Научная статья на тему 'Соотношение компетенций в непрерывном образовании по направлению подготовки «Информационная безопасность»'

Соотношение компетенций в непрерывном образовании по направлению подготовки «Информационная безопасность» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
компетентностный подход / ключевые компетенции / инженерное образование / инженерные профессиональные сообщества / Непрерывное образование / competence approach / key competence / education engineering / professional engineering communities / continuous education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Simonova Irina Viktorovna, Bocharov Mikhail Ivanovich

В статье рассматриваются вопросы очередности, взаимовлияния, времени, необходимого для формирования профессиональных компетенций в инженерном образовании. Исследование данных вопросов позволит сформировать временную шкалу, охватывающую интервал с момента поступления студента в вуз до получения им квалификации, на каждом отрезке которой можно выделить доминирующие компетенции, соответствующим образом организовать процесс и определить содержание на очередном этапе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Simonova Irina Viktorovna, Bocharov Mikhail Ivanovich

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The questions of consecution, influence, time needed to form professional competence in education engineering are discussed in this article. The research of such questions will allow to form a temporary scale which marks interval from enrolment to graduation. In each piece of this scale it"s possible to pick out the dominate competence and organize a process and determine a content on each stage of education.

Текст научной работы на тему «Соотношение компетенций в непрерывном образовании по направлению подготовки «Информационная безопасность»»

Симонова И. В., Бочаров М. И.

СООТНОШЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании достаточно широко обсуждается в центральной печати. Уделяется большое внимание вопросам вычленения базовых, или ключевых, общих и профессиональных компетенций, а также вопросам определения их содержания. Рассматриваются различные аспекты модернизации дисциплинарной (предметносодержательной) модели обучения в соответствии с компетентностным подходом, в том числе соотношение в компетентностной модели основных элементов содержания образования, каковыми являются: дисциплины и модули [1; 2], направления использования теории контекстного обучения в компетентностном подходе [3], непрерывное образование как обучение в течение всей жизни.

В отношении компетенций в настоящее время образование столкнулось с достаточно трудной и неоднозначно решаемой исследователями задачей определения как содержания этого понятия, так и оснований разграничения ключевых компетенций и объема входящих в них компонентов [4].

Сформировавшаяся концепция компетентностного подхода и общих принципов его использования в учебном процессе создает базу для изучения перечисленных ниже частных вопросов применительно к профессиональным компетенциям.

1. Каким образом соотносятся компетенции между собой по значимости, взаимовлиянию, формам и методам организации учебного процесса, объему времени необходимого на формирование специалиста?

2. Как определить сочетания и очередность компетенций? Формирование их должно идти последовательно одна за другой или параллельно, и тогда о формировании каждой можно говорить только на окончательном этапе получения образования? Возможно ли комбинированное формирование компетенций и определение степени их сформированности на очередном этапе обучения? Могут ли одни из них являться базой для формирования других?

Рассмотрим сформулированные вопросы, исходя из требований к компетенциям инженеров в американской и болонской моделях. Выявим общие элементы и сопоставим их с содержанием стандартов подготовки бакалавров (64 б) [5] и магистров (64м) [6] по направлению «Информационная безопасность», представленных в проекте Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения (июнь 2009 г.).

В обобщенной модели подготовки американского инженера к компетенциям профессиональных инженеров с учетом требований Engineers Mobility Forum (EMF) атрибутами выпускников университетов в странах - подписантах Washington Accord (WA) (США, Канаде, Японии, Южной Корее, Австралии и др.) являются: 1) академическое образование; 2) знание инженерных наук; 3) анализ инженерных задач; 4) проектирование и разработка инженерных решений; 5) исследования; 6) использование современного инструментария;

7) индивидуальная и командная работа; 8) коммуникация; 9) инженер и общество; 10) этика; 11) экология и устойчивое развитие; 12) проектный менеджмент и финансы; 13) обучение в течение всей жизни [2; 7].

