Научная статья на тему 'Соотношение понятий самоорганизации правовых отношений перевозок пассажиров автомобильным транспортом с понятиями «Организация» и «Самоуправление»'

Соотношение понятий самоорганизации правовых отношений перевозок пассажиров автомобильным транспортом с понятиями «Организация» и «Самоуправление» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
507
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ / САМОУПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕВОЗКАМИ / СОТРУДНИЧЕСТВО / БАЛАНС САМОУПРАВЛЕНИЯ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лернер Богдан Ефимович

В статье рассмотрены проблемы соотношения понятий самоорганизация перевозок, организации перевозками пассажиров и самоуправление в сфере перевозок. Доказывается, что гражданское право является идеальной средой для самоорганизации общественных отношений в сфере перевозок автомобильным транспортом. Самоорганизация имеет ряд преимуществ перед управлением. Самоуправление является составной частью самоорганизации и позволяет установить рамки для протекания синергетических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лернер Богдан Ефимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ratio of concepts of self-organization of legal relations of transportations of passengers the motor transport with concepts «organization» and «self-government»

In article problems of a ratio of concepts self-organization of transportations, the organizations by transportations of passengers and self-government in the sphere of transportations are considered. It is proved that the civil law is the ideal environment for self-organization of the public relations in the sphere of transportations by the motor transport. Self-organization has a number of advantages before management. Self-government is a component of self-organization and allows to establish a framework for course of synergetic processes.

Текст научной работы на тему «Соотношение понятий самоорганизации правовых отношений перевозок пассажиров автомобильным транспортом с понятиями «Организация» и «Самоуправление»»

3.10. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ САМООРГАНИЗАЦИИ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ С ПОНЯТИЯМИ «ОРГАНИЗАЦИЯ» И «САМОУПРАВЛЕНИЕ»

Лернер Богдан Ефимович, аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин. Место учебы: Московская академия экономики и права. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассмотрены проблемы соотношения понятий самоорганизация перевозок, организации перевозками пассажиров и самоуправление в сфере перевозок. Доказывается, что гражданское право является идеальной средой для самоорганизации общественных отношений в сфере перевозок автомобильным транспортом. Самоорганизация имеет ряд преимуществ перед управлением. Самоуправление является составной частью самоорганизации и позволяет установить рамки для протекания синергетических процессов.

Ключевые слова: самоорганизация отношений, самоуправление перевозками, сотрудничество, баланс самоуправления и саморегулирования.

RATIO OF CONCEPTS OF SELF-ORGANIZATION OF LEGAL RELATIONS OF TRANSPORTATIONS OF PASSENGERS THE

MOTOR TRANSPORT WITH CONCEPTS «ORGANIZATION» AND «SELF-GOVERNMENT»

Lerner Bogdan Efimovich, postgraduate student at civil law disciplines chair. Place of study: Moscow academy of economy and right. E-mail: [email protected]

Annotation: In article problems of a ratio of concepts self-organization of transportations, the organizations by transportations of passengers and self-government in the sphere of transportations are considered. It is proved that the civil law is the ideal environment for self-organization of the public relations in the sphere of transportations by the motor transport. Self-organization has a number of advantages before management. Self-government is a component of self-organization and allows to establish a framework for course of synergetic processes. Keywords: self-organization of the relations, self-government by transportations, cooperation, balance of self-government and self-regulation.

В литературе обоснованно отмечается, что переход к саморегулированию в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом станет следующим этапом развития рынка пассажирских перевозок автомобильным транспортом, при котором рынок характеризуется большей самостоятельностью и активностью предпринимателей, повышением культуры ведения бизнеса, минимальным вмешательством государства1.

Задача исследования соотношения понятий «управление» и «самоорганизация» представляется важной, поскольку процесс самоорганизации настолько специфичен, что здесь, в отличие от случаев с саморегули-

1 Храпач С.В. Регулирование организации пассажирских перевозок со стороны государства и муниципальных органов власти. / http://www.mrtrans.ru/news/4553.

рованием и самоуправлением, не обойтись простой констатацией того, что приставка «само» означает то, что процесс организации осуществляется субъектами самостоятельно. Поэтому нельзя признать полностью отражающим суть самоорганизации утверждение о том, что «самоорганизуемые - это процессы, которые совершаются сами по себе, благодаря взаимодействию тех или иных факторов, в то время как организуемые всегда кто-то или что-то осуществляет, направляет как бы волевым порядком».2 Даже корректные по своей сути высказывания о сущности самоорганизации могут несведущего человека ввести в заблуждение относительно тождества некоторых понятий. Например, В.В. Залесский совершенно справедливо утверждает, что «самопроизвольная организация - это самопроизвольное упорядочивание, самопроизвольный переход от беспорядка к порядку или, конкретнее, самопроизвольный синтез относительно простых структур в более сложно организованные. Для организации системы правоотношений саморегулирование принципиально важно»3. В данном утверждении вначале речь идет о «самоорганизации», а затем о «саморегулировании», причем таким образом, что создается впечатление, будто бы эти понятия являются синонимами.

