Научная статья на тему 'Соотношение «Личного» и «Личностного» образовательного пространства как условие становления универсальных учебных действий студентов'

Соотношение «Личного» и «Личностного» образовательного пространства как условие становления универсальных учебных действий студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ЛИЧНОЕ» ПРОСТРАНСТВО / «ЛИЧНОСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО» / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЕМЫХ / «НИША» / «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ» / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / «PRIVATE» SPACE / «NICHE» / «IMAGE SITUATION» / PERSONAL EDUCATIONAL SPACE / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF STUDENTS / IMAGE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова Мария Николаевна, Литавор Вероника Сергеевна

Ставится проблема перспективы научного подхода к соотношению «личного» и «личностного» образовательного пространства, реализуемому в условиях образовательной ситуации как поля «самодвижения» обучающихся. «Личное пространство» персонализировано. Это – индивидуальный, внутренний мир личности. Он неявный, неосознанный, тайный, «неприкосновенный». «Личностное пространство» – вторично и формируется на основе «личного» как образовательное. Это – воспитательное, информационное и развивающее пространство открытых действий, диалога, дискуссий, «зона творческого развития личности». Именно в нём происходит становление универсальных учебных действий обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметова Мария Николаевна, Литавор Вероника Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ratio of «Private» and «Personal» of the Educational Space as the Condition of Establishment of Universal Educational Activities of Students

In the article we raise the problem of perspective of the scientific approach to the ratio of private and personal educational space. This ratio is implemented in terms of the educational situation as a field of self-movement of students. Private space is personalized. This is an individual inner world of a person. It is implicit, unconscious, secret, and inviolable. «Personal space» – is secondary and is generated based on «personal» as an educational. This is the space of open actions, dialogue, discussion, «zone of creative development» of a person. It is there the formation of universal educational activities of students takes place.

Текст научной работы на тему «Соотношение «Личного» и «Личностного» образовательного пространства как условие становления универсальных учебных действий студентов»

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 371.385

СООТНОШЕНИЕ «ЛИЧНОГО» И «ЛИЧНОСТНОГО» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

СТУДЕНТОВ

© 2013 г. М.Н. Ахметова, В.С. Литавор

Ахметова Мария Николаевна -доктор педагогических наук, профессор,

Забайкальский государственный университет, ул. Бабушкина 129, г. Чита, 672007. E-mail: galia. akhmetova@gmail. com.

Akhmetova Mariya Nickolayevna -Doctor of Pedagogical Sciences, Professor,

Zabaikalsky State University, Babushkina St., 129, Chita, 672007. E-mail: galia. akhmetova@gmail.com.

Литавор Вероника Сергеевна -аспирант,

кафедра педагогики,

Забайкальский государственный университет, ул. Бабушкина 129, г. Чита, 672007. E-mail: karpusha76l@mail.ru.

Litavor Veronika Sergeyevna -Post-Graduate, Department of Pedagogy, Zabaikalsky State University, Babushkina St., 129, Chita, 672007. E-mail: karpusha76l@mail.ru.

Ставится проблема перспективы научного подхода к соотношению «личного» и «личностного» образовательного пространства, реализуемому в условиях образовательной ситуации как поля «самодвижения» обучающихся. «Личное пространство» персонализировано. Это -индивидуальный, внутренний мир личности. Он неявный, неосознанный, тайный, «неприкосновенный». «Личностное пространство» - вторично и формируется на основе «личного» как образовательное. Это - воспитательное, информационное и развивающее пространство открытых действий, диалога, дискуссий, «зона творческого развития личности». Именно в нём происходит становление универсальных учебных действий обучаемых.

Ключевые слова: «личное» пространство, «личностное образовательное пространство», универсальные учебные действия обучаемых, «ниша», «образовательная ситуация», образовательная среда.

