная характеристика сформированности компонентов личностной физической культуры абитуриентов и студентов первого курса военных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА / ЦЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PERSONAL PHYSICAL CULTURE / PRECONSCRIPTION TRAINING / VALUES OF PHYSICAL CULTURE / PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутепов Николай Иванович, Чермит Казбек Довлетмизович

На основе проведенного опроса абитуриентов и студентов военного вуза выявлены их представления о личностной физической культуре. В статье изучается степень развития представлений юношей о компонентном составе, понимании и применении ценностей физической культуры для достижения высокого уровня физической подготовки. Выявлена устойчивая потребность респондентов в развитии двигательных качеств и в улучшении физической подготовленности. Определено, что подавляющее большинство молодых людей, связывающих свое будущее с военной деятельностью, понимают профессиональную значимость высокого уровня физической подготовленности. Выявлено устойчивое мнение респондентов о том, что люди, связывающие свою будущую жизнь с военной деятельностью, должны быть здоровыми. Полученная совокупность данных может стать основой построения процесса допризывной физической подготовки и основой формулирования педагогических условий создания эффективной системы допризывной подготовки молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутепов Николай Иванович, Чермит Казбек Довлетмизович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF FORMATION OF COMPONENTS OF PERSONAL PHYSICAL CULTURE IN ENTRANTS AND FIRST-YEAR STUDENTS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Ideas of personal physical culture have been revealed based on the opinion poll of entrants and students of military higher education institution. The paper studies extent of development of ideas of young men of component structure, understanding and use of values of physical culture for achievement of high level of physical training. There is steady need of respondents for development of motive qualities and for improvement of physical fitness. The vast majority of the young people connecting the future with military activity understand the professional importance of high level of physical fitness. The steady opinion of respondents is that the people connecting the future life with military activity have to be healthy. The obtained data set can become a basis for creation of process of preconscription physical training and a basis for formulation of pedagogical conditions for creation of effective system of preconscription training of youth.

Текст научной работы на тему «Сопоставительная характеристика сформированности компонентов личностной физической культуры абитуриентов и студентов первого курса военных вузов»

УДК 371.72:355.23 ББК 74.480.43 К 95

Н.И. Кутепов

Старший преподаватель кафедры физической подготовки Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии Штеменко С.М.; E-mail: kutepov-nikolai@mail.ru

К.Д. Чермит

Доктор педагогических наук, доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой общей педагогики Адыгейского государственного университета; E-mail: chkazbek@yandex.ru

СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ АБИТУРИЕНТОВ И СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

ВОЕННЫХ ВУЗОВ ( Рецензирована )

Аннотация. На основе проведенного опроса абитуриентов и студентов военного вуза выявлены их представления о личностной физической культуре. В статье изучается степень развития представлений юношей о компонентном составе, понимании и применении ценностей физической культуры для достижения высокого уровня физической подготовки. Выявлена устойчивая потребность респондентов в развитии двигательных качеств и в улучшении физической подготовленности. Определено, что подавляющее большинство молодых людей, связывающих свое будущее с военной деятельностью, понимают профессиональную значимость высокого уровня физической подготовленности. Выявлено устойчивое мнение респондентов о том, что люди, связывающие свою будущую жизнь с военной деятельностью, должны быть здоровыми. Полученная совокупность данных может стать основой построения процесса допризывной физической подготовки и основой формулирования педагогических условий создания эффективной системы допризывной подготовки молодежи.

Ключевые слова: личностная физическая культура, допризывная подготовка, ценности физической культуры, профессионально-прикладная физическая подготовка.

N.I. Kutepov

Senior teacher of Physical Training Department, Krasnodar Higher Military College named after General Shtemenko S.M.; E-mail: kutepov-nikolai@mail.ru

K.D. Chermit

Doctor of Pedagogical Sciences, Dr.Sci.Biol., Professor, Head of General Pedagogy Department, Adyghe State University; E-mail: chkazbek@yandex.ru

COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF FORMATION OF COMPONENTS OF PERSONAL PHYSICAL CULTURE IN ENTRANTS AND FIRST-YEAR STUDENTS OF MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Abstract. Ideas of personal physical culture have been revealed based on the opinion poll of entrants and students of military higher education institution. The

paper studies extent of development of ideas of young men of component structure, understanding and use of values of physical culture for achievement of high level of physical training. There is steady need of respondents for development of motive qualities and for improvement of physical fitness. The vast majority of the young people connecting the future with military activity understand the professional importance of high level of physical fitness. The steady opinion of respondents is that the people connecting the future life with military activity have to be healthy. The obtained data set can become a basis for creation of process of preconscription physical training and a basis for formulation of pedagogical conditions for creation of effective system of preconscription training of youth.

