Научная статья на тему 'Соотношение фоторяда и стихотворных текстов в современной популярной поэзии («Фотосинтез» В. Полозковой и О. Паволги)'

Соотношение фоторяда и стихотворных текстов в современной популярной поэзии («Фотосинтез» В. Полозковой и О. Паволги) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
684
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОТОГРАФИЯ В ЛИРИЧЕСКОЙ КНИГЕ / СОВРЕМЕННАЯ ПОЭЗИЯ / ЛИРИЧЕСКАЯ КНИГА / ПОЭЗИЯ В ДИАЛОГЕ С ФОТОГРАФИЕЙ / PHOTOGRAPHY IN LYRICAL BOOKS / MODERN POETRY / LYRICAL BOOKS / POETRY IN DIALOGUE WITH PHOTOGRAPHY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гутрина Лилия Дмитриевна

В статье исследуется художественная структура книги стихотворений популярной поэтессы Веры Полозковой: элементы сферы обрамления, субъектная сфера, ключевые темы (творчество, любовь) и мотивы книги (совпадение/несовпадение), фоторяд в его соотнесении со стихотворениями; в финале сделаны выводы о характере эстетического приращения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of photo rows and poetic texts in modern popular poetry ("Photosynthesis" by V. Polozkova and O. Pavolga)

The article studies the art structure of the book of poems of the popular poetess Vera Polozkova: elements of the sphere of a frame, the subject sphere, key subjects (creativity, love) and motives of her books (coincidence/discrepancy), a photo row in its correlation with poems; in the ending conclusions are drawn on character of an esthetic increment.

Текст научной работы на тему «Соотношение фоторяда и стихотворных текстов в современной популярной поэзии («Фотосинтез» В. Полозковой и О. Паволги)»

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

THE STUDY OF LITERATURE

УДК 81-821

Л. Д. Гутрина L. D. Gutrina

Соотношение фоторяда и стихотворных текстов в современной популярной поэзии («Фотосинтез» В. Полозковой и О. Паволги)

Correlation of photo rows and poetic texts in modern popular poetry ("Photosynthesis" by V. Polozkova and O. Pavolga)

В статье исследуется художественная структура книги стихотворений популярной поэтессы Веры Полозковой: элементы сферы обрамления, субъектная сфера, ключевые темы (творчество, любовь) и мотивы книги (совпадение/несовпадение), фоторяд в его соотнесении со стихотворениями; в финале сделаны выводы о характере эстетического приращения.

The article studies the art structure of the book of poems of the popular poetess Vera Polozkova: elements of the sphere of a frame, the subject sphere, key subjects (creativity, love) and motives of her books (coincidence/discrepancy), a photo row in its correlation with poems; in the ending conclusions are drawn on character of an esthetic increment.

Ключевые слова: фотография в лирической книге, современная поэзия, лирическая книга, поэзия в диалоге с фотографией.

Key words: photography in lyrical books, modern poetry, lyrical books, poetry in dialogue with photography.

«Блогер-поэт» Вера Полозкова стала особенно популярна в 2007-2009 гг. Именно тогда количество читателей её ЖЖ достигло десятитысячной отметки, а на март 2010 года у блога Веры Полозковой было зарегистрировано около 16 тыс. читателей [5, с. 396]. Именно в это время были изданы её книги «Непоэмание» и «Фото-

© Гутрина Л. Д., 2013

синтез»; именно тогда состоялось первое публичное выступление в Москве, в культурном центре «Дом Булгакова». С 2008 года играет в интерактивном спектакле Георга Жено «Общество анонимных художников». В феврале 2009 года В. Полозковой была присуждена премия «Неформат» в номинации «Поэзия». В октябре 2009 года состоялась премьера поэтического спектакля по текстам Полозко-вой в театре «Практика» (реж. Е. Шевелева). В декабре 2009 года состоялась премьера спектакля «Стихи о любви» на сцене пермского Театра нового времени «Сцена-Молот».

