экономических систем, демонстрирующий отпечаток технологий, своеобразный язык, проявление эмоциональных и культурных ценностей» [2].
Стоит заметить, не утверждается, что коммуникацию дизайн-объекта со зрителем нельзя проводить при помощи графики или, например, элементов композиции,- это возможно. Существуют различные психологические критерии восприятия информации человеком через применение таких инструментов дизайна, как размер, формообразование, направление и другие. Многое зависит от грамотного использования вышеуказанных приемов: зритель может совершенно по-разному воспринять и запомнить сообщение двух одинаковых макетов, которые будут отличаться друг от друга только одним цветом. Но, в то же время, нельзя забывать о важности информативности дизайн-проекта и коммуникативной функции, которую она выполняет.
Использованные источники:
1. Васильева С. А. Дизайн как инструмент маркетинга // Новая наука: стратегии и векторы развития. - Уфа, 2016. №1 (1) - 73-75 с.
2. Суджич, Д. Язык вещей / Пер. с англ. / Д. Суджич - М.: StrelkaPress, 2013.
- 240 c.
3. Цыганков В.А. Галдин Е.В. Проблемы функционирования графического дизайна в современном мире // Бизнес и дизайн ревю. - Москва, 2016. №1 (1)
- 11 с.
УДК 000458
Бегматова М. М. Чирчикский промышленный колледж Узбекистан, Чирчик СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ СИМВОЛИЧЕСКИ-ОБРАЗНОЙ
ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ И ПСИХОЛОГИЗМОМ Аннотация: В данной статье обсуждается связь между символически-образным толкованием и психологизмом.
Ключевые слова: символ, образ, психология, характер, роман
Begmatova M.M. Chirchik Industrial College Uzbekistan, Chirchik RELATIONSHIP BETWEEN SYMBOLICALLY IMAGINARY INTERPRETATION AND PSYCHOLOGISM Abstract: This article discusses the relationship between symbolic-figurative interpretation andpsychologism.
Keywords: symbol, image, psychology, character, novel
За почти сто лет, прошедшее с момента появления первого узбекского романа, узбекскими писателями было написано много романов, большинство из которых завоевало любовь читателей. Несмотря на то, что созданные за годы независимости узбекские романы можно пересчитать пальцами,
описанные в них взаимоотношения человека и общества, отношения людей и разногласие между ними своеобразны по своему философскому содержанию и художественному изображению. Поскольку «... думать в этом мире о тревогах и переживаниях людей - высший критерий человечности. Человек, далекий от забот народа, не может считаться настоящим человеком".
В научно-теоретической системе каждый жанр своеобразен по своим стилистическим характеристикам. Общеизвестно, что символически -образная интерпретация входит в число ведущих элементов, создаваемых в последнее время романов, в частности эпических, с большим объемом возможностей и тем. На самом деле очевидно, что в прошлом, в период до джадидской литературы, в поэтических произведениях была усилена традиция восприятия эмоционального опыта (в данном случае больше в лирике), смысла жизни и философско-духовного представления в образе природных созданий. Ярким примером этого являются басни Гюльхани, лирика Турди Фароги, Суфи Аллахяра. В начале двадцатого века, в период литературной эволюции, когда лирические произведения входили в моду, был замечен особенный подход в творчестве таких известных прозаиков, как Кадыри и Чулпан. В частности, сформировавшиеся литературные традиции приобрели особое значение в период независимости. «Объем литературно -научных интерпретаций и анализов в нашей стране расширяется; усилился интерес к переходным и ведущим принципам мировой литературы" (Б.Карим). Мы тоже полностью согласны с этим утверждением. Теперь художественная форма (роман) воплощена во всех сложных символах и иносказаниях, через которые стало популярно описывать духовное бытие человека - жизнь общества, природу человечества. Таким образом, стало очевидно, что в художественных толкованиях выражение горячего дыхания реальной жизни в символах также является искусством. Автор в романе «Бунт и смирение» описывает настроение того времени и человеческий дух, реальную жизнь и символически-образное толкование - в синкретической (смешанной) форме. Он сумеет описать, что корень проблемы времени ведет к периоду начала бунта и смирения, времени Адама и Евы, и корни этого времени основаны на природе, разнообразии, судьбе различных персонажей. По словам одного из серьезных исследователей современного узбекского романа И.Якубова, «Роман начал воплощать в себе своеобразный сжатый вид этого мира. Смог освоить многоплановое содержание, разветвленный сюжет, композиционное разнообразие, использование художественных средств и приемов, присущих мировому эпическому опыту, стремление к законченности формы». Кстати, эту идею ученого также можно найти в романе «Бунт и смирение». С этой точки зрения в романах У.Хамдама можно явно заметить необычный вид «композиционного разнообразия». Следовательно, в романе ведущую роль играют такие персонажи, как стремящийся к постижению себя, своей природы и слабости и размышляющий об общечеловеческих проблемах Табиб, испытывающая одиночество, страдающая от этого Тетя Лариса, посвятивший свою жизнь
работе, не щадивший себя Турсунбой, стремящийся к богатству и удовольствию Махкам, наслаждавшаяся своей красотой и в последствии превратившая свою жизнь в тлен, но решившая все исправить Диана. Автор в реальных жизненных картинах описывает их судьбу, будущее, их место в жизни и подходит к каждому из них с особым трепетом.
