Научная статья на тему 'Соотношение национального и общечеловеческого в сфере духовности (на примере Центральной Азии)'

Соотношение национального и общечеловеческого в сфере духовности (на примере Центральной Азии) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
178
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовность / ценности / цивилизаций / мультикультурализм / Центральная Азия / регион / культура / глобализация. / spirituality / values / civilization / multiculturalism / Central Asia / the region / culture / globalization

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Турсунова Ранохон Юсубжановна

Статья «Соотношение национального и общечеловеческого в сфере духовности (на примере Центральной Азии)» о духовном возрождении в регионе, о месте общечеловеческих ценностях в проводимых преобразованиях. О трансформации национальных и общечеловеческих ценностей в Центральной Азии, которая представлена широким спектром мультикультур, этносов, конфессий, языков, традиций и обычаев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«The ratio national and universal in the sphere (Central Asia)» on the spiritual revival in the region, the place of human values in the reforms. The transformation of national and universal values in Central Asia, which is represented by a wide range of multiculturalism, ethnic groups, religions, languages traditions and customs.

Текст научной работы на тему «Соотношение национального и общечеловеческого в сфере духовности (на примере Центральной Азии)»

46

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 I ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

СООТНОШЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОГО В СФЕРЕ

ДУХОВНОСТИ

(НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ)

Турсунова Ранохон Юсубжановна

Канд. ист. наук, заведующий кафедрой «Социально-гуманитарных наук», УМЭД, г.Ташкент,

Узбекистан

АННОТАЦИЯ Статья «Соотношение национального и общечеловеческого в сфере духовности (на примере Центральной Азии)» о духовном возрождении в регионе, о месте общечеловеческих ценностях в проводимых преобразованиях. О трансформации национальных и общечеловеческих ценностей в Центральной Азии, которая представлена широким спектром мультикультур, этносов, конфессий, языков, традиций и обычаев.

ABSTRACT «The ratio national and universal in the sphere (Central Asia)» on the spiritual revival in the region, the place of human values in the reforms. The transformation of national and universal values in Central Asia, which is represented by a wide range of multiculturalism, ethnic groups, religions, languages traditions and customs.

Ключевые слова: духовность, ценности, цивилизаций, мультикультурализм, Центральная Азия, регион, культура, глобализация.

Keywords: spirituality, values, civilization, multiculturalism, Central Asia, the region, culture, globalization.

При изучении, анализе и сопоставлении культурных и нравственных ценностей, выработанных многовековым человеческим опытом [5], попытки отыскать между ними какую-нибудь связь, показать их взаимоотношения часто приводили к возвышению общечеловеческого за счет национального (последнее, конечно, не отрицалось, но незаметно приобретало оттенок второсортного) или к формальному признанию их равноправия. Вместе с тем, «демаркационная линия», между национальным и общечеловеческим сглаживается, национальное не только не отмирает, но и расширяется, впитывая в себя новые ценности под влиянием глобализации.[1, с. 16]

Как известно, общество не может гармонично развиваться без развитой духовной жизни. Более того, в переходные периоды, когда происходят коренные преобразования в политической и экономической сферах, важно не упустить из виду и духовную сторону, которая более чувствительна к подобного рода изменениям.

Наиболее важные духовные ценности народа часто становятся достоянием всего человечества, их философия приобретает интернациональную значимость, но в конкретных обществах, странах, социальных группах духовность функционирует в конкретной национальной форме. Диалектика национального и интернационального выражается в их взаимообогащении, взаимовлиянии, причем этот процесс непрерывен и закономерен. [15]

Исследование данной проблемы обусловлено поисками цивилизованных форм самоутверждения и самореализации личности в системе

устанавливающихся рыночных отношений, зримо меняющих шкалу ценностных ориентиров и предпочтений. Это требует научно обоснованных и практически ценных выводов по регуляции национального и общечеловеческого, патриотизма и национальной гордости, гражданского долга и ответственности личности. Пускать эти процессы на самотек или идти в их решении методом проб и

ошибок, даже ориентироваться на иностранный опыт - бесперспективно. [9, с. 4]

Человек нуждается в гармоничных отношениях с внешним миром. Эта гармония достигается именно в идеальной, духовной сфере, при этом человек опирается на свой личный опыт, который может быть выражен в определенном идеале или норме.[15] Такие идеалы и нормы необходимо трактовать как общечеловеческие ценности.

