ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
© 2005 Ф.Н. Апиш УДК 159.9.
ББК 88 А 94
Соотношение мотивов и потребностей: теоретический анализ научных подходов
Аннотация:
В статье рассматриваются различные подходы к определению основных мотивационных компонентов: мотивов и потребностей. Анализируются работы как отечественных, так и зарубежных исследователей. Ключевые слова:
Потребность, мотив, потребностно-мотивационная сфера, классификация человеческих потребностей.
Проблема мотивов и мотивации относится к тем, которые считаются вечными. Сложность явлений мотивации и мотивов, незавершенность их осмысления, а также большое разнообразие теоретических подходов к их изучению в науке объясняет неоднозначность трактовок понятийно-терминологического аппарата по данной проблеме.
В психологии мотив понимается не только как осознанная потребность (Ковалев А.Г.) или как предмет потребности (Леонтьев А.Н.), но и может отождествляться с собственно потребностью (Симонов В.П.).
(Этимология слова. Мотив - от латинского moveo (movero), немецкого motive, французского motif - значит двигать, приводить в движение, толкать).
В современной психологии термин «мотив» используется в существенно разных смыслах. К нему относятся: инстинкты, влечения (драйвы - термин
западной психологии), потребности, эмоции, установки, идеалы и т. д.
В данной статье мы остановимся на проблеме соотношения «мотив - потребность». В контексте данного соотношения представляют интерес взгляды западных психологов на проблему классификации потребностей, лежащих в основе мотивов человеческой деятельности (поведения).
Специальные концепции мотивации, относимые только к человеку, появились в первой трети ХХ столетия. Одной из первых таких концепций явилась теория мотивации, предложенная К. Левином. Вслед за ней были опубликованы работы представителей гуманистической психологии таких, как А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс и др.
Американский исследователь мотивации Г. Мюррей наряду с перечнем органических или первичных, потребностей, идентичных основным инстинктам, выделенным У. Макдауголлом, предложил список вторичных (психогенных) потребностей, возникающих на базе инстинктоподобных влечений в результате воспитания и обучения. Это - потребности достижения успехов, аффилиация, агрессия, потребности
независимости, противодействия, уважения, унижения, защиты, доминирования привлечения внимания, избегания вредных воздействий, избегания неудач, покровительства, порядка, игры, неприятия, осмысления, сексуальных отношений, помощи, взаимопонимания. Кроме этих двух десятков потребностей автор приписал человеку и следующие шесть: приобретения, отклонения обвинений, познания, созидания, объяснения, признания и бережливости.
В плане рассмотрения потребностно-мотивационной сферы человека представляет интерес классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам А. Маслоу, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей:
1. Потребности физиологические (органические).
2. Потребности в безопасности.
3. Потребности в принадлежности и любви.
4. Потребности уважения (почитания).
5. Познавательные потребности.
6. Эстетические потребности.
7. Потребности в самоактуализации.
Данная иерархическая система мотивов подчиняется правилу: «Следующая ступень мотивационной структуры имеет значение тогда, когда предыдущие ступени реализованы» и направлена на реализацию изначальной человеческой мотивационной силы - самоактуализацию. На базе потребности в самоактуализации складывается особый тип мотивации, позволяющий развить в человеке совокупность определенных личностных свойств.
Представляет интерес и классификация потребностей ЖНюттена, в которой выделены два ее уровня: «организм-среда» и «личность - мир», в связи с тем, что высказывания об изменчивости мотивации и возможностях ее формирования связаны с целенаправленными
воздействиями на мотивационную сферу человека. Согласно его концепции, первый уровень мотивации является врожденным, определяется структурой организма, второй - приобретенный, изменчивый, формируемый.
Анализ имеющейся литературы по данной проблеме показывает, что нет общепризнанной и практичной классификации потребностей. С.Б .Каверин считает, что причина разногласий заключается в том, что до настоящего времени не удалось обнаружить принципа, способного выстроить все многообразие человеческих влечений в целостную и внутренне непротиворечивую систему. Им же на основе принципа деятельности (выделяет 4 вида деятельности - труд, общение, познание и рекреация) и принципа доминирования (соподчинения) предложена классификация потребностей, которая показывает
взаимное расположение потребностей в матрице и отражает генетическое родство и историю возвышения человеческих потребностей.
Каждому виду деятельности должна соответствовать своя группа потребностей, начинающаяся с определенного биологического прототипа, свойственного почти в равной мере и животным, и младенцу, и выстроенная в вертикальной иерархической последовательности в соответствии с законом возвышения потребностей: каждый более высокий уровень в матрице отражает более высокую ступень социализации.
В концепции психологического отношения (ВН.Мясищев) дается и такое определение потребности: «Потребностью называется отношение личности, переживаемое как противоречие и выступающее движущей силой поведения» (1956, с. 31). Такой подход способствует выявлению ее сущностных признаков:
- потребность есть психологическое отношение личности;
- потребность есть противоречие;
- потребность есть движущая сила поведения.
Потребность выражается в объектах, ситуациях,
действиях. Поэтому любая потребность имеет свою когнитивную структуру. По мнению Ю.КОрлова (1991), потребность может переживаться и ощущаться только опосредованно, через образ. Управление потребностями, считает он, есть не что иное, как управление идеей потребности и ее образами.