Keywords: personal physical culture, preconscription training, values of physical culture, professionally applied physical training.

Достижение высокого уровня физической готовности к военной службе является производным большого числа факторов (A.A. Гречко, 2018; C.B. Костылев, 2008; В.Ю. Ми-крюков, 2008 и др.), среди которых значительное место занимает самостоятельная двигательная активность, которая определяется физической культурой каждой личности (Н.Ю. Книтель, 2015; A.A. Попков, 2016). Поэтому представляет интерес разница в состоянии личностной физической культуры абитуриентов, которые не смогли поступить в военный вуз, и студентов военного курса первого года обучения.

Проведен сопоставительный анализ компонентов личностной физической культуры абитуриентов и студентов первого курса Краснодарского высшего военного училища имени генерала армии С.М. Штеменко, полученных на основе анкетирования (Анкета «Физическая культура и здоровый образ жизни здоровья глазами курсанта») в августе-октябре 2017 г., (опрошены 142 абитуриента и 96 студентов для выявления возможных факторов профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющих с точки зрения учебного заведения и государства конкурсные преимущества).

Степень понимания ценностей физической культуры у абитуриентов и студентов первого курса по ряду показателей совпадает, но при этом некоторые имеют существенные отличия в проявлении.

С интересом и желанием занимаются физическими упражнениями более половины респондентов, более трети с желанием занимаются при применении интересных для них средств. К группе никогда не занимавшихся с интересом физическими упражнениями не отнес себя ни один из респондентов.

Это обстоятельство уравнивает рассматриваемые категории опрошенных с точки зрения их отношения к применению средств физического воспитания. В обеих группах количество относящих занятия физическими упражнениями к уровню любимых занятий или отмечающих положительное отношение к ним составляет более 93%.

Совпадение мнений рассматриваемых групп респондентов наблюдается по проявляемому распределению интереса при ранжировании важности и проявляемого интереса к решаемым внутри процесса физического воспитания задачам. В обеих группах на первое ранговое место выдвигается задача развития физических качеств, а затем выстраиваются в следующей последовательности: улучшение телосложения, подготовка к будущей профессиональной деятельности, укрепление здоровья и формирование телосложения.

Наличие устойчивых признаков позволяет утверждать следующее:

1) имеется устойчивая потребность в развитии двигательных качеств и в улучшении физической подготовленности, а это требует

организации систематического воздействия достаточно большими физическими нагрузками, что возможно только в условиях применения компонентов спортивной тренировки;

2) подавляющее большинство связывающих свое будущее с военной деятельностью понимают профессиональную значимость высокого уровня физической подготовленности и физического развития, что способствует мотивационной и деятельностной поддержке занятий физическими упражнениями;

3) деятельность в области физической культуры приводит к усилению уровня информированности (Л.И. Лубышева, 2009; H.A. Цеева, О.О. Ельникова, 2017), следовательно, необходимо вовлекать допризывников в систематические занятия физическими упражнениями, что позволит улучшить знаниевую составляющую личностной физической культуры и обеспечит поддержку двигательной активности. Здесь обеспечивается циклическое взаимодействие двух факторов, обеспечивающих причинно-следственную связь.

Степень понимания ценностей физической культуры у абитуриентов и студентов первого курса не совпадает по следующим показателям.

Количество безоговорочно доверяющих фактам о положительном влиянии на здоровье систематических занятий физическими упражнениями и согласных с большой значимостью их как условия реализации правил и принципов здорового образа жизни среди курсантов достоверно (Р<0,01) больше (63,5%), чем среди абитуриентов (47,9%). При этом количество принимающих этот тезис с оговорками (скорее за, чем нет) и просто принимающих в обеих группах одинаково (27-28%; Р>0,05), что в совокупности приводит к исчезновению в группе курсантов тех, которые безоговорочно отрицательно относятся к физическим упражнениям.

