Научная статья на тему 'Соответствуют ли криптовалюты требованиям индустрии исламских финансов?'

Соответствуют ли криптовалюты требованиям индустрии исламских финансов? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1399
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИПТОВАЛЮТА / CRYPTO CURRENCY / БИТКОИН / BITCOIN / ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСЫ / DIGITAL FINANCE / ШАРИАТ / SHARIA / ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ / ISLAMIC FINANCE / ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ / MONEY CIRCULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яндиев Магомет Исаевич, Озиев Гапур Баширович

Можно ли пользоваться криптовалютами вопрос, волнующий активных пользователей исламских финансовых инструментов в настоящее время. На поставленный вопрос в данной работе дан положительный ответ с обширным рядом уточнений, существенно ограничивающих перечень допустимых операций с криптовалютой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Do Crypto Currencies Meet the Requirements of the Islamic Finance Industry?

Is it possible to use crypto-currencies? This question is actual for active users of Islamic financial instruments. This paper gives a positive response to this question, but with a wide range of refinements, significantly limiting the list of allowable operations with crypto currency.

Текст научной работы на тему «Соответствуют ли криптовалюты требованиям индустрии исламских финансов?»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2018. № 3

ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА М.И. Яндиев1,

МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия) Г. Б. Озиев2,

Международный исламский университет Малайзии (Куала-Лумпур, Малайзия)

СООТВЕТСТВУЮТ ЛИ КРИПТОВАЛЮТЫ ТРЕБОВАНИЯМ ИНДУСТРИИ ИСЛАМСКИХ ФИНАНСОВ?

Можно ли пользоваться криптовалютами — вопрос, волнующий активных пользователей исламских финансовых инструментов в настоящее время. На поставленный вопрос в данной работе дан положительный ответ с обширным рядом уточнений, существенно ограничивающих перечень допустимых операций с крип-товалютой.

Ключевые слова: криптовалюта, биткоин, цифровые финансы, шариат, исламские финансы, денежное обращение.

DO CRYPTO CURRENCIES MEET

THE REQUIREMENTS

OF THE ISLAMIC FINANCE INDUSTRY?

Is it possible to use crypto-currencies? This question is actual for active users of Islamic financial instruments. This paper gives a positive response to this question, but with a wide range of refinements, significantly limiting the list of allowable operations with crypto currency.

Key words: crypto currency, bitcoin, digital finance, Sharia, Islamic finance, money circulation.

Введение

В последние годы наметился серьезный рост значимости криптовалют. По данным консалтинговых агентств, изучающих эту тему, например, порядка 69% банков в мире экспериментируют с криптовалютами, а средний

1 Яндиев Магомет Исаевич, к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита экономического факультета; e-mail: mag2097@mail.ru

2 Озиев Гапур Баширович, PhD, доцент; e-mail: gapur@iium.edu.my

размер инвестиций в проекты, связанные с фундаментом криптовалют — технологией блокчейн, — достиг 1 млн долл. США1.

По мере роста влияния, которое оказывают криптовалюты на повседневную жизнь, растет актуальность вопроса о соответствии криптовалют требованиям шариата и допустимости их использования как рядовыми мусульманами, так и исламскими финансовыми институтами. Данная статья посвящена поиску ответа на поставленный вопрос.

Для достижения поставленной цели мы определим место криптовалют в финансовой системе и чем определяется рост их влияния. Далее мы проведем обзор литературы по теме, что позволит определить текущее понимание проблемы современной наукой. А также мы рассмотрим ключевые требования шариата к деньгам и денежному обращению и сформулируем некое эталонное понимание денег в шариате, которое сравним с характеристиками криптовалют (на примере биткоинов), что позволит нам достичь поставленной цели.

Место криптовалют в финансовой системе

Значимость криптовалют определяется тем, что они являются фундаментальной составляющей принципиально новой модели осуществления финансовых отношений — цифровых финансов (Digital Finance).

Следует отметить, что до последнего времени в структуре финансов выделялись только три принципиально отличные друг от друга модели организации финансовых отношений. Это классические финансы, корпоративные финансы и исламские финансы2. Различия между моделями можно свести к следующим принципиальным моментам (см. табл. 1).

Классические финансы ведут свой отсчет с момента начала эмиссии денежных знаков. В их системе координат ценность денег не меняется со временем, т.е. один рубль сегодня имеет такую же ценность, как и один рубль, ожидаемый к получению через год.

1 Отчет «Blockchain Technology: From Hype to Reality». Компания Infosys Finacle. URL: https://www.infosys.com/newsroom/press-releases/Pages/accelerate-blockchain-investment-reveals.aspx

2 В принципе модель исламских финансов следовало бы назвать иначе: например, модель «религиозных финансов» или «непроцентных финансов», так как помимо исламских возможны иудейские финансы, основанные на Торе, и христианские финансы, основанные на Библии. Однако из них из всех только исламские финансы стали реальностью, и поэтому модель финансовых отношений, основанную на соблюдении религиозных запретов и предписаний, называют исламскими финансами. Хотя в будущем, если иудейские, христианские и других типов финансы начнут активно практиковаться, текущее название модели может смениться.

Таблица 1

Классификация основных характеристик моделей финансовых отношений

№№ Параметры Существующие модели финансов Новая финансовая модель: цифровые финансы

Классические финансы Корпоративные финансы Исламские финансы

1 Момент возникновения модели Начало эмиссии денежных знаков Развитие финансовых рынков Экономический рост исламских стран 1. Независимый доступ в интернет 2. Независимая эмиссия денежных знаков

2 Единый эмиссионный центр Да Да Да Нет

3 Госрегулирование финансовой деятельности Да Да Да Нет

4 Кредитование под процент Да Да Нет Да

5 Стоимость денег во времени Постоянна Будущие деньги дешевле настоящих Постоянна* Будущие деньги дороже настоящих***

6 Цель ведения бизнеса Максимизация прибыли Максимизация стоимости капитала Максимизация благоденствия в обоих мирах** Максимизация личной свободы действий***

7 Критерии эффективности ведения бизнеса Превышение доходов над расходами Превышение прибыли над затратами на обслуживание капитала Превышение доходов над расходами с учетом религиозных ограничений Стабильный прирост клиентов***

* Однако эта формулировка пока еще дискуссионная; с одной стороны, инвестор имеет возможность рефинансировать свои сбережения, следовательно, он может наращивать свой капитал и у его капитала может быть аналог текущей стоимости (РУ) и будущей стоимости (1У); с другой стороны, их невозможно свести друг с другом: например, если инвестор имеет обязательство (РУ), то он не может продать его ранее установленного срока по цене, отличной от номинала (РУ).

