Научная статья на тему 'Соотношение комплаенса и личностных особенностей и потребностей родителей, имеющих детей с двигательно-координационными нарушениями'

Соотношение комплаенса и личностных особенностей и потребностей родителей, имеющих детей с двигательно-координационными нарушениями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
134
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / КОМПЛАЕНС / ПОТРЕБНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / МИШЕНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / MOTIVATION / COMPLIANCE / NEEDS / PERSONALITY / AIMS FOR PSYCHOLOGICAL INTERVENTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Набойченко Евгения Сергеевна

В статье описаны результаты экспериментального исследования по выявлению психологических аспектов и особенностей, влияющих на формирование мотивации комплаенса родителей, имеющих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также приводится описание психологических мишеней, воздействие на которые будет способствовать достижению комплаенса родителей в содружестве с медиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Набойченко Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIO OF COMPLIANCE AND PERSONALITY CHARACTERISTICS AND NEEDS OF PARENTS WITH CHILDREN WITH MOTOR-COORDINATION DISORDERS

The article contains the results of the experimental study, which consists of identification of psychological characteristics affecting the development of compliance motivation as well as identification and description of targets for psychotherapeutic interventions through raising compliance level to passable level with the aim to increase effectiveness of rehabilitation of children.

Текст научной работы на тему «Соотношение комплаенса и личностных особенностей и потребностей родителей, имеющих детей с двигательно-координационными нарушениями»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9.07 Е. С. Набойченко

Уральский государственный медицинский университет, Екатеринбург

СООТНОШЕНИЕ КОМПЛАЕНСА И ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация. В статье описаны результаты экспериментального исследования по выявлению психологических аспектов и особенностей, влияющих на формирование мотивации компла-енса родителей, имеющих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также приводится описание психологических мишеней, воздействие на которые будет способствовать достижению комплаенса родителей в содружестве с медиками.

Ключевые слова: мотивация, комплаенс, потребности, личность, мишени психологического воздействия.

E. S. Naboychenko

Ural state medical University, Yekaterinburg

RATIO OF COMPLIANCE AND PERSONALITY CHARACTERISTICS AND NEEDS OF PARENTS WITH CHILDREN WITH MOTOR-COORDINATION DISORDERS

Abstract. The article contains the results of the experimental study, which consists of identification of psychological characteristics affecting the development of compliance motivation as well as identification and description of targets for psychotherapeutic interventions through raising compliance level to passable level with the aim to increase effectiveness of rehabilitation of children.

Keywords: motivation, compliance, needs, personality, aims for psychological interventions.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время медико-реабилитационная система нашего государства фокусируется на идее биопсихосоциального подхода. Сам логический базис, основная предпосылка данного взгляда на систему здравоохранения подразумевает комплексность, системность методологии и методов. И именно это подводит нас к идее о необхо-

димости комплексного изучения и охвата факторов, влияющих на процесс реабилитации.

Одним из таких крайне важных факторов является комплаенс. Реабилитация детей с координационно-двигательными нарушениями, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата -достаточно специфический, трудоемкий и системный процесс, требующий слаженной работы муль-тидисциплинарной команды специалистов, активного участия в процессе реабилитации родителей таких детей.

Состояние комплаенса общепринято считается наиболее эффективным для прохождения лечения. Соответственно, достижение комплаенса родителя является крайне важным. За ним скрывается целая плеяда различных факторов, среди которых можно выделить мотивационный компонент.

Поведенческую сторону можно рассматривать через призму изучения деятельности. Воспитание ребенка с двигательно-координационными нарушениями, взаимодействие с медиками, участвующими в реабилитации - все это будет источником преобразования личности через механизм сдвига мотива на цель [1; 3].

Внутрипсихическую сторону можно рассматривать как специфические констелляции вну-трипсихических феноменов, которые подвергаются преобразованию цепочками защитных механизмов, лежащих в основе организации личности родителя [4].

Идеи психодинамического подхода являются не столько указанием к важности конкретно защитных механизмов, сколько на необходимость исследования личности, в силу того, что придание важного значения тем или иным личностным компонентам значимости обусловлено вопросами семантических полей конкретных психологических школ [5].

Дефиниция комплаенс является латинизмом и имеет близкое к изначальному английскому слову (compliance - «податливость», «согласие») значение. Семантически данное понятие достаточно близко к «согласию», но охватывает больше аспектов, связанных со взаимодействием врача и пациента, у него есть как внутрипсихическая сторона, так и поведенческая. В рамках медицинской психологии комплаенс трактуется более узким образом, а именно как принятие инструкций врача, его назначений, добровольное подчинение выданным инструкциям, следование им [2; 6].

В нашем исследовании приняли участие 160 родителей: 80 родителей, воспитывающих детей с координационно-двигательными нарушениями, в частности с детским церебральным параличом (уровень GMFCS - 1 и 2) и 80 родителей, воспитывающих детей без ограничений возможностей здоровья.

Для проведения исследования были использованы методики: многофакторный опросник исследования личности Кеттела (16-PFC), вось-мицветовой тест Люшера, шкала комплаентности Мориски-Грина.

