Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
СООТНОШЕНИЕ ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ И СВОБОДЫ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ МНЕНИЯ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН МАХМУДОВ Зафар Нарзуллоевич,
адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Одним из дискуссионных вопросов в науке конституционного права является вопрос о соотношении свободы слова и выражения мнения и право на информацию. В статье автор на основе изучения различных позиций пришел к выводу, что на сегодняшний момент конституционное закрепление права на информацию в Таджикистане осуществляется через призму свободы слова и выражения мнения. Однако, настало время конституционного закрепления права на информацию как самостоятельного конституционного субъективного права.
Abstract: One of the debatable issues in the science of constitutional law is the question of the relationship between freedom of speech and expression and the right to information. Based on the study of various positions, the author came to the conclusion that, at present, the constitutional consolidation of the right to information in Tajikistan is carried out through the prism of freedom of speech and expression. However, in his opinion, the time has come for constitutional consolidation of the right to information as an independent constitutional subjective right.
Ключевые слова: Свобода слова и выражения мнения, право на информацию, Конституция, субъективное право.
Keywords: Freedom of speech and expression, right to information, Constitution, subjective law.
Конституция Республики Таджикистан в статье 5 устанавливает, что права и свободы человека являются высшей ценностью и в этой связи признаются, соблюдаются и защищаются государством. Для этого в Республике Таджикистан (далее - РТ) формируется соответствующая законодательная база, которае 2, которая устанавливает систему прав и свобод человека и гражданина. Как отмечает А.М. Диноршоев «закрепленные в главе 2 -ой Конституции Таджикистана права и свободы «позитивированы». Это означает, что им придана форма прямо действующей нормы права. Значимость конституционно закрепленных прав и свобод выражается в том, что именно их реализация необходима для претворения в жизнь сущностных свойств государства как демократического и пра-вового»[3].
Таким образом, в Конституции РТ закреплена соответствующая система прав и свобод человека, которая вытекает из содержания общепризнанных международных стандартов, которые закреплены в международно-правовых документах по правам человека.
В науке конституционного права данную систему принято делить на соответствующие категории - личные, политические, экономические, социальные и культурные права [8, 4, 14]. Данные права тесно связаны между собой и зачастую реализация одного права возможно при осуществлении другого права или свободы. Не является исключением и право на информацию. Данное право, будучи самостоятельным правом в системе прав и свобод человека, имеет тесное переплетение с другими правами человека, одним из которых является свобода слова и выражения мнения.
Право на информацию, как и свобода слова и выражения мнения входят в категорию политических прав, под которыми понимаются юридически обеспеченные меры возможного поведения, гарантирующие свободу действий граждан по участию формировании и управлении органов государственной власти и местного самоуправления. Иными словами, политические права и свободы предназначены для обеспечения активного участия гражданин в политических процессах, создавать условия для укрепления связей между гражданином, обществом и государством. Данные права занимают
особое место в системе прав и свобод человека и гражданина и выступают в качестве препятствия для создания в государстве недемократических режимов. Именно возможность реализации политических прав свидетельствует о режиме, который существует в государстве. Политическая свобода является важнейшим атрибутом свободы человека[4].
В системе политических прав граждан центральное место отводится свободе слова и выражения мнения. Данная свобода является одним из важнейших принципов демократии, обеспечивающих выражение плюрализма[5]. Как указывают исследователи Республики Таджикистан «сущность свободы слова, прежде всего, состоит в том, чтобы человек мог выражать своё мнение не только в частной беседе, а публично, не только по личным вопросам, а по проблемам общественного характера, как в устной форме, так и в любом другом виде (в печати, по радио и т.д.). Свобода слова неотделима от права искать, получать, производить, передавать, распространять информацию любым законным способом»[8, 4, 14].
Среди российских ученых также встречаются авторы, которые придерживаются данного мнения. Так, Г.Д. Садовников полагает, что свобода информации выступает в качестве права искать, получать, производить и распространять информацию без предварительного разрешения и уведомления государства и его органов любым законным способом, т.е. ее следует рассматривать как элемент свободы мысли и слова.[12] Л.А. Окуньков также право на информацию называет элементом свободы мысли и слова[10].
Как видно из приведенных позиций, данными авторами право на информацию рассматривается как неотъемлемый элемент свободы слова и выражения мнения[6].
