Научная статья на тему 'Соотношение праздников и формул вознаграждения в восточнославянской Климентовской редакции «Сказания о 12 пятницах»'

Соотношение праздников и формул вознаграждения в восточнославянской Климентовской редакции «Сказания о 12 пятницах» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
26
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение праздников и формул вознаграждения в восточнославянской Климентовской редакции «Сказания о 12 пятницах»»

Светлана Амосова

(Москва)

Соотношение праздников и формул вознаграждения в восточнославянской Климентовской редакции «Сказания о 12 пятницах»

«Сказание о 12 пятницах», одно из произведений апокрифической литературы, посвященное почитанию отдельных календарных пятниц, имело широкое распространение у восточных славян вообще и, в частности, у русских. Этот текст относится к ряду так называемой отреченной литературы, он постоянно появляется в индексах ложных книг (Кобяк 1984). Списки «Сказания...» известны на многих европейских языках, первые из них датируются XI в. (французские и английские) (1уапоу 2011: 564). В России это произведение появляется примерно в XV в., один из первых вариантов (из Новгорода) опубликован Н.С. Тихонравовым (Тихонравов 1863: 325-335).

Восточнославянские тексты «Сказания.» различаются по жанру. Широко распространены были письменные прозаические тексты в различных списках; известен также и устный текст в форме духовного стиха. Суть этого произведения в том, что перечисляются 12 пятниц накануне крупных годовых праздников, которые нужно почитать особым постом и молитвою, за что обещаются различные блага. А.Н. Ве-селовский выделил две редакции славянского «Сказания о 12 пятницах» - Элевферьевскую и Климентовскую. Элевферьевская редакция начинается с повествования о споре христианина Элевферия с евреем Тарасием, затем идет перечень пятниц, где перечисляются события из библейской истории, которые якобы случились в ту или иную пятницу, из-за чего она имеет особое значение в календаре. Вторая редакция связана с именем папы Римского Климента, который якобы написал этот текст; данная редакция ближе к западноевропейским вариантам «Сказания.» (Веселовский 1876: 334). Как указывает А.Н. Весе-ловский, именно к Климентовской редакции относятся и русские ду-

ховные стихи с этим сюжетом (Там же). Варианты только этой редакции встречаются в тетрадках с молитвами и другими апокрифами, которые были широко распространены в русской сельской и городской среде во второй половине XIX - XX в. (см. тексты в Приложении).

Характеристика исследований «Сказания о 12 пятницах»

Одними из первых работ, где рассматривалось «Сказание о 12 пятницах», был цикл статей А.Н. Веселовского об истории развития христианской легенды. Он же указал на то, что «Сказание...» было распространено почти у всех европейских народов, в частности, автор приводит английский, французский, итальянский и другие списки (Веселовский 1876). Как было отмечено выше, славянские варианты сказания А.Н. Веселовский делит на две редакции: Элевферь-евскую и Климентовскую. В свою очередь, в Элевферьевской редакции он выделяет еще две группы - А и В, по принципу начала отсчета пятниц в календаре. Группа А начинается с мартовской пятницы и заканчивается Рождеством, группа В начинается с Вознесения (Там же: 341). А.Н. Веселовский рассматривает обе редакции на известных ему примерах, анализирует состав праздников в том и другом вариантах, «формулы вознаграждения», сравнивает славянские варианты с западноевропейскими. Данная работа до сих пор остается одним из ключевых исследований по данной теме.

Во второй половине XIX в. появляется большое количество публицистических статей о культе св. Параскевы Пятницы, о почитании пятничного дня. В этом контексте их авторы обращаются и к «Сказанию о 12 пятницах». В губернских и епархиальных ведомостях и журнале «Руководство для сельских пастырей», например, писали в числе прочего, что это «Сказание.» чрезвычайно распространено в народе. Статьи имели полемический характер, главная их идея заключалась в обличении суеверий, связанных с пятницей. Авторы отмечали, что эти суеверия имеют языческое происхождения (см., например: Луканин 1872; Троицкий 1893; Пятница 1894; М.Д. 1908). Что касается происхождения текста «Сказания.», то все эти публицисты в основном придерживались точки зрения, согласно которой текст сначала появился в Западной Европе и попал в Россию через Болгарию (см., например: Пятница 1894, № 193).

_ ■ - 1 * - ЖШТМ^^М

Слово Климент* ПА.

пы рим ска га, оде^-НАЛ U, AT И, ПОТНИЦ А-^ 1- ПОТНИЦА. НА первой нежели свата-ГО в^ЛИКАГО ПС>СТА/

кто. с/'» пятницу ПОСТИТСЯ, НТЬТЪ Ч6/10вЬ-КЪ, Ujj Б А В Л 6 НЪ Bj/АбТЪ рре^овъ вв^ики^ь,— t-пятница nepefi'b

6 /I А

СЁ

rose щбшьмъ, пре-

А ТЫ Д Б ОГО ро^иць!, 4/Гта с i н> пятницу пос~ 1 титсь, тотъ че/ювекъ | ёэ Н&ЗА п ной смерти со--¡Ц^АНбНЪ в г^ьтъ^з-4 ЛЯГНИ Цр^ Н АСТрА СТ НОИ «бдв/in, & ел и наго ПОС-

; ТА, /СТА С1Ю ПАТ НИ ПО" • СРИтс^^тот'ьч&Аове-уг & м !/if и вечной

Начальный фрагмент списка «Сказания о 12 пятницах». Сборник. Начало XX в. Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи». КП - 4261/4. Л. 37об.-42

Специально к вопросу о генезисе «Сказания о 12 пятницах» обращался И.С. Некрасов. Он считал, что сказание появилось в первые века принятия христианства на Руси, а Пятница, которой посвящено сказание, какое-то божество «незапамятной древности, оно воспевалось всеми славянами». Затем это божество стало предметом духовного стиха, и соответственно, по мнению автора статьи, ни о каком заимствовании «Сказания.» с Запада речи быть не может, это русское произведение (Некрасов 1876).

В 1920-е - 1990-е гг. публикации по духовным стихам и рукописным сборникам молитв фактически отсутствовали, соответственно почти нет и работ, посвященных «Сказанию о 12 пятницах». Одной из первых статей, в которой автор вновь обращается к анализу текста сказания, является статья С.М. Толстой о версиях текста, зафиксированных в Полесье. Помимо полесских материалов С.М. Толстая

рассматривает и все известные славянские варианты. В частности, она приходит к выводу, что распространению текста «Сказания.» способствовал пришедший от южных славян в Россию культ св. Параскевы (Толстая 2005: 558).

Ряд статей С.В. Иванова посвящен западным и восточнославянским спискам «Сказания о 12 пятницах». Он приводит обзор ряда западноевропейских рукописей, где встречается данный текст (1уапоу 2011); показывает взаимодействие списков Элевферьевской редакции «Сказания.» с другим апокрифическим текстом - «Сном царя Иоа-са» (Иванов 2011); а также рассматривает восточнославянские списки «Сказания.» (в частности, анализирует формулы вознаграждения), сопоставляет эти списки с западноевропейскими текстами и приходит к выводу о том, что западноевропейские тексты оказали сильное влияние на восточнославянскую традицию (Иванов 2013). В статье В. Лурье сравниваются Элевферьевская и Климентовская славянские, греческие и латинские редакции «Сказания.» и приводятся возможные источники данного апокрифического текста (Ьоипе 2011).