Выявление сущности самоорганизации важно потому, что это позволит наиболее рельефно выразить преимущества организации перед управлением.

Для изучения вопросов самоорганизации создано специальное научное направление, именуемое синергетикой, в рамках которой выявлены законы и закономерности, которые являются универсальными для отдельных видов систем, к которым следует отнести и социальную систему. Я назвал новую науку синергетикой - заявил профессор Штутгартского университета Герман Хакен в 1977 г.....для нахождения общих причин, управляющих самоорганизующимися системами, необходимо интегрирование многих различных дисциплин»4. Свое название наука получила от греческого слова «синергетикос», означающего «совместное действие».

Один из основателей теории самоорганизации И.И. Пригожин пришел к выводу о том, что началом любого развития служат случайные изменения, которые приводят к неустойчивости системы. В результате воздействия большого числа случайных факторов в открытых неравновесных системах происходит их взаимное согласование и возникают кооперативные процессы, сопровождающиеся взаимодействием элементов вновь образующейся структуры. По какому пути пойдет дальнейшая эволюция, какая альтернатива будет выбрана системой, зависит от случайных фак-торов.5

Для понимания приведенного высказывания, которое лишь в общих чертах описывает суть самоорганизации, необходимо отметить, что данные процессы происходят не в любых системах, а только в тех, которые являются открытыми, сложными, неравновесными и развиваются нелинейно. К числу таковых следует отнести и социальную систему. Будь то, семья, участники договорных отношений, производственный коллектив, партия, муниципальное образование или государ-

2 Теория организации. Учебник. Под ред. Алиева В.Г. Второе издание. - М.: Экономика, 2003 - - С. 49.

3 Залесский В.В. Законы природы и законы юридические. // Журнал российского права. - № 10. - 2005. - С. 35-41.

4 Хакен Г. Синергетика. - М.: Мир, 1980. - С. 120.

5 Теория организации. Учебник. С. 58.

ство, они всегда взаимодействуют с внешней средой, потребляют из нее энергию, а потому любая социальная система является открытой. К тому же социальным системам свойственна нелинейность процессов развития, которые в зависимости от обстоятельств могут протекать в течение определенного времени размеренно, а затем под действием случайных факторов приобрести сверхбыстрый, взрывной темп, за счет нелинейной положительной обратной связи. Ю.В. Олейников и А.А. Оносов называют высшим проявлением автокаталитического характера нелинейности фундаментальное свойство самоорганизующейся системы изменять характер собственных эволюционных переходов, переключать режимы самоусложнения, т.е. «качественную нелинейность», функциональную неоднородность в ходе системного времени6. Состояние нелинейных систем принято описывать с помощью терминов флуктуация и бифуркация. Флуктуация это отклонение от среднего значения, когда подсистемы сложной системы в ходе своего развития постоянно изменяются ивозмущаются. Бифуркация (от лат. ВИшсиБ - «раздвоенный») представляет критический момент в развитии сильно неравновесной системы, в точке бифуркации «системы как бы «колеблются» перед выбором одного из нескольких путей эволюции»7.

Поскольку социальная система является открытой, то ее следует отнести к числу неравновесных, поскольку, во-первых, она черпает энергию из внешней среды, а, во-вторых, вынуждена постоянно менять свою структуру, адаптируясь к внешней среде, образуя новые согласованные связи. Кроме того, социальные системы являются сложными, поскольку состоят из множества взаимодействующих подсистем. В научной литературе под самоорганизующимся рассматриваются системы, способные при активном взаимодействии со средой изменять свою структуру, вместе с тем сохраняя свою целостность, позволяя действовать в пределах закономерностей, присущих окружению, выбирая одну из возможных линий поведения8.

С.Ю. Филиппова описывает самоорганизацию следующим образом: «В самом общем виде синергетиче-ская теория исходит из того, что в любых открытых системах развитие понимается как последовательность длительных периодов, соответствующих стабильным состоянием системы, которые прерываются короткими периодами хаотического поведения (бифуркациями), после чего происходит переход к следующему устойчивому состоянию (аттрактору), выбор которого определяется, как правило, флуктуациями (внешними воздействиями) в точке бифуркации»9.

