хода. Следовательно, при оценке научного потенциала той или В свете сказанного рассмотренные работы можно признать об-
иной методологии необходимо учитывать, что не метод обуслов- разцом научного оперирования таким многозначным понятием,
ливает эффективность исследования, а способ его применения. как информация.
Библиографический список
1. Полозов, С.П. О применении информационного подхода в музыковедческих исследованиях // Проблемы музыкальной науки. - 2013. -№ 2(13).
2. Арановский, М.Г. Вопросы терминологии, или «О пользе быть наивным» // Проблемы музыкальной науки. - 2013. - № 2(13).
3. Медушевский, В. Динамические возможности вариационного принципа в современной музыке // Вопросы музыкальной формы. -М., 1966. - Вып. 1.
4. Медушевский, В. О динамическом контрасте в музыке // Эстетические очерки. - М., 1967. - Вып. 2.
5. Соколов, Е.Н. Ориентировочный рефлекс как информационный регулятор // Ориентировочный рефлекс и проблема рецепции в норме и патологии. - М., 1964.
6. Зарецкий, В. Образ как информация // Вопросы литературы. - 1963. - № 2.
7. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М., 1976.
Bibliography
1. Polozov, S.P. O primenenii informacionnogo podkhoda v muzihkovedcheskikh issledovaniyakh // Problemih muzihkaljnoyj nauki. - 2013. -№ 2(13).
2. Aranovskiyj, M.G. Voprosih terminologii, ili «O poljze bihtj naivnihm» // Problemih muzihkaljnoyj nauki. - 2013. - № 2(13).
3. Medushevskiyj, V. Dinamicheskie vozmozhnosti variacionnogo principa v sovremennoyj muzihke // Voprosih muzihkaljnoyj formih. - M., 1966. - Vihp. 1.
4. Medushevskiyj, V. O dinamicheskom kontraste v muzihke // Ehsteticheskie ocherki. - M., 1967. - Vihp. 2.
5. Sokolov, E.N. Orientirovochnihyj refleks kak informacionnihyj regulyator // Orientirovochnihyj refleks i problema recepcii v norme i patologii. -M., 1964.
6. Zareckiyj, V. Obraz kak informaciya // Voprosih literaturih. - 1963. - № 2.
7. Medushevskiyj, V.V. O zakonomernostyakh i sredstvakh khudozhestvennogo vozdeyjstviya muzihki. - M., 1976.
Статья поступила в редакцию 15.05.14
УДК 781.1
Polozov S. P THE CORRELATION OF INTONATION AND INFORMATION IN V. V. MEDUSHEVSKY'S RESEARCH.
This article focuses upon the correlation of intonation and information on the basis of the analysis of V.V Medushevsky's works in the field of musicology. The author builds up a chain of transitions “information - intonation - information” with a directed motion vector, thus showing the difference between the notions of information and intonation and, at the same time, their interdependence.
Key words: information approach, information, musical intonation, V. V. Medushevsky, theory of tonal character of music.
С.П. Полозов, проф. каф. теории музыки и композиции Саратовской гос. консерватории им. Л.В. Собинова, г. Саратов, E-mail: [email protected]
СООТНОШЕНИЕ ИНТОНАЦИИ И ИНФОРМАЦИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ В.В. МЕДУШЕВСКОГО
В статье рассматривается соотношение интонации и информации на основе анализа музыковедческих трудов
В.В. Медушевского. Автор выстраивает цепочку переходов «информация - интонация - информация» с направленным вектором движения, показывает различие и взаимозависимость понятий интонации и информации.
Ключевые слова: информационный подход, информация, музыкальная интонация, В.В. Медушевский, теория интонационной природы музыки.
Соотношению интонации и знака в музыке посвящено множество музыковедческих работ, в связи с чем можно сказать, что эта тема исследована достаточно глубоко. В тоже время следует признать, что в мнениях и подходах единства здесь пока не наблюдается, и главной «проблемной точкой» является знак. Но при всём многообразии взглядов на сущность знака в музыке, его связь с интонацией представляется вполне очевидной. Также бесспорным является и то, что посредством знака и его значения передаётся некоторая информация. Соединение всех элементов в цепочку образует систему «интонация - знак - информация», где знак выступает посредствующим звеном. Если из этой цепочки изъять «проблемного» посредника, мы получим «чистое» отношение интонации и информации.
