Научная статья на тему 'СООТВЕТСТВИЕ НАПРАВЛЕНИЙ И ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ В АСПИРАНТУРЕ: ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД'

СООТВЕТСТВИЕ НАПРАВЛЕНИЙ И ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ В АСПИРАНТУРЕ: ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ / НОМЕНКЛАТУРА НАУЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / АТТЕСТАЦИЯ / ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ / КАДРЫ ВЫСШЕЙ НАУЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомов Сергей Иванович, Гуртов Валерий Алексеевич, Бережная Юлия Николаевна

Введённая новая Номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени, и внесённые изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступившие в силу с 1 сентября 2021 г., существенно изменили перечень научных специальностей и статус аспирантуры. Появилась необходимость в установлении соответствия направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и научных специальностей Номенклатуры 2021, по которым присуждаются учёные степени. В статье представлен анализ документа на переходный пертод «Направления подготовки в аспирантуре ОКСО-2016 - Научные специальности/отрасли науки Номенклатуры 2021» и рассматриваются мероприятия на пути реорганизации системы подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахомов Сергей Иванович, Гуртов Валерий Алексеевич, Бережная Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLIANCE OF THE DIRECTIONS AND PROGRAMS OF TRAINING IN POSTGRADUATE STUDIES: THE TRANSITION PERIOD

The new classification of scientific majors for which academic degrees are awarded and the amendments to the Federal Law “On Education in the Russian Federation”, which came into force on September 1, 2021, have significantly changed the list of scientific majors and the status of postgraduate studies. There is a need to establish the correspondence between scientific and pedagogical personnel training directions in postgraduate studies and scientific majors of the Classification 2021, in which academic degrees are awarded. The article presents an analysis of the adapting document “Fields of training in the postgraduate studies of OKSO 2016 - Scientific majors/branches of science of the Classification 2021” and considers measures on the way to reorganize the system of training and certification of academic degree holders.

Текст научной работы на тему «СООТВЕТСТВИЕ НАПРАВЛЕНИЙ И ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ В АСПИРАНТУРЕ: ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД»

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ AREAS OF HIGHER EDUCATiON MODERNiZÄTiON

Высшее образование в России

Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia

ISSN 0869-3617 (Print), ISSN 2072-0459 (Online)

http://vovr.elpub.ru

Соответствие направлений и программ подготовки в аспирантуре: переходный период

Научная статья

DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-11-9-28

Пахомов Сергей Иванович - д-р хим. наук, проф., pakhomovsi@minobrnauki.gov.ru Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Москва, Россия Адрес: 115409, г. Москва, Каширское ш., 31

Гуртов Валерий Алексеевич - д-р физ.-мат. наук, проф., vgurt@petrsu.ru

Бережная Юлия Николаевна - научный сотрудник Центра бюджетного мониторинга,

yulia@petrsu.ru

Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия Адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33

Аннотация. Введённая новая Номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени, и внесённые изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступившие в силу с 1 сентября 2021 г., существенно изменили перечень научных специальностей и статус аспирантуры. Появилась необходимость в установлении соответствия направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и научных специальностей Номенклатуры 2021, по которым присуждаются учёные степени. В статье представлен анализ документа на переходный период «Направления подготовки в аспирантуре ОКСО-2016 - Научные специальности/отрасли науки Номенклатуры 2021» и рассматриваются мероприятия на пути реорганизации системы подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации.

Ключевые слова: аспирантура, направления подготовки, Номенклатура научных специальностей, аттестация, диссертационный совет, кадры высшей научной квалификации

Для цитирования.: Пахомов С.И, Гуртов В.А, Бережная Ю.Н. Соответствие направлений и программ подготовки в аспирантуре: переходный период // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 11. С. 9-28. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-11-9-28

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. © Пахомов С.И., Гуртов В.А., Бережная Ю.Н., 2021.

(cc)

Compliance of the Directions and Programs of Training in Postgraduate Studies: The Transition Period

Original article

DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-11-9-28

Sergey I. Pakhomov - Dr. Sci. (Chemistry), Prof., pakhomovsi@minobrnauki.gov.ru

National Research Nuclear University MEPhI, Moscow, Russia

Address: 31, Kashirskoe shosse, Moscow, 115409, Russian Federation

Vilery A. Gurtov - Dr. Sci. (Phys.-Math.), Prof., vgurt@petrsu.ru

Julia N. Berezhnaya - Researcher, Center of Budget Monitoring, yulia@petrsu.ru

Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia

Address: 33, prosp. Lenina, Petrozavodsk, 185910, Russian Federation

Abstract. The new classification of scientific majors for which academic degrees are awarded and the amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation", which came into force on September 1, 2021, have significantly changed the list of scientific majors and the status of postgraduate studies. There is a need to establish the correspondence between scientific and pedagogical personnel training directions in postgraduate studies and scientific majors of the Classification 2021, in which academic degrees are awarded. The article presents an analysis of the adapting document "Fields of training in the postgraduate studies of OKSO 2016 - Scientific majors/branches of science of the Classification 2021" and considers measures on the way to reorganize the system of training and certification of academic degree holders.

Keywords: postgraduate studies, direction of training, Classification of scientific majors, certification, dissertation council, academic degree holders

Cite as: Pakhomov, S.I., Gurtov, V.A., Berezhnaya, Yu.N. (2021). Compliance of the Directions and Programs of Training in Postgraduate Studies: The Transition Period. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia.. Vol. 30, no. 11, pp. 9-28, doi: 10.31992/0869-3617-2021-3011-9-28 (In Russ., abstract in Eng.).

Введение

Прошедший 2020 и текущий 2021 гг. были высокозначимыми для системы подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации. Введённая новая Номенклатура научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени (Номенклатура 2021)1, и внесённые изменения в Федераль-

1 Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24.02.2021 г. № 118 "Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук,

ный закон «Об образовании в Российской Федерации»2 , которые вступили в силу с

1 сентября 2021 г., существенно изменили перечень научных специальностей и статус аспирантуры. Начиная с сентября 2021 г. приём на обучение по программам под-

утверждённое приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093 (зарегистрировано Министерством юстиции РФ № 62998 от 6 апреля 2021 года).

2 Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

готовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) осуществляется по программам, совпадающим с научными специальностями, предусмотренными Номенклатурой 2021, а не по направлениям подготовки кадров высшей квалификации ОКСО 20163. В соответствии с этим же ФЗ по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) -устанавливаются федеральные государственные требования (а не федеральные государственные образовательные стандарты) и для реализации этих образовательных программ не требуется государственной аккредитации.

