Научная статья на тему 'Соотношение понятий «Правительственные связи» (gr) и «Общественные связи» (pr)'

Соотношение понятий «Правительственные связи» (gr) и «Общественные связи» (pr) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4102
572
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
GOVERNMENT RELATIONS (GR) / PUBLIC RELATIONS (PR) / PUBLIC AFFAIRS (PA) / ПУБЛИЧНЫЕ ВОПРОСЫ / ПУБЛИЧНЫЕ ДЕЛА PUBLIC AFFAIRS (PA) / ОБЩЕСТВЕННЫЕ СВЯЗИ PUBLIC RELATIONS (PR)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хлытчиев Игорь Игоревич

Рассматриваются некоторые современные подходы к изучению GR и PR коммуникаций. Сделан акцент на эволюции трактовок этих концептов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION BETWEEN CONCEPTS GOVERNMENT RELATIONS (GR) AND PUBLIC RELATIONS (PR)

The article covers some modern approaches to research GR and PR communications. There is an ascent on evolution of interpretation those concepts.

Текст научной работы на тему «Соотношение понятий «Правительственные связи» (gr) и «Общественные связи» (pr)»

И.И. Хлытчиев

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ СВЯЗИ» (GR) И «ОБЩЕСТВЕННЫЕ СВЯЗИ» (PR)

ХЛЫТЧИЕВ Игорь Игоревич - аспирант кафедры политологии и политического управления РАНХиГС (e-mail: timofeeva@pochtamt.ru)

Аннотация. Рассматриваются некоторые современные подходы к изучению GR и PR коммуникаций. Сделан акцент на эволюции трактовок этих концептов.

Ключевые слова: правительственные связи - Government Relations (GR); общественные связи - Public Relations (PR); публичные вопросы, публичные дела - Public Affairs (PA).

Взаимодействие бизнеса и государства в информационном обществе приводит к возрастанию роли коммуникационной составляющей, а управление информацией становится по важности в один ряд с экономическими показателями самого бизнеса. Хорошо изученный инструмент маркетинговых коммуникаций - PR расширяет свою сферу и определяется исследователями как сфера управления, одновременно и GR понимается также как сфера коммуникационного менеджмента, то есть того же управления информацией. Исследователи по-разному оценивают, какой вид коммуникации - Public Affairs (PA), Government Relations (GR), Public Relations (PR) -является более общим. Одни специалисты определяют PA как более широкую область, чем GR и PR, другие отождествляют PA с GR, иные путают GR и лоббирование. Изобилие определений одних концептов и малоизу-ченность других говорит о постоянном изменении представления о месте GR и PR-коммуникаций. Во введении к учебнику РАГС «Управление общественными отношениями» В.С. Комаровский пишет, что PR не обладает какими-то особыми, специальными технологиями. Одни и те же методы и приемы используются в рекламе, пропаганде, маркетинге паблисити, различаются только задачи и ситуации. При современном многообразии форм коммуникации и отсутствии сформированного целостного представления исследователям еще предстоит установить взаимосвязь указанных категорий, что усложняется отсутствием русских аналогов и заимствований англоязычных определений и сложностью их адекватного перевода. Выработка тезауруса, формирование единообразия в понимании переводных терминов усложняется схожестью приемов для решения коммуникационных задач. Отсутствие систематизации приводит к необходимости сделать попытку обозначить общее и различное в понимании терминов GR и PR.

Government Relations (GR, дословно: взаимодействие с органами государственной власти), в некоторых странах Public Affairs (PA, «публичные вопросы», «публичные дела», «занятие публичными вопросами») - это деятельность специально уполномоченных сотрудников крупных коммерческих структур (GR-специалистов) по сопровождению деятельности компании в политической среде. Цель GR - выстроить долгосрочную, комфортную, предсказуемую систему отношений с профильными для компании политическими стейкхолдерами. Основная задача GR - предотвращать возможные угрозы от деятельности политических стейкхолдеров и реализовывать потенциальные возможности компании через ее участие в политических действиях. За счет GR компания пытается достичь экономических результатов политическими средствами.

Основные функции GR в компании

• Отслеживание и анализ инициатив исполнительных органов государственной власти, которые могут затрагивать экономическое положение компании. При этом в большинстве случаев о готовящихся решениях должно быть известно заблаговременно - в момент зарождения идей.

• Проведение мониторинга и комплексного анализа законодательных и иных нормативных правовых актов, относящихся к вопросам регулирования в области деятельности компании, которые могут повлиять на развитие бизнеса.

• Координация выстраивания отношений компаний с органами государственной власти. Часто взаимодействие с органами власти осуществляют различные подразделения компании. При этом важным моментом является координация общей направленности процесса взаимодействия единым центром, поскольку использование порочащих имидж компании методов работы в одном из регионов может наложить отпечаток на всю компанию в целом.

• Сопровождение инициатив компании в государственной сфере (вопросы лицензирования, разъяснительных писем, лоббирования законопроектов, участия в государственных тендерах или целевых программах, ходатайств, уведомлений, обжалований и пр.).

• Воздействие на органы государственной власти, корректировка их инициатив в интересах компании. Проведение лоббистских кампаний.

• Обеспечение преференций и государственных заказов для компании.

• Применение стратегического подхода к решению проблем, влияющих на репутацию компании, который позволяет обеспечивать лояльность государства и общества к компании.

• Выстраивание и поддержание деловых контактов с представителями госучреждений, общественных организаций.

1 См.: Профессиональный словарь лоббистской деятельности (составитель П.А. Толстых), http://lobbying.ru/dictionary_word.php?id=6.

• Поддержка экономической деятельности компании на внешних рынках.

