Научная статья на тему 'Соотношение понятий «Производность» и «Мотивированность» в описании фактов диалектного словообразования'

Соотношение понятий «Производность» и «Мотивированность» в описании фактов диалектного словообразования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
937
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРИВАЦИЯ / СИНХРОНИЯ / ДИАХРОНИЯ / ДИАЛЕКТОЛОГИЯ / ПРОИЗВОДНОСТЬ / МОТИВИРОВАННОСТЬ / DERIVATION / SYNCHRONY / DIACHRONY / DIALECTOLOGY / DERIVATIVENESS / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Новикова Л. Н.

В статье представлено диалектное словообразование в говорах Тверской области и решаются проблемы диахронического и синхронного подходов к анализу диалектных фактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of the Concepts of Derivativeness and Motivation in the Description of the Facts of Dialect Word-formation

The article is devoted to the problem of wordbuilding in dialects of Tver region and to the problem of correlation of synchrony and diachrony.

Текст научной работы на тему «Соотношение понятий «Производность» и «Мотивированность» в описании фактов диалектного словообразования»

ханизмы порождения знаков языка в отчуждённой от автора форме» [10].

Расширенная модель языковой личности охватывает основные этапы речемыслительной деятельности от коммуникативного намерения (мо-тивационный уровень) до конечного продукта -текста (моторико-артикуляционный уровень). Взаимодействие элементов этих уровней (по крайней мере одного элемента каждого из уровней) обеспечивает речемыслительную деятельность, включая производство текста во внешней речи в устной и письменной форме. Эта структура языковой личности является врождённой, сопровождает носителя языка в течение его жизни, развивается и модифицируется вместе с ним [11].

В формировании языковой личности выделяются закономерные и индивидуальные явления: «Закономерное - не исключительное, но непременно то исходное, на чем основывается языковая личность, это - язык. Индивидуальное в языковой личности, с одной стороны, формируется через внутреннее отношение человека к языку, через становление личностных смыслов языка, которые определяют ее индивидуальные варианты ценностного отношения к языку. С другой стороны, языковая личность оказывает заметное влияние на становление языковых традиций» [12].

Таким образом, языковая личность - сложное явление с многоуровневой организацией, представляющее собой совокупность социальных, физических, психологических, эмоциональных, прагматических и других характеристик, выраженных в речи.

Примечания

1. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987. С. 7. Далее цитаты по этому изданию приводятся в круглых скобках с указанием страниц.

2. Виноградов В. В. Личность // Виноградов В. В. История слов / РАН. Отделение лит-ры и языка: Научный совет «Рус. язык: история и совр. состояние». Ин-т рус. яз. РАН / отв. ред. Н. Ю. Шведова. М., 1994. С. 271-309.

3. Богин Г. И. Концепция языковой личности: ав-тореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 1982. С. 14.

4. Там же. С. 16.

5. Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.19 / Ленингр. гос. ун-т. Л., 1984. С. 7.

6. Караулов Ю. Н. Указ. соч.

7. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004. С. 22.

8. Там же. С. 86.

9. Там же. С. 23-24.

10. Кирилина А. В. Проблемы гендерного подхода в изучении межкультурной коммуникации // Ген-дер как интрига познания: Альманах. Пилотный выпуск. М., 2002. С. 17.

11. Там же. С. 18.

12. Лютикова В. Д. Языковая личность: идиолект и диалект: дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01. Екатеринбург, 2000. С. 27.

УДК 808.2-087

Л. Н. Новикова

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ

«ПРОИЗВОДНОСТЬ» И «МОТИВИРОВАННОСТЬ» В ОПИСАНИИ ФАКТОВ ДИАЛЕКТНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

В статье представлено диалектное словообразование в говорах Тверской области и решаются проблемы диахронического и синхронного подходов к анализу диалектных фактов.

The article is devoted to the problem of wordbuilding in dialects of Tver region and to the problem of correlation of synchrony and diachrony.

Ключевые слова: деривация, синхрония, диахрония, диалектология, производность, мотивированность.

Keywords: derivation, synchrony, diachrony, dialectology, derivativeness, motivation.

