СООТНОШЕНИЕ УВЕРЕННОСТИ И АДАПТИВНОСТИ У КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ
А.В. Шептура, А.И. Крупнов
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье анализируются особенности уверенности и адаптивности у китайских студентов, обучающихся в российском вузе, а также их соотношение в факторной структуре.
Ключевые слова: соотношение, адаптивность, уверенность, коммуникативность, эмоциональность, ностальгия, отчужденность, факторная структура.
Проблема социальной адаптации выступает на первый план в условиях существенного, кардинального изменения деятельности индивида, сопровождающегося трансформациями в его социальном окружении. Ведущую роль в развитии и результативности адаптационных процессов играют именно структуры личности, ее свойства как отражение складывающихся отношений и связей с существенными характеристиками человеческого бытия.
Свойства личности — это комплекс качеств, обеспечивающих приемлемость самовосприятия адаптанта, его внутреннюю комфортность (эмоциональное самочувствие, удовлетворенность собой, уверенность в своих силах). Выделяется группа качеств личности, проявляющихся в различных аспектах взаимодействия адаптанта с социальным и предметным окружением (коммуникативная компетентность, практический интеллект). Те или иные качества личности, их индивидуально-неповторимая конфигурация влияет прежде всего на особенности протекания процесса адаптации, обусловливая преимущественно «внутреннюю картину» и активность субъекта [6].
Личностная уверенность, проявляющаяся в ситуациях общения, предполагающих личную вовлеченность индивида, является одним из важных факторов в процессе адаптации, так как способствует проявлению инициативы в социальных контактах. Уверенность можно определить как интегральное, базовое свойство личности, составляющее основание для развития других новых качеств [4].
Проблема исследования адаптивности студентов особо актуальна при их обучении в иностранном вузе, в мультикультурной среде. Для понимания особенностей адаптации как процесса и адаптивности как личностного свойства студентов, принадлежащих к разным этническим группам, необходимо осознавать особенности этносов и учитывать факторы, сформировавшие психологические характеристики того или иного народа.
Можно сказать, что в настоящее время наиболее конструктивным подходом к рассмотрению свойств личности является системный подход. Он дает возможность многопланового рассмотрения структуры свойств личности и внутренних механизмов взаимодействия ее различных компонентов. Особенностью системной
Шептура А.В., Крупное А.И. Соотношение уверенности и адаптивности у китайских студентов
структуры личности является то, что она позволяет анализировать индивидуальное своеобразие личности в единстве ее ценностно-смысловых, мотивационно-потреб-ностных, инструментальных, эмоционально-волевых и продуктивно-результативных характеристик, что дает возможность представить личность в целом и раскрыть ее межуровневые связи [4; 9]. Более того, психологическое своеобразие каждого уровня может рассматриваться как система индивидуально-психологических особенностей личности, раскрывающих ее своеобразие и оригинальность.
В рамках системно-функционального подхода на сегодняшний день выполнено несколько работ, посвященных исследованию уверенности [1—3; 5; 7; 8].
Наше эмпирическое исследование было проведено в русле системно-функционального подхода на базе Российского университета дружбы народов. В качестве испытуемых выступили 40 студентов из Китая в возрасте 18—25 лет. Для диагностики использованы бланковые методики «Уверенность» и «Адаптивность», разработанные А.И. Крупновым.
Полученные данные были подвергнуты статистической обработке, в том числе процедуре факторного анализа, в результате которого было выделено три фактора, характеризующих почти 60% общей дисперсии.
Факторная структура переменных уверенности и адаптивности китайских студентов представлена в табл.
