Научная статья на тему 'Соотношение целей, задач и функций государства'

Соотношение целей, задач и функций государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14792
2285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЬ / AIM / ЗАДАЧА / TASK / ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / FUNCTION OF STATE / ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА / ELEMENTS OF STRUCTURE OF THE FUNCTIONS OF STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулапов Виктор Лаврентьевич

В статье дается понятие целей, задач и функций государства. Особое внимание обращается на структурное содержание функции и влияние ее составных элементов на характер выполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ratio of the Purposes, Tasks and State Functions

The author defines the aims and tasks and the functions of State in his article. He pays special attention to the structural contents of the functions, as well as the impact of their basic elements upon the character of the functions performed.

Текст научной работы на тему «Соотношение целей, задач и функций государства»

нальные и психологические особенности. Единство же человеческого осмысления правовой жизни как целостного феномена как раз может быть достигнуто путем универсализации знания о праве на уровне смысла: с помощью концепта права и его смыслового поля.

Таким образом, важное значение при анализе сложной и многогранной проблематики смысла права имеют понятия «смысловое поле права», «правовое поле» и «правовая жизнь». Возникнув в рамках самостоятельных научных течений и претендуя на известную универсальность по отношению к другим правовым явлениям, они приобретают максимальное качество универсальности при совместной корреляции друг с другом. Данные понятия взаимно пересекаются в общем понятийном аппарате теории права и создают определенный диапазон для обозначения содержания, направленности и примерных границ познания общей проблемы смысла права.

1 См.: Матузов Н.И. Предмет и метод правового регулирования // Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений. М., 2002. С. 315; Капустина М.А. О понятии «правовое поле» // Правоведение. 2006. № 6. С. 220-222; Лазарев В.В. Общая теория права и государства: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 142.

2 См.: Матузов Н.И. Правовая жизнь как объект научного исследования // Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект. Саратов, 2005. С. 16-19.

3 См.: ГавриловаЮ.А. Смысловое поле права (философско-правовой аспект). Волгоград, 2011. С. 46-49; Ее же. Понятие толкования права в контексте идеи смыслового поля // Вестник Саратовской государственной академии права. Саратов, 2007. № 5. С. 34-38.

4 Малько А.В. Правовая жизнь: основы теории // Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект. Саратов, 2005. С. 43, 72-73.

5 Матузов Н.И. Правовая жизнь: основы теории // Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект. Саратов, 2005. С. 28.

6 См.: Михайлов А.Е., Невважай И.Д. Правовая жизнь //Правовая политика: словарь и проект концепции. Саратов, 2010. С. 47.

7 См.: Байтин М.И. Право и правовая система: вопросы соотношения // Право и политика. 2000. № 4. С. 4-14.

В.Л. Кулапов

СООТНОШЕНИЕ ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

В статье дается понятие целей, задач и функций государства. Особое внимание обращается на структурное содержание функции и влияние ее составных элементов на характер выполнения.

Ключевые слова: цель, задача, функция государства, элементы структуры функций государства.

V.L. Kulapov

RATIO OF THE PURPOSES, TASKS AND STATE FUNCTIONS

The author defines the aims and tasks and the functions of State in his article. He pays special attention to the structural contents of the functions, as well as the impact of their basic elements upon the character of the functions performed.

Keywords: aim, task, function of State, elements of structure of the functions of State.

В последние 20 лет в научной литературе, средствах массовой информации и даже на бытовом уровне очень часто возникают жаркие, порой непримиримые споры о месте и роли государства в повседневной жизни современного российского общества.

© Кулапов Виктор Лаврентьевич, 2014

Кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия права)

Одна сторона, к которой относятся преимущественно представители либеральных течений, убеждает в необходимости снижения социальной активности государства, уменьшения количества выполняемых им функций. Государство, якобы, доказало свою управленческую неэффективность. Его в значительной мере должны заменить институты гражданского общества, органы местного самоуправления и коммерческие структуры. Личность должна быть освобождена от диктата государства.

Другая сторона апеллирует к зарубежному опыту, где якобы уже продолжительное время наблюдается активизация социальной, координирующей деятельности государства и межгосударственных объединений. Да и практика последних десятилетий свидетельствует об ошибочности позиций либералов. В России гражданское общество еще не сложилось, а коммерческие структуры не готовы выполнять функциональную нагрузку государственных органов. Люди просто не готовы взять ответственность на себя и надлежащим образом участвовать в управлении. Об этом свидетельствуют провалы в экономике, образовании, медицине, ^ККХХ и т.д.