** Под данной не совсем научной формулировкой следует понимать стремление бизнесмена-мусульманина добиться максимизации семейного и общественного богатств в условиях строгого соблюдения многочисленных религиозных запретов и предписаний.

*** Предположительно.

К Источник: разработано авторами.

Модель корпоративных финансов ведет свой отсчет с момента начала бурного роста финансовых рынков и предполагает, что ценность денег со временем падает.

Наконец, модель исламских финансов ведет свой отсчет с момента начала бурного экономического развития мусульманских стран. Одним из ключевых постулатов этой модели финансовых отношений является недопустимость кредитования под проценты — считается, что деньги не могут быть товаром в классическом понимании этого слова и являться объектом сделки купли-продажи. Этим она принципиально отличается от первых двух.

Но при этом все три модели объединяет наличие единого эмиссионного центра в лице центрального банка и строгий государственный контроль над сферой финансовых отношений. Это позволяет объединить все три модели под общим определением «централизованные финансы».

Обращает на себя внимание тот факт, что появление каждой новой модели связано с бурным ростом в какой-то момент времени одной из сфер экономической или политической жизни общества. В прошлом стремительное развитие финансовых рынков привело к появлению таких возможностей, как альтернативность инвестирования и вытекающее из нее новое содержание цели ведения бизнеса — увеличение стоимости капитала (модель корпоративных финансов). А стремительное экономическое развитие исламских стран поставило на повестку дня вопрос о корректном — с точки зрения ислама — инвестировании сбережений, принадлежащих мусульманским государствам и их гражданам (модель исламских финансов).

Исходя из предыдущего тезиса, напрашивается вопрос о последствиях для финансов бурного развития интернета, наблюдаемого в настоящее время. Такие явления, как Big Data, блокчейн, Smart Contract, P2P, воздушная/космическая раздача интернета и многие другие, создали невероятно огромные возможности для ведения бизнеса в сети и позволяют утверждать, что в современной финансовой системе сформировалась совершенно новая модель (цифровые финансы), имеющая принципиальные отличия от ныне существующих. Особое место в ней занимают криптовалюты, в первую очередь из-за того, что процесс их эмиссии осуществляется децентрализованно, а управление денежным обращением отсутствует вообще.

В настоящее время криптовалюты доступны повсеместно, где есть интернет, в том числе и исламским финансовым институтам и рядовым пользователям. Однако вопрос их соответствия шариату остается пока открытым.

Обзор литературы

В российской электронной библиотеке РИНЦ (elibrary.ru) по запросу с ключевым словом «криптовалюта» отображается 366 статей, но при до-

бавлении в поисковый запрос еще одного ключевого слова «шариат» результат становится нулевым.

Поиск в международной англоязычной библиотеке Social Science Research Network (ssrn.com), в которой размещены статьи, опубликованные в журналах, в том числе входящих в Scopus и Web of Science, привел к аналогичному результату — 143 и 0 статей соответственно. Комплексно проанализировать статьи на арабском языке, где теоретически могло бы быть больше публикаций по теме, не представилось возможным по языковым проблемам. Вместе с тем ряд значимых работ авторам был известен и привлечен к анализу.

В прочих источниках по теме данной статьи удалось найти только одну работу, автор которой безапелляционно и бездоказательно называет бит-коины на 100% соответствующими шариату [Maierbrugger, 2017]. Фактически это просто экспертное мнение, опубликованное в популярной ежедневной газете, а не в академическом издании.

Таким образом, можно констатировать, что вопрос применения крип-товалют в индустрии исламских финансов в академических кругах фактически еще не рассматривался.

Однако в интернете можно найти различные мнения авторитетных специалистов по данной теме. Например, в поддержку криптовалют и их соответствия шариату высказываются следующие эксперты.

Др. шейх Аднан Аль-Зарани, председатель шариатского наблюдательного совета банка «Аль-Жазира»: «Криптовалюта — это один из видов валют/денег, который появился в результате процесса создания и развития денег. Другими словами, вначале это был обычный бартер, затем золотые и серебряные монеты, а затем бумажные деньги и теперь виртуальные деньги, которыми являются криптовалюты. И это нормально»1.

Профессор Монзер Кахф, эксперт по исламской экономике и финансам при Катарском факультете исламских исследований: «Биткоины — это валюта, и она функционирует по тем же правилам, которым подчиняются и другие валюты». Его беспокойство в основном заключается в том, что если эмиссия биткоинов будет небольшой, то эта валюта может быть подвержена манипулированию2.

Муфтий Абдуль Кадир Баракатулла, член шариатского комитета в Аль-Раян Банке, в прошлом Исламском банке Великобритании: «Я убежден, что криптовалюты могут стать эффективным инструментом для дальнейшего развития исламских финансов»3. Кроме того, он напоминает известное среди мусульманских ученых правило, которое гла-

1 https://www.youtube.com/watch?v=OyG5YYY-4D4

2 http://lightuponlight.com/blog/fatwa-on-bitcoin-by-monzer-kahf/

3 FinFuture Forum. Inc. Publications. — P. 35. URL: http://fin-future.com/category/ financial-services/crypto-currencies/

сит, что любой товар, воспринимающийся обществом как средство, которое может играть роль платежного средства, должен восприниматься как деньги.

Подобным образом аргументирует и С. Эванс, который не видит ничего запретного в использовании биткоинов. Он пришел к выводу, что виртуальная валюта может соответствовать правилу о запрете ростовщичества [Evans, 2015].

Мухаммад Махмуд заключает, что технические аспекты биткоина схожи с традиционными методами оплаты. К тому же, полагает он, нормативные акты по защите прав потребителей также относятся и к биткоинам [Mahmoud, 2015].