В статье 14 этого же ФЗ говорится, что «обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) обучающихся, принятых на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, осуществляется до истечения нормативных сроков освоения указанных образовательных программ». Поскольку приём в аспирантуру в 2021 г. остаётся по направлениям подготовки ОКСО 2016, и только в 2022 г. он в аспирантуру будет осуществляться по научным специальностям Номенклатуры 2021, то, следовательно, до 2025 г. в системе подготовки научных и научно-педагогических работников будет наблюдаться переходный период одновременного действия направлений подготовки и научных специальностей в аспирантуре, в то время как деятельность диссертационных советов уже сейчас ориентируется на научные специальности Номенклатуры 2021.

3 Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2016 (ОКСО 2016). Принят и введён в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2016 г. N 2007-ст.

Постановка проблемы

Проблематика установления соответствия направлений подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (ОКСО 2016) и научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени Номенклатуры 2021, является частью более общей проблемы взаимодействия института аспирантуры и диссертационных советов.

Низкая эффективность аспирантуры и снижение числа защит кандидатских диссертаций за последние семь лет сформировали общественный запрос на реформирование института аспирантуры. Б.И. Бедный с соавторами отмечают, что существующая модель аспирантуры в России перестала отвечать современным условиям и не в полной мере соответствует потребностям социальных групп, заинтересованных в подготовке научных и научно-педагогических кадров [1; 2]. С. Луценко считает, что основой реформирования должна стать концепция подготовки кадров высшей квалификации в России, которая пока отсутствует [3]. С.И. Пахомов с соавторами рассмотрели территориальные и отраслевые аспекты согласования систем подготовки и аттестации кандидатов наук и показали, что из 1294 научных и образовательных организаций с аспирантурой и диссоветами только 662 организации имеют аспирантуру и диссоветы по родственной тематике, 448 организаций имеют аспирантуру, но не имеют диссоветов, и 184 организации имеют диссоветы, но не имеют аспирантуру [4]. В статье Л.В. Красинской отмечается, что действующая модель подготовки научно-педагогических кадров в основном ориентирована на образовательную, а не на исследовательскую деятельность аспирантов [5]. Б.И. Бедный с соавторами при анализе защит аспирантов в течение пяти лет после окончания аспирантуры показали, что удельный вес выпускников аспирантуры, защитивших кандидатскую диссертацию, составляет 45% от общего выпуска [6].

М.А. Кашина предлагает сценарий минимизации последствий очередного реформирования института аспирантуры путём введения дополнительно к научной ещё и профессиональной степени при реализации педагогической/преподавательской траектории [7]. В.С. Собкин с соавторами рассматривают миграционные установки аспирантов и отмечают распространение среди аспирантов установки на временную миграцию для работы за рубежом по контракту, а также желания переехать туда на постоянное место жительства [8]. Эти же проблемные зоны в деятельности аспирантуры рассматривались в статьях Е.В. Караваевой с соавторами [9], Т.В. Уражок [10], А.Х. Тезйел [11], А.М. Марголина, Р.М. Мельникова [12].

Радикальные предложения по реформированию российской аспирантуры предложены в статье Я. Кузьминова, Е. Терентье-ва и И. Фрумина [13], включая расширение грантовой поддержки аспирантов и их исследовательских проектов, внедрение интегрированных программ «магистратура -аспирантура», стимулирование научных руководителей.

Для реализации переходного периода необходимо разработать документ на переходный период (далее - переходник), определяющий соответствие направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (ОКСО 2016) и научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени Номенклатуры 2021. Срок утверждения соответствия научных специальностей направлениям подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) ограничен периодом до 30 сентября 2021 г., так как предполагается прекращение полномочий Минобрнауки России по дальнейшему регулированию вопросов соответствия.

Анализ изменения перечня научных специальностей Номенклатуры 2021 по отношению к Номенклатуре 2017 приведён С.И.

Пахомовым и соавторами в статье [14], что является важным шагом для разработки переходника.

Методология и методы

Методологической основой исследования является научно обоснованный выбор методов исследования, позволяющих рассматривать систему подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников с позиций плавного перехода на новую номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени кандидата и доктора наук.

В число общих методов исследования входят исторический, лингвистический и системный. К специальным методам исследования структурных изменений номенклатуры относились методы сравнения и статистического анализа данных.

К потенциальным ограничениям использованных методов можно отнести неустоявшуюся терминологию и недостаточную информацию о паспортах новых научных специальностей.

Результаты исследования Анализ соответствия направлений подготовки ОКСО-Ю16 и научных специальностей Номенклатуры 2021. ОКСО-2016 содержит 53 направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Переходник, определяющий соответствие этих 53 направлений подготовки 430 научным специальностям Номенклатуры 2017, был утверждён приказом Миноб-рнауки России4 в 2016 г.

4 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2016 г. N 1288 "Об установлении соответствия направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих

В Номенклатуре 2021 число научных специальностей уменьшилось до 351, в том числе были введены 20 новых научных специаль-ностей5. Анализ изменения перечня научных специальностей Номенклатуры 2021 по отношению к Номенклатуре 2017 приведён в статье [9], что является важным шагом для разработки этого переходника.

С учётом этих двух документов было разработано соответствие направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре ОКСО 2016 научным специальностям, по которым присуждаются учёные степени Номенклатуры 2021. Для каждого из направлений подготовки ОКСО-2016 указаны шифр и название научных специальностей в Номенклатуре 2021.

Проект приказа Минобрнауки России о введении такого переходника опубликован 19.07.2021 г. на сайте Росметода6.

сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения, направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения.

5 Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24.02.2021 г. № 118 "Об утверждении номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени, и внесении изменения в Положение о совете по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук, на соискание учёной степени доктора наук, утверждённое приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 ноября 2017 г. № 1093 (зарегистрировано Министерством юстиции РФ № 62998 от 6 апреля 2021 года).

6 Проект приказа Министерства науки и высшего образования РФ «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего

При определении степени соответствия «направления подготовки» в аспирантуре и пар «научная специальность - отрасль науки» использовался принцип соотнесения по типу «многие-ко-многим», который означает, что направлению подготовки может соответствовать несколько пар «научная специальность - отрасль науки», и наоборот, паре «научная специальность - отрасль науки» может соответствовать несколько направлений подготовки. Например, направлению подготовки «49.06.01 Физическая культура и спорт» соответствуют шесть научных специальностей, из них три научных специальности с одной отраслью науки, две научные специальности с двумя отраслями науки, и одна научная специальность «1.1.10. Биомеханика и биоинженерия» с тремя отраслями науки; научная специальность «1.5.15. Экология» и отрасли науки «Биологические науки» соответствуют восьми направлениям подготовки: «04.06.01 Химические науки», «05.06.01 Науки о земле», «06.06.01 Биологические науки», «08.06.01 Техника и технологии строительства», «18.06.01 Химическая технология», «19.06.01 Промышленная экология и биотехнологии», «20.06.01 Технос-ферная безопасность», «35.06.04 Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве».

образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения, направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения. URL: https://rosmetod.ru/ project/52120.html (дата обращения: 11.10.2021).

Таблица 1

Группы соответствия научных специальностей Номенклатуры 2021 и Номенклатуры 2017

Table 1

Groups of compliance ofscientific majors with the Classification 2021 and the Classification 2017

Группа соответствия научных специальностей Номенклатуре 2021 относительно специальностей Номенклатуры 2017 Статус научных специальностей Номенклатуры 2021 относительно специальностей Номенклатуры 2017

Группа 1 Название НС осталось без изменений

Группа 2 Название НС претерпело редакционные изменения

Группа 3 НС не изменила название, но изменила содержание

Группа 4 Новая НС (отсутствовавшая в Номенклатуре 2017)

Группа 5 НС, которая получилась в результате объединения НС Номенклатуры 2017

Группа 6 НС, которая получилась в результате существенного изменения НС Номенклатуры 2017

Таблица 2

Соответствие направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре ОКСО 2016 научным специальностям, по которым присуждаются учёные степени Номенклатуры 2021

Table 2

Compliance ofthe directions ofhigher education training - training ofhighly qualified personnel according to the programs ofscientific and pedagogical personnel training in the postgraduate studies ofthe OKSO 2016 with the scientific majors for which academic degrees ofthe Classification 2021 are awarded

Направление подготовки 0КС0-2016 Количество научных специальностей в Номенклатуре 2021

Всего в том числе со статусом научных специальностей Номенклатуры 2017 Новые НС

Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 Группа 5 Группа 6

01.06.01 Математика и механика 25 13 1 0 3 4 4

01.06.02 Статистика 4 2 0 0 0 1 1

02.06.01 Компьютерные и информационные науки 9 4 1 0 3 0 1

03.06.01 Физика и астрономия 24 21 0 0 0 2 1

04.06.01 Химические науки 19 18 0 0 1 0 0

05.06.01 Науки о земле 27 18 2 0 0 6 1

06.06.01 Биологические науки 44 37 3 0 0 4 0

07.06.01 Архитектура 4 4 0 0 0 0 0

08.06.01 Техника и технологии строительства 22 15 2 0 2 2 1

09.06.01 Информатика и вычислительная техника 15 4 3 0 3 1 4

10.06.01 Информационная безопасность 19 9 4 0 3 0 3

11.06.01 Электроника, радиотехника и системы связи 16 11 1 0 0 1 3

12.06.01 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии 10 6 2 0 1 1 0

13.06.01 Электро- и теплотехника 15 5 1 2 1 1 5

14.06.01 Ядерная, тепловая и возобновляемая энергетика и сопутствующие технологии 5 2 0 1 0 0 2

Количество научных специальностей в Номенклатуре 2021

Направление подготовки в том числе со статусом научных специальностей Номенклатуры 2017 Новые НС

ОКСО-2()16 Всего 2 3 5 6

с с ty CP (-С с с iy CP (-С с с iy CP (-С с с iy CP (-С с с ty CP (-С с с y CP (-С

15.06.01 Машиностроение 16 9 0 0 0 4 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16.06.01 Физико-технические науки и технологии 11 9 1 0 0 0 1

17.06.01 Оружие и системы вооружения 6 4 0 0 0 2 0

18.06.01 Химическая технология 25 17 1 0 0 4 3

19.06.01 Промышленная экология и биотехнологии 14 9 0 0 1 3 1

20.06.01 Техносферная безопасность 22 9 3 1 2 6 1

21.06.01 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых 12 9 0 0 0 3 0

21.06.02 Геодезия 1 1 0 0 0 0 0

22.06.01 Технологии материалов 21 14 2 0 0 3 2

23.06.01 Техника и технологии наземного транспорта 10 5 0 1 3 1 0

24.06.01 Авиационная и ракетно-космическая техника 16 10 0 1 0 4 1

25.06.01 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники 14 7 0 1 3 3 0

26.06.01 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта 9 6 0 1 0 2 0

27.06.01 Управление в технических системах 19 8 4 0 2 2 3

28.06.01 Нанотехнологии и наноматериалы 3 1 1 0 0 0 1

29.06.01 Технологии лёгкой промышленности 7 2 0 0 0 2 3

30.06.01 Фундаментальная медицина 28 22 2 0 2 1 1

31.06.01 Клиническая медицина 39 28 6 0 2 1 2

32.06.01 Медико-профилактическое дело 11 7 1 0 1 2 0

33.06.01 Фармация 5 4 1 0 0 0 0

35.06.01 Сельское хозяйство 5 1 0 0 0 3 1

35.06.02 Лесное хозяйство 2 0 0 0 0 2 0

35.06.03 Рыбное хозяйство 2 1 0 0 0 1 0

35.06.04 Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве 19 6 3 0 0 9 1

36.06.01 Ветеринария и зоотехния 6 0 1 0 0 4 1

37.06.01 Психологические науки 19 6 6 0 2 2 3

38.06.01 Экономика 8 3 1 0 0 1 3

39.06.01 Социологические науки 7 5 0 0 0 0 2

40.06.01 Юриспруденция 5 0 0 0 0 3 2

" Шифр и наименование научной специальности в Номенклатуре 2017 соответствуют профилю (направленности) подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в рамках направления подготовки.

Количество научных специальностей в Номенклатуре 2021

Направление подготовки в том числе со статусом научных специальностей Номенклатуры 2017 Новые НС

ОКСО-2()16 Всего 2 3 5 6

а п с у р [-4 а п с у р [-4 а п с у р [-4 а п с у р [-4 а п с у р [-4 а п с у р [-4

41.06.01 Политические науки и регионоведение 6 1 1 0 1 1 2

42.06.01 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело 3 1 0 0 1 0 1

44.06.01 Образование и педагогические науки 10 3 4 0 0 0 3

45.06.01 Языкознание и литературоведение 10 3 0 0 1 4 2

46.06.01 Исторические науки и археология 13 9 2 0 0 2 0

47.06.01 Философия, этика и религиоведение 9 8 1 0 0 0 0

48.06.01 Теология 4 1 0 0 0 0 3

49.06.01 Физическая культура и спорт 6 1 0 0 0 1 4

50.06.01 Искусствоведение 4 2 0 0 0 2 0

51.06.01 Культурология 2 1 0 0 0 1 0

Суммарно (с учётом дубликатов) 687 402 61 8 38 102 76

При сравнении перечня научных специальностей Номенклатуры 2021 с Номенклатурой 2017 было выделено шесть условных групп научных специальностей Номенклатуры 2021, перечисленных в таблице 1.

