Научная статья на тему 'Соотношение ареста подозреваемого по УПК Монголии с задержанием подозреваемого в порядке ст. 91 УПК РФ'

Соотношение ареста подозреваемого по УПК Монголии с задержанием подозреваемого в порядке ст. 91 УПК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
368
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРЕСТ ПОДОЗРЕВАЕМОГО / МЕРЫ ПРИНУЖДЕНИЯ / COERCIVE MEASURES / ЗАДЕРЖАНИЕ / DETENTION / ПРАВА ПОДОЗРЕВАЕМОГО / SUSPECT RIGHTS / ФАКТИЧЕСКИЙ АРЕСТ / ACTUAL ARREST / ARREST OF A SUSPECT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Даш Тамир

Проблема применения мер принуждения в виде ареста подозреваемого в уголовном судопроизводстве Монголии приобретает существенное значение, а нормы, содержащиеся в УПК Монголии, нельзя назвать полностью проработанными. Ведущая роль применения данной меры принуждения в уголовном судопроизводстве Монголии ставит задачи обеспечения прав арестованных лиц, обеспечения нормального производства по уголовному делу. Для совершенствования уголовно-процессуального законодательства Монголии следует использовать опыт зарубежных стран, а именно Российской Федерации. Автор проводит сравнительно-правовой анализ институтов задержания и ареста подозреваемого в совершении преступления с соответствующими положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и Монголии и приходит к выводу, что следует внести изменения в УПК Монголии, направленные на эффективное обеспечение прав и свобод при применении ареста подозреваемого по подозрению в совершении преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation between Arrest of a Suspect according to the Criminal Procedural Code of Mongolia and Detention of a Suspect according to Article 91 of the Russian Criminal Procedural Code

The problem of using coercive measures in the form of arrest of a suspect in criminal proceedings in Mongolia is getting more and more important, and norms included in the Criminal Procedural Code of Mongolia cannot be considered completely elaborated. The leading role of applying this coercive measure in criminal proceedings in Mongolia sets the tasks of ensuring the rights of the arrestees and on the other side of providing proper criminal proceedings. To improve the criminal procedural legislation of Mongolia it is necessary to employ foreign experience, in particular that of the Russian Federation. The article contains legal comparative analysis of the institutions of detention and arrest of a criminal suspect in accordance with the corresponding provisions of the criminal procedural legislation of the Russian Federation and Mongolia. The author makes the conclusion that it is appropriate to introduce some amendments to the Criminal Procedural Code of Mongolia for more effective securing of rights and freedoms when making an arrest of a criminal suspect.

Текст научной работы на тему «Соотношение ареста подозреваемого по УПК Монголии с задержанием подозреваемого в порядке ст. 91 УПК РФ»

УДК 343.13 © Т. Даш, 2017

Соотношение ареста подозреваемого по УПК Монголии с задержанием подозреваемого в порядке ст. 91 УПК РФ

Т. Даш

Проблема применения мер принуждения в виде ареста подозреваемого в уголовном судопроизводстве Монголии приобретает существенное значение, а нормы, содержащиеся в УПК Монголии, нельзя назвать полностью проработанными. Ведущая роль применения данной меры принуждения в уголовном судопроизводстве Монголии ставит задачи обеспечения прав арестованных лиц, обеспечения нормального производства по уголовному делу. Для совершенствования уголовно-процессуального законодательства Монголии следует использовать опыт зарубежных стран, а именно Российской Федерации. Автор проводит сравнительно-правовой анализ институтов задержания и ареста подозреваемого в совершении преступления с соответствующими положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и Монголии и приходит к выводу, что следует внести изменения в УПК Монголии, направленные на эффективное обеспечение прав и свобод при применении ареста подозреваемого по подозрению в совершении преступления.

Ключевые слова: арест подозреваемого, меры принуждения, задержание, права подозреваемого,

фактический арест.