Однако ряд следующих экспертов высказываются против криптовалют. Например, шейх Имран Хусейн, один из современных известных мусульманских ученых, считает, что всякая валюта, которая не имеет собственную внутреннюю стоимость (intrinsic value), не может считаться действительной1. Следовательно — по его мнению — только золотые или серебряные деньги могут соответствовать критериям шариата. Профессор Ахмед Камел Мидин Мера, декан Института исламского банкинга и финансов при Международном исламском университете Малайзии и автор книги «Исламский золотой динар», полагает, что для того, чтобы цифровая валюта принималась в индустрии исламских финансов, она должна иметь определенную ценность, а электронные валюты должны выкупаться, например, золотом [Mahmoud, 2015]. Иначе, по его мнению, это несправедливо.

Жан А. Бергстра указывает на некоторые проблемы использования биткоинов в исламском банкинге и финансах. В частности, он описывает биткоины как всего лишь «валютоподобный информационный товар» и заключает, что существует большая вероятность (выше 99%), что биткоины в скором будущем исчезнут и инвесторы будут разочарованы [Bergstra, 2015].

Муфти Фараз Адам (шариатский консультант в Amanah Finance Consultancy Ltd) перечисляет множество рисков, связанных с использованием биткоинов, таких как риск безопасности, технологический риск, риск отмывания денег, риск волатильности, проблема регулирования и т.д., и заключает, что любая валюта должна иметь способность определять цену другим товарам. Биткоин же, по его мнению, не является независимой «мерой стоимости», так как его стоимость определяют другие валюты. Из-за своей волатильности и нестабильности, заключает муфтий, биткоин не соответствует главным целям денег, которые, по сути, должны служить стабилизатором для мирской жизни [Mufti Faraz Adam, 2017].

1 https://www.youtube.com/watch?v=9czV1bronto

Помимо вышесказанного известны заключения, выполненные группой экспертов по шариатской доктрине в формате «вопрос—ответ» на сайте http://www.islamweb.net/1, например:

Вопрос: Каков взгляд шариата на приобретение биткоинов?

Ответ: Несмотря на тот факт, что вокруг электронных денег наблюдается целый ряд нежелательных действий, таких как волатильность и спекуляция, мы не имеем права однозначно наложить запрет на использование этих денег, так как вышеупомянутые негативные показатели в большинстве случаев и так присутствуют на рынках2.

Вопрос: Каков взгляд шариата на покупку и продажу электронных денег (биткоинов), а также майнинга?

Ответ: Тот, кто приобрел электронные деньги легитимным образом, может их использовать, это допустимо. Мы уже говорили в одной из предыдущих фетв, что цифровая или электронная валюта отличается от бумажных денег или обычных монет. Следовательно, покупка этих электронных денег расценивается как полноценный обмен валюты3.

Несмотря на важность фетв и экспертных мнений, они не могут в полной мере заменить научные работы.

Требования шариата в отношении денег и денежного обращения

Специального набора требований к характеристикам денег и организации денежного обращения в шариате нет. Поэтому, чтобы было с чем сравнивать криптовалюты и делать вывод об их соответствии шариату, нам предстоит проанализировать: а) мнения мусульманских ученых, как классиков, так и современных, касательно сути денег и «эффективной причины» денег; б) современное денежное обращение с точки зрения ислама.

Мнения мусульманских ученых касательно сути и «эффективной причины» денег. О сути (роли) денег в исламе сказано много в книгах исламского наследия, однако мы ограничимся цитатами двух известных исламских ученых, в целом отражающих мнение большинства.

Философ-правовед имам Аль-Газали (умер в 505 г. по хиджре) считает, что деньги должны рассматриваться не как товар, а как единица измерения для всех видов товаров: «Бог создал их (динар и дирхам), чтобы люди пользовались ими и чтобы они (динар и дирхам) правили между то-

1 Один из крупнейших и самый популярный исламский сайт в мире (70 млн посетителей в 2011 г.). Администрируется Министерством вакфов и религиозных дел Катара.

2 http://fatwa.islamweb.net/fatwa/index. php?page=showfatwa&Option=FatwaId&Id=3202 30&wheretosearch=0&order=&RecID=5&srchwords=%20251170&R1=1&R2=0&hIndex=

3 http://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.php?page=showfatwa&Option=FatwaId& Id=251170

варами по справедливости. А также (Бог создал их) чтобы с их посредничеством приобретать другие вещи (товары), потому что они дороги сами по себе (сделаны из золота и серебра), и цель (шариата) не в них самих» [Аль-Газали и др.].

Такиюддин Ахмад бин Абдуль Халим (умер в 728 г. по хиджре) в своей известной книге «Мажмуъ Аль-Фатава» склоняется к аналогичному мнению: «Если деньги обмениваются с отсрочкой, то это торговля, которая противоречит понятию (мера) стоимости» [Ахмад бин Абдуль Халим, 1995].

Таким образом, суть денег заключается в том, что они являются мерой стоимости или единицей измерения для других товаров, а не в том, чтобы ими торговали, как обычным товаром.

Однако касательно «эффективной причины» денег (efficient cause), из-за которой деньги считаются деньгами, способными к созданию условий для ростовщичества, у шариатских ученых в основном существует три различных мнения:

1) причина во «взвешивании». Динары и дирхамы в древние времена не только подсчитывались по количеству, но и взвешивались в сумках. Например, продавец участка земли мог запросить за свой товар некоторое количество сумок, наполненных золотыми динарами. В количественном плане это могло быть, скажем, 90—100 динаров. Поэтому ученые из Ханафитской и Ханбалийской школ высказали мнение, что если деньги сделаны из обычного, недрагоценного металла (железо, медь и т.п.) и их можно взвесить, то на них распространяется правило риба (запрет на дачу денег в рост);

2) причина в «ценности» металла, из которого сделаны динары и дирхамы (из золота и серебра). Иначе говоря, наличие ценного металла в этих деньгах и делает их способными определять цену другим товарам. Следовательно, если деньги сделаны из недрагоценного металла, то на них не распространяется риба;

3) причина в «мере стоимости» этих денег. Иными словами, деньги могут быть изготовлены из чего угодно — золота, серебра, железа, пластмассы, бумаги и т.п., — главное, чтобы они служили мерой стоимости (единицей измерения) для других товаров.

