Научная статья на тему 'Соотношение смысложизненных ориентаций и склонности к зависимому поведению'

Соотношение смысложизненных ориентаций и склонности к зависимому поведению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
271
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СКЛОННОСТЬ К ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / LIFE ORIENTATIONS / INCLINATION TO DEPENDENT BEHAVIOR / PREADULT AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прокудин Иван Анатольевич

В статье рассматриваются особенности развития смысложизненных ориентаций и склонности к зависимому поведению у студентов средних профессиональных образовательных учреждений. Представлены результаты эмпирического исследования, подтверждающие наличие связей разной направленности между смысложизненными ориентациями и склонностью к зависимому поведению в юношеском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of life orientations and inclination to dependent behavior

The peculiarities of development of life orientations and inclination to dependent behavior of the students of secondary professional educational institutions are considered in the article. The results of the empirical research proving presence of different connections between life orientations and inclination to dependent behavior at preadult age are shown.

Текст научной работы на тему «Соотношение смысложизненных ориентаций и склонности к зависимому поведению»

пренебрежение к особенному, индивидуальному в каждом человеке: ведь все то, что не относится к симптомокомплексу, остается за рамками рассмотрения» [5]. Именно поэтому достаточно затруднительно говорить о возможности выстроить какую-либо «универсальную» типологию личности.

Типологизация характера представляется важной научной проблемой, связанной с задачей возможного выделения того или иного типа, определяющегося набором отдельных признаков (черт), наблюдаемых или получаемых через различные варианты самоотчёта участников исследования. Сложность состоит и в том, что наблюдаемые (или описываемые) особенности поведения не всегда четко соответствует определяемым внутренним причинам. Единственная возможность реализации типологического подхода относительно характера - это анализ и синтез теоретических моделей, и их соотнесение с получаемыми данными эмпирических исследований.

Литература

[1]. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер. Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

[2]. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характера. - М.: Наука, 1995.

[3]. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону. 1997.

[4]. Манолова О.Н. Темпераментальные основы характера: Автореф. дис....канд. пси-хол. наук / О.Н. Манолова. М., 2005.

[5]. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. - М.: Флинта, 2012.

[6]. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.

[7]. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука., 1979.

Прокудин И.А.

СООТНОШЕНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И СКЛОННОСТИ К ЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ

В юношеском возрасте развитие самосознания и смысложизненных ориентаций идет в соответствии с пониманием собственной ценности, ценности окружающего мира, важности других людей и формированием мировоззрения. Многие юноши и девушки внимательны к проявлению у сверстников и у себя тех или иных черт характера, к оцениванию поступков людей и стремлению понять их мотивы поведения. Наиболее активные занимаются самовоспитанием и самосовершенствованием, понимая важность эмоциональной устойчивости для собственного психического благополучия и построения конструктивных отношений с окружающими. Юношеский период сензитивен ко всем факторам, имеющим отношение к выработке линии собственного жизненного пути.

Таким образом, юношеский возраст является одним из важных периодов активного физиологического и психологического развития, формирования личности, который включает осознание смысла жизни и ее целей, освоение и присвоение жизненных ценностей, становления самосознания. Именно в этот период идет интенсивное развитие рефлексии, в том числе социальной, что позволяет юношам и девушкам осознавать негативное влияние различных зависимостей и развивать социальные потребности в здоровом образе жизни. Все это способствует формированию динамической смысловой системы, в которой порождаются и связываются ценности, смысложизненные ориентации [2; б].

В связи с этим важнейшей задачей воспитания студентов средних профессиональных образовательных учреждений, согласно ФГОС СПО, является формирование общих и профессиональных компетенций не только в учебно-профессиональной деятельности, но и во внеаудиторной работе. В частности, речь может идти о формировании готовности и способности вести здоровый образ жизни, что непосредственно связано со снижением склонности к зависимому поведению и развитием смысложизненных ориентаций учащихся средних профессиональных образовательных учреждений.

Смысложизненные ориентации (СЖО) каждого человека представляют собой набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования [3].

Опираясь на понимание категории «склонность» [5], под склонностью к зависимому поведению мы понимаем избирательную направленность индивида на определенную деятельность, побуждающую ею заниматься. Ее основой являются глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью. Возникновение склонности обычно является предпосылкой развития соответствующих способностей, хотя возможны случаи несовпадения склонности и способностей. При этом деятельность может быть полезной или вредной для здоровья человека.