Несмотря на понимание большим количеством абитуриентов значения и роли физических упражнений, все же остается большое количество слабо мотивированных на деятельность в области физической культуры, и этому аспекту следует уделять особое внимание. При этом вовлечение в систематические занятия в организованные занятия физическими упражнениями представляет собой путь эффективного повышения уровня мотивированности.

Понимание роли физических упражнений, проявляющееся на более высоком уровне у курсантов, обеспечивает стремление к дея-тельностному поддержанию своей физической культуры, о чем свидетельствует отказ подавляющего количества от предложения написать реферат вместо того, чтобы посещать учебные занятия по физической культуре. Из числа курсантов 43,5% отказались бы от такого предложения, тогда как среди абитуриентов таковых только 28,2%, что достоверно ниже (Р<0,01) показателей курсантов.

Наличие совпадения мнений при выявлении компонентов личностной физической культуры, связанных с пониманием ценностей занятий физическими упражнениями, позволяет определить наличие сформированных представлений и изменчивость некоторых из компонентов в результате организации процесса физического воспитания в условиях определенного условиями военной службы режима деятельности, обучения и стиля жизни. Такого совпадения состояния групп по деятельностному составляющему личностной физической культуры между рассматриваемыми группами не наблюдается. То есть параметры личностной физической культуры, характеризующие степень осознанной работы по присвоению ценностей физической культуры, в течение одного года подвергаются изменениям.

Достоверно большее число курсантов (58,4%) признают, что им нравится проводить свободное время в занятиях физическими упражнениями, тогда как среди абитуриентов это количество составляет 43,7% (Р<0,01). И во второй группе, которым нравится определенного вида физические упражнения, наполняемость у курсантов (33,3%) достоверно выше (21,8; Р<0,05). При этом количество попадающих в группы с отрицательным отношением к занятиям резко уменьшается в группе курсантов и сводится к минимуму.

Важным моментом, отражающим внутреннее принятие воздействия ценностей физической культуры, является переживание чувства удовлетворения непосредственно от самих физических упражнений («радость движения). Анализ высказываний респондентов позволяет утверждать, что в течение отбора и годичных занятий физическими упражнениями удается сформировать у респондентов понимание радости от самого процесса, движения вне зависимости от демонстрируемого результата почти у 40%, что достоверно (Р<0,001) выше показателей абитуриентов (12,7%). Совокупное количество позитивно воспринимающих процесс занятий физическими упражнениями, то есть вместе с группой «скорее получающих» удовлетворение от движения, составляет в группе курсантов более 65%. И наполняемость отрицательно относящих в группе абитуриентов достоверно выше (Р<0,05; Р<0,01). То есть результаты отбора и годового воздействия физическими упражнениями обеспечивают у курсантов более высокий уровень развития основного компонента личностной физической культуры.

Это обстоятельство приводит к тому, что и по количеству занятий, проводимых вне рамок академических занятий, и по демонстрации бережного отношения к собственному здоровью курсанты находятся бли-Ж6 К требуемому.

Выявлено устойчивое мнение респондентов о том, что люди, связывающие свою будущую жизнь с военной деятельностью, должны быть здоровыми, и это для всех факт несомненный и очевидный.

Группа абитуриентов либо напрямую связывает свое состояние здоровья с уровнем физической подготовленности, либо считает ее наиболее важным компонентом здоровья, что вытекает из практически полного совпадения наполняемости групп при ответах на ряд других вопросов. По оценке своего уровня физической подготовленности наполняемость и наличествующие группы у абитуриентов и курсантов совпадают (Р>0,05).

Типичным уровнем сформированное™ знаниевого составляющего личностной физической культуры абитуриента является такой, который характеризуется возможностями при необходимости посоветовать, как построить некоторые занятия физическими упражнениями (70,4%). Уровень знаний о методике применения различных физических упражнений остается слабой и у абитуриентов, и у курсантов, что, вероятно, связано с недостаточным вниманием к этому составляющему в процессе физического воспитания. Вместе с тем самостоятельное и качественное применение средств физического воспитания и следующий за этим высокий уровень физической подготовленности недостижим, если данная задача не будет разрешена.