К общечеловеческим ценностям следует относить те постулаты, в которых заложено гуманистическое содержание, в том числе доброта, справедливость, красота, святость и др. Указанные ценности обеспечивают гармонию человека с природой и обществом.

Само понятие «общечеловеческие ценности» стало широко использоваться в ХХ в., с появлением глобализации. Это всеохватывающее явление потребовало выработки некой общей системы ценностей, так как начался процесс мультикультуризации человечества, возникла необходимость в формулировании этого понятия для установления межцивилизационных диалогов.

Выделяются две позиции в оценке проблемы. Согласно одной, общечеловеческих ценностей не было, нет и быть не может. Во-первых, у всех людей, общностей, государств формируются различные, часто несовместимые интересы, цели, установки; во-вторых, как и любая мировоззренческая проблема, проблема определения ценности не может иметь однозначного решения, её трудно сформулировать; в-третьих, решение этой проблемы во многом обусловлено эпохальными конкретно-историческими условиями; в-четвертых, ценности носили и носят только локальный во времени и пространстве характер.[16] Последний довод весьма привлекателен, так как сами ценности - это продукт духовной деятельности (так называемая этика), вырабатываемый сообществом людей под влиянием особенностей и времени его существования.

Согласно другой позиции, общечеловеческие ценности - это то действительно важное для

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 I ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

47

людей, что является надобным, желанным, что имеет непреходящую, существенную значимость для каждого нормального человека независимо от его пола, расы, гражданства, социального положения, места проживания, менталитета и др. Общечеловеческие ценности высоко значимы для человечества как единства всех людей, как и для всякого государства, поскольку оно отвечает или должно отвечать нуждам, интересам, потребностям общества и гражданина. [16]

Необходимо выделить как приоритетные -материальные ценности; они представляют собой высшее благо, поскольку человек, прежде всего, существо биологическое. Исследуя материальные ценности, нельзя забывать и о духовных, которые тесно переплетаются, взаимозависимы с первыми. К духовным ценностям необходимо отнести достижения науки, образование, искусство, творчество. Вершиной всех ценностей для человека можно считать такое понятие, как счастье. В широком понимании счастье - это физическое и душевное состояние наивысшей удовлетворенности индивида.

Таким образом, подводя итог рассмотрению общечеловеческих ценностей, необходимо заключить, что это ценности, которые остаются неизменными в течение длительного времени для многих поколений людей. Среди них есть такие, которые носят национальный (или местный) характер и связаны с особенностями исторического развития общества, его традициями, а есть и уникальные личностные ценности, существующие только для конкретного индивида. Все они включены в стационарный и вместе с тем динамичный безграничный мир ценностей, который обретает, создаёт и обогащает человечество на своем пути материального и культурного прогресса. [16]

Национальные ценности вырабатываются каждым народом в соответствии с географическими, климатическими, историческими и иными условиями становления и развития. Они шлифуются столетиями и тысячелетиями, сохраняя при всех обстоятельствах специфические национальные черты. Выявление относительно стабильного состава таких ценностей у народов, проживающих в том или ином регионе, имеет чрезвычайно важное значение для понимания процессов, происходящих в этом регионе, так как сами эти процессы приобретают своеобразие, преломляясь через традиционные народные ценностные установки. [5]

С первых лет после обретения государственной независимости в Республике Узбекистан в целях утверждения общечеловеческих ценностей, укрепления духа взаимного доверия, дружбы, братства, единения, продолжения и развития культурных и исторических традиций, обычаев и обрядов, формировавшихся на протяжении веков [7, с. 230-231], была инициирована широкомасштабная работа объективному изучению древнейшей истории и возрождению духовной сферы общества.

