Научная статья на тему 'Соотношение консервативного и инновационного подходов к развитию образовательного процесса (на примере Астраханской области)'

Соотношение консервативного и инновационного подходов к развитию образовательного процесса (на примере Астраханской области) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСЕРВАТИВНО-ТРАДИЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / ТРАДИЦИИ / КОНСЕРВАТИЗМ / CONSERVATIVE AND TRADITIONAL AREA / INNOVATIONS / TRADITIONA / CONSERVATISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибатуллина Елена Юрьевна

Дан анализ проведенного исследования отношения педагогических работников к традициям, консерватизму, инновациям в образовательной деятельности в школах Астраханской области. Рассмотрено соотношение консервативного и инновационного подходов к развитию образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение консервативного и инновационного подходов к развитию образовательного процесса (на примере Астраханской области)»

9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М. : Дело, 1993. 702 с.

10. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М. : Рос. пед. агентство, 1998. 354 с.

11. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М. : Владос, 2006. 239 с.

Communications as a condition of effective management of submunicipal educational system

The efficiency of educational system functioning and development is defined by the quality of management decisions, their direction at the maintenance of beneficial effect of activity, rise of system opportunities, correction of drawbacks. In its turn the quality of management decisions is provided by the communications system formed in the operating control on the basis of modern science and practice progress.

Key words: management, effective management, managerial information, communication.

ческого капитала». В работах М.В. Богуславского [1], А.Н. Джуринского [2], Г.Б. Корне-това [3] и др. наметилось новое видение истории педагогики как многогранного мирового социально-культурного пространства. Реформаторские начинания «сверху», инновационная активность на местах привели к тому, что некогда единая система образования изменилась: появились новые типы школ, возродились действовавшие еще в дореволюционной России формы учебных заведений (гимназии, лицеи и т.д.). Изучая статистические данные по Астраханской области, мы видим ярко выраженный инновационный процесс структурнотиповой перестройки образования.

Общеобразовательные учреждения Астраханской области

Тип школы 2000 -2001 гг. 2005 - 2006 гг. 2006 -2007 гг 2007 - 2008 гг.

Школы с углубленным изучением различных предметов 46 16 19 28

Гимназии 4 7 7 7

Лицеи 5 6 6 6

Всего школ 396 350 338 351

е.ю. ибатуллина

(Астрахань)

СООТНОШЕНИЕ КОНСЕРВАТИВНОГО И ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДОВ К РАЗВИТИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (на примере Астраханской области)

Дан анализ проведенного исследования отношения педагогических работников к традициям, консерватизму, инновациям в образовательной деятельности в школах Астраханской области. Рассмотрено соотношение консервативного и инновационного подходов к развитию образовательного процесса.

Ключевые слова: консервативно-традиционное направление, инновации, традиции, консерватизм.

В современных условиях инновационное образование превращается в важнейший стратегический фактор, при помощи которого можно формировать новые качества «челове-

В начале 2000-х гг. для инновационных процессов в образовании были характерны инновации преимущественно структурного характера, что вело, в первую очередь, к изменениям сети образовательных учреждений. Как показано в таблице, в 2000 - 2001 гг. произошло резкое увеличение числа школ с углубленным изучением различных предметов. В 2005 - 2008 гг. их количество уменьшилось, следовательно, инновационные процессы в содержании образования активизировались. Модернизация российской системы образования обозначила ряд проблем по поиску путей и условий повышения социальной активности и готовности всех субъектов образовательного учреждения к инновационной деятельности. В этом плане весьма актуальна проблема консервативного и инновационного подходов к развитию образовательного процесса, внутренней противоречивости инноваций и консерватизма, которые могут оказаться либо движущей силой, порождающей новое качество, либо консервативной, препятствующей всякому обновлению жизни.

Инновационные процессы в образовании представляют собой сложную картину, в которой перемешаны прошлое, настоящее и буду-

© Ибатуллина Е.Ю., 2010

щее. Наблюдаются не только очевидные позитивные явления и процессы развития разнообразия образования, его открытости, но и характерные для России консервативные тенденции. В этом плане актуальным представляется воссоздание «моста» между прошлым и настоящим для установления исторической преемственности, для осознания современными участниками образовательного процесса исторического смысла своих действий.

В социально-практическом плане актуальность изучения соотношения консервативного и инновационного в системе образования обусловлена необходимостью преодоления консерватизма в инновационном образовательном процессе общеобразовательного учреждения, вычленения полезных консервативных традиций отечественного образования, которые могут быть как теоретически, так и инструментально использованы в сходных социокультурных условиях, при осуществлении широкого инновационного образовательного процесса. За последние годы в области появился целый ряд школ, отрабатывающих в ходе педагогических экспериментов модели учебных заведений нового типа или использующих нетрадиционные технологии обучения и воспитания учащихся. Так, например, в 2006 г. создано 6 образовательно-ресурсных центров; в 2007 г. открыты 21 ресурсный центр и 5 социокультурных центров; в 2008 г. по области уже насчитывалось 30 ресурсных и 10 социокультурных центров.