С учётом того, что одна и та же научная специальность может соответствовать различным направлениям подготовки ОКСО 2016, были сформированы количественные значения этого соответствия для каждого направления подготовки, приведённые в таблице 2.

Детализация соответствия направлений подготовки ОКСО-Ю16 и научных специальностей в Номенклатуре 2021. Переходник позволяет сформировать для каждой из шести групп научных специальностей, представленных в таблице 1, перечни соответствия направлений подготовки и научных специальностей. Для примера в таблице 3 приведена детализация соответствия по одному направлению подготовки «13.06.01 Электро- и теплотех-

ника», в котором представлены все группы соответствия.

Рассмотрим далее примеры соответствия для каждой из шести групп.

Наиболее многочисленная группа 1, где название НС осталось без изменений, включает 402 научные специальности (с повторами) по всем направлениям подготовки. В качестве примера в таблице 4 приведён перечень 28 научных специальностей, отнесённых к группе 1, для направления подготовки «31.06.01 Клиническая медицина».

Группа 2, где название НС претерпело редакционные изменения, включает 61 научную специальность (с повторами) по 28 направлениям подготовки. В качестве примера в таблице 5 приведён перечень научных специальностей, отнесённых к группе 2, для направления подготовки с долей по группе 2 более 20%. Доля рассчитывалась по каждому направлению подготовки как отношение количества НС группы 2 к об-

Таблица 3

«Детализация соответствия направления подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «13.06.01 Электро- и теплотехника» научным специальностям, по которым присуждаются учёные степени Номенклатуры 2021»

Table 3

Details of the correspondence of the higher education training directions - training ofhighly qualified personnel under the programs of scientific and pedagogical personnel training in postgraduate studies to scientific majors for which academic degrees of the Classification 2021 are awarded in the directions of training "13.06.01 Electrical

and thermal engineering"

Группа соответствия научных специальностей Номенклатуры 2021 относительно специальностей Номенклатуры 2017 Шифр и название НС в Номенклатуре 2021 Отрасли науки Количество научных специальностей в Номенклатуре 2021

1.3.13. Электрофизика, электрофизические установки Физико-математические Технические

1.3.14. Теплофизика и теоретическая теплотехника Физико-математические Технические

Группа 1 2.4.11. Светотехника Технические 5

2.5.12. Аэродинамика и процессы теплообмена летательных аппаратов Технические

2.5.15. Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов Технические

Группа 2 2.4.8. Машины и аппараты, процессы холодильной и криогенной техники Технические 1

Группа 3 2.4.2. Электротехнические комплексы и системы Технические 2

2.4.5. Энергетические системы и комплексы Технические

Группа 4 2.4.6. Теоретическая и прикладная теплотехника Технические 1

Группа 5 4.3.2. Электротехнологии, электрооборудование и энергоснабжение агропромышленного комплекса Технические 1

2.4.1. Теоретическая и прикладная электротехника Технические

2.4.3. Электроэнергетика Технические

Группа 6 2.4.4. Электротехнология и электрофизика Технические 5

2.4.7. Турбомашины и поршневые двигатели Технические

2.4.9. Ядерные энергетические установки, топливный цикл, радиационная безопасность Технические

Всего 15

Таблица 4

Перечень научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени Номенклатуры 2021,

по группе 1 «Название НС осталось без изменений», соответствующий направлению подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «31.06.01 Клиническая медицина»

Table 4

The correspondence ofhigher education training directions - training ofhighly qualified personnel under the programs of scientific and pedagogical personnel training in postgraduate studies to the scientific majors for which academic degrees ofthe Classification 2021 are awarded, according to the group 1 "The title ofthe scientific major remained unchanged" for "31.06.01 Clinical Medicine" direction

of training

Шифр и название НС в Номенклатуре 2021 Отрасли науки

3.1.10. Нейрохирургия Медицинские

3.1.11. Детская хирургия Медицинские

3.1.12. Анестезиология и реаниматология Медицинские

3.1.14. Трансплантология и искусственные органы Медицинские, Биологические

3.1.15. Сердечно-сосудистая хирургия Медицинские

3.1.16. Пластическая хирургия Медицинские

3.1.18. Внутренние болезни Медицинские

3.1.19. Эндокринология Медицинские, Биологические

3.1.20. Кардиология Медицинские, Биологические

3.1.21. Педиатрия Медицинские

3.1.22. Инфекционные болезни Медицинские, Биологические, Сельскохозяйственные, Ветеринарные

3.1.26. Фтизиатрия Медицинские

3.1.27. Ревматология Медицинские

3.1.28. Гематология и переливание крови Медицинские

3.1.29. Пульмонология Медицинские

3.1.31. Геронтология и гериатрия Медицинские, Биологические

3.1.32. Нефрология Медицинские

3.1.33. Восстановительная медицина, спортивная медицина, лечебная физкультура, курортология и физиотерапия Медицинские, Биологические

3.1.4. Акушерство и гинекология Медицинские

3.1.7. Стоматология Медицинские

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.1.8. Травматология и ортопедия Медицинские

3.1.9. Хирургия Медицинские

3.2.5. Медицинская психология Медицинские

3.2.6. Безопасность в чрезвычайных ситуациях Медицинские

3.3.4. Токсикология Медицинские, Фармацевтические, Биологические

3.3.6. Фармакология, клиническая фармакология Медицинские, Биологические, Фармацевтические

3.3.7. Авиационная, космическая и морская медицина Медицинские, Биологические

3.3.8. Клиническая лабораторная диагностика Медицинские. Биологические

Таблица 5

Детализация соответствия направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре научным специальностям, по которым присуждаются учёные степени Номенклатуры 2021, по группе 2 «Название НС претерпело редакционные изменения» для направлений подготовки с долей по группе 2