На вопрос о наиболее важных целях на текущем этапе жизни и в ближайшей перспективе ответы абитуриентов и курсантов значительных расхождений не проявляют. Но при этом все немногочисленные группы, интересы которых связаны в той или иной мере с развлечениями (обеспечить себе интересное и хорошее времяпрепровождение; уделить больше внимания отдыху, развлечениям; изучить лучше иностранный язык; добиться успехов в спорте), у курсантов остаются незаполненными. Они

группируют свои интересы вокруг проблем обеспечения своей физической состоятельности и на этой основе достижения успехов в будущей профессии. Следует подчеркнуть, что у подавляющего большинства абитуриентов эти же компоненты целей являются доминантными.

Курсанты, у которых доминируют учеба и будущая профессия, не в состоянии принимать и реа-лизовывать всю совокупность ценностей спорта, однако при этом они готовы применять средства спорта для личностного развития. Это обстоятельство еще раз подчеркивает необходимость применения спортивно-ориентированной системы физического воспитания в целях профессионально-прикладной физической и допризывной подготовки молодежи.

Выявлено, что для подавляющего большинства респондентов путь к осознанию необходимости

повышения своего уровня физической подготовленности лежит через осознание своего желания выбрать профессию военного и затем осознание того, что для ее реализации требуется определенный уровень физической подготовленности. То есть путь, при котором к профессии военного или к службе в рядах ВС привлекаются люди на основании их физической подготовленности, недостаточно эффективен во многих случаях. В этой связи допризывная физическая подготовка молодежи должна строиться внутри профессионально ориентированной работы по воспитанию патриота, желающего избрать защиту Родины в качестве своей профессии.

Полученные результаты могут стать основой построения процесса допризывной физической подготовки и основой для выделения педагогических условий подготовки старшеклассников к военной службе.

Примечания:

1. Гречко A.A. Система подготовки школьников к поступлению в военно-профессиональные учебные заведения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2018. Вып. 1. С. 3-8.

2. Ефимов В.Ф. Гуманистические аспекты дифференциации потребностей человека как условие личностной ориентированности образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2010. Вып. 1. С. 22-28.

3. Книтель Н.Ю. Педагогические пути совершенствования подготовки молодежи к военной службе в образовательных организациях: автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 2015. 26 с.

4. Костылев C.B. Формирование нравственно-патриотических ценностей курсантов военных училищ в полиэтническом регионе (постановка проблемы) // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008. Вып. 7. С. 54-60.

5. Лубышева Л.И. Феномен спортивной культуры в аспекте методологического анализа // Теория и практика физической культуры. 2009. № 3. С. 10-14.

6. Микрюков В.Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008. 56 с.

7. Попков A.A. Значимость военно-прикладной физической подготовки для допризывной молодежи // Теория и практика физической культуры. 2013. № 5. С. 64-67.

8. Цеева H.A., Ельникова О.О., Базовая физическая культура студенток специальных медицинских групп // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2017. Вып. 4. С. 57-62.

References:

1. Grechko A.A. The system of school students' training for admission to professional military educational institutions // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2018. Iss. 1. P. 3-8.

2. Efimov V.F. Humanistic aspects of differentiation of human needs as a condition of personal orientation of education // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. 2010. Iss. 1. P. 22-28.

3. Knitel N.Yu. Pedagogical ways of improving the training of young people for military service in educational organizations: Diss, abstract for the Cand. of Pedagogy degree. M., 2015. 26 pp.

4. Kostylyov S.V. Formation of moral-patriotic values of cadets at military schools in a multi-ethnic region (statement of the problem) // Bulletin of the Adyghe State University. 2008. Iss. 7. P. 54-60.

5. Lubysheva L.I. The phenomenon of sports culture in the aspect of methodological analysis // Theory and practice of physical culture. 2009. No. 3. P. 10-14.

6. Mikryukov V.Yu. Theory and practice of military-patriotic education of students in modern Russia: Diss, abstract for the Dr. of Pedagogy degree. M., 2008. 56 pp.

7. Popkov A.A. Significance of military-applied physical training for pre-service youth // Theory and practice of physical culture. 2013. No. 5. P. 64-67.

8. Tseeva N.A., Elnikova O.O., Basic physical culture of female students of special medical groups // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3, Pedagogy and Psychology. 2017. Iss. 4. P. 57-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.