В Болонской модели инженера европейской организацией Federation Euro-peenne d'Associations Nationales d'Ingenieurs (FEANI) также сформулированы аналогичные требования к профессиональным инженерам, претендующим на присвоение звания Euring («европейский инженер») [2; 8].

В требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата (64б) по направлению «Информационная безопасность» представлены общекультурные компетенции и профессиональные компетенции (эксплуатационная деятельность, проектно-технологическая деятельность, экспериментально-исследовательская деятельность, организационноуправленческая деятельность).

В требованиях к результатам освоения основных образовательных программ магистратуры (64м) по направлению «Информационная безопасность» перечислены общекультурные компетенции и профессиональные компетенции (проектная деятельность, научно-исследовательская деятельность, научнопедагогическая деятельность, организационно-управленческая деятельность).

Американская модель инженерного образования и подготовки специалистов в области техники и технологий не ограничивается получением академической степени бакалавра, она также включает опыт успешной практической ин-

женерной работы по специальности до 7 лет, который требуется для допуска к экзаменам на статус профессионального инженера согласно требованиям БМБ, последующее лицензирование, регистрацию (сертификацию) и присвоение статуса «профессиональный инженер». Аналогичная ситуация прослеживается и в болонской модели инженера. По истечении четырех лет положительного опыта практической работы специалист с академической степенью бакалавра, полученной в результате освоения в вузе 3-летней программы, может претендовать на звание «европейский инженер».

Таким образом, полный цикл обучения на присвоение квалификации инженера занимает в американской модели в среднем от 11 (4+7) лет, а в болонской - от 7 (3+4) лет. Это достаточно продолжительный срок, в течение которого человек для получения квалификации инженера должен постоянно успешно учиться. За это время вырабатывается устойчивая потребность в обучении в течение всей жизни (EMF) и следовании постоянно развивающимся техническим изменениям в рамках профессии (FEANI). Для выработки данных компетенций одним из важных факторов является продолжительность обучения, поэтому о полном их формировании можно говорить лишь к концу всего срока обучения.

У бакалавра (64б) в перечне общекультурных компетенций указано, что он «способен к саморазвитию, самореализации, приобретению новых знаний, повышению своей квалификации и мастерства». У магистра (64м) в общекультурных компетенциях указано: «способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; способен к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научнопроизводственного профиля своей профессиональной деятельности»; «способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения».

Такое поэтапное изучение каждый раз на более высоком уровне ключевых аспектов содержания специальности в достаточно продолжительном временном интервале позволяет говорить о выработке у студентов потребности в обновлении профессиональных знаний и совершенствовании своих профессиональных навыков.

Об исследованиях (EMF) и творческом поиске в рамках профессии (FEANI) можно вести речь лишь при наличии определенной базы знаний, создающей фундамент для научных исследований. Поэтому научные исследования в полной мере могут проводиться лишь на второй ступени обучения - на степень магист-

ра, а также в ходе практической деятельности на производстве после получения диплома бакалавра.

Выпускник по направлению подготовки «Информационная безопасность» с квалификацией (степенью) бакалавра должен обладать компетенцией - экспериментально-исследовательская деятельность, а с квалификацией (степенью) магистра должен обладать компетенциями - научно-исследовательская деятельность и научно-педагогическая деятельность. В структуре основной образовательной программы (ООП) магистратуры предусмотрен учебный цикл «Практика и научно-исследовательская работа».

Академическое образование (EMF), общие знания об инженерной деятельности в области специализации и о характере современного производства, включая использование материалов, компонентов и программного обеспечения (FEANI), - это компетенция, составляющая базу для следующей рассматриваемой компетенции. В существующем российском стандарте высшего профессионального образования ее можно сравнить с группой общепредметных дисциплин, являющихся базовыми для дисциплин специализации. Данная компетенция формируется на первом этапе получения степени бакалавра и по продолжительности занимает около двух лет.