Среди работ иностранных авторов можно отметить статью А. Ангу-шевой-Тиханов, где автор, обращаясь к анализу хорватских текстов «Сказания.» на общеславянском фоне, пишет, что у текстов «Сказания.» были два типа источников - латинские и византийские. Исследовательница приходит к выводу, что и кириллические, и глаголические хорватские редакции находятся под влиянием и западноевропейской, и восточноевропейской литературы (Д^^Исуа-Т^а-поу 1997: 513-519).

Следует отметить, что в основном исследователей интересовала структура текста, его генезис и, к сожалению, лишь в незначительной степени прагматика этого текста - для чего и как он использовался.

Источники

«Сказание о 12 пятницах» известно на Руси примерно с XV в., к этому времени относится самый ранний русский список, опубликованный Н.С. Тихонравовым (Тихонравов 1863: 316). Фольклорные варианты «Сказания о 12 пятницах» впервые появляются в сборнике духовных стихов П.А. Бессонова «Калики перехожие», где приведено одиннадцать текстов, среди которых есть устные и письменные варианты «Сказания.» (Бессонов 1864, № 579-590). Затем эти тексты

публикуются во многих других дореволюционных подборках духовных стихов, песен, апокрифов и пр. (Бурцев 1902: 126-132, 146; Добровольский 1905: 335-336 и др.). Существуют современные записи «Сказания.», в течение последних десятилетий оно в основном встречается в рукописных тетрадях и не бытует в устном исполнении (примеры из Нижегородской области см. Шеваренкова 1998: 86 и др.). Единственное пока известное нам исключение - духовный стих из Полесского архива Института славяноведения РАН, опубликованный С.М. Толстой, который был записан в 1975 г. (Толстая 2005: 560-562).

Нами проанализировано 114 вариантов «Сказания о 12 пятницах». Это духовные стихи и рукописные тексты, которые были собраны и опубликованы исследователями в Х1Х-ХХ вв. (Бессонов 1864: 124-157; Бурцев 1904: 129-136; Виноградов 1907; Добровольский 1905 и др.), а также тексты «Сказания.» из Древлехранилища Института русской литературы РАН (Пушкинский дом), Тенишевского архива, Каргопольского архива РГГУ и др. В основном мы имеем дело с духовными стихами, записанными собирателями в XIX в., а также рукописными текстами «Сказания.», переписанными примерно в это же время. Однако самый ранний список, который у нас есть, относится к середине XVIII в., а самый поздний - к 80-м гг. XX в. В некоторых случаях, когда мы имеем дело с работами XIX - начала ХХ в., у нас есть лишь пересказы текстов (см., например, Иванов 1907: 1617). Тем не менее мы привлекли данные тексты для сравнения. Что касается материалов из архивов, то у нас есть списки полные и дефектные (например, отсутствует начало или конец).

В нашей коллекции представлена довольно широкая география. Большая часть имеющихся в нашем распоряжении текстов севернорусского происхождения (из Усть-Цилемского, Мезенского, Пинеж-ского, Северо-Двинского, Карельского собраний Древлехранилища Пушкинского дома, Каргопольского архива РГГУ, а также опубликованные тексты из Карелии, Вологды и Ярославля. Есть варианты «Сказания.» из центральной России (Московской, Владимирской, Тульской, Нижегородской губерний), южнорусские тексты (в одном-двух вариантах) из Орловской, Курской, Воронежской, Ставропольской и Саратовской губерний. Кроме того, мы располагаем текстами с северо-запада России - из Смоленской, Новгородской, Псковской губерний, а также из Латгалии (восточной части Латвии). Из Сибири у нас есть всего два текста. Кроме русских вариантов в нашей кол-

лекции несколько белорусских (из Могилёвской и Витебской губерний) и украинских (из Волынской, Подольской, Харьковской губерний) текстов. В ряде случаев установить географическую принадлежность текста нам не удалось.

Порядок и счет пятниц

Счет пятниц начинается в большинстве наших вариантов с пятницы на первой неделе Великого поста (или накануне Великого поста, в одном из вариантов на Страстной неделе) и заканчивается Богоявлением (в четырех вариантах Сретением), то есть в большинстве случаев начало отсчета пятниц ориентировано на весенний цикл года. С.М. Толстая указывает на то, что в древнейшем славянском списке (сербском XIII в.) счет пятниц начинается с марта. Этот мартовский календарный стиль соответствует, по ее мнению, общей семантике Климентовской редакции «Сказания.», ориентированной структурно и содержательно на пасхальный цикл календаря1 (Толстая 2005: 549).

Состав и названия праздников

Всего в наших списках появляется 25 различных праздников, которые мы приводим в таблице 1. Частотность появления праздников в текстах разная, ряд из них возникает лишь в одном из вариантов «Сказания.».

Можно разбить эти праздники на три группы по частоте упоминание в списках: те, которые встречаются в большинстве списков (более трети), одиночные праздники (одно-два появления в списках) и те, что встречаются около десяти и более раз. Кроме того, встречаются такие «гибридные» праздники, как «Михаил Архангел, Козьма-Демьян», «св. Петр и Св. Иоанн Предтеча» или «Перед Кузьмой и Дамианом или на Воздвиженье честнаго креста», которые появляются в одном списке и близки друг другу в календаре, что скорее всего указывает на то, что у текстов, в которых они появляются, было два источника, которые были соединены при переписывании. Наибольшая вариативность праздников характерна для летнего и осеннего циклов, в весеннем и зимнем цикле праздники более устойчивы.

Наиболее частотными являются 12 праздников / календарных периодов: первая неделя Великого поста, Благовещение, Страстная

пятница, Вознесение, Духов день / Троица, Рождество Иоанна Предтечи (Иванов день), Ильин день, Успение Пресвятой Богородицы, день свв. Козьмы и Демьяна, день св. Михаила Архангела, Рождество и Крещение (Богоявление).

Таблица 1

Название праздника / Сколько раз встречается

календарного периода в наших текстах

Перед Великим постом 2

На первой неделе Великого поста2 114

Благовещение 113

Вербное воскресение 1

Страстная пятница 116

Вознесение 111

Духов день / Троица 113

Св. Петр / св. Петр и Павел 4

Св. Петр и св. Иоанн Предтеча 1

Рождество Иоанна Предтечи 90

Ильин день 112

Преображение 31

Успение Пресвятой Богородицы 114

Усечение головы Иоанна Предтечи 22

Воздвижение 9

Покров 1

Рождество Богородицы 10

Кузьма и Домиан 92

Перед Кузьмой и Дамианом или на Воздвиженье честнаго креста 1

Покров 1

Михаил Архангел 107

Михаил Архангел, Козьма-Демьян 1

Св. Варвара 1

Св. Егорий3 1

Св. Гаврила 1

Введение Богородицы во храм 1

Николай Чудотворец 3

Рождество 111

Крещение 93

Сретение 5

С.М. Толстая пишет о том, что набор праздников в восточнославянских текстах «Сказания.» показывает, насколько сильно этот апокриф был укоренен в традиции, так как ряд праздников, которые появляются в тексте, были популярны только у восточных славян (Толстая 2005: 550). Так, праздник, который есть во всех наших списках, - Страстная пятница, он встречается и в текстах других традиций. Собственно весь смысл «Сказания.» связан с событиями Страстной пятницы. Пятница на первой неделе Великого поста4, Благовещение, Троица (или Духов день), Иванов день (Рождество св. Иоанна Предтечи), Успение Пресвятой Богородицы, день св. Михаила Архангела и Рождество являются не только наиболее частотными для восточнославянских списков сказания, но все эти праздники характерны и для других традиций (см., например: Весе-ловский 1876: 330-331 и др.; Толстая 2005: 551).

