Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ SHAPE \* MERGEFORMAT'

СООТНОШЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ SHAPE \* MERGEFORMAT Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА / ОЗДОРОВЛЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИКА ПЛАВАНИЯ / ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарабрина Ирина Викторовна

В статье рассмотрено соотношение различных средств физической подготовки юных пловцов, т.к. физическая подготовленность является одной из важнейших составляющих частей спортивной тренировки, направленная на развитие двигательных качеств, как - сила, быстрота, выносливость, гибкость, координационные способности. Дифференцированный подход к методике физической подготовки необходим по отношению к разным группам видов спорта, и по отношению к различным двигательным качествам - скоростным и силовым способностям, гибкости. Физическая подготовка юных пловцов на суше повышает эффективное овладение или техникой спортивного плавания и таким образом влияет на успешное решение основного круга задач начальной подготовки в целом. Физическая подготовка юных пловцов является важным средством физического развития начинающих пловцов и способствует укреплению их здоровья, что является первостепенным фактором в процессе отбора и многолетней подготовки пловца. Рассмотрен метод исправления ошибок с помощью видеороликов на примере психологической разгрузки. Основной целью исследования - предполагаемый способ способствует сокращению срока обучения двигательным навыкам. Общетеоретические знания в этом актуально-практическом направлении требуют существенного расширения в вопросах начальной подготовки пловцов, в следствие этого решение теоретических вопросов обучения плаванию с помощью наглядных пособий и имитационных упражнений на суше целесобразно и своевременно, а также нуждается в более четком квалифицированном упорядочении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарабрина Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATIOS OF THE VARIOUS MEANS OF THE PHYSICAL PREPORATION IN THE LOW-LEVEL LEARNING OF THE SWIMMING

The article deals with the relation of various means of physical training of the young swimmers because physical fitness is one of the important part of the sports training, aimed at the development of motor qualities as - strength, speed, endurance, flexibility, coordination abilities. Differentiated approach to the methodology of physical fitness required for the different groups of sports, and in relation to various motor qualities - speed and power abilities, flexibility. Physical training of the young swimmers on land increases the effective mastery of technique or competitive swimming, and thus affects the successful solution of the main range of problems of initial training as a whole. Physical training of the young swimmers is an important means of physical development opf the beginners swimmers and promotes their health, which is a prime factor in the selection process and long-term preparation for the swimmer. The method of correcting errors using video as an example of psychological relief. The main purpose of the study - intended method helps shorten the learning motor skills. General theoretical knowledge in this important and practical direction require significant expansion in matters of initial training of the swimmers, in consequence of this decision theoretical problems learning to swim with the help of visual aids and simulation exercises on land appropriateness and timely manner and needs to be better qualified ordering.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ SHAPE \* MERGEFORMAT»

СООТНОШЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ

НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ

Тарабрина Ирина Викторовна

Соискатель, Крымский федеральный университет, имени В.И. Вернадского», Севастополь

THE RATIOS OF THE VARIOUS MEANS OF THE PHYSICAL PREPORATION IN THE LOW-LEVEL LEARNING OF THE SWIMMING Tarabrina Irina, Applicant, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Sevastopol

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрено соотношение различных средств физической подготовки юных пловцов, т.к. физическая подготовленность является одной из важнейших составляющих частей спортивной тренировки, направленная на развитие двигательных качеств, как - сила, быстрота, выносливость, гибкость, координационные способности. Дифференцированный подход к методике физической подготовки необходим по отношению к разным группам видов спорта, и по отношению к различным двигательным качествам - скоростным и силовым способностям, гибкости. Физическая подготовка юных пловцов на суше повышает эффективное овладение или техникой спортивного плавания и таким образом влияет на успешное решение основного круга задач начальной подготовки в целом. Физическая подготовка юных пловцов является важным средством физического развития начинающих пловцов и способствует укреплению их здоровья, что является первостепенным фактором в процессе отбора и многолетней подготовки пловца. Рассмотрен метод исправления ошибок с помощью видеороликов на примере психологической разгрузки. Основной целью исследования - предполагаемый способ способствует сокращению срока обучения двигательным навыкам. Общетеоретические знания в этом актуально-практическом направлении требуют существенного расширения в вопросах начальной подготовки пловцов, в следствие этого решение теоретических вопросов обучения плаванию с помощью наглядных пособий и имитационных упражнений на суше целесобразно и своевременно, а также нуждается в более четком квалифицированном упорядочении.