более 20%

Table 5

Detailing the correspondence ofhigher education training directions - training ofhighly qualified personnel under the programs of scientific and pedagogical personnel training in postgraduate studies to the scientific majors for which academic degrees of the Classification 2021 are awarded, according to group 2 "The title of the scientific major has undergone editorial changes" for the training direction with a

share in the group 2 ofmore than 20%

Направление подготовки ОКСО-2016 Шифр и название НС в Номенклатуре 2021 Отрасли науки

10.06.01 Информационная безопасность 2.2.11. Информационно-измерительные и управляющие системы Технические, Физико-математические

2.2.8. Методы и приборы контроля и диагностики материалов, изделий, веществ и природной среды Технические

2.3.4. Управление в организационных системах Технические

2.3.5. Математическое и программное обеспечение вычислительных систем, комплексов и компьютерных сетей Технические, Физико-математические

27.06.01 Управление в технических системах 2.2.11. Информационно-измерительные и управляющие системы Технические, Физико-математические

2.3.4. Управление в организационных системах Технические

2.3.5. Математическое и программное обеспечение вычислительных систем, комплексов и компьютерных сетей Технические, Физико-математические

5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика Психологические, Технические

28.06.01 Нанотехнологии и наноматериалы 2.2.2. Электронная компонентная база микро- и наноэлектроники, квантовых устройств Физико-математические, Технические

37.06.01 Психологические науки 2.1.16. Охрана труда в строительстве Технические

5.3.3. Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика Психологические, Технические

5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред Психологические

5.3.7. Возрастная психология Психологические

5.3.8. Коррекционная психология и дефектология Психологические

5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности Психологические

44.06.01 Образование и педагогические науки 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред Психологические

5.3.7. Возрастная психология Психологические

5.3.8. Коррекционная психология и дефектология Психологические

5.8.7. Методология и технология профессионального образования Педагогические

Таблица 6

Детализация соответствия направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре научным специальностям, по которым присуждаются учёные степени Номенклатуры 2021 по группе 3 «НС не изменила название, но изменила содержание»

Table 6

Details of the correspondence ofhigher education training directions - training ofhighly qualified personnel under the programs ofscientific and pedagogical personnel training in postgraduate studies to scientific majors for which academic degrees are awarded in the Classification 2021 for the group 3 "The scientific major has not changed the name, but has changed the content"

Направление подготовки ОКСО-2016 Шифр и название НС в Номенклатуре 2021 Отрасли науки

13.06.01 Электро- и теплотехника 2.4.2. Электротехнические комплексы и системы Технические

2.4.5. Энергетические системы и комплексы Технические

14.06.01 Ядерная, тепловая и возобновляемая энергетика и сопутствующие технологии 2.4.5. Энергетические системы и комплексы Технические

20.06.01 Техносферная безопасность 2.9.1. Транспортные и транспортно-технологи-ческие системы страны, её регионов и городов, организация производства на транспорте Технические

23.06.01 Техника и технологии наземного транспорта 2.9.1. Транспортные и транспортно-технологи-ческие системы страны, её регионов и городов, организация производства на транспорте Технические

24.06.01 Авиационная и ракетно-космическая техника 2.4.5. Энергетические системы и комплексы Технические

25.06.01 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники 2.9.1. Транспортные и транспортно-технологи-ческие системы страны, её регионов и городов, организация производства на транспорте Технические

26.06.01 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта 2.9.1. Транспортные и транспортно-технологи-ческие системы страны, её регионов и городов, организация производства на транспорте Технические

щему количеству НС в направлении подготовки.

Наиболее малочисленная - группа 3, где название НС не изменилось, но изменилось содержание, включает восемь научных специальностей (с повторами) по семи направлениям подготовки. Всего таких научных специальностей три, но они отнесены к разным направлениям подготовки. В таблице 6 приведён перечень научных специальностей, отнесённых к группе 3.

Группа 4, где представлены новые НС, ранее отсутствующие в Номенклатуре 2017, включает 38 научных специальностей (с по-

вторами) по 20 направлениям подготовки. Всего таких научных специальностей 20. В таблице 7 приведён перечень научных специальностей, отнесённых к группе 3.

Группа 5, где НС, которая получилась в результате объединения НС Номенклатуры 2017, включает 102 научные специальности (с повторами) по 40 направлениям подготовки. В качестве примера в таблице 8 приведён перечень научных специальностей, отнесённых к группе 5, для направления подготовки с долей по группе 5 более 50%. Доля рассчитывалась по каждому направлению подготовки как отношение количества НС группы

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Таблица 7

Детализация соответствия направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре научным специальностям, по которым присуждаются учёные степени Номенклатуры 2021 по группе 4 «Новая НС (отсутствовавшая в Номенклатуре 2017)»

Table 7

Details of the correspondence ofhigher education training directions - training ofhighly qualified personnel under the programs ofscientific and pedagogical personnel training in postgraduate studies to scientific majors for which academic degrees are awarded in the Classification 2021 in the group 4 "New scientific major (previously absent in the Classification 2017)"

Направление подготовки ОКСО-2016 Шифр и название НС в Номенклатуре 2021 Отрасли науки

01.06.01 Математика и механика 1.2.1. Искусственный интеллект и машинное обучение Физико-математические

1.2.4. Кибербезопасность Физико-математические

5.12.4. Когнитивное моделирование Философские, Физико-математические, Технические

02.06.01 Компьютерные и информационные науки 1.2.1. Искусственный интеллект и машинное обучение Физико-математические

1.2.4. Кибербезопасность Физико-математические

5.12.4. Когнитивное моделирование Философские, Физико-математические, Технические

04.06.01 Химические науки 1.4.5. Хемоинформатика Химические, Технические

08.06.01 Техника и технологии строительства 2.1.14. Управление жизненным циклом объектов строительства Технические, Физико-математические

2.1.15. Безопасность объектов строительства Технические

09.06.01 Информатика и вычислительная техника 1.2.1. Искусственный интеллект и машинное обучение Физико-математические

1.2.4. Кибербезопасность Физико-математические

2.3.8. Информатика и информационные процессы Технические

10.06.01 Информационная безопасность 1.2.1. Искусственный интеллект и машинное обучение Физико-математические

1.2.4. Кибербезопасность Физико-математические

2.3.8. Информатика и информационные процессы Технические

12.06.01 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии 2.2.7. Фотоника Технические, Физико-математические

13.06.01 Электро- и теплотехника 2.4.6. Теоретическая и прикладная теплотехника Технические

19.06.01 Промышленная экология и биотехнологии 2.9.10. Техносферная безопасность транспортных систем Технические