Важнейшими понятиями синхронного и исторического словообразования являются понятия, до недавнего времени называющиеся одним диахроническим термином - «производность». На протяжении последних 25-30 лет в большинстве работ по словообразованию разграничиваются диахроническая «производность» и ее синхронный аналог - «мотивация» или «мотивированность», возникшие первоначально при описании диалектного материала [1]. В связи с исследованием лексического явления мотивации слов на диалектном материале сформировалось новое направление в изучении лексики диалекта - мотивология. Специфика мотивологического подхода к исследованию лексики, в отличие от ономасиологического и семасиологического, состоит в его одновременной дву-направленности: от формы к значению и от значения к форме - для выявления их взаимообусловленности. Специфика мотивационных отношений раскрывается в основном при словообразовательном анализе. При этом некоторые лингвисты продолжают использовать термин «производность» для обозначения процессов, относящихся и к диахронии, и к синхронии [2]. Но те лингвисты, которые терминологически не дифференцируют синхронную структуру и исторический путь образования слова, используя только термины «производное», «производящее», «производность» и т. п., теоретически четко различают синхронные связи и диахроническую производность.

Ряд ученых полностью отрицает возможность интерпретировать факты словообразования в синхронии или критикует современных исследова-

© Новикова Л. Н., 2009

телей в недооценке данных по истории образования слов [3]. Необходимо определить (для дальнейшего практического анализа нашего материала) роль этих данных и способы их использования и описания синхронной словообразовательной структуры диалектного слова, так как данные по истории слов могут применяться при научном исследовании и практическом исследовании диалектного материала.

Многие явления синхронного словообразования объясняются фактами прошлого. В грамматиках современного языка иногда дается исторический комментарий структуры слов, путь образования которых существенно отличается от устанавливаемых в этих грамматиках синхронных мотивацион-ных отношений. Так, в «Русской грамматике» слова деяние, действие, деятель с синхронной точки зрения мотивируются глаголом делать, но здесь же дается комментарий, что исторически они образованы от глагола деять, который считается устаревшим [4]. Но факты истории слова должны при этом рассматриваться как факты другой языковой системы по отношению к изучаемой системе, иначе создается неадекватное описание современного языка, т. е. факты языкового прошлого фигурируют в исследованиях как факты настоящего.

При анализе диалектного материала важно, если производное слово соотносится с диалектной мотивирующей основой, установить, функционирует ли данное производящее слово в говоре как «живое», не исчезло ли его значение из памяти диалектоносителей. Для этого необходимо использовать прием эксперимента по обнаружению живых словообразовательных связей. «Синхронная структура слова должна выявляться только на основе сопоставления изучаемых единиц с единицами, имеющимися в современном языке, актуальными для его "рядового" носителя» [5].

Синхронные словообразовательные отношения (мотивация) не всегда аналогичны пути образования слова (производности). Попытаемся представить типологию отношений между производ-ностью и мотивированностью, свойственных диалектным словам. Предлагаемая типология отражает как синхронные свойства слов (наличие/ отсутствие мотивирующего, т. е. мотивированность/немотивированность), так и диахронические (наличие/отсутствие производящего, т. е. историческая производность/непроизводность). При этом мотивированными считаются слова, имеющие в современных диалектах мотивирующее слово. Направление мотивации определяется на основе правил, изложенных в «Краткой русской грамматике» [6]. Производными словами или словами, имевшими в русском языке производящее, будем называть такие слова, которые либо были образованы в русском языке (в древнерусскую, старорусскую эпоху или в но-

вое время), либо унаследованы из праславянско-го языка и сохранили в русском языке живые связи со своим производящим.

Разграничивая мотивированность и производ-ность как термины, отражающие синхронный и диахронический подходы к явлениям словообразования, мы выделили четыре группы слов в зависимости от наличия/отсутствия у них в современном языке производящего и мотивирующего: 1) слова, имеющие производящее и мотивирующее; 2) слова, не имеющие производящего, но имеющие мотивирующее; 3) слова, имеющие производящее, но не имеющие мотивирующего; 4) слова, не имеющие ни производящего, ни мотивирующего.