ABSTRACT

The article deals with the relation of various means of physical training of the young swimmers because physical fitness is one of the important part of the sports training, aimed at the development of motor qualities as - strength, speed, endurance, flexibility, coordination abilities. Differentiated approach to the methodology of physical fitness required for the different groups of sports, and in relation to various motor qualities - speed and power abilities, flexibility. Physical training of the young swimmers on land increases the effective mastery of technique or competitive swimming, and thus affects the successful solution of the main range of problems of initial training as a whole. Physical training of the young swimmers is an important means of physical development opf the beginners swimmers and promotes their health, which is a prime factor in the selection process and long-term preparation for the swimmer. The method of correcting errors using video as an example of psychological relief. The main purpose of the study - intended method helps shorten the learning motor skills. General theoretical knowledge in this important and practical direction require significant expansion in matters of initial training of the swimmers, in consequence of this decision theoretical problems learning to swim with the help of visual aids and simulation exercises on land appropriateness and timely manner and needs to be better qualified ordering.

Ключевые слова: физическая подготовка спортсмена; развитие организма; оздоровление; специальная подготовка; техника плавания; интенсивность тренировочной работы; нагрузка.

Keywords: physical training athlete; developmental; health improvement; special training; swimming techniques; the intensity of the training work load.

Физическая подготовка пловцов младшего школьного возраста направлена на укрепление здоровья, коррекцию их физического развития, а также обеспечения эффективного обучения технике плавания. Умелая организация учебно-тренировочного процесса юных пловцов заключается в целесообразном сочетании занятий на воде с разнообразными формами общей и полуспециальной физической подготовки, осуществляемой на суше. Основной проблемой является определение влияния на эффективность обучения технике, которое оказывает физическая подготовка юных пловцов на суше. Объектом исследования является физическая подготовка пловцов младшего школьного возраста 8-10 лет на суше. [1,4] Предметом данного исследования стали средства и ме-

тоды физической подготовки пловцов младшего школьного возраста на суше, обеспечивающие успешность в овладении техникой. Физическая подготовка пловца направлена на воспитание физических качеств и способностей, определяющих уровень достижений в спортивном плавании, на создание прочной функциональной основы для совершенствования технического и тактического мастерства спортсмена.

Основными задачами специальной подготовки более узкие и специфические: преимущественное развитие качеств и навыков, необходимых для избранного способа плавания или определения дистанции; избирательное развитие мышц и групп мышц, несущих основную нагрузку в плавании, с учетом способа плавания на ди-

станции; устранение индивидуальных недостатков в физическом развитии; исправление ошибок в технике плавания; повышение общего объема и интенсивности тренировочных нагрузок средствами специальной физической подготовки служат упражнения, которые по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий сходны с движениями в плавании и направлены на специализированное развитие и совершенствование основных рабочих мышц и ведущих функций.[5]

Надежный прогноз может быть осуществлен на основе результатов динамических наблюдений за развитием двигательных способностей, поэтому процесс отбора осуществляется на длительном отрезке времени до 2 лет и более. Это заставляет тренера выполнять очень большой объем работы: готовить большое количество занимающихся и постоянно на протяжении 1,5-2 лет вести наблюдения, чтобы отобрать несколько ребят, наиболее способных. Установлено, что помимо антропометрических, физиологических и психологических данных важным фактором, способствующим овладению мастерством, является умение точно и своевременно включать в работу нужные группы мышц, управлять длительностью их работы (И.П. Ратов). В связи с этим нами исследованы возможности применения для отбора детей и подростков, умеющих управлять своими движениями, контролировать последовательность и длительность работы мышц при выполнении упражнения. В виду недостаточного количества бассейнов в Севастополе, затруднено обязательное обучение школьников плаванию. Один из неиспользованных резервов - целенаправленное изучение на суше техники плавательных движений, дыхания с применением простейших приспособлений и тренажерных устройств. Существующая точка зрения о нецелесобраз-ности отработки до автоматизма техники плавательных движений на суше, поскольку условия обучения значительно отличается от условий обучения в воде, оправданна только в том случае, если цель - достижение высокого спортивного мастерства. Если же преследуется цель обучения плаванию как жизненно важному и необходимому навыку, то подготовка на суше приобретает иное значение. В отсутствии тренировок в воде целесообразно изучение на суше и отработка до автоматизма техники плавательных движений, отличающихся от техники спортивным способом плавания в допустимых пределах, при которых плавательные движения сохраняют согласованность и рациональность. Использование в процессе обучения, существующих тренажерных разнообразных устройств, в первую очередь содержащих гребные ванны или гребные движения, позволяют максимально приблизить условия обучения в воде. В связи с вышеизложенным была разработана методика и применена на практике по обучению на основе формирования автоматизированной техники плавательных движений на суше с последующим обучением на воде. Занятия на суше включали общераз-вивающие упражнения, специальные - для развития гибкости и подвижности в суставах, имитационные - для изучения дыхания, техники движения рук, ног способом кроль на груди, на спине, движения баттерфляй (руками).