Арест подозреваемого по УПК Монголии является мерой принуждения, сходной с аналогичной мерой по УПК РФ. Ему посвящена глава 8, состоящая из четырех статей (ст. ст. 58-61), которая находится в части 3 «Меры принуждения в уголовном процессе» УПК Монголии .

Арест подозреваемого по УПК Монголии — это мера принуждения превентивного характера, заключающаяся в кратковременном лишении свободы лица Арест по подозрению в совершении преступления производится в целях выяснения причастности к преступлению и разрешения вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу Мотивами же применения данной меры принуждения принято считать сформулированные на объективных обстоятельствах дела, служащие основаниями для ареста, а также субъективные побуждения соответствующего должностного лица, в производстве которого находится уголовное дело, не допустить, чтобы лицо, подозреваемое в преступлении, уклонилось от дознания, следствия или суда; помешало производству по уголовному делу; продолжало преступную деятельность [1, с . 65].

Арест подозреваемого применяется по судебному решению либо в порядке, не терпящем отлагательств, без судебного решения

Обращение к статистическим данным Монголии показывает, что в 2013 г. судом было рассмотрено 1181 решение об аресте подозреваемого, поступившее от органов расследования, 1054 из них были удовлетворены . В 2014 г. суд рассмотрел 869 решений об аресте подозреваемого, из них дал разрешение на арест в 814 случаях . В 2015 г. суд рассмотрел 921 решение об аресте подозреваемого, из них дал разрешение на арест в 869 случаях 1 . Следовательно, суд в большинстве случаев удовлетворяет такую меру принуждения, как арест подозреваемого (в 2013 г — 89%, в 2014 г . — 93%, в 2015 г. — 94% удовлетворены от всех поступивших постановлений об аресте от органов расследования)

Анализ положений главы 8 УПК Монголии «Арест подозреваемого» дает основания полагать, что нормативное регулирование института ареста подозреваемого нельзя назвать завершенным по сравнению с институтом задержания подозреваемого в уголовном судопроизводстве России

13 мая 2016 г. опубликован проект нового УПК Монголии, и в нем отсутствует такая мера уголовно-процессуального принуждения, как арест подозреваемого . Данный проект не был принят Парламентом 2 .

Общие правила ареста подозреваемого установлены в ст. 58 УПК Монголии, в соответствии с кото-

1 Шуухийн еренхий зевлелийн албан ёсны веб хуудас . Ш^н таслах ажиллагааны нэгдсэн тайлан 2015 он Улаанбаатар хот, Х . 39 [Официальный сайт Генерального совета суда . Единый отчет о судебных процессах 2015 года . Улан-Батор, 2015 . С . 39].

2 Монгол Улсын Засгийн газрын албан ёсны веб хуудас [Официальный сайт Парламента Монголии]. URL: www. parliament . mn (дата обращения: 13 .05 .2017) .

рой он должен быть арестован при попытке скрыться либо при наличии фактов, дающих достаточное основание подозревать лицо в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления .

Под попыткой скрыться следует понимать изменение места жительства без уведомления об этом следователя или дознавателя, а также оказание сопротивления при аресте [2, с. 69].

Арест в процессуальном смысле производится только при наличии возбужденного уголовного дела о преступлении, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы . Если возбуждено дело о тяжком или особо тяжком преступлении, то лицо подвергается аресту при наличии достаточных оснований подозревать именно это лицо в совершении преступления [2, с. 69].

Отметим, что предложения о введении такого мотива ареста подозреваемого, как подозрение в тяжком преступлении, было сформулировано еще в 1989 г. монгольским исследователем Б. Э. Батбуя-ном [3, с. 169].

В уголовном процессе Монголии предусмотрено составление постановления об аресте, который доставляется прокурору, а последний представляет его в суд (ст. ст. 59.1, 59. 2 УПК Монголии) . В комментарии к УПК Монголии отмечено, что прокурор после тщательной проверки обоснованности и достаточности оснований ареста подозреваемого выносит решение о необходимости рассмотрения вопроса об аресте в суде Прокурор вправе передавать либо не передавать это постановление в суд Прокурор в данном случае не выступает в роли посредника, а осуществляет прокурорский надзор за законностью ареста подозреваемого [2, с. 70]. В этом случае лицо, подлежащее аресту, и место его нахождения известны, но в отношении лица данная мера принуждения еще не осуществляется до вынесения решения судом.