Думается, что элементы справедливости есть в рассуждениях и тех и других. Какой же должна быть роль современного Российского государства? Какие функции оно должно выполнять? Решению этого вопроса может способствовать оптимальное соотношение целей, задач и функций государства.

Политико-правовая цель - это идеально предполагаемая модель, отражающая то состояние общественной жизни, к которому стремится государство за счет реформирования тех отношений, явлений и процессов, которые существуют в настоящем. Она составляет основу долгосрочной политики и определяет базовые направления совершенствования законодательства. Для достижения значитель- ш ных результатов политико-правовая цель должна отражать насущные обществен- н ные потребности и интересы, стимулировать и объединять людей, направлять, С

а

ориентировать их на определенный качественно новый уровень жизни, а также Т

о

обеспечивать использованием необходимых и достаточных средств практическую к

о

деятельность субъектов по ее претворению в жизнь. о'

Как неотъемлемые структурные компоненты субъективной стороны будущих | участников политико-правовой жизни целевые установки должны мотивировать в

их социальную активность и направлять на скоординированное достижение нн

о

социально-полезного результата. Ю

Таким образом, цель деятельности государства обладает следующими свой- |

ствами: с

к

1) отражает комплекс общественных и государственно-значимых потребностей а и интересов, что обусловливает ожидаемый, позитивный характер планируе- д

е

мого результата; |

2) выступает как образец, мысленно отраженный и прогнозируемый результат, № к достижению которого должны стремиться участники общественной жизни; 29

3) устанавливается государством на основе критического анализа современ- 22 ного состояния государственно-правовой жизни; 4

4) формально закрепляется с помощью определенных документов политико-правового характера;

5) предполагает использование определенного механизма достижения планируемого результата;

6) обеспечивается государственными ресурсами. В случае отклонения поведения субъектов от предполагаемого направления включаются меры государствен- 31

ного воздействия, призванные корректировать и обеспечивать их активность, направляя ее к определенным результатам.

Цели отличаются большим разнообразием. Они бывают истинными и ложными, прогрессивными и регрессивными, гуманными и антигуманными, ближайшими и перспективными, нравственными и безнравственными, общими и специальными и т.д.1; реализуются в жизнь и достигаются посредством постановки перед определенными субъектами и решения ими некоторого комплекса задач. Цели и задачи диалектически сочетаются меж собой и имеют следующие отличия:

1) если цель всегда представляет собой идеально предполагаемую модель, то задача всегда конкретна;

2) если цель всегда направлена на конечный результат, на будущее состояние отношений, то задача определяет сегодняшнее поведение субъектов, обеспечивающих своими действиями возможность наступления этого будущего, показывают, как и с помощью чего можно достичь предполагаемого результата;

3) в отличие от цели задача всегда более конкретна, детальна: адресована конкретным субъектам; предполагает совершение конкретных действий; использование при определенных условиях необходимого комплекса средств; выполняется в установленные сроки;

4) одна цель достигается посредством выполнения целого комплекса задач, обеспечивающих скоординированное достижение цели многими субъектами;

5) цель в большей мере носит объективный характер. Она определяется сущностной природой государства и потребностями общества в целом. Задачи зависят от культурного уровня развития этого государства, его ресурсов (прежде

* всего экономических) и субъективных возможностей политических лидеров, ? способных объективно оценивать сложившуюся ситуацию, отрешиться от по-а. литических пристрастий и корпоративных потребностей в интересах всего общества, объединить людей и с помощью профессионалов определить необходимые I и достаточные средства для решения возникающих проблем.

1 Цели и задачи выражают социальное предназначение государства, а до-| стижение определенных целей и решение конкретных задач, стоящих перед | государством, осуществляются посредством выполнения его функций. Функции | государства, обеспечивая выполнение его социального назначения, синтезируют

2 в деятельность государственного аппарата, определяя направления, средства и ной методы работы его органов.

ж В самом общем виде социальное назначение государства состоит в официаль-

| ном представительстве и объединении народа, в установлении баланса много-о образных интересов и на этой основе управлении общественными делами, в ойк сбережении социума и обеспечении его устойчивого, прогрессивного развития,

0

° благополучия общества. В этой связи, выполняя роль своеобразного общена-

го

ционального арбитра, современное государство должно выступать инициатором

1 и организатором многих начинаний, без которых общество не может нормально | функционировать. Оно должно предоставить и обеспечить беспрепятственное

использование общедемократических прав и свобод, сдерживать отклоняющееся поведение людей, осуществлять социальный контроль за соблюдением действующего законодательства, результативно бороться с преступностью, поддерживать технический прогресс, экономическую безопасность, заботиться о здоровье нации, о развитии науки, культуры и образовании, поддерживать 32 достойный уровень жизни населения2.

