Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

СООТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
94
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ / СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ЗАВИСИМОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / РАЗЛИЧИЯ / СТУДЕНТЫ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ГУМАНИТАРНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хуторянская Татьяна Валентиновна

Статья посвящена изучению соотношения субъективного благополучия и эмоционального интеллекта студентов гуманитарных и технических специальностей. Установлено, что существуют значимые различия в особенностях эмоционального интеллекта и субъективного благополучия у студентов гуманитарных и технических специальностей, что говорит о различиях между группами в понимании своих и чужих эмоциональных состояний, эмоциональной саморегуляции и самомотивации, удовлетворенности жизнью и ощущении счастья. Также выявлены значимые корреляционные взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и субъективным благополучием студентов гуманитарных и технических специальностей. Применение полученных результатов целесообразно в процессе психолого-педагогического сопровождения специалистами и консультативной практике, при составлении развивающих программ, а также при поиске новых способов повышения уровня субъективного благополучия и использовании характеристик эмоционального интеллекта как психологического ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хуторянская Татьяна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATIO OF SUBJECTIVE WELL-BEING AND EMOTIONAL INTELLIGENCE AMONG STUDENTS OF THE HUMANITIES AND TECHNICAL SPECIALTIES

The paper is aimed at the study of the correlation between subjective well-being and emotional intelligence among students of the humanities and technical specialties. It has been established that there are significant differences in the characteristics of emotional intelligence and subjective well-being among students of humanitarian specialties and students of technical specialties, which indicates differences between these groups in understanding their own and other emotional states, emotional self-regulation and self-motivation, life satisfaction and a sense of happiness. Significant correlations between emotional intelligence and subjective well-being of students of the humanities and technical specialties have also been identified. The application of the obtained results is advisable in the process of psychological and pedagogical support by specialists and advisory practice, when drawing up development programs, as well as finding new ways to increase the level of subjective well-being and using the characteristics of emotional intelligence as a psychological resource.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 4. С. 120-123. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2023. No. 4. P. 120-123.

Научная статья УДК 159.9.072.43

https://doi.org/10.24158/spp.2023.4.18

Соотношение субъективного благополучия и эмоционального интеллекта у студентов гуманитарных и технических специальностей

Татьяна Валентиновна Хуторянская

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, dialogus1@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3733-0612

Аннотация. Статья посвящена изучению соотношения субъективного благополучия и эмоционального интеллекта студентов гуманитарных и технических специальностей. Установлено, что существуют значимые различия в особенностях эмоционального интеллекта и субъективного благополучия у студентов гуманитарных и технических специальностей, что говорит о различиях между группами в понимании своих и чужих эмоциональных состояний, эмоциональной саморегуляции и самомотивации, удовлетворенности жизнью и ощущении счастья. Также выявлены значимые корреляционные взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и субъективным благополучием студентов гуманитарных и технических специальностей. Применение полученных результатов целесообразно в процессе психолого-педагогического сопровождения специалистами и консультативной практике, при составлении развивающих программ, а также при поиске новых способов повышения уровня субъективного благополучия и использовании характеристик эмоционального интеллекта как психологического ресурса.

Ключевые слова: особенности, субъективное благополучие, зависимость, эмоциональный интеллект, различия, студенты, юношеский возраст, гуманитарные специальности, технические специальности

Для цитирования: Хуторянская Т.В. Соотношение субъективного благополучия и эмоционального интеллекта у студентов гуманитарных и технических специальностей // Общество: социология, психология, педагогика. 2023. № 4. С. 120-123. https://doi.org/10.24158/spp.2023A18.

Original article

The Ratio of Subjective Well-Being and Emotional Intelligence among Students of the Humanities and Technical Specialties

Tatyana V. Hutoryanskaya

Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky, Saratov, Russia, dialogus1@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-3733-0612

Abstract. The paper is aimed at the study of the correlation between subjective well-being and emotional intelligence among students of the humanities and technical specialties. It has been established that there are significant differences in the characteristics of emotional intelligence and subjective well-being among students of humanitarian specialties and students of technical specialties, which indicates differences between these groups in understanding their own and other emotional states, emotional self-regulation and self-motivation, life satisfaction and a sense of happiness. Significant correlations between emotional intelligence and subjective well-being of students of the humanities and technical specialties have also been identified. The application of the obtained results is advisable in the process of psychological and pedagogical support by specialists and advisory practice, when drawing up development programs, as well as finding new ways to increase the level of subjective well-being and using the characteristics of emotional intelligence as a psychological resource.