Примерами самоорганизации в социальных системах является установление равновесия спроса и предложения на рынке под действием множества случайных факторов, когда по меткому выражению А. Смита под действием «невидимой руки», регулирующей цену на рынке возникает незапланированный порядок.

Самоорганизация отличается от других видов организации и управления тем, что здесь используется не отрицательная, а положительная обратная связь. Дело в том, что причиной самоорганизации является

6 Олейников Ю.В., Оносов А.А. Ноосферный проект социопри-родной эволюции. - М.: ИФРАН, 1999. - С. 28.

7 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М., 1986. - С. 56.

8 См.: Юдин, Э.Г. Методоллгические проблемы исследования самоорганизующихся систем [Текст] / Э.Г. Юдин // Проблемы методологии системного исследования. - М., 1970. - С. 360-361.

9 Филиппова С.Ю. Частноправовые средства организации и до-

стижения правовых целей. - М.: Статут, 2011. - С.118.

внутренняя полезная работа против равновесия. Если, при управлении и саморегулировании прикладываются усилия для того, чтобы минимизировать отклонения системы от нормального состояния, то при самоорганизации изменения, обусловленные возрастанием энтропии (мерой хаоса), наоборот накапливаются и усиливаются до тех пор, пока система, сделав в точке бифуркации выбор дальнейшего пути развития, не перейдет в новое качественное состояние. Возникает новые порядок и структура системы. Таким образом, самоорганизация ведет к эволюции систем, в том числе и социальных. Неверное понимание сути самоорганизации приводит к неверным выводам. Например, представляется лишь отчасти верным утверждение о том, что исследование процессов самоорганизации позволяет решить задачу управления по предугадыванию тенденций развития и отыскании способов, которые позволили бы избежать втягивания организации в очередной кризис или уменьшить негативные эффекты. Во-первых, самоорганизация отличается некоторой непредсказуемостью, а во-вторых, кризис является обязательным элементом самоорганизации, без которого невозможна эволюции системы. Вместе с тем, разумное сочетание внешней организации с самоорганизацией не только возможно, но даже приветствуется. Всегда можно установить требуемые пределы самоорганизации, в том числе правовыми средствами. В этой связи следует согласиться с позицией В.Л. Яроц-кого относительно того, что особенностью гражданского права, как особой регламентационной среды является обеспечение «комбинированного правового воздействия, обеспечиваемого как внешней нормативной организацией, так и самоорганизацией - внутренним упорядочением посредством соответствующих дей-

10

ствий самих их участников» .

Еще одним отличием самоорганизации от управления является то, что традиционно управление основано на линейном представлении о функционировании социальных систем, в то время, как самоорганизация возможна только в системах, которые развиваются по нелинейным законам. Кроме того, имеется еще одна отличительная характеристика системы, способной к самоорганизации и эволюции, - это «необратимость, выражающаяся в саморазвитии систем и их определенной направленности, что формирует кооперативные процессы, которые, в свою очередь, есть результат самоорганизующихся человеческих устремлений, интересов, ценностей и потребностей»11. У саморазвивающейся системы всегда два пути, либо разрушение, либо переход на более высокий уровень. Некачественное управление извне может временно отбросить социальную систему на предыдущий этап развития. Между тем, ошибки в управлении могут стимулировать революционный путь развития и способствовать возникновению в обществе процессов самоорганизации, направленных на изменение действующего порядка и структуры управления.

Одним из важных преимуществ самоорганизации перед другими видами организации является тот положительный эффект, который получается на выходе. За счет энергии потребляемой извне, степень организованности становится выше, результат взаимосвязан-

10 См.: Правовая система Украины: история, состояние и перспективы. в 5 т. Т.3: Гражданско-правовые науки. Частное право / под общ. ред. Н.С. Кузнецовой. - С. 128.

11 Теория организации. - С. 55.

ной деятельности становится больше, чем сумма результатов деятельности каждого в отдельности.

Следующим преимуществом самоорганизации следует назвать устойчивость. К Мейер и С. Дэвис отмечают, что при самоорганизации даже если одного или нескольких человек постигнет неудача, социальная группа все равно способна выполнять свои задачи. Самоорганизующаяся система функционирует, довольствуясь лишь небольшим контролем сверху, и позволяет сообществу решать проблемы, которые слишком сложны и не поддаются решению с помощью системы централизованного контроля12. Как парадоксально это не звучит, но устойчивость обеспечивается способностью системы к дестабилизации, которая также рассматривается в качестве преимущества самоорганизующихся систем. Для того, чтобы выжить в условиях нестабильности окружающей среды, необходима внутренняя нестабильность системы. В этой связи К Мейер и С. Дэвис советуют вместо того, чтобы искать какой-то идеальный план, необходимо разрушать стабильные агенты(т.е. принимающие решения единицы) своей организации. Они отмечают, что не существует единственно правильного пути, а есть только вероятность и искусство принятия решений в условиях неопределенности.