In the article we raise the problem of perspective of the scientific approach to the ratio of private and personal educational space. This ratio is implemented in terms of the educational situation as a field of self-movement of students. Private space is personalized. This is an individual inner world of a person. It is implicit, unconscious, secret, and inviolable. «Personal space» - is secondary and is generated based on «personal» as an educational. This is the space of open actions, dialogue, discussion, «zone of creative development» of a person. It is there the formation of universal educational activities of students takes place.

Keywords: «private» space, personal educational space, universal educational actions of students, «niche», «image situation», image environment.

Поиском настоящего исследования являет- струирования образовательной ситуации как ся реализация путей прогнозирования и кон- поля самодвижения «личного» и «личностно-

го» пространства обучающихся. Гипотетически можно говорить лишь о перспективах научного подхода, поскольку поставленная проблема имеет множество пока что мало исследованных аспектов рассмотрения. Вырисовываются разные позиции. В.А. Ясвин считает, что каждый субъект образовательного процесса раздвигает диапазон собственных возможностей и перспектив. Это пространственное окружение человека должно быть в определённой мере индивидуализировано. Персонализированное пространство и есть «личное» [1]. Так описывает его и М. Бубер: «Я есть» индивидуальность, «Я таков». Поиски своего «места» в системе человеческих отношений направлены на то, чтобы найти свою «нишу», реализовать индивидуальные способности и устремления [2]. По синергетике, понятие «ниша» рассматривается в аспекте средового подхода. «Ниша» - это определённое пространство возможностей, позволяющее субъектам удовлетворить свои потребности (природные, социальные, культурные). Важно знать пути обогащения окружающего индивида пространства. Так, «ниша», утратившая свою значимость и ценность, может быть восстановлена. Положительные по характеру содержания «ниши» следует популяризировать, осваивая их духовное значение. «Ниши» могут служить средством межнационального общения, интеллектуального взаимодействия. «Ниши» отрицательной направленности следует разрушать, придавая им положительное значение. Таков известный в педагогике опыт «оздоровления» окружающей среды с целью повышения её воспитательного и образовательного влияния [3]. М.Н. Ахметова называет это пространство индивида «зоной творческого развития». Каждый индивид - личность, со своим миром чувств и переживаний. И этот мир уникален и ценен. Обретение знаний и развитие творчества формирует человека-творца, человека-созидателя [4]. Но известный в науке «принцип неопределённости» является следствием конечного состояния системы, трудно преодолимого в связи с тем, что замысел образования порою выходит «за пределы зоны ближайшего развития» и обращается «к перспективе бесконечного развития человека», его «никем не заменимое место» в жизни, как говорит В.П. Зинченко [5, с. 161].

По нашему мнению, такое пространство следовало бы назвать «личностным». Оно по-

стоянно обогащается универсальными учебными действиями (УУД), строится на основе поиска путей самовыражения человеком своего «я». Но в таком случае возникает проблема «внутреннего человека». «Овладеть внутренним человеком, - замечает М.М. Бахтин, -увидеть и понять его нельзя, делая его объектом безучастного нейтрального анализа, нельзя овладеть им и путём слияния с ним, вчув-ствования в него. Нет, к нему можно подойти и его можно раскрыть - точнее, заставить его самого раскрыться - лишь путём общения с ним, диалогически» [6, с. 203]. Так появилось понятие «личного пространства». Это индивидуальный мир личности, ее внутренний мир, не открытый для других. И порою даже для самой личности он может быть неявным, неосознанным, туманным, тайным. Евгений Евтушенко пишет: «У каждого есть тайный, личный мир. // И если умирает человек, // с ним умирает первый его снег // и первый поцелуй, и первый бой - // Всё это забирает он с собой» [7].