В соответствии со ст. 59. 5 УПК Монголии в экстренных, безотлагательных случаях дознаватель и следователь могут немедленно арестовать подозреваемого до решения суда и сообщить об этом прокурору и суду в течение 24 часов с момента его ареста . В подобных случаях суд обязан в течение 48 часов с момента получения постановления об аресте подозреваемого вынести решение об аресте подозреваемого или его освобождении (ст 59 6 УПК Монголии) Такое решение принимается, если лицо задержано в момент совершения тяжкого или особо тяжкого преступления или непосредственно после его совершения, а также если лицо скрылось от следствия и суда или арестовано во время его розыска [2, с. 71]. В этом заключается одно из существенных отличий

института ареста подозреваемого в уголовном процессе Монголии от аналогичного института в уголовном процессе России, где судебное решение и согласие прокурора на задержание подозреваемого не предусмотрены

Вопрос о природе и сущности задержания подозреваемого остается одним из самых дискуссионных . Одни авторы полагают, что задержание подозреваемого — мера уголовно-процессуального принуждения [4, с. 29; 5, с. 35; 6, с. 143]; другие — следственное действие, направленное на собирание доказательств [7, с. 91; 8, с. 100-103]; третьи — одновременно мера принуждения и следственное действие [9, с. 92]. Следует отметить, что большинство процессуалистов, исходя из анализа УПК РСФСР, придерживались именно последней точки зрения [10, с. 53; 11, с. 117-121; 12, с. 175]. УПК РФ однозначно относит задержание к мерам процессуального принуждения, поместив главу 12 в раздел 4 «Меры процессуального принуждения» [13, с. 46].

О. И. Цоколова выделяет характерные черты института процессуального задержания и определяет, что «задержание — это неотложное процессуальное действие, не относящееся к числу следственных действий, которое в большинстве случаев проводится на первоначальном этапе расследования уголовного дела» [4, с. 38]. В. В. Кальницкий также исключает задержание из списка следственных действий [14, с. 4-7].

Двойственную природу уголовно-процессуального задержания по УПК РСФСР подчеркивал монгольский исследователь Б. Э. Батбуян: с одной стороны, задержание — это мера уголовно-процессуального принуждения, сущность которой сводится к кратковременному лишению свободы; с другой — задержание является «следственным действием, осуществляемым при производстве предварительного расследования, специфика которого заключается в том, что оно представляет собой процессуальное средство предупреждения совершения лицом, подозреваемым в преступлении, действий, препятствующих достижению задач уголовного судопроизводства» [3, с. 160]. Н . А. Власова тоже отмечала, что задержание может быть и следственным действием, и мерой уголовно-процессуального принуждения, имеет существенное доказательственное значение по делу и в то же время лишает подозреваемого возможности скрыться, помешать установлению истины или продолжить преступную деятельность [9, с. 96].

По УПК Монголии арест подозреваемого имеет двойственный характер: с одной стороны, ст 59 1 называет арест подозреваемого мерой принуждения 3;

3 ШYYх эрх мэдэл : албан ёсны тайлбартай хуулийн эмхтгэл 2012 он Улаанбаатар хот [Судебная власть : сб . законов и официальное толкование на 2012 год . Улан-Батор, 2012].

