Соотношение цифрового и безналичного рубля. Новая форма национальной валюты The ratio of the digital rouble to the non - cash rouble. A new form of national currency
Авдеев Семен Владимирович
Студент 3 курса Факультет Юриспруденция
Оренбургский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования "Московский государственный юридический университет имени О.Е.
Кутафина (МГЮА)" г. Оренбург, ул. Комсомольская, д. 50 e-mail: [email protected]
Avdeev Semen Vladimirovich
Student 3 term Faculty of Law
Orenburg Institute (branch) of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education O.E.
Kutafin Moscow State Law University (Moscow State Law Academy)
50 Komsomolskaya Street, Orenburg e-mail: [email protected]
Научный руководитель Колодина Майя Владимировна
Кандидат юридических наук Оренбургский институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
г. Оренбург, ул. Комсомольская, д. 50 e-mail: [email protected]
Scientific adviser Maya Vladimirovna Kolodina
Candidate of Law Sciences
Orenburg Institute (branch) of O.E. Kutafin University (Moscow State Law Academy)
50 Komsomolskaya Street, Orenburg e-mail: [email protected]
Аннотация.
Начиная исследования, разбираемся в становление цифровой валюты и опираясь на опыт первых компаний, занимающихся разработкой первых цифровых валют приходит к выводу, что единственной причиной упадка было отсутствие поддержки среди населения. Выдвигаются предпосылки заинтересованности центральных банков всех стран мира в формировании НЦВ. На опыте Китая с его e - CNY и Нигерии с eNaira мы перешли к анализированию концепции цифрового рубля, представленной Банком России. Также определены различия в понятиях «биткоин» и «цифровой рубль», «цифровая валюта» и «цифровой рубль», «безналичный рубль» и «цифровой рубль». Рассмотрев модели цифрового рубля, мы разобрали достоинства модели D, выбранной респондентами. А на основании представленных позиций по поводу введения цифрового рубля, были выдвинуты итоги проведенного исследования.
Annotation.
Starting research, we understand the formation of a digital currency and, based on the experience of the first companies involved in the development of the first digital currencies, concludes that the only reason for the decline was the lack of support among the population. Prerequisites are put forward for the interest of central banks of all countries of the world in the formation of NCBs. Based on the experience of China with e - CNY and Nigeria with eNaira, we moved on to analyzing the concept of the digital ruble presented by the Bank of Russia. There are also differences in the concepts of "bitcoin" and "digital ruble", "digital currency" and "digital ruble", "non-cash ruble" and "digital ruble". Having considered the models of the digital ruble, we analyzed the advantages of the model D chosen by the respondents. And based on the presented positions on the introduction of the digital ruble, the results of the study were put forward.
Ключевые слова: цифровые технологии, виртуальная валюта, цифровой рубль, третья форма денег, законное средство платежа, цифровой юань, Банк России, эмиссия.
Key words: digital technologies, virtual currency, digital ruble, third form of money, legal means of payment, e - CNY, Bank of Russia, issue.
Развитие цифровых технологий, цифровизация экономики - процессы неизбежные в условиях новой информационной эпохи. В настоящее время центральные банки (далее по тексту - ЦБ) различных стран мира пытаются всеми силами приспособить активно развивающиеся финансовые технологии для нужд национального денежного обращения. Существованием виртуальных денег никого не удивить, ведь это стало обыденностью. Начиналось все с развития так называемой «искусственной действительности». Созданный человеком, посредством компьютерных игр, виртуальный мир требовал наличие специализированного платежного средства - виртуальной валюты. В данном контексте подчеркнем, что и цифрой и безналичный рубль существуют в виртуальном пространстве. Поэтому можно считать, они выступают разновидностью созданной искусственно валюты.
Разработку Центральными банками концепций цифрового рубля (далее по тексту - ЦР) можно логически объяснить, если разобраться в том, как и кем создавался прообраз современного ЦР.
Первые попытки создания были предприняты в последнем десятилетии XX века системой DigiCash, ее целью являлось создание для пользователей безопасного платежа за товары и услуги в интернете. Особенностями данный платежной системой выступали: электронные транзакции, анонимные платежи, безопасность и первая криптовалюта. Создателем DigiCash выступает американский криптограф и ученый Дэвид Чаум. Начал работу он начал в 1983 году, выложив статью с описанием системы анонимных электронных платежей. Система позволяла пользователем получать «кибербаксы», созданная цифровая валюта не контролировалась централизованными учреждениям. За ее эмиссию и регулирование отвечала исключительно компания.
Но это был неизведанный мир, а также первый опыт в этой сфере деятельности, что, конечно, вызвало недоверие к системе со стороны пользователей. А успех DigiCash во многом зависел от количества потребителей. Как следствие компания в конце 1998 года объявила о банкротстве, но создала почву для дальнейшего развития цифровых валют.
Задаваясь вопрос: «Как же это могло повлиять на создание ЦБ национальной цифровой валюты (далее по тексту - НЦВ)?», ответ будет предельно прост. Создававшиеся до этого цифровые валюты не было подконтрольны центральным банкам, ввиду этого требовалось создать ЦР, распространение которого будет регулироваться ЦБ. Еще одной причиной создания НЦВ, по мнению многих исследователей, выступает угроза снижения интереса к банкнотам и монетам.
Как уже отмечалось, для успешного использования цифровой валюты требуется доверие к ней со стороны пользователей. После прекращения существования компании DigiCash казалось, что это просто что-то невозможное. Но в 1998 году создается виртуальная валюта Flooz.com. Отличием от предшественников выступает привязка валюты к доллару США (1 Flooz.com равнялся 1$). Компания не добилась требуемой поддержки, но тем не менее повысило уровень доверия к цифровым валютам.
Но отметим, что не только компании Flooz.com и DigiCash занимались созданием цифровых валют, кроме них наиболее известны: B - Money, Bit Gold, HashCash.
Чем же отличается ЦР от предшественников (того же биткоина)? По словам экономистов, существует два больших класса цифровой валюты. Выпуском и регулированием первой занимается ЦБ в рамках национального денежного оборота, а вот второй - определенные организации, находящиеся вне зоны влияния центрального банка. Таким образом, отличие лишь в субъекте регулирования.
Предпосылки, породившие заинтересованность ЦБ развивающихся стран мира к цифровой валюте, теперь ясны. Но, прежде чем перейти к опыту зарубежных государств и непосредственно нашей страны по созданию ЦР, следует соотнести термины: «цифровой рублю» и «цифровая валюта», а также «цифровой рубль»
и «безналичный рубль».
1. Цифровые валюты и рубль существуют только в особой материальной (цифровой) форме - в виде кода;
2. Цифровая валюта может существовать только в информационной система [14], обусловлено это ее формой, не способной действовать вне цифровой платформы. ЦР можно будет использовать не только в онлайн, но и офлайн режимах, благодаря специально разрабатываемой цифровой инфраструктуры;
3. ЦР выполняет все функции денег, к примеру выступает средством платежа, а вот цифровая валюта исходя из ч. 5 ст. 14 ФЗ № 259 не является денежной единицей, а также средством платежа.
Василевская Людмила Юрьевна активно ведет исследования по данной теме, отмечая не согласованность этих терминов, хотя ЦР выступает формой цифровой валюты [4, с. 12]. Считаем, что следует внести некие корректировки понятия цифровой валюты в ФЗ № 259. Однако в Законопроекте № 270838-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи в внедрением цифрового рубля» вносятся изменения в ФЗ № 259, посредством чего предлагается дополнить его положением, что цифровой рубль цифровой валютой не является. Данное положение оценивается нами отрицательно, так как мы уже говорили о том, что цифровые валюты исторически делятся на два класса, к одному из которых относится ЦР.
Говоря о соотношении привычного безналичного расчета и цифрового рубля, многие люди не видят различий, а это ошибочно. Отличие существует и является существенным, ввод ЦР лишит рубль свойства обезличенности. Так как понятия ЦР мы еще не представили, скажем наперед, что это уникальный код, с помощью которого можно отследить от кого и как давно получили каждый рубль. Безналичный расчет данного свойства лишен, в этом и заключается различие терминов.
Прежде чем анализировать Доклад Банка России, рассмотрим опыт других стран в данной сфере, определим изначальное отношение ЦБ России к активно развивающейся цифровой валюте, и приведем доктринальные дефиниции ЦР.
Лидером в разработке НЦВ на сегодняшний день остаётся Китай, он был из первых, кто начал развитие в данной сфере. Помимо этого, интерес вызывает Нигерия.
В 2014 году начала разрабатываться Digital currency Electronic payment, DCEP (в настоящее время Цифровой юань или e - CNY). Он эквивалентен монетам и банкнотам Китая. 2016 стал для страны годом активной работы над НЦВ, был учрежден DCRI (Научно-исследовательский институт цифровой валюты). Задачами института было разработать концепцию цифровой валюты и создать платформу для дальнейшей реализации.
В декабре 2019 года начался этап воплощения в жизнь проекта цифрового юаня, его поддержали крупнейшие государственные банки страны (ее еще называют «Большой четверкой») и китайские мобильные операторы. Первыми испытательным площадками стали Шэньчжэнь, Сучжоу, Чэнду, Сюнъан и чуть позже Пекин, так как глава Народного банка Китая Yi Gang в 2020 году заявил о начале широкомасштабных пилотных испытаний. Впоследствии банк запустил тестирование e - CNY еще в 6 экспериментальных районах, тем самым увеличив распространение НЦВ. К 2021 году пользователи более 261 миллиона цифровых кошельков совершили порядком 8 млн транзакций.
