Научная статья на тему 'Соотношение инновационности и традиционности культуры организации'

Соотношение инновационности и традиционности культуры организации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
209
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ИННОВАЦИОННОСТЬ / ТРАДИЦИОННОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / CULTURE / INNOVATIVENESS / CONVENTIONALITY / INDUSTRIAL MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зотов Виталий Владимирович, Леншина Оксана Николаевна

Статья посвящена проблеме соотношения инновационности и традиционности культуры организации. Авторы показывают, что, несмотря на ориентацию культуры организации на инновации как главную ценность техногенного общества, создание условий для инновационной деятельности инженерно-технических работников не соответствует заявленным идеалам креативной корпорации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Зотов Виталий Владимирович, Леншина Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OF INNOVATIVENESS AND TRADITIONAL CULTURE OF ORGANIZATION

The article is devoted to the relation of innovation and traditional culture of the organization. The authors show that, despite the orientation of the organization's culture of innovation as the main value of technological society, creating conditions for innovation of engineering and technical workers does not meet the stated ideals of the creative corporation.

Текст научной работы на тему «Соотношение инновационности и традиционности культуры организации»

УДК 130.2

Зотов Виталий Владимирович

доктор социологических наук,

кандидат философских наук,

профессор кафедры философии и социологии

Юго-Западного государственного университета

Om_zotova@mail.ru

Леншина Оксана Николаевна

аспирантка кафедры философии и социологии Юго-Западного государственного университета encatadora@yandex.ru

СООТНОШЕНИЕ ИННОВАЦИОННОСТИ И ТРАДИЦИОННОСТИ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Zotov Vitaliy Vladimirovich

Doctor Of Sociology, Candidate Of Philosophy, professor of the chair of philosophy and sociology, South-West State University Om_zotova@mai l. ru

Lenshina Oxana Nikolaevna

post-graduate student of the chair of philosophy and sociology, South-West State University encatadora@yandex. ru

CORRELATION OF INNOVATIVENESS AND TRADITIONAL CULTURE OF ORGANIZATION

Аннотация:

Статья посвящена проблеме соотношения инновационности и традиционности культуры организации. Авторы показывают, что, несмотря на ориентацию культуры организации на инновации как главную ценность техногенного общества, создание условий для инновационной деятельности инженерно-технических работников не соответствует заявленным идеалам креативной корпорации.

Ключевые слова:

культура, инновационность, традиционность, промышленная модернизация.

The summary:

The article is devoted to the relation of innovation and traditional culture of the organization. The authors show that, despite the orientation of the organization's culture of innovation as the main value of technological society, creating conditions for innovation of engineering and technical workers does not meet the stated ideals of the creative corporation.

Keywords:

culture, innovativeness, conventionality, industrial modernization.

В России не принято обращать внимание на содержательные составляющие общественного развития, связанные с мировоззрением людей, занятых в реальном секторе экономики. Существующие в экономической сфере нормы морали, поведенческие образцы и паттерны, состав и иерархии ценностей, массовые стереотипы, то есть модели представлений и действий, которые стоят за национальным характером, как правило, игнорируются. И так как наука к этому не готова, то культура не рассматривается в своем широком понимании как смыслообразующая и тем более регулирующая все виды общественной практики система. Но и именно культура формирует и упорядочивает картину мира, создавая для всех участников взаимодействия также единую систему мира и единые способы оценки поведения [1, 2]. Эволюция человеческой культуры и эволюция отношения человека к своей деятельности не просто взаимосвязаны, - они совпадают друг с другом. Сегодня, безусловно, рождается специфическая культура организации, которая коррелирует с ее инновационной деятельностью.

Рассматривая культуру предприятий (организаций), ее можно представить как совокупность наиболее важных мировоззренческих положений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых этой организацией ценностях, задающих людям ориентиры их экономического и трудового поведения. В любой организации, осознается это или нет ее членами, существует определенная культура. И поэтому говорить об отсутствии культуры или наличии ее в организациях бессмысленно. Другое дело, что каждая организация характеризуется определенным качественным состоянием культуры, которое задают, как правило, инженерно-технические работники и менеджеры всех уровней.

