Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ "ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ" И "ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ" В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ "ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ" И "ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ" В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
567
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / СЕРВИСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ТАМОЖЕННОМУ АДМИНИСТРИРОВАНИЮ / CUSTOMS REGULATION / CUSTOMS ADMINISTRATION / MANAGEMENT ACTIVITY / TRADITIONAL MANAGEMENT MODEL / SERVICE-ORIENTED APPROACH TO CUSTOMS ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бойкова Майя Владимировна

В статье рассматриваются вопросы формирования подходов к таможенному регулированию и таможенному администрированию при смене модели управления. Основное внимание уделяется проблеме формирования таможенного администрирования с учетом современных факторов развития общества: глобализации, информационных процессов, цифровой экономики, сервисно-ориентированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RATIO OF THE CATEGORIES "CUSTOMS REGULATION" AND "CUSTOMS ADMINISTRATION" IN MODERN CONDITIONS

The issues of forming approaches to customs regulation and customs administration with the change of management model are considered in the article. The main attention is given to the problem of forming customs administration taking into consideration modern factors of society development: globalization, information processes, digital economy, service-oriented approach.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ "ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ" И "ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ" В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

M. В. Бойкова

СООТНОШЕНИЕ КАТЕГОРИЙ «ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ» И «ТАМОЖЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ» В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются вопросы формирования подходов к таможенному регулированию и таможенному администрированию при смене модели управления. Основное внимание уделяется проблеме формирования таможенного администрирования с учетом современных факторов развития общества: глобализации, информационных процессов, цифровой экономики, сервисно-ориентированного подхода.

Ключевые слова: таможенное регулирование; таможенное администрирование; управленческая деятельность; традиционная модель управления; сервисно-ориентированный подход к таможенному администрированию.

M. V. Boikova

THE RATIO OF THE CATEGORIES "CUSTOMS REGULATION" AND "CUSTOMS ADMINISTRATION" IN MODERN CONDITIONS

The issues of forming approaches to customs regulation and customs administration with the change of management model are considered in the article. The main attention is given to the problem of forming customs administration taking into consideration modern factors of society development: globalization, information processes, digital economy, service-oriented approach.

Keywords: customs regulation; customs administration; management activity; traditional management model; service-oriented approach to customs administration.

Проблема управляемости социально-экономическими процессами и системами является предметом длительных обсуждений научной общественности. Идея Дж. М. Кейнса о том, что любому хозяйству, функционирующему в рамках рыночной экономики, требуются рациональная структура, инфраструктура, законы и правила, относится и к государству с его огромными масштабами, разнородными и разноцелевыми элементами.

Поскольку управление «пронизывает» все сферы общественной жизни, наука управления должна опираться на междисциплинарный синтез различных теоретических дисциплин, позволяющих обобщать управленческую практику в различных сферах, включать в себя прошлый опыт и осмысленные проекции будущего.

В контексте новой парадигмы рациональности, несмотря на достаточно высокий уровень теоретичности, наука управления рассматривается как прикладная наука, теоретической основой которой является не абстрактно-всеобщая «теория управления», а особый тип рационализации опыта управления.

Наиболее сложная проблема для развития прикладной отраслевой современной науки заключается в отсутствии категориального аппарата, соответствующего современному уровню развития организации и общества в целом.

Классический категориальный аппарат управленческой науки, отражавший определенный тип организации общества и общественных отношений, соответствовал традиционной модели управления, характерными чертами которой являются:

126 -

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 2 • 2019

- использование принципа классической иерархической пирамиды (вертикальная управленческая иерархия);

- бюрократически центрированная система вертикального управления;

- максимизация прав и полномочий субъекта управления в отношении объекта управления (абсолютная власть субъекта (бюрократа));

- слабо выстроенные обратные связи;

- слабая артикуляция и структуризация запросов (потребностей) общества;

- экстенсивный способ достижения целей (затратная модель) - высокая результативность при низкой эффективности;

- отсутствие прозрачности и «прослеживаемости» процесса принятия решений для общества;

- субъективизм при оценке управленческой ситуации при принятии решений.

Развитие глобализации как сложного многофакторного процесса привело

к распространению феномена постиндустриального общества, концепция которого впервые была описана в 1973 г. американским социологом Д. Беллом и включает следующие признаки:

1. Развитие экономики услуг.

2. Доминирование слоя научно-технических специалистов.

3. Центральная роль научного знания как источника инноваций.

