Научная статья на тему 'Соотношение понятий «Социализация», «Адаптация», «Воспитание», «Развитие» в современной педагогике'

Соотношение понятий «Социализация», «Адаптация», «Воспитание», «Развитие» в современной педагогике Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5867
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение понятий «Социализация», «Адаптация», «Воспитание», «Развитие» в современной педагогике»

ПЕДАГОГИКА

М.В. Бирюкова СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ», «АДАПТАЦИЯ», «ВОСПИТАНИЕ», «РАЗВИТИЕ» В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

В современной педагогической науке активно используются такие понятия как «социализация», «адаптация», «воспитание», «развитие». Возрастающий интерес к вопросам социализации и адаптации личности в современном обществе потребовал обращения к уточнению этих понятий.

Проблема социализации и адаптации является одной из тех общезначимых областей научных знаний, в которых представлено большое количество теоретических направлений. Феномен адаптации изучается на стыке различных наук, так как носит междисциплинарный характер. При этом теоретические и методологические проблемы адаптации в полной мере не решены. Проблема адаптации студентов является одной из ключевых в современных исследованиях в сфере образования.

В современной науке существуют несколько аспектов рассмотрения явления адаптации. Первый - это дискуссии вокруг самого понятия «адаптация», которые ведутся в нескольких направлениях: это споры о сущности адаптации: адаптация - это процесс, результат или состояние равновесия системы «организм-среда». Второй аспект - рассмотрение соотношения понятий «адаптация», «социализация» и «развитие».

Ю.М. Лотман называл подобные специфические термины «знаками эвристического пространства науки» и указывал, что, хотя «лавинный рост их частотности в научных текстах и сопровождается утратой необходимой однозначности, уникальность данных терминов заключается... в том, что они сигнализируют актуальность проблемы, указывают на область, в которой рождаются новые научные идеи» [9].

Для этого необходимо обратиться к основным категориям педагогики, отражающим рассматриваем ые явления. Категории, как известно, представляют основные, фундаментальные в данной науке понятия. В педагогике это - воспитание, развитие, обучение, образование, личность. С течением времени их содержание постоянно уточняется, в отечественную педагогику входят, такие

понятия, как «социализация», «индивидуальность» и др.

Сегодня отечественная педагогика активно использует понятие «социализация», заимствованное из социологии.

Понятием «социализация» выражается общественная сущность человека. В педагогику России термин и понятие «социализация» пришли на рубеже тысячелетий (в конце 90-х годов XX века) через учебную педагогическую литературу. Однако из-за достаточно позднего обращения к категории социализации, ее место и роль в курсе педагогики, а также в структуре ее понятийнотерминологического аппарата до сих пор окончательно не определены.

Центральной проблемой в настоящее время является раскрытие категории социализации, рассмотрение проблемы перехода от биологического существования к жизни в качестве социализированной личности. В первой половине XX века психологи Н. Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин «социальное научение». На этой основе вот уже полвека разрабатываются концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации.

Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Одним из наиболее актуальных вопросов является вопрос о соотношении адаптации и социализации. Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества.

Адаптация в самом общем виде означает приспособляемость - способность некоего объекта

8

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ф 2008, Том 14

© М.В. Бирюкова, 2008

сохранять свою целостность при изменении параметров среды.

В науке данный термин трактуется неоднозначно, в зависимости от акцента на определенную сторону процесса:

- как процесс приспособления организма к разнообразным изменениям среды (позитивного или негативного свойства);

- состояние гомеостатического, динамического равновесия между организмом и средой;

- результат оптимального взаимодействия организма и среды.

В процессе адаптации происходит активное взаимодействие личности с меняющимися условиями среды на разных уровнях: физиологическом, психическом, психологическом и социальном. Активное личностно-средовое взаимодействие составляет смысл и сущность адаптации. Сутью приспособительного процесса с этих позиций является не выработка единой универсальной адаптивной стратегии, а создание максимально широкого набора потенциальных адаптивных путей развития [10].