В проекте подготовки бакалавра (64 б) по направлению «Информационная безопасность» в разделе «Профессиональные компетенции» выделяется блок общепрофессиональных компетенций. В проекте же подготовки магистра (64м) по этому же направлению общепрофессиональные компетенции не указываются.

Знание инженерных наук (EMF), наличие высокого уровня понимания принципов инженерии, основанных на математике и других научных дисциплинах, имеющих отношение к специализации (FEANI) - эта компетенция может быть сопоставлена с дисциплинами специализации. В базовой части она формируется на заключительном этапе получения степени бакалавра. Основой для нее является компетенция, рассмотренная выше.

В структуре ООП бакалавриата (64б) в «Математический и естественнонаучный цикл» входят следующие дисциплины: «Математика (математический анализ, алгебра, геометрия)», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Дискретная математика», «Физика», «Информатика», «Теория информации». В структуре ООП магистратуры (64м) «Математический и естественнонаучный модуль» включает «Специальные главы математики» и «Специальные главы физики».

Следующей компетенцией является использование современного инструментария (EMF), умение использовать существующие и перспективные технологии, относящиеся к области специализации (FEANI).

К особенностям современного инженерного образования относится постоянное обновление технологий обеспечения инженерной деятельности. Поэтому инженер должен владеть современными средствами, отслеживать их постоянное изменение, изучать опыт эффективности практического использования появляющихся средств. Эта компетенция непосредственно связана с компетенцией обучения в течение всей жизни.

В проекте подготовки бакалавра (64 б) в разделе «Профессиональные компетенции» в блоке «Проектно-технологическая деятельность» предусматривается формирование компетенции - способность применять программные средства системного, прикладного и специального назначения. В проекте же подготовки магистра (64м) в разделе «Профессиональные компетенции» в блоке «Организационно-управленческая деятельность» предусматривается формирование компетенции магистра, который должен быть «способен организовать работу по совершенствованию, модернизации, унификации систем, средств и технологий обеспечения информационной безопасности».

Анализ инженерных задач (EMF), способность применять соответствующие теоретические и практические методы к анализу и решению инженерных проблем (FEANI) - это компетенция, которую можно сопоставить в отечественном образовании с производственной и преддипломной практиками. Непосредственной базой для этой компетенции являются академическое образование(EMF) и знание инженерных наук (EMF). Формирование компетенции в полной мере происходит после получения степени бакалавра, при получении степени магистра и(или) в ходе приобретения опыта практической инженерной работы по специальности, необходимого для допуска к экзаменам на статус профессионального инженера согласно требованиям ЕМБ или БЕА№.

В подготовке бакалавра (64б) к профессиональным относятся компетенции из раздела «Общепрофессиональные компетенции»: способность использовать основные естественно-научные законы, применять математический аппарат в профессиональной деятельности, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, применять достижения информатики и вычислительной техники, перерабатывать большие объемы инфор-

мации, проводить целенаправленный поиск в различных источниках информации по профилю деятельности, в том числе в глобальных компьютерных системах; из раздела «Проектно-технологическая деятельность» - способность применять программные средства системного, прикладного и специального назначения; из раздела «Экспериментально-исследовательская деятельность» - способность применять методы анализа изучаемых явлений, процессов и проектных решений.

В подготовке магистра (64м) к профессиональным относится компетенция из раздела «Научно-исследовательская деятельность» - способность проводить экспериментальные исследования защищенности объектов с применением современных математических методов, технических и программных средств обработки результатов эксперимента.

Проектный менеджмент и финансы (EMF), знание инженерной экономики, методов обеспечения качества, умение использовать техническую информацию и статистику(FEANI) - это компетенция, предполагающая изучение дисциплин, связанных с экономикой и менеджментом качества. Если экономические дисциплины и статистика могут быть освоены на начальном этапе обучения, то менеджмент качества подразумевает детальное знание технологических процессов, которое может быть сформировано лишь на заключительном этапе обучения. Поэтому формирование этой компетенции происходит в течение всего этапа обучения.