В рамках результатов многофакторного опросника исследования личности Кеттела были измерены корреляции факторов личности с уровнем комплаенса. Был применен ранговый критерий корреляций Спирмена, с помощью которого было установлено, что уровень комплаенса демонстрирует прямо пропорциональную связь средней степени с фактором G, шифрующим нормативность поведения (0,38) и обратно пропорциональную связь с фактором О, обозначающим тревожность (-0,37).

У родителей же клинической выборочной совокупности была обнаружена прямо пропорциональная связь средней степени с фактором N который соответствует дипломатичности (0,33).

Далее были рассмотрены номинативные данные, полученные в рамках анализа результатов восьмицветового теста Люшера. Рассматривалась абсолютная частота встречаемости значений в парах "++" (актуальные потребности и способы реагирования на актуальные ситуации) и "--" (репрессированные потребности).

Было установлено: наиболее ярким различием между выборочными совокупностями выступило то, что для 40 % клинической выборочной совокупности центральной подавляемой потребностью выступает потребность в свободе, в распоряжении собственной жизнью.

Также при рассмотрении актуальных потребностей и способов реагирования при кластеризации по группам комплаентности было установлено, что цветовые пары, являющиеся более зрелыми и потенциально способствующими контакту в рамках клинической выборочной совокупности, наблюдались в качестве мод в группах с пограничным и удовлетворительным уровнем комплаенса.

При этом, контрольная группа показала обратную тенденцию: родители с более зрелыми способами реагирования и потенциально не несущими негативного влияния на процесс взаимодействия с врачом потребностями чаще попадали в группу с неудовлетворительным уровнем комплаенса, на что указывали моды данных распределений.

В результате проведения опросника Мориски-Грин было установлено, что распределение родителей по группам комплаентности различается. В то время как 57 % родителей контрольной группы демонстрировали неудовлеторительный уровень комплаенса, родители из клинической группы показали гораздо больший уровень комплаентности: 48 % клинической были в группе с пограничным уровнем комплаенса.

Для проверки статистической достоверности различий был выбран и-критерий Манна-Уитни, поскольку оба распределения оказались не соот-

ветствующими нормальному (P< 0,01 при обработке критерием Лиллиефорса). Данный критерий показал, что выборки демонстрируют статистически достоверные различия, поскольку P< 0,05.

Рассматривая же связь уровня комплаентности с личностными чертами, мы увидели, что комплаенс коррелирует с разными параметрами в рамках контрольной и экспериментальной групп. Для контрольной - прямо пропорционально обнаружена связь с социальной конформностью, а обратно пропорциональная связь - с тревожностью. Также, чем меньше тревожность у родителя - тем выше комплаентность.

У родителей в рамках экспериментальной группы же наблюдалась прямо пропорциональная связь с такой характеристикой, как дипломатичность. Чем более способен к тактическому построению социального взаимодействия родитель, чем он более проницателен, расчетлив и более четко воспринимает, что он хочет получить от социального взаимодействия - тем больший уровень комплаенса он демонстрирует. Потенциально это может говорить о том, что родитель ищет не столько возможности компенсации дефектов развития ребенка, которые вызваны заболеванием, сколько извлечением вторичных выгод от данной ситуации.

Еще один важный психологический аспект, который был выявлен нами при работе с родителями детей с координационно-двигательными нарушениями, - это тенденция к подавлению потребности распоряжаться собственной жизнью и влиять на нее. Все это, на наш взгляд, связано с неразрешенными вопросами сепарации-индиви-дуации, а также с опасениями о невозможности сепарации с собственным ребенком в силу его диагноза.

Подводя итоги, можно отметить, что компла-енс является комплексным конструктом, который требует разностороннего подхода к его изучению.

Психологические мишени при интервенции любого рода в первую очередь будут связаны с подавленной потребностью распоряжаться своей жизнью и формированием более зрелых способов взаимодействия с окружающими взамен инфантильных, если таковые имеют место быть.

Таким образом, будет крайне важным в ходе психологического сопровождения обратить внимание как на угнетаемые аспекты психической жизни, так и на то, какую вторичную выгоду родитель извлекает из состояния своего ребенка.

Библиографический список

1 Горьковая И. А. Жизнестойкость и копинг-стратегии подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И. А. Горьковая, А. В. Микляева // Клиническая и специальная психология. - 2019. - Т. 8. - № 1. - С. 90-102.

2 Данилов Д. С. Терапевтическое сотрудничество (ком-плаенс): содержание понятия, механизмы формирования и методы оптимизации/Д. С. Данилов. - Текст : Электронный // КиберЛенинка : [сайт]. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/terapevticheskoe-sotrudnichestvo-komplaens-soderzhanie-ponyatiya-mehanizmy-formirovaniya-i-

metody-optimizatsii (дата обращения: 01.04.2019).

3 Леонтьев А. H. Деятельность, сознание, личность / А. H. Леонтьев. - Москва : Смысл, 2005. - 352 с.