Преимуществом самоорганизующихся систем является высокая степень адаптивности к изменяющимся условиям. Недаром, отмечается, что история человечества за последние 50 лет, в конце концов, показала, что индивидуальное принятие решений «снизу вверх» гораздо лучше удовлетворяет потребности, чем централизованный подход. Еще Адам Смит утверждал, что индивидуальный интеллект и индивидуальные действия - единственный способ создать возможности для адаптации13.

Поскольку право имеет дело с социальными системами, то самоорганизация возможно и в рамках правового регулирования. «Казалось бы, правовая сфера менее других пригодна для использования положений синергетики - отмечает Ю.Ю. Ветютнев. В самом деле, право по своей сути нацелено как раз на устранение элементов самоорганизации из определенной системы путем установления неких «правил игры», органически не вытекающих из ее существа. Саморегулирование заменяется на регулирование со стороны».14 Однако система общественных отношений, регулируемых правом, обладает всеми признаками самоорганизующихся систем. В.А. Грунина, например, в самом общем виде определяет процессы самоорганизации в правовом поведении как происходящее в сфере правового регулирования и подчиняющееся действию вероятностно-статистических закономерностей упорядочение общественных отношений на основе личного интереса субъекта (элемента системы) либо общего интереса системы, в которую оказывается включенным данный субъект, выражающееся в совершении либо отказе от совершения активных дей-~ 1е) ствий, имеющих юридическое значение15.

Право представляет массу возможностей субъектам для сотрудничества, проявления инициативы, самостоятельной деятельности. Правда, различные отрасли права предоставляют неодинаковую степень свободы для самомоделирования оптимальных схем правовой связи. Наиболее приемлемой средой для самоорганизации поведения является гражданское право. Обусловлено это тем, что «объективная потребность рыночной экономики в синергетических взаимосвязях обусловлена ее сутью, а именно тем, что современная рыночная экономика относится к типу самоорганизующихся систем. А самоорганизация любых систем осуществляется, как указывают специалисты в области системных исследований, посредством формирования синергетических связей между ее элементами и компонентами»16.

Публично правовые отрасли, организуют отношения преимущественно на началах императивности и не могут предоставить субъектам того простора для реализации самоорганизационных возможностей, который предоставляет гражданское право. В этом смысле мы солидарны с позицией Л. А. Мицкевич, по мнению которой обменные отношения (отношения взаимодействия) обладают антиэнтропийным (противостоящим разрушению) эффектом, в то время как отношения неравноценные, т. е. отношения властного воздействия, усиливают разрушительные тенденции. Принуждение как яркий пример властных отношений в обычном правовом представлении связано с поведением, отклоняющимся от желаемого и предписанного государ-ством17. Несмотря на то, что автор не учитывает созидательную силу конфликта, в главном он прав -гражданское право, регулирующее обменные отношения, в плане самоорганизации находится в выигрышном положении по сравнению, например, с административным правом. Недаром, А.В. Шишкин определяет гражданское законодательство как обладающее высокой степенью правового синергизма18.

Система гражданско-правового регулирования является благоприятной социально-правовой средой для самостоятельного внутреннего организационного упорядочивания отношений самими участниками, поскольку централизация чужда гражданскому праву. Поэтому прав В.Л. Яроцкий справедливо отмечающий, что самоорганизационные начала регулятивной системы гражданского права обусловлены особенностями отраслевых предмета и метода. Именно начала диспозитивности по мнению автора обусловливают органичное сочетание правовых средств их нормативной организации (нормативного регулирования) и их самоорганизации (индивидуального регулирования и саморегулирования)»19. Поэтому, делается логичный вывод о самоорганизационной направленности механизма гражданско-правового регулирования в це-лом»20.

12 Мейер К., Дэвис С. Живая организация. / http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&url= http%3A%2F%2Fwww.certicom.kiev. ua

13 Мейер К., Дэвис С. Указ. Соч.

14 Ветютнев Ю.Ю. Синегретика в праве // Государство и право. - 2002. - №4. - С. 64.

15 Грунина В.А. Синергетические основы правового регулирования. Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. - Владимир, 2006. -С. 7-8

16 Цветков И.В. Договорная дисциплина в предпринимательской деятельности. Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2006. - С.50-51.