Обретение независимости дало Узбекистану возможность выработки собственной национальной политики и комплексной программы, направленной на духовное возрождение и обновление, установление

межнационального согласия, достижения гармонии национального и общечеловеческого, сохранения исторических ценностей, традиций, культуры всех наций, народностей и этнических групп. [9, с. 22]

Национальное богатство узбекского народа включает в себя элементы и общечеловеческого, так как на протяжении длительного периода наш менталитет впитал в себя достижения других цивилизаций, таких как эллинская, азиатская, арабская и т.д.

В процессе выполнения программы духовного возрождения и обновления патриотизм, национальная гордость, ощущение самобытности на время лишают значимости идею интеграции, ослабляя межнациональные контакты. Появляется даже угроза механического копирования инонациональных образцов, что приводит к снижению оценочного подхода к национальным аналогам собственной культуры, стремлению преодолеть их мнимую ограниченность. В государственной национальной политике Узбекистана удалось избежать этих тупиковых направлений.[9, с. 34]

Особую миссию в деле духовного возрождения в Узбекистане выполняют национальные культурные центры, которые начали создаваться еще в 1989 г. Для координации их работы в 1992 г. был создан Республиканский интернациональный культурный центр, который явился связующим звеном между национальными центрами. Он объединяет и координирует работу более 100 центров, которые выполняют программы сохранения национального языка, традиций, укрепления межнациональной дружбы, воспитания в духе толерантности и уважения к другим культурам.

В возрождении духовных ценностей во всех республиках Центральной Азии за последние 20 лет произошли кардинальные изменения. Так, еще в 1999 г. Президент Казахстана Н.А.Назарбаев заявлял: «Мы строим полиэтническое государство с равными правами и возможностями для всех... Побудительным толчком обращения к некоторым фундаментальным урокам прошлого послужила задача «суметь вписать» огромное «тело» национальной культуры на очередном крутом вираже в «полотно» истории. В то же время движение на этой огромной и динамичной «магистрали» современности не позволяет пользоваться архаичными методами. Иначе в поисках прошлого можно утерять будущее». [12, с. 4-5]

Национальную политику, проводимую в Казахстане, можно условно охарактеризовать как курс страны, на диалог ради стабильности и мира. В рамках данного курса проводятся съезды лидеров мировых и традиционных религий. Один из первых таких съездов состоялся в Астане 23-24 сентября 2003 г., в нем приняли участие представители всех мировых религий из Азии, Америки, Ближнего Востока, Европы. В принятой Декларации съезда были провозглашены такие приоритеты, как толерантность, справедливость и др.

В январе 2004 г. была утверждена Государственная программа Казахстана «Культурное наследие», направленная на «развитие духовной и образовательной сферы, обеспечение сохранности и

48

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 I ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

эффективного использования культурного наследия страны». Программа включала в себя несколько направлений: воссоздание значительных

исторических и архитектурных памятников; создание целостной системы изучения культурного наследия, в том числе современной национальной культуры, фольклора, традиций и обычаев; обобщение многовекового опыта письменности и литературы, создание развернутых художественных и научных серий; создание на государственном языке полноценного фонда гуманитарного образования на базе лучших достижений мировой научной мысли, культуры и литературы.[6, с. 212]

Как считает один из кыргызских экспертов К.Маликов, Кыргызстан, характеризующийся межэтнической конфессиональной и

этнолингвистической общностью, всегда

принадлежал к мусульманскому миру. В цивилизационном плане важную роль играл кыргызский язык, сформировавшийся на базе тюркского языка при довольно сильном влиянии арабского языка, выступавшего в качестве универсального средства религиозной и культурной идентификации всей исламской цивилизации. [8]

Проблема культурной идентификации кыргызского народа оказалось намного сложнее. Изменения, происшедшие за годы в составе СССР, в том числе воспитание новых поколений на принципах безбожия и на ценностях материализма, полностью противоположных традиционно мусульманским, в новых условиях привели к глубокому духовному кризису. Все это наложило отпечаток на коллективное сознание народа, которое одновременно является национальным и наднациональным. [8]

Следовательно, взаимообусловленность

национального и общечеловеческого в укреплении собственной национальной политики Республики Кыргызстан выступает как важный фактор религиозного плана.