Однако, на наш взгляд, в современных условиях данных подход является не совсем верным[8, 4, 14]. В век развития информационных технологий право на информацию приобретает самостоятельное значение. На сегодняшний день право на информацию представляет собой самостоятельный элемент правового статуса человека и гражданина и является самостоятельным субъективным правом человека, имеющим целью воздействовать на государственные и общественные органы путем согласования и формирования
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2019. № 12(180)
мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни, участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов повседневной жизни.[7]
Мы согласны с позицией, П.С. Скопеца, о том, что «право на информацию - это фундаментальное комплексное право человека, принадлежащее ему от рождения, представляющее собой возможность свободно совершать с информацией любые не запрещенные законом действия (получение, хранение, распространение, преобразование), если они не наносят вред информационной безопасности человека, индивида, государства и общества», [13] иными словами под правом на информацию сейчас следует понимать совокупность информационных прав человека и гражданина, включающую, помимо возможности получать, собирать, распространять и хранить информацию, также и другие правомочия человека в информационной сфере.[1]
Обобщая существующие в науке точки зрения относительно соотношения свободы слова и выражения мнения и права на информацию, З.Б. Имомова отмечает, что «свобода информации берет свое начало от свободы слова, так как понятие свободы слова имеет неразрывную связь с демократией, является ее выразителем и средством обеспечения. Таким образом, выступая в качестве самостоятельного права и свободы, свобода информации берёт свои корни от свободы слова. Это связано, в первую очередь, с тем, что в то время, когда законодательно закреплялись первые права человека основополагающим было право на свободу слова, поэтому в Конституциях и в международно-правовых документах основано внимание акцентировали именно Библиография:
1. Бачило И.Л., Лопатин В.К, Федотов М.А. Информационное право: учебник для юридических ВУЗов / Под ред. акад. РАН Б.Н. Топорнина. 2-е изд. - СПб., 2005. -С.185-215.
2. Гаюров Ш. Г. Личное информационное право граждан: Проблемы гражданско-правового регулирования в Республики Таджикистан. Монография. М.: Спут-ник+, 2010. С. 44.
3. Головистикова А. Классификация прав человека // Право и жизнь. № 106. Электронная версия. Режим доступа: www.law-n-life.ru
4. Диноршоев А.М. Классификация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в РТ. Душанбе, 2013 - 140 с.;
5. Корабельникова Ю.Л.Технологии краудсорсинга в конституционном развитии России // Идеи конституционализма в юридической науке: история и современность: сбориник материалов третьей международной научной конференции, посвященной памяти профессора В.М. Курицына / под ред. к.ю.н., доцента А.Г. Мамонтова, д.ю.н., доцента А.И. Клименко, к.ю.н. А.Ю. Гарашко. Том 1. - М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2019. - С.113.
6. Окюлов Н.О. Отдельные аспекты рассмотрения задач организации работы с кадрами в органах внутренних дел Республики Узбекистан в условиях реформирования // Право и государство: теория и практика. 2019. № 7 С.116.
7. Дмитриев Ю.А, Лазебная Н. «Человек, общество, государство как юридические категории» // Право и жизнь. 2000. № 25.
8. Имомов А.И. Правовое положение человека и гражданина, права, свободы и основные обязанности - Душанбе: Офсет Империя, 2013. - 224 с. - (На тадж. яз.);
9. Имомова З.Б. Вопросы соотношения свободы слова и выражения мнения со свободой информации // Правовая жизнь. 2014.№. 3(7). - С. 11-17.
10. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / под ред. Л.А. Окунькова. М.: Изд-во БЕК, 1996.
11. Краснова П.В. Свобода слова и право на информацию как основные факторы формирования гражданского общества // Научные записки молодых исследователей. № 4/2015. - С.67.
12. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). М.: Юрайт-Издат, 2006.
13. Скопец П.С. Государственно-правовое регулирование конституционного права граждан России на информацию и его ограничений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02; 12.00.14. - СПб, 2006. - С. 7.
14. Диноршоев А.М., Сафаров Б.А. Формирование прав человека в Таджикистане: История и современность. - Волгоград, 2014. - 295 с.
на свободе слова, как элементе демократического государства. Однако, следует подчеркнуть, что в XXI веке, который является веком развития информационных технологий, назрела необходимость закрепления свободы информации на конституционном уровне в качестве самостоятельного права»[9].
В этой связи, в правовой литературе Таджикистана различными авторами предлагается закрепить право на информацию в качестве самостоятельного права в Конституции страны. Так, Ш. К. Гаюров отмечает, что в «РТ сформировались все необходимые предпосылки к конституционному закреплению свободы информации как самостоятельного права и поэтому в Конституции необходимо четко определить элементы свободы информации и обязательства по его предоставлению гражданам».[2] Верной является и позиция, высказанная П.В. Красновой, о том, что «на пороге новой информационной эры право на информацию играет все более значимую роль в системе прав и свобод. Информация жизненно необходима человеку, так как без нее он не сможет полноценно функционировать и выбирать среди множества путей разрешения, стоящих перед ним проблем и задач единственно верный, реализовывать свое право и пользоваться сво-бодой»[11].
Подводя итог анализу соотношения свободы слова и выражения мнения и права на информацию, мы пришли к выводу, что на данный момент конституционное закрепление права информацию осуществляется посредством свободы слова и выражения мнения. Однако, в современных условиях, данное право трансформировалось в самостоятельное право и требует своего конституционного закрепления.