Если сравнивать праздники, которые есть в восточнославянских списках, с другими славянскими и западноевропейскими вариантами, то можно отметить некоторые различия. Так, в восточнославянских текстах появляются два праздника, которые довольно редки или вообще не характерны для других традиций - Ильин день (он есть почти во всех известных нам списках) и день свв. Кузьмы и Да-миана. Кроме того, в списках других традиций отсутствует и Крещение, которое есть в большинстве русских списков.

Возможно, Ильин день был заимствован из Элевферьевской редакции «Сказания.», которая описывает в основном ветхозаветные сюжеты, но при этом Ильин день - очень популярный в восточнославянской традиции праздник, можно даже сказать, что это одна из важнейших ключевых точек в народном календаре. Этот день - один из самых значимых летних праздников, «грозный» праздник, то есть период, когда существует строгий запрет на работу во избежание пожаров от грозы. День свв. Кузьмы и Дамиана также являлся специально отмеченным и довольно важным в восточнославянской традиции, с ним связано большое количество разнообразных обрядовых действий и примет. Кроме того, следует отметить раннее появление культа этих святых на Руси (первое упоминание в XI в.) (Белова 2004а: 22-24).

Появление (но здесь следует отметить, что речь идет о единичных случаях) таких праздников, как Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим), Воздвижение, Рождество Пресвятой Бого-

родицы, Покров и Введение Богородицы во храм (Третья Пречистая)5 связано, вероятно, с тем, что текст «Сказания.» вообще был ориентирован на почитание двунадесятых праздников, поэтому именно эти входящие в православный канон двунадесятые праздники и возникают в тексте сказания.

Именно этой ориентацией «Сказания.» на канонические двунадесятые праздники (но при этом еще и важной ролью в народном календаре) можно объяснить и частотное упоминание Крещения, а также довольно частое упоминание Преображения Господня (Яблочного Спаса) в восточнославянских вариантах «Сказания.». Частотное появление Усекновения главы Иоанна Предтечи можно объяснить тем, что этот праздник был довольно значимым в народном календаре (см., например: Каспина 2002). Кроме того, легенда о происхождении праздника (танец Саломеи на пиру у Ирода и ее просьба о подарке в виде головы Иоанна Предтечи) является одним из распространенных сюжетов «народной Библии» (см., например, Белова 2004: 346-347).

В восточнославянских текстах «Сказания.» отсутствуют дни св. Марка и св. Андрея, которые, например, встречаются в большинстве сербских списков (Толстая 2005: 551), так как для восточнославянской традиции эти праздники вообще оказываются не релевантными, в отличие от южнославянской. В этой связи интересно посмотреть на день свв. Петра и Павла, который есть во многих западноевропейских текстах (Веселовский 1876: 330-332), в польском тексте из Подолии (99_8еп_ап), а также в большинстве сербских текстов (Толстая 2005: 551). В нашей коллекции этот праздник фиксируется в трех вариантах, два из которых белорусские (Витебская губ. (духовный стих) - Романов 1891: 265, прим. 8; Гомельская обл. -Толстая 2005: 561) и один украинский (Подольская губ. - Драгоманов 1876: 145). Можно предположить, что на эти списки большее влияние могли оказывать соседние славянские традиции. Несмотря на то, что день свв. Петра и Павла был заметным в восточнославянской традиции, в наших текстах этот праздник появляется крайне редко, что кажется довольно странным, но, к сожалению, объяснения, почему это происходит, мы дать пока не можем. Так же довольно трудно объяснить одиночные упоминания в списках «Сказания.» дней св. Николая и св. Варвары.

Что касается названий праздников, то в основном они ориентированы на церковную традицию (перед Благовещением Пресвятой Бо-

городицы, пред Рождеством Иоанна Предтечи Крестителя Господня, прежде Святого Христова воскресения, пред праздником Воздвижением честнаго Креста Господня и пр.), «народные» и диалектные названия встречаются в небольшом количестве текстов. В письменных текстах видно, что переписчики иногда не понимали, о каком празднике идет речь, поэтому на полях, рядом или сверху, бывают подписаны «народные» названия. Такие подписи наиболее характерны для праздника Сошествия Святого Духа: обычно указывают «Троица» и для Богоявления - «Крещение».

Самым частотным «народным» названием, которое появляется в данных текстах, является страшная неделя. Интересны в этой связи только несколько текстов. Один из наиболее ярких - текст из Подольской губернии, который был опубликован М. Драгомановым. Там мы находим исключительно украинские названия праздников, которые характерны для данного региона: Великдень (Пасха), Зелено свято (Троица), Спас (Преображение), перша Пречистая (Успение Богородицы), друга Пречистая (Рождество Богородицы), Честной Хрест (Воздвижение), Михайла, третья Пречиста (Введение Богородицы во храм), Рiздво (Рождество) (Драгоманов 1876: 144-145). Ни в одном варианте «Сказания.» ничего подобного нет, хотя у нас есть еще несколько украинских списков, как подольских, так и из других регионов. Данный текст является уникальным, потому что в большинстве списков либо вообще нет диалектных названий, либо они единичны (например, Кузьмин день (Попов 1903: 364), а не как в большинстве списков - день св. Кузьмы и Дамиана, но все остальные праздники в этом списке соответствуют более или менее общему «стандарту»). Еще несколько диалектных названий встречается в духовных стихах, опубликованных П.А. Бессоновым, например «опосля Сырной недели» (после Масленицы), «супротив Гавриилы Бла-гувестителя» (Благовещения) (Бессонов 1864: 138) и т.п.

Формулы вознаграждения

Все формулы вознаграждения образуют несколько семантических полей: защита от различных грехов в земной жизни; защита от болезней; обещание оградить от разных видов «неправильной» смерти; гарантия загробных воздаяний. Вариантов формул большое количество, ряд из них встречается лишь в одном-двух вариантах

«Сказания.». С.В. Иванов показывает, что большинство формул вознаграждения, которые встречаются в восточнославянских вариантах «Сказания.», характерны для западноевропейских списков (Иванов 2013: 323 и далее).

Можно выделить несколько групп, которые образуют формулы вознаграждения. Мы указали в таблице 2 те, которые встречаются в более чем в трети вариантов, всего их оказалось 13.

Таблица 2

Формулы Количество

От (в)незапной (наглой - укр., бел.) смерти 64 (87)6

От (напрасного) убийства (убиения) 31 (39)

От (великого) недостатка / (великой) скудости 15/19 (46)

От (великого) греха 30 (77)

От (злого/всякого) неприятеля 47 (56)

От (великой / вечной) муки 52 (57)

От (острого) меча 35 (66)

От болезни (лихорадки, трясовицы) (99)

От (водяного) потопления 51 (89)

От грома и молнии / от убиения громом 19 / 15 (53)

Имя человека будет записано у Богородицы на престоле 26 (39)

Перед смертью увидит Богородицу 79

Имя человека написано будет у Господа в книге животной 45 (75)

Рассмотрение формул мы начнем с семантического поля, которое относится к сохранению от неправильной смерти. Разделение на «правильную» и «неправильную» смерть являлось одним из важнейших определителей загробной участи умершего. «Неправильная» смерть (самоубийство, смерть от пьянства, утопление и пр., и просто смерть без покаяния) лишала человека возможности избежать загробных мучений (см. подробнее: Зеленин 1995: 39-50 и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одной их самых частотных формул (встречается в 64 вариантах) является сохранение человека, который соблюдает одну из пятниц, от «внезапной (наглой - укр., бел.) смерти»; в эту же группу входят и некоторые другие смерти - напрасная / злая / скоропостижная / насильственная / запойная / убойная / незнаемая / непокаянная. Внезапная смерть, то есть смерть без покаяния, преждевременная, скоропостижная, оценивается в традиционной культуре как неправильная, отсюда и опасение ее. «Напрасная» смерть является синонимом «внезапной» смерти - преждевременной, случайной, насильственной: «Дай бог доброй смертью умереть, не напрасной» (Олон., Арханг., Волог., Север. - СРНГ 1985/20: 97). Все остальные упомянутые в перечне смерти также являются «неправильными», «недобрыми» смертями.