Итак, понятия «личного» и «личностного» пространства, безусловно, соотносимы, но не тождественны. Словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова личный мир человека, его личное пространство определяет как «неприкосновенное», а прилагательное «личностный» соотносит со словом «лицо» [8]. У И.В. Христосенко и А.М. Лобка читаем: личностное самопорождение вторично и формируется на личном опыте [9]. А. Маслоу тоже говорит о важности личного пространства человека: «... я ощущаю эвристическую оправданность моей позиции "непреклонной наивности" в начале исследования. Однако многое из того, что я предвидел интуитивно, находит себе подтверждение в исследованиях, цифрах, таблицах и диаграммах. <...> Эмпирически пустой человек, лишённый внутренних подсказок, человек с безголосым "Я", вынужден искать указаний на стороне» [10, с. 41, 46].

З.С. Смелкова называет «личное пространство» «личной территорией». Таков термин антропологии. Он обозначает пространство, которое человек считает своим, как будто оно является продолжением его физического тела, считает А. Пиз. Размером этого пространства интуитивно поддерживается расстояние, на котором человек держится от других, иными словами - удобное для общения. Нарушение

этого расстояния вызывает чувство дискомфорта [11].

А. Пиз выделяет четыре зоны пространственной территории человека:

1) интимная зона. Нарушение её воспринимается болезненно. Проникать в эту зону разрешается лицам, находящимся в тесном эмоциональном контакте с этим человеком

[11, с. 14];

2) личная зона. Это пространство оптимально для разговора с другом. Говорящий и понимающий, как комментирует М.М. Бахтин, вовсе не остаются каждый в своём собственном мире. Напротив, они сходятся в новом, третьем мире, мире общения. Они обращаются друг к другу, вступают в активные диалогические отношения. Понимание всегда чревато ответом. В слове говорящего всегда есть момент обращения к слушателю, установка на его ответ [6, с. 209].

«Личное пространство» позволяет осознать не только окружающий мир и других людей, но оно способствует осознанию себя самого во всей широте психических процессов, свойств и состояний. В этом пространстве формируется образ «я» как сложное явление. Осознанно или неосознанно происходит становление знаний о себе и о том, каким человек хочет и может стать [12]. Эти знания не всегда осмысливаются. Человек может и не знать себя, пока не задаст себе вопрос: «Кто Я такой?» О.К. Тихомиров пишет: «Каждое изменение ситуации характеризуется тем, какой операциональный смысл оно имеет для осуществляющего его субъекта» [13, с. 73]. Заметим: операциональный - значит, творческий, креативный, в отличие от операционного смысла, предполагающего всего лишь операции, фиксирующие предвосхищаемые результаты действия. Развитие операциональных смыслов направлено на изменение смысловой стороны ситуации, прогнозирование её смысла, готовность к поиску.

В «личном пространстве» звучат голоса многих людей, особенно близких. Но возможны и ситуации «спора», «дискуссии» человека с вымышленными людьми или совершенно реальными. «Повсюду - пересечение, созвучие или перебой реплик открытого диалога с репликами внутреннего диалога <...>. Повсюду - определённая совокупность идей, мыслей и слов проводится по нескольким неслиянным голосам, звуча в

каждом по-иному», - так пишет М.М. Бахтин [14, с. 310].

В современном образовании обучающий чаще всего ориентируется на «вовлечение» обучаемого в некое уже подготовленное проблемное поле. Проблемы практически сформулированы, либо они хорошо просматриваются. «Личное пространство», как замечает А.М. Лобок [9], порождает поиск на основе личного опыта, субъективно творческого мышления, в результате чего происходит «личностное самопорождение». На основе этого высказывания и нашей опытно-экспериментальной работы, разделяя точку зрения Л.И. Новиковой [3], выделяем «личное пространство» индивида и его «личностное пространство» как пространство открытых действий, высказываний, дискуссий, выбора. Таково наше понимание;

3) «зона социального общения» - это третья зона, которую выделяет А. Пиз. По нашему мнению, она близка «личностному пространству», «питает» и обогащает его, являясь составляющей образовательного пространства;

4) общественная зона - она также входит как составляющая в образовательное пространство.