Применительно к нашему материалу эта схема приложима с тем допущением, что решение, имеет ли анализируемое слово в современном русском языке мотивирующее, принимается после проведения экспериментального исследования говора по обнаружению живых мотивационных отношений с мотивирующими словами. Это следует специально оговорить, поскольку большинство лексем, представленных в нашем материале, не имеют соотношений с литературными словами, но хорошо известны тверским диалектоносителям. Явление мотивации слов - это «мотивационные отношения единиц, при актуализации которых осознается мотивированность слова, т. е. взаимообусловленность его звучания и значения. Мотивационные отношения слов составляют лингвистическую универсалию, они охватывают почти все слова языка, оставляя за пределами своего "влияния" незначительный процент слов-"одиночек"» [7]. К последним относятся слова четвертой группы: слова, не имеющие ни производящего, ни мотивирующего.

Мотивационно связанные лексические единицы характеризуются широким функциональным спектром во всех типах языка - коммуникативной, эмоционально-экспрессивной, эстетической функциями. С мотивированностью как свойством слова связаны такие особенности языка, как тенденция к мотивированности языкового знака и тенденция к его произвольности, реализующиеся за счет ряда лексических процессов - номинации, ремотивации, неомотивации, демотивации, лекси-кализации внутренней формы слова и др. Внутренняя форма слова, являясь средством выражения его мотивированности, также обладает рядом важных функций. Ее квалифицируют как важнейший «узел» системных отношений в языке [8].

Исследование объекта мотивологии предполагает использование особого, мотивологического, подхода, отличительную черту которого составляет двунаправленность анализа: от звучания слова - к его значению и от значения слова - к его звучанию. Это является необходимым условием для выявления взаимообусловленности обеих сторон слова и для осознания внутренней формы

слова. По мнению О. И. Блиновой, мотивологи-ческий подход осуществляется с опорой на следующие принципы исследования: принцип лекси-центризма (в фокусе внимания исследователя слово и его мотиваторы, лексический и структурный), принцип текстоцентризма (анализируемая лексическая единица рассматривается в рамках текста или метатекста), принцип антропоцентризма (для осознания носителями языка мотивированности слова), принцип синхронности (в силу синхронного характера изучаемого явления) [9].

Принцип синхронности в нашем материале опирается на прием психолингвистического эксперимента, выявляющего необходимые метатексты. Проверка живых словообразовательных связей между производными и производящими привела к выявлению следующих групп в исследуемом материале. Все приведенные ниже примеры имеют одинаковую ареальную характеристику - это северо-запад Тверской области (Осташковский, Пеновский районы). К первой группе относятся слова, имеющие производящее и мотивирующее.

Первая группа делится на две подгруппы: слова, у которых производящее и мотивирующее совпадают, и слова, у которых они не совпадают - образованы эти слова от одного слова, но мотивированы другим.

Примеры первой подгруппы:

Объягодиться - 'запастись ягодами на зиму'; обстениться - 'построить дом (со стенами), обстроиться'. Производящее и мотивирующее - стены;; наследовать - 'натоптать следы, наследить'. Производящее и мотивирующее следы1; нитить-ся - 'исчезать'. Производящее и мотивирующее -нитъ; торчаться - 'мешать своим присутствием, торчать постоянно перед глазами'. Производящее и мотивирующее - торчатъ; честить - 'угощать, оказывать честь'; украиться - 'прийти к концу, краю'; удуматься - 'вразумиться, понять, много думая'; угрузить - 'положить на одно плечо рычага большую тяжесть, груз'; уконоводить - 'увлечь в свою ватагу, компанию (сравнивается с процессом увлечения коней в табуне)'; уколотиться -'устать, успокоиться после гнева, досады'; ухапе-ниться/ухапаться - 'ухватиться за кого-либо'. Производящее и мотивирующее - хапатъ; распло-шеть - 'опуститься, оглупить'. Производящее и мотивирующее - плохой.

Ко второй подгруппе относятся слова, образованные от одного слова, но мотивированные другим.

Туманить - 'стараться внушить что-либо ложное, бить с толку, затуманить'. Производящее -туман, мотивирующее - затуманитъ; спутмять-ся -'сбиться, запутаться, сбиться с пути'. Производящее - путъ, мотивирующее - путатъся; ублюдать - 'сохранять'. Производящее - блюду (блюсти), мотивирующее - наблюдатъ; усво-