Таблица
Факторная структура переменных уверенности и адаптивности китайских студентов
Переменные Когнитивно-динамический фактор Мотивационно-целевой фактор Фактор трудностей
Адаптив- Коммуникативность -0,07 -0,78 0,19
ность Уверенность 0,03 -0,80 0,31
Эмоциональность 0,33 -0,53 -0,22
Ностальгия -0,07 0,12 0,61
Отчужденность 0,34 -0,58 -0,12
Адаптивность -0,10 0,25 0,38
Уверен- Общественно значимые цели 0,31 0,52 0,56
ность Личностно значимые цели 0,22 0,60 0,46
Социоцентричность 0,40 0,54 0,52
Эгоцентричность 0,31 0,66 0,43
Осмысленность 0,75 0,18 0,00
Осведомленность 0,71 0,15 0,49
Предметность 0,27 0,64 0,42
Субъектность 0,35 0,39 0,56
Энергичность 0,75 -0,06 0,03
Аэнергичность 0,74 -0,06 -0,09
Стеничность 0,25 0,12 0,52
Астеничность 0,09 -0,11 0,85
Интернальность 0,61 0,36 0,33
Экстернальность 0,54 0,21 0,48
Операциональные трудности 0,08 -0,04 0,77
Личностные трудности -0,02 0,08 0,77
Примечание: факторные нагрузки переменных, входящих в факторы, выделены серым цветом (при уровне значимости р > 0,6).
В наибольшей степени общую дисперсию объясняет когнитивно-динамический фактор (32% общей дисперсии). Этот фактор включает переменные когнитивного компонента уверенности (осмысленность и осведомленность), динамического компонента уверенности (энергичность и аэнергичность), а также переменную регуляторного компонента уверенности интернальность. Переменные находятся в положительной связи, т.е. при выраженной интернальности высоки динамические и когнитивные характеристики уверенного поведения.
Таким образом, можно сказать, что неточное понимание уверенности, выражающееся в наличии у китайских студентов как общих сведений о ее конкретных функциях, проявлениях в деятельности, так и глубокого и целостного представления субъекта о данном свойстве личности, осознанности и знании ее основных существенных признаков, связано с внутренним локусом контроля, с активностью самого студента, с убеждением о том, что все успехи или неудачи в делах зависят только от него, а также с непостоянством в проявлении силы, устойчивости своих стремлений в реализации уверенного поведения.
Мотивационно-целевой фактор описывает 12% общей дисперсии. Этот фактор включает переменную установочно-целевого компонента уверенности лич-ностно значимые цели, мотивационного компонента уверенности эгоцентрич-ность, продуктивного компонента уверенности предметность в отрицательной связи с переменными коммуникативность и уверенность. При высоком количестве трудностей в общении и неуверенности отмечается низкая нацеленность уверенности по личностно значимым целям, низкая эгоцентричность и продуктивность.
Таким образом, при большом количестве барьеров в общении, таких как трудности при разговоре с новыми людьми, выступлении перед аудиторией, трудности взаимопонимания, языковой барьер, этнические стереотипы, и при неуверенности китайские студенты менее нацелены на обретение самостоятельности и независимости, удовлетворение своих желаний и планов, совершенствование себя и своих способностей, реализацию желаний быть нужным человеком и на поддержание своего здоровья. Также они в меньшей степени стремятся отстоять себя и свою правоту, проявить себя и свои способности, быть самостоятельными и независимыми. Таким образом, снижаются результаты, достигнутые китайскими студентами за счет уверенности в учебе, работе, взаимоотношениях с людьми.
Фактор трудностей, который описывает 11% общей дисперсии, включает в себя рефлексивно-оценочный компонент уверенности (операциональные и личностные трудности) в положительной связи с ностальгией и астеничностью. Иными словами, при высокой ностальгии и наличии трудностей операционального и личностного характера преобладают астенические эмоции.
Таким образом, когда китайские студенты испытывают тревогу, беспокойство, чувство растерянности и страха перед началом нового дела, в ситуации выбора, при выполнении порученных дел, им порой трудно сосредоточиться на цели, что указывает на недостаточность владения навыками уверенного поведения. В такие моменты они остро ощущают нехватку теплоты в отношениях, готовность вернуться на родину, тоску по родителям, близким и друзьям.
Шептура А.В., Крупнов А.И. Соотношение уверенности и адаптивности у китайских студентов
Однако, несмотря на коммуникативные трудности, неуверенность в новой обстановке и непостоянство в проявлении уверенности, результативность китайских студентов в различных видах деятельности достаточно высока.
Выявленные особенности уверенности и адаптивности студентов из Китая, которые проявляются в их повседневном поведении, необходимо учитывать для успешного межкультурного взаимодействия и для помощи в адаптации к инокуль-турной среде, вузу. Полученные нами данные могут быть использованы при разработке тренингов по развитию межкультурной компетентности, направленных на оптимизацию процесса межкультурной адаптации.