Структурные перемены в системе образования позволили многим педагогическим коллективам развернуть работу по внедрению разнообразных педагогических новаций. Чрезвычайно важным представляется осмысление влияния консерватизма на инновационные процессы в образовании, традиций, имеющих непреходящую ценность и способных существенно повлиять на перспективы образования. Для изучения соотношения консервативных и инновационных подходов в развитии образовательного процесса в 18 городских и 10 сельских школах Астраханской области проведено анкетирование, в котором приняли участие 260 респондентов, в т.ч. 72 директора и заместителя директора и 188 учителей-предметников и учителей начальных классов.

Самым информативным способом выявления мнений участников образовательного процесса для нашего исследования стало анкетирование, основанное на опросном контакте с респондентами и применении программы для комплексной обработки ответов «КОБра».

Нам необходимо было определить спектр использования педагогами и руководителями образовательных учреждений консервативных и инновационных подходов к развитию образовательного процесса.

Традиционные методы в образовании, уходящие своими корнями в глубь веков, консервативны. И педагоги не спешат с ними расставаться, по данным нашего исследования. Так, 61,4% респондентов - за достижение результатов в образовательной деятельности с помощью традиционных методов, в то же время 21,4% высказались против; довольно высокий процент респондентов (17,1%) воздержался от оценки происходящего. Таким образом, педагоги не стремятся к кардинальной смене методов обучения. В то же время 70,0% респондентов - за сохранение достигнутых результатов за счет традиционных методов и внедрения отдельных инноваций, 15,7% высказались против. 79,4 % респондентов следят за тем, как усваивается учащимися школьный материал, 5,9% - нет, а 14,7% не обращают на это особого внимания. Можно сделать вывод, что для большинства педагогов важно просто выполнять свои функции предметника. Но при этом 72,9% респондентов испытывают наибольшее удовлетворение, когда им удается неформально подойти к подготовке и организации урока путем внедрения отдельных инноваций. В результате анкетирования было установлено, что в образовательном процессе просматривается консервативный подход, выраженный в традиционных формах обучения.

Существенным моментом, определяющим профессиональную деятельность педагога, является его отношение к методической работе. Известно, что знания школьников зачастую напрямую зависят не только от того, как педагог знает свой предмет, но и от умения донести свое понимание предмета до учеников. 87,1% респондентов не отказались бы от помощи при создании индивидуальной системы работы. По вопросу об основных методах обучения, используемых в школе, мнения педагогов разделились: 40,7% отнесли их к традиционным, 38,5% - к консервативным и 20,7% -к инновационным. Традиционны доскональная проработка учебных материалов в классе и дома, опора на память, а также многократное повторение пройденного. Теория обучения основывается на психологической способности учащихся к переносу знаний и навыков, полученных в одной области, в любую другую сферу деятельности. здесь представляется необходимым отметить, что вышеперечис-

ленные методы характерны для консервативной парадигмы образования. Довольно объективным показателем этого соответствия можно считать то, что 83,8% респондентов отклоняются от плана урока, заметив пробелы в знаниях учащихся или трудности усвоения материала. Консервативная позиция большинства педагогов по отношению к творческой активности учащихся на уроках подтверждается результатами опроса: 36% респондентов добиваются, чтобы сам ученик исправил свой ответ, 31,6% не предоставляют такой возможности ученикам, а 32,4% воздержались от ответа.

В рамках наших исследований были обозначены два феномена: деятельность, первоначально создающая традиционные элементы в образовании, и деятельность, передающая эти элементы следующим поколениям в сохраненном виде. Отсюда однозначную трактовку каждого изучаемого явления в учебном заведении 66,7% респондентов отнесли к консерватизму, 25,9% - к традиционному явлению. Интерес представляет то, как проблема соотношения консервативного и инновационного может быть разрешена на основе принципа единства исторического и логического при рассмотрении опыта педагога. 95,7% респондентов выступили за сочетание рационального внедрения инноваций и опыта эффективной деятельности прошлого, что подтверждается и практикой образовательной деятельности в большинстве школ. Необходимо разработать технологию преодоления консервативного подхода в деятельности педагогов. Педагог стремится избежать неопределенности, свобода выбора создает у него дискомфорт. Поэтому большое внимание нужно уделять созданию особых условий для распространения инноваций, создания предпосылок для их перехода в традицию. Исходя из анализа деятельности образовательных учреждений Астраханской области, можно предложить три этапа преодоления консервативного подхода в деятельности педагогов.