Китайская интернет-компания доставки еды и товаров Мэйтуань предоставила пользователям возможность расплачиваться e - CNY. Каждому зарегистрированному в приложении была подарена некая сумма в цифровых юанях на первую покупку. Ван Пэнбо (финансовый аналитик) прокомментировал данный процесс: «Эксперимент сильно разогнал скорость внедрения цифрового юаня в повседневную жизнь гражданина, но нам этого мало. Мы желаем ввести расчеты НЦВ во все виды розничной торговли и услуги» [12].
В 2021 году The Wall Street Journal высказало мысль, что в Китае хотят ввести «срок годности» цифрового юаня - НЦВ после определенной даты сгорит, таким образом это будет стимулировать граждан активнее тратить
деньги (несомненный плюс для экономики). Тем не менее, как отмечает Ли Бинь (глава бюро макропруденциальной политики Народного банка Китая), окончательный план запуска e - CNY еще не определен [7].
Рассмотрим опыт Нигерии - первой африканской страны, внедрившей CBDC - цифровую валюту центрального банка. В 2021 году ЦБ Нигерии запустил в стране цифровую валюту - eNaira. Для успешной реализации были привлечены известные поставщики платежных услуг, к примеру Flutterwave. При использовании eNaira пользователям обеспечены скидки в размере 5 %. Несмотря на все усилия властей, проект считается не реализовавшимся в силу того, что eNaira используется 1 человеком из каждых 200. Население не стремится пользоваться НЦВ, даже при условии наличия скидок. В конце 2022 года власти Нигерии ввели ограничении в размере $45 наличных банкнот, снятых в день, а в неделю размер не может превышать $300. В качестве альтернативы существует только eNaira, что способствует повышению использования ее людьми.
Получается, что введение НЦВ не имеет единого алгоритма в странах, все происходит индивидуально.
Говоря о Российской Федерации, проанализируем эволюцию отношения страны к созданию НЦВ.
2014 - год полного отрицания. Банк России и в 2017 году подтверждал заявленное ранее, но при этом отмечал осуществление мониторинга рынка криптовалют и выработку подходов к определению и регулированию цифровых валют в Российской Федерации [11]. Лишь в 2019 году Банк России объявил о возможности создания НЦВ [6]. Опираясь на опыт Венесуэлы [1] и Эквадора [2], ЦБ РФ пришел к выводу, что цифровая валюта сама по себе не может оказать значимого влияния на фундаментальные характеристики экономики. Опыт Венесуэлы (обеспечение цифровой валюты нефтью, золотом и картофелем) показал, что значимого позитивного влияния на факторы долгосрочного экономического роста НЦВ оказать не может. Начиная с 2021 года наша страна активно занимается разработкой национальной цифровой валюты. На период 2023-2025 годов одним из направлений политики Банка России будет поэтапное введение ЦР, который может обеспечить преимущество внутри страны и развить трансграничные платежи [5].
Рассмотрим некоторые доктринальные дефиниции новой формы национальной валюты.
А. С. Андрюшин: «Цифровой рубль — это третья форма денег государства, или цифровая форма национальной валюты, или электронное обязательство ЦБ, номинированное в национальной денежной единице и служащее средством платежа, меры счета и сохранения (сбережения) стоимости» [3, с. 59]. А. В. Турбанов поддерживает в целом позицию Андрюшина, но считает квалификацию ЦР в качестве третьей формы денег преждевременной [13, с. 84].
НЦВ России, по мнению Д. А. Кочергина, не просто третья форма центробанковских денег, а новая форма фиатных денег - дополнение к наличным и безналичным деньгам, а возможно и будущая замена наличных денег. Появление НЦВ порождает новый этап эволюции фиатных денег [9, с. 54].
Теперь перейдем непосредственно к анализу Доклада Банка России, положившему начало «концепции цифрового рубля». 13 октября 2020 года на официальном сайте ЦБ РФ он был опубликован для общественных обсуждений. В нем были рассмотрены преимущества ЦР, и продиктованы этапы реализации проекта. Четко зафиксировано, что цифровой рубль - третья форма российской валюты, эмитированная Банком России. В апреле 2021 года отдельные положения Доклада были включены в «Концепцию цифрового рубля» [8].
ЦБ РФ было предложено четыре модели реализации цифрового рубля: оптовая одноуровневая (A), розничная одноуровневая (B), розничная двухуровневая с ролью финансовых организаций как транзитных агентов (C) и розничная двухуровневая с ролью финансовых организаций как участников расчетов (D). По итогам анализа большинство респондентов (84 %) поддержало модель D. Отметим, что для выпуска e - CNY была выбрана двухуровневая система в опосредованной цифровой валютой. Каждая представленная Банком России
модель предполагает открытие цифровых кошельков в ЦБ, расчеты так же могут производиться только посредством платформы Банка России.