Keywords: features, subjective well-being, dependence, emotional intelligence, differences, students, adolescence, humanities, technical specialties

For citation: Hutoryanskaya, T.V. (2023) The Ratio of Subjective Well-Being and Emotional Intelligence among Students of the Humanities and Technical Specialties. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (4), 120-123. Available from: doi:10.24158/spp.2023.4.18 (In Russian).

Современное общество постоянно развивается, в наше время дополнительный толчок этому придает научно-технический прогресс, который пронизывает все сферы человеческой деятельности, особенно сферу взаимодействия и общения, что и актуализирует проблему исследований развития эмоционального интеллекта личности. Это связано с ускорением темпа жизни современного человека, тенденциями перехода от непосредственного общения к общению виртуальному, развитием культа рационального отношения к жизни, ограничивающего эмоциональ-

© Хуторянская Т.В., 2023

ную сферу личности в целом, а также с малоподвижным образом жизни (Кленова, 2018). При отсутствии у человека развитой «культуры эмоций», своевременной возможности для релаксации или вывода лишних эмоций, выработанных эффективных копинг-стратегий вышеуказанные факторы могут привести к колоссальному эмоциональному напряжению, оказывающему деструктивное влияние на психическое, психологическое и даже физическое здоровье (Холмогорова, Гара-нян, 1999 ; Akerjordet, Severinsson, 2007).

В период осложнения политической ситуации в мире каждый человек должен быть внимателен к своему физическому и психологическому здоровью и благополучию, что подчеркивает значение уровня развития эмоционального интеллекта личности и важность изучения взаимосвязи данной психологической структуры с уровнем субъективного благополучия (Пилишвили, Дюкарева, 2019).

Существующие современные вызовы, связанные с ограничивающим проявление эмоционального интеллекта виртуальным общением, обусловливают необходимость и актуальность рассмотрения проблемы влияния именно эмоционального интеллекта на психологическое благополучие студентов как в контексте оценки как связи этих феноменов, так и различий при обучении гуманитарным и техническим специальностям для нахождения возможных путей компенсации, в частности психологическими службами вузов (Кочетова, Климакова, 2021 ; Cazan, Nästasä, 2015).

Все вышеизложенное определило цель исследования - изучение соотношения эмоционального интеллекта студентов с компонентами субъективного благополучия.

Гипотезы исследования:

1) существуют значимые различия в особенностях эмоционального интеллекта и субъективного благополучия у студентов гуманитарных и технических специальностей;

2) имеются значимые взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и субъективным благополучием у студентов разных специальностей.

Исследование проводилось на выборке саратовских студентов (108 испытуемых: 56 - студенты гуманитарных специальностей Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского; 52 - студенты технических специальностей Саратовского государственного технического университета имени Ю.А. Гагарина).

Для исследования особенностей субъективного благополучия в зависимости от эмоционального интеллекта студентов гуманитарных и технических специальностей использовались следующие методики: «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна, адаптированная Ю.М. Орловым и Ю.Н. Емельяновым; методика оценки «эмоционального интеллекта» Н. Холла, адаптированная Е.И. Ильиным; методика диагностики субъективного благополучия личности Р.М. Шамионова, Т.В. Бесковой; «Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду, адаптированная М.В. Соколовой; опросник САН (самочувствие, активность, настроение) В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарая, М.П. Мирошникова. Полученные результаты эмпирического исследования обрабатывались с помощью методов математической статистики: ¿-критерия Стьюдента, коэффициента корреляции Пирсона.

Анализ полученных результатов по методикам исследования эмоционального интеллекта показал, что значимый уровень различий между группами испытуемых выявлен по следующим показателям: эмоциональная осведомленность (tэпм = 6,0, p < 0,01), управление своими эмоциями (tэпм = 3,1, p < 0,01), самомотивация (t.пм = 4,9, p < 0,01), эмпатия (t.пм = 6,2, p < 0,01), управление эмоциями других людей (t.пм = 5,4, p < 0,01) и интегральный показатель эмоционального интеллекта (tэпм = 6,5, p < 0,01). Полученные результаты говорят о том, что студенты гуманитарных специальностей в большей степени, чем студенты технических специальностей, способны понимать свои эмоциональные состояния, у них более развиты навыки самомотивации, эмпатии, управления эмоциями других людей, более выражен эмоциональный интеллект в целом.