Поэтому любое рассмотрение феномена адаптации, и в частности, социально-психологической адаптации, сопряжено с рассмотрением личности как адаптирующейся системы, и окружающей среды как источника факторов и условий, запускающих и определяющих адаптационные изменения, а так же рассмотрение личности как адаптирующей системы по отношения к среде, что определяет их взаимодействие и взаимное влияние.

Т. Парсонс и Р. Мертон понимают под социализацией процесс полной интеграции личности в социальную систему путем адаптации к последней. Таким образом, понятия адаптация и социализация оказываются здесь неразрывно связанными.

В рамках гуманистической психологии (А. Ол-порт, А. Маслоу, К. Роджерс и другие) социализация понимается как процесс самоактуализации и самореализации личности, преодоления негативных влияний социальной среды, разрушающих уникальную структуру Я-концепции. В данном случае рассматривается не столько проблема адаптации, но проблема дезадаптации как результата противостояния личности и общества.

В работах И.Б. Котовой и Е.Н. Шиянова адаптация рассматривается как составляющая социализации [12].

В.Г. Харчева в «Основах социологии» выделяет две формы социализации: адаптацию, или

пассивное приспособление человека к среде и ее требованиям, и интеграцию, или активное взаимодействие человека со средой, где за ним остается право выбора и оказания воздействия на среду [14]. Таким образом, адаптация является формой, механизмом или составляющей процесса социализации.

Несмотря на большое разнообразие в определениях понятия «социализация» и «адаптация», общими во всех определениях остаются четыре момента:

Первый заключается в том, что процесс адаптации всегда предполагает взаимодействие двух систем (адаптанта и среды).

Второй - что это взаимодействие разворачивается в особых условиях - условиях дисбаланса, несогласованности между системами.

Третий - основной целью такого взаимодействия является некоторая координация между системами, степень и характер которой могут варьироваться в достаточно широких пределах.

Четвертый момент - под достижением цели предполагает определенные изменения во взаимодействующих системах.

Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания.

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс, приводящий к развитию личностных качеств и личности в целом.

Воспитание считают основной категорией педагогики. Однако этим термином в педагогической литературе обозначают разные понятия:

1. Воздействие на человека социального строя и окружающей действительности.

2. Передача новым поколениям накопленного общественно-исторического опыта.

3. Весь учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении.

4. Специальная воспитательная работа для формирования системы определенных убеждений и взглядов.

5. Формирование отдельных качеств.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 5

9

Исторически к этой категории существовали различные подходы. В классической педагогике воспитание определялось в широком и в узком смысле слова. В первом случае воспитание предполагало влияние на человека общества в целом, то есть отождествлялось с социализацией. В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, призванных формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности).

В науке существует два подхода к пониманию сущности социализации, различающихся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития, Первый подход характеризует человека как объекта социализации (содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д.) (Дж. Балан-тайн, Т. Парсонс и др.). Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации (усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства) (Дж. Мид, М.И. Рожков и др.).

Первое направление предполагает изменение этих сфер в соответствии с идеалами общества, а второе предполагает достижение целей социализации путем развития природных задатков в различных сферах человека (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др.). Отсюда следует, что первое направление решает задачи воспитания личности, второе - развития личности.

В последнее время (XX век) отечественная педагогика делала большой перекос, сосредоточив все усилия на воспитании личности и не уделив должного внимания развитию индивидуальности, сузив при этом понимание социализации до воспитания [2]. В то же время одним из принципов гуманистического воспитания является: «умей сделать самостоятельно правильный выбор, самостоятельно правильно решить проблемы жизни, иными словами, действуй не как тень другого, но

как суверенная автономная личность, как субъект - творец себя и своих обстоятельств» [11].

Выдвинутая на современном этапе цель образования —развитие личности — не означает, что воспитание оказывается более значимым по сравнению с обучением. Меняется смысл учебной деятельности: усвоение знаний мы воспринимаем не как цель, а как одно из средств, причем ведущее средство - развитие личности.