Нами было проведено исследование с целью выявления связи смысложизненных ориентаций и склонности к зависимому поведению у студентов средних профессиональных образовательных учреждений.

Экспериментальная работа осуществлялась в течение двух лет (2010-2011, 2011-2012 учебные годы) на базе Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа, в котором было опрошено 113 человек (37 юношей и 76 девушек) и на базе Воронежского колледжа строительных технологий, в котором было опрошено 122 учащихся (81 юноша и 41 девушка). Экспериментом были охвачены учащиеся первых и вторых курсов в возрасте 16-17 лет. В констатирующем эксперименте участвовали 183 человека, в формирующем - 52 человека. Общая численность участников эксперимента - 235 человек.

При проведении исследования мы исходили из предположения о том, что имеется значимая связь между уровнями развития смысложизненных ориентаций и склонностью к зависимому поведению.

Для определения уровня развития смысложизненных ориентаций был использован тест «Смысложизненных ориентаций» [4]; степени склонности к зависимому поведению -тест-опросник «Аддиктивная склонность» [7].

Исследование проводилось в два этапа. На этапе констатирующего эксперимента у студентов был выявлены уровень развития показателей смысложизненных ориентаций (цели, процесс, результат, локус контроля-Я (ЛКЯ), локус контроля-жизнь (ЛКЖ) и общий уровень осмысленности жизни (ОЖ), степень развития склонности к зависимому поведению и их соотношение (рис. 1, рис 2). С помощью коэффициента корреляции Пирсона гху были проанализированы связи между данными феноменами (табл. 1).

Таблица 1

Связь склонности к зависимому поведению с уровнями развития показателей СЖО

Показатели СЖО Значение коэффициента корреляции (гху) Принимается гипотеза

Цели -0,14583 об отсутствии связи

Процесс 0,13068 об отсутствии связи

Результат -0,14249 об отсутствии связи

ЛКЯ 0,094064 об отсутствии связи

ЛКЖ 0,037651 об отсутствии связи

ОЖ -0,10312 об отсутствии связи

гкр = 0,40 для а=0,05; гкр = 0,51 для а=0,01

По результатам тест-опросника «Аддиктивная склонность» всех опрошенных студентов можно разделить на три группы, у которых: склонность к зависимому поведению не выражена, выражена умеренно и выражена. В этих группах с помощью теста «Смысложиз-ненных ориентаций» был вычислен процент учащихся с низким, средним и высоким уровнями развития тех или иных показателей смысложизненных ориентаций. Процент учащихся с низким, средним и высоким уровнями развития тех или иных показателей вычислялся отдельно для контрольной (рис. 1) и экспериментальной (рис. 2) групп.

Согласно результатам (рис. 1 и рис. 2), можно сделать вывод о том, что данные, полученные в контрольной группе, практически не отличаются от результатов экспериментальной группы.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что меньшей склонности к зависимому поведению соответствует более высокий уровень развития того или иного показателя смысложизненных ориентаций, хотя значимых связей путём корреляционного анализа выявлено не было (табл. 1). Это, на наш взгляд, может быть связано с общим невысоким уровнем развития каждого из показателей.

100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

Цели Процесс Результат ЛКЯ

ЛКЖ

ОЖ

I I -Г

I I-1

I

□ высокий

□ средний ■ низкий

123 123 123 123 123 123 Склонность: 1 - не выражена, 2 - выражена умеренно, 3 - выражена

Рис. 1. Уровни развития показателей смысложизненных ориентаций личности юношей и девушек КГ с разной степенью склонности к зависимому поведению

Рис. 2. Уровни развития показателей смысложизненных ориентаций личности юношей и девушек ЭГ с разной степенью склонности к зависимому поведению

По результатам констатирующего эксперимента с учётом особенностей развития изучаемых феноменов нами была разработана программа, которая направлена на осознание собственных смысложизненных ориентаций, на понимание их влияния на построение собственной жизненной траектории, формирование позитивных жизненных ценностей, ориентацию на здоровый образ жизни, выработку адаптивных стратегий поведения. Работа проводилась как в группе, так и индивидуально.

Данная программа развития была реализована на этапе формирующего эксперимента и после её проведения нами были получены следующие результаты (рис. 3, рис. 4).