4. Наличие «самоподдерживающего технологического роста».

5. Создание новой интеллектуальной техники и технологии.

Глобальная информационная революция стала весомой причиной радикального изменения модели управления, формирования нового типа государства и общества - информационного, в котором «е-терминология», «е-технология», «е-услу-га» и «е-потребность» проникают в сферу управления и становятся инструментами новой управленческой парадигмы.

В таких условиях модель вертикальной управленческой иерархии в значительной мере утрачивает свою эффективность, поскольку изменяется среда ее функционирования.

При рассмотрении управленческой деятельности в рамках новой модели управления в таможенной сфере необходимо выделить основные формы ее реализации: таможенную политику, таможенное регулирование и таможенное администрирование.

Как отмечает Ю. Е. Гупанова, таможенная политика является первичным элементом существования таможенного регулирования и таможенного дела. Она определяет содержание и направления реализации таможенного регулирования [1, с. 42-47].

Процессы, происходящие в современном обществе, привели к эволюционным изменениям сущности понятий данной сферы. Так, Конституция Российской Федерации относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации (РФ). Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой является таможенное дело, действующее как центрирующий институт на всей территории государства.

Таможенное законодательство Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз) последовательно поднимает вопросы таможенного регулирования на наднациональный уровень.

Основные подходы к определению сущности понятия «таможенное регулирование» представлены в табл. 1.

Таблица 1

Подходы к определению сущности понятия «таможенное регулирование»

Источник Описание

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) Единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами..., а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами

Таможенный кодекс Таможенного союза (утратил силу) Правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами

Таможенный кодекс РФ (утратил силу) В соответствии с Конституцией РФ таможенное регулирование находится в ведении РФ и заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности

Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Таможенное регулирование в РФ заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в РФ. Таможенное дело в РФ представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения порядка и условий ввоза товаров в РФ, вывоза товаров из РФ, их нахождения и использования в РФ или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, порядка исчисления, уплаты, взыскания и обеспечения таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, порядка проведения таможенного контроля, порядка соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с правом Союза и (или) законодательством РФ, а также обеспечения реализации властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами

Конституция РФ В ведении РФ находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки

Понятие «таможенное регулирование» охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанных с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное регулирование носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных потребностей современного российского общества. Таможенное регулирование является также государственным управлением внешнеторговой деятельностью, основанным на применении таможенных пошлин, процедур и правил.

Конечная цель таможенного регулирования заключается в обеспечении экономической безопасности, что предполагает осуществление многогранной деятельности, отражающей эффективность таможенного регулирования и полезность его результатов для получателей [1, с. 42-47].

Именно таможенное регулирование как форма управленческой деятельности на макроэкономическом уровне позволяет принимать решения, уменьшающие отклонения от заявленных для реализации публичных (политических) целей.

Как отмечают Г. Л. Купряшин и А. И. Соловьев, на данном уровне главный действующий субъект - правительство, органы исполнительной власти, а основное содержание деятельности управленческих структур - реализация целей хозяйственно-распорядительной деятельности государства. Государственные служащие призваны думать о том, чтобы решения принесли максимальную пользу как можно более широкому кругу граждан, т. е. государственное управление ориентируется на постановку рационализированных задач и целей, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков.

Специфика такого уровня управленческой деятельности, реализуемой в виде принятия решений, проявляется в действии двух основных типов регуляторов: политические приоритеты и ценности, определенные государственной политикой, с одной стороны, и действующее законодательство - с другой. Именно законодательство служит основным регулятором постановки и реализации общественных целей данного уровня [2].

Если характер и объем государственного регулирования определяется стоящими перед государством политическими целями, то реализация их связана с эффективностью работы его административного аппарата и уровнем развития управленческих механизмов (социальных, экономических, информационных), способных поддержать достигнутый уровень организованности и регулирования. Поэтому изучение проблемы масштабности регулирования предполагает постоянный мониторинг возможностей тех институтов, которые могут взять на себя основную нагрузку по реализации системных изменений в экономике.

Одним из таких институтов в таможенной сфере является институт таможенного администрирования. Научная литература и официальные документы содержат достаточно большое количество определений термина «таможенное администрирование», однако иногда они трудны для понимания практикам - участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и должностным лицам таможенных органов. Кроме того, эти определения далеки от единообразного подхода к пониманию процессов, стоящих за этим понятием [3, с. 57].

Основные определения термина «таможенное администрирование» представлены в табл. 2.