Рассмотрение соотношения интонации и информации в музыке, естественно, предполагает применение особых методов исследования. Всплеск интереса к этой проблеме в музыкознании возник в начале 1980-х гг., когда почти одновременно появилось несколько работ, развивающих интонационную теорию Асафьева путём привлечения новых для того времени методов, включая информационный подход. Среди этих работ особо отметим статьи В.В. Медушевского [1], С.М. Мальцева [2]
и М.Г. Арановского [3]. Использование информационного подхода в некоторых музыковедческих работах двух последних авторов проанализировано нами [4; 5]. Теперь же мы хотим обратить внимание на взгляды первого.
Представление о взглядах Медушевского на соотношение интонации и информации можно составить по группе его исследований - статье «Человек в зеркале интонационной формы» [1], диссертации «Интонационно-фабульная природа музыкальной формы» [6] и книге «Интонационная форма музыки» [7], - связанных с построением теории интонационной формы музыки. Мы остановимся только на тех моментах этой теории, где имеется очевидная связь с информационным подходом, с помощью которого решаются некоторые музыковедческие проблемы.
Прежде всего, информационный подход обнаруживает себя при рассмотрении проблемы дискретного - континуального в музыке для выявления специфических отличий аналитической и интонационной формы. Поскольку высота и длительность в музыке имеют одновременно и непрерывную, и дискретную природу, эти отличия, по мнению Медушевского, так или иначе, восходят «к двум принципам обработки информации - синкретическому и дискретно-аналитическому, осуществляемым раз-
ными полушариями мозга. В аналитическую форму музыкальная высота включается дискретной, а в интонационную - континуально-моторной стороной» [6, с. 11-12; 7, с. 15].
Обозначенное отличие аналитической и интонационной формы позволяет перейти к рассмотрению сущности последней. И здесь информационный подход обнаруживает себя в связи с проблемой интонационного выявления человека в контексте сверхуплотнения биологической и социально-культурной информации. Согласно высказываниям Медушевского, важнейшей функцией интонации является информирование. В зависимости от передаваемого семантического содержания выделяются виды информации, от которых ведут своё происхождение разные стороны интонации. Так, в частности, складывается персонажная интонация, посредством которой и происходит интонационное выявление человека в музыке путём воспроизведения различных внешних и внутренних его проявлений.
Среди видов (или типов) информации, несомой персонажной интонацией, Медушевский отмечает следующие. Информация «о себе, о собственной индивидуальности. <...> Эта информация о себе как уникальном существе сохраняется в интонации персонажа, лирического героя, в стилевой интонации композитора, исполнителя, слушателя» [1, с. 41]. Информация «о группе, которой принадлежит индивид. <...> У истоков всех музыкальных культур лежали семейные, родовые и племенные лейтмотивы — отсюда ведут свое происхождение фригийские, дорийские и прочие древнегреческие лады с их этнической информацией. В современной же музыкальной интонации мы ощущаем ее национальную характерность» [1, с. 41]. «Информация о поле. <...> Музыка воспринимается нами как живая еще и потому, что принадлежит отнюдь не бесполым существам» [1, с. 41]. Информация «о возрасте. <...> Дифференциация <...> возрастов четко ощущается в стилевой интонации. Музыка Моцарта — несомненно более юная в сравнении с музыкой Бетховена» [1, с. 42]. Информация «о темпераменте. <...> Флегматичный Эвсебий и пылкий Флорестан Шумана, персонажи “Четырех темпераментов” Хиндемита - могут служить наглядной иллюстрацией этого вида информации» [1, с. 42] (см. также [7, с. 54]). Информация «о психических и физических состояниях человека, диапазон которых простирается от сумеречных реакций (бред князя Андрея из оперы Прокофьева “Война и мир”) до ослепительной ясности мысли (“Классическая симфония” Прокофьева)» [7, с. 54] (см. также [1, с. 42])1.