20.06.01 Техносферная безопасность 2.1.15. Безопасность объектов строительства Технические

2.9.10. Техносферная безопасность транспортных систем Технические

Направление подготовки ОКСО-2016 Шифр и название НС в Номенклатуре 2021 Отрасли науки

23.06.01 Техника и технологии наземного транспорта 2.9.8. Интеллектуальные транспортные системы Технические

2.9.9. Логистические транспортные системы Технические

2.9.10. Техносферная безопасность транспортных систем Технические

25.06.01 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники 2.9.8. Интеллектуальные транспортные системы Технические

2.9.9. Логистические транспортные системы Технические

2.9.10. Техносферная безопасность транспортных систем Технические

27.06.01 Управление в технических системах 1.2.1. Искусственный интеллект и машинное обучение Физико-математические

2.3.8. Информатика и информационные процессы Технические

30.06.01 Фундаментальная медицина 3.3.9. Медицинская информатика Медицинские, Биологические

5.12.2. Междисциплинарные исследования мозга Психологические, Биологические, Медицинские

31.06.01 Клиническая медицина 3.1.1. Рентгенэндоваскулярная хирургия Медицинские

3.1.2. Челюстно-лицевая хирургия Медицинские

32.06.01 Медико-профилактическое дело 3.3.9. Медицинская информатика Медицинские, Биологические

37.06.01 Психологические науки 5.12.1. Междисциплинарные исследования когнитивных процессов Философские, Психологические

5.3.6. Клиническая психология Психологические, Медицинские

41.06.01 Политические науки и регионоведение 5.5.3. Государственное управление и отраслевые политики Политические, Экономические

42.06.01 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело 2.3.8. Информатика и информационные процессы Технические

45.06.01 Языкознание и литературоведение 5.12.3. Междисциплинарные исследования языка Философские, Филологические, Психологические

5 к общему количеству НС в направлении подготовки.

Группа 6, где НС получилась в результате существенного изменения НС Номенклатуры 2017, включает 76 научных специальностей (с повторами) по 36 направлениям подготовки. В качестве примера в таблице 9 приведён перечень научных специальностей, отнесённых к группе 6, для направления под-

готовки с долей по группе 6 более 40%. Доля рассчитывалась по каждому направлению подготовки как отношение количества НС группы 6 к общему количеству НС в направлении подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обсуждение

Первым шагом модернизации системы подготовки и аттестации научных и науч-

Таблица 8

Детализация соответствия направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре научным специальностям, по которым присуждаются учёные степени Номенклатуры 2021 по группе 5 «НС, которая получилась в результате объединения НС Номенклатуры 2017» для направлений подготовки с долей по группе 5 более 50%

Table 8

Details of the correspondence ofhigher education training directions - training ofhighly qualified personnel under the programs ofscientific and pedagogical personnel training in postgraduate studies to scientific majors for which academic degrees of the Classification 2021 are awarded in the group 5 "The scientific major resulting from the Classification 2017 scientific majors unification" for training directions with a share in the group 5 of more than 50%

Направление подготовки ОКСО-2016 Шифр и название НС в Номенклатуре 2021 Отрасли науки

35.06.01 Сельское хозяйство 4.1.3. Агрохимия, агропочвоведение, защита и карантин растений Сельскохозяйственные, Биологические, Химические

4.1.4. Садоводство, овощеводство, виноградарство и лекарственные культуры Сельскохозяйственные, Биологические, Технические

4.1.5. Мелиорация, водное хозяйство и агрофизика Сельскохозяйственные, Технические, Биологические

35.06.02 Лесное хозяйство 4.1.6. Лесоведение, лесоводство, лесные культуры, агролесомелиорация, озеленение, лесная пирология и таксация Сельскохозяйственные, Биологические, Технические

4.3.4. Технологии, машины и оборудование для лесного хозяйства и переработки древесины Технические

35.06.03 Рыбное хозяйство 4.2.6. Рыбное хозяйство, аквакультура и промышленное рыболовство Сельскохозяйственные, Биологические, Технические

35.06.04 Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве 1.6.20. Геоинформатика, картография Географические, Геолого-минералогические, Технические, Физико-математические

2.5.22. Управление качеством продукции. Стандартизация. Организация производства Технические

2.6.18. Охрана труда, пожарная и промышленная безопасность Технические, Химические

4.1.5. Мелиорация, водное хозяйство и агрофизика Сельскохозяйственные, Технические, Биологические

4.2.6. Рыбное хозяйство, аквакультура и промышленное рыболовство Сельскохозяйственные, Биологические, Технические

4.3.1. Технологии, машины и оборудование для агропромышленного комплекса Технические, Сельскохозяйственные

4.3.2. Электротехнологии, электрооборудование и энергоснабжение агропромышленного комплекса Технические

4.3.3. Пищевые системы Технические

4.3.4. Технологии, машины и оборудование для лесного хозяйства и переработки древесины Технические, Биологические, Химические

Направление подготовки ОКСО-2016 Шифр и название НС в Номенклатуре 2021 Отрасли науки

36.06.01 Ветеринария и зоотехния 4.2.1. Патология животных, морфология, физиология, фармакология и токсикология Ветеринарные, Биологические

4.2.4. Частная зоотехния, кормление, технологии приготовления кормов и производства продукции животноводства Сельскохозяйственные, Биологические, Технические

4.2.5. Разведение, селекция, генетика и биотехнология животных Сельскохозяйственные, Биологические

4.2.6. Рыбное хозяйство, аквакультура и промышленное рыболовство Сельскохозяйственные, Биологические

40.06.01 Юриспруденция 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки Юридические

5.1.3. Частно-правовые (цивилистические) науки Юридические

5.1.4. Уголовно-правовые науки Юридические

50.06.01 Искусствоведение 5.10.1. Теория и история культуры, искусства Философские, Культурология, Искусствоведение

5.10.3. Виды искусства (с указанием конкретного искусства) Искусствоведение

51.06.01 Культурология 5.10.1. Теория и история культуры, искусства Философские, Культурология, Искусствоведение

но-педагогических кадров было принятие изменений в ФЗ об образовании, вторым шагом - разработка и утверждение новой Номенклатуры научных специальностей 2021. Формирование переходника «Направления подготовки ОКСО-2016 - Научные специальности/отрасли науки Номенклатуры 2021», основные элементы которого представлены в таблицах 4-9, является третьим шагом на этом пути.