Молодой ученый, М.Пирназарова, отмечает: «В нашей литературе, по моему мнению, масштабы художественно-философских выводов в романе «Бунт и смирение» не так обширны, как в случае с произведением «Равновесие». Однако автор выбрал своеобразный форменно-стилистический путь. Суры и стихи Корана, религиозно-божественный смысл предания он описал отдельно, то есть параллельно к времени и пространству романа. Тем не менее, они сочетают особую гармонию в раскрытии художественной цели романа». Действительно, к словам ученого можно добавить еще, что включенные в него божественно-религиозные вводные слова играют важную роль в композиции произведения, они помогают постичь духовный мир персонажа, истинную причину его бунта, а затем и смирения, изгнание Адама и Евы из Эдемова сада, а также понять историю и опыт страданий в процессе продвижения к духовно-психосоциальному равновесию. Ибо с помощью подобных художественных вводных слов художественная цель писателя и настроение времени возникают в гармонии. Таким образом, автор показывает себя, когда сумеет выразить сильные и слабые стороны человечества под разным ракурсом. Например, то, что Акбар был приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен в колонию из-за одной пощечины, а затем по совету своего наставника Камиля отправится в путешествие в далекие страны, избавляется от совершенных на протяжении всей жизни грехов через бунт, просит прощения у Бога и, наконец, повинуется ему, было реалистично описано, а также изощренность истории романа и серьезная философская идея дают понять, что автор глубоко понял знание человека в этом вопросе.
Примечательно, что критику романа писателя «Бунт и смирение» нельзя игнорировать! Можем встретить практически идентичное мнение в толкованиях и исследованиях С.Садика, Отаули, Х.Каримова. В какой-то момент «элементы размышления романа не так достаточны, как в романе «Равновесие». Язык и стиль выражения произведения уникальны, но характеры недостаточно раскрыты» (утверждение наше - Ш.Ботирова). Кстати, идеи литературоведа Б.Карима о новой поэтике создали основу для серьезных дискуссий о приведенных выше критических мнениях. Ученый говорит: «Когда литературные произведения достойны поэтического исследования, литературоведы могут обращаться к нему снова и снова. В таком случае если понятие жизни, языка искусства, поэтико-художественных закономерностей интерпретатора выше уровня произведения искусства, то в толковании возникают своеобразные научные открытия... Чтобы понять и объяснить исключительные и оригинальные произведения искусства и литературы, ученый должен приблизиться к внутреннему миру художника-писателя». Действительно, такой подход ученого является важным фактором
в раскрытии поэтики романа и духовного мира современности, тщательного изучения эстетики произведения. Таким образом, мы сочли должным сосредоточиться на применённых в романе психологических картинах, то есть идеале автора в раскрытии характера.
В другом романе У.Хамдама «Бунт и смирение» он необычен своей новизной - полнотой изображения, краткостью деталей и способностью усваивать божественные и религиозные субтитры в развитии характерного художественного процесса для создания художественной целостности. Роман начинается с неожиданной ситуации. Итак, в предисловии к работе - символу ночи и первого дня творения есть ссылка на следующую жизнь героя и его судьбу. Внутренняя структура жанра, последовательность событий, художественный замысел и размах писателя логически обосновываются и усугубляются тем, что человечество идет к самоуничтожению - к Восстанию. В процессе чтения и анализа можно заметить, что в романе психологическая внешность человека кажется экстремальной. Поскольку произведение последовательно связано воедино восьмидесяти восьми глав трех разделов, в каждой главе автор кратко останавливается на феномене, где один и тот же компас должен осознавать вселенную, осознавать противоречия времени, серьезно рассматривать прошлое и будущее.
УДК 687-123
Бердиев Р. К.
старший преподаватель кафедры «Информатики и менеджмента»
Национальный Институт Художества и Дизайна
Узбекитан, Ташкент ОСОБЕННОСТИ ТРЕХМЕРНАЯ ГРАФИКИ
Аннотация: В этой статье обсуждаются основные особенности трехмерной графики.
Ключевые слова: компьютер, графика, модель, изображения
Berdiev R.K.
Senior Lecturer Department of "Informatics and Management" National Institute of Art and DesignUzbekistan, Tashkent FEATURES THREE-DIMENSIONAL GRAPHICS
Abstract: This article discusses the main features of three-dimensional graphics.
Keywords: computer, graphics, model, images
Трехмерная графика нашла широкое применение в таких областях, как научные расчеты, инженерное проектирование, компьютерное моделирование физических объектов. В качестве примера рассмотрим наиболее сложный вариант трехмерного моделирования - создание подвижного изображения реального физического тела.