Нетрудно догадаться, что если бы современные ученые признали правомерными два первых мнения, то индустрии исламских финансов не возникло бы вообще, так как это дало бы банкирам право выдавать кредиты под проценты, аргументируя это тем, что бумажные деньги не «взвешивают» на вес, а также в них нет «ценного» металла (например, золота или серебра). Эти два первых мнения являются результатом обобщений, сделанных на основании существовавших в древние времена денег — динаров и дирхамов, — которые действительно «взвешивали» и которые содержали в себе «ценные» металлы. Поэтому абсолютное большинство современных ученых единогласны в правильности тре-

тьего мнения, что настоящая «эффективная причина» денег заключается в том, что всякий товар, который служит «мерой стоимости» других товаров, должен рассматриваться как деньги. Так, например, утверждает известный современный ученый Салех Аль-Фаузан, который говорит, что любая общепринятая «мера стоимости» должна считаться валютой, на которую распространяются правило риба [Салех Аль-Фаузан, без указания года издания]

Современное денежное обращение с точки зрения ислама. Для дополнительных целей анализа выделим следующие пункты в механизме организации денежного обращения: 1) товарный вид денег, 2) объем эмиссии и обеспечение денежной массы, 3) процедура эмиссии денег, 4) управление ликвидностью банковского сектора, 5) инфляция, 6) вопросы уплаты закята, 7) не способствовать недозволенному.

Сам анализ проведем с ориентиром на ключевые запреты шариата — запрет на процентное финансирование (риба), запрет на неопределенность в обязательствах сторон (гарар) и запрет на чрезмерный риск и спекуляцию (майсир), — а также с учетом двух преданий от халифа Умара и от имама Малика, посвященных вопросам организации денежного обращения.

Передается, что «Умар бин Аль-Хаттаб однажды сказал: я хотел сделать дирхамы из верблюжьих шкур; но потом ему сказали (сподвижники): тогда не останется верблюдов. И Умар отказался (от этой идеи)» [Ве^^а, 2015]. Из истории известно, что в те времена на территории халифата использовались денежные знаки других стран и только явно ощущавшийся недостаток денег в экономике вынудил халифа поднять вопрос о выпуске собственных.

Имам Малик (умер в 179 г. по Хиджре) в своей известной книге «Аль-Мудаввана» говорит следующее: «...И если бы люди разрешили (использование) шкур для чеканки (монет), то я порицал бы обмен (этих монет) на золото и серебро с отсрочкой» [Малик бин Анас, 1994]. Следует обратить внимание, что имам порицает только обмен с отсрочкой, а не обмен вообще.

Многовековая практика использования исламскими правителями денежных знаков других государств, в частности Римской империи и Персии, позволяет сделать вывод, что отсутствие своей валюты не подрывает национального суверенитета и не является актуальной проблемой, требующей незамедлительного исправления — выпуска собственных денег.

1. Товарный вид денег. Анализ двух вышеупомянутых преданий, а также «меры стоимости» денег позволяет сделать следующий вывод: деньги могут быть выполнены необязательно из золота и серебра, как принято считать, а из любого материала. Кроме того, можно утверждать, что в понимании шариата эмитентом денег (в первом предании — халиф) и регулятором (т.е. сподвижники, которые на тот момент выполняли функцию «консультантов» по вопросам денежного обращения и на основе которых

впоследствии может быть сформирован профессиональный орган управления — финансовый регулятор) могут быть разные институты. Кроме того, отметим, что по логике предания именно центральная власть несет ответственность за то, чтобы не было фальшивых денег (халиф отказывается от идеи именно из-за того, что могут появиться подделки, а не из-за того, что будет забито много скота).

2. Объем эмиссии и обеспечение денежной массы. В концепции исламских финансов закреплено, что все финансовые обязательства должны быть обеспечены реальными активами. Для практических целей это зафиксировано в соответствующих стандартах, например, Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (АА01Р1)1.

Применяя названный тезис к деньгам, можем получить ошибочный вывод, что вся денежная масса также должна быть обеспечена реальными активами. Однако это не так. Следует отметить, что деньги не являются финансовым активом, они всего лишь инструмент обмена товаров и услуг, и поэтому они не нуждаются в обеспечении реальными активами. Сказанное подтверждается описанием предания, из которого следует, что эмиссия денег нужна была только потому, что экономике халифата не хватало на тот момент денег для расчетов. Фактическое количество денежных знаков, которое следует выпустить, шариат не регулирует. Это профессиональный вопрос, который относится к компетенции эмитента: денег необходимо столько, сколько необходимо для обеспечения потребности экономики в них.

3. Процедура эмиссии денег. Существует два ключевых варианта эмиссии. В первом случае эмиссионным центром выступает государственное казначейство (минфин), которое выпускает деньги для покрытия дефицита бюджета. Деньги зачисляются в бюджет и далее идут на покрытие расходов государства. Такая эмиссия справедливо считается источником инфляции, но она не несет в себе элементов недозволенного, как во втором варианте. Во втором случае эмиссию осуществляет центральный банк, который далее распределяет деньги между коммерческими банками на конкурентной основе, и в традиционной финансовой системе критерием отбора является процентная ставка. Таким образом, традиционная в финансовом секторе эмиссия денег является источником рибы и не может применяться в исламской финансовой системе. Кроме того, отметим, что такой источник эмиссии, как платежное требование, хотя и не применяется в рыночной экономике, но свободен от рибы.