Приходим к выводу, что 1-я и 2-я зоны составляют личное пространство индивида. 3-я и 4-я входят в образовательное пространство и призваны обогащать его «личное» пространство. В.А. Пономаренко пишет: «Принципиальная позиция русского духа в области душевного (С. Франк, Ф. Достоевский, Г. Чел-паков, В. Сухомлинский и др.) - сделать крен от чувственно-предметного мира в сторону "изнутри во вне", проникнуть в бесконечную глубину переживания своего "Я" на тяжёлом пути между добром и злом» (курсив наш. -М.А., В.Л.) [15].

На основе сказанного предлагаем нетрадиционный подход по заявленной тематике: ин-тегративное «соединение» разных технологических систем образования возможно на основе обращения к образовательной ситуации как метапредметной универсальной стратегии «живого» знания. «Говорящий и понимающий, - замечает М.М. Бахтин, - вовсе не остаются каждый в своём собственном мире, мире общения, они обращаются друг к другу, вступают в активные диалогические отношения» [14, с. 209]. Мы поставили и попытались решить задачу технологии встроенности

«личного пространства» обучающихся в образовательное в условиях проектирования УУД студентов как перспективу научного поиска. Наше исследование ставит такую проблему, решение которой осложнено многими обстоятельствами. В.И. Загвязинский считает, что задача науки - «за внешним, видимым, являющимся вскрыть действительное, внутреннее движение, т.е. сущность изучаемого» [16, с. 21]. Следовательно, по его мнению, надо попытаться двигаться от внешней структуры к внутренней, а от нее - к сущности, от статистического представления - к анализу динамики процесса. Задача, развёрнутая в процессуальном плане, в живой деятельности и во взаимоотношениях субъектов обучения вместе со средствами и методами осуществления этой деятельности и полученными результатами и составляет структурную единицу учебного процесса - конкретную динамическую учебную ситуацию [16, с. 29]. Мы вводим понятие ситуации образовательной. Являясь ситуативным построением, креативным, выражающим способность порождать необычные цели, отклоняясь от традиционных схем в результате преобразования на основе воображения, образовательная ситуация решает проблему интегративности, сближает и связывает функции разных систем как мета-предметная универсальная стратегия (в отличие от учебной ситуации - как совокупность условий, складывающихся при выполнении действий по усвоению знаний и умений) [4, с. 235 - 239]. Образовательная ситуация представляется нами как личностное пространство обучаемых, порождаемая пространством личным и образовательным (в широком смысле). При этом в образовательной ситуации - один «корень» многих проблем, «гнездо», «пучок» проблем. Но решение их с учётом «встроен-ности» личного пространства в образовательное становится отчасти возможным.

Личностное пространство первого этапа взаимодействия студентов носит, как показывает опыт, адаптивный характер. Образовательная ситуация становится условием проявления терпимости обучаемых, готовности их к смене ролей и деятельности. Универсальное - это категория, обозначающая многомерность, присущую отдельному явлению, способность единичного поворачиваться разными гранями. Это не общее, присущее одному предмету [17, с. 163]. Формируется

устойчивость перед неудачей. На первом этапе происходит становление таких УУД, как способность выделять ведущие проблемы в изучаемом материале, работать индивидуально, в малой группе и коллективно, оказывать помощь. Если будущий специалист видит решаемую проблему как проблему будущей деятельности, Человека и Мира, то эта особенность характеризует его «личное пространство».

На втором этапе личностное пространство студентов обогащается креативными решениями. Образовательная ситуация характеризуется УУД критичности, интуитивным подходом в решении проблемы. Студенты излагают своё мнение, высказывают собственную оценку как версию, догадку решения поставленной проблемы на основе фактов и примеров, фантазируют, представляя, казалось бы, нечто неправдоподобное и невозможное как инновационное видение вопроса.