Следующий шаг связан с приведением в соответствие деятельности образовательных и научных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования - программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Как уже отмечалось, поправки к ФЗ об образовании отменяют аккредитацию этих образовательных программ, но сохраняют лицензирование образовательной деятельности по программам подготовки научных и научно-педагогиче-

ских кадров в аспирантуре (адъюнктуре), которая осуществляется по научным специальностям, предусмотренным Номенклатурой научных специальностей 2021, по которым присуждаются учёные степени.

До 2020 г. лицензирование образовательной деятельности в основном носило заявительный характер. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1490 было утверждде-но новое положение о лицензировании образовательной деятельности, которое уже носит разрешительный характер7. В приложении к этому Положению указан перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, в который входит реализация основной профессиональ-

7 Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности». URL: http://govemment.ru/docs/all/ 130013/ (дата обращения: 11.10.2021).

Таблица 9

Детализация соответствия направлений подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре научным специальностям, по которым присуждаются учёные степени Номенклатуры 2021 по группе 6 «НС, которая получилась в результате существенного изменения НС Номенклатуры 2017» для направлений подготовки с долей по группе 6 более 40%

Table 9

Details of the correspondence ofhigher education training directions - training ofhighly qualified personnel under the programs of scientific and pedagogical personnel training in postgraduate studies to scientific majors for which academic degrees of the Classification 2021 are awarded in the group 6 "The scientific major resulting from a significant change in the Classification 2017 scientific majors" for training directions with a share in the group 6 of more than 40%

Направление подготовки ОКСО-2М6 Шифр и название НС в Номенклатуре 2021 Отрасли науки

14.06.01 Ядерная, тепловая и возобновляемая энергетика и сопутствующие технологии 2.4.3. Электроэнергетика Технические

2.4.9. Ядерные энергетические установки, топливный цикл, радиационная безопасность Технические

29.06.01 Технологии лёгкой промышленности 2.5.21. Машины, агрегаты и технологические процессы Технические

2.6.11. Технология и переработка синтетических и природных полимеров и композитов Технические, Химические

2.6.16. Технология производства изделий текстильной и лёгкой промышленности Технические, Химические

40.06.01 Юриспруденция 5.1.1. Теоретико-исторические правовые науки Юридические

5.1.5. Международно-правовые науки Юридические

48.06.01 Теология 5.11.1. Теоретическая теология (по исследовательскому направлению: православие, ислам,иудаизм) Теология

5.11.2. Историческая теология (по исследовательскому направлению: православие, ислам, иудаизм) Теология

5.11.3. Практическая теология (по исследовательскому направлению: православие, ислам, иудаизм) Теология

49.06.01 Физическая культура и спорт 1.1.10. Биомеханика и биоинженерия Физико-математические, Технические, Биологические

5.8.4. Физическая культура и профессиональная физическая подготовка Педагогические

5.8.5. Теория и методика спорта Педагогические

5.8.6. Оздоровительная и адаптивная физическая культура Педагогические

ной образовательной программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

Отметим, что перечень представляемых документов образовательной и научной ор-

ганизацией в Рособрнадзор для лицензирования, достаточно обширен и по трудоёмкости не уступает аккредитации образовательных программ [15].

В таблице 1 были приведены шесть условных групп соответствия научных специаль-

ностей Номенклатуры 2021 сравнительно с Номенклатурой 2017.

Для групп соответствия 1 и 2 лицензирование программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), которые осуществляются по научным специальностям Номенклатуры 2021 в образовательных и научных организациях, возможно реализовать по упрощённой заявительной процедуре. Для групп соответствия 3-6 лицензирование требует представления всей документации. Вся процедура лицензирования должна завершиться до начала приёма в аспирантуру в 2022 г.

Для реализации процедуры лицензирования программ подготовки в аспирантуре образовательные организации должны располагать федеральными государственными требованиями к образовательным программам высшего образования - программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), которые, в свою очередь, связаны с паспортами научных специальностей. Оба эти документа по 351 научной специальности Номенклатуры 2021 ещё должны быть разработаны.

Заключение

Утверждение новой Номенклатуры научных специальностей, по которым присуждаются учёные степени (Номенклатура 2021), и внесённые изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступившие в силу с 1 сентября 2021 г., существенно изменили перечень научных специальностей и статус аспирантуры. До 2025 г., в переходный период, в системе подготовки научных и научно-педагогических работников будут одновременно действовать направления подготовки и научные специальности в аспирантуре. Формирование документа переходного периода - «Направления подготовки ОКСО-2016 - Научные специальности/отрасли науки Номенклатуры 2021» является важным шагом на пути реорганизации системы аттестации кадров

высшей научной квалификации. Следующими шагами будут разработка паспортов научных специальностей Номенклатуры 2021, формирование федеральных государственных требований к образовательным программам аспирантуры и лицензирование программ аспирантуры в образовательных и научных организациях.

Литература

1. Бедный Б.И., Рыбаков Н.В., Сапунов М.Б. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс // Социологические исследования. 2017. № 9. С. 125-134. DOI: 10.7868/S0132162517090148

2. Бедный Б.И, Чупрунов Е.В. Современная российская аспирантура: актуальные направления развития // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 3. С. 9-20. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-9-20

3. Луценко С. Общественный запрос на реформирование системы аспирантуры в Российской Федерации // Общество и экономика. 2020. № 6. С. 73-84. DOI: 10.31857/S020736760010118-8

4. Пахомов С.И., Гуртов В.А, Щеголева Л.В. Согласование систем подготовки и аттестации кандидатов наук // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 7. С. 41-50. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-41-50

5. Красинская Л.Ф., Климова А.С. Аспирантура в ожидании перемен: насколько к ним готовы аспиранты и их научные руководители? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 3.С. 24-6.DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-24-36

6. Бедный Б.И, Миронос А.А, Рыбаков Н.В. Как российская аспирантура выполняет свою главную миссию: наукометрические оценки // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 10. С. 9-24. DOI: https://doi.org/10.31992/ 0869-3617-2019-28-10-9-24

7. Кашина М.А. Негативные последствия реформирования российской аспирантуры: анализ и пути минимизации // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 55-70. DOI: https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-55-70

8. Собкин В.С, Смыслова М.М, Коломиец Ю.О. Миграционные установки аспирантов: к вопросу об «утечке мозгов» // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12. № 3.C. 61-79.DOI: 10.17759/psyedu.2020120304

9. Караваева Е.В., Маландин В.В, Мосичева И.А, ТелешоваИ.Г. Аспирантура как уровень высшего образования: состояние, проблемы, возможные решения // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 11. С. 22-34. DOI: https:// doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-22-34

10. Уражок Т.В. Отношение аспирантов к аспирантуре и научно-преподавательской деятельности // Alma Mater. 2021. № 1. C. 57-64. DOI: 10.20339/AM.01-21.057

11. Тезйел А.Х. Российская аспирантура после её реформирования: сравнительный анализ и оценка результатов // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. № 68. С. 493-512. URL: http://e-journal.spa. msu.ru/vestnik/item/68_2018tezyel.htm (дата обращения: 10.10.2021).