Одной из самых распространенных «неправильных» смертей, с которой связано множество представлений о существовании умершего на том свете, о способах его захоронения и т.п. в русской народной традиции, является утопление (см. подробнее: Зеленин 1995). Формула «от (водяного / водного / на воду)7 потопления (воды / по водам / на вод (-е, -ах) / от утопления (воды / водного)» встречается в 51 тексте «Сказания.», что говорит об особом отношении к этому типу смерти в ряду «неправильных» смертей.

К этому же семантическому полю «неправильных» смертей относятся, на наш взгляд, и формулы «от меча (сторого / страго / (в)острого / остра / острия / страшного / военного», «от меча и стре-лянья, от посечения меча, от посечения / от посеки» (посеченница -рана, порез; посечься - порезаться; Олон., Арх., Рязан. - СРНГ 1996/30: 153-154) и «от (напрасного) убийства / убиения (всякого / великого / напрасного смертного / великого смертного)», которые тоже часто встречаются в текстах «Сказания.». Сюда же относятся еще несколько формул, которые встречаются в одном-двух вариантах «Сказания.»: «от заблудной смерти», «от зяблой / знобленой смерти», «от смертной казни».

Следующее семантическое поле формул вознаграждения связано с обещаниями «хорошей» смерти и загробного воздаяния. К этим формулам относится встречающееся в более чем в половине текстов обещание, что человек будет избавлен «от (великой / вечной) муки» («злой / злой предвечной муки»; «от вечного / огненного / напрасного мучения»), то есть человек не попадет в ад. К теме загробного воздаяния относятся и формулы, которые встречаются реже: «душа

переправится через огненную реку / через огненную реку будет переведен»; «на суде Христове на (чу-?)десную страну причтен будет».

Две сходные между собой формулы обещают, что имя человека будет записано на престоле у Богородицы / Господа и у Господа в животной книге (книге живых, книге живота; «Животная книга, книга живота, жизни и дел, в которую, иносказательно, записываются жизнь и дела, судьба и смерть человека || Поминальная книга, синодик» (Даль 1880: 556). Речь идет о том, что если человек будет поститься в нужные пятницы, то он будет поминаться самим Богом и Богородицей, так как будет «включен» в их поминальные списки, иными словами, будет воскрешен для будущей жизни и попадет в рай. Сходные формулы, которые встречаются в единичных вариантах: «имя написано будет у архангела в книге животной» (Иисус Христос заменяется на архангела; вероятно, здесь имеется ввиду св. Михаил, так как это формула прикрепляется ко дню его почитания); «имя будет записано в конце имен ангелов».

Формула, которая обещает «хорошую» смерть и встречу с Богородицей: «при смерти узрит Богородицу»; другие варианты формул с описанием «хорошей» смерти встречаются в единичных записях: «Пресвятая Богородица смотрит, как у человека душа выходит»; «причащает ту душу сама Богородица, подаст в рай»; «Богородица возьмет душу на руки и вознесет в царствие небесное / сам Господь возьмет его душу до царства небесного»; «архангельскую песню умиравший услышит»; «Михаил Архангел придет по душу».

Третье и самое большое семантическое поле - это обещание оградить от различных «земных» грехов и страданий. Одна из самых частотных групп в этом поле - это защита «от грех(-ов, -а)» («великих / страшных / всяких / всех / смертного / (с)умертвенных / от великого (и) смертного / вечного смертного / всякого смертоносного греха / напрасного / всякого смущения греха»; «от (великого) грехопадения»). При этом конкретизации грехов в текстах почти никогда не бывает, самый частотный вариант - «от великого греха», в единичных вариантах встречаются лишь упоминания одного из грехов: «от блуда», «от распутства», «от плотской похоти».

К этому же семантическому полю можно отнести и группу, связанную с защитой от грома и молнии, но в это же поле входит и защита от «убиения громом», то есть от «неправильной» смерти. Исходя из анализа текстов «Сказания.», можно сказать, что в отличие

от народной и церковной традиции, где убиение громом не всегда считается «неправильной» смертью, в данном тексте этот тип смерти, наряду с утоплением и др., воспринимается как «неправильный». Данная группа формул занимает пограничное положение между защитой от «неправильной» смерти и ограждением от различных земных страданий в зависимости от формулировки: иногда это связано с защитой от пожара, а иногда от смерти.

Большое семантическое поле связано с болезнями, здесь мы видим самое большое разнообразие формул. Самое большое количество формул связано со словом трясовица: «от болезни трясовичи (тресавичн(-а; -ой) болезни) / от трясовиц(ы) / трясеницы / злой тря-совицы / от (ис)сушения (и) трясовиц(ы) / от трясовицы и прочих злых болезней» и пр. Иногда эта болезнь в тексте «Сказания.» называется лихорадкой: «от лихорадки / лихорадки, злой предвешной» или «трясущей скорбью». Реже встречается формула «от болезней / болей»: «тяжкой / великой / припадочной / падучей / бессонной / головной / зубной / головной» и пр.8 В этом случае наблюдается сходство с заговорами от лихорадки или с восточнославянским вариантом Сисиниевой молитвы (в некоторых вариантах этого заговора среди имен лихорадок, кроме Трясовицы, появляется и Огневица - Агапки-на 2010: 538). Число лихорадок в некоторых списках «Сказания.» двенадцать: «От двенадцати недуг-лихорадок» и т.п., такое же количество их бывает и в заговорах (Агапкина 2010: 538; Усачева 2004: 118). Другие названия болезней (золотуха, веснуха, схождение крови и др.) также совпадают с теми, которые есть в заговорах.

Кроме больших групп у нас есть единичные формулы, например «от землетрясения»; она встречается только в одном тексте (Толстая 2005: 561). Обычно формулы имеют индивидуальную направленность, то есть один человек, который постится в этот день, избежит того или иного наказания или получит те или иные блага. Данная формула несколько выбивается из общей смысловой картины формул вознаграждения в «Сказании.».

Встречается довольно много контаминаций; две формулы соединяются и прикрепляются к одному празднику: «от великого глада и грозы», «от потопа и лютого зверя», «от трясовицы и вострого меча». Обычно они встречаются в единичных вариантах. Вероятно, это указывает на то, что у данного текста было два или несколько источников при переписывании.

Вообще формулы вознаграждения, которые встречаются в «Сказании о 12 пятницах», сходны с формулами в народных молитвах и заговорах (ср., например, молитвы: «отъ огня и меча, напрасныя смерти и смертоносныя раны, и стрелы летящия» (Молитва 1909: 22); «избавитися отъ труса и потопа, отъ огня и меча, и отъ напрасныя смерти, и отъ всякаго зла, и отъ врага льстиваго, и отъ бури на-носимыя, и отъ лукаваго избави мя» (Ефименко 1878: 165)).