1. Информационный этап - овладение основами педагогической инноватики. Педагоги знакомятся с социальными и научными предпосылками возникновения инновационной педагогики, ее основными понятиями, с различными классификациями нововведений в сфере образования, изучают различные подходы к организации школы, знакомятся с различными типами инновационных учебных заведений и т.д.

2. Проектировочный этап - разработка, представление и коллективное обсуждение

проектов перевода образовательного учреждения в инновационный режим развития (групповая работа).

3. Преобразовательный этап - обеспечение в общеобразовательном учреждении организационно-педагогических условий, способствующих эффективному внедрению новшеств в образовательный процесс; практическая работа по введению новшеств в педагогический процесс, коррекция, отслеживание результатов, самоанализ профессиональной деятельности. На этом этапе происходит отказ от педагогического консерватизма как феномена, характеризующего систему взглядов и установок педагога, направленную на отказ от нового в образовательном процессе и сохранение традиционного в содержании и способах передачи накопленного опыта.

Инновационные подходы к школьному образовательному процессу выстраиваются с позиций оптимизации человеческого капитала, где основной целью ставится наиболее полное исследование знаний и связанных с этим возможностей и мотиваций. Такая школа нацеливает свою деятельность на использование эффективных форм образования не только для учеников, но и для учителей и создает механизм обратной связи. При этом она осуществляет инвестиции в «раскрытие возможностей», т.е. в создание условий для адаптации к внешней среде, внедрения инноваций и наиболее эффективного использования способностей работников. Именно благодаря такому подходу к развитию образовательного процесса в школе создается инновационный климат, систематически и целеустремленно обновляется содержание, инициируются наиболее полное использование знаний и переход к более совершенным технологиям и методам работы. В любом случае при внедрении педагогических инноваций в образовательный процесс должна быть разработана конкретная (для относительно данного общеобразовательного учреждения) система организационных, научно-технологических, учебновоспитательных форм и методов, обеспечивающих инновационный аспект образовательного процесса. Конечный результат (продукт) такого процесса - конкурентоспособный выпускник.

Литература

1. Богуславский М.В., Фишер М. Реформы российского образования; блеф или реальность? // Мир образования. 1996. № 4.

2. Джуринский А.Н. История педагогики : учеб. пособие для студ. педвузов. М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. С. 432.

3. Корнетов Г.Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли» : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. М. : УРАО, 2003. С. 294.

Correlation of conservative and innovative approaches to educational process development

There is given the analysis of the research of teachers’ treatment to traditions, conservatism, innovations in educational activities in the schools of the Astrakhan Region. There is considered the correlation of conservative and innovative approaches to educational process development.

Key words: conservative and traditional area, innovations, traditiona, conservatism.

о.А. коваленко

(Москва)

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ВЫПОЛНЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

Эффективным методом формирования исследовательских умений у младших школьников является метод проектов. Выполнение учебных проектов младшими школьниками закладывает у них основу формирования учебной деятельности, создаёт условия для проявления детской любознательности, познавательной активности, предоставляет возможность осознавать и оценивать собственные мысли и действия.

Ключевые слова: исследовательские умения, учебный проект, готовность проводить исследование, мотивированность учащихся, проявление креативности и самостоятельности.

Образовательный процесс в современной начальной школе должен быть направлен на достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного решения ими про-

блем прикладного или теоретического характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности исследовательской направленности. Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие познавательных способностей личности.

Проблеме формирования исследовательских умений посвящены работы А.И. Савенкова, Н.А. Семеновой [4; 5] и др. Ученые выделяют их из общеучебных умений, указывают на исследовательский характер деятельности, в которой они развиваются и связывают их с развитием таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, классификация, систематизация.

Под исследовательскими умениями мы будем понимать способность ученика выполнять умственные и практические действия, соответствующие научно-исследовательской деятельности и подчиняющиеся логике научного исследования на доступном детям материале, на основе знаний, умений и навыков, приобретаемых в результате изучения основ наук и опыта собственной практической деятельности. К сожалению, в практике преподавания сохраняется тенденция к стихийному формированию исследовательских умений. Основной формой организации работы по формированию данных умений остаётся работа с книгой: написание докладов, рефератов, сочинений, изложений, которые, не дают высокого уровня их развития ввиду своей шаблонности, ограничения узкой тематикой, а часто и наличия готового списка литературы.

Важное место среди методов, формирующих исследовательские умения, занимает метод проектов, т.к. включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая может осуществляться индивидуально, в паре или группе. Он предполагает создание образовательных ситуаций, которые:

- показывают младшим школьникам явления, противоречащие имеющимся у них представлениям;

- побуждают учащихся высказывать свои предположения, догадки;

- предоставляют возможность проверить эти предположения;

© Коваленко О.А., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.