Результаты, полученные по методикам исследования субъективного благополучия, показали, что значимый уровень различий между группами испытуемых выявлен по следующим показателям: эмоциональное благополучие (t.пм = 3,7, p < 0,01), экзистенциально-деятельностное благополучие (tэпм = 2,9, p < 0,01), социально-нормативное благополучие (t.пм = 3,5, p < 0,01), субъективное благополучие (t.пм = 4,8, p < 0,01), значимость социального окружения (t.пм = 3,4, p < 0,01), самооценка здоровья (t.пм = 3,9, p < 0,01), интегральный показатель эмоционального комфорта (tэпм = 3,2, p < 0,01). Такое соотношение свидетельствует о том, студентам гуманитарных специальностей в большей степени, чем студентам технических специальностей, свойственны жизнерадостность, оптимизм, удовлетворение смысловой насыщенностью жизни и своей личностью, успешность, эффективность прилагаемых усилий для достижения поставленных целей.

На завершающем этапе исследования мы выявляли значимые взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и субъективным благополучием студентов гуманитарных и технических специальностей. Результаты корреляционного анализа Пирсона студентов гуманитарных специальностей представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты корреляционного анализа студентов гуманитарных специальностей_

Коррелируемые шкалы (субъективное благополучие) Значение корреляции г Коррелируемые шкалы (эмоциональный интеллект)

Эмоциональное благополучие 0,398" Самомотивация

Эмоциональное благополучие 0,474" Управление эмоциями других людей

Экзистенциально-деятельностное благополучие 0,304* Эмоциональный отклик

Экзистенциально-деятельностное благополучие 0,4384* Управление эмоциями других людей

Эго-благополучие -0,329* Эмоциональный отклик

Эго-благополучие 0,383"* Управление своими эмоциями

Эго-благополучие 0,614 ** Управление эмоциями других людей

Субъективное благополучие 0,356" Самомотивация

Субъективное благополучие 0,271* Эмпатия

Самочувствие 0,473" Управление своими эмоциями

Самочувствие 0,522** Управление эмоциями других людей

Самочувствие -0,309* Эмоциональный отклик

Активность 0,545" Самомотивация

Активность 0,542" Управление своими эмоциями

Настроение 0,425" Управление эмоциями других людей

Настроение 0,397** Управление своими эмоциями

Степень удовлетворения повседневной деятельностью 0,358** Управление эмоциями других людей

Напряженность и чувственность 0,422" Эмпатия

Напряженность и чувственность -0,487" Управление эмоциями других людей

Эмоциональный комфорт 0,302* Автономность

Эмоциональный комфорт 0,297* Эмпатия

Значимость социального окружения -0,317* Самомотивация

Значимость социального окружения -0,315* Управление эмоциями других людей

Самооценка здоровья -0,269* Управление своими эмоциями

Примечание: *- уровень значимости 0,05; - 0,01.

Разнообразие корреляционных связей между эмоциональным интеллектом и субъективным благополучием студентов гуманитарных специальностей может быть обусловлено наличием знаний, умений и навыков, приобретенных в ходе получения высшего гуманитарного образования и используемых ими для достижения высокого уровня субъективного благополучия.

Результаты корреляционного анализа Пирсона студентов технических специальностей представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты корреляционного анализа студентов технических специальностей_

Коррелируемые шкалы (субъективное благополучие) Значение корреляции г Коррелируемые шкалы (эмоциональный интеллект)

Эмоциональное благополучие 0,272* Эмоциональная осведомленность

Эго-благополучие 0,405" Управление своими эмоциями

Эго-благополучие 0,321" Самомотивация

Гедонистическое благополучие 0,288" Самомотивация

Самочувствие 0,281" Управление своими эмоциями

Активность -0,272" Эмпатия

Изменение настроения 0,287" Управление эмоциями других людей

Значимость социального окружения -0,283" Эмпатия

Эмоциональный комфорт 0,273* Управление эмоциями других людей

Степень удовлетворенности повседневной деятельностью -0,280* Эмоциональный отклик

Примечание: *- уровень значимости 0,05; - 0,01.