4. Управление ликвидностью банковского сектора. Одной из функций центрального банка является управление ликвидностью банковской системы. Для этого ЦБ или привлекает деньги с рынка, или размещает на нем новые объемы. И первое, и второе осуществляется на конкурентной ос-

1 ИПр: //www.kantakji.com/media/7760/f173.pdf

нове, где критерием выступает процентная ставка. Таким образом, традиционные инструменты кредитно-денежного регулирования — кредиты и депозиты — не соответствуют требованиям шариата. В этой связи следует отметить, что ЦБ является абсолютно безрисковым учреждением. Тогда, руководствуясь базовым принципом шариата «вознаграждение только за труд/риск», можно утверждать, что законных оснований на получение вознаграждения из-за того, что банк разместил в исламском ЦБ деньги на депозит, нет. С другой стороны, исламский ЦБ также не вправе получать вознаграждение от банков за предоставленное им финансирование, поскольку он, обязанный хранить свой статус безрискового, не вправе принимать на себя коммерческие риски. А нет риска — нет и вознаграждения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Инфляция. В рыночной экономике любой товар и услуга могут как дорожать, так и дешеветь вследствие изменения спроса и предложения на отдельные товары. Такого рода инфляция неизбежна и признаваема шариатом. Другая причина — серьезные изменения обменного курса национальной валюты — влечет за собой пропорциональные изменения цен на целые группы товаров. Такого рода инфляция также не оспаривается шариатом. Возможны и другие причины изменения цен, например, вследствие инфляционных ожиданий населения. Однако есть одна причина инфляции, которая недопустима по шариату, — это изменение покупательной способности денег вследствие чрезмерной по объему эмиссии. Из запрета на процентное финансирование вытекает вывод, что деньги — это не товар и ими нельзя торговать. Значит, у денег всегда должна быть одинаковая покупательная способность, а ее необоснованное изменение означает присвоение государством части средств физических и юридических лиц. Иными словами, вред от инфляции, вызванной чрезмерным выпуском денег в обращение, может быть приравнен к вреду рибы. Современная система денежного обращения основана — в теории — на строгом контроле объемов эмиссии, что делает ее в этой части соответствующей принципам ислама.

Запреты на гарар (неопределенность) и майсир (спекуляцию) в совокупности соответствуют такой важной характеристике денег, как ликвидность (возможность обменять деньги на любой товар, и наоборот). Действительно, чем ниже неопределенность, тем выше шансы на продажу товара или финансового актива по желаемой цене. Конечно, любой товар можно продать — дело в цене, но если владелец желает реализовать товар по разумной цене, необходимы такие условия, при которых неопределенность и спекуляция минимальны. Тогда покупатель будет понижать оценку риска и соответственно соглашаться на более высокую цену.

Вместе с тем наличие разнообразных запретов и ограничений на осуществление торговых операций (по номенклатуре товаров — чем можно торговать и чем нельзя, по правилам ценообразования и пр.), вводимых органами власти, повышает неопределенность, создает условия для спе-

куляций и как результат снижает уровень такого соответствия. Например, наличие запретов на торговлю определенными товарами (запрет на продажу акций иностранцам) или наличие ограничений по ценообразованию (установление предельных норм рентабельности по отдельным товарам) искусственно снижает предложение и соответственно способствует повышению цен.

6. Вопросы уплаты закята. Каждый мусульманин обязан платить обязательную милостыню, закят. Примечательно, что если у человека есть сбережения, которые достигают нисаба1, и он их не инвестирует, то они ежегодно будут уменьшаться на 2,5% из-за необходимости уплаты закята. Для успешного функционирования закята, а также института наследования все имущество человека должно принадлежать ему открыто. Этот момент немаловажен, так как наличные деньги, в отличие от безналичных, могут скрытно храниться у человека и при подсчете закята или определении наследуемого имущества остаться без внимания.

7. Не способствовать недозволенному. Важный аспект шариата заключается в том, что ничто не должно способствовать недозволенному, в том числе и денежное обращение. Один из вопросов, активно обсуждаемых в исламе — это социальная несправедливость, вызванная несправедливым (неконкурентным) распределением национального богатства. Следовательно, денежное обращение не должно способствовать социальному расслоению общества, когда малая его часть владеет большей частью активов, а большая часть общества — меньшей частью богатств.

В совокупности можно сформулировать следующие ключевые требования шариата к деньгам и денежному обращению:

• процесс эмиссии, предоставления денег рынку и изъятия денег с рынка должен быть свободен от рибы;

• денежные знаки могут быть изготовлены из любого материала;

• эмитентом денег и регулятором денежного обращения могут быть разные структуры;

• эмитент денежных знаков является безрисковым учреждением;

• эмитент денежных знаков не вправе вступать с финансовыми институтами в прямые финансовые отношения, имеющие целью получение дохода;

• не запрещается использование денежных знаков других государств;

• деньги не нуждаются в их обеспечении реальными активами;

• деньги должны эмитироваться в количестве, достаточном для обслуживания потребностей экономики;

1 Нисаб (85 граммов золота или денежный эквивалент) — это минимальный размер богатства/сбережений, при достижении которого начинается отчет времени, и по истечении одного года по лунному календарю мусульманин обязан выплатить милостыню в размере 2,5%.

• не должно быть запретов и ограничений на денежные операции, а также на обмен и вывоз (перевод) денег;

• денежные знаки и денежное обращение должны способствовать сглаживанию социального расслоения граждан;

• право собственности человека на денежные знаки не должно быть негласным.

Ключевые характеристики криптовалют

Криптовалюта — это компьютерный файл, который скопировать и использовать дважды практически невозможно. Поскольку криптова-люту можно использовать как для расчетов, так и для накопления сбережений, ее можно считать аналогом денежных знаков, бездокументарных и обращающихся только в сети Интернет. Как и любыми деньгами, криптовалютой можно оплачивать покупки или обменивать на другие валюты.

Можно выделить три уровня работы с криптовалютой (на примере биткоинов). Первый: физическое или юридическое лицо владеет битко-инами и совершает с ними операции. Для этого клиенту необходимо скачать на свой компьютер специальное программное обеспечение, в рамках которого ему открывают кошелек(и) для хранения биткоинов. Клиент, используя обычные деньги, приобретает на специализированной бирже биткоины и размещает их в своем кошельке.

Другой уровень работы с биткоинами заключается в том, чтобы генерировать/эмитировать их. Для этого пользователь скачивает на свой компьютер специальную программу, которая решает сложные математические задачи, генерируемые биткоин-системой. Тот пользователь, чей компьютер первым решит задачу, получает вознаграждение — биткоин.