Третий этап характеризуется творчеством обучаемых как способом личностного существования. В образовательной ситуации личность человека «сама себя определяет к действию, по своим собственным внутренним законам» [18, с. 42].

Возможные вопросы изучения УУД студентов:

1. Можете ли Вы, работая с компьютером, анализировать научные теории? Делать собственный выбор?

2. Умеете ли Вы на основе философского знания доказывать свой выбор в решении проблемы?

3. Видите ли Вы связь новых знаний с традициями прошлого и их устремлённость в будущее?

4. Представляете ли Вы проблему как версию в образовательном поле неизвестного знания человечеству, науке, культуре? Возникает ли желание эту проблему разрешить?

5. Охарактеризуйте, насколько это Вам покажется возможным, своё «личное пространство», закрытое для других (ведёте ли Вы диалог с воображаемым «Другим» или с самим собой? Помогает ли это общение-дискуссия в решении Ваших проблем? Как «личное закрытое пространство» соприкасается с «личностным», открытым пространством Ваших взаимоотношений (Ваш Мир и Мир Другого)? Способствует ли открытость Ваших личностных отношений входить в об-

разовательную ситуацию на равных, решать, думать, проектировать, искать?

Считают, что вступающие в диалог должны иметь разные позиции. Но М.М. Бахтин убедительно доказал, что позиции субъектов диалога могут и не совпадать. Но «поле согласия» может быть установлено. Главное в том, чтобы «живая» речь носила ответный характер. «Конечно, - пишет М.М. Бахтин, -не всегда имеет место непосредственно следующий за выступлением громкий ответ на него: активно ответное понимание услышанного <...>.

Может статься до поры до времени молчаливым ответным пониманием, но это, так сказать, ответное понимание замедленного действия. Рано или поздно услышанное и активно понятое откликнется в последующих речах или в поведении слышавшего» [19, с. 246 - 247]. Молчаливое ответное понимание определённое время «хранится» в личном пространстве индивида.

Таким образом, мир образовательной среды обогащает личностный мир человека и опосредованно - его личный мир. Задача педагога высшей школы - помочь обучающимся углубиться в пространство образовательное, помочь творческой активной позиции каждого в деятельности и общении образовательной ситуации, обеспечить условия становления универсальных учебных действий.

Литература

1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.

2. БуберМ. Два образа веры. М., 1995. 468 с.

3. Управление воспитательной системной школы: проблемы и решения / под ред. В.А. Ка-раковского, Л.И. Новиковой, Н.А. Селивановой, Е.И. Соколовой. М., 1999. 264 с.

Поступила в редакцию

4. Ахметова М.Н., Литавор В.С. Версионная идея интегративного «соединения» разных технологических систем образования // Гуманитарный вектор. Чита. Серия профессионального образования. 2012. № 4 (32).

5. Зинченко В.П. Живое знание: Психологическая педагогика. Самара, 1998. 296 с.

6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. 320 с.

7. Евтушенко Е. Стихотворения. «Самые мои стихи». М., 1999.

8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1986. 797 с.

9. Христосенко И.В., Лобок А.М. Психологические маргиналии на полях вероятностного эксперимента. Екатеринбург, 2000. 172 с.

10. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1999. 432 с.

11. Смелкова З.С. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М., 1999. 232 с.

12. Ахметова М.Н. Феномен «личного пространства» школьника-читателя в условиях интерпретации текста // Учен. записки ЗабГГПУ. Чита. Серия филологии, истории, востоковедения. 2009. № 3 (26).

13. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 2005. 288 с.

14. Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. М., 1997. Т. 5.

15. Пономаренко В.А. Образ духа в субъективной жизни человека // Прикладная психология. 1998. № 6. С. 1 - 18.

16. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие. М., 2001. 192 с.

17. Эпштейн М. Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. М., 2004. 864 с.

18. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. М., 1979. Т. 1. 276 с.

19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 425 с.

21 мая 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.