ить - 'захватить, присвоить'. Производящее -свой, мотивирующее - присвоитъ; устрожить-ся - 'сделаться ловким, догадливым (сделать кратким, сжатым)'. Производящее - устрожитъ, мотивирующее - строгий; растолмачить - 'растолковать, объяснить'. Производящее - толмач, мотивирующее - растолковатъ; ужиматься -1) 'скупиться'; 2) 'корчить рожи'. Производящее -ужиматъ, мотивирующее - ужимистый; уродиться - 'уродовать'. Производящее - уродитъ, мотивирующее - урод; разголеть - 'оголеть, обноситься одеждой'. Производящее - голетъ, мотивирующее - голый; растравиться - 'испортиться'. Производящее - травитъ, мотивирующее -травитъся; праздниться - 'остаться без дела'. Производящее - праздный, мотивирующее -праздник; расслабенеть - 'расслабеть'. Производящее - слабенетъ, мотивирующее - слабый; раздневать - 'взять отдых'. Производящее - денъ, мотивирующее дневатъ (отдыхатъ); утакать -'уговорить'. Производящее - так, мотивирующее - такатъ (соглашатъся).

Ко второй группе относятся слова, не имеющие производящее, но имеющие мотивирующее в современном говоре. Метатексты, выявленные в результате психолингвистического эксперимента, имеют хронологические рамки 1985-2003 гг. Под метатекстами мы понимаем разновидность текста, в котором содержатся высказывания носителей языка о языке.

Усредиться - 'обжиться, освоиться, свыкнуться'. Мотивирующее - среда; ублюдничать -'быть лакомкой'. Мотивирующее - блюдо; усадить - 'потерять'. Мотивирующее - просадитъ; чествовать - 'ругать кого-либо'. Мотивирующее - честъ; разгрибиться - 'обрюзгнуть'. Мотивирующее - гриб; утолочить - 'уговорить, сбить с собственной мысли'. Мотивирующее -толковатъ; утренничать - 'завтракать'. Мотивирующее - утро; сплоховаться - 'стать плохим'. Мотивирующее - плохой; растягулить -'растянуть что-либо'. Мотивирующее - растя-нутъ; хилиться - 'слабеть от тайной болезни'. Мотивирующее - хилый; утравить - 'приправить кушанья'. Мотивирующее - трава; ухлебе-нить - 'приправить похлебку хлебной приправой'. Мотивирующее - хлеб; распылиться - 'расходиться, рассердиться'. Мотивирующее - пыл; распрорушиться - 'растрястись, родить'. Мотивирующее - рушитъ; растемяшить - 'уразуметь, раскусить'. Мотивирующее - темя; разду-дыливать - 'распивать, пить, прохлаждаться'. Мотивирующее - дудылитъ - 'пить много воды'.

К третьей группе относятся слова, имеющие производящее, но не имеющие мотивирующее в современном говоре.

Чекануть - 'сильно ударить кого-либо'. Производящее чекан, русск.-цслав. чеканъ «кирка,

топор». Древнее заимств. из тюрк., ср. чагат. сакап, «боевой топор», казах. сакап, которое связано с тур. и т. д. сактак «бить, чеканить»; тореть -'делаться удобным для езды'. Производящее -тор; уславить - 'оповестить'. Производящее -слаба (молва); ухопить - 'ухватить'. Производящее - хопить (хватаь); упудить - 'запугать, смирить, испугаться'. Производящее - пудить - пугать, гнать; шануться - 'зайти, завернуть к кому-либо, наведаться'. Производящее слово - ша-нуть - 'сильно толкнуть, бросить'. Вероятно из шатнуть от шатать; хламызгать - 'стучать, колотить'. Производящее - хламать - 'хлопать (дверью). М. Фасмер предполагает, что слово звукоподражательного происхождения; шалаболить -'пустословить'. Производящее - шалабола (вздор) - 'шалопай, пустой, человек; шалаболить у М. Фасмера - шататься без дела; чихвалить-ся - 'хвалиться, хвастать'. Производящее - хба-литься; разгруздыниться - 1) 'разгневаться, надуться'; 2) 'разреветься'; 3) 'заспесиветь'. Производящее - груз, груда, грузить; сборновать -'разрушать гладкость, порядок вещей'. Производящее слово - сборныхать; рагозить - 1) 'пустословить, врать'; 2) 'возиться, суетиться попусту, ничего не делая путного, вздорно тревожиться'. Производящее - рагоза; ряснуться - 'шлепнуться, грохнуться'. Производящее - ряса; уле-гать - 'уйти'. Производящее - улеги (сапоги); рымонить - 'реветь, рюмить, рымзать'. Производящее - рымза (плакса); рюмить - 1) 'скучать, предаваться безнадежности'; 2) 'плакать, хныкать по-ребячьи'. Производящее - рюма (плакса); раз-быгаться, разбыгнуться или разобыгаться - 'раздеться, разоблачиться, скинуть теплую или верхнюю одежду'. Производящее слово - быгать, обыгать, обыгнуть («огибать, обогнуть, закутат»); таланить - 'говорить одно и то же, толмачить'. Производящее - талан (счастье, удача).