Выявленные корреляционные взаимосвязи эмоционального интеллекта и субъективного благополучия по показателям управления своими эмоциями и эго-благополучия, самомотивации и эго-благополучия свойственны обеим отдельно взятым выборкам, то есть данные взаимосвязи могут проявляться как у студентов гуманитарных специальностей, сознательно повышающих уровень эмоционального интеллекта, так и у студентов технических специальностей, интуитивно использующих свои природные задатки.

Выводы. Итак, в ходе исследования установлены значимые различия по показателям эмоционального интеллекта и субъективного благополучия у студентов гуманитарных и технических специальностей, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу 1, выявлены значимые корреляционные взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и субъективным благополучием у двух отдельно взятых выборок, что подтверждает гипотезу 2.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования его результатов психологическими службами вузов при создании программы, нацеленной на повышение уровня субъективного благополучия студентов. Одной из форм реализации этой программы может быть разработка тренинга эмоционального интеллекта.

Список источников:

Кленова М.А. Динамика развития эмоционального интеллекта у студентов вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, № 2. С. 176-182. https://doi.org/10.18500/2304-9790-2018-7-2-176-182.

Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Эмоциональный интеллект и типы межличностных отношений у молодых людей с различными социометрическими статусами // Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13, № 3. С. 98-117.

Пилишвили Т.С., Дюкарева Ю.А. Особенности эмоционального интеллекта и субъективного благополучия российских и китайских студентов // Казанский педагогический журнал. 2019. № 4 (135). С. 112-119.

Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Эмоциональные расстройства и современная культура (на примере соматоформных, депрессивных и тревожных расстройств) // Московский психотерапевтический журнал. 1999. № 2. С. 61-90.

Akerjordet K., Severinsson E. Emotional intelligence: A review of the literature with specific focus on empirical and episte-mological perspectives // Journal of Clinical Nursing. 2007. Vol. 16, no. 18. P. 1405-1416. https://doi.org/10.1111/j.1365-2702.2006.01749.x.

Cazan A.M., Nastasa L.E. Emotional intelligence, satisfaction with life and burnout among university students // Procedia -Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 180. P. 1574-1578. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.309.

References:

Akerjordet, K. & Severinsson, E. (2007) Emotional intelligence: A review of the literature with specific focus on empirical and epistemological perspectives. Journal of Clinical Nursing. 16 (18), 1405-1416. Available from: doi:10.1111/j.1365-2702.2006.01749.x.

Cazan, A. M. & Nastasa, L. E. (2015). Emotional intelligence, satisfaction with life and burnout among university students. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 180, 1574-1578. Available from: doi:10.1016/j.sbspro.2015.02.309.

Kholmogorova, A. B. & Garanyan, N. G. (1999) Ehmotsional'nye rasstroistva i sovremennaya kul'tura (na primere somato-formnykh, depressivnykh i trevozhnykh rasstroistv) [Emotional disorders and modern culture (on the example of somatoform, depressive and anxiety disorders)]. Moskovskii psikhoterapevticheskii zhurnal. (2), 61-90. (In Russian).

Klenova, M. A. (2018) Dynamics of development of emotional intelligencein university students. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology. 7 (2), 176-182. Available from: doi:10.18500/2304-9790-2018-7-2-176-182. (In Russian).

Kochetova, Yu. A. & Klimakova M. V. (2021) Young people's emotional intelligence and type of interpersonal behavior with different sociometric status. Psychological-Educational Studies. 13 (3), 98-117. (In Russian).

Pilishvili, T. S. & Dyukareva, Yu. A. (2019) Features of emotional intelligence and subjective well-being of Russian and Chinese students. Kazan Pedagogical Journal. (4 (135)), 112-119. (In Russian).

Информация об авторе Т.В. Хуторянская - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=288553

Information about the author T.V. Hutoryanskaya - PhD in Education Science, Associate Professor, Pedagogical Psychology and Psychodiagnostics Department, Saratov National Research State University named after N.G. Cher-nyshevsky, Saratov, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=288553

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 19.01.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 09.02.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 25.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.