Третий уровень работы заключается в том, чтобы, также решив сложную задачу быстрее других, получить право на оформление транзакций, совершаемых владельцами биткоинов в текущий момент времени. Владельцы биткоинов могут совершать сделки как с уплатой, так и без уплаты комиссии. Они предлагают комиссию, чтобы оформить сделку в приоритетном порядке, примерно за 10 минут. Оформление обычной сделки, без комиссии, может затянуться дольше, на несколько часов.

Высокая защищенность биткоинов обеспечивается помимо шифрования еще и использованием технологии блокчейн (децентрализованное ведение реестров). Иными словами, каждому владельцу биткоинов на компьютер устанавливается полная база данных обо всех транзакциях, совершенных со всеми биткоинами за все время их существования, — время сделки, сумма перевода и примерная локация плательщика (правда, база анонимная, владельцев денег установить в большинстве случаев практически невозможно).

Механизм транзакций работает следующим образом. Некий человек, например, продал что-то и получил биткоины на свой кошелек. Запись об этом в автоматическом режиме направляется во все компьютеры, подключенные к системе биткоинов, и все владельцы биткоинов узнают, что некий владелец электронного кошелька за номером таким-то обзавелся с такого-то кошелька такой-то их суммой. Через какое-то время наш человек решил купить что-то на свои биткоины, и он дает поручение своему кошельку перевести такую-то сумму на такой-то адрес. В этот момент его компьютер отправляет запрос на все компьютеры, подключенные к системе биткоинов, на подтверждение правомочности такого перевода. Компьютеры других участников сверяются со своими записями, видят там, что да, действительно, у этого человека (они видят только электронное имя его кошелька) есть необходимая сумма, и присылают подтверждение. Когда набирается определенное количество подтверждений, участники второго уровня формируют специальную запись, заявленная сумма переводится, и во все компьютеры системы уходит сообщение о необходимости внести в реестр новую запись: у нашего человека биткоины списать, а у его партнера — вписать.

Предположим, что кто-то решил сжульничать: для этого он копирует биткоин, а сам оригинал продает. Далее он пытается продать уже копию, но компьютеры других участников не подтвердят факт владения им бит-коином, так как в момент продажи оригинала у всех участников появилась запись о том, что средства списаны с его счета, и соответственно злоумышленнику не удастся провести сделку. Таким образом, чтобы одну сумму проплатить дважды, человеку необходимо будет взломать все компьютеры системы и переписать везде базы данных, указав, что с его счета платежа еще не было. По состоянию на начало 2017 г. количество участников оценивалось примерно в 3 млн человек, и поэтому это технически крайне сложная задача. Считается, что для такой махинации необходимо мобилизовать вычислительные мощности, эквивалентные, по разным оценкам, примерно половине существующих компьютеров мира.

Фигурально процесс эмиссии биткоинов называют майнингом от английского mining — добывать (как будто речь идет о работе в шахте, где добывают что-то ценное, например, золото). Процесс занимает определенное время и значительный объем электроэнергии. Длительное время, особенно на начальном этапе, рыночная стоимость биткоинов была ниже затрат на электроэнергию.

Криптовалюты ничем не обеспечены. Однако они — пока никто не смог взломать систему — обладают достаточной уникальностью и могут представлять интерес для пользователей как альтернативный инструмент осуществления платежей. Известны попытки привязать биткоины к определенным активам, в том числе к золоту, но в этом случае они фактически

превращаются в обычный механизм привлечения инвестиций под реальный залог.

Максимальный объем эмиссии биткоинов ограничен суммой в 21 млн. Также есть временные и количественные ограничения на «добычу», поэтому участники системы всегда знают, какое количество новых битко-инов может появиться на рынке в некий заданный промежуток времени. В настоящее время биткоины обмениваются в основном только на доллар США. При этом их обменный курс демонстрирует чрезвычайно высокую волатильность (например, наибольшее падение курса биткоинов за 24 часа — на 80% — произошло в апреле 2013 г., а в ночь на 13 августа 2017 г. их стоимость выросла на 11,8%), что способствует использованию бит-коинов в большей степени для спекуляций и в меньшей — для расчетов. В будущем, когда курс стабилизируется и спекулятивный ажиотаж вокруг биткоинов прекратится, вышеназванные правила будут способствовать минимизации инфляционных ожиданий.

Биткоины являются безналичной валютой. Вместе с тем ряд компаний оформили принадлежащие им биткоины в наличной форме — изготовили монеты с голографическим изображением пароля к кошельку и выпустили их в продажу. Фактически они выпустили не платежные средства, этими монетками невозможно расплатиться, а электронный носитель биткоина.

Следует отметить, что работа системы полностью автоматизирована и осуществляется без вмешательства человека. Организаторы системы запустили ее в 2008 г. (первая транзакция была проведена в январе 2009 г.) и с тех больше не вмешиваются в ее работу, за исключением нескольких корректировок программного кода (гарантией невмешательства организаторов служит высокая степень открытости системы для независимых программистов). Минусом такого подхода является принципиальная нерешаемость некоторых проблем. Например, если человек потерял пароль от своего кошелька, то доступа к своим деньгам ни он и никто другой уже не получит никогда. Или если у человека кто-то украл его биткоины (например, известна история, когда владелец биткоин-кошелька неосторожно показал пароль от него, выполненный в виде QR-кода, по телевизору в ходе новостной телепрограммы и немедленно лишился средств), то назад ему их никто не сможет вернуть. Еще известны из практики такие случаи, когда человек путал поля при отправке платежа (сумма отправления и комиссионное вознаграждение за платеж). Такой платеж, но уже с правильно заполненными полями, приходилось осуществлять заново. Это в традиционной банковской системе ЦБ может отменить любой перевод и вернуть деньги потерпевшему. В системе криптовалют регулятора нет. Криптовалюты несут в себе и риски для наследников, например, если человек умер, не сообщив членам семьи о наличии у него биткоин-ко-шелька и пароля к нему.