К четвертой группе относятся слова, не имеющие ни производящего, ни мотивирующего в современных тверских говорах.

Сякнуть - 'течь'; раздоротиться - 1) 'говорят о весенней дороге: оставаться хорошей для санной езды, несмотря на позднее время'; 2) 'воз-доротилась дорожка - развалилась, разделилась на две'; раздевулить - 'делить на доли, расти, равнять'; трутить - 'отравлять рыбу'. Производящее - трут - возможно соотнести с др.-русск. трудъ - «болезнь», но в говоре такого соответствия нет; чемурзить - 'суетиться, понукать других'; схутать - 'украсть, спрятать, схоронить'; тендерить - 'неотступно добиваться, просить чего-либо'; шахабить - 'сильно раскачивать'. Производящее - шах (ветвь) - возможно, это производящее, но с большим сомнением; уклескать -'уйти куда-нибудь'; сыкнуться - 'броситься к кому-либо', сыкать - возможно, от скать - су-

чить (нитки), раскатывать тесто, др.-русск. съка-ти, съку, сучить, ссучивать. Но значения настолько разошлись, что вряд ли правомерно считать это слово производящим; талалыкать - 'балясничать, попусту болтать'. Производящее - тала-лы - тот, кто шепелявит. Но информанты не помнят слова талала, в говоре сохранился лишь глагол. А. А. Шахматов предполагает звукоподражательное происхождение, пытается связать с толкобать, толочить; чемуснить - 'сильно ударить'; шаверзить - 1) 'проказить, прокудить, портить, мешать'; 2) 'сплетничать'. М. Фасмер предполагает, что образно с приставкой *ша- (арготического происхождения) от *върз-; ср. ка-верза. Современное состояние говора таково, что информанты не связывают данное слово ни с одним другим, которое могло бы быть производящим; туровить - погонять'. Производящее - тур. Если исходить из лат. 1аигш - «бык», то производящим в полной мере оно не может быть, если только в переносном значении; хмылить - 'скучать, горевать, насмехаться'. По поводу этого примера М. Фасмер делает предположение, что связано с хмыл - шутка', что вряд ли правомерно; хлобу-чить - 'бить, таскать'.

Таким образом, синхронно-диахроническое описание языка дифференцирует явления в соответствии с хронологической последовательностью их возникновения, развития и существования, давая объективную картину диалектного словообразования.

Примечания

1. Блинова О. И. Фактор мотивированности и вариантности слова // Язык и общество. Саратов, 1974. Вып. 3; Блинова О. И. Явление мотивированности слов в собственно лексикологическом аспекте // Вопросы сибирской диалектологии. Омск, 1976; Блинова О. И. Явление мотивации слов. Томск, 1984; Янценецкая М. Н. К вопросу о словообразовательной и лексической мотивированности // Русское слово в языке и речи. Кемерово, 1977 а; Янценецкая М. Н. Словообразовательная и лексическая мотивированность слова // Вопросы русского языка и его говоров. Томск, 1977 б. Вып. 4.

2. Ермакова О. П. О соотношении понятий произ-водность и мотивированность // Актуальные проблемы русского словобразования: материалы V Республиканской науч. конф. Ташкент, 1989.

3. Трубачев О. Н. Этимологические исследования и лексическая семантика // Принципы и методы семантических исследований. М., 1976; Максимов В. И. Еще раз о грамматической теории и практике обучения языку // Вопросы языкознания. 1980. № 1.

4. Русская грамматика. М., 1980. Т. I.

5. Улуханов И. С. Мотивация и производность (о возможностях синхронно-диахронического описания языка) // Вопросы языкознания. 1992. № 2. С. 5-19.

6. Краткая русская грамматика. М., 1989.

7. Блинова О. И. Русская мотивология. Томск, 2000. С. 3.

8. Там же.

9. Там же. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.