На наш взгляд, представление о содержании понятия «таможенное администрирование» как рационального процесса, преобразующего таможенные органы в эффективный современный институт, дает характеристика его основных элементов, включающих:

- административную и политическую среды, определяющие необходимость и институциональные ограничения управленческих действий;

- нормативно-правовую базу, определяющую допустимые способы реализации властных полномочий;

- органы управления, отражающие структурированность власти, разграничение полномочий, компетенции и ответственность;

- технологии, отражающие способы реализации процессов в администрациях

[9].

Таблица 2

Определения термина «таможенное администрирование»

Источник Описание

Концепция развития таможенных органов РФ Таможенное администрирование - это совокупность средств и методов обеспечения соблюдения таможенного законодательства физическими и юридическими лицами при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ [4]

С. Ф. Прущак «Инновационное развитие таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности» Таможенное администрирование - такое функционирование организационной системы таможенного управления, которое, по сути, становится инструментом реализации регулирующей и фискальной функций таможенных органов, повышения надежности и качества пограничного товародвижения и снижения уровня нарушений таможенных правил [5]

О. Ю. Бакаева «Правовые аспекты таможенного администрирования: понятие и признаки» Таможенное администрирование - управленческая деятельность таможенных органов, направленная на содействие развитию внешней торговли и оказанию услуг лицам, перемещающим товары и транспортные средства через таможенную границу, а также выполнение фискальных, правоохранительных, контрольных функций [6]

М. В. Иващенко «Администрирование в деятельности таможенных органов Российской Федерации» Таможенное администрирование - регламентированная правовыми нормами организационно-управленческая деятельность таможенных органов, направленная на обеспечение процессуальных форм реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений в сфере таможенного дела [7]

Договор о Евразийской экономической комиссии (утратил силу) Таможенное администрирование - деятельность таможенных органов по применению и обеспечению соблюдения таможенного законодательства, а также процесс правового регулирования таможенных правоотношений уполномоченными государственными и иными органами [8]

Управленческая сущность таможенного администрирования заключается в том, что оно представляет собой системное воздействие таможенных органов на сферу ВЭД с целью обеспечения эффективного таможенного регулирования, контроля и надзора за перемещением товаров через таможенную границу [10].

Таможенное администрирование может рассматриваться как специфическая методология управления, система административных методов и технологий воздействия на сферу ВЭД для обеспечения социально-экономической эффективности этого сектора экономики России.

Двоякая управленческая задача, которая решается на этом уровне, состоит в сохранении и развитии организационной структуры государственного управления и поддержании контактов с гражданами как потребителями оказываемых услуг.

В рамках этой «административной фазы» государство, с одной стороны, как бы поддерживает свою структуру, создавая организацию (государственный орган), наделенный административными полномочиями для реализации функции по принятию решений, а с другой - налаживает деловое общение с «потребителями» (клиентами), заинтересованными в получении определенных «товаров» и «услуг» конкретных государственных организаций.

На этом уровне государственные структуры организационно обслуживают вышестоящие решения, а также разрабатывают собственные цели, относящиеся

к микроуровню государственного деятельности. На данном уровне реализуются особые аппаратные законы и технологии и решаются некоторые принципиальные задачи, касающиеся соотношения управленческих прерогатив государства и общества, формируется логика служебных отношений. Все принимаемые здесь «микрорешения» являются формами воплощения более масштабных, поставленных вышестоящими органами целей [2, с. 102].

Основными методами и инструментами администрирования выступают служебные инструкции, деловые технологии, система профессиональных знаний и внутренние (этические) кодексы, а центром принятия управленческих решений становится исполнитель, целями которого являются и выполнение профессиональных функций, и вопросы «собственного выживания бюрократии» [11].

Именно исполнители персонифицируют и формулируют содержание проблем, определяют пути, ресурсы и механизмы их решения.

На процесс принятия таких решений, кроме формализованных ограничителей (нормативных правовых актов, инструкций, административных регламентов), значительное влияние оказывает и ряд субъективных факторов, таких как:

- личные оценки руководителя;

- поведенческие ограничения;

- личная заинтересованность;

- боязнь негативных последствий.

Проведенное автором исследование позволяет сделать выводы, способствующие формированию эффективной системы таможенного администрирования:

1. Развитие новой управленческой модели как теоретического фундамента должно стать основой для разработки практических реформ и принятия решений в области прикладных исследований. Одной из таких областей, ощущающих на себе всю полноту изменений внешней среды экономического, технологического, политического, геополитического характера, является область таможенного дела.