Применялись простейшие приспособления и тренажерные устройства. В ежедневные домашние задания входили упражнения по отработке выдоха в воду с использованием ванн, детям данный вид упражнений очень нравится. Занятия проводились с учащимися четырех классов три раза в неделю в течение месяца. По завершению подготовки на суше оценивались техника плавательных движений, отсутствие чрезмерного напряжения, согласованность движения рук и головы при выполнении входа, напряжения, амплитуда и частота движения ног. [3,7] На первых же занятиях в бассейне занимающиеся, научившись лежать на воде и выполнять скольжение, проплывали «лягушатник», 8-10 м, кролем на груди без дыхания или на спине. Дальнейшее обучение было направлено на совершенствование техники дыхания и общего согласования движений.

Во время проведения занятия на суше предоставляется возможность работать с большой группой обучающихся, имитационные движения должны полнее передавать форму и характер естественных плавательных движений, что достигается путем использования тренажерных устройств, указания ориентиров моментов фаз. В настоящее время известен способ коррекции некоторых форм поведения и характерологических особенностей личности путем промысливания по слогам словесных формул в утвердительной форме. Недостаток способа - продолжительность времени для достижения цели, а результат зависит от личности, использующей его. Известен также способ коррекции навыков, закрепленных в стереотипе с помощью внушений. К недостаткам способа относится его сложность: он состоит из нескольких этапов, на проведение которых требуется несколько недель. Цель предлагаемого способа - сокращение срока обучения двигательным навыкам.

Поставленная цель достигается путем демонстрации на экране видеоролика, в котором засняты физические действия спортсмена в правильном исполнении несколько раз подряд в замедленном и постепенно нарастающем темпе и внушения состояния гипнотического сна с открытыми глазами для восприятия видеоролика и усвоения этих действий спортсменом, после чего его выводят из этого состояния, проверяют качество исполнения действий наяву и при необходимости сеанс повторяют, проверяя его эффективность, и так поступают до полного усвоения двигательных навыков. Спортсмена помещают в комнате психологической разгрузки, создают цветовую, например, фиолетовую подсветку потолка, экрана; затем плавно убирают подсветку, на экран проецируют изображения, например, видов природы, меняющихся каждые 30 секунд, и синхронно транслируют музыкальную программу, составленную из отрывков музыкальных произведений. Спустя 3 минуты воспроизводят голос гипнолога, проводящего сеанс внушения гипнотического сна в течении 5 минут. После этого гипнолог приказывает спортсмену открыть глаза и продолжать спать с открытыми глазами, на экране в этот момент демонстрируют видеоролик-фильм, предусмотренный программой, повторяя его показ 3-4 раза, причем первый просмотр производят при