с другой — ст ст 59 4 и 89 1 относят арест подозреваемого к следственным действиям . Протокол, в котором фиксируются обстоятельства и факты, установленные в ходе проведения ареста, проведенного с соблюдением требований УПК, является источником доказательств

Таким образом, арест по характеру применяемых к лицу ограничений близок к мерам принуждения, а принимая во внимание возможность фиксации доказательств при его применении, считаем, что он сходен со следственными действиями

В уголовном процессе Монголии и России установлены различные сроки задержания (ареста) подозреваемого . Согласно ч . 1 ст. 10 УПК РФ максимальный срок задержания до судебного решения в полном соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции РФ составляет 48 часов В Конституции Монголии такой срок не установлен Он прямо не указан и в УПК Монголии В то же время в ст 60 2 УПК Монголии предусмотрено, что если решение судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу не поступит по истечении 72 часов, то подозреваемый немедленно освобождается Отсюда следует, что максимальный срок ареста подозреваемого в уголовном процессе Монголии составляет 72 часа

Кроме установления различных максимальных сроков задержания подозреваемого, в УПК РФ говорится о продлении срока задержания В УПК Монголии, в отличие от УПК РФ, возможность продления срока ареста судом не предусмотрена Это положение УПК РФ в юридической литературе подвергнуто справедливой критике [15, с. 240; 16, с. 129-130; 17, с. 225; 18, с. 142-143]. Так, И. А . Антонов по этому поводу пишет, что «теперь срок задержания в случае, когда суд откладывает принятие решения о применении меры пресечения заключения под стражу, может насчитывать 120 часов (пять суток). Данная норма нуждается в значительной корректировке или отмене с точки зрения ее соответствия самому Уголовно-процессуальному кодексу России, а именно ст 6 — назначению уголовного судопроизводства В настоящем виде такая норма никоим образом не соответствует нравственно-правовым критериям уголовно-процессуальной деятельности» [16, с. 130].

В В Вандышев полагает, что рассматриваемое положение УПК РФ противоречит ст. 15 УПК РФ, которая установила, что суд не является органом уголовного преследования или защиты, а стороны обвинения и защиты равноправны перед судом [15, с . 240].

Мнение А В Смирнова и К Б Калиновского о продлении срока задержания сводится к тому, что на обвиняемого не возлагается бремя доказывания необоснованности мер принуждения, поэтому за-

держание продлевается тогда, когда следователь убедительно аргументирует, что за 72 часа он сможет получить конкретные доказательства, обосновывающие искомую меру пресечения [19, с. 269-270].

Э. К . Кутуев приводит следующие доводы: «Законодатель предоставил право ходатайствовать о продлении срока задержания защитнику для предоставления им дополнительных доказательств необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу Однако такую ситуацию трудно себе представить» [17, с. 225]. В целом мы присоединяемся к критическим замечаниям по поводу п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ и считаем позицию монгольского законодателя, не предусмотревшего продление ареста в УПК, более правильной

Как в УПК Монголии, так и в УПК РФ содержатся отдельные нормы, устанавливающие основания освобождения подозреваемого Однако по УПК РФ решение об освобождении подозреваемого принимает не суд, а дознаватель или следователь, так как само по себе задержание подозреваемого по УПК РФ, в отличие от УПК Монголии, судебного решения не требует.

УПК РФ устанавливает еще одно правило, отсутствующее в УПК Монголии В соответствии с ч 4 ст 94 УПК РФ если имеется определение или постановление суда об отказе в удовлетворении ходатайства дознавателя, следователя об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, то копия этого постановления или определения выдается подозреваемому при его освобождении Представляется, что аналогичное правило следует закрепить и в УПК Монголии

В обоих УПК предусматривается уведомление о задержании (аресте) подозреваемого. В соответствии со ст 61 1 УПК Монголии дознаватель или следователь не позднее 24 часов с момента ареста подозреваемого уведомляет кого-либо из близких совершеннолетних родственников либо адвоката или предоставляет такую возможность самому подозреваемому Следовательно, родственники могут пригласить для защиты подозреваемого наиболее квалифицированного и опытного адвоката У арестованного по подозрению в совершении преступления лица такая возможность не всегда имеется, а следователь ограничивается приглашением дежурного адвоката . В этом контексте уведомление родственников подозреваемого приобретает значение эффективного средства его защиты, т е в УПК Монголии посредством установления обязанности следователя уведомить родственников арестованного сделан определенный шаг по направлению к более широкому обеспечению прав подозреваемого.