Но возникает вопрос: в чем особенность культуры организации инновационного типа начала XXI в. Техногенное общество, которое часто рассматривается как синоним инновационного общества, - это особый тип социального развития, определяющие признаки которого в известной степени противоположны характеристикам традиционных обществ. Именно техногенное общество породило организации современного типа. В культуре этого общества идея социального прогресса стимулирует ожидание перемен и движение к будущему. Самое главное и действи-

тельно эпохальное изменение, связанное с переходом от традиционного общества к техногенной цивилизации, состоит в возникновении новой системы ценностей. Ценностью считается сама инновация, понятая как, с одной стороны, процесс реализации, внедрения от зарождения идеи до ее воплощения, а с другой - как деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику. Определение инновации в этом случае дается через противопоставление традиционным формам действия, мышления и поведения. Инновация обычно воспринимается как нарушение «универсальных» правил. То, что выходит за рамки традиции, то и является инновацией, -такова позиция, которая широко распространенна и на сегодняшний день.

Традиционность культуры промышленных предприятий не только оттесняются на периферию, но и радикально трансформируются при вступлении этих предприятий на путь модернизации и инновационного развития. Так произошло и происходит с промышленными гигантами индустрии западных стран, осуществившими индустриальное развитие; то же можно сказать и о предприятиях новых постиндустриальных стран Азии, вставших на путь модернизации, - везде в культуре организаций инновационность как ценность отодвигает традиционность организационных и корпоративных культур, преобразуя их смысложизненные установки, заменяя их новыми мировоззренческими доминантами. Эти мировоззренческие доминанты выражают кардинальные мировоззренческие смыслы: понимания человека, мира, целей и предназначения человеческой жизнедеятельности.

В результате происходящих трансформаций возникает новая модель производственных отношений, так называемая «креативная корпорация». Ее деятельность организована уже не на основе решения большинства и даже не на основе консенсуса, а на базе внутренней согласованности ориентиров и стремлений. Впервые мотивы профессиональной деятельности оказываются выше ее стимулов, а организация, базирующаяся на единстве мировоззрения и ценностных установок ее членов, становится наиболее гармоничной и динамичной формой производственного сообщества. Но для того, чтобы превратиться из традиционной организации в компанию «креативную», о которой сегодня уже можно вести речь, должны «...завершиться процессы превращения большей части ее персонала в работников, занятых преимущественно интеллектуальной деятельностью (knowledge-workers), а также сформироваться в обществе в целом и внутри компаний в частности новые ценностные ориентиры социального взаимодействия» [3].

Инновационность культуры организаций определяет производственную деятельность как инновационную деятельность, то есть комплекс принимаемых мер по созданию, освоению и распространению на предприятиях инновационных продуктов не только в виде новых технологий, но и иных новшеств, затрагивающих его жизнедеятельность. Поэтому в культуре креативной организации активно поддерживается и ценится постоянная генерация новых образцов, идей, концепций, лишь некоторые из которых могут реализовываться в сегодняшней действительности. Особый смысл инновационной деятельности заключается в направленности на преобразование существующей практики или на порождение принципиально новой практики.

Основными носителями инновационной деятельности во все времена и в любом социуме являются творческие, инновационно заряженные личности, по выражению Н.И. Лапина, «инновационные личности как особый тип творческих личностей» [4, с. 9]. Такие люди представляют собой интеллектуально-инновационный потенциал нации, заслуживают самой высокой оценки и поддержки. Без них не может быть инноваций. По мнению В.Л. Иноземцева, в дальнейшем у человека появилось стремление к развитию самого себя как личности, причем главным результатом деятельности в этом случае оказывается сам человек - носитель уникальных качеств и способностей. Сегодня труд как осознанная деятельность, направленная на преобразование внешней природы ради достижения материального результата (главное - богатство), сменяется творчеством, которое не мотивированное утилитарным образом, а направленное на максимальное развитие личности, самого творческого субъекта (главное - самореализация) [5, с. 35-37] . В этом случае формируется креативная корпорация, среда которой предполагает наличие трех обязательных элементов: специалистов как субъектов инновационного процесса, творческой общности, а также объективных условий для осуществления творческой, инновационо-преобразовательной деятельности. В такой среде открывается возможность работать специалистам с высоким уровнем профессионализма и личной ответственности. Культура креативной организации предоставляет огромные возможности, как для удовлетворения амбиций, так и для реализации личных интересов и инициативе сотрудников. Как правило, деятельность работников не контролируется «сверху», а только координируется. Идея преобразования становится доминантой в культуре креативной организации. Если угодно, эта идея была важнейшей составляющей того «генетического кода», который определял само существование и эволюцию креативной организации.

Но есть ли такая составляющая культуры у современных промышленных предприятий? Чтобы ответить на этот вопрос, нами был проведен социологический опрос среди инженерно-

технических работников и менеджеров нескольких промышленных предприятий Курской области (ОАО «Прибор», ПП «Микрокод», ОАО «Электроцентрмонтаж»).

С целью определения уровня инновационности инженерно-технических работников организации респондентам был задан вопрос: «Как часто Вы находите для себя возможным нарушать установленные в организации нормы и правила для достижения определенных результатов в работе или целей организации». Большинство ответили: «Редко и никогда». Количество инженерно-технических работников, которые считают, что могут принять активное участие в изменении условий их профессионально деятельности, составляет 85 %. В ходе опроса выяснилось, что 89 % респондентов думают, что некоторые их идеи могли бы значительно улучшить организационную среду, в которой они работают. А также 75 % опрошенных полагает, что в будущем у них могут быть идеи, которые позитивно изменят среду, в которой они трудятся. Если перейти к рассмотрению непосредственно готовности сотрудников взять на себя инициативу по осуществлению определенного дела, то только чуть более половины (53 %) считает, что успешно доведет его до конца. А 34 % считает, что не сможет довести начатое дело до логического конца в силу отсутствия соответствующих знаний и опыта. Но такая ссылка относительна, поскольку среди них только 42 % имеют стаж работы непосредственно в данном отделе менее 5 лет и сами они моложе 35 лет.

Таким образом, преобразовательная деятельность отнюдь не воспринимается здесь как высшая ценность, напротив, она имеет ограничения и допустима лишь в рамках традиций предприятия. То есть традиционность как основа культуры сохраняется на промышленных предприятиях. Но в то же время творческих, инновационных личностей, влияющих на формирование организационной культуры, задающих стандарты, образцы инновационного поведения, достаточно. Требуется формирование определенной среды, способствующей реализации инициативных способностей сотрудников предприятия. Хотя их столкновение с современными креативными корпорациями рано или поздно приводит к радикальным трансформациям культуры данных предприятий. Такое активное взаимодействие креативных корпораций и промышленных предприятий, как правило, оказывается столкновением, которое приводит к гибели последних.

Ссылки:

1. Бергер П. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

2. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

3. Иноземцев В.Л. Fin de siecle. К истории становления постиндустриальной хозяйственной системы (1973-2000). Статья вторая // Свободная мысль.

1999. № 8. С. 19-42.

4. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики. М., 2008.

5. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.

References (transliterated):

1. Berger P. Sotsial'noe konstruirovanie real'nosti. M., 1995.

2. Parsons T. Sistema sovremennyh obshchestv. M., 1997.

3. Inozemtsev V.L. Fin de siecle. K istorii stanovleniya postindustrial'noy hozyaystvennoy sistemy (19732000). Stat'ya vtoraya // Svobodnaya mysl'. 1999. No. 8. P. 19-42.

4. Lapin N.I. Teoriya i praktika innovatiki. M., 2008.

5. Inozemtsev V.L. Sovremennoe postindustrial'noe obshchestvo: priroda, protivorechiya, perspektivy. M.,

2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.