Вера Полозкова начала литературную карьеру без всяких протекций, - с написания постов в собственном ЖЖ. Первая запись в ЖЖ датируется 2002 годом. В книге Ю. Идлис «Рунет: сотворенные кумиры» ей посвящена целая глава: «Её тексты - даже стихотворные - не вполне стихи: в отличие от текстов других поэтов, они неотделимы от неё самой. Это её личные переживания, её радость и горе, её жизнь. Это практически посты в ЖЖ, которые воспринимаются более полно, если читатель что-то знает о жизни их автора и о том, кому они посвящены; причем привилегия дополнять поэтический текст своим знанием тех или иных фактов биографии его автора в случае с Веро4кой принадлежит не избранным -литературоведам и критикам - а народу: читателям её блога. Именно поэтому стихи Полозковой лучше всего слушать в ее собственном исполнении: она разыгрывает их по ролям вслух, как маленькие пьесы» [5, с. 395]. Ю. Идлис совершенно права: для тех, кто узнал Веру Полозкову по ЖЖ, её стихи неотделимы от её внешнего облика и от её голоса. Интернет изобилует аудио- и видеозаписями с её участием: Вера Полозкова поёт, читает, играет в спектаклях, дает интервью. Почему так востребована оказалась Полозкова для огромной аудитории? Ответ на этот вопрос неоднократно и по-разному проговаривался. Полозкова чрезвычайно артистична, деятельна, активна, резка - и это не может не импонировать. Полагаем, что собственные достоинства хорошо известны самой Веро4ке, однако же сложившийся в Сети образ кажется Вере Полозковой «узким», и она находит способы его преодоления. Точнее: она старается выйти за границы уже готового, созданного образа.

Одна из тактик, которую попыталась опробовать Веро4ка, -традиционная тактика прихода к читателю через текст на бумажном

носителе. В 2008 году при поддержке писателя Александра Житин-ского издаются две книги стихотворений Веры Полозковой - «Непо-эмание» и «Фотосинтез». «Фотосинтез» содержит фотографии - их довольно много: на 56 стихотворений 41 фотография. Этот факт, в принципе, не уникален, ведь с середины 2000-х многие поэты включают в поэтические сборники и лирические книги фотографии. Так, в 2006 году, опубликована книга Веры Павловой «1000 и одно объяснение в любви», в которой личные фотографии Павловой соседствуют с рисунками её дочери Лизы и текстами, написанными от руки самой поэтессой [7]. Суперобложка книги Б. Херсонского «Семейный архив» оформлена фотографиями из семейного архива автора [11]. То же самое - в книге прозы и стихотворений «Между шкафом и небом» Дмитрия Веденяпина [3].

К моменту выхода книги «Фотосинтез» образ Веро4ки уже растиражирован, «символический капитал» уже накоплен: о творчестве Полозковой уже высказались Д. Быков, А. Житинский, В. Топоров. На такой подготовленной почве публикация книг - дело благоразумное и понятное: теперь о Вере Полозковой должна узнать другая аудитория, читающая всё больше бумажные книжки, и до неё также следует донести собственный светлый образ, закрепленный в ЖЖ. Это объяснение не вполне срабатывает, поскольку на фотографиях в «Фотосинтезе» не одна Веро4ка. Ее фотоизображений там всего 4 (если считать за 1 фотографию разворот слайдов на с. 106-107) [10].

Существенным, на наш взгляд, в выбранной тактике является то, что на обложке книги в качестве авторов названы два человека -Вера Полозкова и фотограф Ольга Паволга. Ни в одной лирической книге с фотографиями, насколько нам известно, имя фотографа на обложку не выносится: так, в книге Павловой фамилии фотографов указаны в правом нижнем углу мелкими буквами на обороте шмуцтитула [7]. Одновременно в аннотации к «Фотосинтезу» в качестве автора названа только Вера Полозкова. Данное противоречие создает вокруг ситуации именования авторов некоторое напряжение и заставляет уточнить, кто же такая Ольга Паволга.

Запрос в Яндексе немедленно выводит нас на ЖЖ Ольги Па-волги [9], в котором демонстрируются её фотоработы. Две фотосессии из представленных посвящены Вере Полозковой, одна -Дмитрию Воденникову. Хотя на сайте много других фотографий - и

пейзажей, и натюрмортов, и портретов - эти три фотосессии с участием молодых, красивых, успешных поэтов, к тому же хорошо знакомых друг с другом, запоминаются более всего. Вся эта ситуация с указанием авторства, с сериями фотографий, посвященных друзь-ям-знакомым, делает актуальной образ «своего круга». Возникает чувство, что эта книга - некий «пароль», способ безошибочного определения своих и чужих. Примечательно, что в «Фотосинтезе» много стихотворений-посвящений: Яшке, Мике, Косте и т. д. Таким образом, фотографии в книге играют роль стратификатора: если ты выбираешь эту книгу, ты автоматически становишься участником некоего «заговора», ты немедленно становишься модным и актуальным, ты становишься частью «своего круга».