Очевидно, что восточнославянский вариант «Сказания о 12 пятницах» складывался под сильным влиянием других восточнославянских апокрифических жанров, народных молитв и заговоров, и это проявляется и в формулах вознаграждения, и в заключительной формуле. Но при этом мы не видим сильного влияния народной календарной традиции на данный текст.

Соотношение формул вознаграждения и праздников

А.Н. Веселовский писал о том, что формулы вознаграждения очень часто соответствуют народным представлениям, которые связаны с определенным праздником или святым (Веселовский 1876: 352-354). Но если обратить внимание на самые частотные соотношения, то мы увидим, что такой зависимости в большинстве случаев нет. Перед нами очень общие блага, которые мало соотносятся с народными представлениями о данных праздниках. Вероятно, эта общая канва была заимствована из других традиций. В имеющемся в нашем распоряжении тексте на польском языке из Подолии второй половины XX в.9 мы находим перечень формул вознаграждения, которые во многом сходны с восточнославянскими: «od nieprzyjaciól b^dzie wolny» (= рус. «от врагов»), «pot^piony nie b^dzie» (не будет осужден), «godzin^ smierci b^dzie widzial Pana Boga» (в час смерти увидит Господа Бога), od czartów b^dzie wolny (= «от нечистой силы»), nie umrze w grzechu smiertelnym (не умрет в смертельном грехе), ukaze przed smierci^. najswi^tsza Panna Maryja (увидит при смерти Деву Марию), «nie zazna w domu swoim niedostatku» (= «от недостатка»), «dusz^ jego przyjmie do Królestwa Niebieskiego i pokaze si$ mu z chórem anielskim i wszystkimi swi^tymi (примут душу его в Царствие Небесное и покажут хор ангельский и всех святых) и пр. (99_Sen_jan). На основе западноевропейских списков (английского,

немецкого, итальянского) С.В. Иванов показывает, что формулы вознаграждения во многом схожи, а иногда мы видим прямой перевод (Иванов 2013).

В одном случае в восточнославянских списках мы находим довольно четкое соответствие народного представления о празднике и формулы из «Сказания.»: дню св. пророка Ильи соответствуют вознаграждения «от грома и молнии», «от громного убиения» и т.п. День св. Ильи - «грозный» праздник, с ним во всех восточнославянских традициях связаны запреты на работу, чтобы избежать удара грома, грозы. Широко распространено наименование св. Ильи Гро-мовиком (Агапкина 1999: 403). Но при этом именно этому празднику соответствуют две частотные формулы. Первая - «от грома и муки вечной», а вторая более общая - «от муки (вечной)». На наш взгляд, именно такая общая формула больше соответствует «первоисточнику», но в большинстве текстов она была заменена на формулы, которые соответствуют народной семантике праздника. При этом мы можем увидеть в нескольких вариантах, когда эти формулы соединяются: «От грома и муки вечной». То, что такой переход связан именно с этим праздником, обусловливается, во-первых, тем, что этот день характерен только для славянских текстов, а во-вторых, значимостью и отчетливой семантикой данного праздника. Эти два фактора обусловили замену абстрактной формулы на формулу с более очевидной семантикой в ряде текстов «Сказания.». Если в случае с днем св. Ильи такая замена произошла в большом числе текстов, то для других праздников такие замены проявляются лишь в единичных случаях, и такие случаи интересно рассмотреть. Еще здесь следует обратить внимание на то, что формула «от грозы / громного убиения» лишь в нескольких случаях смещается на другие праздники, то есть она четко соответствует именно дню св. Ильи. Таким образом, важно посмотреть вообще перемещение формул внутри текста, насколько они могут двигаться и соответствовать другим праздникам, и попытаться объяснить, чем могут быть обусловлены такие перемещения формул в тексте, имеют ли они какие-то внутренние мотивировки в традиции или же это только ошибки переписчиков.

Так, например, формула «от внезапной смерти» почти во всех случаях соответствует первой пятнице, лишь в двух случаях она «путешествует» и перемещается ко второй пятнице (Благовещен-

ской) и третьей (Страстной); такое изменение можно объяснить ошибками переписчика, так как здесь совсем минимальные движения в рамках текста (и количественно, и по смыслу). Например, в английском тексте, который приводит еще А.Н. Веселовский, первой пятнице соответствует (как и в большинстве русских вариантов) sudden death, то есть «от внезапной смерти» (Иванов 2013: 324). Такое же минимальное перемещение мы можем увидеть и в случае с формулой «имя будет записано у Господа в животной книге»: обычно она соответствует Крещению, то есть двенадцатой пятнице (реже одиннадцатой пятнице), но в единичных случаях она соответствует десятой (или одиннадцатой) пятнице перед Михаилом Архангелом; и здесь интересно то, что в одном из четырех вариантов такого соответствия Иисус Христос меняется на архангела, то есть «имя будет записано у архангела в книге животной» (ИРЛИ, Амосов). Такая замена сакральных персонажей явно произошла от замены праздника, которому соответствует формула (во всех остальных случаях изменений нет); отметим, что Рождественская пятница бывает одиннадцатой или двенадцатой, а пятница перед Сретением бывает двенадцатой. То есть данная формула почти во всех вариантах соответствует последнему (в редких вариантах предпоследнему) празднику.

В этой связи интересно посмотреть на то, к какому празднику прикрепляется формула «от потопления / от воды». Вероятнее всего предположить, что эта формула должна соответствовать пятнице перед Троицей / Духовым днем10. Тем не менее мы видим, что в большинстве случаев она все-таки соответствует пятнице перед Вознесением, хотя нельзя также не отметить смещение данной формулы (14 случаев) на следующую пятницу после Вознесения, которая соответствует Троице. Такие перемещения нельзя объяснить уже простой ошибкой переписывания. Если сравнивать частотность прикрепления этой формулы «от потопления / от воды» к Страстной пятнице, которая предшествует Вознесению, то она появляется в связи со Страстной пятницей лишь два раза. В случае переноса формулы мы видим влияние семантики календарного периода (то есть Троицкой недели) на структуру текста. Вообще формула «от потопления / от воды» в единичных случаях соответствует некоторым другим праздникам весенне-летнего цикла (Благовещению, Рождеству Иоанна Предтечи, Преображению, Успению Богородицы) и, что

интересно, дню свв. Кузьмы и Демьяна, где она совсем нерелевантна. Это соответствие вознаграждения «от воды» или «потопления», приуроченное к Духову дню, А.Н. Веселовский объяснял тем, что в некоторых списках Элевферьевской редакции «Сказания.» данной пятнице соответствует начало потопа - «при Ное потоп бысть» (Веселовский 1876: 353).

Влияние Элевферьевской редакции мы можем проследить и на примере первых двух формул вознаграждения в Климентовской редакции. Так, А.Н. Веселовский формулу «от убийства» объясняет тем, что она появляется от соответствующего данной пятнице библейского события «Каин Авеля убил», но в Климентовской редакции (в духовных стихах) данное событие соответствует первой пятнице, а формула в большинстве вариантов - второй пятнице перед Благовещением. Но если обратиться к Элевферьевской редакции, то данное событие соответствует второй пятнице, и в таком случае мы видим четкую связь семантики события и формулы, но опосредованно через другую редакцию «Сказания.».