2. На формирование внешней среды наибольшее влияние оказывают факторы глобализации и цифровизации. Информационное общество формирует новые виды технологий, услуг, товаров, которые позволяют не только удовлетворять значительное количество потребностей, но и снизить себестоимость оказываемых услуг, повысив при этом их доступность.

3. В официальных документах и научных исследованиях не существует единого подхода к определению терминов «таможенное регулирование» и «таможенное администрирование», что усложняет понимание и применение инструментов таможенного регулирования на различных уровнях, является причиной дальнейших дискуссий практиков и теоретиков в таможенной сфере.

4. Необходимо осмысление содержания понятийной и терминологической систем в сфере таможенного администрирования, особенно специалистами-практиками. Следует понять, что именно управленческий аспект в данной сфере способен привести организацию не только к успеху, но и к существенным потерям.

5. Реализация управленческой деятельности любого уровня связана с воздействием человеческого фактора. В связи с этим не могут оставаться неосмысленными технологии администрирования как самого государственного служащего, так и технологии администрирования по отношению к государственному служащему.

6. На каждом уровне управленческой деятельности используется специфический для него набор инструментов, методов и регуляторов. Таможенное

администрирование организационно и технологически является основным инструментом реализации таможенного регулирования, которое, в свою очередь, определяет эффективность реализации таможенной политики. Следовательно, эффективность деятельности таможенных органов составляет основу эффективной таможенной политики.

7. Все планируемые изменения в целях развития и преобразования института таможенного администрирования необходимо проводить с учетом того, что в совокупности они создают целостную систему, характеризующуюся взаимопроникновением и взаимным влиянием уровней, структур и технологий.

8. Необходима селекция новаций, которые используют бизнес-структуры, в том числе в теории и практике менеджмента как наиболее динамично развивающейся области человеческой деятельности.

В связи с этим идеи, заложенные в системе таможенного регулирования, реализуются в большей мере методами и инструментами таможенного администрирования, обладающего большим консерватизмом и субъективизмом. Именно поэтому идеи опережающего развития системы таможенного регулирования могут быть воплощены с помощью поиска адекватных новым реалиям подходов, направленных на совершенствование системы управления. Одним из таких подходов к таможенному администрированию является сервисно-ориентированный подход как наиболее адаптивный способ перехода от традиционной модели управления к клиентоориентированной.

Подводя общий итог, можно отметить, что качественные преобразования в таможенном деле в условиях формирования цифровой экономики требуют создания современной, соответствующей международным подходам теоретико-методологической базы таможенного администрирования. По сути, это широкомасштабная задача синтеза специальной теории, соединяющей в себе прогрессивные направления эволюции в государственном управлении и менеджменте, интегрированные тенденции в международной практике ВЭД и таможенного администрирования. В целом проблема носит системный характер и охватывает все уровни формирования и развития теории.

Использованные источники

1. Гупанова Ю. Е. Таможенное регулирование как фактор развития внешнеэкономической деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 2. С. 42-47.

2. Купряшин Г. Л, Соловьев А. И. Государственный менеджмент: учебное пособие. М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2004. 326 с.

3. Бойкова М. В. Совершенствование теории администрирования: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. 95 с.

4. Концепция развития таможенных органов Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 14.12.2005 2225-р) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 2.

5. Прущак С. Ф. Инновационное развитие таможенного администрирования внешнеэкономической деятельности: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2007. 235 с.

6. Бакаева О. Ю. Правовые аспекты таможенного администрирования: понятие и признаки // Государство и право. 2009. № 11. С. 94-98.

7. Иващенко М. В. Администрирование в деятельности таможенных органов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д: Ростов. юрид. ин-т МВД России, 2011. 150 с.

8. Договор между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 18.11.2011 «О Евразийской экономической комиссии» (утратил силу) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Бойкова М. В. К вопросу об уровнях исследования таможенного администрирования // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. «Экономика». 2015. № 1. С. 30-35.

10. Управление таможенным делом: учебное пособие / под общ. ред. В. А. Черных. СПб.: Троицкий мост, 2011. 230 с.

11. Макрусев В. В. Сервисная парадигма развития института таможенного администрирования: проблемный аспект // Научная дискуссия: вопросы экономики и управления. 2016. № 11 (55). С. 5-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.