Перечисленные виды информации согласно данной им характеристики Медушевским имеют древнейшее, биологическое происхождение и составляют биологическую основу музыкальной интонации. Эта биологическая по истокам информация, благодаря включению в систему музыкального интонирования, получает социальное наполнение и обретает статус социальнокультурной информации. Соответственно, биологическая основа интонации является исходной для воплощения в персонажной интонации высших социально-духовных смыслов музыки.
По завершению обзора несомой персонажной интонацией информации, Медушевский отмечает, что «все упомянутые и неупомянутые виды информации синкретически слиты. <...> Для интуитивного «правополушарного» мышления все эти признаки теряются в слитном образе, а музыкальная интонация, синкретически втягивающая их в себя, воспринимается как живая, принадлежащая конкретному человеку» [7, с. 55-56] (см. также [1, с. 43; 6, с. 18]). В результате такого слияния информация в музыкальной интонации оказывается весьма концентрированной, уплотнённой. Надо полагать, в процессе восприятия эта концентрированная информация развёртывается в сознании слушателя, преобразуясь в соответствующие смыслы.
Таким образом, информационный подход в построении теории интонационной формы музыки играет важную роль. Он участвует в осмыслении природы дискретного и континуального в музыке, обнаружении отличий аналитической и интонационной формы, выявлении типологии информационно-содержательной составляющей интонации в контексте отражения в ней свойств человека, характеристике биологической и социальнокультурной информации. При этом трактовка самого понятия информации оказывается весьма своеобразной. На первый взгляд употребление этого понятия ограничивается семантическим аспектом, поскольку посредством информации сообщаются некоторые сведения о персонаже, что свидетельствует об
1 О некоторых видах информации см. также [6, с. 17].
использовании её в содержательном, обыденном контексте. Однако она выражается через характеристичность интонирования, обладающего уникальностью синтаксической структуры. Именно благодаря синтаксису создаётся возможность выявить признаки пола, возраста, темперамента, принадлежности социальной группе, психических и физических состояний человека и т. д. Следовательно, в понимании информации, несомой персонажной интонацией, мы можем наблюдать совмещение семантического (осведомление о тех или иных признаках персонажа) и синтаксического (интонационное своеобразие, уникальность звуковых параметров интонации) аспектов. Более того, нетрудно заметить, что синтаксический аспект непосредственно связан с биологической основой интонации, то есть проявляется главным образом через несомую интонацией биологическую информацию, а семантический - с наполнением интонации социально-духовным смыслом, то есть сосредотачивается в социально-культурной информации.
Не менее своеобразно проявляет себя информация в контексте проблемы дискретности — континуальности в музыке, где действуют процессы лево- и правополушарной обработки информации мозгом человека. Исследование показало, что дискретность проявляет себя как на синтаксическом, так и на семантическом уровне. Однако выявленный учёным синкретизм интонации обеспечивает континуальность интонационной формы на тех же двух уровнях. Следовательно, мы можем указать на диалектическое единство семантического и синтаксического аспектов информации, сочетающих в себе как континуальность, так и дискретность.
В соотношении интонации и информации наблюдается их взаимообусловленность. С одной стороны, интонация, выполняя функцию информирования, фактически является источником информации, с другой стороны, именно от информации она ведёт своё происхождение. Отсюда, на основе выявленной причинно-следственной связи мы можем обозначить следующую цепочку: биологическая информация — интонация — социально-культурная информация. Нетрудно заметить своеобразное проявление здесь действия диалектического закона отрицания отрицания, где информация посредством включение в музыкальное интонирование обретает новое качество.
Таким образом, информационный подход позволил раскрыть некоторые специфические свойства интонирования, что, безусловно, в некоторой мере способствовало общему построению теории интонационной формы музыки. При этом в трактовке информации обнаруживается диалектическое единство синтаксического и семантического её аспектов.