Мы рассмотрим праздники, которые появляются в единичных вариантах или в небольшом количестве записей, и соответствующие им формулы. В большинстве случаев мы видим, что семантика праздника никак не влияет на совпадение с формулой вознаграждения. Так, например, Вербному воскресенью соответствует формула «от нечистого духа»; эта довольно редкая формула обычно появляется в сочетании с другими днями и в трех случаях соответствует Страстной пятнице, а еще один раз Успению Богородицы. Петрову дню, который встречается в трех вариантах, соответствуют три разные формулы: «от грома», «от напастей», «от всякой гадины», то есть какой-то отдельной формулы для этого праздника нет. Воздвижению, Рождеству Богородицы также соответствуют разнообразные формулы, которые могут быть привязаны и к другим праздникам и никак не связаны с семантикой этих праздников, например «от грехов» и пр. Лишь в одном варианте Воздвижению соответствует формула «от уязвления змея» (Шереметьев 1902: 60), что может быть связано с семантикой праздника (широко распространено представление, что на Воздвижение змеи уходят под землю). Появляющиеся в единичном варианте день св. Варвары и Введение Богородицы во храм (Третья Пречистая) сочетаются с формулами «человек написан будет у святой Богородицы», «в книгу небесну будет записан».

Формулы данного типа связаны с праздниками, которые появляются в конце списков «Сказания.»; два эти праздника соответствуют десятой и одиннадцатой пятнице, то есть также находятся в конце соответствующих списков. Такое же соответствие мы видим в случае со Сретением. Таким образом, здесь мы наблюдаем простую закономерность: на новые редкие праздники «перемещаются» формулы, которые соответствуют тем праздникам, которые занимают примерно то же самое место в других списках.

Несколько интереснее ситуация с днем св. Николая, который появляется в трех вариантах. В одном варианте мы видим ту же закономерность, что и в описанных ранее случаях, этому празднику соответствует «рождественская» формула, характерная для большинства одиннадцатых пятниц: «Тот человек при смерти узрит Пресвятую Богородицу». Но в двух других случаях появляется совершенно новая формула: «святитель Николай Чудотворец избавит от рук неприятельских». Вообще формула избавления от неприятеля довольно частотная, но в сочетании со св. Николаем встречается только в двух вариантах (ИР ЛИ Керженское_2; Романов 1891: 265, прим. 13). Вообще св. Николай воспринимался как защитник от стихий, помощник во многих делах (см., например, Белова 2004б: 398-401). Единственный раз в духовном стихе, который записал М.Н. Сперанский в Курской губернии, появляется день св. Егория (причем осенний), ему соответствует формула вознаграждения «от зверя съедения» (Сперанский 1901: 63); здесь мы видим совпадение формулы с народными представлениями о св. Егории. Этот святой воспринимался как защитник скота, «хозяин волков», который защищает от нападения дикого зверя (в частности, от волков) (Толстой 1995: 497-498).

Если посмотреть на формулы, которые соответствуют праздникам «средней частотности», то есть тем, которые появляются более чем в 15 текстах (Преображение и день Усекновения главы Иоанна Предтечи), то можно увидеть два разных варианта того, как соотносятся формулы с праздниками. Преображению соответствует множество разнообразных формул, в большинстве случаев мы можем увидеть «заимствования» от соседних праздников: формула «от тря-совиц» соответствует в большом количестве списков соседнему Успению Богородицы и т.д. Семантике праздника Преображения близка формула «того человека сам Господь на руках своих при смерти держать будет / имя его примет»; эта формула не прикрепляется в других

списках ни к одному празднику осенне-весеннего календарного цикла. Но самое частотное соответствие этому празднику у формулы «от (великого) осуждения» (вообще данная формула возникает, кроме этих случаев, только один раз и соответствует первой пятнице (накануне Великого поста) (Добровольский 1905: 335)), но все эти списки относятся к одной и той же усть-цилемской традиции.

Празднику Усекновения главы Иоанна Предтечи соответствуют две группы формул «от посечения (меча)» и «от головной / зубной боли», которые очевидно соотносятся с различными народными представлениями об этом дне: они основаны на христианской легенде о происхождении праздника, суть которой в том, что в этот день по приказу царя Ирода Иоанну Предтече отрубили голову, чтобы подарить ее Саломее за танец, который понравился царю. Вообще в этот день запрещалось использовать острые предметы, нельзя было резать, то есть текстом легенды обусловлена прямая связь с формулами «от посечения (меча)» и «от головной боли». Кроме того, в этот день нельзя было (или наоборот рекомендовалось) мыть и расчесывать волосы для того, чтобы избежать головной боли (Толстая 1999: 369); также Иоанн Предтеча часто фигурирует в заговорах от зубной боли (Агапкина 2010: 458). Но при этом нужно отметить, что пятница перед Иоанном Предтечей обычно бывает соседней с пятницей перед Успением, к которой чаще всего относятся формулы, связанные с защитой от болезни, то есть здесь все-таки нельзя отрицать и механического перемещения формулы; подобные примеры были показаны выше.

Вообще группа формул, связанная с болезнями или лихорад-кой/трясовицей, является одной из самых «подвижных» в списках «Сказания.». Кроме этих двух праздников она в разных случаях соответствует еще восьми праздникам, данные перемещения невозможно объяснить простыми ошибками в переписывании. Наибольшее количество совмещения этих формул мы видим в связи с Троицей, Рождеством Иоанна Предтечи и днем свв. Козьмы и Дамиана. Перенесение этой формулы на день свв. Козьмы и Дамиана, вероятно, неслучайно: эти святые почитались как врачи-бессребреники и бескорыстные целители (Белова 2004а: 22), то есть здесь в очередной раз мы видим влияние христианской легенды на структуру текста «Сказания.». Кроме того, в связи с этим праздником появляется еще и формула, которая соответствует только ему - «от язвы»; она

может быть включена в семантическое поле «от болезней». Связь формулы «от лихорадки и трясовицы» с Рождеством Иоанна Предтечи объясняется, как нам кажется, влиянием народных христианских легенд, связанных с гибелью Иоанна Предтечи, где лихорадки называются дочерями Ирода, и Иродиада была первой заболевшей лихорадкой (трясовицей) после того, как ей принесли голову Иоанна Предтечи (Усачева 2004: 123). В случае этого праздника на него переносятся представления, связанные с днем Усекновения главы Иоанна Предтечи, но так как этот праздник появляется в списках гораздо реже, чем Рождество Иоанна Предтечи, то данная формула смещается на Рождество Иоанна Предтечи. Но вот случаи совпадения данной формулы с пятницей перед Троицей объяснить пока сложно.

На основе совпадения самых частотных праздников и самых частотных формул вознаграждения мы можем говорить о некотором восточнославянском «протографе» (см. таблицу 3). Следует оговорить, что в большинстве случаев одному празднику соответствует одна формула, которая наиболее часто встречается. Лишь в случае одного праздника - Ильина дня две формулы оказываются связаны с ним (этот случай был рассмотрен выше).

Таблица 3

Название праздника / календарного периода Формулы

На первой неделе Великого поста От внезапной смерти

Благовещение От убийства

Страстная пятница От неприятеля

Вознесение От водного потопления

Духов день / Троица От оружия (меча)

Рождество Иоанна Предтечи От скудости / недостатка

Ильин день От муки / От грозы

Успение Пресвятой Богородицы От болезни (трясовицы, лихорадки)

Кузьма и Домиан От греха

Михаил Архангел Имя написано будет на престоле Богородицы

Рождество Тот человек при смерти увидит Пресвятую Богородицу

Крещение Имя будет записано у Господа в животной книге

* * *

«Сказание о 12 пятницах» Климентовской восточнославянской редакции - сложное многослойное произведение, многие элементы данного текста сходны с западноевропейскими и другими славянскими вариантами (набор праздников и формул вознаграждения, начальная формула и приписывание авторства св. Клименту). Заметны и восточнославянские книжные влияния: например, конечная формула сходна с формулами из других религиозных текстов, мы видим влияние славянской Элевферьевской редакции «Сказания.» на Климентовскую, заимствование формул из заговоров и молитв и т.д. При этом мы наблюдаем и влияние восточнославянской устной традиции в появлении новых формул и праздников, перемещении формул вознаграждения в тексте в зависимости от праздничного дня и т.д.