12. Марголин А.М, Мельников Р.М. Пути повышения эффективности подготовки аспирантов // Высшее образование в России.

2018. Т. 27. № 12. С. 9-19. DOI: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-9-19

13. КузьминовЯ., ТерентьевЕ, ФруминИ. Хорошая аспирантура - условие инновационного развития // Коммерсантъ Наука. 2021. 14 апреля. № 9. С. 41. URL: https://www.kommersant. ru/doc/4769655 (дата обращения: 10.10.2021).

14. Пахомов С.И., Гуртов В.А., Стасевич А.В. Введение новой номенклатуры научных специальностей в России: преемственность и новации // Образование и наука. 2021. Т. 23. № 8. С. 11-36. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-8-11-36

15. Баринова Е.Б. Подготовка научной организации к аккредитации программ обучения научно-педагогических кадров // Современное образование. 2020. № 1. С. 22-32. DOI: 10.25136/2409-8736.2020.1.32250

Статья поступила в редакцию 11.08.21 Принята к публикации 08.10.21

References

1. Bednyi, B.I. Rybakov, N.V. Sapunov, M.B. (2017). Doctoral Education in Russia in the Educational Field: An Interdisciplinary Discourse. Sotsiologicheskie isledovaniya = Sociological Studies. No. 9, pp. 125-134, doi: 10.7868/S0132162517090148 (In Russ., abstract in Eng.).

2. Bednyi, B.I., Chuprunov, E.V. (2019). Modern Doctoral Education in Russia: Current Directions of Development. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28, no. 3, pp. 9-20, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-3-9-20 (In Russ., abstract in Eng).

3. Lutsenko, S. (2020). On Public Request for Reforming the Postgraduate Studies System in the Russian Federation. Obshchestvo i ekonomika [Society and Economy]. No. 6, pp. 73-84, doi: 10.31857/S020736760010118-8 (In Russ., abstract in Eng).

4. Pakhomov, S.I., Gurtov, V.A., Shchegoleva, L.V. (2021). Harmonization of Postgraduate Training System with the Certification of Candidates of Sciences. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 30, no. 7, pp. 41-50, doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-41-50 (In Russ., abstract in Eng.).

5. Krasinskaya, L.F., Klimova, A.S. (2020). Doctoral Programs Are in Anticipation of Change: Postgraduates and Their Scientific Supervisors' Readiness. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 3, pp. 24-36, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-24-36 (In Russ., abstract in Eng.).

6. Bednyi, B.I., Mironos, A.A., Rybakov, N.V. (2019). How Russian Doctoral Education Fulfills Its Main Mission: Scientometric Assessments (Article 2). Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 28, no. 10, pp. 9-24, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-10-9-24 (In Russ., abstract in Eng.).

7. Kashina, M.A. (2020). Negative Effects of Reforming Russian Graduate School: Analysis and Ways to Minimize. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 29, no. 8-9, pp. 55-70, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-55-70 (In Russ., abstract in Eng.).

8. Sobkin, V.S., Smyslova, M.M., Kolomiets, Yu.O. (2020) Migration Attitudes of Graduate Students: On the Issue of "Brain Drain". Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya = Psychological-Educational Studies. Vol. 12, no. 3, pp. 61-79, doi: 10.17759/psyedu.2020120304 (In Russ., abstract in Eng.).

9. Karavaeva, E.V., Malandin, V.V., Mosicheva, I.A., Teleshova, I.G. (2018). Postgraduate Course as a Level of Higher Education: Status, Problems, Possible Solutions. Vysshee obra-zovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27, no. 11, pp. 22-34, doi: https://doi. org/10.31992/0869-3617-2018-27-11-22-34 (In Russ., abstract in Eng.).

10. Urazhok, T.V. (2021). Postgraduates' Attitude Towards Postgraduate Education and Scientific and Lecturing Activity. Alma mater (Vestnik vyschey shkoly) = Alma mater (Higher School Herald). No. 1, pp. 57-64, doi: 10.20339/AM.01-21.057 (In Russ., abstract in Eng.).

11. Tezyel, A.H. (2018). Russian Post-Graduate Study after its Reform: The Comparative Analysis and the Evaluation of Results. Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyjvestnik [Public Administration. Electronic Bulletin]. No. 68, pp. 493-512. Available at: http://e-journal.spa.msu.ru/ vestnik/item/68_2018tezyel.htm (accessed 10.10.2021). (In Russ., abstract in Eng.).

12. Margolin, A.M., Melnikov, R.M. (2018). Ways to Improve the Efficiency of Doctoral Education. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. Vol. 27, no. 12, pp. 9-19, doi: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2018-27-12-9-19 (In Russ., abstract in Eng.).

13. Kuz'minov, Ya. Terent'ev, E., Frumin, I. (2021). [A Good Postgraduate Course is a Condition for Innovative Development]. Kommersant Nauka [Businessman: Science]. No. 9, p. 41. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4769655 (accessed 10.10.2021). (In Russ.).

14. Pakhomov, S.I., Gurtov, V.A., Stasevich, A.V. (2021). Introduction of a New Nomenclature of Academic Specialties in Russia: Continuity and Innovations. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. Vol. 23, no. 8, pp. 11-36, doi: 10.17853/1994-5639-2021-8-11-36 (In Russ., abstract in Eng.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Barinova, E.B. (2020). Preparation of a Scientific Organization for Accreditation of Curricular for Training Academic Staff. Sovremennoe obrazovanie = Modern Education. No. 1, pp. 22-32, doi: 10.25136/2409-8736.2020.1.32250 (In Russ., abstract in Eng.).

The paper was submitted 11.08.21 Accepted for publication 08.10.21

научная электронная

i библиотека Science Index РИНЦ-2020

Вопросы образования 9,477

образование и наука 3,909

социологические исследования 3,531

Вопросы философии 3,198

психологическая наука и образование 2,784

интеграция образования 2,725

Университетское управление: практика и анализ 1,575

Эпистемология и философия науки 1,150

Высшее образование в России 1,132

педагогика 0,933

Высшее образование сегодня 0,642

Alma Mater 0,194

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.