частоте 10-14 кадров в секунду, второй-третий - 14-16, а четвертый - 18-24 кадра в секунду. Продолжительность одного показа видеоролика равна 2-5 минутам, за 2 минуты до конца сеанса, продолжающегося 20-30 минут, цветовые гаммы на экране делают более насыщенными с преобладанием желтого и красного цветов. На фоне маршевой музыки звучит голос психотерапевта, внушающего пробуждение. Рассмотрим пример: два пловца 2-го разряда при плавании брасом совершали одинаковые ошибки на поворотах в фазе подплывания: за 1-1,5 м от стенки бассейна снижали скорость плавания и увеличивали прогибание в поясничном отделе позвоночника. Спортсменов-пловцов поместили в комнату психологической разгрузки, известным способом вызывают релаксацию мышц скелетной мускулатуры с погружением в состояние глубокого гипнотического сна, из операторской комнаты через микрофон дают команды «спать с открытыми глазами» и «смотреть на экран», в этот момент в течение 3-5 минут начинают демонстрировать видеоролик о высоком профессиональном мастерстве пловцов. Нашим спортсменам-пловцам внушают «перевоплощение личности», т.е., что это они на экране, у них прекрасное настроение и, что они отлично владеют техникой поворота. После просмотра видеоролика спортсменов вводят в состояние гипнотического сна, в котором они несколько раз подплывают к стене басейна без страха удариться о нее. Пловцы отрабатывают технику поворотов 2-3 раза в состоянии гипнотического сна, на этом сеанс прекращают, а действия пловцов проверяем наяву. После двух сеансов ошибки пловцов были устранены. [4] Положительный эффект предлагаемого способа заключается в том, что он позволяет значительно сократить сроки обучения двигательным навыкам. Однажды созданные видеоролики можно многократно использовать, причем допустимо воздействие одновременно на группу спортсменов. Для успешного выполнения больших тренировочных нагрузок, свойственных современному спорту, необходимо прежде всего положительное отношение к выполняемой работе, чем больше приятных ощущений спортсмен получает во время тренировки, тем лучше он выполняет предлагаемые ему задания. Одним из существенных факторов, препятствующих положительному отношению спортсмена к тренировочной работе, является монотонность, нередко встречающаяся в спортивной деятельности при длительной однообразной работе, например, пловцов. Психическое состояние, возникающее у спортсмена в ответ на однообразную и бедную новыми впечатлениями деятельность, в современной психологии принято называть состоянием монотонии. В заключении, в результате развития состояния монотонии у спортсменов падает интерес к тренировочной работе, наступает преждевременная усталость. Ослабление внимания и бдительности, они испытывают чувство неудовлетворенности, переоценивают временные интервалы (время тянется слишком долго), впадают в излишнюю раздражительность,

нервозность, аффективное беспокойство и т.п. изменения происходят и в вегетативной сфере - снижается активность деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, уменьшается обмен веществ. В итоге страдает количество и качество выполняемой работы во время тренировочного процесса, замедляется рост спортивных достижений, учащаются прогулы, повышается отсев занимающихся.

С позиции современных научных знаний ослабить или предупредить развитие состояния монотонии можно путем систематического нарушения или видоизменения привычного однообразия оущений и впечатлений от традиционно выполняемой деятельности с помощью включения в рабочий процесс дополнительных раздражителей. Цель тренировочного процесса должна стать выявлением возможностей улучшения обучения детей плаванию за счет использования в учебном процессе эффективных средств и методов физического воспитания на суше.

Список литературы

1. Koosechian H. Swimming for all / Koosechian H., Ehsani M. // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: 7 Междунар. науч. конгр.: Материалы конф., 24-27 мая 2003 г. - М., 2004. - Т. 4. - С. 64.

2. Modern University Sport Science, international scientific and practical conference (2009; Moscow). 4 International scientific and practical conference of students and young scientists "Modern University Sport Science", 5-6 november 2009 year: proceedings / Russian State University of Physical Education, Sport and Tourism. - M., 2009. - 149 p.

3. Yan Feng. Психологическая и физиологическая усталость и пути приспособления пловцов в течение интенсивной тренировки / Yan Feng [и др.] // Спортивный психолог. - 2004. - N 3. - С. 64.

4. Абсалямова Е.Т. Обоснование рационального планирования скоростно-силовой подготовки пловцов / Е.Т. Абсалямова // Вестн. спортив. науки. - 2009. -N 3. - С. 52-54.

5. Мухортова Е.Ю. Обучение плаванию малышей: метод. пособие для инструкторов по физ. культуре (плавание), педагогов дошк. образоват. учреждений и родителей: рек. Центром орг.-метод. обеспечения Департамента образования г. Москвы / Е.Ю. Мухортова. - М.: Фис, 2008. - 111 с.: ил.

6. Нечунаев И.П. Плавание: кн.-тренер / [И.П.Нечу-наев]. - М.: Эксмо, 2012. - 271 с.: ил.

7. Спорт и здоровье: Материалы 1-го междунар. науч. конгр. Россия, СПб., 9-11 сент. 2003 г. / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. Т. 2. - СПб.: [Олимп-СПб], 2003. -355 с.

8. Тимакова Т.С. Подготовка юных пловцов в аспектах онтогенеза: метод. пособие / Т.С. Тимакова. - М.: Симилия, 2006. - 131 с.: ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.