Научная статья на тему 'Соотношение понятий «Таможенная политика» и «Таможенные правоотношения»'

Соотношение понятий «Таможенная политика» и «Таможенные правоотношения» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2409
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА / CUSTOMS POLICY / ПРАВООТНОШЕНИЯ / LEGAL / ДОХОДЫ / REVENUE / БЮДЖЕТ / BUDGET / ГОСУДАРСТВО / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лисицын В.А.

Таможенная политика и таможенные правоотношения во все времена с момента появления первых государств и до сегодняшнего дня играли и играют важнейшую роль в существовании и развитии всех государств. Ведь таможенные платежи составляют значительную часть доходов бюджета каждого государства, а у некоторых государств даже больше половины доходов бюджета приходится на таможенные сборы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP «BETWEEN THE CONCEPTS» OF «CUSTOMS POLICY AND CUSTOMS»

Customs policy and customs at all times since the advent of the first states and to date have played a crucial role in the existence and development of all states. Because customs duties are a significant part of the revenues of each state, and some states even more than half of budget revenues accounted for by customs duties.

Текст научной работы на тему «Соотношение понятий «Таможенная политика» и «Таможенные правоотношения»»

ПРАВО

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА» И «ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ»

Лисицын В.А.

Таможенная политика и таможенные правоотношения во все времена с момента появления первых государств и до сегодняшнего дня играли и играют важнейшую роль в существовании и развитии всех государств. Ведь таможенные платежи составляют значительную часть доходов бюджета каждого государства, а у некоторых государств даже больше половины доходов бюджета приходится на таможенные сборы.

Ключевые слова: таможенная политика, правоотношения, доходы, бюджет, государство

THE RELATIONSHIP «BETWEEN THE CONCEPTS» OF «CUSTOMS POLICY AND CUSTOMS»

Lisitsyn V. A.

Customs policy and customs at all times since the advent of the first states and to date have played a crucial role in the existence and development of all states. Because customs duties are a significant part of the revenues of each state, and some states even more than half of budget revenues accounted for by customs duties.

Keywords: customs policy, legal, revenue, budget, state

Для России тема таможенной политики становится особенно актуальной в последние годы в связи с такими процессами, как создание Евразийского экономического союза, вступление России во Всемирную торговую организацию, введение взаимных санкций Россией и западными странами в связи с развитием событий в Украине.

В связи с этим необходимо формирование адекватной складывающейся ситуации таможенной политики. Однако вести речь о таможенной политике невозможно без выяснения вопроса о том, влияют ли таможенные правоотношения на таможенную политику или наоборот. Существующие таможенные правоотношения формируют условия для проведения той или иной таможенной политики или же государство, проводя определенную таможенную политику, влияет на сущность таможенных правоот-

ношений? Для решения этого вопроса выясним значение данных понятий.

Чтобы определить термин "таможенные правоотношения" обратимся прежде всего к понятию "правоотношения". Правоотношения в юриспруденции определяют различным образом. Так, например, согласно В.С. Нерсесянцу, правовое отношение - это требуемая реализуемой нормой права форма взаимоотношений субъектов права в процессе приобретения и использования ими конкретно-определенного субъективного права либо создания или исполнения конкретно-определенной юридической обязанности [1, с. 504].

Однако, наиболее часто используют следующее определение "правоотношения". Правовое отношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные пра-

ва и юридические обязанности, обеспеченные государством [2, с. 238].

Таким образом, обязательными признаками правоотношения являются:

- возникает на основе норм права;

- участники имеют субъективные права и юридические обязанности;

- обеспечены государством.

Исходя из этого, можно определить таможенные правоотношения как возникающую на основе норм таможенного права общественную связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Иногда при определении таможенных правоотношений исследователи пытаются подчеркнуть их специфику. Для этого в дефинициях используют такие термины, как "таможенное дело", "таможенное право" и тому подобные. Так, Б.Н. Габричидзе пишет, что "таможенные правоотношения это общественные отношения, составляющие соответствующие блок, элемент, часть таможенного дела, входящие в его структуру и урегулированные таможенно-правовыми нормами" [3, с. 75].

Можно найти совсем краткие определения. Таможенные правоотношения - это отношения их участников, урегулированные нормами таможенного права [4, с. 33].

Очень часто таможенные правоотношения определяют как общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу государства и урегулированные нормами таможенного права [5, с. 23].

Итак, с нашей точки зрения, наиболее удачным будет синтезированное определение, в котором отсутствуют другие слож-ноопределяемые термины (такие как "таможенное дело" и т.п.). Таможенные правоотношения представляют собой правовые отношения (сочетающие в себе указанные выше признаки), возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную

ын В.А.