В УПК РФ эти вопросы решаются несколько иначе . Во-первых, срок уведомления составляет 12 часов,

полагаем, это логично, учитывая 48-часовой общий срок задержания . Во-вторых, в число уведомляемых лиц, кроме близких родственников, входят и другие родственники, которые уведомляются о задержании подозреваемого при отсутствии у него близких родственников . В-третьих, в УПК РФ нет специального указания на совершеннолетних родственников, и в этом отношении позиция монгольского законодателя представляется более верной В-четвертых, в УПК РФ нет указания на возможность уведомления о задержании защитника (адвоката) подозреваемого . На наш взгляд, нет никаких препятствий в УПК РФ установить, что по просьбе подозреваемого о его задержании (аресте) должен быть уведомлен избранный им защитник (адвокат)

С учетом вышеизложенного соответствующие положения УПК обеих стран можно было бы сформулировать следующим образом: «Дознаватель (следователь) не позднее 24 (12) часов с момента ареста (задержания) подозреваемого уведомляет кого-либо из близких совершеннолетних родственников, а при их отсутствии других совершеннолетних родственников или предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому».

В статье 59. 8 УПК Монголии начало срока ареста подозреваемого установлено четко — момент предъявления постановления об аресте подозреваемому для ознакомления В российской юридической науке по поводу начала срока задержания подозреваемого единого мнения не сложилось В период действия УПК РСФСР высказывались мнения о том, что исчисление срока задержания начинается: с момента фактического задержания; с момента доставления лица в орган дознания или предварительного следствия; с момента водворения задержанного в специальное помещение для содержания под стражей [6, с. 44; 20, с. 89].

В УПК РФ о фактическом задержании говорится в п . 15 ст. 5, в соответствии с которым момент фактического задержания определяется как момент производимого в порядке, установленном УПК РФ, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления

Это положение УПК РФ дало основание для вывода о том, что существуют, по крайней мере, два вида задержания [15, с. 243; 18, с. 10]. В. В. Ван-дышев называет их фактическим и уголовно-процессуальным. Т. В . Валькова по этому поводу пишет: «Законодатель признает существование двух этапов уголовно-процессуального задержания лица по подозрению в совершении преступления: задержание фактическое, когда человек фактически ограничивается в свободе передвижения, и задержание юридическое, при котором фактическое задержание получает процессуально-правовое оформле-

ние в виде протокола задержания в порядке ст 91 УПК РФ» [18, с . 10-11].

Понятие момента фактического задержания таким образом становится ключевым при исчислении его сроков . Определение, данное в п . 15 ст. 5 УПК РФ, носит общий характер, однако позволяет сформулировать исходные позиции для понимания момента фактического задержания Фактическое задержание производится органом (должностным лицом), возбудившим уголовное дело и приступившим к его расследованию Оно заключается в принятии к лицу, доставленному в орган дознания, к следователю, конкретных мер, реально ограничивающих лишение свободы его передвижения . Ими могут быть объявление лицу решения о задержании, удержание лица в помещении органа расследования или ином месте, куда доставлен или где находится подозреваемый, сопровождаемое применением в этих целях физического воздействия или спецсредств, например наручников

Б. Б. Булатов отмечает, что захват и доставление лица в орган дознания или к следователю только тогда означают фактическое задержание лица, когда они осуществляются в рамках уголовного дела, на основании постановления о задержании. Моментом фактического задержания здесь будет момент реального ограничения свободы подозреваемого в совершении преступления лица . Действия должностных лиц различных правоохранительных органов, потерпевших, граждан, оказавшихся очевидцами преступления, по пресечению преступления, захвату и доставлению лица предшествуют возбуждению уголовного дела и задержанию, не являются его началом Уголовно-процессуальный закон все же проводит разграничение понятий «фактическое задержание» и «доставление». Если фактическое задержание имеет место в рамках возбужденного уголовного дела и осуществляется указанными в УПК РФ органами и должностными лицами, то доставление, если оно производится не на основании постановления о задержании, всегда носит ситуативный характер Это вызвано тем, что лицо оказывается застигнутым при совершении общественно опасного деяния или сразу после его совершения и необходимы разбирательство с ним, выяснение обстоятельств совершения общественно опасного деяния, установление в нем признаков преступления . Лицо может быть установлено по приметам в связи с подозрением в преступлении, что также обусловливает его доставление в орган дознания, к следователю Доставление далеко не во всех случаях влечет за собой задержание лица по подозрению в совершении преступления [13, с. 55-57].