Потребности осознаются в виде конкретных побуждений - мотивов к определенным объектам, обстоятельствам и деятельностям, в которых они удовлетворяются.
Известный психолог П.В. Симонов (1984) выделяет три главные группы исходных потребностей, мотивирующих поведение человека:
а) биологические - индивидуальное и видовое существование человека, квазипотребности в пище, одежде, жилище;
б) социальные - потребность принадлежать группе и занимать определенное место в ней, потребность в признании и любви;
в) идеальные - потребности познавательного характера.
Указанные группы потребностей свойственны
человеку и животным, но отличие составляет одна потребность - самоидентификация, присущая только человеку. С формированием личности возникают социальные потребности, биологические приобретают
социальный характер. Социальные потребности человека удовлетворяются в межличностном взаимодействии, в общении людей. Заметим, что эта позиция перекликается с мнением А. Маслоу.
Л.П. Гримак (1987) выделяет следующие
ориентировочные потребности:
1) познавательная потребность - стремление к познанию непонятных для индивида явлений;
2) потребность в эмоциональном контакте -
регулирование своих действий не только в соответствии с действительностью, но и в зависимости эмоциональных отношений людей;
3) потребность смысла жизни - стремление
соотносить ценность собственной личности с различными уровнями коллективных и общечеловеческих ценностей.
Этой позиции придерживаются те, которые считают, что людей отличают друг от друга не потребности, а мотивация. Следует заметить, что качество удовлетворения потребности зависит от различия мотивов:
- по направленности (на высокие или низменные объекты предпочтения),
- по силе и интенсивности стремления,
- по разнообразию и богатству объектов, удовлетворяющих потребность.
Потребности человека, будучи источником его активности, лежат в основе мотивов человека и проявляются в них. Мотивы возникают, развиваются, формируются на основе потребностей. Если потребность человека - это испытываемая индивидом нужда в чем-то, то мотивы - это побуждения человека, связанные с этой нуждой.
Изложенные выше подходы, связанные с психологией активности и позицией некоторых психофизиологов, согласуются с деятельностным подходом. Деятельностный подход к проблеме потребностей позволяет рассмотреть потребности как внутреннее условие, как одну из обязательных предпосылок деятельности и потребность как то, что направляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде. Первая группа потребностей выступает как состояние нужды организма, второй вид потребностей после своего опредмечивания выполняет функцию направления регуляции деятельности. Таким образом, согласно позиции А.Н.Леонтьева, потребность выступает как необходимая предпосылка деятельности и как фактор ее направленной активности. Такой подход к системе потребностей человека дает нам ключ к пониманию динамического аспекта мотива деятельности, к пониманию его как перспективы будущего действия.
Для инициации деятельности необходимо
соотнесение потребности с предметом (мотивом), который способен данную потребность удовлетворить.
Потребности конкретизируются в мотивах и реализуются через них. Однако из этого не следует, что они эквивалентны, т. е. существует взаимно однозначное соответствие между системой потребностей и системой мотивов. Ранее отмечалось, что как потребности, так и мотивы имеют свою качественную характеристику и их нельзя отождествлять из-за того, что одна и та же потребность может реализовываться через разные мотивы, а один и тот же мотив может реализовывать разные потребности. Таким образом, потребности соответствует
целый класс мотивов, а мотив может входить в разные потребностные классы. Когда отношение между потребностью и мотивом рассматривается не столько в генетическом, сколько в функциональном плане, то движение от потребности к мотиву есть движение от возможности к действительности, от потенциального к актуальному, от генотипического к фенотипическому.
Потребности человека лежат в основе его мотивов и проявляются в них. Мотивы возникают, развиваются, формируются в деятельности на основе потребностей. «Мотивы поведения и деятельности возникают при высшем уровне отражения потребностей - их осознании» -подчеркивает В.И.Ковалев (1981, с. 33). Мысль о том, что мотив - осознанное побуждение важна для нас тем, что процесс формирования мотивации предусматривает не только развитие и возбуждение имеющихся у обучаемых познавательных потребностей, но и их осознание.
Итак, при всем внешнем сходстве и даже родстве, потребность и мотив не одно и то же. Потребности -явление субъект-объектное, они предопределены, заданы человеку социальными отношениями, тогда как мотив -явление чисто субъективное, «мое» и ничье больше.
Примечания:
1. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы. - Учен. Зап. ЛГУ, 1959, вып. 16. - №265.
2. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат,1987. - 286 с.
3. Ковалев А. Г. Психология личности. - М.: Мысль, 1973. - 341 с.
4. Ковалев В. И. К проблеме мотивов // Психологический журнал, 1981. - Т. 2. - №1.
5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. -304 с.
6. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. II. - М.: Педагогика, 1983. - 322 с.
7. Орлов Ю. К. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
8. Маслоу А. Психология бытия / Отв. ред. С.Н. Иващенко. Пер. с анг. О.О. Чистякова. - М., Киев: Рефл. - бук.: Ваклер, 1997. -300с.
9. Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действиям. - М.: АПН, 1956. - 184 с.
10. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология. Тексты. Вып. 5. - М., 1975. - С. 15-110.
11. Симонов П. В. Междисциплинарная концепция человека. - М.: Знание, 1989. - 63 с.
12. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. - М.: Наука, 1984.