Несмотря на заявленную демократичность, система биткоинов демонстрирует нечувствительность к социальному неравенству. По различным оценкам, в количественном отношении биткоины распределены между своими владельцами крайне неравномерно. Например, утверждается, что всего 927 человек из нескольких миллионов владельцев биткоинов владеют 50% всех денег1. С похожим утверждением выступает и другой источник2. Возможно, виной тому правило, что со временем сложность решаемых майнерами задач увеличивается. Создатели системы и первые майнеры оказались в самом выгодном положении с точки зрения скорости «зарабатывания» и количества «зарабатываемых» биткоинов. По мере приобщения к системе все большего и большего числа пользователей время на «добычу» одного биткоина растет, а «вознаграждение» сокращается. Безусловно, организаторы биткоинов имеют право на вознаграждение. Но они не должны его получать за счет эксклюзивного использования своего положения первых майнеров. Следует уточнить, что биткоины не имеют ничего общего с финансовой пирамидой, где одни участники получают доход от привлечения новых.

Ключевой недостаток криптовалют в том, что их можно использовать для уклонения от налогообложения. Действительно, высокая степень анонимности позволяет владельцам биткоинов проводить операции, о которых можно безбоязненно не докладывать налоговым органам и не платить с них налоги. В настоящее время, пока биткоин еще не стал полноценным средством платежа в силу высокой волатильности обменного курса, эта проблема не так актуальна. Однако в будущем государство рискует потерять часть налоговых доходов. Эта ситуация тупиковая в том смысле, что технических мер противодействия уклонению нет. Очевидно, органам власти придется разрабатывать совершенно новые подходы к сбору денег на содержание бюджетных учреждений, силовых структур и прочие государственные нужды, например, создав свой электронный аналог национальной валюты.

Также отметим еще один аспект — географический. Дело в том, что ки-берпространство не относится к юрисдикции ни одной из стран мира. Да, в интернете работают компании из разных стран, подчиняющиеся своему законодательству, но само пространство интернета никому не подчинено. Поэтому для любого государства криптовалюты, которые, подчеркнем, децентрализованно эмитируются в сети Интернет, будут восприниматься как продукт, выполненный за пределами его юрисдикции, а именно как импортный товар, со всеми очевидными последствиями —

1 50 любопытных фактов о криптовалюте Bitcoin. URL: http://promtechrs.ru/bitcoin/50-interesting-facts-about-bitcoin.html

2 Сколько людей на самом деле владеют биткойнами? URL: https://bitnovosti. com/2015/02/14/kak-mnogo-ljudej-vladejut-bitcoinami/

необходимостью обеспечения легальности «ввоза», растаможивания и налогообложения, но только с учетом специфики криптовалют. После легализации в стране криптовалюта может свободно покупаться и продаваться как, например, инвестиционный продукт, имеющий высокую ликвидность. Но она не должна иметь в стране статуса платежного средства, иначе это приведет к ненужной для государства конкуренции криптовалют с национальной валютой, что может иметь негативные последствия.

В совокупности можно сформулировать следующие ключевые характеристики криптовалют (на примере биткоинов):

• децентрализованная эмиссия;

• отсутствие регулятора;

• первичное распределение денег между пользователями осуществляется на конкурентной основе, критерий — успешное решение сложных вычислительных задач;

• ничем не обеспечены;

• максимальный объем эмиссии ограничен, сроки и объемы текущих эмиссий известны всем участникам системы;

• невозможно восстановить потерянные или украденные средства;

• высокая степень анонимности участников транзакций;

• полная открытость информации о транзакциях для всех пользователей;

• относительно высокая скорость транзакций;

• отсутствует обязательная комиссия за перевод денег;

• на данном историческом отрезке времени носит спекулятивный характер;

• не препятствует социальному расслоению.

Таблица 2

Соответствие биткоинов требованиям шариата к деньгам

Ключевые требования шариата к деньгам Соответствие (+), несоответствие (-), нейтрально (ок)

Процесс эмиссии, в том числе предоставления денег рынку и изъятия денег с рынка, должен быть свободен от рибы +

Денежные знаки могут быть изготовлены из любого материала ок

Эмитент денег и регулятор денежного обращения могут быть разными структурами ок

Эмитент денежных знаков является безрисковым учреждением Неприменимо Эмитент отсутствует

Эмитент денежных знаков не вправе вступать с финансовыми институтами в прямые финансовые отношения, имеющие целью получение дохода Неприменимо Эмитент отсутствует

Ключевые требования шариата к деньгам: Соответствие (+), несоответствие (-), нейтрально (ок)

Не запрещается использование денежных знаков других государств +

Деньги не нуждаются в их обеспечении реальными активами +

Деньги должны эмитироваться в количестве, достаточном для обслуживания потребностей экономики +

Не должно быть запретов и ограничений на денежные операции, а также на обмен и вывоз (перевод) денег +

Денежные знаки и денежное обращение должны способствовать сглаживанию социального расслоения граждан -

Право собственности человека на денежные знаки не должно быть негласным -

Источник: составлено авторами.

Выводы

Основываясь на вышеприведенном анализе, мы установили, что бит-коины — это совершенно новая концепция для общества, сопровождаемая большим количеством незакрытых вопросов. На биткоины существует повышенный спрос, они хорошо защищены, их стоимость быстро растет, и они совершенно неподконтрольным каким-либо денежным властям.

В табл. 2 авторы свели вместе ключевые требования шариата к деньгам и основные характеристики биткоинов. Анализ данной таблицы позволяет однозначно утверждать, что не существует свидетельств того, что битко-ины не соответствуют требованиям шариата. При этом взрывной (стремительный) прирост их стоимости, наблюдаемый в последние годы, сам по себе не является свидетельством незаконности биткоинов с точки зрения шариата, это всего лишь свидетельство взрывного роста спроса на них и наличие соответственно достаточно высоких рисков, связанных с колебаниями курса. Вместе с тем авторы считают необходимым акцентировать внимание на следующих аспектах вопроса соответствия биткоинов требованиям шариата.

1. Приобретение биткоинов для целей сбережения (инвестирования, накопления) недопустимо, поскольку высокая волатильность их обменного курса влечет за собой принятие чрезмерного риска (гарар) и участие в спекуляциях (майсир). Данный запрет актуален до момента снижения волатильности обменного курса биткоинов до уровня ведущих валют мира.

2. Приобретение биткоинов для целей расчетов (например, оплата товаров или услуг, валютообменные операции) допустимо, но с учетом по-

ложения п. 1 рекомендуем приобретать биткоины непосредственно перед той сделкой, в ходе которой необходимо рассчитываться ими.