О. И . Цоколова по этому поводу пишет, что задержание подозреваемого является процессуальным действием с того момента, как лицо доставлено к следователю, дознавателю (в орган дознания) Именно

с этого момента начинается фактическое лишение подозреваемого свободы передвижения по процессуальным основаниям, именно с этого момента следует исчислять срок задержания и указывать это время в протоколе задержания Физическое удержание лица до этого момента нельзя рассматривать как процессуальное задержание подозреваемого, а следует трактовать как допроцессуальную деятельность, которая может быть направлена на пресечение преступных действий и лишение правонарушителя возможности скрыться [4, с. 40-41].

В статье 5 УПК Монголии закреплены определения основных понятий, используемых в УПК Монголии Но о фактическом аресте подозреваемого ни в ст. 5, ни в главе 8 УПК Монголии не упоминается . Монгольский исследователь Д. Чимэддорж пишет, что начало срока фактического задержания по УПК Монголии не учитывается, а срок задержания исчисляется с момента ознакомления подозреваемого с постановлением его задержания . Исходя из сказанного следует отметить, что законодательная неурегулированность фактического ареста в УПК Монголии влечет за собой незаконность удержания лица, нарушает неприкосновенность личности [21, с. 16-17].

Считаем целесообразным добавить в ст 5 УПК Монголии отдельным пунктом «момент фактиче-

ского ареста» и изложить его в следующей редакции: «Момент производимого в порядке, установленном УПК Монголии, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в совершении преступления, при применении ареста подозреваемого уполномоченным сотрудником правоохранительной службы в порядке главы 8 УПК Монголии, одновременно или после возбуждения уголовного дела», а также изменить диспозицию ст 59 8 УПК Монголии следующим образом: «Исчисление срока ареста начинается с момента фактического ареста подозреваемого в порядке статьи 5 УПК Монголии»

В своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятых Резолюцией ООН 9 декабря 1988 г. , предусматривается, что лицо не может быть задержано без предоставления эффективной возможности быть в срочном порядке заслушанным судебным или иным органом 4 .

В УПК Монголии аналогичные правила не предусмотрены ни в главе 8 «Арест подозреваемого», ни в ст 35, закрепляющей права подозреваемого, что представляется неправильным По нашему мнению, это положение необходимо сформулировать в УПК Монголии

Список литературы

1. Даш Т. Арест подозреваемого по УПК Монголии // Подходы к решению проблем законотворчества и правоприменения : сб. науч. тр. адъюнктов и соискателей. Омск, 2016. Вып . 23 .

2. Жанцан С., Баясгалан Г., Бямбаа Ж. Монгол Улсын ЭрYYГийн байцаан шийтгэх хуулийн тайлбар 2003 он Улаанбаатар хот, Х. 69 [Жанцан С., Баясгалан Г., Бямбаа Ж. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Монголии (постатейный) . Улан-Батор, 2003].

3. Батбуян Б. Э. Задержание подозреваемого по УПК МНР : дис . ... канд . юрид . наук . М . , 1989.

4. Цоколова О. И. Меры уголовно-процессуального принуждения, состоящие в изоляции подозреваемого, обвиняемого : монография М , 2008

5 . Ахпанов А. Н. Меры процессуального принуждения: социальная ценность, теория и практика применения Караганда, 1989

6. Коврига З. Ф. Уголовно-процессуальное принуждение . Воронеж, 1975.

7. Шейфер С. Проблемы развития системы следственных действий в УПК РФ // Уголовное право . 2002. № 3 .