17 Мицкевич Л. А. Социальное значение административной ответственности с позиций синергетики. / Административная ответственность / Отв. ред.: Бачило И.Л., Хаманева Н.Ю. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 2001. - С. 146.

18 Шишкин А.В. Синергетический подход в теории права. Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2007. -С.26.

19 Правовая система Украины: история, состояние и перспективы: в 5 т. Т.3: Гражданско-правовые науки. Частное право / под общ. ред. Н.С. Кузнецовой. - С. 127.

20 Правовая система Украины: история, состояние и перспективы: в 5 т. /Яроцкий В.Л. Самоорганизационные начала сферы

Попытки изучения синергетического потенциала гражданского права предпринимались неоднократно. Однако поверхностность выводов, присущая отдельным попыткам примерить законы самоорганизационной науки к системе гражданско-правовых отношений, зачастую приводит к неверным выводам. Нами уже отмечалось, что не всякое организующее воздействие производится в рамках самоорганизации системы гражданско-правовых связей. Нормативное регулирование, безусловно, обладает организационным потенциалом, но для самоорганизации оно непригодно, поскольку нормы права это обязательные правила поведения, обеспеченные принудительной силой государства. Там где существует обязательность предписаний, индивидуальному регулированию места нет. Это утверждение не следует понимать таким образом, что нормы гражданского права не допускают применения правовых средств индивидуального регулирования. Напротив, на уровне нормативного регулирования определяются «направления и пределы использования самоорганизационных начал упорядочения общественных отношений, ограниченных частноправовой сферой»21. Но этим влияние нормативно-правового регулирования на процессы самоорганизации ограничивается. Сами синергетические процессы протекают в рамках индивидуальной регламентации отношений. Поэтому, механизм правового регулирования, рассчитанный лишь на нормативное воздействие на общественные отношения, для описания процессов самоорганизации непригоден. Следует поддержать С.Ю. Филиппову в следующем ее утверждении: «Нам представляются совершенно бесперспективными и даже вредными попытки применять синергетику к праву как системе норм, особенно если

речь идет о праве, исходящем от государства, выра-

22

женном в законодательстве»22.

В то же время нередки попытки объяснить механизм самоорганизации с помощью элементов механизма правового регулирования. Так, В.В. Залесский в качестве действующего начала процесса самоорганизации называет юридический факт, т.е. предусмотренное нормой права объективно существующее явление (обстоятельство), которому в государственно-организованном обществе, использующем правовую систему для установления желательного направления развития общественных отношений, придаются свойства конституирующего23. Но юридический факт, это всего лишь «спусковой крючок», приводящий в действие норму права, в то время, как для начала самоорганизации необходимо наличие множества случайных факторов, которые, как правило, нормативно не закреплены. Совокупность этих факторов, в конечном счете, определяют действия участников правоотношений, но нормы права не придают им юридического значения. Так, цена в договоре фрахтования автомобиля для перевозок пассажиров и багажа по заказу может варьироваться в зависимости от степени нуждаемости пассажира в доставке (например, не пожалею никаких денег, чтобы не опоздать на самолет), от его имущественного положения, от наличия более выгодных предложений перевозчиков и т.п.

гражданско-правового регулирования/. - Харьков: Право, 2011 -С. 136.

21 Правовая система Украины: история, состояние и перспективы. С. 129.

22 Филиппова С.Ю. С. 195.

23 Залесский В.В. Вероятность и самоорганизация в гражданском

праве //Журнал российского права. - № 10. — 2005. — С. 87-88.

Также наблюдаются попытки причислить к актам саморегулирования, обеспечивающим самоорганизацию

24

имущественных отношений, односторонние сделки24. При этом, не учитывается, что самоорганизация это свойство систем, к числу которых односторонние сделки, представляющие собой одномоментные акты, нельзя отнести ни при каких обстоятельствах.

Таким образом, самоорганизация представляет собой альтернативу нормативной организации общественных отношений, но возможность, пределы и направления осуществления самоорганизационных процессов определяются гражданско-правовыми нормами. Поэтому важной задачей является «обеспечение взвешенного баланса нормативного и свободы ненормативного регулирования в частноправовой сфе-ре»25.

На наш взгляд, только посредством самоорганизации возможно достичь максимальной степени удовлетворенности потребностей пассажиров, как результата процесса упорядочивания пассажирских перевозок автомобильным транспортом. Для этого существуют все необходимые предпосылки. Система общественных отношений при организации подобного рода перевозок, является открытой, неравновесной, сложной и нелинейно развивающейся. Передвижение людей представляет собой сложное социальное явление, формирующееся под влиянием множества разнообразных факторов. Существенное влияние на передвижение людей оказывают: уровень развития общественного производства, социальная структура общества; уклад жизни; географическая среда и характер расселения; развитие техники; информации и связи; бюджет свободного времени; культурно-бытовые и общественные запросы людей26.