В Таджикистане, как считает Президент Таджикистана Э.Рахмон, уже созданы все необходимые условия для свободного участия граждан в культурной жизни и творческой деятельности, для обеспечения их права на культурные и духовные богатства государства.[14]

Доминирующая часть населения Таджикистана также исповедует ислам, который считается составной частью духовности и исконной культурой таджиков. Признание ислама имело огромное значение для стабильности общества, воспитания молодежи в целях приобщения к культуре, человеколюбия и толерантности. Поэтому, подчеркивает Э.Рахмон, государство уделяет особое внимание возрождению исламской культуры и использованию ее религиозных постулатов в регулировании духовной жизни населения страны. Яркими примерами являются празднование Г ода памяти Великого Имама, включение в учебные программы средних школ специальной дисциплины "Исламское просвещение".[14]

С целью эффективного использования и разъяснения массам истинного содержания и сути норм ислама, их очищения от искажений и суеверий в

республике был принят Закон "Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан", где намечено проводить обряды в основном по заповедям Великого Имама, правоведа мира ислама и основоположника мазхаба, последователями которого являются более 90% населения Таджикистана.[14]

Непростая ситуация сложилась в Туркменистане. В сфере культуры еще недавно были запрещены опера, балет, цирк, закрыты кинотеатры, в начале 2005 г. - публичные библиотеки. Были выдвинуты новые концепции в изучении развития туркменского государства и его места в мировом историческом процессе. В духовной сфере распространялись идеи туркменской нации, ее огромного вклада в развитие мировой культуры. Этой теме посвящали свои произведения туркменские писатели и поэты, художники и композиторы, театраловеды и кинодеятели. Образ жизни туркмен строился по «священной книге Рухнама», являющейся квинтэссенцией национальных идей, она стала своеобразным кодексом, определяющим жизненные установки в государстве. Книга С.Ниязова представляет собой предписание «правильных» норм жизни для туркменского народа вплоть до поведения в быту.[13] Со сменой лидера государства ситуация изменилась, появилось признание достижений мировой цивилизации и глобализации.

Духовное возрождение самобытных традиций даже в условиях бурно проявляющегося интереса и обострения проблемы национального менталитета должно иметь глубоко продуманную, взвешенную концепцию, свободную от схематизма и предвзятости, исключающую проникновение в духовную жизнь обновляющегося общества элементов помпезности, парадности, что, к сожалению, нередко в наши дни и даже имеет тенденцию к расширению. [2, с. 14]

В Центральной Азии существует общность исторических и этнокультурных факторов развития народов региона, что обуславливает наличие схожих национальных интересов субъектов региона. В данном случае термин «схожие» не аутентичен понятию «одинаковые», это, скорее всего совпадения, которые позволяют идентифицировать интересы.[1, с. 18]

В XXI в. над человечеством нависла угроза самоуничтожения. Для сохранения мира, между народами необходим учет взаимосвязи национального и общечеловеческого.[5] Гражданский мир - наиболее важная ценность человеческого сообщества и задача его обеспечения для каждого государства. Существование и успешное функционирование страны напрямую зависит от сохранения и поддержания в ней согласия и порядка. Порядок внутри общества, мир и спокойствие означают сплочённость общества и его ячеек, интегрированность в противовес конфликтности и деградации. Государство призвано защищать права и свободы граждан, регулировать отношения между социальными слоями, партиями, движениями, предотвращать, устранять общественно опасные конфликты, противодействовать попыткам

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 9 (18), 2015 I ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

49

насильственного и незаконного захвата государственной власти и др. [3]

Таким образом, модернизация региона протекает в новой международной архитектуре и новом политическом континууме. Успешному сотрудничеству в так называемом цивилизационном диалоге способствует богатое духовное наследие, крепкие семейные ценности, привычка жить в коллективе. Особый интерес вызывает процесс трансформации национальных и общечеловеческих ценностей в Центральной Азии, которая представлена широким спектром мультикультур, этносов, конфессий, языков, традиций, обычаев и др. Развитие этого мультикультурного региона дает повод говорить о некоем состоявшемся опыте в проведении межцивилизационного диалога.