3. Майнинг биткоинов допустим, но с учетом целей, которые преследует майнер (см. п. 1 и 2). Следует отметить, что под майнингом следует понимать две разные операции: эмиссию (добычу) биткоинов и подтверждение транзакций. Майнеры выполняют обе функции, но постепенно объем усилий, уделяемых последней, растет, и уже в ближайшем будущем эмиссией биткоинов смогут заниматься только профессиональные инвесторы в эту криптовалюту. Если они, получив новый биткоин, оставят его себе, рассчитывая на дальнейший рост его курсовой стоимости, то такое поведение является спекуляций (см. п. 1), а если они незамедлительно его продадут и зафиксируют финансовый результат (прибыль или убыток от эмиссии), то такое действие не будет являться запретным. Вместе с тем не является запретным подтверждение транзакций, выполненных третьими лицами, и получение за это комиссионного вознаграждения.

4. Поскольку биткоины конструктивно никоим образом не препятствуют нарастанию финансового неравенства среди своих владельцев и в то же время относительно надежно защищают их анонимность, что может способствовать безнаказанному уклонению от налогов, пользоваться биткоинами рекомендуется только до момента появления криптовалюты, свободной от названных недостатков.

5. Совершенно неочевидно, являются ли биткоины безобидным коммерческим проектом — как это заявлено — или это общественно значимый проект, инициированный неизвестными людьми с тщательно скрываемыми реальными целями. Поэтому рекомендуем приобретать битко-ины для транзакций только в тех случаях, когда трансакции ограничены только использованием биткоинов.

Учитывая высокую скорость распространения высоких технологий и колоссальный интерес пользователей интернета к криптовалютам, считаем целесообразным создание под эгидой Исламского банка развития специализированной исламской криптовалюты, рассчитанной на использование в мировой индустрии исламских финансов.

Список литературы

1. Аль-Газали, Абу Хамид: Ихья Улум Аль-Дин. Дар Аль-Марифа. — Бейрут.

2. Ахмад бин Абдуль Халим: Мажмуъ Аль-Фатава. — Медина, 1995.

3. Аль-Фаузан, Салех: Аль-Мулаххас Аль-Фикхий. Даруль Асимар. — Рияд.

4. Ахмад бин Яхйа аль-Балазарий (умер в 279 г. по хиджре, т.е. в 892 г.). «Футух аль-булдан». — Изд-во: «Дар ва мактабат аль-хиляль», 1988.

5. Малик бин Анас: Аль-Мудаввана. Дар Аль-Кутуб Аль-Ильмийя,1994.

6. Blockchain Technology: From Hype to Reality. Infosys Finacle. URL: https:// www.infosys.com/newsroom/press-releases/Pages/accelerate-blockchain-investment-reveals.aspx

7. Evans C. Bitcoin in Islamic Banking and Finance // Journal of Islamic Banking and Finance. — 2015. — 3(1).

8. FinFuture Forum. Inc. Publications. — P. 35. URL: http://fin-fUture.com/ category/financial-services/crypto-currencies/

9. Jan A. Bergstra. Bitcoin and Islamic Finance (version 3). URL: https://pdfs. semanticscholar.org/3a7d/7f35440191f1217d7b4f49f50079c4e9708e.pdf

10. Maierbrugger A. Gulf Times Correspondent, Bangkok // Gulf Times. — February 07.2017.

11. Mohammad Mahmoud Ibrahim Tayel. Can bitcoin be self-Regulatory legal tender? A comparative analysis of united states, European union and Islamic legal systems. URL: https://www.academia.edu/35908184/CAN_BITC0IN_BE_SELF-REGULAT0RY_LEGAL_TENDER_A_C0MPARATIVE_ANALYSIS_ 0F_UNITED_STATES_EUR0PEAN_UNI0N_AND_ISLAMIC_LEGAL_ SYSTEMS

12. Mufti Faraz Adam. Bitcoin: Shariah compliant? URL: https://afinanceorg.files. wordpress.com/2017/08/research-paper-on-bitcoin-mufti-faraz-adam.pdf

13. Rabbit G. — 2017, March. A Cryptocurrency for the Islamic Financial Markets. URL: https://cryptoinsider.com/cryptocurrency-islamic-financial-markets/

14. http://www.gulf-times.com/story/532032/Islamic-finance-and-digital-currencies-The-halal-a?utm_source=Eloqua&utm_medium=email&utm_ campaign=Newsletter_IslamicFinanceWeekly&utm_content=Newsletter_ IslamicFinanceWeekly_12Feb17

15. https://www.youtube.com/watch?v=0yG5YYY-4D4

16. http://lightuponlight.com/blog/fatwa-on-bitcoin-by-monzer-kahf/

17. http://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.php?page=showfatwa&0ption=Fat waId&Id=320230&wheretosearch=0&order=&RecID=5&srchwords=%20 251170&R1=1&R2=0&hIndex=

18. http://fatwa.islamweb.net/fatwa/index.php ?page=showfatwa&0ption=FatwaId& Id=251170

19. http://www.kantakji.com/media/7760/f173.pdf

20. http://promtechrs.ru/bitcoin/50-interesting-facts-about-bitcoin.html

21. https://bitnovosti.com/2015/02/14/kak-mnogo-ljudej-vladejut-bitcoinami/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The List of References in Cyrillic Transliterated into Latin Alphabet

1. Al'-Gazali, Abu Hamid: Ih'ya Ulum Al'-Din. Dar Al'-Marifa. — Bejrut.

2. Ahmad bin Abdul' Halim: Mazhmu" Al'-Fatava. — Medina, 1995.

3. Al'-Fauzan, Salekh: Al'-Mulahkhas AT-Fikkhij. Darul' Asimar. — Riyad.

4. Ahmad bin YAhja al'-Balazarj (umer v 279 g. po hidzhre, t.e. v 892 g.). «Futuh al'-buldan». — Izd-vo «Dar va maktabat al'-hilyal'», 1988.

5. Malik bin Anas: Al'-Mudavvana. Dar Al'-Kutub Al'-Il'mjya,1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.