Понятие «Public Relations» (PR) насчитывает, по разным оценкам, более 500 определений, в литературе часто встречается общее синтезированное определение Американского фонда Foundation for Public Relations Research and Education. PR - это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и ее общественностью, решению различных проблем и задач; помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него; определяет и делает особый акцент на главной задаче руководства компании - служить интересам общественности; помогает руководству быть готовым к переменам и использовать их по возможности наиболее эффективно, играя роль системы «раннего оповещения» об опасности и помогая справиться с нежелательными тенденциями; использует исследования и открытое, основанное на этических нормах, общение в качестве основных средств деятельности.

Это определение PR было опубликовано в 1975 году и на сегодняшний день, несмотря на огромный труд исследователей, не может в полной мере отразить многогранность постоянно развивающейся системы PR-коммуникаций. Также многообразие определений свидетельствует об описании исследователями или практиками временных тенденций в различные периоды.

Выделяют «альтруистический» подход (40-е гг. XX в.), когда PR понимается как некая деятельность ради интересов общественности, «компромиссный» (70-е гг. XX в.), при котором организация учитывает интересы общественности для адекватного восприятия своих собственных интересов, и «прагматический» - управление состоянием общественного мнения в определенной сфере, корпоративными отношениями, осуществляемое ненасильственными средствами. Подавляющее большинство специалистов полагает, что PR - это, прежде всего, управленческая деятельность, основную функцию определяют как управление восприятием, а задача -изменение отношения без изменения реальной сути. Иными словами, PR - это управление восприятием с помощью сознательно организованных коммуникаций1.

PR - это управленческая деятельность, направленная на установление взаимовыгодных, гармоничных отношений между организацией и общественностью, от которой зависит успех функционирования этой организации2.

1 Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: учеб. пособ. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2007. С. 27.

2 Невзлин Л.Б. «Паблик рилейшнз». Кому это нужно? М., 1993. С. 13.

Выделяют четыре модели эволюции

1. С середины XIX в. - односторонняя, манипуляторская (модель рекламы).

2. С начала XX в. - модель общественной информации (указывается цель организации, акцент на объективность сообщения).

3. С 1920 г. - двусторонняя асимметричная модель (пропагандистская модель).

4. С середины XX в. - двусторонняя симметричная (принципы взаимопонимания, партнерства, важность этического аспекта).

Функции PR по И.М. Синяевой

• Аналитическо-прогностическая функция связана с выработкой информационной политики, ее стратегии и тактики, фиксирующих движение событий и явлений в их динамике. Она включает изучение общественных партнеров РР, анализ конкретных ситуаций при формировании деятельности, оценку состояния общественного мнения, настроений и реакций населения на действия властей, подготовку аналитических данных для принятия эффективных решений.

• Организационно-технологическая функция - это совокупные меры и действия по организации и проведению активных акций, РР-кампаний, деловых встреч, конференций, других акций.

• Информационно-коммуникативная функция предполагает продуцирование, тиражирование информации при выполнении информационно-разъяснительной и пропагандистско-рекламной работы, необходимой не только для партнеров, но и для поддержания социально-психологического климата внутри организации, соблюдения служебной этики.

• Коммуникативно-методическая функция: консультации по организации и налаживанию отношений с общественностью, разработка концептуальных моделей сотрудничества и социального партнерства, программ, акций и РР-кампаний1.

Соотношение родственных понятий и их иерархию еще предстоит уточнять и формулировать, однако, представляется необходимым понимать, что в рамках работы СР-подразделения могут быть использованы приемы и методы РР, равно как и в профессиональной жизни «пиарщика» зачастую применяются стратегии, свойственные другим сферам коммуникационного менеджмента. Для СР-специалиста, как и для специалиста РР, цель - это выстроить систему отношений с профильными для компании влиятельными лицами (стейкхолдерами). Как правило, такой специалист трудится непосредственно в самой компании, проводит мониторинг информационного поля с целью не допустить принятия негативных решений, которые могут затрагивать интересы бизнес-структуры. Информирует ру-

1 См.: Синяева И.М. «Паблик рилейшнз» в коммерческой деятельности. М., 1998. С. 30-31.

Бануляк Н.А. 165

ководство о ситуации и, используя профессиональные коммуникационные технологии, организовывает коммуникации. Для этого необходимо налаживать экспертные контакты и иметь возможность принимать участие в обсуждении инициатив от их зарождения до итоговой стадии. Основной задачей представляется выстраивание общей стратегии деятельности компании и предоставление ее первым лицам необходимой информации и комфортной среды для координации деятельности разных подразделений. Для этого необходимо правильное понимание логики принятия решений в государственных структурах и СМИ, стратегическое понимание процессов, происходящих в этих структурах, для эффективных действий конкретных подразделений и экспертов. Именно умение выстроить общую линию коммуникации и отличает деятельность СР и РР-специалиста от деятельности лоббиста и пропагандиста.

Список литературы

1. Невзлин Л.Б. «Паблик рилейшнз». Кому это нужно? М., 1993.

2. Синяева И.М. «Паблик рилейшнз» в коммерческой деятельности. М.: 1998.

3. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: учеб. пособ. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Дело, 2007.

© Хлытчиев И.И., 2011

Н.А. Бануляк

СЛУЖБЫ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

БАНУЛЯК Наталья Анатольевна - аспирант кафедры политологии и политического управления РАНХиГС (e-mail: natali5755@yandex.ru)

Аннотация. Рассмотрены особенности работы служб по связям с общественностью в органах государственной власти, определены понятие «РЯ-служба», цели подразделений по связям с общественностью органов государственной власти, их задачи, основные направления работы. Дана характеристика СМИ как основного инструмента формирования имиджа органов государственной власти.

Ключевые слова: РЯ-служба, органы государственной власти, государственное управление, коммуникация, диалог власти с общественностью, обратная связь, средства массовой информации, имидж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.