границу (государства или Таможенного союза) и урегулированные нормами таможенного права.

Теперь перейдем к определению термина "таможенная политика". Слово «политика» происходит от древнегреческого слова, которое означало «государственная деятельность». Значение данного слова много раз видоизменялось. В настоящее время политику можно понимать с разных точек зрения:

- сфера жизни общества, область общественных отношений;

- направление деятельности в какой-либо сфере;

- деятельность органов государственной власти и государственного управления;

- образ действий, направленных на достижение чего-либо, и т.д.

Очевидно, что, говоря о таможенной политике, как правило, имеют в виду деятельность, ее направление и т.п. В связи с этим таможенную политику определяют следующим образом.

Таможенная политика - направление деятельности государства в таможенной области, в области перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу [6, с. 128].

Следует отметить, что на уровне законодательства в настоящий момент не существует четкого определения таможенной политики. Некоторые авторы приветствуют такую позицию законодателя, другие говорят о необходимости включения в нормативно-правовые акты данного термина. В результате это приводит к тому, что в научной литературе существует множество подходов к вопросу о том, что такое таможенная политика.

Ряд авторов рассматривают таможенную политику как систему мер или мероприятий. Так, например, Б.Н. Габричидзе определяет таможенную политику как систему политико-правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных мероприятий в сфере таможенного

дела, направленных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов [7, с. 22].

Аналогичного взгляда на таможенную политику придерживается Н.А. Назаренко Таможенная политика представляет собой систему мероприятий (экономических, политических, организационных, правовых), проводимых государством в целях организации эффективно действующей таможенной системы, необходимой для обеспечения национальных интересов. Таможенная политика является органичной и неотъемлемой частью одновременно внутренней и внешней политики государства [8, с. 69].

Р.В. Гербер считает, что таможенная политика является системой экономических и таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальных экономических интересов и решению фискальных задач [9, с. 7].

С учетом создания Евразийского экономического союза в последнее время стало появляться много публикаций, рассматривающих не таможенную политику отдельного государства, а таможенную политику Таможенного союза. Так, с точки зрения Т.Н. Сауренко под таможенной политикой таможенного союза в широком смысле целесообразно понимать процесс формирования и обеспечения реализации системы согласованных стратегических подходов к созданию, развитию и функционированию Таможенного союза, в узком смысле - раздел политики, связанный с формированием и обеспечением реализации системы согласованных стратегических подходов и таможенных мер регулирования перемещения товаров через общую таможенную границу государств -членов Союза, то есть часть политики, отражающую управление функционированием Таможенного союза [10, с. 43].

Как видно, у данного автора таможенная политика выступает как процесс. Данный процесс описан автором следующим образом. Субъекты таможенной политики,

исходя из текущих и желаемых отношений, формируют свои цели и, используя допустимые в сложившихся условиях способы и имеющиеся средства, осуществляют деятельность, направленную на требуемое изменение отношений. Эта деятельность ведет к установлению новых отношений, изменению самих субъектов, их целей, имеющихся средств, способов и условий действий [11, с. 75].

Существует также точка зрения, согласно которой таможенная политика - это разноплановое понятие, и рассматривать его нужно с различных подходов (экономического, психоэтического, властно-правового, организационно-институционального), а не пытаться дать ему одно определение [12, с. 36].

С нашей точки зрения, под таможенной политикой логично понимать деятельность государства (или ряда государств-членов Таможенного союза) и его органов, направленную на формирование и совершенствование эффективной системы таможенных правоотношений с целью защиты национальных интересов (экономических, политических и т.д.).

Таким образом, таможенная политика -это направление деятельности государства в таможенной сфере, а таможенные правоотношения - это урегулированные нормами таможенного права отношения лиц по поводу перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Влияние данных понятий друг на друга является обоюдным. С одной стороны, таможенные правоотношения, которые складываются в конкретный момент времени, формируют характер необходимой таможенной политики. То есть государство совершает определенные действия для развития необходимых правоотношений, устранения нежелательных правоотношений. Так, если определенный вид таможенных правоотношений позволяет повышать активность внешнеэкономической деятельности, увеличивать поступления в бюджет от

таможенных сборов, то такие правоотношения подлежат поощрению и развитию со стороны государства. Если же, наоборот, какие-то таможенные правоотношения излишне затрудняют перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу субъектам внешнеэкономической деятельности, не позволяют таможенным органам производить сбор таможенных платежей в должном объеме, то такие правоотношения подлежат минимизации и искоренению.