Случайные факторы влияют не только на процесс перемещения, но и на процесс правовой самоорганизации пассажирских перевозок. Приведение в действие механизма правовой самоорганизации пассажирских перевозок для перехода организационного состояния системы на новый качественный уровень возможен в случае накопления множества случайных факторов негативного характера, при котором система отношений между организаторами переходит в неравновесное состояние конфликта и готова подобно перевернутому маятнику выбрать тот или иной путь развития. Рыночная экономика, как самоорганизующаяся система, наглядно обнажает недостатки командно-административного управления пассажирскими перевозками. К их числу относится неспособность органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить удовлетворяющее запросам пассажиров состояние транспортной инфраструктуры, конкурировать на рынке транспортных услуг с частным сектором, обеспечить качество транспортного обслуживания населения при росте его подвижности; уменьшить транспортные затраты населения, обеспечить оптимальные схемы доставки и др.

На наш взгляд, при организации перевозок пассажиров следует в полной мере задействовать механизмы самоорганизации. «Если результаты правового регу-

24 Правовая система Украины: история, состояние и перспективы. С. 132.

25 Правовая система Украины: история, состояние и перспективы. С. 134.

26 Красникова Д.А. Логистические принципы организации пассажирских перевозок с нестабильными характеристиками : диссертация ... кандидата экономических наук : - Саратов, 2005. - С. 7

лирования на равновесную систему предсказуемы и прогнозируемы, то последствия правового воздействия на нестабильные системы невозможно предвидеть. В связи с этим правовое регулирование должно строиться исходя из разных методологических посылок в различные этапы развития социальной системы»27.

Оптимальным инструментом для запуска процессов самоорганизации и их управлением является гражданско-правовой договор. Он выступает как средство организации системы правовых средств, обеспечивающих регулирование отношений гражданского оборота»28. Следует согласиться с И.К. Забоевым в том, что именно «договорное регулирование является естественным, или, можно сказать, природным саморегулятором общества и экономики». 9 Среди гражданско-правовых договоров особое место занимает организационный договор, оформляющий организационные правоотношения. При этом, возникающие из договора организационные отношения по своему содержанию с управленческими отношениями не совпадают, хотя в некоторых моментах пересекаются. Этого не учитывает А.М. Мартемьянова, по мнению которой «в силу своего сущностного характера организационные (управленческие) отношения не могут иметь самостоятельного объекта. Их объектом выступает объект того общественного отношения, которое возникает и развивается под воздействием организационного (управленческого) отношения»30. Поэтому, одной из важных проблем современной цивилистики является выявление организационного и самоорганизационного потенциала гражданско-правового договора вообще и в сфере автомобильных перевозок в частности. К сожалению, на современном этапе нет единой позиции среди цивилистов относительно правовой природы организационных договоров31.

Теперь обратимся к соотношению понятий самоорганизация и самоуправление. С точки зрения эффективности достижения состояния организованности, самоуправление и самоорганизация имеют преимущество перед управлением и организацией. Это является одним из объединяющих факторов данных понятий. Самоуправление создает предпосылки для создания неформальных синергических связей. Сходство рассматриваемых понятий заключается и в том, что также как при самоорганизации при самоуправлении отсутствует воздействие управляющего субъекта на управляемый объект - такая система управляется сама со-

бой32.

Однако, имеются и некоторые отличия. Во-первых, самоорганизация является более емким понятием по сравнению с самоуправлением и по отношению к нему

27 Филиппова С.Ю. Частноправовые средства организации и достижения правовых целей. - М.: Статут, 2011. - С. 197.

28 См.: Меркулов В.В. Гражданско-правовой договор в механизме регулирования товарно-денежных отношений: Автореферат дис. ... д-ра юрид. наук. - Саратов, 1994. - С.7.

29Забоев И.К. Правовые и философские аспекты гражданско-правового договора. - Спб, 2003. - С. 21.

30 См.: Мартемьянова А.М. Объект организационного отношения.// Проблемы обязательственного права. Межвузовский сб. науч. трудов. - Свердловск, 1989. - С.72.