В литературе и средствах массовой информации можно услышать утверждения о том, что эти и многие другие проблемы могут более эффективно разрешать коммерческие и иные самоуправляющиеся организации на основе рыночных отношений. Однако даже в условиях высокоразвитых общественных систем рыночные механизмы как самонастраивающиеся системы весьма ограничены в своих возможностях. Они порождают и постоянно воспроизводят безработицу, кризисы, инфляцию и социальное неравенство. Поэтому государство должно управлять рынком и дополнять его организующие возможности с помощью методов прямого и косвенного воздействия. Рыночные отношения действуют стихийно, противоречиво порождая кризисные явления и социальные конфликты. Как показывает международный опыт, эти отношения могут плодотворно развиваться лишь при поддержке и координационном воздействии государства. Современная экономика, как и социальная сфера, вовлекая в свой оборот сотни стран и миллионы разнородных производств, нуждается в согласованном скоординированном управлении. Для этого государство на основе познанных закономерностей, учитывая свои особенности и возможности, устанавливает правовые основы рынка, определяет правовой статус его участников, обеспечивает меры их экономической безопасности, устанавливает в интересах общества экономический, финансовый и иные формы контроля за их деятельностью, за использованием сырьевых ресурсов и т.д.

Поэтому только государство способно на основе согласования разнообразных потребностей и политико-правовых позиций обеспечить организацию общественной жизни в интересах всех и каждого. При этом особо следует отметить, что государство должно осуществлять только ту деятельность, которая отвечает его природе и социальному назначению в общественной жизни. Оно не должно ш заниматься мелочным регламентированием, вмешиваться в личную жизнь н своих граждан, в процесс производства какой-либо продукции, в отношения С

а

собственности и т.д. Распыление сил и средств на исполнение не свойственных Т

о

ему функций - свидетельство беспомощности, слабости государства и неэффек- к

о

тивности его организующей, управленческой деятельности3. о'

Направления деятельности государства объективно обусловлены закономер- | ностями конкретной политико-правовой системы, особенностями взаимодействия в

общества и государства, актуальными целями и задачами, выступающими перед нн

о

ними как на протяжении всей истории использования государства, так и в опре- Ю деленный исторический период. Они выделяются из числа иных направлений и

деятельности государства не столько по степени важности выполняемых задач, с

к

сколько по степени общности, комплексности деятельности государства. Функции а государства — это такие объективно необходимые направления его предметной д

е

деятельности, без которых общество в целом не может нормально существовать | и развиваться. Они устойчиво складываются в определенных сферах обществен- № ной жизни и требуют согласованных управленческих решений и действий всех 29 составных частей государственного механизма. Поэтому функции государства 22 не следует отождествлять с функциями определенных государственных органов, 4 а также сводить их содержание к конкретной, непосредственной деятельности.

Все это свидетельствует о том, что структурное содержание функции государства гораздо шире и богаче4. На наш взгляд, оно состоит из следующих составных элементов: 1) определяемой социальной природой и сущностной характеристикой государства - цели как идеально предполагаемого результата, состояния, определенной сферы общественной жизни, к которому должно стремиться данное 33

государство; 2) задачи как детализированной, конкретной проблемы, которую необходимо разрешить в определенный исторический период; 3) объекта как определенной сферы общественной жизни, на трансформацию которой направлена деятельность государства; 4) субъектов, призванных практически решать возникшие проблемы; 5) методов, средств и способов управленческой деятельности, отражающих особенность проблемы правового положения субъектов и специфику объекта воздействия.

Изменения в содержании структурных элементов функции предопределяет характер ее возникновения, изменения или отмены. Так, трансформация объекта функционального воздействия неизбежно вызывает изменения в субъектах и средствах управленческого действия. При этом происходят изменения в рамках данного качества. Изменение целей и задач деятельности государства в определенной сфере общественной жизни предопределяет качественное изменение функции (ее существенную трансформацию, отмену или создание новой). При этом меняются системная взаимосвязь и значимость, актуальность тех или иных функций. Поэтому на одном этапе исторического развития приоритет может отдаваться политическим, на другом - экономическим или социально-культурным функциям, на третьем - функциям обороны и т.д.