Приложение

Архив Российского географического общества. Саратовская губерния. Розанов С.А., доктор. Сарат губ. (XXXVI), № 48. Простонародная медицина в Саратовском уезде (л. 35-37). Текст получен в 1889 г., но переписан был несколько раньше11.

1я пятница.

На первой недели Великаго поста. Кто сию пятницу постится, тот человек внезапною смертию не умрет.

2я пятница.

Прежде благовещения Пресв. Богородицы. Кто сию пятницу постится, тот человек от напраснаго убивства сохранен будет.

3я пятница.

На Страсной недели Великаго поста. Кто сию пятницу постится, тот человек от неприятеля и нечистых духов сохранен будет.

4я пятница.

Прежде сошествия Св. Духа. Кто сию пятницу постится, тот человек от остраго меча сохранен будет.

5я пятница.

Прежде Рождества Иоанна Предтечи. Кто сию пятницу постится, тот человек от великаго недостатка и скудости сохранен будет.

6я пятница.

Прежде Св. Пророка Илии. Кто сию пятницу постится, тот человек от убиения громом и молниею сохранен будет.

7я пятница.

Прежде Успения Пресв. Богородицы. Кто сию пятницу постится, тот человек от трясавицы и болезни сохранен будет.

8я пятница.

Прежде усекновения главы честнаго и славнаго пророка и предтечи Иоанна. Кто сию пятницу постится, тот человек избавлен будет. (?)12

9я пятница.

Прежде Архангела Михаила. Кто сию пятницу постится, тот человек увидит имя свое написанное будет у пресвятыя Богородицы на престоле.

10я пятница.

Прежде Рождества Христова. Кто сию пятницу постится, тот человек увидит имя свое, написанное будет на престоле Господни.

11я пятница.

Прежде Богоявления Господня. Кто сию пятницу постится, тот человек увидит имя свое написанное будет в животных книгах.

12я пятница.

Прежде Встретения Господня. Кто сию пятницу постится, тот человек при смерти своей узрит пресвятую Богородицу.

Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи». КП - 4261/4. Сборник. Начало XX в. Л. 37об.-4213

Слово Климента папы римскаго о двенадцати пятницах

1 пятница на первой Святой неделе Великого поста, и тот человек, избавлен будет грехов великих;

2 пятница перед Благовещением пресвятыя Богородицы, тот человек от незапной смерти сохранен будет;

3 пятница на Страстной недели Великаго поста, кто сию пятницу постится, тот человек от муки вечной сохранен будет;

4 пятница перед Вознесением Господним, кто сию пятницу постится, тот человек от напрасной смерти сохранен будет;

5 пятница перед Сошествием Святаго Духа, кто сию пятницу постится, и тот человек от воднаго потопления сохранения будет;

6 пятница перед днем Иоанном Предтечей, и кто сию пятницу постится, и тот человек от огня сохранен будет;

7 пятница перед Ильею Пророком, кто сию пятницу постится, и тот человек от грому и молнии сохранен будет;

8 пятница перед Ображением Господним, кто сию пятницу постится, и тот человек, от смертнаго посечения сохранен будет;

9 пятница перед Успением пресвятые Богородицы, кто сию пятницу постится, и тот человек пред смертию узрит пресвятую Богородицу;

10 пятница перед Кузьмой Демьяном, кто сию пятницу постится, и тот человек от скорби и болезни избавлен будет;

11 пятница перед Михайлом Архангелом, кто сию пятницу постится, и тот человек будет перенесен через огненную реку;

12 пятница перед Рожеством Христовым, кто сию Пятницу постится, того человека имя самого Господа, на престоле в животных книгах написан будет;

и кто во оный сии пятницы с женою своею, блуд сотворит, и у того

14

человека родится младенец, слеп, или нем, или глух, или грюм , или вор, или разбойник, или блудник, или пьяница, или всем злым делам наставник будет, надобно вооный пятницы святыи, всякому православному христианину поститися, сухоядением земным, ныне и присно и во веки веком, Аминь.

Примечания

1 Лишь в одном из наших вариантов счет начинается с пятницы перед Михаилом Архангелом (8 ноября по ст. ст.) (ИРЛИ, ОП_1). Вероятнее всего, в данном случае произошла ошибка при переписывании.

2 Наиболее часто встречающиеся праздники выделены полужирным курсивом.

3 В данном тексте речь идет об осеннем дне св. Егория (26 ноября по ст. ст.), хотя в русской народной традиции более значимым был весенний Егорьев день.

4 Вероятно, смещение даты с первой недели Великого поста на пятницу перед постом является ошибкой при переписывании, так как этот вариант встречается всего два раза.

5 В списке «Сказания...» он называется «Третья Пречистая» - так может называться Покров или Введение Богородицы во храм, но поскольку в нашем списке (Драгоманов 1876: 145) этот праздник идет после дня св. Михаила, то, по всей вероятности, имеется в виду не Покров, а Введение. Кроме того, в вариантах праздников, которые приводит Е.Р. Романов к одному из списков, есть упоминание и праздника Введения (Романов 1891: 265, прим. 10).

6 Первая цифра означает количество текстов, где встречается именно та формула, которая приводится в строке, а цифра в скобках - все варианты этой формулы, которые есть в текстах. Например, «от (водяного) утопления / потопления» встречается в 51 варианте «Сказания.», а эта же формула и ее варианты, такие как «от утопления на водах», «от потопа», «по водам плавающий спасется» и т.п., встречается в 89 текстах.

7 В кавычках приведены все варианты одной формулы, которые встречаются в имеющихся у нас списках «Сказания. ». Например, в некоторых списках встречается короткая формула «от потопления», в ряде других списков эта формула дополняется и расширяется - «от водяного потопления», «от потопления на воде» и пр. Эти дополнительные вариативные составляющие (водяного, на водах и пр.) приведены в круглых скобках.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 Среди названий болезней встречаются золотуха, веснуха (лихорадка: Вологод., Арханг., Олон., Петерб., Новг., Пск. и др. - СРНГ 1969/4: 186), воро-гуша (также одно из названий лихорадки: Влад., Твер., Тул., Ворон. и др. -СРНГ 1970/5: 108), малярия, чахотка, красовицы, огневицы (одно из названий лихорадки, так могли также называть тиф, корь, скарлатину или гангрену: Арх., Новг., Волог., Сев.-Двин., Вят., Перм. и др. - СРНГ 1987/22: 324) и сухота (три последние красовица, огневица и сухота упоминаются только в паре с трясови-цей).

9 Большое спасибо Магдалене Зовчак за предоставление этого текста.

10 Троицкая неделя (в особенности четверг на этой неделе - Семик) связана с поминанием умерших не своей смертью, и чаще всего именно утопленников (ср. другое название это недели - Русальная; о русалках как утопленницах см. Зеленин 1995).

11 Большое спасибо Александре Борисовне Ипполитовой за предоставление этого текста.

12 Так в рукописи.