4 Линдсей Г. Теории личности / Г. Линдсей, К. С. Холл. -Москва : Психотерапия, 2008. - 656 с.

5 Мак-Вильямс H. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе / Н. Мак-Вильямс. - Москва : Класс, 2015. - 592 с.

6 Микиртичан Г. Л. Комплаентность как медико-социальная и этическая проблема педиатрии /

Г. Л. Микиртичан. - Текст : Электронный // КиберЛенинка : [сайт]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komplaentnost-kak-medikosotsialnaya-i-eticheskaya-problema-pediatrii (дата обращения 05.04.2019).

References

1 Gor'kovaya I. A., Miklyaeva A. V. Zhiznestojkost' i koping-strategii podrostkovs narusheniyami oporno-dvigatel'nogo apparata. Klinicheskaya i special'naya psihologiya. 2019. Vol. 8. No. 1, pp. 90-102.

2 DanilovD. S. Terapevticheskoe sotrudnichestvo (komplaens): soderzhanie ponyatiya, mekhanizmy formirovaniya i metody optimizacii. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ terapevticheskoe-sotrudnichestvo-komplaens-soderzhanie-ponyatiya-mehanizmy-formirovaniya-i-metody-optimizatsii. (date of access 01.04.2019).

3 Leont'ev A. N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost'. Moscow: Smysl. 2005. 352 p.

4 Lindsej G.. Holl K. S. Teorii lichnosti. Moscow : Psihoterapiya. 2008. 656 p.

5 Mak-Vil'yams N. Psihoanaliticheskaya diagnostika. Ponimanie struktury lichnosti v klinicheskom processe. Moscow: Klass. 2015. 592 p.

6 Mikirtichan G. L. Komplaentnost' kak mediko-social'naya i eticheskaya problema pediatrii. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/komplaentnost-kak-medikosotsialnaya-i-eticheskaya-problema-pediatrii. (date of access 05.04.2019).

УДК 317.015; 159.9

И. А. Николаева, С. А. Котова

Курганский государственный университет,

Курган

ВОЗМОЖНОСТИ СМЕХА В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОЙ АГРЕССИИ

Аннотация. Эволюционный подход к агрессии и смеху показывает их принадлежность к одному эволюционному уровню, их функциональную общность и особенности в регуляции социального поведения. Ранние эволюционные уровни регуляции поведения имеют большой потенциал в коррекции агрессии. Смех понимается как коммуникативный сигнал временного игрового нарушения культурного или социального порядка. Регуляция агрессии «сверху» (произвольно и осознанно) должна дополняться регуляцией «снизу» - стихийной миролюбивой смеховой коммуникацией. В статье обоснована задача систематического изучения взаимосвязи смеха и агрессии и использования смеха в психолого-педагогической профилактике и коррекции детской агрессии.

Ключевые слова: детская агрессия, смех, эволюционный подход, психолого-педагогическая профилактика и коррекция.

I. A. Nikolaeva, S. A. Kotova Kurgan state University, Kurgan

POSSIBILITIES OF LAUGHTER IN PREVENTION AND CORRECTION OF CHILDREN'S AGGRESSION

Abstract. The evolutionary approach to aggression and laughter shows their belonging to one evolutionary level, their functional community and features in the regulation of social behavior. Early evolutionary levels of behavior regulation have a great potential in aggression correction. Laughter is understood as a communicative signal of a temporary game violation of cultural or social order. The return of a person with aggressive behavior to an earlier stage of evolution has a great potential in the correction of impaired behavior. Regulation of aggression "from above" (on verbal installation at the expense of arbitrary and conscious efforts of the subject) should be supplemented by regulation "from below" -spontaneous peaceful ridiculous communication. Laughter as an involuntary natural phenomenon in the correction of interpersonal interaction requires special conditions. The article substantiates the task of systematic study of the relationship of laughter and aggression and the use of laughter in psychological and pedagogical prevention and correction of children's aggression.

Keywords: child aggression, laughter, evolutionary approach, psychological and pedagogical prevention and intervention.

Социальное здоровье школьников выступает сегодня как задача государства и общества. Традиционно наиболее сложной для реализации воспитательных задач выступает группа детей с агрессивным поведением. В социальной педагогике агрессивные проявления считаются свидетельством отклонения от социальной нормы, снижением качества жизни и успешности человека в обществе.

Массовая психолого-педагогическая практика показывает, что традиционные формы воспитательной работы далеко не полностью решают проблему агрессии, вандализма и насилия среди детей [1; 2; 3; 12; 14; 15; 16; 20; 31]. И дошкольники, и школьники нуждаются в более специализированной и углубленной психолого-педагогической работе по профилактике и коррекции агрессивных проявлений.

Проведенное нами в 2017-2018 гг. исследование [10] показало, что в младшем школьном возрасте достаточно часто имеют место агрессивные проявления, выражающиеся в деструктивных действиях, направленных на нанесение вреда тому или иному лицу. Почти 40 % детей младшего школьного возраста многократно демонстрируют в своем поведении агрессивные реакции. Среди младших школьников с агрессивными проявлени-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.