Яндекс отсылает еще и к книге короткой прозы Ольги Паволги «Записки на запястье» (2010) [8]. Рецензия К. Букши на книгу завершается словами: «Ольга же Паволга тщательно перемешала свои записки в однородную массу. Но многим салатик понравился: Лена Элтанг, Вера Полозкова, Марта Кетро, Дмитрий Воденников» [1]. Любопытно, что имена, которые прозвучали выше в связи с фотографиями Паволги, оказались сведенными вместе и в рецензии Букши.

Обращение к «Запискам на запястье» позволяет сделать еще одно заключение: О. Паволга - автор, пишущий короткую прозу, стремящийся к афоризму, автор, подписывающий свои фотографии; это значит, что и расположение фотографий внутри книги «Фотосинтез» не могло быть случайным, связь фото с конкретным текстом имела художественную задачу: собрались двое пишущих людей, решили сделать общую книжку - странно было бы не придумать ей концепцию. Что же получилось в итоге? Какое смысловое приращение дает включение в поэтическую книгу множества фотографий? Как работает, если работает, «код» фотографии? С точки зрения А. Житенева, исследовавашего взаимодействие фотографии с языком современной поэзии, фотография вносит в книгу «факт реального, подлинного бытия», «личное измерение», противостоящие фантазийной функции СМИ в современном «обществе спектакля» [4, с. 188-189].

В качестве магистральных для книги «Фотосинтез» назовем темы поэта и поэзии и тему любви. Первая из них ориентирована на

читателя-поэта, читателя-критика, вторая - на читателя «из народа», «чувствительного читателя» - просто любителя поэзии.

Тема поэта и поэзии задается в первом стихотворении книги как главная. Концепция творчества - героико-романтическая.

огромный город - не хватает глаз -прокуренный от шахт до антресолей, и где-то в глубине сидим мы с олей, и поглощаем углекислый газ. есть что-то, что обязывает нас. вот пес, что дремлет, старый и ничей, в соломке мелких солнечных лучей, вот горький ветер, ниоткуда родом -они обычно служат поворотом, каких-то тайных внутренних ключей. и оля с камерой идет по огородам, а я ищу словцо погорячей. то, что получится, и будет кислородом. мы фабрики счастливых мелочей. идет состав одышливый вдали, мальчишка паучка кладет за плинтус, и бабушки за хлебушек - «подвиньтесь!» -отсчитывают звонкие рубли, -все это черно-белый "фотосинтез"

а мы такие легкие

1

земли.1

Оля и Вера выступают создателями кислорода из углекислого газа, то есть и творят фотосинтез. Углекислый газ - метафора уныния, безжизненности, серости будней; его аналогом становится «блокада» в третьем стихотворении книги - такое состояние мира, при котором в нем отсутствуют слова («Отозвали шпионов, собкоров, детей, послов; только террористы и пастухи. В этот город больше не возят слов, мы беспомощны и тихи - собираем крошки из-под столов на проклятия и стихи», с. 8). Мир углекислого га-за\блокады связан с семейными неурядицами, проблемами межличностных отношений; едва даны - намеком, пунктиром, - и

1 Стихотворения В. Полозковой цитируются по изданию: [10]. Номер страницы указан в скобках после цитаты.

мотивы социального неблагополучия: «Дорогой товарищ Небесный Вождь, утолитель духовных жажд. Ниспошли нам, пожалуйста, мир и дождь, да, и хлеб наш насущный даждь. Я служу здесь осени двадцать две, я стараюсь глядеть добрей. Если хочешь пыточных в голове -/ Не в моей» (с. 9). То же прозвучит еще в стихотворении «Хвала отчаявшимся»: «Хвала Отчизне. Что бы без нее/ Мы знали о наркотиках и винах,/ О холоде, дорогах, херувимах,/ Родителях и ценах на сырье./Отчаянье, плоди неуязвимых./ Мы доблестное воинство твое» (с. 10). Эти стихотворения открывают книгу, сосредоточены в её начале, воспринимаются как некая исходная платформа, позиция, убеждение героини, часто говорящей, как видно из приведенных выше строк, от лица «мы».

Лирическое Я героини-поэтессы в стихотворениях о творчестве в начале книги представлено как сильное, агрессивное, деятельное:

Все тебе оправдываться - а мне утверждать и сметь.

Все тебе позвякивать - мне греметь,

Все тебе стараться - а мне уметь,

У тебя станок - у меня огонь, океан и медь,

Да и методы, так и так, поальтернативнее.

Мне придумать - тебе скривиться и осмеять,

Мне идти и идти вперед - а тебе стоять;

Тебе вечно учить историю - мне войти в нее Аж по самую деревянную рукоять (20).