8. Бедняков Д. И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений . М . , 1991.

9. Власова Н. А. Уголовный процесс : курс лекций. М. , 2000.

10 . Дубинский А. Я. Производство предварительного расследования органами внутренних дел . Киев, 1987.

11. Шатило К. Д. Уголовно-процессуальный характер задержания как неотложного следственного действия // Правоведение . 1963. № 4.

12 . Жогин Н. В., Фаткуллин Ф. Н. Возбуждение уголовного дела . М . , 1961.

13 . Булатов Б. Б. Государственное принуждение в уголовном судопроизводстве : монография . Омск, 2003.

14 . Кальницкий В. В. Следственные действия : учебное пособие . Омск, 2003.

15 . Вандышев В. В. Уголовный процесс . СПб . , 2004.

16. Антонов И. А. Нравственно-правовые критерии уголовно-процессуальной деятельности следователей СПб , 2003

4 Свод принципов защиты всех лиц, подвергнутых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме . Принят Резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1988 г. // Международные акты о правах человека : сб . документов. М. , 2000. С. 210 .

17. Кутуев Э. К. Уголовно-процессуальное принуждение на досудебных стадиях : дис . ... д-ра юрид . наук . СПб . , 2004.

18 . Валькова Т. В. Реализация процессуальных прав подозреваемого при расследовании преступлений органами внутренних дел : дис . ... канд . юрид . наук . СПб . , 2004.

19 . Смирнов А. В., Калиновский К. Б. Уголовный процесс . СПб . , 2004.

20 . Зинатуллин З. З. Уголовно-процессуальное принуждение и его эффективность . Казань, 1981.

21. Чимэддорж Д. Меры уголовно-процессуального принуждения, связанные с изоляцией от общества, в уголовном процессе Монголии и России : автореф . дис . ... канд . юрид . наук . СПб . , 2005.

УДК 343 © А. И. Тамбовцев, 2017

Проблемы правовой интерпретации общих требований к лицам, содействующим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

А. И. Тамбовцев

Проводится исследование положений ст. 17 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», регулирующих содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Проведен анализ отдельных терминов и терминологических конструкций, изучены правоприменительная практика, возможности преодоления имеющихся юридических коллизий, предложены собственные подходы к решению выявленных проблем.

Ключевые слова: конфиденциальное содействие, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, оперативные подразделения, привлечение к конфиденциальному содействию, органы внутренних дел.

Содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (далее — ОРД), как социально-правовой феномен, который имеет многовековую сложную историю становления, но краткое правовое и законодательное регулирование, подвергалось целенаправленному научному осмыслению и правовому анализу в рамках научных изысканий Н . С . Железняка, А . В . Шахматова, А . А . Маслова и других ученых . Указанными авторами были всесторонне изучены сущностно-понятийные, правовые, организационные и многие теоретические и практические аспекты этого явления Особое внимание ученые уделили исследованию Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД) современного правового первоисточника данного феномена Вместе с тем текст Закона об ОРД в части, регулирующей содействие граждан органам, осуществляющим ОРД, содержит ряд терминов, терминологических конструкций и положений, не имеющих единого юридического толкования и порождающих колли-

зии Они нуждаются в содержательной и формальной (редакционной) корректировке, что и послужило поводом к написанию данной статьи

Закон об ОРД является концептуальным нормативным правовым актом для осуществляющих оперативно-розыскную деятельность субъектов, перечисленных в ст. 13 указанного закона, а именно: оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации; органов Федеральной службы безопасности; Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны; таможенных органов Российской Федерации; Службы внешней разведки Российской Федерации; Федеральной службы исполнения наказаний Положения Закона об ОРД должны быть основополагающими для отдельных аспектов производных от него специальных федеральных законов, регламентирующих деятельность перечисленных субъектов, и разработанных на их основе ведомственных наставлений и инструкций организационно-тактического характера . Следует признать, что любые недостатки первичного закона естественно повлекут последующую

1 Рос. газета . 1995 . 18 авг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.