Ключевыми аспектами реализации модели D является:
1. Эмитент - Банк России;
2. ЦР - обязательство ЦБ РФ;
3. Зачисление ЦР осуществляется с помощью списания безналичных средств в соотношении 1:1;
4. Банк России открывает кошельки финансовым организациям и Федеральному казначейству, а организации уже клиентам на платформе цифрового рубля;
5. Каждый клиент будет иметь лишь один цифровой кошелек, на который не начисляется процентный доход на остаток;
Банк России с Минфином к 2024 году подготовят предложения по использованию цифрового рубля в бюджетном процессе. С 1 апреля текущего года начался пилотный проект по операциям с ЦР с участием 15 банков (ПАО «Росбанк», ПАО «Сбербанк», КИВИ Банк (АО), ПАО «Совкомбанк» и другие) [10].
Прежде чем подводить итоги нашему исследованию, обратим внимание на мнения по отношению к введению ЦР.
Россия должна активнее использовать новые технологии и «быстрее развиваться в этом направлении», ведь собственной цифровой валюте посильно снизить риски влияния внешнеэкономической ситуации и внешнего давления на страну (Аксаков А. Г - депутат ГД).
Частные цифровые валюты и цифровые валюты ЦБ - тренд к поиску нового баланса с точки зрения денег и расчетов во всем мире. Мы понимаем, что есть доллар США, вокруг которого выстроилась целая инфраструктура. Многие недооценивают, что вся система строится вокруг валюты одной страны, а ведь у нее есть свои цели, приоритеты, следовательно она всегда будет действовать в своих интересах (Чебесков И. А. - директор департамента финансовой политики Минфина).
Чисто с технической точки зрения внедрение цифровой валюты, безусловно, приведет к раю на Земле (Аветисян А. И.)
Таким образом, внедрение ЦР в качестве новой формы национальной валюты положил начало новой эпохи экономического развития нашей страны. CBDC становится фактором повышения конкурентоспособности страны на мировой арене НЦВ повышает стабильность отечественной экономики, но в тоже время вопрос о кибербезопасности. Но стоит отметить, что создание ЦР требует внесения изменений в гражданское законодательство, точнее в части уточнения правового режима денег как объекта прав. Регулирование ЦР исключительно Банком России может вызвать проблему в ликвидности коммерческих банков.
Список используемой литературы:
1. Karsten Jack, Darrel M. West Venezuela's «petro» undermines other cryptocurrencies - and international sanctions // Brookings URL: https://www.brookings.edu (дата обращения: 27.04.2023).
2. Lawrence H. White The World's First Central Bank Electronic Money Has Come - And Gone: Ecuador, 2014 - 2018 // Cato Institution URL: www.cato.org (дата обращение: 27.04.2023).
3. Андрюшин С. А. Цифровая валюта Центрального банка как третья форма денег государства // Russian Journal of Economics and Law. - 2021. - № 1. - С. 54 - 76.
4. Василевская Л. Ю. Цифровой рубль: взгляд цивилиста на проблему // Lex Russica. - 2023. - №1 (194).
- С. 9 - 19.
5. Выступление Эльвиры Набиуллиной на пленарном заседании Государственной Думы РФ // Банк России URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 27.04.2023).
6. Есть ли будущее у цифровых валют Центральных банков? Аналитическая записка // Банк России URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения 27.04.2023).
7. Игнатенко А. Сми: в Китае хотят ввести «срок годности» цифрового юаня // Российская газета.- 2021.
- № 85 (8436).
8. Концепция цифрового рубля // Банк России URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 27.04.2023).
9. Кочергин Д. А. Цифровые валюты центральных банков: опыт внедрения цифрового юаня и развитие концепции цифрового рубля // Russian Journal of Economics and Law. - 2022. - Т. 16. - № 1. - С. 51 - 78.
10. Минфин и ЦБ подготовят предложения по использованию цифрового рубля в бюджетном процессе // Интерфакс URL: https://www.interfax.ru/ (дата обращения: 27.04.2023).
11. Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют) // Банк России URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 27.04.2023).
12. Паук Н. Цифровой юань быстро вытесняет в Китае Криптовалюты // Российская газета. - 2022.- № 73 (8721).
13. Турбанов А. В. Цифровой рубль как новая форма денег // Актуальные проблемы российского права.
- 2022. - № 5 (138). - С. 73 - 90.
14. Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259 - ФЗ // Российская газета. - 2020.
- № 173.