В базовой части учебного общенаучного цикла гуманитарного модуля магистра (64м) проектируемыми результатами освоения предметов являются знания экономического планирования и прогнозирования, методики оценки хозяйственной деятельности (применительно к отрасли обеспечения информационной безопасности), умения анализировать, оценивать и прогнозировать экономические эффекты и последствия реализуемой и планируемой деятельности, владение приемами экономического анализа и планирования, навыками реализации и контроля результатов управленческого решения по экономическим критериям.

К сожалению, в представленном проекте стандартов бакалавра (64б) и магистра (64м) понятие «качество» широко применяется лишь к оценке качества освоения основных образовательных программ и не упоминается в отношении методов обеспечения качества в рамках направления «Информационная безопасность». Лишь в описании объектов профессиональной деятельности магистров понятие «качество» упоминается в следующем контексте: «Организационно-

правовые механизмы обеспечения конституционных прав и свобод граждан в информационной сфере, регламентирующие создание и использование информационных ресурсов, средств защиты информации, проведение экспертизы, стандартизации, сертификации и контроля качества защиты информации и информационных ресурсов».

Инженер и общество, экология и устойчивое развитие; проектирование и разработка инженерных решений (EMF), понимание сущности профессии инженера и обязанности служить обществу, профессии и сохранять окружающую среду посредством следования Кодексу профессионального поведения FEA-N1 (FEANI) - данная компетенция основывается на гуманитарных и гуманизаци-онных основах современного образования, базовых знаниях в области социологии, философии, экономики, экологии, а также на знании дисциплин специализации. Поэтому формирование этой компетенции происходит на базе академического образования (EMF), знаний инженерных наук (EMF), анализа инженерных задач (EMF), этики (EMF) и в связи с этим в полной мере может происходить лишь на заключительных этапах процесса обучения.

У бакалавров(64б) среди общекультурных компетенций указано - «осознает необходимость соблюдения Конституции Российской Федерации, прав и обязанностей гражданина своей страны, гражданского долга и проявления патриотизма», «способен осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм», «способен понимать и анализировать политические события, мировоззренческие, экономические и социально значимые проблемы и процессы, применять основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач».

У магистров (64м) в разделе «Проектная деятельность» среди профессиональных компетенций указана способность проектировать сложные системы и комплексы управления информационной безопасностью с учетом особенностей объектов защиты. В разделе «Научно-исследовательская деятельность» отмечена способность анализировать фундаментальные и прикладные проблемы информационной безопасности современного информационного общества.

Индивидуальная и командная работа (EMF), умение работать в команде над междисциплинарными проектами, способность быть лидером, включая административные, технические, финансовые и личностные аспекты^ЕАШ) -данная компетенция основывается на знаниях в области менеджмента, педагоги-

ки, психологии. Практические навыки вырабатываются в проектной деятельности в ходе учебных, производственных, преддипломных практик, при выполнении научно-исследовательских работ студентов, подготовке рефератов, курсовых работ, диплома. Эта компетенция формируется в течение всего срока обучения как в ходе изучения отдельных дисциплин, так и при выполнении междисциплинарных работ.

Среди профессиональных компетенций в разделе «Организационноуправленческая деятельность» у бакалавров (64б) указано - «способность организовать работу малого коллектива исполнителей с учетом требований защиты информации».

У магистров (64м) в профессиональных компетенциях в разделе «организационно-управленческая деятельность» указано - «способен организовать работу коллектива исполнителей, принимать управленческие решения в условиях спектра мнений, определять порядок выполнения работ».