Развитие - это изменение, представляющее собой переход качества от простого ко все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений.

Накопление количественных и качественных изменений в организме приводит к переходу от одних ступеней возрастного развития к другим, более высоким. При этом каждая ступень возрастного развития качественно отлична от всех других. Задача педагога - способствовать развитию организма ребенка (физическое развитие), его индивидуальности (психическое развитие) и личности (воспитание личности).

Таким образом, когда говорят о развитии, предполагают изменение биологического (организм), психического (индивидуальность) и социального (личность) в человеке. В педагогике под развитием понимается развитие индивидуальности и развитие организма. Развитие социальных качеств (личностных свойств) под воздействием других людей называется воспитанием.

Приведем понимание социализации, введенное в науку французской социологической школой: «социализация» - это «очеловечивание» под влиянием воспитания, это «воздействие поколения взрослых на поколение молодых» (Э. Дюр-гейм) [3].

При этом для индивида воспитание выступает как давление, принуждение, навязывание чужих идей.

По Ж. Пиаже, социализация - это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, чтобы ребенок, достигнув определенного уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми. В отечественной педагогике введено аналогичное понимание этого процесса.

Говоря о профессиональном образовании, становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для оп-

10

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

ределенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности.

Тема социализации практически во всех сегодняшних отечественных учебниках и пособиях по педагогике представлена текстами фактически из одного источника - учебника А.В. Мудри-ка «Социальная педагогика» [4; 6; 7].

В этом определении содержится определение роли и места категории социализации в педагогике, его ведущей, доминирующей позиции по отношению к категории педагогическая деятельность и к базовым педагогическим понятиям -воспитание и образование.

Необходимо отметить, что педагогическая деятельность выполняет те же функции, что и социализация, а именно: внешнюю, направленную на адаптацию человека к среде (культурным ценностям и социальным нормам, включение человека в систему социальных ролей) и внутреннюю, направленную на саморазвитие и самореализацию человека в том обществе, в котором он живет. Эти две функции, два вектора, две составляющих педагогической деятельности в их самостоятельном виде определяются как два педагогических процесса- воспитание и образование [1 ].

Замена понятия «социализация» понятием «воспитание» - повсеместное явление в отечественной педагогике. Вместо социализации используется термин «воспитание в широком смысле» [8]; «непреднамеренное воспитание» [13]; «воспитание в широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности» [5].

Таким образом, источником и внутренним содержанием социализации, воспитания, адаптации и развития является наличие противоречий между «старым и новым», «существующим» и «необходимым». Поэтому понятия социализации, воспитания, адаптации и развития тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Социализация - самое широкое понятие. Воспитание или социализация отличаются по признаку «стихийности» воздействия на человека различных обстоятельств жизни в обществе (социализация) или целенаправленности формирования личности (воспитание), формирования индивидуальности (развитие).

В широком смысле слова под воспитанием понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им

социального опыта, что, по сути, и есть социализация.

Воспитание в узком смысле слова - как управление процессом развития личности - можно рассматривать в качестве одного из компонентов процесса социализации, который можно назвать педагогическим.

В ходе социализации человек адаптируется к среде и развивается в соответствии с требованиями этой среды.

В процессе социализации решаются две группы задач: 1) социальной адаптации (интегрированности человека с обществом) и 2) социальной его автономизации (дифференциации человека и общества). Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, то есть здесь в большей степени должны решат ься задачи воспитания личности, а социальная автономизация -реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке - здесь уже в большей степени стоит вопрос развития личности.

Социализация и адаптация различаются по объему и длительности протекания, но главное отличие касается их содержания. Социализация человека идет постоянно путем накопления опыта, расширения знаний, приобретения новых навыков - постепенно формируется личность с присущими только ей индивидуальными взглядами» установками. Механизм адаптации иной: процесс устранения негативных качеств личности и усвоения новых, позитивных может носить взрывной, «периодический» характер.