Для полноценного раскрытия взглядов Медушевского на соотношение интонации и информации, на наш взгляд, нельзя обойти вниманием общие рассуждения учёного о понятии информации. По его мнению, в настоящее время слово «приравнивается информации. Как и все древние слова, создававшиеся всепоглощающей любовью к истине, информация” несет в себе достаточно благородный этимон. Но в современном употреблении мы не связываем его с воспитательной энергией. Теперь это обезличенная констатация» [7, с. 198]. Продолжая эти рассуждения в связи с музыкой, музыкальную интонацию учёный называет прямым воплощением энергии жизни. «В этом отношении музыка - прямая противоположность тому, что мы сейчас называем “информацией”. Действительное, воспитывающее, созидательное начало, таящееся в корне forma, исчезло из семантики слова. Информация ныне — сообщение или оповещение о чем-то» [7, с. 214-215].
Действительно, только с сожалением можно отметить то, что сегодня стало распространённым весьма узкое представление об информации. Из её понимания выхолощена энергийная сущность, нивелирована способность к воздействию. В связи с этим нередко можно встретить скептическое отношение в оценке исследовательского потенциала как понятия информации, так и информационного подхода. Подобные сомнения не обошли стороной и самого Медушевского. Но его научное творчество как раз свидетельствует об обратном. Информационный подход успешно проявил себя при рассмотрении и освещении разнообразных музыковедческих проблем.
В своём научном творчестве Медушевский неоднократно прибегает к информационному подходу, чтобы разъяснить или доказать тот или иной тезис своей работы. Характерной чертой его научного метода является то, что обычно данный подход в его исследованиях присутствует в качестве констатации не-
ЗЗ7
которого исходного общего теоретико-информационного положения, на основе которого разворачиваются дальнейшие рассуждения посредством экстраполяции этого исходного положения на музыку. Таким образом, информационный подход оказывается специфическим исследовательским средством как некий исходный стимул, генерирующий дальнейшие обсуждение проблемы.
Вообще в научном творчестве Медушевского обращения к информационному подходу и понятию информации немногочисленны, но имеют важное значение при решении различных музыковедческих проблем. Поэтому можно сказать, что учёный внёс определённый вклад в музыкознание в плане разработки информационных аспектов музыкального искусства. В частноБиблиографический список
сти, согласно нашему исследованию, он установил естественную и непосредственную взаимосвязь между интонацией и информацией, благодаря чему мы можем выстроить цепочку переходов «информация - интонация - информация» с направленным вектором движения. Уже в таком распределении местоположения элементов в цепочке просматривается некоторое противопоставление интонации и информации. Особенно остро это проявляется при узком, утилитарном взгляде на последнюю. Только в этом случае между музыкальной интонацией и информацией возникает непреодолимый разрыв. Обращение же к глубинной сущности обеих выявляет их общность в энергийном воздействии на человека.
1. Медушевский, В. Человек в зеркале интонационной формы // Советская музыка. - 1980. - № 9.
2. Мальцев, С. Если конкретизировать спор. // Советская музыка. - 1980. - № 9.
3. Арановский, М. Интонация, знак и «новые методы» // Советская музыка. - 1980. - № 10.
4. Полозов, С.П. Роль информационного подхода в музыкально-семиотических исследованиях С.М. Мальцева // Музыкальная семиотика:
перспективы и пути развития: сборник статей по материалам III Международной науч. конф. - Астрахань, 2013.
5. Полозов, С.П. Понятие информации и информационный подход в исследованиях М.Г. Арановского // Проблемы музыкальной науки. -2012. - № 1.
6. Медушевский, В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы. автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. - М., 1983.
7. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки: исследование. - М., 1993.
Bibliography
1. Medushevskiyj, V. Chelovek v zerkale intonacionnoyj formih // Sovetskaya muzihka. - 1980. - № 9.
2. Maljcev, S. Esli konkretizirovatj spor... // Sovetskaya muzihka. - 1980. - № 9.
3. Aranovskiyj, M. Intonaciya, znak i «novihe metodih» // Sovetskaya muzihka. - 1980. - № 10.
4. Polozov, S.P. Rolj informacionnogo podkhoda v muzihkaljno-semioticheskikh issledovaniyakh S.M. Maljceva // Muzihkaljnaya semiotika: perspektivih i puti razvitiya: sbornik stateyj po materialam III Mezhdunarodnoyj nauch. konf. - Astrakhanj, 2013.