Коммуникация (EMF), коммуникативные навыки и поддержание необходимого уровня компетенции с помощью непрерывного профессионального развития; свободное владение европейскими языками, достаточное для общения при работе в Европе (¥ЕАМ) - эта компетенция формируется, как правило, на первой стадии обучения при изучении таких предметов, как культура речи, иностранный язык, информатика. Она является базовой для других рассматриваемых компетенций.

У бакалавров (64б) среди профессиональных компетенций в разделе «Общекультурные» отмечена «способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, применять достижения информатики и вычислительной техники, перерабатывать большие объемы информации проводить целенаправленный поиск в различных источниках информации по профилю деятельности, в том числе в глобальных компьютерных системах».

В профессиональных компетенциях магистров (64м) в разделе «Проектная деятельность» выделена способность «понимать и анализировать направления развития информационно-коммуникационных технологий объекта защиты, прогнозировать эффективность функционирования систем информационной безопасности, оценивать затраты и риски, формировать стратегию создания систем информационной безопасности в соответствии со стратегией развития организации».

Этика (EMF), знание стандартов и правил, соответствующих области специализации (FEANI) - еще одна из компетенций. Изучение этики может базироваться на моделировании профессиональных отношений, что требует знаний в области профессии, основ коммуникации, общественного устройства, психологии. О формировании инженера как личности со сформировавшимися этическими нормами поведения соблюдающего кодекс инженерных сообществ можно говорить лишь на заключительной стадии обучения. Формирование данной компетенции происходит в ходе всего срока обучения в вузе. При изучении каждого предмета в той или иной мере должен делаться акцент на соблюдение этических норм в инженерной деятельности.

У бакалавров (64б) среди общекультурных компетенций отмечена готовность «уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия». В профессиональных компетенциях указано - «способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности».

В разделе «Проектная деятельностьсреди профессиональных компетенций » у магистров (64м) указано - «способен самостоятельно осваивать и адаптировать к защищаемым объектам современные методы обеспечения информационной безопасности, вновь вводимые отечественные и международные стандарты».

В результате сравнительного анализа компетенций в разных моделях подготовки можно сделать вывод о том, что структура и содержание компетенций по направлению подготовки «Информационная безопасность» имеют устойчивый характер, их сформированность может быть проверена и оценена, в том числе и в ходе практической деятельности.

«Компетенция» и «компетентность» - понятия интегративные, однако в целях исследования, нужно определить, какая часть из них является основой для других компетенций. Установлено, что некоторые компетенции развиваются в течение определенного периода срока обучения - либо первого, либо последующих периодов. Тогда они, как правило, не являются самодостаточными, а основываются на полной или частичной сформированности ранее приобретенных компетенций. Формирование другой части компетенций происходит в течение всего срока обучения.

Для успешной реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании необходимо учитывать выявленные соотношения компетентностей как при составлении учебных планов специальностей по направлению под-

готовки «Информационная безопасность», так и при разработке программ конкретных дисциплин.

* * *

1. Ташкинов А., Лалетин В., Столбова И. Формирование общих и профессиональных компетенций при инновационных технологиях обучения // Высшее образование в России. 2007. № 1. С. 128-133.

2. Чучалин А.И. Американская и болонская модели инженера: сравнительный анализ компетенций // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 84-93.

3. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 39-46.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". 2006. 5 мая. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (дата обращения: 27.09.2008).

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 64 б - «Информационная безопасность», квалификация (степень) бакалавр (проект). URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/fgos/pr_fgos_2009_pv_64b.pdf (дата обращения: 15.09.2009).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 64 м - «Информационная безопасность», квалификация (степень) магистр (проект). URL: http://www.edu.ru/db/portal/spe/fgos/pr_fgos_2009_pv_64m.pdf (дата обращения: 15.09.2009).

7. Graduate Attributes and Professional Competencies. http://www.ieagree-ments.com/GradProfiles.cfm (дата обращения: 20.09.2008).

8. European Federation of National Engineering Associations. URL: http://www.feani.org (дата обращения: 20.09.2008).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.