При этом В. Полозкова явно использует метафору, пришедшую из мужской лирики - лермонтовский образ поэта-кинжала:

Ты дан мне в спутники, любви залог немой,

И страннику в тебе пример не бесполезный:

Да, я не изменюсь и буду тверд душой,

Как ты, как ты, мой друг железный [6, с. 108].

...В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Своё утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье? [6, с. 119].

На этом начальном этапе в книгу включена фотография Веро4ки, с

которой она смотрит на читателя пристально, в упор (с. 27). Лицо

12

сознательно высветлено, акцент сделан на глазах поэтессы: она вопрошает, она взыскует.

К концу книги в образе героини-поэтессы появляются мотивы слабости, ноты неуверенности в собственном предназначении («Это мир заменяемых; что может быть смешней твоего протеста. Они разместят чужой, если ты не пришлешь им текста», 48) и снисходительно-насмешливого отношения к себе - в особенности в маленьких стихотворениях в конце самом книги (лолите-раторша, аб-сурдопереводчица, 108). Этим текстам соответствует иное фотоизображение: Вера с завязанными глазами - не видящая., не понимающая, играющая; целый разворот «Вер», откровенно рисующихся, позирующих.

Существенно, что стихотворения книги располагаются по принципу обратной временной перспективы, то есть в начале расположены позднейшие тексты, а в конце ранние. Заметим: датировка стихотворений дана еле заметно, теряется на листе. Подобная игра цветом шрифта также акцентирует некую заложенную авторами концептуальность, делая из книги загадку (как нам кажется, без отгадки либо с очень легкой отгадкой). В книге явно прочерчена линия роста личности поэта - от самолюбования через самоиронию к выбору ответственной жизненной позиции, распространяющейся и на мир отношений с близкими, и отчасти - на мир социальных отношений. Фотоизображения В. Полозковой, как видим, поддерживают сюжетную линию книги.

Другая тематическая линия «Фотосинтеза» - семейно-любовная. В большей части стихотворений этой группы на первом плане переживания лирической героини о «несовпадении» с любимым:

Построенье сюжета странно,

Цель трагически не ясна:

У нас не совпадают столицы, страны,

Интересы, режимы сна (83).

Я специалист по бесперебойной подаче слез -Ты воспитал в себе выдержку партизанью.

Ты пьешь кофе в Гостином - я ем в «Маяке» лазанью,

Ты по бизнесу в Хельсинки - я в колонию под Рязанью Предотвращать резистентный туберкулез (54).

Другие стихотворения данной тематической группы могут быть условно названы «заграничными» - их герои обладают экзотичными именами - Джо Тодуа, Пайпер Боул, Бернард и Эстер и т. д. В. Полозкова рассказывает истории жизни людей, которые напоминают киношные, а точнее, сериальные сюжеты: у Говарда Кнолла нет отбоя от красавиц, но они ему неинтересны и идут утешаться к его отцу (с. 74); Пайпер Боул - влюбчивая женщина средних лет, в очередной раз брошена юным мальчиком, и муж её, несчастную, выхаживает и поддерживает (с. 72). По мнению Д. Быкова, именно эти стихотворения - «цикл, составляющий основу «Фотосинтеза»: «короткие стихотворные новеллы то ли на американском, то ли на европейском, в любом случае на очень литературном материале сделаны виртуозно, но ни психологической достоверности, ни фабульной увлекательности в них нет. Понятно, что все это иронические проекции на литературные и журналистские клише собственных биографических коллизий, на этой иронии держится весь эффект, и прием найден славный - пересказ русских драм под американскими топонимами и в гротескно-кинематографическом антураже - но мешает именно клишированность фабул: все эти персонажи немного целлулоидны» [2]. Так вот в «заграничных историях» как раз больше совпадений - стихотворения оставляют ощущение ладно устроенного мира, в котором всё хорошо кончается.

Как отметил Д. Быков, одним из использованыых Полозковой регистров в «Фотосинтезе» является иронический регистр; с наибольшей силой ироническое отношение Полозковой к ситуациям любви-семьи выразилось не в «заграничных» стихотворениях, а в паре маленьких стихотворений-считалок, расположенных на одной странице (единственный в книге случай!):

Моногам-стереогам Часто поднимают гам.

Моногам стереогаму морду бьет по четвергам.

Тот родного моногама Нежно гладит по рогам (60).