Таким образом, своеобразие функций государства состоит в следующем:

1) их основой выступают социальная природа и социальное назначение, востребованность государства как единственного официального представителя всего населения по решению общих дел;

2) содержание и системные свойства функций зависят от основных задач, * стоящих перед государством в определенный период времени;

? 3) выполнение функций осуществляется скоординированными действиями

а. всего государственного механизма;

4) внешнее выражение функций проявляется в основных направлениях I устойчиво сложившейся, повторяющейся и объективно необходимой предмет-

1 ной деятельности государства в наиболее важных сферах общественной жизни.

го

| Причем, основные направления состоят из ряда неосновных, детализированно

| решающих проблемы общественной жизни специализированной системой

| государственных органов;

2 5) содержание функций выражается в использовании целого комплекса ° средств, способов и методов управленческого воздействия, адекватно отражаю-£ щих специфику объекта воздействия, особенность правового положения субъ-| ектов и своеобразие решаемой проблемы;

0 6) реализация функций обеспечивается мощными ресурсами воздействия ° всего государственно-организованного общества.

° Применительно к современному Российскому государству принято говорить

го

3 о следующих внутренних функциях государства: экономической, социальной,

1 защиты населения, финансового контроля, экономической, развития науки, | охраны правопорядка, прав и свобод граждан, культуры и образования, регулирования межнациональных отношений.

Однако, на наш взгляд, представительская природа государства требует выделения такой основополагающей функции, как обеспечение реального народовластия. Именно эта функция логически предопределяет смысловое содержание всех иных внутренних и внешних функций. Теоретическая и практическая не-34 обходимость выделения такой функции диктуется не только целями и задачами,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стоящими перед современным государством, действующим законодательством, но и управленческими проблемами, которые так остро встали на повестку дня на Украине и не разрешены в России

Критическое восприятие вызывает и смысловое содержание экономической функции. Она характерна не только для государства. Ведь экономическую деятельность осуществляют и коммерческие организации, и органы местного самоуправления. Основное и эксклюзивное назначение государства в сфере экономики состоит в организации производственной деятельности, в ее координации и направлении на достижение общественно-полезного результата, не вмешиваясь в производственный процесс. Для этого государство выполняет задачи по формированию правовых основ управления экономическим процессом, структурной перестройке российской экономики, приватизации, поддержке стратегических и наукоемких производств, централизованной инвестиционной политике и т.д. Конечно, государство и само занимается непосредственно хозяйственной, экономической деятельностью и управлением государственной собственностью, но эта деятельность производна от основного его назначения. Поэтому экономическую функцию государства было бы, по нашему мнению, более правильно назвать организационно-хозяйственной.

Аналогичные возражения вызывает выделение таких аморфных по наименованию функций государства, как социальная, экономическая, культурная и т.д. Не только в структурном содержании, но и в наименовании функций должна быть отражена специфика организующей роли государства, его цели и задачи в определенный период развития общества. Ведь подобные недочеты влекут далеко идущие последствия. На этом воспитываются будущие специалисты и в своей последующей работе они не пожелают брать на себя обязанность по социальной защите населения или развивать науку, культуру и образование. Они будут заниматься лишь поддержкой этих процессов. Кто будет заниматься воспитанием молодежи, развивать нравственно-культурный уровень населения, поднимать престижность рабочих профессий и т.д.? Это не частная, а общегосударственная проблема, проблема национальной безопасности страны, ее идентичности в международном сообществе.

В современном глобальном мире происходит постепенное стирание граней между внутренними и внешними функциями. Поэтому, особенно при характеристике внешних функций, следует учитывать специфику целей и задач тех межгосударственных объединений, в которые входит страна. При этом необходим системный, комплексный анализ взаимосвязей и взаимозависимостей как отдельных функций меж собой, так и группы внутренних и внешних функций друг с другом.

Таким образом, объективная оценка функций государства невозможна без исследования социального назначения, целей государства, а также задач, стоящих перед ним на определенном этапе его существования. Кроме того, полноценный анализ каждой функции должен сопровождаться изучением и сопоставлением действия каждого из ее структурных компонентов.

1 Подробнее об этом см: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект: дис. .. .д-ра юрид. наук. М., 1995.

2 См.: Затонский В.А. Государство и государственность // Проблемы теории государства и права. М., 2012.

3 Подробнее об этом см.: Кулапов В.Л. Теория государства и права: учебник. М., 2014.

4 См.: Туманов С.Н. К вопросу о понятии и структуре функции государства // Вестник Пермского университета. 2012. Вып. 4 (18): Юридические науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.