Цели Процесс Результат ЛКЯ ЛКЖ

ОЖ

100,0% 90,0% 80,0% 70,0% 60,0% 50,0% 40,0% 30,0% 20,0% 10,0% 0,0%

И

100,0%

80,0%

60,0%

40,0%

20,0%

0,0°

Цели Процесс Результат ЛКЯ ЛКЖ

□ высокий

□ средний

ОЖ

□ высокий

□ средний ■ низкий

1 I I I I I I I I I I I I I I I г

12 12 12 12 12 12

1 - до, 2 - после

Рис. 4. Уровни развития показателей смысложизненных ориентаций личности юношей и девушек (ЭГ) до и после проведения эксперимента (в % от выборки)

Таблица 2

Значения критерия Манна-Уитни по уровню развития показателей СЖО

Показатели СЖО Значение критерия (Ъ) Принимается гипотеза

Цели 2,030 о наличии различий

Процесс 1,508 об отсутствии различий

Результат 3,030 о наличии значимых различий

ЛКЯ 2,045 о наличии различий

ЛКЖ 2,637 о наличии значимых различий

ОЖ 1,703 об отсутствии различий

21-а/2 = 1,960 для а=0,05; И-а/2 = 2,576 для а=0,01

Практически никаких изменений не произошло у студентов экспериментальной группы в развитии такого показателя смысложизненных ориентаций как «Процесс». Это может быть связано с тем, что более склонные к зависимому поведению юноши и девушки, чьи показатели по данной шкале были несколько выше, чем у менее склонных, по -другому стали смотреть на некоторые аспекты своей жизни (например, выстраивать иерархию своих мотивов). Вследствие этого они стали смотреть на процесс своей жизни менее позитивно. Что касается менее склонных к зависимому поведению юношей и девушек, чьи показатели по шкале были несколько ниже, чем у более склонных, то они, вероятно, восприняли ограничения в удовлетворении некоторых своих потребностей как жертву, приносимую в пользу достижения поставленных перед собой целей. Одновременно юноши и девушки из этой дифференцированной группы осознают возможность контролировать свою жизнь, влиять на её результативность и как следствие - улучшать процесс своей жизни в дальнейшем.

В таблице 3 приведены связи между склонностью к зависимому поведению и уровнями развития показателей СЖО после проведения формирующего эксперимента. Результаты были получены путём применения коэффициента корреляции Пирсона гху [1].

Таблица 3

Связь склонности к зависимому поведению с уровнями развития показателей СЖО

Показатели СЖО Значение коэффициента корреляции (rxy) Принимается гипотеза

Цели -0,48243 о наличии обратной связи

Процесс -0,33705 об отсутствии связи

Результат -0,51204 о наличии значимой обратной связи

ЛКЯ -0,45384 о наличии обратной связи

ЛКЖ -0,57673 о наличии значимой обратной связи

ОЖ -0,47466 о наличии обратной связи

гкр = 0,40 для а=0,05; гкр = 0,51 для а=0,01

Данные полученные путём корреляционного анализа указывают на наличие определенной тенденции: чем сильнее осознание того, что человеку дано контролировать свою жизнь и управлять ею, а также осознание возможности изменить результат своей жизни к лучшему, тем менее выражена склонность к зависимому поведению. Можно предположить, что наличие определённых целей в жизни и вера в собственные силы в отношении реализации этих целей также свойственно людям с меньшей склонностью к зависимому поведению.

Таким образом, реализация программы профилактики зависимого поведения юношей и девушек, обучающихся в средних профессиональных образовательных учреждениях, способствует снижению склонности к зависимому поведению. При этом наблюдается увеличение уровня развития таких показателей смысложизненных ориентаций, как «цели», «результат», «локус контроля-Я» и «локус контроля-жизнь», и как следствие, - снижение склонности к зависимому поведению.

Литература

[1]. Зыкова Н.Ю., Лапкова О.С., Хлоповских Ю.Г. Методы математической обработки данных психо лого-педагогического исследования: учебное пособие для вузов. - Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2008.

[2]. Кон И.С. Психология юношеского возраста : проблемы формирования личности: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1979.

[3]. ЛеонтьевД.А. Психология смысла. - М.: Смысл, 2003.

[4]. ЛеонтьевД.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО), 2-е изд. - М.: Смысл, 2000.

[5]. Общая психология. Словарь / [под. ред. А.В. Петровского] // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005.

[6]. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Педагогика, 1997.

[7]. Юсупов В.В., Корзунин В.А. Психологическая диагностика зависимого поведения: риск развития, методы раннего выявления. - СПб.: Речь, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.