Часто социализация связывается только с общим развитием, а адаптация - с приспособительными процессами уже сформировавшейся личности в новых условиях общения и деятельности.

Воспитание, в свою очередь, - специально организованный процесс, направленный на социализацию и адаптацию личности.

Библиографический список

1. Булкин А.П. Базовые категории педагогики (проблемы систематизации) [Электронный ресурс] // Образование: исследовано в мире. -www.oim.ru/reader.asp ?потег=577.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювснология. Социокинетика ♦ № 5

11

2. Гребенюк ОС., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие. — Калининград: Янтарный сказ, 2000. - 572 с.

3. Дюргейм Э. Социология образования. [Электронный ресурс). - www.tisbi.ru/Resource/ иЬ/Шега1/<Зиге 1 .Ыт.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. -М.: Логос, 2002.-384 с.

5. Краевский В.В. Общие основы педагогики. -М.: Академия, 2005.-С. 27.

6. МудрикА.В. Введение в социальную педагогику. -М.: Институт практической психологии, 1997.-239 с.

7. МудрикА.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2005, - 200 с.

8. Педагогика / под ред. Ю.А. Бабанского. -М.: Просвещение, 1983.-С. 7.

9. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме:

Теоретико-методологический аспект. - Новосибирск: Наука; Сиб. издательская фирма РАН, 2002.-С. 112.

10. Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический аспект. - Новосибирск: Наука; Сиб. издательская фирма РАН, 2002.-275 с.

11. Сафронова Е.М. Воспитательная деятельность в современной школе: ориентация на личность. -Волгоград: Перемена, 2003.

12. Социальная психология в вопросах и ответах / под ред. В. А. Лабу некой. - М.: Гардарики, 1999.-С. 36.

13. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1968. -

С. 355-356.

14. Харчева В.Г. Основы социологии. - М.: Логос, 1997.-304 с.

К.

ах

п]

0

м

с

л

Е.А. Пагнаева, И.В. Резанович ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время отечественная система образования переживает многочисленные реформы, которые, к сожалению, не дают ожидаемых результатов. Продолжая поиски новых технологий, ученые часто не учитывают имеющийся инновационный потенциал у учителей и, следовательно, завышают свои ожидания. Цель настоящей статьи оценить состояние инновационного потенциала учителей на примере выборки учителей Уральского региона.

Проблематика такого феномена как «инновационный потенциал» особенно отчетливо обозначилась в последнее десятилетие. Это является закономерным этапом роста и интеграции научных знаний, выделения и осознания научным сообществом роли инноваций в формировании общества, прогрессивном преобразовании основных сфер человеческой деятельности. Тем не менее, анализ научной литературы по проблеме исследования показывает, что понятийный аппарат, характеризующий инновационный потенциал, не имеет четкой определенности, в связи с чем нам предстоит

дефиниции.

Слово «потенциал» (лагг. «ро1еш1а»)- означает «сила» «мощь», «возможность». Научное употребление данного термина своими корнями уходит в философию Аристотеля, который рассматривал акт и потенцию как основу онтологического развития, В настоящее время в науке су-

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2008, Том 14

ществуют разнообразные определения термина потенциал применительно к различным сферам деятельности, группам явлений и процессам.

Анализ научных разработок позволяет говорить о частом использовании понятия «потенциал» как синонима других понятий: в экономике как синоним «ресурсов», в физике как синоним «функции полного набора параметров», в психологии - «способности», в педагогике - «возможности».

В научной литературе можно выделить 4 подхода к пониманию сущности и особенности потенциала:

хангельский, Ю.М. Капыгин и др.) - трактует потенциал как совокупность необходимых для функционирования и развития системы различных ресурсов;

- второй - ресурсный подход (Ю.Г. Одегов, П.В. Журавлев и др.) - как использование имеющихся ресурсов, уже накопленного потенциала;

© Е.А. Пагнаева, И.В. Резанович, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.