Жесткая ирония автора по отношению к теме брака и семьи выражается фотографией на соседней странице: стоящие к читателю спиной мужчина и женщина смотрят на большое изображение самки

и самца обезьян (61). Иронические тексты книги вступают в диалог с лирическими текстами о несовпадении героини с возлюбленным: получается, что никакого «совпадения» в любви ждать не приходится. Возможность «совпадения», то есть «со-бытия с миром», дает общение в «своем кругу» - на основе дружбы. Вот начало и финал стихотворения «Косте Бузину» - другу В. Полозковой, играющему вместе с ней в театре «Практика»:

Совпали частотами, Костя, бешеный резонанс; запели вчера -так слышно на полквартала. Похожи просто нюанс в нюанс, Одно и то же на лбу у нас десница божия начертала.

Так вычисляют своих - на раз, без предисловий...

... Костя, меня жестоко разобрало. Я прячусь от всех и думаю, Что соврать им. Ты, пожалуйста, не устань пускать меня под Крыло и давать тепло. Как положено старшим братьям (90).

Именно эти тексты о «своем круге» сосредоточены ближе к началу книги, и именно в них Полозкова говорит от лица «мы»:

- Хвала отчаявшимся. Если бы не мы

То кто бы здесь работал на контрасте...

- Мы - доблестное воинство твое.

- ..А мы такие легкие земли.

Что касается фотографий, окружающих тексты, посвященные теме семейно-бытовой, то в них повторяется тема одиночества, несовпадения: на нескольких фотографиях в пространство города помещена одинокая фигура человека; в пространство бара помещена девушка, напряженно что-то ищущая в сумочке; есть несколько фотоизображений человека с собакой или кошкой; изображение расходящихся веток железнодорожных рельсов и т. д.

Таким образом, фотографический ряд в книге «Фотосинтез», представленный Ольгой Паволгой, демонстрирует эмоциональное и образное совпадение с текстами Полозковой, а «совпадение» - искомый героиней Полозковой идеал, именно он-то и является кислородом. Высокая задача создания кислорода для окружающих, пафосно заявленная в начале книги, реализуется только как создание кислорода для себя, для своей «тусовки» и силами своей же «тусовки».

Книга «Фотосинтез», вырастающая вокруг стихотворений о любви, тем не менее в качестве приоритетной жизненной ценности заявляет линию взаимопонимания друзей, «своих» и, таким образом, раскрывает образ современника, для которого легче дружить, чем любить: это менее затратно и более приятно. Эта романтическая позиция делает героя вполне инфантильным: ему сложно в любви и не совсем понятно происходящее вокруг него, за пределами ограниченного пространства его маленького уютного мира.

Если применить к «Фотосинтезу» как циклическому образованию знаменитое определение, что в цикле 1+1 больше, чем 2, то окажется, что в случае Фотосинтеза 1+1 равно единице, поскольку фотографии варьируют комплекс тем и мотивов, заданный в стихотворениях.

Сама книга напоминает собой загадку, которую можно читать и слева направо и справа налево, только вот разгадка лежит на поверхности: шифровки на уровне датировок, шрифтов, именования авторов, посвящений - все эти игры в сложность прочитываются именно как игры и забавы для «своего круга», отчего и возникает ощущение некоторой обманутости ожиданий: фотосинтеза в книге не происходит.

Список литературы

1. Букша К. Ольга Паволга. Записки на запястьях [рецензия]. URL: http://www.natsbest.ru/buksha11_pavolga.html (дата обращения: 01.11.2012).

2. Быков Д. «Немаленькая Вера». URL: http://vera-

polozkova.ru/articles/kriticheskaya-statya-dmitriya-bykova/ (дата обращения: 01.11.2012).

3. Веденяпин Д. Между шкафом и небом. - М.: Текст, 2009. - 112 с.

4. Житенев А. Современная поэзия в диалоге с фотографией // Русская литература XX - XXI веков: направления и течения: сб. науч. тр. - Вып. 12. УрГПУ. Екатеринбург, 2011. - С. 187-192.

5. Идлис Ю. Рунет: сотворенные кумиры. - М.: АНФ, 2010. - 586 с.

6. Лермонтов М. Ю. Сочинения: в 6 т. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 19541957. - Т. 2. Стихотворения, 1832-1841. - 1954. - 380 с.

7. Павлова В. Письма в соседнюю комнату: Тысяча и одно объяснение в любви. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. - 616 с.

8. Паволга О. Записки на запястьях. - М.: Издательство Memories, 2010. -352 с.

9. Паволга О. Блог Ольги Паволги. URL: http://pavolga.livejournal.com/ (дата обращения: 01.11.2012).

10. Полозкова В. Фотосинтез. Полозкова Вера, Паволга Ольга. - М.: Livebook/Г аятри, 2011. - 112 с.

11. Херсонский Б. Семейный архив. - М.: НЛО, 2006. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.