Обзор мнений см.: Козлова Е.Б. Организационные договоры: понятие и классификация // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2011. - №5 - С.3- 9; Егорова М.А. Организационное отношение и организационные сделки в гражданско-правовом регулировании. // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2011. - №5 -С.10- 21

32 В.А. Горбухов. Основы социального управления. Учеб. посо-

бие. - М.: Форум, 2009 - С.20-21.

является первичной. По мнению К.С. Айнабека, самоуправление, которое направлено на реализацию цели, задач, изменение собственных потенциальных возможностей в адаптации к окружающей среде, внешним факторам, является составляющим элементом самоорганизации33.

Во-вторых, при самоуправлении субъект вырабатывающий программу и реализующий ее, совпадают в одном лице34. При самоорганизации, как правило, участвуют несколько соорганизаторов, поскольку сотрудничество является неотъемлемым элементом данного процесса.

В-третьих, самоуправление, действует по принципу отрицательной обратной связи, а при самоорганизации задействована положительная обратная связь. Самоуправление, при этом позволяет разумно сдерживать самоорганизацию и направлять ее в нужное русло, переводя конфликт в латентное состояние и уберегая систему от полного разрушения.

В-четвертых, самоорганизация как процесс более сложный, чем самоуправление, имеет перед ним ряд преимуществ.

Выводы:

1. Под организованностью транспортного процесса в сфере автомобильных пассажирских перевозок является такое состояние системы автомобильного транспортного обслуживания пассажиров, которое позволяет обеспечить удовлетворение потребностей пассажиров в бесперебойных, своевременных, комфортных и безопасных перевозках в пункт назначения за приемлемую плату.

2. И управление, включающее в себя организацию, и организацию в отсутствие управления, можно рассматривать как альтернативные способы достижения состояния организованности. Организация, основанная на началах координации, свойственна гражданскому праву и требует применения гражданско-правовых средств, с помощью которых возможно организовать правовые связи субъектов. Регулирование является одним из способов организации, а саморегулирование является одним из видов регулирования. Гражданское законодательство предоставляет широкие возможности для сотрудничества по сравнению с другими отраслями права, что создает предпосылки для наиболее эффективной организации процесса перевозок пассажиров.

3. Важными преимуществами самоорганизации перед другими видами организации и перед управлением являются: а) результат взаимосвязанной деятельности за счет потребляемой извне энергии становится больше, чем сумма результатов деятельности каждого соорганизатора в отдельности; б) устойчивость организуемой системы; в) высокая степень адаптивности организуемой системы в условиях нестабильности окружающей среды.

4. Нормативное регулирование, и механизм правового регулирования (далее - МПР) для самоорганизации общественных отношений непригодны, попытки применять синергетику к праву как к системе норм являются бесперспективными. Поэтому, такие элементы МПР, как норма права и юридический факт могут применяться при организации, но не при самоорганизации общественных отношений, представляющей собой

33 Айнабек К.С., Социально-экономическая природа и содержание самоорганизации общественного хозяйствования // http://group-global.org/publication/view/6878

34 В.А. Горбухов. Указ. Соч. - С.15.

альтернативу нормативной организации. Однако, возможность, пределы и направления осуществления самоорганизационных процессов определяются гражданско-правовыми нормами, поэтому важной задачей является обеспечение в частноправовой сфере взвешенного баланса нормативного и свободы ненормативного регулирования.

5. Самоуправление создает предпосылки для создания неформальных синергических связей. Как при самоорганизации при самоуправлении отсутствует воздействие управляющего субъекта на управляемый объект. Самоорганизация является более емким понятием по сравнению с самоуправлением и по отношению к нему является первичной. При самоуправлении субъект вырабатывающий программу и реализующий ее, совпадают в одном лице, в то время как неотъемлемым элементом самоорганизации является сотрудничество нескольких лиц. Самоуправление, позволяет разумно сдерживать самоорганизацию и направлять ее в нужное русло, переводя конфликт в латентное состояние и уберегая систему от полного разрушения. Применение самоорганизации в сфере пассажирских перевозок более эффективно, чем самоуправление без самоорганизации.

Список литературы:

Ветютнев Ю.Ю. Синегретика в праве // Государство и право. - 2002. - №4. - С. 64.

Грунина В.А. Синергетические основы правового регулирования. Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. -Владимир, 2006. - 22 С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Горбухов В.А. Основы социального управления. Учеб. пособие. - М.: Форум, 2009 - 224 С.

Егорова М.А. Организационное отношение и организационные сделки в гражданско-правовом регулировании. // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2011. - №5 -С.10- 21

Забоев И.К. Правовые и философские аспекты гражданско-правового договора. - Спб, 2003. - 278 С.

Залесский В.В. Законы природы и законы юридические. // Журнал российского права. - 2007. - №10. - С. 35-41.