Студентам из Китая необходимо разъяснить, что уверенность не является врожденным свойством, что она не передается по наследству, что ее можно развивать и корректировать, используя при этом свои сильные стороны (когнитивный компонент). Также нужно помочь им усилить побуждение к утверждению в группе, коллективе, проявлению себя и своих способностей, реализации желания быть нужным и уважаемым человеком (мотивационный компонент). Следует усилить устойчивость в реализации уверенного поведения, научиться преодолевать препятствия, позволять себе идти на риск (динамический компонент). При коррекции иностранным студентам необходимо помочь настроиться на позитивные эмоции от реализации уверенного поведения (эмоциональный компонент).
Важно помочь студентам снять психологические барьеры адаптации, отвлечь от неблагоприятных переживаний и воспоминаний путем привлечения их к активной и интересной им деятельности. Необходимо активно использовать их внутренние личностные ресурсы для решения проблем, связанных с адаптацией личности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Акимова А.Р. Особенности уверенности и общительности студентов на разных этапах социально-психологической адаптации в вузе: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2010. [Akimova A.R. Osobennosti uverennosti i obschitelnosti studentov na raznyh etapah socialno-psikhologicheskoj adaptacii v vuze: Diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 2010.]
[2] Бойко З.В. Этнопсихологические особенности уверенности у различных групп студентов: Диса ... канд. психол. наук. — М., 2009. [Bojko Z.V. Etnopsikhologicheskie osobennosti uverennosti u razlichnyh grupp studentov: Diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 2009.]
[3] Замалдинова Г.Н. Соотношение индивидуально-типических особенностей уверенности с уровнем самоактуализации сотрудников коммерческих организаций: Диса ... канд. психол. наук. — М., 2011. [Zamaldinova G.N. Sootnoshenie individualno-tipicheskikh osoben-nostej uverennosti s urovnem samoaktualizacii sotrudnikov kommercheskih organizacij: Diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 2011.]
[4] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1 (3). — С. 63—73. [Krupnov A.I. Sistemno-dispozicionnyj podлhod k izucheniyu lichnosti i ee svojstv // Vest-nik RUDN. Seriya "Psihologiya i pedagogika". — 2006. — № 1 (3). — S. 63—73.]
[5] Никитина Е.Л. Психологические особенности инициативности и уверенности у студентов-медиков и врачей-хирургов: Диса ... канд. психол. наук. — М., 2010. [Nikitina E.L. Psikhologicheskie osobennosti iniciativnosti i uverennosti u studentov-medikov i vrachej-hirurgov: Diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 2010.]
[6] Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А. А Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. [Rean A.A., Kudashev A.R., Baranov A.A. Psikhologiya adaptacii lichnosti. Analiz. Teoriya. Praktika. — SPb.: prajm-EVROZNAK, 2006.]
[7] Селивёрстова М.А. Психологические особенности уверенности старших школьников и студентов: Диса ... канд. психол. наук. — М., 2007. [Seliverstova M.A. Psikhologicheskie osobennosti uverennosti starshih shkolnikov i studentov: Diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 2007.]
[8] Шептура А.В. Психологические трудности в проявлении уверенного поведения у студентов из Африки и Латинской Америки // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Материалы V Международной научно-практической конференции / Науч. ред. В.И. Казаренков. — М.: РУДН, 2012. — С. 190—192. [Sheptura A.V. Psrnhologicheskie trudnosti v proyavlenii uverennogo povedeniya u studentov iz Afriki i Latinskoj Ameriki // Vys-shaya shkola: opyt, problem, perspektivy: Materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Nauch. red. V.I. Kazarenkov. — M.: RUDN, 2012. — S. 190—192.]
[9] Krupnov A.I., Novikova I.A., Kozhukhova Y. V. Sistem-Functional Model of Personality Traits // Academic Journal of Interdisciplinary Studies. — 2013. — Vol. 2. — No 3. — P. 407—413.
RATIO OF CONFIDENCE AND ADAPTABILITY OF CHINESE STUDENTS
A.V. Sheptura, A.I. Krupnov
The Department of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article analyses the peculiarities of confidence and adaptability of Chinese students studying in the Russian University, and its ratio in the factorial structure.
Key words: ratio, adaptability, communicativeness, confidence, emotional sensitivity, nostalgia, alienation, factorial structure.