13 Большое спасибо Александру Валерьевичу Пигину за предоставление этого текста.

14 Так в рукописи.

Литература и источники

Агапкина 1999 - Агапкина Т.А. Ильин день // Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под. общ. ред. Н.И. Толстого (далее - СД). М., 1999. Т. 2. С. 402-405.

Агапкина 2010 - Агапкина Т.А. Восточнославянские лечебные заговоры в сравнительном освещении: Сюжетика и образ мира. М., 2010.

Белова 2004 - «Народная Библия»: Восточнославянские этиологические легенды / Сост. и коммент. О.В. Беловой. М., 2004.

Белова 2004а - Белова О.В. Кузьма и Демьян // СД. М., 2004. Т. 3. С. 22-24.

Белова 2004б - Белова О.В. Николай // СД. М., 2004. Т. 3. С. 398-401.

Бессонов 1864 - Бессонов П. Калики перехожие: Сборник стихов и исследований. М., 1864. Вып. 6.

Бурцев 1902 - Бурцев А.Е. Обзор русского народного быта Северного края. СПб., 1902. Т. 2.

Веселовский 1876 - Веселовский А.Н. Опыты по истории развития христианской легенды: IV. Сказание о 12-ти пятницах // Журнал Министерства народного просвещения. 1876. № 185: июнь. С. 326-367.

Виноградов 1907 - Виноградов Н. О 12 пятницах: [Заговоры, обереги, спасительные молитвы и проч. Вып. 1. № 28] // Живая старина. 1907. Вып. 1. С. 21.

Даль 1880 - Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб; М., 1880. Т. 1.

Добровольский 1905 - Добровольский В.Н. Песни Дмитровского уезда Орловской губернии // Живая старина. 1905. № 2. С. 290-414.

Драгоманов 1876 - Драгоманов М. Малоросские народные предания и рассказы. Киев, 1876.

Ефименко 1878 - Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Ч. 2: Народная словесность. М., 1878.

Зеленин 1995 - Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественною смертью и русалки. М., 1995.

Иванов 1907 - Иванов П. Жизнь и поверия крестьян Купянского уезда Харьковской губернии. Харьков, 1907.

Иванов 2011 - Иванов С.В. «Сказание о 12 пятницах» и «Сон царя Иоаса»: взаимодействие двух апокрифических текстов // Индоевропейское языкознание и классическая филология-XV (чтения памяти И.М. Тронского). Материалы Международной конференции, проходившей 20-22 июня 2011 г. / Отв. редактор Н.Н. Казанский. СПб., 2011.

Иванов 2013 - Иванов С.В. Восточнославянская «климентовская» редакция «Сказания о двенадцати пятницах»: к вопросу о происхождении и эволюции текста // Индоевропейское языкознание и классическая филология - XVII (чтения памяти И.М. Тронского). Материалы Международной конференции / Отв. ред. Н.Н. Казанский. СПб., 2013. С. 318-342.

Каспина 2002 - Каспина М.М. Иоанн Креститель в каргопольской народной традиции // Святые и святыни северорусских земель / Сост. Н.И. Решетников. Каргополь, 2002. С. 76-83.

Кобяк 1984 - Кобяк Н.А. Индексы отреченных и запрещенных книг в русской письменности // Древнерусская литература. Источниковедение: Сб. научных трудов. Л., 1984. С. 43-54.

Луканин 1872 - Луканин А. Воскресные беседы // Руководство для сельских пастырей. 1872. Т. 3. № 38 (17 сент.). С. 87-94; № 44 (29 окт.). С. 311-320.

М.Д. 1908 - МД. Откуда ведет свое начало народное сказание о двенадцати пятницах // Рязанские епархиальные ведомости. 1908. № 12. С. 434-435.

Молитва 1909 - Молитва, Пречистыя и Преблагословенныя, Славныя Владычицы Нашея Богородицы и присно Девы Марии // Живая старина. 1909. № 1. С. 20-23.

Некрасов 1876 - Некрасов И.Ю. Замечания по поводу русского народного сказания о двенадцати пятницах // Филологические записки. 1870. Вып. 3. С. 126.

Попов 1903 - Попов Н. Этнографические очерки Минусинского и Каннского округов, Енисейской губ. // Живая старина. 1903. № 3. С. 297-384.

Пятница 1894 - Пятница в народном почитании // Правительственный вестник 1894. № 191; № 192; № 193.

Романов 1891 - Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. 5: Заговоры, апокрифы, духовные стихи. Витебск, 1891.

Сперанский 1901 - Сперанский М.Н. Духовные стихи из Курской губернии // Этнографическое обозрение. 1901. № 3. С. 1-66.

СРНГ - Словарь русских народных говоров / Гл. ред. Ф.П. Филин. Л. (СПб.), 1965-. Вып. 1-.

Тихонравов 1863 - Памятники отреченной русской литературы. Собраны и изданы Николаем Тихонравовым. СПб., 1863.

Толстая 1999 - Толстая С.М. Иван Головосек // СД. М., 1999. Т. 2. С. 368-370.

Толстая 2005 - Толстая С.М. Следы древнеславянской апокрифической традиции в Полесском фольклоре: «Сказание о 12 пятницах» // Толстая С.М. Полесский народный календарь. М., 2005. С. 543-559.

Толстой 1995 - Толстой Н.И. Георгий // СД. М., 1995. Т. 1. С. 496-498.

Троицкий 1893 - Троицкий А. Пятница в народном почитании // Пензенские епархиальные ведомости. 1893. № 21. С. 836-853; № 22. С. 885-896; № 23. С. 903-916.

Усачева 2004 - Усачева В.В. Лихорадка // СД. М., 2004. Т. 3. С. 117-123.

Шеваренкова 1998 - Нижегородские христианские легенды. Сборник народных христианских легенд / Сост., вступ. статья и коммент. Ю.М. Шеваренковой. Нижний Новгород, 1998.

Шереметьев 1902 - Шереметев П. Зимняя поездка в Белозерский край. М., 1902.

Angusheva-Tihanov 1997 - Angusheva-Tihanov A. The medival Gciation apocryphical tradition in the context of the Old Slavic patterns: the story about the twelve fridays // Prvi hrvatski slavistiki kongres. Zbornik radova. Zagreb, 1997. S. 513-519.

Ivanov 2011 - Ivanov S.V. The Legend of twelve golden Fridays in the western Manuscripts. Part I: Latin // Colloquia classica et indo-germanica / Отв. ред. Н.А. Бондарко, Н.Н. Казанский. СПб., 2011. P. 561-572.

Louie 2011 - Lourie B. Friday veneration in sixth and seventh-century Christianity and Christian legends about the conversion of Nagran // The Coming of the Comforter: When, Where, and to Whom? / Ed. by C.A. Segovia & B. Lourie (Orien-talia Judaica Christiana 3). Gorgias Press, 2011. P. 131-230. 99_Sen_jan - Архив Института этнологии и Культурной антропологии Варшавского университета. Тетрадь из с. Солобювщ, Хмельницька область, Ярмо-линецький район.

ИРЛИ, Амосов - Древлехранилище ИРЛИ РАН, собрание А.А. Амосова. P. IV. Оп. 8.

ИРЛИ Керженское_2 - Древлехранилище ИРЛИ РАН, Керженское собрание.

P. IV. Оп. 8. № 39. Л. 9об-11об. ИРЛИ, ОП_1 - Древлехранилище ИРЛИ РАН, Отдельные поступления. Р. IV. Оп. 23. № 149. Л. 15об.-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.