5. Polozov, S.P. Ponyatie informacii i informacionnihyj podkhod v issledovaniyakh M.G. Aranovskogo // Problemih muzihkaljnoyj nauki. - 2012. -№ 1.
6. Medushevskiyj, V. Intonacionno-fabuljnaya priroda muzihkaljnoyj formih. avtoref. dis. ... d-ra iskusstvovedeniya. - M., 1983.
7. Medushevskiyj, V.V. Intonacionnaya forma muzihki: issledovanie. - M., 1993.
Статья поступила в редакцию 15.05.14
УДК 781.68
Zaborin S. V. LESSONS OF IGNACY JAN PADEREWSKI IN RION-BOSSON. The article deals with the pedagogical principles of a famous Polish pianist Ignacy Jan Paderewski. Exploring letters of the pupils that are stored in the Archives of Paderewski in Warsaw, and also rare sources from Libraries of Warsaw University and Music Academy named after F. Chopin, the author tries to recreate the atmosphere of the Paderewski's lessons held at his Swiss villa Rion-Bosson in 1928-1937.
Key words: piano, interpretation, Chopeniana, Polish pianists, performing style, I. J. Paderewski.
С.В. Заборин, соискатель каф. методики фортепианного исполнительства, концертмейстер вокальных классов Санкт-Петербургской гос. консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
УРОКИ ИГНАЦА ЯНА ПАДЕРЕВСКОГО В RION-BOSSON
В статье рассматриваются педагогические принципы выдающегося польского пианиста Игнаца Яна Падеревского. Исследуя письма учеников, хранящиеся в Архиве Падеревского в Варшаве, а также редкие источники из библиотек Варшавского Университета и Музыкальной Академии им. Ф. Шопена, автор стремится воссоздать атмосферу уроков Падеревского, проходивших на его швейцарской вилле Rion-Bosson в 1928-1937 годы.
Ключевые слова: фортепиано, интерпретация, шопениана, польские пианисты, исполнительский стиль, И.Я. Падеревский.
В отличие от своего наставника, Т. Лешетицкого, И.Я. Падеревский не был великим педагогом. Тем не менее, он повлиял на стиль игры нескольких выдающихся пианистов, среди которых - Артур Рубинштейн, Витольд Мальцужиньский, Станислав Шпинальский, Генрик Штомпка. Эти и многие другие музыканты приезжали за советом музыканта в Rion-Bosson.
Будущий всемирно известный виртуоз начал преподавать в 18 лет сразу после окончания своего обучения в Варшаве. В 1878-1879 учебном году он был назначен преподавателем младших женских классов Варшавской консерватории, и этот педагогический опыт оказался, по-видимому, достаточно успешным. Вспоминая свой класс, Падеревский с удовлетворением отмечал, что его ученики уже через год сделали большие успехи и произвели настоящий фурор на экзаменах. Он писал: «Ка-
жется мне, что я был в общем хорошим учителем, хотя учить не люблю. Я бы скорее дал десяток концертов, чем один урок. Урок поглощает значительно больше энергии. Это очень изматывающее занятие. Бывали периоды, когда я проводил по девять и десять занятий в день» [1, с. 162]. Судя по всему, Падеревский уже в те годы был зрелым и ответственным музыкантом: четырнадцать из семнадцати учениц его класса поступили на высший курс консерватории.
Свою педагогическую деятельность Падеревский продолжил в консерватории Страсбурга. В качестве профессора гармонии, контрапункта и фортепианной игры двадцатипятилетний музыкант был рекомендован руководству консерватории Т. Ле-шетицким. Протекция всемирно известного педагога не избавила Падеревского от экзамена, который он выдержал с блеском: