Научная статья на тему 'Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства'

Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20453
1709
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
система права / система законодательства / взаимодействие / тенденции развития.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ельцова Ксения Сергеевна

в статье приведено сравнение системы права и системы законодательства, рассмотрено их взаимодействие, а также основные тенденции развития и совершенствования права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗЬ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Ельцова К.С.

Ельцова Ксения Сергеевна - магистрант, Высшая школа экономики, управления и права, Северный (Арктический) федеральный университет, г. Архангельск

Аннотация: в статье приведено сравнение системы права и системы законодательства, рассмотрено их взаимодействие, а также основные тенденции развития и совершенствования права.

Ключевые слова: система права, система законодательства, взаимодействие, тенденции развития.

Соотношение системы права и системы законодательства выражается в связи внутренней и внешней форм права. Так, система права показывает «деление» самого права и правовых норм, а система законодательства - источников права, то есть, его внешней формы.

Система права и система законодательства взаимодействуют друг с другом, они словно проникают друг в друга: система права входит в систему законодательства, а законодательство закрепляет право. Однако две эти правовые категории нельзя считать одинаковыми, они не тождественны. Система права и система законодательства имеют существенные различия, что говорит об их относительной самостоятельности. Чтобы выявить несовпадения и отличительные черты каждой из рассматриваемых систем, обратимся к таблице 1.

Таблица 1. Сравнение системы права и системы законодательства

Признак Система права Система законодательства

Форма права Внутренняя структура права Внешняя система права

Содержание Содержит нормы права Как нормы права, так и ненормативные положения

Характер Преимущественно объективный характер (в большей степени связана с общественными отношениями) Субъективный характер (зависит от воли законодателя)

Способ формирования По предмету и методу правового регулирования По предмету правового регулирования

Первичный элемент Норма права Статья нормативного акта

Склонность к изменениям Характерна устойчивость и стабильность системы права Является более подвижной и изменчивой

Связь Наличие вертикальных и горизонтальных связей Наличие только вертикальных связей

Структура Отрасли, подотрасли и институты права Нормативно-правовые акты, объединенные в отрасли законодательства

Способ возникновения Имеет первичный характер Имеет производный характер

Степень охвата источников Все существующие в данном государстве источники права Охватывает только нормативные источники

Проанализировав таблицу 1, можно сказать, что право не может существовать вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право. Они соотносятся как форма и содержание. Свое реальное выражение и внешнее проявление,

правовые нормы и их структурные образования получают именно в законодательстве. В данном контексте система права и система законодательства в целом совпадают.

Вместе с тем данные понятия различны, во-первых, по своему содержанию и по структурным элементам. Так, в системе права первичным элементом выступает норма права, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции. В системе законодательства в отличие от системы права на первое место выходит статья нормативно-правового акта, которая не всегда содержит все три структурных элемента правовой нормы.

Во-вторых, если система права носит объективный характер, то в системе законодательства большую роль играет субъективный фактор - воля законодателя. Объективность системы права обусловлена различными видами и сторонами общественных отношений. Субъективность законодательства относительна, так как она также зависима от определенных объективных социально-экономических процессов.

В-третьих, деление системы права на отрасли и институты происходит в зависимости от предмета и метода правового регулирования. В связи с этим нормам отрасли права свойственна высокая степень однородности. В свою очередь, отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, разграничиваются только по предмету регулирования и не имеют единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства может включать в себя различные отношения, поэтому отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на различия системы права и системы законодательства, эти две правовые категории тесно взаимосвязаны. Кроме того, важно установить правильное соотношение между системой права и системой законодательства для того, чтобы обеспечить доступность, сокращение ненужной множественности актов, сделать их согласованными и найти им правильное применение на практике.

Развитие и совершенствование права во многом зависит от изменений, происходящих в социально-экономической и политической сфере общества и государства. Так, В.М. Корельский и В.Д. Перевалов выделяют следующие тенденции:

- общие, присущие как системе права, так и системе законодательства - праву в целом;

- тенденции развития системы права;

- тенденции совершенствования системы законодательства.

Среди тенденций, свойственных праву в целом, выделяют следующие:

- постепенно происходит переосмысление соотношения «человек и право»: центральное место в правовой системе отводится человеку, его правам и свободам, увеличивается сфера действия частного права, тем самым выравниваются отношения между государством и отдельным человеком, наделяя их соответствующими правами и обязанностями;

- переход от императивных методов правового регулирования к диспозитивным;

- децентрализация правового регулирования: развитие субъектов РФ и органов местного самоуправления стимулируется законодательно с помощью таких средств, как договоры, субсидиарное применение, аналогия закона и права;

- возможна интеграция общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в российское законодательство в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 15 Конституции РФ. Также наблюдается интеграционная тенденция законодательства стран - участниц СНГ, Таможенного союза в экономическом и информационном пространстве, сфере борьбы с преступностью.

К тенденциям развития системы права относят:

- в связи с накопления нормативного материала и его распределением по институтам, отраслям происходит унификации этих структурных блоков, то есть, образуются новые институты и отрасли (банковское, налоговое право), а также они выделяются из других структурных подразделений (семейное право), что способствует увеличению плоскости их взаимодействия и повышает эффективность регулирования;

- возрастает значение правового регулирования, что подталкивает к возникновению комплексных структурных объединений юридических норм (по характеру предмета и метода правового регулирования, субъектов и объектов правовых отношений). Появление комплексных образований отражает развитость правовой системы и степень ее взаимодействия с другими нормативно-регулятивными системами общества;

- возможность перехода от современной структуры системы права, которой присущи достаточно прочные связи между институтами и отраслями, к модульному строению, где первичные структурные элементы будут иметь относительную автономность: при необходимости и наличии определенных системообразующих факторов они смогут образовывать структурные ассоциации для решения каких-либо вопросов.

Совершенствование законодательства осуществляется в следующих направлениях:

- приведение всего законодательного массива в соответствие с Конституцией РФ, которое заключается в пересмотре действующего законодательства, отмене устаревших нормативных актов и создании новых, совершенствовании законодательной техники и законодательного процесса;

- формирование новых комплексных отраслей законодательства, например, о банках и банковской деятельности, налогах, местном самоуправлении и так далее, что дает возможность эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы;

- становление новой структуры законодательства, предпосылкой которого является разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ.

Таким образом, изменяется и само содержание права, обновляется законодательство, приходит осознание новой роли правовых явлений в жизни общества.

Список литературы

1. Бошно С.В. Система права и система законодательства. [Электронный ресурс] // Право и современные государства: журнал, 2013. № 5. Режим доступа: http://bar-association.ru/?p=402/ (дата обращения: 24.02.2016).

2. Корельский В.М. Теория государства и права: учебник для вузов. / В.М. Корельский,

B.Д. Перевалов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2000. 595 с.

3. Орехов И.В. Взаимодействие субинститута права с другими элементами системы права Российской Федерации // Вопросы современной юриспруденции, 2015. № 7-8 (48). С. 68-72.

4. Шаров В.И. Структура информационного права // Юридическая техника, 2013. № 7-2.

C. 875-879.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.