Список литературы:

1. Акобиров С.Р. Соотношение национальных и общечеловеческих интересов в обеспечении национальной безопасности: Автореф. дисс. ... канд. полит.наук. - Ташкент, 2005.

2. Баратова М.А. Национальные традиции и их влияние на социальные процессы: Автореф. дисс. ... канд. философ. наук. - Ташкент. 1997.

3. Ефимов В., Таланов В. Общечеловеческие ценности.

http://atheismru.narod.ru/humanism/ioumal/49/Yef tal.ht m

4.Закиров Ш.М. Системное исследование проблем гармонизации межнациональных отношений в условиях независимости Узбекистана: Автореф. дисс. . канд. философ. наук. - Ташкент, 2005.

5.Казанов Х.М. Трансформация ценностных ориентаций в современном российском обществе:

Автореф. дисс. ... докт. философ. наук. - Нальчик 2002.http://www.dissercat.com/content/transformatsiya-tsennostnykh-orientatsii-v-sovremennom-rossiiskom-obshchestve

БОЕВОЙ ПОЛЯРНЫЙ БОРТМЕХАНИК А. Р. НЕПОМНЯЩИЙ - КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА В СОЗДАНИИ РЫЛЬСКОГО АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА СПЕЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ГРАЖДАНСКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА СССР

Хороших Владимир Алексеевич

Кандидат исторических наук. Преподаватель Рыльского авиационного технического колледжа-филиала Московского государственного технического университета гражданской авиации. Заслуженный работник

транспорта РФ.

Денефнер Владимир Зигмундович Директор Выборгского филиала Санкт-Петербургского государственного университета гражданской

авиации.

BATTLE MECHANIK POLAR LR NEPOMNYASTCHY - KEY FIGURES IN THE CREATION OF RILA SPECIAL SER VICES A VIA TION SCHOOL OF Civil A VIA TION OF THE USSR.

Khoroshikh Vladimir

Candidate of Historical Sciences Teacher Rila Aviation Technical College, a branch of Moscow State Technical University of Civil Aviation. Honored Worker of Transport of the Russian Federation.

Denefner Vladimir

Director of Vyborg branch of the St. Petersburg State University of Civil Aviation

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается деятельность авиатора Лазаря Рувимовича Непомнящего по созданию Рыльского авиационного технического училища специальных служб гражданского воздушного флота в 1960 г. Показано его участие в перегонке самолетов США в СССР по Ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны.

6. Кан Г. История Казахстана: Учебник. 3-е изд. Перераб. и доп. - Алматы: Алматыштап, 2007.

7. Каримов И.А. Узбекистан на пороге достижения независимости. - Ташкент: Узбекистан, 2011.

8. Маликов К. Духовно-идеологическое поле

Кыргызстана, пути поиска общей национальной идеи: «Между западной цивилизацией и

восточным миром».

http://www.easttime.ru/analitic/1/4/307.html

9. Муминов А.Г. Национальная политика независимого Узбекистана и пути ее реализации в духовно-культурной сфере (теория и практика): Автореф. дисс. . докт. полит. наук. - Ташкент, 1999.

10. Мираъзамов К.Ж. Национально-культурные интересы и развитие национальной культуры: Автореф. дисс. ... канд. философ. наук. - Ташкент, 1995.

11. Наджимов Г.Н. Народные традиции и культура. - Ташкент: Узбекистан, 1992.

12. Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы: Атамура, 1999.

13.Образование. Образ жизни. Культура. Туркменистан.

http://www.uadream.com/tourism/Asia/Turkmenis

tan/element.php?ID=26077

14.Рахмон Э. Наши свободы имеют свои пределы: Доклад по случаю 15-й годовщины

принятия Конституции Таджикистана.

http://www.centrasia.ru/news2.php?st=1257425040

15.Чижов П.Г. Интернациональное

и национальное в духовности человека и общества

http://anthropology.ru/ru/texts/chizhov_pg/commn

at02_29.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. http://wikipedia.ora/wiki

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.