Таким образом, таможенные правоотношения напрямую влияют на формируемую государством таможенную политику. При этом сигналы об эффективности или неэффективности конкретных таможенных правоотношений могут поступать и со стороны лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, и со стороны таможенных органов, и в результате анализа сложившейся ситуации, статистических данных.

ын В.А.

С другой стороны, таможенные правоотношения изначально возникают в результате реализации таможенной политики. Так, таможенные правоотношения - это отношения, урегулированные нормами таможенного права. А принятие норм таможен-но-правового регулирования это и есть в том числе реализация определенной таможенной политики. Кроме того, создание таможенных органов, введение определенных таможенных платежей, установление их конкретных размеров - это все действия по реализации таможенной политики.

На рисунке 1 изображено взаимное влияние таможенной политики и таможенных правоотношений. Словом «государство» на рисунке названы государственные органы, ф о рм и рую щ и е т а м ож е нн ую п о ли т и ку. Субъекты таможенных правоотношений включают в себя государственные органы, которые непосредственно вступают в таможенные правоотношения, то есть таможен-

Рис. 1. Взаимное влияние таможенной политики и таможенных правоотношений

ные органы, а также лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, и прочих участников таможенных правоотношений [13].

Государство формирует и реализует определенную таможенную политику путем установления конкретных видов таможенных правоотношений, их деталей и особенностей, определения правового статуса субъектов таможенных правоотношений, регулирования условий вступления в таможенные правоотношения. Все эти действия государства по реализации таможенной политики в итоге и порождают конкретные виды таможенных правоотношений.

В зависимости от изменения текущих интересов государство может менять направление таможенной политики: смещать акцент в сторону протекционизма или фритрейдерства. Эти изменения, в свою очередь, влияют на формирование целей и интересов деятельности как таможенных органов, так и субъектов внешнеэкономического товарооборота. Все эти изменения в совокупности приводят к изменению системы таможенных правоотношений под воздействием всех указанных выше субъектов.

Таможенные правоотношения, как уже было указано выше, могут и должны пода-

вать государству ответные сигналы о своей эффективности или неэффективности, о потребностях субъектов таможенных правоотношений, о наличии правоотношений создающих излишние бюрократические барьеры, и тому подобном.

То есть сформировавшаяся система таможенных правоотношений оказывает влияние на интересы таможенных органов и субъектов внешнеэкономической деятельности, которые подают сигналы государству о необходимости корректировки таможенной политики. Государство, получая информацию от субъектов таможенных правоотношений, оценивая эффективность сложившейся системы таможенных правоотношений, изменяет (или сохраняет) направление таможенной политики с учетом экономических, политических и других интересов.

Таким образом, несмотря на наличие явного взаимного влияния рассматриваемых понятий друг на друга, определяющую роль играет таможенная политика, то есть действия государства в таможенной сфере. Именно она позволяет формировать необходимые таможенные правоотношения или устранять нежелательные таможенные правоотношения, создавая таким образом оптимальные условия для функционирования таможенного дела в государстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.: ИНФРА - М, 1999.

2. Теория государства и права / Под ред. С.С. Алексеева С.С. М.: Норма, 2004.

3. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2001.

4. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во "Проспект", 2006.

5. Богомолова А.А. Таможенное право: Конспект лекций. М.: Высшее образование. 2010.

6. Овчинников С.Н. Юридические конструкции в таможенном праве // Правоведение. 2008. № 4 (279).

7. Габричидзе Б.Н. Российское таможенное право. Учебник для вузов. М.: Издательство НОРМА, 2001.

8. Назаренко Н.А. Таможенная политика: понятие, принципы, основные направления

Лисицын В.А.

// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 7 (50).

9. Гербер Р.В. Государственная таможенная политика России и пути ее совершенствования // Сибирская финансовая школа. 2011. № 4. С. 7.

10. Сауренко Т.Н. Концептуальные и методологические аспекты формирования таможенной политики Таможенного союза // Инициативы XXI века. 2013. № 4. С. 43.

11. Сауренко Т.Н. Таможенная политика как инструмент обеспечения эффективного экономического взаимодействия государств - участников Таможенного союза // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2013. № 5 (83). С. 75.

12. Ершов А.Д. Теоретико-методологические вопросы таможенной политики // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 1999. № 1 (8). С. 36.

13. О классификации субъектов таможенных правоотношений, см., напр.: Чермяни-нов Д.В. К вопросу о классификации субъектов таможенных правоотношений // Российский юридический журнал. 2010. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.