Залесский В.В. Вероятность и самоорганизация в гражданском праве // Журнал российского права. - № 10. -2005. - С. 85-92.

Козлова Е.Б. Организационные договоры: понятие и классификация // Законы России: опыт, анализ, практика.

- 2011. - №5 - С.3-9.

Красникова Д.А. Логистические принципы организации пассажирских перевозок с нестабильными характеристиками : диссертация ... канд. эконом. наук : - Саратов, 2005.

- 19 С.

Мартемьянова А.М. Объект организационного отношения. // Проблемы обязательственного права. Межвузовский сб. науч. трудов. - Свердловск, 1989. - С. 66-73.

Мейер К., Дэвис С. Живая организация. - М.: Добрая книга., 2007 - 368 С.

Меркулов В.В. Гражданско-правовой договор в механизме регулирования товарно-денежных отношений: Автореферат дис. ... д-ра юрид. наук. - Рязань, 1994. - 48 С.

Мицкевич Л.А. Социальное значение административной ответственности с позиций синергетики. / Административная ответственность / Отв. ред.: Бачило И.Л., Хаманева Н.Ю. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 2001. - 150 С.

Олейников Ю.В., Оносов А.А. Ноосферный проект соци-оприродной эволюции. - М.: ИФРАН, 1999. - 210 с.

Правовая система Украины: история, состояние и перспективы: в 5 т. Т.3: Гражданско-правовые науки. Частное право / под общ. ред. Н.С. Кузнецовой. - 680 С.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. - М.: Прогресс, 1986. - 432 С.

Теория организации. Учебник. Под ред. Алиева В.Г. Второе издание. - М.: Экономика, 2003 - 431 С.

Филиппова С.Ю. Инструментальный подход в науке частного права. - М.: Статут, 2012 - 350 С.

Филиппова С.Ю. Частноправовые средства организации и достижения правовых целей. - М.: Статут, 2011. - С.118.

Хакен Г. Синергетика. - М.: Мир, 1980. - 404 С.

Храпач С.В. Регулирование организации пассажирских перевозок со стороны государства и муниципальных органов власти. / http://www.mrtrans.ru/news/4553.

Цветков И.В. Договорная дисциплина в предпринимательской деятельности. Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2006. - 336 С.

Шишкин А.В. Синергетический подход в теории права. Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2007. - 35 С.

Юдин, Э.Г. Методоллгические проблемы исследования самоорганизующихся систем [Текст] / Э.Г. Юдин // Проблемы методологии системного исследования. - М., 1970. - С. 360-361.

Айнабек К.С., Социально-экономическая природа и содержание самоорганизации общественного хозяйствования // http://group-global.org/publication/view/6878

Рецензия

на статью Лернера Богдана Ефимовича «Соотношение понятий самоорганизации правовых отношений перевозок пассажиров автомобильным транспортом с понятиями «организация» и «самоуправление»

Тема статьи представляется актуальной, поскольку исследований соотношения между понятиями самоорганизация правовых отношений и самоуправления до настоящего времени не проводилось. К тому же тема актуальна в социально-экономическом аспекте, поскольку затрагивает права пассажиров, как потребителей транспортных услуг. Автор проводит исследование в верном направлении, показывая преимущества самоорганизационных начал гражданского права в сфере организации пассажирских перевозок перед другими отраслями.

Несомненным достоинством статьи является научное обоснование сходства и различия понятий «самоорганизация» и «самоуправление», что явилось верной предпосылкой для вывода о необходимости баланса между нормативным гражданско-правовым регулированием (саморегулированием) и самоорганизационными процессами.

Настоящая статья Лернера Богдана Ефимовича развивает общие теоретические положения теории организационных отношений и теории договорного права, поскольку договор рассматривается автором, как основной инструмент самоорганизации правоотношений.

Оценивая язык и стиль диссертации Лернера Б.Е., можно констатировать, что статья характеризуется системностью изложения материала, стремлением автора к точности, сжатости, однозначности текста при сохранении насыщенности его содержания. Несмотря на научный стиль публикации, автор излагает свои мысли доступно и просто. Автору удалось найти оптимальное сочетание стиля высокой науки и вполне доступной подачи материала.

Вывод: статья Лернера Богдана Ефимовича «Соотношение понятий самоорганизации правовых отношений перевозок пассажиров автомобильным транспортом с понятиями «организация» и «самоуправление» может быть рекомендована к печати в журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Заведующий кафедрой гражданского права и процесса Ульяновского государственного университета,

Доктор юридических наук, доцент С.Ю. Морозов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.